Какие согласные смягчают. Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы–И

Цель: учить учащихся различать гласные ы-и в слогах, словах, предложениях устно и на письме.

Задачи: уточнить артикуляцию звуков ы-и ; закрепить связь звука и буквы; формировать умения выбирать нужную гласную букву, определять твердость или мягкость впереди стоящего согласного; формировать навыки чтения и письма слогов, слов с буквами ы-и в позиции после согласного; развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов с гласными ы-и ; уточнение и расширение словаря по темам: “Профессии”, “Животные”; воспитание гуманного отношения к животным.

Оборудование: буквы ы ,и , таблица гласных 1 и 2 ряда, логопедические профили звуков ы-и , звуковая таблица, звуковые домики, сигнальные карточки с гласными ы-и , картинки с изображением животных, словарные слова “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Ветеринар”, звуковая схема слова “Тигры”, тетради, цветные карандаши, карточки с деформированными словами, слоговая таблица, картинка Айболита.

Ход занятия

I Организационный момент.

Логопед: Сядет тот ученик, чьё имя я назову...

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Кто готов сегодня внимательно слушать и хорошо работать?

II Артикуляционная гимнастика

Логопед: Нам надо, чтобы губы, язычок хорошо работали, сделаем зарядку...

Для челюсти: “Птенчики”, “Ворота”

Для губ: “Улыбка”, “Трубочка”, чередование “Улыбка-трубочка”.

Для языка: “Лопатка”, “Часики”, “Змейка”.

Выработка правильного дыхания: (логопед следит за правильным выполнением упражнений)

Вдох через нос, выдох через рот (3-4 раза);

Вдох через рот, выдох через нос (3-4 раза).

III Сообщение темы

Пополнение и активизация словаря (на доске словарные слова:

  • Ветеринар
  • Домашние животные
  • Дикие животные)

Логопед: Прослушайте стихотворение:

По утрам у Айболита
До обеденной поры
Лечат зубы зебры, зубры,
Волки, выдры и бобры.

Логопед: Про кого это стихотворение?

Учащиеся: Про Айболита, животных.

Логопед: Как называется профессия человека, который лечит животных?

Учащиеся: Ветеринар (уточнить: Айболит – это имя человека).

Логопед: Каких домашних (диких) животных лечит ветеринар?

Учащиеся: Кошек, собак, лис, медведей...

Логопед: Как надо заботиться о животных? (ответы учащихся)

Логопед: Какие животные пришли к Айболиту лечиться в стихотворении?

Учащиеся: Зебры, зубры, волки, выдры и бобры.

Логопед: Какие это животные, где они живут, кто о них заботится?

Учащиеся: Это дикие животные.

На доске картинки с изображением диких и домашних животных: тигр, корова, кошка, собака.

Логопед: Поиграем в игру “Четвертый лишний”. Кто из животных не попал к своим друзьям?

Учащиеся: Это тигр. Кошка, корова, собака – это домашние животные, а тигры – это дикие животные.

На доске схема слова “Т и ГР ы ”, где красными кружками отмечены пропущенные гласные ы-и .

Логопед: Догадайтесь, какие гласные пропущены в слове. (Один учащийся выходит к доске и подбирает гласные буквы, остальные отвечают с места).

Как вы догадались что после т надо поставить гласную и , а после р ставим ы ?

Учащиеся: Согласный произноситься мягко ть , согласный произноситься твердо т .

Логопед: Тема занятия сегодня “Твердые и мягкие согласные перед гласными ы-и ”.

IV Характеристика звуков ы-и . Соотнесение с буквой

Логопед: Расскажите о звуках ы-и.

Ученики при помощи звуковой таблицы и логопедических профилей дают характеристику изолированного произношения гласных, соотносят звук с буквой). Далее логопед вывешивает на доску таблицу с гласными 1 и 2 ряда, и поясняет, что гласные ы-и при чтении и на письме легко спутать, поэтому нужно учиться их различать.

V Дифференциация согласных по твердости мягкости на уровне слога

1.Ученикам раздаются сигнальные карточки с буквами ы-и.

Логопед: Прослушайте слоги, поднимите гласную которую услышите.

Какаябуква влияет на смягчение согласного? Как произносится согласная перед и , ы ?

Мы, си, сы, ми, ры, ри, ти, ди, вы, пи, лы, зы,зи, фри, ды.

2. Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед: Внимательно прослушайте слоги и повторите за мной:

3. Чтение слогов

МЫ-МИ НЫ-НИ ДЫ-ДИ БЫ-БИ КЫ-КИ
ЛИ-ЛЫ РИ-РЫ ВИ-ВЫ ТИ-ТЫ ПИ-ПЫ

VI Физминутка

VII Дифференциация согласных по твердости мягкости на уровне слова

1.Дидактическая игра “домики”.

У учеников карточки с изображением животных, в названиях которых есть и-ы . На доске находятся два домика с окошками. Первый домик зеленого цвета, на крыше домика буква И . Второй домик синего цвета, на крыше домика буква ы .

Логопед: Назовите животных на картинках. Нужно поселить их в домики: животные в названии которых есть и живут в домике с буквой И , а животные в названии которых есть ы – в домике сбуквой ы .

Каждый учащийся выходит к доске, называет слово, определяет местоположение картинки, выделяет гласную, определяет мягкость или твердость впереди стоящего согласного.

Каждому ученику даются карточки со словами, в которых пропущены буквы:

К?Т ?ГРА Л?МОН Р?БА В?ЛКА КР?ШКА
ПУЗ?РЬ П?СК СЛ?ВА М?ШКА Т?ГР

Ученики читают слова, определяют какая буква пропущена, распределяют слова в два столбика: с гласной ы , и с гласной и .

Логопед: Назовите эти слова во множественном числе, выделите окончания слов.

VIII Пальчиковая гимнастика

IX Работа в тетради

1. Запись разобранных слов в тетрадь. Выделение гласных и-ы цветными карандашами.

2. Составление предложений с разобранными словами, записать. Выделить гласные и-ы в словах.

X Итог занятия

Логопед: Чему мы учились на занятии? Произнесите слова с гласными и-ы . Какая гласная смягчает согласную?

Что для вас было самым трудным... легким на занятии?

Сегодня были очень активные на уроке...

Топинамбур

10.03.2012, 19:57

Ужасно стыдно, что я, учитель русского языка с 10-летним стажем и двумя филологическими вышками, задаю такой вопрос:008: Но, честно говоря, не усваиваю я программу по русскому в 1 классе:))
Меня в тупик ставит следующее задание: подчеркнуть гласные, указывающие на смягчение предшествующего согласного. Ну, типа, листик - надо подчеркнуть гласные "и", ибо они смягчают "л" и "т".
А как быть со словом "зелень"? Там же гласный звук "э" и ни фига он не смягчает. "Е" мы слышим и пишем только потому, что "з" и "л" мягкие согласные...
В слове "лыжи" смягчения "ж" нет, потому что этот звук всегда твердый. Т.е. стояние после него "и" ничего не решает...
Ну т.е. я не могу разобраться с причиной и следствием...
Пыталась выяснить у учительницы, она на меня косо посмотрела и объяснила, но я все равно не поняла:008::008::008:
Народ, донесите, пожалуйста, до меня истину.

10.03.2012, 20:06

Мне кажется, ключевой момент - формулировка не "смягчающие", а "указывающие на смягчение". Просто тупо подчёркивать гласные после мягких согласных? А в лыжи гласный ы, наверное?

Глеб Егорыч

10.03.2012, 20:06

:)) всё гораздо проще, чем кажется.


3 из них йотированные. Поэтому, понятное дело, если речь будет идти о звуках, то в вашем примере "зелень" звук [э] никого впередистоящего не смягчает. Формально смягчителем выступает "спрятавшийся" в букве Е [j].
Но в данном случае речь идет не о звуках, а о буквах. Так и говорят - БУКВЫ-показатели мягкости предыдущего согласного (Е. Ё, И, Ю, Я, Ь). Исключениями являются всегда твердые Ж и Ш.
Так что в слове "зелень" надо подчеркнуть буквы Е и Ь.
Алгоритм рассуждений такой:
нахожу буквы Е, Ё, И, Ю, Я, Ь. Если перед ними согласный, кроме Ж и Ш - то эти буквы являются показателем мягкости.

Подобные задания с расчленением слов старайтесь просто пережить (это факультативная рекомендация:)))

10.03.2012, 20:39

Еще звук [ц] всегда твёрдый.

10.03.2012, 20:40

А звуки [й], [ч,] [щ] - всегда мягкие.

Глеб Егорыч

10.03.2012, 20:42

со звуком [ц] в 1 классе отдельная история, т.к. правописание гласных после буквы Ц изучают не в 1 классе, в отличии от Жи-ши:)) Но да, по факту, гласный не является показателем мягкости после Ц.

Топинамбур

10.03.2012, 20:43

Спасибо.


И зачем это надо?

Глеб Егорыч

10.03.2012, 20:47


Топинамбур

10.03.2012, 20:51

я ж говорю - по мере возможности пресекайте попытки задуматься:)) я честно не могу объяснить цель этих заданий, кроме как проверкой знания правил, которые полагается выучить (о буквах-показателях мягкости и о всегда твердых/всегда мягких согласных).
из всего этого мне понятно только разведение понятий "разделительный Ь" и "Ь-показатель мягкости" (и то в ряде случаев он не выполняет и этой роли - например, на конце глаголов 2го лица после шипящих).

Я пресекаю:))
Но мне обЫдно за родной язык. За что его так?
Уж коли так необходимо это расчленение, ну введите полноценный фонетический разбор. Но подчеркивать И только потому, что перед ним мягкий Т, - ИМХО, чушь полнейшая:008:

10.03.2012, 20:51

Спасибо.
Т.е. тупо подчеркивать все, что в той или иной мере смягчает, пропуская всегда твердые согласные...:065:

Но разве это правильно с точки зрения теории русского языка?
И зачем это надо?
Уж для фонетического разбора точно не надо. А для чего тогда?

Топинамбур

10.03.2012, 20:55

Как раз для того, чтобы ребенок правильно написал ЛЕС. Ведь он может услышать звук Э и написатть такую букву. А если Л мягкий, то значит, его кто-то смягчает....кто бы это мог быть?
Всегда считала, что Е пишется именно потому, что Л - мягкий. А не наоборот.
Открываю для себя новые горизонты:))

Глеб Егорыч

10.03.2012, 20:57

положа руку на сердце, не знаю я детей (да и взрослых), которые проводят такого рода звуко-буквенный анализ для того, чтобы написать какое-либо слово. Касательно обозначения мягкости - исключений будет гораздо больше, чем слов, которые строго соответствуют ему.
вот к примеру-
строчная (Ь не пишется, потому что Чк-ЧН пишутся без мягкого знака),
прочь (почему тут Ь, если Ч обозначает всегда мягкий звук?),
крошка (Ш всегда твердый, но ведь бывает, что после него нужен Ь - вдруг грамотно будет "крошька"?),
наотмашь (Ш всегда твердый, а Ь нужен)
- и так далее, примеров множество
В данном случае для орфографической зоркости больше полезно чтение и наблюдение за языковой реальностью, а не использование таких аналитических приемов.
В отличии от безударных гласных, например.

10.03.2012, 20:57


Например, мы в начальной школе учим с детьми правило ИЗ МЕНЬШЕГО НЕЛЬЗЯ ВЫЧИТАТЬ БОЛЬШЕЕ. Это не потому, что учителя начальной школы совсем тупые и не слышали про отрицательные числа, а затем, чтобы дети не составляли примеров типа 2-4.
Представляете, как будет обидно родителям за математику, если они начнут сильно в это вникать...Мы бы сами с вами вместе за математику попереживали, но нам надо детям сначала основы дать...а уж потом математики откроют детям страшную тайну о том, что раньше их неправильно учили.

Глеб Егорыч

10.03.2012, 20:58

Не надо так глубоко копать и переживать.

Это мой любимый анекдот про "череп Чапаева в детском возрасте", претворенный в жизнь:))

Желательно, чтобы знания были применимы и полезны. Также желательно, чтобы они не противоречили научным фактам и не требовалось потом переучивать всё заново в средней, старшей и высшей школе.

10.03.2012, 21:04

БУКВЫ (а не звуки) - показатели мягкости - это Е, Ё, И, Ю, Я и Ь.
3 из них йотированные.

Топинамбур

10.03.2012, 21:05

Я вот помню из своей прошлой трудовой деятельности (в школе уже не работаю), что зачастую нелестным словом поминала учителей начальных классов, которые учат детей черти чему (не в обиду никому будет сказано:flower:), после чего их приходится многому переучивать. Это касалось, прежде всего, учителей нашей началки, которые чрезмерно увлекались выделением разноцветными карандашами орфограмм, вместо того, чтобы изначально верно научить их выделять; весьма странным подчеркиваниям членов предложения и т.п.
Вот и сейчас я не совсем понимаю принципа подчеркивания неких букв, указывающих на мягкость других букв. Впрочем, и фиг с ним.

ЗЫ. Сейчас работаю в логопедическом детском саду, у нас дети старшей/подготовительной групп уже умеют делать фонетический разбор слова (это - часть логопедической программы). Отталкиваются опять же не от последующих гласных, а от слухового восприятия и законов русского языка.

Глеб Егорыч

10.03.2012, 21:07

Маленькое дополнение: 4(!) йотированные (Е,Ё,Ю,Я)

Да, разумеется - очепяталась. :008: Прошу прощения.

Топинамбур

10.03.2012, 21:14

Подытоживая все вышесказанное.

Озеро
мальчик
ключик
воробей
машина
мимоза

ЗЫ. При условии, что подчеркиваем все смягчающие буквы.

Глеб Егорыч

10.03.2012, 21:18

видимо, да:))
вообще, конечно, бредовейшее занятие - потому как вряд ли кто-то решит написать мЫмоза или озЭро, не обозначив мягкость согласного. Больше вероятность, что напишут мЕмоза или озИро, например. Более-менее понятны только слова мальчик (Ь показатель мягкости), ключик (ударная позиция гласного, и пишем Ю, а не У, т.к. Л - обозначает мягкий согласный) и воробей (тоже ударная позиция).

Задачи урока:

1. Учить различать гласные первого и второго ряда в слогах, словах, предложениях.
2. Учить сравнивать согласные по твёрдости-мягкости на уровне звука, слога, слова.
3. Формировать умение выбирать гласную букву для обозначения мягкости согласного на письме.
4. Развитие навыков звукового анализа.
5. Развитие навыка работы с деформированным предложением.

Оборудование:

Для учителя: компьютерная презентация, изображения сказочных героев, цветные шарики со слогами, карточки со словами для предложений.

Для учащихся: рабочие тетради, карточки с заданием.

I.Организационный момент.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Начинаем урок обучения грамоте.

II. Введение в тему.

Мы с вами уже многое умеем и знаем. Поэтому именно к нам обратился за помощью один очень известный сказочный герой. Он очень не любит учиться. Говорит, что умеет кушать, на улице играть. А больше ему ничего не надо.

Он не знает ничего…
А вы знаете его…
Мне ответьте без утайки-
Кто в гостях у нас? (Незнайка) (2 слайд)

Незнайка на уроке писал предложения под диктовку и не справился с заданием. Умница Знайка ни одного балла ему за работу не поставил.

Внимательно прочитайте предложения, посмотрите на ошибки..Подумайте, какой материал не усвоил Незнайка? Чего он не знает? (3 слайд)

Незнайка не научился использовать гласные буквы для смягчения согласных звуков. Поможем Незнайке?

Мы должны заработать 5 баллов для Незнайки, выполнив 5 сложных заданий.

III. Сообщение темы урока.

Итак, тема урока «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами».

Повторим и закрепим то, чему научились на последних уроках обучения грамоте. (4 слайд)

IV Чистописание.

л лл л
ло ле ла лы лю ли

Повторим написание строчной буквы л, соединение буквы л с другими буквами.

На какие две группы можно разделить слоги? (слоги с твёрдыми согласными и мягкими согласными).

Отметьте синим цветом твёрдые согласные в слогах, зелёным цветом- мягкие согласные.

V. Работа по теме урока.

1) — Посмотрите внимательно на таблицу букв. Назовите те буквы, которые используются для смягчения согласных. Будьте внимательны. (5 слайд)

Для смягчения согласных используем гласные второго ряда: Я, Е, Ю, И, Ё

2) Дифференциация твёрдых — мягких согласных в прямых слогах. (На доске изображения сказочных героев и шарики со слогами)

Первое задание для вас и Незнайки.

Помогите друзьям Незнайки – Чиполлино и Буратино- собрать разлетевшиеся шарики. Буратино должен собрать шарики со слогами, в которых твёрдые согласные звуки, а Чиполлино – с мягкими согласными звуками. (Дети выполняют задание у доски)

Молодцы! Вы справились с первым заданием. Получаете первый балл. (6 слайд)

3) Дифференциация твёрдых — мягких согласных в небольших словах.

Модели слов (7 слайд)

Составьте слова, используя гласную сначала первого ряда, затем второго ряда. Наблюдаем за значением слова.



- Вывод: От выбора гласной зависит значение слова.

Следующее задание.
- Приготовьте сигнальные карточки синего и зелёного цветов. Сигнальной карточкой покажите твёрдость или мягкость первого согласного в слове. Подумайте, какую гласную будем писать после него.

Мыл, мил, сын, семь, торт, тёрка, мишка, мышка.

Молодцы! Получаем ещё один балл за работу. (8 слайд)

4) Самостоятельная работа по вариантам (в тетради)

1 вариант записывает слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука,

2 вариант- слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. (9 слайд)

Мыл, мил, лук, люк, лист, лыжи, пенал, парта.

Проверка.

Молодцы! Заработали вместе с Незнайкой ещё один балл. (10 слайд)

VI. Физминутка.(11 слайд)

VII. Закрепление на материале предложений.

1) Работа со словами-паронимами.

Вставьте подходящее по смыслу слово. (12 слайд)

РАДЫ — РЯДЫ

Дети сажали овощи. Они старались делать ровные _______. Осенью убирали урожай. Все были _________.

НОС — НЁС

Буратино _______ золотой ключик. Он любит всюду совать свой _______.

МИШКА — МЫШКА

Кот ___________ ловил __________.

Работа выполняется детьми на карточках самостоятельно с последующей проверкой на слайде.

Молодцы! Заработали четвёртый балл. (13 слайд)

2) Зрительно-слуховой диктант.

Работа с деформированными предложениями. (карточки со словами на доске) (14 слайд)

зиме рады дети
Нины Пети и санки у
горки малыши с катались

Соберите рассыпавшиеся предложения. (Дети работают у доски)

Дети рады зиме.
У Пети и Нины санки.
Малыши катались с горки.

Запись под диктовку с предварительной подготовкой.

Самопроверка. (16 слайд)

Анализ работы.

Кто написал предложения без ошибок?

У кого 1-2 ошибки?

За эту работу вы и Незнайка заработали ещё один — пятый балл. (17 слайд)

VIII. Итог урока.

Итак, наш урок подошёл к концу. Мы помогли Незнайке разобраться в очень сложном материале. Вспомним, о чём говорили на уроке?

Какие гласные буквы смягчают согласный звук?

IX. Домашнее задание.

Текст с ошибками, который написал Незнайка в начале урока. Списать, исправив ошибки.

Loading...Loading...