Программы психолога школы 8 вида. Программа индивидуального сопровождения детей начальных классов в условиях (специальной) коррекционной школы-интерната VII-VIII видов

Программа логопедической коррекции составлена с учетом учебного плана школы, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах - 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю.

Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью. Они устраняются с большим трудом, сохраняются вплоть до старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Логопедическая работа ведется в течение 7 лет обучения.

В связи с этим коррекционная логопедическая работа распределяется на 3 этапа:

1. Работа над звуковой стороной речи.

2. Работа над грамматическим и лексическим строем речи на уровне слова и предложения.

3. Формирование устной и письменной связной речи (пересказы разных видов, составление рассказов, написание изложений).

Программа состоит из следующих разделов:

  1. коррекция звукопроизношения;
  2. коррекция фонематических процессов;
  3. коррекционная работа на лексическом уровне;
  4. коррекционная работа на синтаксическом уровне;
  5. совершенствование связной речи;

Коррекция звукопроизношения проводится в 1 классе и состоит

из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

Коррекционная работа на фонематическом уровне продолжается во 2-3 классах. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твердых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, а также устранение оптической дисграфии.

Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 3-5 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Слова-предметы», «Слова-признаки», «Слова-действия».

На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа, проводимая в 3 классе: «Согласование слов в числе», «Согласование слов в роде»; «Словосочетания, образованные по способу управления» (4 класс), «Безударные гласные в корне слова» (5 класс), «Словосочетания и предложения, образованные по способу управления» (6 класс).

Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом (5 класс), все виды пересказа (6 класс), составление рассказов и сочинений (7 класс).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Методическая работа "Организация и проведение интегрированных уроков в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.Интегрированный подход в обучении младших школ...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ 1-5 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8-го ВИДА

Даётся пояснительная записка к рабочей программе по логопедии для 1-5 классов школы VIII вида. Указаны основные цели и задачи, темы по классам, и что должны уметь и знать к концу каждого класса...

Мультимедийный тест может использоваться в ходе урока при изучении ряда тем из раздела конструирования на этапе обобщения и закрепления знаний, а также для контроля успешности усвоения учебного материала. Тест позволит увидеть пробелы в знаниях учащихся и наметить способы их устранения.


Целевая аудитория: для 8 класса

Тест предназначен для работы на этапе закрепления или контроля знаний по данной теме. Он имеет три уровня сложности. Первый и второй уровни содержат по шесть вопросов, каждый из которых имеет несколько вариантов ответа, оформленные в виде изображений предметов. Ученик должен выбрать верные, по его мнению. Третий уровень содержит пять упражнений с заданием «Вставь пропущенную букву». Во всех текстах пропущены гласные после мягких и твёрдых согласных. Определив, какая буква пропущена, ученик стирает пропуск «..» и вставляет нужную букву пользуясь клавиатурой. После завершения работы ученик получает оценку, количество верных и неверных ответов.

Важно! Открываем тест в МС PowerPoint 2007. При переходе в режим показа появляется всплывающее окно «Параметры безопасности». Дайте команду «Включить это содержимое».

Целевая аудитория: для 3 класса

Интерактивный кроссворд по штукатурно-малярному делу по теме: "Обойные работы" предназначен для проверки знаний учащихся 7-9 классов коррекционных школ VIII вида. Работа с кроссвордом способствует закреплению учебного материала, развитию мышления, внимания, памяти обучающихся, развитию положительной учебной мотивации. Задачами использования данного кроссворда являются разнообразие работы с текстом на уроке, привитие интереса к предмету, а также развитие произвольного внимания, памяти учащихся с ОВЗ.

Целевая аудитория: для учителя

Данный материал создан с целью внедрения мультимедиа ресурсов в ход урока, внеурочную деятельность, самостоятельную работу обучающихся в коррекционной школе. Кроссворд может использоваться на уроке на этапе закрепления словарных слов в 6 классе специальной (коррекционной) школы, а также для самостоятельной работы. Работа с кроссвордом способствует не только закреплению правописания слов, но и развитию мышления, внимания, памяти обучающихся, развитию положительной учебной мотивации. Задания кроссворда соответствуют принципам коррекционной педагогики: доступны для понимания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, вызывают у них интерес, желание правильно ответить на вопрос, способствуют развитию познавательной активности и коррекции эмоциональной сферы данной категории детей.

Целевая аудитория: для 6 класса

Интерактивный тренажер разработан для 5 класса коррекционной школы VIII вида (однако может быть использован в начальных классах общеобразовательных школ). Включает в себя 21 слово с безударными гласными и 2 задания "Проверь себя". Может использоваться как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Тренажер разработан для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида, применяется на обобщающих уроках письма и развития речи после изучения раздела "Состав слова". Включает в себя 12 рабочих слайдов по темам «Однокоренные слова», «Окончание», «Приставка», «Суффикс». Слайды можно удалять и корректировать по усмотрению учителя.

Для корректной работы необходимы дополнительные настройки компьютера. В MS PowerPoint 2007 (2010) щелкните по кнопке Office (Файл), затем по кнопкам: «Параметры PowerPoint» – «Центр управления безопасностью» – «Параметры центра управления безопасностью…» и выберите с помощью переключателя «Отключить все макросы с уведомлением».

Целевая аудитория: для 5 класса

Интерактивный тест по повести Ю.И. Коваля «Приключения Васи Куролесова» предназначен для проверки знаний учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида. Тест включает в себя 12 слайдов с различными вариантами выбора ответа (или ответов) и задания на исправление ошибки. Задачами использования данного теста являются разнообразие работы с текстом на уроке чтения, привитие интереса к предмету, а также развитие произвольного внимания, памяти учащихся с ОВЗ.

Презентация выполнена по шаблону для создания тестов в программе PowerPoint, допустима коррекция (кроме 1 и 2 слайда).

Целевая аудитория: для 9 класса

Данный ресурс включает в себя 22 часто употребляемых словарных слова из курса "Русский язык" для 5 класса коррекционной школы VIII вида. Применяется при подготовке к словарному диктанту (в конце учебного года). Особенность: вводить пропущенные орфограммы ученики должны с клавиатуры. При ошибке у учащегося есть возможность исправить орфограмму. Слова можно выбирать из главного меню, а можно работать с ними по порядку.

Настройки компьютера: – в MS PowerPoint 2007 (2010) щелкните по кнопке Office (Файл), затем по кнопкам: «Параметры PowerPoint» – «Центр управления безопасностью» – «Параметры центра управления безопасностью…» и выберите с помощью переключателя «Отключить все макросы с уведомлением».

СОГБОУ «Ярцевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII - VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Программа

индивидуального сопровождения детей начальных классов

в условиях (специальной) коррекционной

школы-интерната VII -VIII видов

Составили:

Батюлева Н.В. - педагог-психолог высшей квалификационной категории

Вавилова О.И. - учитель-логопед высшей квалификационной категории

г. Ярцево, 2015

Пояснительная записка.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специального (коррекционного) учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого психологу, логопеду, социальному педагогу, учителю, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Программа индивидуального сопровождения ребёнка утверждается на заседании психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения. Она состоит из карты исходных данных комплексной диагностики, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося. Составление программы индивидуального сопровождения ребенка (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет учителю, воспитателю, логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу, медицинским работникам эффективно реализовать программное содержание.

Цель:

    Обеспечение в образовательном учредении диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождение детей с отклонениями в развитии, создание условий для их развития

Задачи

    Всестороннее комплексное обследование детей

    Установление характера и причин выявленных отклонений

    Определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи

    Разработка комплексно-целевых программ индивидуального развития детей

    Прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические срезы в начале и в конце года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив)

    коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе

    консультативная работа с педагогами, родителями

При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка можно использовать методы и приемы:

    изучение документов, личных дел;

    знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

    изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;

    диагностические исследования;

    наблюдение за ребёнком;

    индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.

Этапы составления программы индивидуального сопровождения ребенка.

Цель предварительного этапа работы - сбор информации о ребенке.

Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.

Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

Цель заключительного этапа - анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает следующие блоки:

    лечебно-оздоровительное

    социально-правовое сопровождение,

    психологическое сопровождение

    логопедическое сопровождение

    педагогическое сопровождение,

    воспитательное сопровождение.

Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Цель социально-правового сопровождения состоит в осуществлении комплекса мер по социальной защите, связь с родителями и лицами их замещающими. Ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.

Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

Цель воспитательного сопровождения в нормализация и совершенствование ведущего вида деятельности, развитие продуктивных видов деятельности; развитие навыков личной гигиены и самообслуживания.

Используемая литература.

    Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006

    Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка - М.: Генезис, 2012.

    Левченко И.Ю., Бутко Г.А., Ортина Т.Ю. Психолого-медико-педагогический консилиум в детском саду для детей с задержкой психического развития // Приложение к журналу Коррекционная педагогика: теория и практика

    Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя- дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной - М. : ВЛАДОС, 2003

    Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2003, № 6.

    Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" Могила Ольга Ильинична "Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате".

    Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие - СПб.: ВЛАДОС Северо - Запад, 2010

Приложение 1

Карта исходных данных комплексной диагностики

для разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ сопровождения ребенка

Общие сведения

ФИО _______________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________

Дата обследования____________________________________________________

Диагноз _______________________________________________________________

Заключение ПМПК _____________________________________________________

Заключения

Врача (неврологический и соматический статусы) ___________________________

Социального педагога __________________ ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолога___________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопеда ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учителя_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитателя (особенности эмоционально-волевой сферы, поведения, положение в группе сверстников, навыки самообслуживания) ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее заключение психолого-медико-педагогического консилиума

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Врач __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Социальный педагог ____________________________________________________

Педагог-психолог ______________________________________________________ ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель-логопед _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Председатель комиссии ___________________

Врач ___________________________________

Соц. педагог_____________________________

Психолог _______________________________

Логопед ________________________________

Приложение 2

на 2011-2012 год.

Константин К. 02.04.2004 г.р.

подготовительный класс

Специа-листы

Форма работы

Врач, медицинский работник

ЛФК

Курсы витаминов, ноотропов, кардиотрофиков 2 р/г

Диспансеризация, профилакти-ческие прививки, заполнение листка здоровья в классном журнале

Социальный педагог

Комплекс мер по социальной защите

Установить и поддерживать связь с родственниками, поиск кандидатов в приемную семью

Работа с документацией: акт сохранности жилья. Инд. беседы с ребенком, педагогами

Педагог-психолог

Интеллектуальная (сенсорное развитие, образные представления, развитие всех компонентов внимания, восприятия…) и эмоционально-волевая готовность (уровень произвольности поведения и познавательной деятельности, социальный интеллект).

Индивидуальные, групповые занятия,

Учитель-логопед

    Развитие речевой моторики, дыхания, голоса. Развитие общей и мелкой моторики.

    Коррекция звукопроизношения (С, СЬ, З,ЗЬ,Ц; Ш, Ж, Щ, ; Л, ЛЬ Р, РЬ) и слоговой структуры слова

    Развитие фонематического слуха; языкового анализа и синтеза.

    Уточнение, обогащение, активизация словаря.

    Работа над грамматическим строем речи.

    Развитие связной речи.

Инд. занятия

Консультативная помощь педагогам

Приложение 3.

Психологическое представление

на учащегося подготовительного класса Константина К., 02.04.2005 г.р.

Поступил из СРЦ «Дом милосердия» в г. Вязьма 22.09.2011

Состояние здоровья: ЗПР, F 90.1 (гиперкинетические растройства), ММД, умеренный гидроцефальный синдром.

F 70, МААС, дисфункция гепатобилиарной системы, плоскостопие, гипертрофия небных миндалин.

Сведения из личного дела: мать недееспособна по психическому заболеванию (олигофрения, I группа инвалидности, не понимает значение своих действий и не руководит ими), есть брат 2003 г.р., 2 младшие сестры (удочерены). Были с братом под опекой бабушки до 27.01.2010 года.

Результаты обследования:

Контакт речевой, устанавливает легко. Темп деятельности средний. Работоспособность снижена. Деятельность неустойчивая. Запас общих представлений и социально-бытовая ориентация ограничены. Проявляет повышенную речевую активность.

Нарушено звукопроизношение: шипящих, свистящих, соноров. Словарь бедный с преобладание глаголов и существительных, фраза аграмматична.

Внимание недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности.

Сличает, узнает, называет основные цвета спектра и их оттенки (не знает названия розового). Соотносит предметы по форме, названия путает.

Складывает разрезные картинки путем целенаправленных проб.

Мелкая моторика развита недостаточно.

Вывод : Низкий уровень школьной зрелости.

Работать над развитием многокомпонентной школьной готовности:

Учителю: «Позиция школьника», предпосылки чтения письма, счета (специальная готовность), умение организовать рабочее место, преодолевать трудности.

Психологу: интеллектуальная (сенсорное развитие, образные представления, развитие всех компонентов внимания, восприятия) и эмоционально-волевая готовность (уровень произвольности поведения и познавательной деятельности, социальный интеллект)

Логопеду: развитие речи.

Воспитателю работать над развитием коммуникативных навыков, правильное отношение к школе, учению, учителю, развитие мелкой и общей моторики, игровой деятельности.

Педагог-психолог ____________

Приложение 4


Приложение 5.

Критерии оценки результативности программы сопровождения

Психолог

    Восприятие.

    • 5 - хорошо ориентируется на листе бумаги; принимает задание и способы его выполнения; умеет действовать по образцу. Сравнивает с образцом свою работу, видит несоответствия, находит и устраняет ошибки самостоятельно или с небольшой помощью (вербальное или невербальное указание на ошибку). Понимает значение пространственных предлогов и наречий, употребляет в речи некоторые из них.

      4 - хорошо ориентируется на листе бумаги. Различает сторонность; узнает предметы, изображенные в разном положении; принимает задание и способы выполнения. Умеет работать по образцу, но в конце задания возможны ошибки, которые исправляет с небольшой помощью взрослого. Допускает ошибки при пользование пространственными предлогами и наречиями.

      3 - отчетливо выражены нарушения зрительного восприятия; действует по образцу с вербальным сопровождением, нуждается в организующей, направляющей, стимулирующей помощи. Теряет способ выполнения задания. Не узнает предметы, буквы, цифры, наложенные друг на друга, изображенные в разных плоскостях, не узнает малознакомые предметы. В речи отсутствуют пространственные предлоги. Ошибки исправляет с помощью взрослого.

      2 - плохо ориентируется на листе бумаги; не умеет действовать по зрительному образцу; деятельность процессуальная; ошибок не видит даже при конкретном указании на них. Не принимает способов выполнения заданий. + Все недостатки предыдущего уровня.

      1 - путает сторонность, не ориентируется на листе бумаги; не видит строку. При выполнении задания не пользуется образцом; не копирует буквы, цифры, слова, простые изображения, не узнает предметы, изображенные в необычном положении, наложенные один на другой. Помощь принимает только в конкретной ситуации, без переноса по аналогии. При выполнении заданий нуждается во всех видах помощи, необходим постоянный контроль.

    Внимание.

    5 - ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой: умеет одновременно выполнять два вида деятельности (следить-слушать, выполнять практические задания и объяснять); заниматься однообразной деятельностью и удерживать внимание в зависимости от возраста от 5 до 15 минут; одновременно воспринимать 5-10 объектов.

    4- не грубо выражены нарушения всех свойств внимания в течение урока, занятия или вначале снижение, а затем врабатываемость в деятельность; западание или отставание какого-либо одного свойства, или единичные западания, застревания на предыдущей деятельности.

    3- отчетливо выражены нарушения всех свойств внимания; необходима направляющая и стимулирующая помощь. Явно выражена тенденция к застреванию.

    2- нарушение всех свойств на протяжении всего урока, занятия, деятельности. Грубое застревание на предыдущей деятельности. Нуждается в организующей, обучающей направляющей, стимулирующей видах помощи. Внимание кратковременно (3-6 минут).

    1- высокая отвлекаемость, грубое застревание. Помощь не принимает. Целенаправленная деятельность под постоянным контролем взрослого.

    Память.

Для 0-1 классов – 5-6 слов, предметов, картинок.

Для 2-3 классов – 7-8 слов, предметов, картинок.

Для 3-4 классов – 8-10 слов, предметов, картинок.

    5-непосредственная кратковременная память составляет 50% от предложенных слов, предметов, картинок при первом предъявлении; отсроченная память (30-60 мин) – 90-100%. Запоминает более объемные стихотворения; умеет пересказывать текст, сохраняя смысл и последовательность; самостоятельно рассказывает знакомые сказки.

    4 - 90-100% слов, предметов, картинок воспроизводит при 4-5 предъявлении непосредственно и отсрочено. Заучивание наизусть требует многократного повторения, при воспроизведении допускает перестановку одного, двух слов. При пересказе нуждается в подсказке в виде наводящих вопросов или утверждений.

    3 - непосредственная кратковременная память составляет 50-60% от общего объема запоминаемого материала после 4-5 предъявлений при постоянном нарастании. Возможно привнесение других слов и застревание на них. Отсроченное воспроизведение падает до 40-50% от общего объема. Ребенок не воспроизводит самостоятельно выученное стихотворение. Пересказ только по вопросам.

    2 - оперативная зрительная и слуховая память составляет 20-30% от предложенного объема слов, предметов, картинок. Отсроченное воспроизведение падает до 10-20%. Не заучивает программные стихотворения, при воспроизведении отмечается перестановка слов, замена другими, не подходящими по смыслу. Пересказа нет.

    1 - запоминает не более 10-20% от предложенного материала; не отмечается увеличения количества воспроизводимого от предъявления к предъявлению. Не повторяет только что произнесенные самим слова. Наизусть не заучивает или заучивает 1/3 от предложенного программой. Не воспроизводит прочитанное или прослушанное предложение из 3-4 слов. Процесс плохо поддается коррекции.

    Мышление.

    5 - членит слово, предмет на отдельные составные части и составляет из отдельных частей целое. Владеет обобщающими понятиями по темам: одежда, обувь, игрушки, посуда, мебель, животные, птицы, цветы, грибы, инструменты, транспорт. Исключает 4-ый, 5-ый лишний предмет на понятийном уровне с объяснениями в 10-16 вариантах с учетом возраста (ориентироваться на программу). Классифицирует предметы по характерным признакам по одному показу с объяснением. При сравнении предметов хорошо находит различия, с направляющей помощью – сходства. Выделяет смысл в рассказах, сюжетных и фабульных картинках. На конкретных примерах делает простые выводы, умозаключения.

    4 - владеет приемами анализа и синтеза, обобщающими понятиями кроме понятий «мебель», «транспорт», «инструменты». Исключает 4-ый, 5-ый лишний в 10-12 вариантах с объяснениями. Классифицирует предметы, картинки на опережающем вербальном уровне с последующим словесным объяснением (сюда положу стол, стул, диван, сюда цветы, птиц…). При сравнивание предметов (установление сходств и различий) нуждается в помощи. Понимает смысл прочитанного, картинок, в том числе и серии последовательных картинок из 4-5. При восприятии сюжетной картинки требуется помощь. Способен к простейшим выводам и умозаключениям в знакомых бытовых ситуациях.

    3 - обобщение по несуществующим признакам. Процессы анализа и синтеза с помощью. Сходства не устанавливает, различия – с помощью. Исключение лишнего в 4-5 простых вариантах, еще в 3-4 без объяснения. Классификация на невербальном уровне с обучающей помощью. Смысл прочитанного не понимает. Смысловую последовательность в фабульных картинках не устанавливает, кроме простых вариантов из 3 картинок. Причинно-следственные связи не устанавливает.

    2 - нахождения сходств и различий в ярко выраженных вариантах одного вида или в противоположных видовых или родовых понятиях (тетрадь-книга, дерево-цветок) с незначительной помощью. Владеет элементарными обобщающими понятиями: обувь, одежда, посуда, цветы, классификацией этих же понятий на невербальном уровне. Исключение с объяснениями в 2-3 вариантах, еще 2-3 – без объяснения. + Недостатки предыдущего уровня.

    1 - мыслительные процессы в самом элементарном виде возможны с обучающей помощью в основном на невербальном уровне. + Все недостатки предыдущего уровня.

    Двигательная сфера.

    5 - хорошая координация движений, управление телом, моторная ловкость. Мелкая моторика: соблюдение строки, равномерный нажим, плавность линий, одинаковая величина букв и цифр.

    4 - отмечаются отдельные недостатки: появление разорванных или заезжающих линий, разный размер букв, дрожащие вертикальные и горизонтальные линии.

    3 - нарушены 3-4 параметра: не соблюдается строка, слабый неравномерный нажим, разорванность, множественность линий.

    2 - 4-5 параметров. К недостаткам предыдущего уровня добавляются заезжающие или дрожащие линии.

    1 - не умеет держать карандаш, ручку, не соблюдает строку, разный размер букв, цифр, фигур. Линии разорванные, дрожащие, разная сила нажима или слабый нажим, множественность линий.

    Эмоционально-волевая сфера .

    5 - настроение соответствует обстановке, адекватно ситуации «здесь и теперь». Самостоятелен в принятии решений. Способен преодолевать препятствия и трудности. Управляет своим поведением, избегает конфликтных ситуаций, стремится к установление положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Понимает элементарный «язык чувств». Реакция на замечание адекватная.

    4 - настроении отмечаются незначительные колебания. Возможно преобладание апатий, безразличия при общей неблагоприятной обстановке или личного состояния здоровья, неблагоприятной метеообстановке. Трудности преодолевает при вербальной эмоционально-регулирующей поддержке. В основном управляет своим поведением, стремится к положительным взаимоотношениям со взрослыми и детьми. Реакция на замечание – положительная.

    3 - настроение эмоционально-неустойчивое, зависит от ситуации, состояния здоровья, просто из-за незначительных причин на основе сензитивной нервной системы. Может быть самостоятелен, но поддается влиянию сильного лидера. Пасует перед трудностями и препятствиями, нуждается в организующей и направляющей помощи. Знает правила поведения, но испытывает трудности в их выполнении. Не всегда управляет своим поведением. Взаимоотношения со сверстниками неровные. Реакция на замечание разная вплоть до отрицательной.

    2 - настроение неустойчивое. Не всегда адекватно обстановке и ситуациям. Не зависит от времени суток. Волевые процессы не развиты. В поведение возможны аффективные вспышки. Знает правила поведения, но не выполняет их. Начатое дело не доводит до конца даже под контролем взрослого. Поддается внешнему воздействию. Самооценка не развита, завышена. Реакция на замечания неадекватная. Взаимоотношения со сверстниками конфликтные. Может нагрубить взрослым.

    1 - настроение чаще эйфорично или апатично, возможно и безразличие ко всему происходящему. Волевые процессы не развиты. Деятельность нецеленаправленная, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослого. Поведением не управляет. Частые аффективные вспышки, во время которых социально опасен. Отношения со сверстниками конфликтные. Реакция на замечания отрицательная. Возможны суицидные и мазохистские явления.

Логопед.

Уровни речевого развития обучающихся, воспитанников начальных классов с ОВЗ определяются в результате применения адаптированной тестовой методики экспресс-диагностики устной речи младших школьников Фотековой Т.А. В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой и Е.В.Мальцевой.

Цель: выявление особенностей речи и определение уровней речевого рвзвития обучающихся начальных классов с ОВЗ.

Методика включает четыре серии.

Серия 1- Исследование сенсомоторного уровня речи - включает 2 группы заданий:

2. Проверка фонематического восприятия

Серия 2 – Исследование лексики.

Серия 3 - Исследование грамматического строя.

Серия 4 - Исследование связной речи.

Процедура проведения методики и система оценки стандартизированы, но несколько изменены в отношении первоисточника.

Оценивание происходит по пятибалльной системе за каждую серию:

5 баллов – высокий уровень развития

4 балла - уровень развития выше среднего

3 балла - средний уровень развития

2балла - уровень развития ниже среднего

1 балл - низкий уровень развития

Речевые пробы и система оценки методики.

Серия 1- Исследование сенсомоторного уровня речи.

1. Исследование звукопроизношения.

5 баллов - безукоризненное отчетливое произношение всех звуков родного языка в любых речевых ситуациях;

4 балла - правильное произношение всех звуков, нормальный темп речи.

3 балла - ребенок изолированно все звуки произносит правильно, но во фразовой речи иногда наблюдаются замены и искажения звуков, т.е. звуки недостаточно автоматизированы. Неустойчивость и недостаточная четкость произношения. Слова сложной звуко-слоговой структуры ребенок может воспроизвести только в замедленном темпе.

2 балла - нарушение произношения отдельных звуков (1-4 звука) одной

артикуляционной группы во всех позициях. Ребенок не договаривает слова или

сокращает их (пропускают согласные в стечении).

1балл -нарушение произношения 5 и более звуков разных артикуляционных групп. Искажение темпа и ритма речи. Грубое искажение звуко-слоговой структуры слов (пропуски и перестановки звуков и слогов.)

2.Проверка фонематического восприятия.

5 баллов - хорошо дифференцирует все звуки родного языка. Точно и правильно воспроизводит все цепочки слогов с фонетически сходными звуками. Правильно подбирает картинки и слова с заданным звуком.

4 балла - ребенок умеет дифференцировать все звуки. При воспроизведении слогов может ошибиться 1-2 раза.

3 балла - недостаточная дифференциация звуков. Первый член цепочки воспроизводится правильно, второй уподобляется первому.

Картинки и слова с заданным звуком ребенок выбирает с ошибками. Отмечаются устойчивые ошибки в различении 1-2 пар звуков.

2 балла - ребенок воспроизводит цепочки слогов неточно, переставляет, заменяет, пропускает слоги. Неверно выбирает слова и картинки с заданным звуком. Отмечаются устойчивые ошибки в различении более двух пар звуков.

1балл - дифференциация фонетически сходных звуков отсутствует. Отказ от

выполнения задания.

Серия 2- Исследование лексики.

5 б. Ребенок умеет быстро подобрать наиболее точное слово, легко

классифицирует и обобщает понятия (животные, обувь, транспорт и т.д.), легко

подбирает определения к существительным (более трех к каждому слову).

Например, яблоко (какое?) красное, спелое, сочное, крупное. Без помощи

взрослого правильно называет детенышей всех предъявленных животных.

Правильно образует качественные, относительные и притяжательные

прилагательные от существительных. Правильно образует уменьшительно-

ласкательные формы существительных и приставочные глаголы. Знает названия

профессий.

4 б. У ребенка достаточный словарный запас, он владеет навыками

словообразования, оперирует обобщающими словами, правильно подбирает синонимы и антонимы (возможна самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи). Подбирает 2-3 определения к заданному слову.

3 б . Ребенок делает только простые обобщения (одежда, фрукты) и затрудняется

сделать более сложные (транспорт и т.д.). Не ко всем предъявленным словам

подбирает синонимы и антонимы, либо подбирает их не всегда верно.

Подбирает 1-2 определения к существительному. Детенышей животных

называет по аналогии: лиса - лисята, корова - коровята. Допускает ошибки при

образовании прилагательных от существительных и других новых слов.

2 б . Словарный запас ограничен рамками бытовой тематики. Ребенок подбирает одно

определение к существительному и не всегда верно. Не может подобрать синонимы, при подборе антонимов допускает ошибки. Неверно образует новые слова.

1 б . Бедный словарный запас. Ребенок не владеет обобщающими словами, не

может подобрать определение к существительному или подбирает его неверно.

Не может образовать новое слово даже после предъявления 3-4 образцов.

Серия 3- Исследование грамматического строя.

5 б . Ребенок правильно понимает сложные логико-грамматические

конструкции. Самостоятельно и правильно конструирует предложения из слов, предъявленных в начальной форме. По картинкам составляет сложные предложения с использованием союзов "потому что", "так как", "поэтому" и других. Правильно и точно может воспроизвести за логопедом предложение. Может найти и исправить грамматическую и смысловую ошибки в неверно составленном предложении. Правильно использует конструкции с предлогами, может вставить в предложение пропущенный предлог. Владеет как простыми, так и сложными формами словоизменения (изменение существительных по числам и падежам, согласование прилагательных с существительными, местоимений "мой", "твой" с существительными, существительных с глаголами).

4 б . Ребенок по картинкам составляет простые предложения. При повторении предложения может пропустить отдельные слова без искажения смысла и структуры предложения. Выявляет и исправляет допущенные грамматические и смысловые ошибки в предложениях, но с незначительными неточностями. Допускает 1-2 ошибки в сложных формах словоизменения, но исправляет сам себя.

3 б . При составлении предложений из предъявленных слов ребенок правильно употребляет окончания, но нарушает порядок слов. По картинкам составляет очень короткие предложения с небольшой помощью взрослого (вопросы). При повторении предложения за логопедом пропускает отдельные слова и словосочетания. В неверно составленном предложении выявляет ошибку, но не может исправить ее. Не знает некоторых предлогов. При словоизменении сложных форм ребенок допускает более трех ошибок и исправляет их только после того, как логопед обратил его внимание на эти ошибки.

2 б . При составлении предложений ребенок допускает ошибки грамматического характера, смысловые неточности. При повторении предложения за логопедом искажает смысл и структуру предложения, не заканчивает его. Ребенок неправильно употребляет предлоги, заменяет одни предлоги другими, не подходящими по смыслу и грамматически. При словоизменении ребенок начинает изменять слова только после изучения 3-4 примеров, допуская при этом ошибки.

1 б . При составлении предложений по картинкам ребенок только перечисляет изображенные предметы. При составлении предложений из предъявленных слов наблюдается смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. Не воспроизводит предложение за логопедом. Не замечает ошибок в неверно составленном предложении. Не может вставить пропущенный в предложении предлог, даже с помощью наводящего вопроса. При изменении слов ребенок не выполняет задание даже после предъявления 3-4 образцов, не может понять, что от него требуется.

Серия 4- Исследование связной речи.

5 б При составлении рассказа по серии сюжетных картинок ребенок

самостоятельно раскладывает картинки. Его рассказ соответствует ситуации,

имеет все смысловые звенья в правильной последовательности, оформлен

грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств.

При этом ребенок проявляет фантазию.

При пересказе ребенок полностью правильно воспроизводит текст после первого предъявления, правильно формулирует основную мысль, последовательно и точно строит пересказ, полностью использует авторскую лексику, умело использует сложные предложения.

4 б . Рассказ ребенка соответствует ситуации, составлен без аграмматизмов. Картинки разложены самостоятельно, иногда со стимулирующей помощью взрослого.

Пересказ выстроен так же последовательно, но смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, авторская лексика использована не полностью, ребенок заменяет авторские выразительные средства другими; грамматических ошибок нет.

3 б . При составлении рассказа ребенком допущено незначительное искажение

ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей.

Наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи

поиска слов или неточное словоупотребление.

При пересказе ребенок допускает незначительные отклонения от текста, требуется небольшое количество подсказок педагога по ходу пересказа. Использует только простые предложения, встречаются единичные грамматические ошибки, наблюдаются недлительные паузы.

2 б . При составлении рассказа наблюдается существенное искажение смысла, выпадение смысловых звеньев, нарушение причинно-следственных связей, отсутствие связующих звеньев или рассказ не завершен. Или ребенок может разложить картинки и составить рассказ только по наводящим вопросам. При этом ребенок составляет очень короткие предложения. Встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств, далекие словесные замены. При пересказе ребенку требуется повторное чтение текста. Наблюдаются длительные паузы, повторы, необходимы подсказки педагога. Ребенок неточно строит пересказ, нарушает последовательность, искажает смысл, включает постороннюю информацию, неадекватно использует слова, делает грамматические ошибки.

1 б. При составлении рассказа ребенок не может выполнить задание даже при наличии помощи. Он не может обнаружить связи между картинками, просто перечисляет изображенные предметы. Описание ситуации отсутствует. При пересказе ребенок не может воспроизвести текст, нарушает его структуру, делает многочисленные паузы, неадекватно использует слова. Либо пересказ недоступен вообще, даже по вопросам.

Учителя

    Учебная мотивация.

    5-настойчив в получении информации, умений и навыков в различных областях знаний

    4-самостоятельно проявляет интерес к интересующим областям знаний

    3-интересы неустойчивы, продолжаются только под контролем взрослого

    2-познавательный интерес неустойчивый, даже под контролем взрослого часто и быстро угасает, отсутствует желание узнавать новое

    1-познавательный интерес отсутствует, ребенку ничего не интересно.

    Успеваемость.

    5-хорошо и отлично (преимущественно на пять)

    4-хорошо (преимущественно на 4)

    3-удовлетворительно (преимущественно на 3)

    2-не успевает по основным разделам программы

    1- критический уровень (содержание курса недоступно для ребенка)

3. Мелкая моторика.

    • 5-хорошо и умело рисует или подражает письму. Правильно держит карандаш, соизмеряет нажим при рисовании. Рисует хорошо. На рисунке все понятно, в т.ч. и мелкие детали. Без видимой деформации воспроизводит многие буквы, углы, овалы; линии уверенные.

      4-достаточно умело действует карандашом, но движения по бумаге еще угловатые, нет плавности. Рисует достаточно ясно. Основные элементы рисунка понятны и соответствуют образцу. Мелкие и тонкие части рисунка недоступны. Линии недостаточно четки, углы воссоздает плохо.

      3-очень напряженно и «неловко» держит карандаш. Сильно давит на бумагу, может ее даже порвать. Движения по бумаге плохо управляемые.

      2-рисует и «пишет» плохо. В основном – каракули. Проглядывают только отдельные законченные элементы рисунка. Геометрические фигуры практически недоступны.

      1-критический уровень (бесцельное вождение карандашом по бумаге)

4. Обследование общей произвольной моторики (Архипова Е. Ф.)

Инструкции:
а) «Постой на одной ноге: левой, правой».
б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».
в) «Подбрасывай и лови мяч».
г) «Походи на одном месте».
д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

Критерии оценки:
5 балла - все задания выполняются правильно;
4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
3 балла - задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;
2 балл - плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;
1 балл - задание не выполняется.

Социально-бытовая сфера (Воспитатель)

    Физическое развитие

    5- высокой уровень физического развития

    4-уровень физического развития выше среднего

    3-средний уровень физического развития

    2- уровень физического развитие ниже среднего

    1-низкий уровень физического развития

    Внешний вид

    5-аккуратен, самостоятельно следит за внешним видом, собственной одеждой, сформированы элементы эстетического вкуса

    4-следит за внешним видом под контролем взрослого, интересуется модой

    3-следит за внешним видом с помощью взрослого, не сформированы навыки самостоятельного ухода за одеждой, нравится красивая одежда.

    2-не следит самостоятельно за внешним видом, отсутствует умение ухода за одеждой

    1-неряшлив, не следит за внешним видом, не умеет и не хочет ухаживать за своими вещами, равнодушен, безразличен к тому, во что одет.

    Навыки самообслуживания.

    5-навыки по самообслуживанию выполняет самостоятельно

    4-выполняет, но частично сам, частично при напоминании взрослого

    3-навыки частично сформированы и не закреплены, выполняет только под контролем взрослого

    2-навыки частично сформированы, но применяет с нежеланием, даже под строгим контролем взрослого стремится не исполнять

    1-навыки не сформированы

    Общение

    5-общается со всеми, проявляет инициативу в общении

    4-общается со всеми, но преимущественно по их инициативе

    3-общается только с воспитателем и детьми группы, игнорирует других

    2-общается только с воспитателем группы, преимущественно по его инициативе

    1-от общения отказывается, старается проводить больше времени один

    Отношение к учебе.

    5-домашнее задание выполняет самостоятельно; использует дополнительную литературу; пользуется библиотекой

    4- домашнее задание выполняет самостоятельно, помощь взрослого минимальна в сложных местах, за помощью обращается сам

    3-домашнее задание выполняет самостоятельно после неоднократного разбора педагога

    2-готовит уроки только с помощью и под нажимом педагога

    1-практически не выполняет домашних заданий

Муниципальная казенная общеобразовательная организация

«Орто-Эбэнская специальная (коррекционная)

школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»

Согласовано: Утверждаю:

Руководитель ШМО Директор

Докторова Н.Г. ___________Олесова И.П. «___»___________2016 г. «___»_________2016 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по психологическому практикуму

для 9 класса VIII вида

на 2016-2017 учебный год

Cоставитель:

Олесова Антонина Петровна

Арылах 2016

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа ориентирована на пособие Яковлева О.С. Развитие самосознания старшеклассников - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008, книга Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – Москва: АРКТИ, 2005 и пособие Изард К.Э. Психология эмоций – Москва: 2002 г., Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых – С-Пб.: 2002 г.

Уроки по психологическому практикуму в 9 классе отводится 2 часа в неделю, в год 70 часов.

Цель программы:

1. Познакомить с эмоциями и чувствами;

2. Научить отслеживать эмоциональные состояния и чувства;

3. Научить адекватному ситуации выражению эмоций;

4. Знакомства с понятием стресс;

5. Научить конструктивным способам выхода из стрессовых ситуаций;

6. Ознакомление детей со способами саморегуляции;

7. Снижение уровня тревожности подростков;

8. Повышение самопринятия.

Задачи программы: -

1. Обучать продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности.

2. Повышать уровень мотивации учебной деятельности, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы.

3. Формировать навыки самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.

4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей.

5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.

Одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития умственно отсталого ребенка.

Грубое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся школы 8 вида. Недоразвитие мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Вследствие этого, умственно отсталые школьники лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.

Исследования ученых (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Лебединская К.С., Певзнер М.С.) дают основания считать умственную отсталость не просто «малым количеством ума», а качественным изменением всей психики, всей личности в целом, явившимся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.

У детей с тотальным недоразвитием имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Особенности психики умственно отсталых детей исследованы достаточно полно (Занков Л.В., Петрова В.Г., Пинский Б.И., Рубинштейн С.Я., Шиф Ж.И. и др.). Как показывают данные исследований, у проблемных детей на всех этапах познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате, эти дети получают неполное, а порой и искаженное представление об окружающем мире.

Дефективной оказывается уже первая ступень познания – восприятие. На это указывают исследования психологов: Вересотской К.А., Петровой В.Г., Шиф Ж.И. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, узость его объема, замедленный темп. Все отмеченные недостатки протекают на фоне слабой активности этого процесса.

Восприятие неразрывно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. В книге «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы» (под ред. Шиф Ж.И.) приводится большое количество экспериментальных данных, характеризующих неполноценность мыслительных операций умственно отсталых детей (синтез, анализ, сравнение и т.д.). Основной недостаток мышления этих детей – слабость обобщений, т.е. конкретность мышления. Кроме того, оно отличается непоследовательностью, которая возникает из-за чрезмерной тугоподвижности, вязкости интеллектуальных процессов. Еще один недостаток – слабость регулирующей функции мышления – тесно связан с так называемой некритичностью мышления, т.е. с неумением сопоставить свои мысли и действия с требованиями объективной реальности.

Особенности восприятия и мышления неразрывно связаны с особенностями памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Ими труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с тотальным недоразвитием позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Как отмечают Занков Л.В. и Петрова В.Г., слабость памяти этих детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, - и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.

У умственно отсталых детей сильно выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость. Преимущественно недоразвито произвольное внимание (Баксакова И.Л.).

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности учащихся школы 8 вида. Психологи (Виноградова А.Д., Коломенский Н.Л. и др.) указывают, что в отличие от сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталых детей характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Недоразвитие познавательных интересов (Морозова Н.Г.), которое выражается в том, что умственно отсталые школьники меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Это значительно затрудняет развитие их познавательных процессов, ведет к снижению их познавательной активности, усложняет не только процесс обучения этих детей, но и формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Старших классов представление о закономерностях психических процессов. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности учащихся. Успешность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от уровня развития познавательных способностей и познавательной активности школьников, на что и направлена коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми.

Принципы построения:

Принцип всестороннего подхода означает, что коррекционная работа не сводится к «исправлению конкретных недостатков». Она должна носить целостный, комплексный характер, ориентироваться на развитие личности и психики подростка в целом. .Программа способствует развитию и коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся, задействует все виды деятельности учащихся: игровую, учебную, трудовую, коммуникативную, общественную и др.

Принцип системности предполагает использование в реализации программы всех технологий: психологических, медицинских, социальных, педагогических и их взаимосвязь. Медико-психологические технологии предусматривают систему действий, направленных на развитие адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социально-педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением информации, формированием учебной мотивации и созданием социально-поддерживающей системы из семьи и школы.

Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся, а так же развитие и усовершенствование психологических и социально-педагогических технологий при реализации программы.

Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создать каждому школьнику необходимые условия, при которых он сможет максимально развить свои способности. Особого подхода в этом плане требуют подростки с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого школьника, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются чрезвычайно важными. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждого проблемного подростка, искать пути и средства для преодоления трудностей его развития. Принцип гуманности заключается в необходимости учитывать не только отрицательные стороны личности и недостатки школьников с проблемами в развитии, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных физических и психических функциях.

Принцип единства диагностики, коррекции и развития: коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития подростка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.

Структура программы:

1.Эмоции и чувства 15 часов

2. Стресс и способы выхода из него 8 часов

3. Саморегуляция 11 часов

4. Тревожность 12 часов

5. Самооценка 5 часов

6. Развитие самосознания 19 часов

Методы:

1. Беседа, рассказ, объяснение.

2. Обучающая игра.

3. Арт-терапия.

4. Практическая работа.

5. Метод самодиагностики.

6. Метод опроса и анкетирования.

Основным является игровой. Используются различные виды игры. Ведущими являются коррекционно-развивающие игры. Наряду с ними в программу включены дидактические, логопедические, подвижные. Они могут быть индивидуальными, парными и командными.

Организация занятий:

Каждый ученик заводит тетрадь для занятий, в которой выполняет самодиагностику, различные упражнения, составляет план работы и зарисовывает пиктограммы настроения.

9 классах отводится 2 часа в неделю.

Всего за год 9 класс – 70 часов;

Занятия проводятся в кабинете психолога или в классе.

Продолжительность занятий 40 минут.

Формы организации деятельности учащихся:

Групповая;

Работа в парах;

Индивидуальная.

Критерии оценивания:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. По окончании четверти ставится зачет.

Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП: Всего в классе обучается пятеро обучающихся. По заключению ПМПК обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Булдаков Валера – внимание неустойчив, объем память кратковременный, уровень мышления-ниже среднего

Винокурова Марина – концентрация внимания средняя, память-кратковременная, замедленная, уровень мышления-средняя

Стручков Самуил – внимание устойчивое, объем памяти средний, замедленный, уровень мышления-средний

Прудецкая Лида – внимание неустойчива, память-кратковременная замедленная, уровень мышления-ниже среднего

Шарин Борис – внимание устойчивое, объем памяти средний, уровень мышления-средний

Основные требования к результатам реализации АОП:

Использовать разные способы и приёмы запоминания информации, текста, стихотворения;

Контроль эмоциями и чувствами;

Использовать приёмы по развитию концентрации и устойчивости внимания;

Выход из стрессовых ситуациях;

Обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам;

Уметь оценивать себя;

Классифицировать предметы, понятия по признакам;

Устанавливать причинно- следственные, последовательные, временные связи;

Находить существенные признаки предмета;

Находить сходства и различия;

Выдвигать гипотезы, версии, аргументировать свои мнения;

Понимать смысл пословиц;

Практическая деятельность:

Выработка приёмов запоминания слов, информации, текста;

Установление разных связей и отношений между словами;

Работа над текстом;

Составление режима учебной работы и отдыха;

Саморегуляция;

Самооценка;

Смысловой памяти, воображения;

Мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала;

Адекватная самооценка своих возможностей;

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП:

1. Изард К.Э. Психология эмоций. Москва, 2002 г.

2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. С-Пб 2002 г.

3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы диагностика, система занятий. С-Пб 2002 г.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. С-Пб 2003 г.

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-Пб 2002 г.

6. Психогимнастика в тренинге. Каталог под редакцией Хрящевой Н.Ю. С-Пб 2002 г.

7. Яковлева О.С. Развитие самопознания старшеклассников, В-2007 г.

8. Сивцева Л.А. Сотвори себя сам. Якутск: Сайдам, 2005 г.

9. Л.М.Шипицын Школа без наркотиков. С-П.: «Образование-Культура», 2002 г.

10. Т.Находкина Дьыл5ан бэйэн илиигэр. Якутск: «Бичик», 2002 г.

11. С.М.Бурцева Кэлэр кэскили быьымыах. Якутск: «Бичик», 2011 г.

12. Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова Мин–о5обун. Мин-киьибин. Мин-гражданиммын. Якутск: «Бичик», 2007 г.

13. С.Л.Цветкова Живая психология. Методическое пособие. Якутск, 2014 г.

14. С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Мосвка, 2005 г.

15. Т.Б.Анисимова Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.

16. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Москва: АПКиПРО, 2002 г.

17 Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 2005 г.

А так же пользовались методические разработки Габеркорн В.Е – педагога-психолога высшей квалификационной категории и Скорик А.Ю. – педагога-психолога высшей квалификационной категории.

Дополнительно используются:

1. «Игры и упражнения по соцадаптации школьников» изд-во Эфлакс 2003 г.

2. «Игры обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В.Петрусинского 1994 г.

3. Журналы «Школьный психолог»

4. Справочник педагога-психолога. МЦФЭР Образование.

5. Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии. Якутск: «Бичик», 2006 г.

6. Папа, мама, я – здоровая семья. Якутск: «Бичик», 2000 г.

7. В.Ю. Климович Детство без алкоголя. Методическое пособие. Москва: Центр Планетариум, 2004 г.

Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму для 10 класса VIII вида

Темы

Количество часов

Дата

проведения

Примечание

План

Факт

I четверть (16 часов)

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства.

Эмоции и чувства. «Поменяйтесь»

Эмоции и чувства. «Передача листа»

Эмоции и чувства. «»Словарь чувств»

Эмоции и чувства. «Маски в конфликте»

Эмоции и чувства. «Как управлять эмоциями»

Эмоции и чувства. «Цвет моего эмоционального состояния. Разговор цветов»

Эмоции и чувства. «Раскрась свои чувства». Анализ

Эмоции и чувства. «Пиктограммы»

Эмоции и чувства. «Гнев»

Эмоции и чувства. «Социально-приемлемые способы выражения эмоций»

Эмоции и чувства. «Литературный пересказ»

Эмоции и чувства. «Групповое обсуждение»

Эмоции и чувства. «Сюжеты – загадки»

Эмоции и эмоциональное состояние. Тест

Стресс и способы выхода из него.

II четверть (16 часов)

Стресс и способы выхода из него. «Рисуем деревья»

Стресс и способы выхода из него. «Стресс»

Стресс и способы выхода из него. «Актуализация опыта участников группы по выходу из стрессовых ситуаций»

Стресс и способы выхода из него. Лекция

Стресс и способа выхода из него. «Рисуем выход из стрессовых ситуаций»

Стресс и способы выхода из него. «Что делать?»

Стресс и способы выхода из него. «Групповое обсуждение»

Саморегуляция.

Саморегуляция. «Что нового и хорошего…»

Саморегуляция. «Эмоциональное состояние моего соседа»

Саморегуляция. Актуализация опыта переживания стресса

Саморегуляция. «Рисуем свое тело в состоянии стресса»

Саморегуляция. «Игра с мышцами»

Саморегуляция. «Воздушный шарик»

Саморегуляция. «Насос и мяч»

Саморегуляция. «Винт»

Саморегуляция. «Водопад»

III четверть (20 часов)

Саморегуляция. «Ущерб и его компенсация»

Саморегуляция. Групповое обсуждение

Тревожность.

Тревожность. «Что нового и хорошего…»

Тревожность «Невербальное изображение эмоциональных состояний»

Тревожность. «Щепки на реке»

Тревожность. Лекция «Тревога, страх»

Тревожность. «Рисуем влияние семейных проблем на нашу жизнь»

Тревожность. «Ищем примирение с источником тревожности»

Тревожность. «Рисуем страх»

Тревожность. Актуализация опыта побед над страхами.

Тревожность. «Рисуем победу над страхом»

Тревожность. Групповое обсуждение.

Самооценка.

Самооценка. «Что нового и хорошего…»

Самооценка. «Зеркало», «Что я знаю о себе»

Самооценка. «Психологический портрет»

Самооценка. «Я такой же, как ты»

Самооценка. «Сильные и слабые стороны»

Развитие самосознания.

Выборы (обществознание и психология)

IV четверть (16 часов)

Семья и брачный контракт

Право на труд

Здоровый образ жизни

Болезнь века

Мораль и нравственность как категории

Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

«Преступление и наказание»

Влияние стресса на наше здоровье

Компьютер и здоровье

«Потерянные души»

Прекрасные чувства

Восприятие цвета человеком

Loading...Loading...