Заключение пмпк педагог психолог слабовидящий ребенок. Организация деятельности школьной пмпк

Заключение психолога ПМПК

Это заключение состоит из двух частей - обязательной и дополнительной.

В обязательной части даются:

Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций, в первую очередь, мыслительных операций обобщения, абстрагирования, опосредования, установления аналогий). Организация интеллектуальной деятельности на момент обследования: взаимодействие мышления и других интеллектуальных функций. Уровень интеллектуального развития.

Анализ социальной ситуации развития на каждом из возрастных этапов с точки зрения: 1) формирования основного психологического новообразования; 2) характера и динамики кризисных и стабильных возрастных этапов.

Анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, во дворе, в образовательном учреждении и т.д.). Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения.

Оценка зоны ближайшего развития и прогноза развития с позиций адаптивных характеристик личности.

Адаптивность ребенка в условиях приема на ПМПК и психологического обследования в частности.

Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Самооценка и способность личности к рефлексии (критичность, адекватность).

Целостность (конгруэнтность) личности.

В дополнительную часть в каждом конкретном случае вносятся психологические сведения, важные именно для этого ребенка. Их выявление планируется психологом, исходя из:

Первичного запроса на обследование ребенка на ПМПК;

Беседы с родителями в процессе сбора анамнеза (как правило, врачом);

Коллегиально согласованной диагностической гипотезы;

Психологического обследования параметров развития, входящих в обязательную часть.

В общей схеме дополнительных психологических исследований должны быть отражены следующие параметры:

Умственная работоспособность;

Структура деятельности (основные параметры произвольной регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль);

Характеристика основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, движения и действия (мышление см. в обязательной части);

Пространственные синтезы (наглядные, символические);

Речь (преимущественно - регуляторная, коммуникативная функции речи, связь речи и мышления); нейропсихологический анализ при подозрении на алалические или афазические речевые нарушения;

Эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции; настроение; чувства).

Психологические сведения обязательно сопоставляются с медицинскими и педагогическими.

Итогом психологического заключения является вывод о соотношении отклонений в развитии, сохранных компонентов развития и иных резервных возможностей развития, а также о прогнозе развития в зависимости от социальной ситуации развития, включая характер образовательных условий.

Заключение олигофренопедагога

Содержит следующие сведения:

Об уровне сформированности и качественных характеристиках житейских и научных знаний, умений и навыков ребенка относительно его образовательного уровня;

О результатах сопоставления образовательного уровня с психологической структурой развития (по данным психологического обследования);

О результатах сопоставления образовательного уровня с клинической структурой отклонений в развитии (по данным клинического обследования);

О результатах диагностики зоны ближайшего развития в рамках проблем обучения и воспитания ребенка в условиях образовательного учреждения или семьи;

О методических подходах к обучению и воспитанию ребенка с учетом индивидуальной структуры и динамики развития.

Заключение логопеда

Включает следующие параметры и блоки, которые могут компоноваться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития ребенка.

Состояние артикуляционного аппарата.

Состояние фонематического слуха.

Состояние звукопроизношения.

Характеристика устной речи (импрессивной и экспрессивной):

Словарный запас;

Грамматический строй языка.

Характеристика письменной речи.

Характеристика чтения.

Общий анализ структуры речи с точки зрения соотношения фонетических, фонематических и лексико-грамматических нарушений, а также сохранных сторон речи.

Заключение социального педагога

Содержит следующие сведения:

О динамике семьи (браки/разводы; форма брака (законный, гражданский); смерть кого-то из членов семьи; последовательность рождения детей и т.п.);

О структуре семьи (полная/неполная; мать-одиночка; приемный ребенок; отчим/мачеха и т.п.);

О составе семьи на момент обследования, о членах семьи, возможно, других лицах, проживающих вместе с ребенком;

О соответствии места жительства и прописки (регистрации), в частности при наличии статуса беженцев и др.;

О бытовых условиях жизни ребенка (питании, одежде, наличии индивидуального места для сна, наличии условий для учебных или игровых занятий и т.п.);

О социальном, профессиональном статусе, образовательном уровне родителей, других лиц, непосредственно общающихся с ребенком;

Об обеспеченности социально-правовой защищенности ребенка в семье.

Заключения специалистов ПМПК могут предоставляться или направляться по запросу специалистам аналогичного профиля в рамках учреждений, взаимодействующих с ПМПК по поводу данного ребенка (согласно списку, прилагаемому к приказу).

Следует учитывать, что все специалисты ПМПК, взаимно дополняя друг друга, используют коллегиальные формы работы и системный подход к анализу первичной информации и документации, собственных профессионально полученных сведений, сведений, полученных другими специалистами, а также соблюдают этические нормы.

Окончательное оформление документации

Результаты обследования ребенка обсуждаются под руководством заведующего ПМПК в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют. Каждый специалист докладывает свое заключение на ребенка, предлагает рекомендации, высказывает мнение о прогнозе развития ребенка. Представленные заключения согласовываются, составляется коллегиальное заключение ПМПК, систематизируются рекомендации.

Коллегиальное заключение состоит из двух частей: собственно заключения и рекомендаций .

1. В заключении отражаются следующие параметры 11:

Индивидуальная структура развития (актуальный уровень развития):

Дифференциация индивидуальной структуры развития в рамках онтогенеза и структуры психического дизонтогенеза (ответ на вопрос, является ли развитие отклоняющимся от «нормативного» онтогенеза);

Особенности отклонений в развитии - квалификация первичного и вторичных дефектов (по терминологии Л.С. Выготского):

Время (возраст ребенка или плода), тяжесть (интенсивность) и продолжительность воздействия «вредности» 12 ;

Функциональная локализация нарушения;

Характер аномального системогенеза (межфункциональные взаимодействия).

Журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПК
Этот журнал ведется заведующим ПМПК или одним из уполномоченных им специалистов ПМПК.

№ п/п (присваивается и карте развития ребенка)

Дата обследования ребенка на ПМПК

Ф.И.О., дата рождения ребенка

Адрес Телефон

№ п/п и дата записи в журнале первичного учета

Список специалистов в соответствии с планом обследования ребенка (подписи специалистов)

Подпись родителей (законных представителей), получивших коллегиальное заключение на ребенка с рекомендациями (или - отказ)

Примечание

Время выявления отклонений в развитии (возраст ребенка).

Динамика развития ребенка: а) до появления отклонений в развитии; б) в момент (или период) появления (проявления) отклонений в развитии; в) в последующий период развития вплоть до настоящего момента:

Социальная ситуация развития: отношение между ребенком и окружающей его действительностью на момент обследования;

Ретроспективный анализ темпа развития: характер смены критических и стабильных возрастных этапов;

Структура возрастных этапов: соответствие психологических новообразований возрастным этапам.

Степень или стадия отклонений в развитии.

Квалификация вида психического дизонтогенеза (по классификации В.В. Лебединского).

Оценка резервных возможностей развития и компенсаторных образований:

Характеристика сохранных психических функций;

Анализ интересов и способностей ребенка;

Определение зоны ближайшего развития, или потенциального уровня развития.

Направления и возможности социализации и интеграции ребенка в социум. Анализ и, при необходимости, формирование социального запроса на индивидуальность конкретного ребенка (изучение вопроса востребованности-отверженности ребенка социумом, определение социальной ниши).

Социально-правовая защищенность ребенка.

1) определение специальных условий получения образования (тип, вид образовательного учреждения, осуществляющего или курирующего обучение и воспитание ребенка; образовательная программа; форма получения образования; условия получения образования (идентичная информация указывается в справке для управления образования);

2) срок контроля состояния и развития ребенка в рекомендованных ему условиях. Например: «контроль динамики развития ребенка - до начала четвертой четверти текущего учебного года». То есть до указанного периода времени ПМП-консилиум образовательного учреждения направляет в ПМПК информацию о динамике развития ребенка.

Второй блок рекомендаций отражает резервные возможности ребенка, а также направления и характер их развития в обыденной жизни и в специальных развивающих условиях. Среди резервных возможностей особое внимание следует уделить следующим:

Сохранные психические функции;

Приоритетные индивидуальные способности и интересы;

Условия и механизмы формирования компенсаторных образований.

Третий блок содержит прогноз развития ребенка при выполнении и невыполнении данных выше рекомендаций.

В первой колонке последовательно ведется нумерация, начиная с № 1 с первого января по тридцать первое декабря каждого года. Регистрационный номер ребенка, прошедшего обследование на ПМПК, присваивается и карте развития ребенка. Этот номер считается учетным номером, который указывается в справке - документе для управления образования.

Сведения о дате рождения ребенка, его фамилия, имя и отчество (3-я рубрика) записываются в соответствии с данными свидетельства о рождении ребенка, но могут быть записаны и «со слов родителей» (законных представителей). При этом делается приписка: со слов родителей или - по свидетельству о рождении.

Если ребенок пришел на прием в соответствии с предварительной записью, в 5-й рубрике по журналу первичного учета отмечается дата предварительной записи и порядковый номер. Это облегчает поиск некоторых предварительно записанных сведений о ребенке.

После коллегиального обсуждения результатов обследования заведующий ПМПК или уполномоченный им специалист записывает окончательную формулировку коллегиального заключения и рекомендаций в 7-ю рубрику журнала учета детей, прошедших обследование на ПМПК.

При получении двух окончательных документов ПМПК на руки (коллегиального заключения и справки) родителям предлагают расписаться в 8-й рубрике журнала учета детей, прошедших обследование на ПМПК.

В примечание вносятся дополнительные сведения или исправления.

Лист контроля динамики развития

Ф.И.О., дата рождения ребенка,

адрес и телефон для связи с родителями (законными представителями) ребенка.

Дата регистрации информации о динамике развития ребенка

Источник информации о динамике развития ребенка (коллегиальное заключение ПМПк образовательного учреждения, в котором находится ребенок, повторное обследование на ПМПК при обращении родителей, др.)

Характеристика динамики развития ребенка (положительная, отрицательная, незначительная, волнообразная и др.)

Дата повторного обследования

Карта развития ребенка

Представляет собой файловую папку (при регистрации информации о ребенке на бумажных носителях) или файл (при регистрации информации в компьютере), в который включаются следующие документы:

а) план обследования ребенка на ПМПК;

б) анамнестические сведения о ребенке;

в) представленные документы или копии документов;

г) протоколы и заключения по результатам обследования ребенка специалистами (соответственно плану обследования);

д) лист контроля динамики развития ребенка.

Представление результатов обследования родителям (законным представителям) ребенка

Родители (законные представители) информируются заведующим ПМПК о тех аспектах их прав и обязанностей по отношению к ребенку, которые имеют отношение к цели и задачам ПМПК (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

По окончании коллегиального совещания представитель ПМПК знакомит родителей (законных представителей) с коллегиальным заключением и рекомендациями в обоснованной и доступной для их понимания форме. При необходимости, в целях уточнения, разъяснения, убеждения родителей в адекватности сделанных выводов и предлагаемых рекомендаций, представляются и заключения специалистов (в доступной для понимания родителей форме).

Обязательным является информирование родителей (законных представителей) о прогнозе развития ребенка в зависимости от реализации или отказа от реализации разработанных ПМПК рекомендаций.

При согласии родителей (законных представителей) с заключениями (специалистов и коллегиальным) и рекомендациями ПМПК им могут быть выданы на руки два документа: 1) коллегиальное заключение ПМПК с рекомендациями; 2) справка об обследовании ребенка на ПМПК.

Коллегиальное заключение и справка ПМПК предоставляются родителями (законными представителями) сотруднику управления образования (по месту жительства ребенка), курирующему сферу специального образования.

Сотрудник управления образования знакомится с коллегиальным заключением ПМПК и справкой, решает вопрос о направлении ребенка в рекомендованные ПМПК образовательные условия.

Справка остается в управлении образования для учета укомплектованности специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп).

Коллегиальное заключение ПМПК визируется сотрудником управления образования с указанием наименования (при наличии - номера) образовательного учреждения, в которое направляется ребенок, и передается родителям (законным представителям).

Родители (законные представители) при оформлении ребенка в указанное образовательное учреждение передают коллегиальное заключение ПМПК с визой соответствующего сотрудника управления образования руководителю этого образовательного учреждения.

Коллегиальное заключение ПМПК с визой управления образования является юридическим документом для зачисления ребенка в соответствующее образовательное учреждение и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в этом образовательном учреждении.

Адресатом коллегиального заключения ПМПК является руководитель образовательного учреждения, в которое направляется ребенок.

Руководитель образовательного учреждения информирует членов ПМП-консилиума, других специалистов образовательного учреждения, которые будут непосредственно работать с ребенком, о коллегиальном заключении, контролирует выполнение рекомендаций ПМПК.

Сопровождение ребенка, прошедшего обследование на ПМПК

Сопровождение детей и подростков ПМПК осуществляет через связь с ПМП-консилиумами образовательных учреждений или непосредственно с родителями (законными представителями) (если ребенок не обучается (не воспитывается) в образовательном учреждении).

обучающихся (воспитанников) образовательного учреждения
(указать, какого), направленных ПМПК (указать, какой именно) в __________ году

Дата отправки сведений_____________________________

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Дата обследования на ПМПК (в соответствии с коллегиальным заключением ПМПК на ребенка, поступившим в образовательное учреждение)

Динамика развития (положительная, отрицательная, волнообразная, недостаточная, др.)

Алешин Алексей Петрович

Иванов Петр ИвановичСидоров Иван Петрович

12.03.2000 г.15.03.2000 г.

Положительная

ОтрицательнаяВолнообразная

Всего: 3 чел.

С благоприятной динамикой: 1 чел.

С неблагоприятной динамикой: 2 чел.

Печать образовательного учреждения Подпись руководителя образовательного учреждения

ПМП-консилиум образовательного учреждения разрабатывает план работы специалистов ПМПк с ребенком и своевременно информирует директора образовательного учреждения о неблагоприятной или недостаточной динамике развития ребенка в данных образовательных условиях. План работы с ребенком корректируется, устанавливается условный диагностический период, в течение которого специалисты ПМП-консилиума пытаются добиться положительной динамики развития ребенка.

При наличии показаний (при подозрении на несоответствие структуры психофизического развития ребенка условиям, которые может обеспечить данное образовательное учреждение) ПМП-консилиум оформляет коллегиальное заключение на ребенка и рекомендует родителям (законным представителям) повторно обратиться в ПМПК.

В любом случае информация о динамике развития ребенка направляется ПМП-консилиумом в ПМПК в соответствии с указанным в рекомендациях ПМПК сроком контроля динамики развития ребенка, при отсутствии конкретных указаний - не реже одного раза в год (см. с. 45).

Повторное обращение в ПМПК по поводу детей с неблагоприятной динамикой развития обычно инициируется ПМП-консилиумом образовательного учреждения, другими учреждениями и ведомствами, непосредственно работающими с ребенком, самими родителями (законными представителями).

Журнал движения документации

Ф.И.О. ребенка

Год приема ребенка на ПМПК

Дата передачи/получения документа

Адресат или источник информации (кому, от кого)

Наименование документа (запрос, направление, запрошенный документ - какой и т.д.).

Подпись выдавшего документ (или сведения о пересылке по почте)

Подпись принявшего документ или др. сведения о поступлении документа по месту запроса

ПМПК при методической работе с нижестоящими ПМП-консилиумами образовательных учреждений информирует их о технологии формирования у родителей (законных представителей) адекватного отношения к повторному направлению в ПМПК.

Предлагается следующая схема беседы с родителями (законными представителями) при повторном направлении на ПМПК:

Апелляция к тому из родителей (законных представителей) ребенка, кто реально может представлять и защищать его интересы;

Аргументированное информирование родителей (законных представителей) о неблагоприятной динамике развития ребенка в данных условиях;

Обоснование возможных причин неблагоприятной динамики развития: несоответствие данных условий особенностям развития ребенка; необходимость уточнения диагноза и рекомендаций; предполагаемая необходимость в поддерживающем или стационарном лечении, возможно - в сопровождении со стороны специалистов учреждений социальной защиты или правоохранительных органов (в корректной форме) и др.;

Важность своевременного, быстрого прояснения причин неблагоприятной динамики развития ребенка и разработки эффективных рекомендаций;

Представление гипотезы о возможных последствиях пребывания ребенка в неадекватных для него условиях. Важность поиска условий, адекватных особенностям развития ребенка.

Повторное обращение инициируется и контролируется и самой ПМПК.

При поступлении информации о неблагоприятной динамике развития ребенка от ПМП-консилиумов ПМПК ставит на контроль сроки повторного приема этого ребенка. Регистратор или воспитатель (на усмотрение заведующего ПМПК, в зависимости от нагрузки каждого из этих сотрудников) информирует заведующего ПМПК о поступивших списках и заполняет лист контроля динамики развития на каждого ребенка с неблагоприятной динамикой развития: сведения о ребенке и первые три рубрики листа.

Листы контроля динамики при неблагоприятной динамике развития детей и подростков подшиваются (или складываются в файловые папки) регистратором соответственно месяцу и году поступления и хранятся в общей папке «Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК». Они извлекаются из папок при повторном обращении родителей (законных представителей) и в них вносится дата повторного обследования ребенка. Лист контроля динамики переносится в карту развития ребенка, хранящуюся в ПМПК.

Если в течение трех месяцев с момента поступления информации о неблагоприятной динамике развития ребенка и заполнения листа контроля динамики родители (законные представители) не записались на повторный прием, регистратор передает соответствующие листы контроля динамики заведующему. Заведующий равномерно распределяет их между специалистами, и они осуществляют связь (по телефону или письменную) с родителями (законными представителями). Проясняются причины, по которым родители не обратились в ПМПК повторно, проводится аргументированная беседа о необходимости повторного обследования. В любом случае повторное обследование ребенка на ПМПК возможно лишь с согласия родителей (законных представителей).

Сопровождение детей и подростков, не охваченных учреждениями системы образования, но прошедших обследование на ПМПК по инициативе или с согласия родителей (законных представителей), осуществляется непосредственно через родителей (законных представителей). После обследования на ПМПК, решения вопросов диагностики и разработки рекомендаций, родителей (законных представителей) информируют о желательности повторного обращения в ПМПК с целью контроля динамики развития ребенка и возможной корректировки рекомендаций. Срок повторного обращения в ПМПК всегда индивидуален и соответствует психолого-педагогическим и медико-социальным показаниям.

Сроки контроля динамики развития детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК и не охваченных учреждениями системы образования, дублируются в листе контроля динамики развития соответственно пункту рекомендаций, внесенных в коллегиальное заключение. Листы контроля динамики... этих детей, как и детей, охваченных учреждениями системы образования, хранятся в папке «Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК».

Формы внутреннего учета и контроля деятельности ПМПК

Журнал первичного учета детей, обратившихся в ПМПК.

Алфавитная книга.

Журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПК.

Карты развития детей (с соответствующими вкладышами, см. выше).

Планы и графики работы (ПМПК и индивидуальные).

Журнал движения документации.

Папка «Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК» с «Листами контроля динамики».

Аналитический журнал

Аналитический журнал заполняется заведующим ПМПК в конце календарного года. За основу можно взять представленную ниже схему.

Типы, виды учреждений

Примечание

Учреждения системы образования

Другие

учреждения, ведомства

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения

ППМС-центры

Общеобразовательные школы

1 вид

2 вид

3 вид

4 вид

5 вид

6 вид

7 вид

8 вид

Классы КРО, др. спец. классы

Общеобразовательные классы

Составляется динамика предварительной записи детей на ПМПК и детей, прошедших обследование на ПМПК. Форма отображения - два графика в единых координатах: по горизонтальной оси - месяцы года, по вертикальной оси - а) количество записавшихся на прием детей, б) количество детей, прошедших обследование. Под графиком указать, сколько всего детей записано на прием и сколько всего детей прошло обследование на ПМПК (по итоговым числам соответствующих журналов). Исполнитель - регистратор.

Возрастная группа

Примечание

(включительно)

(включительно)

(включительно)

(включительно)

(включительно)

Заведующий ПМПК делает краткий анализ с акцентом на динамике записи и приема детей и выводы по планированию приемов на будущий год.

Заведующий ПМПК распределяет детей, прошедших обследование на ПМПК в течение года, по возрастным категориям (по журналу учета детей, прошедших обследование на ПМПК). Исполнитель - воспитатель. Форма отображения - таблица.

Заведующий ПМПК делает краткий анализ с акцентом на преобладающих возрастных категориях и выводы о методическом и ином обеспечении приема этих детей.

Запрос на предоставление информации

Затем распределяет детей по видам специальных (коррекционных) образовательных учреждений: на основании анализа первой рекомендации (единой для всех коллегиальных заключений) по журналу учета детей, прошедших обследование на ПМПК, - 7-я рубрика - «Коллегиальное заключение ПМПК с рекомендациями». Исполнители - назначенные заведующим специалисты ПМПК. Форма отображения - таблица.

Заведующий ПМПК делает выводы о преобладающих потребностях в тех или иных образовательных (иных) условиях.

Количество повторных поступлений детей и подростков на ПМПК. Подсчитывается регистратором или воспитателем (по распоряжению заведующего ПМПК) по алфавитной книге (первичный прием не считается).

Заведующий учитывает эту информацию при планировании временных затрат на обследование одного ребенка на будущий год.

Фиксируется соотношение детей с положительной и отрицательной динамикой развития в рекомендованных ПМПК условиях: по материалам папки «Сопровождение детей, прошедших обследование на ПМПК». Соответственно поступившей информации подсчитывается общее количество детей с благоприятной (положительной) и неблагоприятной динамикой развития. Исполнитель - регистратор или воспитатель.

Заведующий ПМПК делает выводы об эффективности рекомендаций ПМПК, анализирует причины повторных обращений в ПМПК.

Каждый специалист ПМПК в конце календарного года сдает отчет. Мы рекомендуем следующую схему отчета:

а) количество дополнительных приемов детей, проведенных специалистом индивидуально;

б) организационно-методическая работа: внутренняя (в условиях ПМПК) и внешняя (формы, учреждения, контингент и т.п.);

в) просвещение (где, когда, с кем, в каких формах велась работа);

г) сопровождение детей, прошедших обследование и нуждающихся в наблюдении данного специалиста (сколько детей, формы сопровождения, динамика).

На основании всех описанных выше материалов может быть проведено отчетное (по итогам календарного года) совещание с кратким отчетом каждого специалиста и обобщающим выступлением заведующего ПМПК. Обсуждаются перспективы работы, планирование деятельности ПМПК, предложения для управления образования по развитию ПМПК и системы сопровождения детей и подростков с отклонениями в развитии.

Аналитическая справка - форма отчета ПМПК (перед управлением образования)

Аналитическая справка составляется заведующим ПМПК на основании материалов аналитического журнала, отчетов специалистов ПМПК и итогов отчетного собрания ПМПК. Анализ подкрепляется соответствующими приложениями (графиками, таблицами и др.). Вносятся предложения по развитию системы специального образования на данной территории и иных форм сопровождения детей и подростков с отклонениями в развитии, а также по развитию самой ПМПК.

Система внешних связей ПМПК

Внешние связи и отношения ПМПК с другими учреждениями, ведомствами, подструктурами в рамках системы ПМПК осуществляются посредством обмена документацией в соответствии с приказом о сопровождении детей и подростков с отклонениями в развитии и рекомендуемыми в данном руководстве формами документов. Возможны иные договорные отношения.

Для обмена информацией о ребенке с заинтересованными учреждениями и ведомствами может использоваться единая форма запроса. Запрос осуществляется с согласия родителей (законных представителей), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, запрос по решению суда).

Выше указывалось, что ПМПК могут направлять детей и подростков в другие учреждения и ведомства в рамках приведенной системы внешних связей, используя форму направления и опираясь на соответствующие договора и приказы о взаимодействии, которые могут быть подписаны на региональном и муниципальном уровне.

Функциональные обязанности специалистов ПМПК

Прием детей и подростков с отклонениями в развитии, их родителей (законных представителей), других лиц, представляющих интересы детей и подростков с отклонениями в развитии.

Организационно-методическая работа.

Просветительская деятельность.

Сопровождение детей и подростков с отклонениями в развитии (контроль эффективности рекомендаций ПМПК с точки зрения динамики развития ребенка).

Регулярное повышение квалификации. Профессиональный рост.

Осуществление связей со специалистами аналогичного профиля на всех уровнях системы ПМПК (региональная ПМПК, муниципальные ПМПК, ПМП-консилиумы образовательных учреждений в рамках методического (профессионального) объединения).

Осуществление связей со специалистами аналогичного профиля в учреждениях других ведомств: врачи - в учреждениях системы здравоохранения, педагоги (олигофренопедагог, логопед, сурдо- и тифлопедагог) и психологи - в учреждениях системы образования; социальные педагоги - в учреждениях социальной защиты и правоохранительной системы.

Выполнение требований устава учреждения, в состав которого входит ПМПК, цели и функций ПМПК (внутренний распорядок, ведение документации, своевременное планирование и отчетность по результатам профессиональной деятельности).

1 Ниже мы будем использовать две аббревеатуры – МПК и ПМПК, так как они взаимодействуют исторически и продолжают сосуществовать фактически, а с недавнего времени и юридически. В то же время очевидно, что в перспективе все подобные структуры следует именовать ПМПК, имея в виду необходимое и обязательное включение в их состав психологов, а также соответствующее направление разработки нормативно-правовой базы деятельности ПМПК.

2 См. книгу Т.А. Власовой и М.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии». 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1973.

3 Президентом РФ на данный закон наложено вето.

4 Этот пункт может быть исключен, а данный вопрос решен на уровне управления образования региона (соответствующим приказом).

5 В.В. Лебединский. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.

6 Л.С.Выготский. Собрание сочинений: В 6 тт. Т. 4, с. 6.

7 Там же, с. 7.

8 Под основным приемом имеется в виду первичный и повторные приемы детей и подростков с отклонениями в развитии, которые проводятся всеми членами ПМПК. Эти приемы следует отличать от дополнительных приемов отдельными специалистами, необходимых для уточнения диагностики и рекомендаций, которые проводятся каждым специалистом в соответствии с индивидуальным графиком работы в рамках 12 часов.

9 Обследование ребенка ПМПк/консилиумом/ образовательного учреждения проводится в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации № 27/901-6 от 27.03.2000 г.

10 Отбор детей во вспомогательную школу /Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина.- М.: Просвещение, 1983.- С. 56–62.

11 Структура коллегиального заключения составлена с опорой на анализ видов психического дизонтогенеза, предложенный В.В. Лебединским в учебном пособии «Нарушения психического развития», М.: Изд-во МГУ, 1985.

Организация деятельности школьной ПМПк

I . Алгоритм действий специалистов школьного ПМПк

при первичном обследовании ребенка на ПМПК (1- 4 классы)

    Классные руководители образовательного учреждения, на основании наблюдения за развитием ребенка выявляют из числа обучающихся детей испытывающих трудности в усвоении программы общеобразовательной школы.

    Проводят беседу с родителями (законными представителями) о необходимости обследования ребенка на ПМПк, получают письменное согласие родителей (законных представителей) на предмет обследования ребенка. В случае несогласия родителей (законных представителей) проводят с ними просветительскую, разъяснительную работу по созданию адекватного понимания проблемы в развитии ребенка.

В случае согласия родителей (законных представителей) на обследование ребенка классный руководитель готовит на ребенка пакет документов (педагогическая характеристика (Приложение 1, 2 ), педагогическое представление (Приложение 3 ), образцы письменных работ учащегося, заявление родителей (законных представителей), сведения об успеваемости ребенка и сведения о количестве пропущенных уроков (Приложение 4 ).

    Обследование ребенка проводится каждым специалистом школьного ПМПк индивидуально. Результаты обследования заносятся в представления педагога-психолога (Приложение 5 ), учителя-логопеда (Приложение 6 ). В них же специалисты школьного ПМПк дают рекомендации по определению дальнейших направлений работы с данным учащимся.

    Классный руководитель запрашивает у медицинского работника школы краткие анамнестические данные об истории развития ребенка, начиная с раннего детства и до настоящего времени (в свободной форме).

    После того как все необходимые документы на ребенка будут собраны, председатель ПМПк назначает дату проведения заседания школьного ПМПк. На данное заседание приглашаются члены ПМПк, учителя-предметники, родители (законные представители) ребенка, сам ребенок.

    Члены школьного ПМПк заслушивают классного руководителя, учителей, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника. Проводится собеседование с родителями (законными представителями) учащегося с целью выяснения условий и характера его семейного воспитания, позиции родителей. Проводится беседа с учащимся.

    Председатель школьного ПМПк заводит «Индивидуальную карту динамики развития ребенка» (далее «Карта») (Положение «Об индивидуальной карте динамики развития ребенка с ОВЗ») куда заносятся все сведения о ребенке, прилагаются документы предоставленные классным руководителем, специалистами ПМПк, заявление родителей (законных представителей). «Карта» хранится у председателя школьного ПМПк.

    По результатам проведенного заседания школьного ПМПк заводится протокол. Делается выписка из заседания школьного ПМПк на каждого учащегося отдельно (Приложение 7 ).

    Если ребенок направляется на ТОПМПК для определения образовательного маршрута, то сначала родителям (законным представителям) рекомендуется пройти обследование у врача-психиатра, невролога, хирурга, ЛОР-врача. Врачу-психиатру предоставляется педагогическая характеристика на ребенка, его письменные работы.

    Специалистом ПМПк школы направляется заявка в ТОПМПК (заявка установленного образца).

    Для первичного обследования ребенка в ТОПМПК образовательное учреждение предоставляет следующие документы:

    письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование (заявления установленного образца);

    педагогическое представление;

    представление педагога-психолога;

    представление учителя-логопеда;

    заключение школьного ПМПк;

    копии письменных работ учащегося по русскому языку и по математике;

    сведения об успеваемости ребенка;

    копию свидетельства о рождении ребенка (паспорт);

    копию паспорта родителей (законных представителей), копию удостоверения опекуна;

    копии врачебных заключений (если ребенок стоит на учете у узких специалистов);

    В назначенный по утвержденному графику день, ребенок вместе с родителями (законными представителями) и в сопровождении представителя школьного ПМПк, который предоставляет пакет документов на ребенка специалистам ТОПМПК, приглашается для обследования в ТОПМПК. Родители должны иметь при себе документ, удостоверяющий их личность, медицинскую карту ребенка из поликлиники.

    По результатам проведенного обследования председателю школьного ПМПк выдается выписка из протокола заседания ТОПМПК, которая хранится у председателя ПМПк.

II . Алгоритм действий специалистов школьного ПМПк

при повторном обследовании ребенка на ПМПК

    Для повторного обследования на ТОПМПК направляются дети, обучающиеся по программе VII вида в конце 4 класса (при переходе на вторую ступень обучения), в конце 6 класса и в конце 8 класса. Учащиеся данных классов должны иметь выписку из протокола заседания ТОПМПК с рекомендациями о форме обучения, выданную раннее.

    Ребенку прошедшему ПМПк и взятому на коррекционно-развивающее обучение назначается ведущий специалист (классный руководитель, психолог, логопед и др.), он и другие специалисты школьного ПМПк ведут коррекционно-развивающую работу с ребенком и отслеживают динамику развития ребенка, проводят комплексные диагностические обследования.

    Перечисленные в пункте 2 специалисты предоставляют председателю школьного ПМПк документы, отражающие динамику развития ребенка за установленный период, эффективность выбранной формы обучения и проводимой коррекционной работы (эти данные отражаются в педагогической характеристике, в представлении педагога, представлении учителя-логопеда, представлении педагога-психолога).

    Классный руководитель проводит беседу с родителями (законными представителями) ребенка о необходимости повторного обследования на ТОПМПК, берут у родителей письменной согласие (заявление), готовит пакет документов для школьного ПМПк (см. пункт 11, раздел 1).

    Для школьного ПМПк классный руководитель предоставляет те же документы, что и при первичном обследовании на ПМПк.

    Дальнейшая работа школьного ПМПк строится также, как и при первичном направлении ребенка на ТОПМПК.

    При выявлении новых обстоятельств или координальных изменений в состоянии развития ребенка (положительная или отрицательная динамика) в процессе коррекционной работы повторный прием на ТОПМПК может проводится внепланово по заявке родителей (законных представителей) или ОУ.

Приложение 1.

Примерная пед. характеристика на ученика с ЗПР

(предоставляется ТОПМПК, врачу-психиатру)

Педагогическая характеристика

на ученика (цу) ______ класса школы № _________

Ф.И.О. ______________________________________________

Дата рождения _____________________

Ребенок посещает данное учебное заведение с … класса. На протяжении всего периода обучения у (имя) отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. В связи с недоразвитием слухового и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.

Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Ученик затрудняется в применении приемов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении таких предметов, как биология, история, география, обществознание.

Внимание неустойчиво. (Имя) не способен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании. Во время уроков рассеян, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления проявляется в неумении самостоятельно решать сложные арифметические задачи. Низкий уровень абстрактно-логического мышления затрудняет усвоение программного материала по таким предметам как алгебра, геометрия, физика, химия. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога.

У ребенка бедный, недифференцированный словарный запас. Нарушение письменной речи проявляется в большом количестве специфических ошибок (пропуски, замен, недописывания букв), а также в большом количестве ошибок, связанных с неумением применять на практике орфографические правила. Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений).

У (имя) не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий принимает помощь взрослого и охотно использует ее, самостоятельно преодолеть трудности не может и не желает. Работоспособность низкая, отмечается быстрая истощаемость организма из-за умственных нагрузок. По мере утомления или неуспешности выполнения задания эмоциональное состояние ухудшается, становится эмоционально неустойчивым: раздражительным, легко возбудимым.

Директор подпись расшифровка

Классный руководитель подпись расшифровка

Приложение 2

Педагогическая характеристика ребенка с ЗПР может иметь разное назначение в зависимости от того, с какой целью она составляется. Соответственно меняется и ее основной акцент. Так, педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из общеобразовательной школы в специальный коррекционный класс для детей с ЗПР.

Или педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из коррекционного класса для детей с ЗПР в массовую школу в результате его значительного продвижения в овладении учебной программой, положительной динамики психического развития и улучшения состояния здоровья.

Педагогическая характеристика также необходима, если ученик стойко не усваивает учебный материал и встает вопрос о пересмотре диагноза; в этом случае она предназначена для медико-педагогической комиссии.

Характеристика должна отражать продвижение ученика в процессе обучения, изменения, происходящее под влиянием специального обучения и воспитания.

Педагогическая характеристика должна содержать следующие разделы:

1) общие сведения об ученике;

2) состояние школьных знаний и навыков;

3) общее развитие ребенка, особенности речи и мышления;

4) особенности учебной деятельности;

5) особенности поведения;

6) характеристика личности;

7) заключение.

В разделе «Общие сведения», помимо формальных данных (даты рождения ребенка и поступления в школу и т. п.), должно быть указано посещал ли детский сад, в какой класс школы, ученик принят, откуда поступил, оставался ли на второй год, когда начал обучаться по программе VII вида (для детей с ЗПР). Следует кратко охарактеризовать семью ребенка.

В разделе «Состояние школьных знаний и навыков» необходимо указать, какой предмет (или предметы) затрудняет ученика, какие разделы он не смог усвоить, какую помощь ему оказывал учитель (в том числе на индивидуально-коррекционных занятиях), ее эффективность. Следует также отметить, какие предметы или разделы программы он усвоил более успешно, какой учебный материал оказался для него наиболее легким. При этом важно описать индивидуальные особенности усвоения знаний - темп мыслительной деятельности ребенка, особенности запоминания (быстрота, осмысленность) и работоспособности, степень самостоятельности, реакция на помощь педагога и др.

При характеристике уровня общего развития следует показать осведомленность ребенка в окружающем (семья, окружающие предметы, простейшие явления природы). Степень полноты и точности таких знаний и представлений послужит материалом для оценки познавательной активности ребенка.

Описание речевого развития школьника должно содержать краткую количественную и качественную характеристику лексического запаса слов; отражать особенности грамматического строя речи - имеется ли аграмматизм и какова степень его выраженности, какие части речи и типы предложений преимущественно используются; затруднения в оформлении речевого высказывания - замедленность, наличие повторов, поиск нужных слов и др. Важно выделить особенности речи ребенка - состояние фонематического слуха, виды ошибок в устной, и письменной речи, их частота. Необходимо указать на наличие и степень стойкости ошибок, специфичных для письменных работ детей, либо отметить отсутствие таковых.

Также следует охарактеризовать способность делать пересказ прочитанного или прослушанного текста. По всем вопросам, касающимся состояния речи, педагог должен советоваться со школьным логопедом, использовать его данные.

Описывая особенности мыслительной деятельности, следует прежде всего остановиться на способности к обобщению, осмыслению материала, на понимании логических связей и отношений, умении выделить существенные признаки предметов, на возможности переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. Нужно указать степень использования ребенком помощи, раскрыть его потенциальные возможности.

Характеризуя особенности учебной деятельности ребенка, необходимо раскрыть следующее: быстрота его включения в работу, устойчивость деятельности (ее продолжительность без отвлечений), затруднения в переключении, темп работы, уровень работоспособности; наличие импульсивности при выполнении заданий, степень самостоятельности и организованности, сформированность навыков самоконтроля и умения оценить выполненную работу.

При описании поведения учащегося следует указать, насколько он дисциплинирован на уроках, на перемене, вне школы; отметить, есть ли двигательная расторможенность (либо заторможенность); описать, какими навыками культурного поведения он владеет.

В разделе «Характеристика личности» освещаются следующие вопросы: учебные и внеучебные интересы школьника, их устойчивость; специальные способности (в области изобразительной деятельности, музыки, спорта и др.), степень адекватности оценки своих возможностей; отношение к учебе и общественным поручениям, к товарищам и взрослым (в том числе к родителям). Следует указать любимое занятие в свободное время, преобладающий фон настроения, отношение к неудачам в учебе, к похвале или порицанию, обидчивость, склонность к жалобам.

Заключительный раздел характеристики как бы суммирует и оценивает все самое существенное в ребенке, отмеченное в предыдущих разделах. Здесь педагог должен выделить черты характера и особенности личности ребенка, которые он оценивает как положительные или как отрицательные, а также указать на особенности, которые мешают ему овладеть знаниями, и на предполагаемые причины этого. Необходимо также определить степень его готовности к обучению по программе следующего учебного года.

Характеристика, написанная для медико-педагогической комиссии, должна освещать стороны, важные в плане дифференциальной диагностики. Здесь в первую очередь следует показать конкретные затруднения ученика в овладении школьной программой, особенности его мыслительной деятельности (темп, способность к обобщению, к осмыслению учебного материала, возможности использования помощи и осуществления переноса), состояние работоспособности ребенка, результаты индивидуальной работы с ним.

Приложение 3.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ПМПк

(предоставляется на ПМПк)

Ф.И.О. ученика ________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________________________

Класс________________________________________________________________________

Общие впечатления о ребенке _____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Общая осведомленность и социально - бытовая ориентация

Сведения о себе и своей семье_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Знания и представления об окружающем_____________________________________________

Сформированность учебных навыков

Общая оценка навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)

Математика

Характер ошибок__________________________________________________________________

Чтение____________________________________________________________________________

Характерные ошибки чтения_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письмо ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ошибки письменной речи __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности устной речи ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоционально – поведенческие особенности _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Дата обследования_____________________ Подпись педагога_________________

Приложение 4.

(предоставляется на ПМПк)

СВЕДЕНИЯ

об успеваемости учащегося _____ класса МКОУ Чатлыковская СОШ

(Ф.И.О.)___________________________________________________________________________

в 200__/__ учебном году

Предмет

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Годовая

Классный руководитель _______________ / _______________________________/

Приложение 5.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПМПк

(предоставляется на ПМПк)

Ф.И.О. ___________________________________________________________________________

Возраст____________________________________ Класс________________________________

Жалобы родителей Жалобы педагогов

________________________________________ ______________________________________

________________________________________ ______________________________________

________________________________________ ______________________________________

Особенности поведения, общения, привычки и интересы _________________________________

Сформированность социально-бытовой ориентировки ___________________________________

______

Моторная ловкость_________________________________________________________________

Ведущая: рука________

Характеристика деятельности:

Мотивация ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Критичность _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Работоспособность _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Темп деятельности _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Особенности внимания ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Особенности памяти ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Качественная характеристика речи ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика интеллектуального развития ___________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Сформитрованность представления о пространственных и временных отношениях, __________

__________________________________________________________________________________

Особенности конструктирования деятельности, графической деятельности, рисунка _________

__________________________________________________________________________________

Эмоциально-личностные и мотивационно-волевые особенности ___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение

(уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата __________ Педагог-психолог ____________ / ________________________/

Приложение 6.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ПМПк

(предоставляется на ПМПК)

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________

Дата рождения___________________Возраст (на момент обследования)__________________

Класс __________________________________________________________________________ Краткий анамнез раннего развития__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая среда и социальные условия________________________________________________

________________________________________________________________________________

Артикуляционный аппарат_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Устная речь:

общее звучание речи______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

понимание речи__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

активный словарь________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

грамматический строй речи________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

слоговая структура речи___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звукопроизношение______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематическое восприятие: /звуковой анализ и синтез/ _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Связная речь ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заикание________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсобенности письменной речи____________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Заключение:_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Дата обследования________________ Подпись специалиста________________

Приложение 7.

(предоставляется на ТОПМПК)

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума

(образец заполнения)

Дата « ____ » _____________20_____г.

Причины направления на ПМПК Затруднения при усвоении общеобразовательной программы

Заключение консилиума: Направить на районную ПМПК учащегося ___ класса (Ф.И.О.) с целью определения формы обучения и маршрута индивидуального развития

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение (отметить наличие)
1 .Педагогическая характеристика
2. Психологическое представление

3.Анамнез

6.Сведения об успеваемости

8. Копия свидетельства о рождении ребенка

9. Копия документа, удостоверяющего личность родителей (законных представителей)

10. Заявление родителей (законных представителей)

Председатель ПМПк

(специальность) (фамилия)

Члены ПМПк

(специальность) (фамилия)

(специальность) (фамилия)

(специальность) (фамилия)

(специальность) (фамилия)

Приложение 8.

Педагогическое представление для отслеживания динамики развития

ученика (цы) ___ кл, МКОУ Чатлыковская СОШ

Параметры

начало года

конец года

Познавательный интерес (

Работоспособность на уроках (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень)

Познавательная сфера

Уровень активности, самостоятельности в деятельности (высокий, средний, низкий)

Способность сосредоточиться на задаче, преодолеть трудности, проконтролировать результат (положительная динамика, отсутствие динамики, отрицательная динамика)

Особенности поведения и общения (положительная динамика, отсутствие динамики, отрицательная динамика)

Взаимодействие и отношения со сверстниками

Взаимодействие и отношения с педагогами

Поведенческая саморегуляция (Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению)

Наличие и характер учебной мотивации (положительная динамика, отсутствие динамики, отрицательная динамика)

Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения

Эмоциональное состояние (уровень тревожности) (положительная динамика, отсутствие динамики, отрицательная динамика)

Участие в общественной жизни класса, школы (положительная динамика, отсутствие динамики, отрицательная динамика)

Заполняется классным руководителем

Заключение

психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) МОУ Красновосходской СОШ МО «Цильнинский район» Ульяновской области

    Ф.И.О. ребенка : Иванова Диана Васильевна.

    Возраст : 17.12. 2006.

    Участники консилиума :

    Иванова Е.В. – председатель консилиума;

    Петрова Л.П. – педагог – психолог, член консилиума;

    Соловьева Е.С. – учитель Дианы, член консилиума;

    Ссирнова А.П. – заведующая Карабаевским ФАП, член консилиума.

    Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования:

Срок проведения работы: с 1 сентября 2014 по ноябрь 2015 года .

Иванова Диана поступила в 1 класс 01.09.13 года. Диане очень трудно давалась учёба в 1 классе. Выбранные педагогом приёмы и методы работы конкретно для этого ученика, дополнительные индивидуальные занятия, занятия с психологом, помощь родителей помогли Диане с трудом усвоить программу 1,2 класса (безотметочное обучение). В 3-4 классе по результатам промежуточного контроля учебная деятельность Дианы оказалась на низком уровне, замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала.

Из-за этого в 5 классе она начал испытывать трудности в усвоении учебной программы основного общего образования, так как недостаточно усвоены умения и навыки начального общего образования.

Это и стало причиной записи ребёнка на ГПМПК в 2014 году. В настоящий момент трудности в обучении сохраняются: Диана утомляется, не может работать самостоятельно, ей трудно высказать элементарное суждение, сделать простой логический вывод.

В течение всего обучения в школе постоянно вёлся мониторинг образовательных достижений ученицы по трём основным образовательным предметам. В данном анализе будут сравниваться стартовые образовательные достижения ученицы, результаты 4 класса и актуальное состояние (1 четверть 5 класса).

Литературное чтение.

Темп чтения замедлен. Пересказ фрагментарный, пересказ по наводящим вопросам. Словарный запас беден.

Диана читает со скоростью 35 слов в минуту (норма беглости 85-95 слов). Отвечает на вопросы по содержанию текста, но не может пересказать прочитанный текст.

Не умеет озаглавливать отдельные части текста.

Стихотворения заучивает с трудом.

По итогам 1 четверти 2016-2017 учебного года скорость чтения – 36 слов в минуту. При чтении допускает ошибки. Может ответить на вопросы по содержанию текста, но не может его пересказать. Словарный запас беден, стихотворения учит с трудом.

Русский язык.

Не может дать характеристику согласных звуков (парные, звонкие, глухие, твердые мягкие), не отличает гласные от согласных.

Не различает гласные и согласные звуки; твердые и мягкие.

Переносит слова неправильно. Путает звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. Забывает правила написания большой буквы в начале предложения, фамилиях, именах, отчествах, кличках животных и отдельных географических названиях.

Изученные орфограммы с трудом запоминает, но по истечении времени она начинает их путать или совсем не помнит.

Умеет писать под диктовку, но допускает ошибки.

При списывании текста торопится и пишет не аккуратно,не соблюдает границ предложений.

Уровень каллиграфии- низкий.

Рубежная контрольная работа выполнила на «2», грамматические задания может выполнять только с помощью учителя. Скорость письма низкая, ошибки без помощи учителя не может найти. Изученные орфограммы не запоминает. При коллективном обсуждении работает не активно. Разборы по русскому языку выполняет только с помощью учителя.

Математика.

Диана очень тяжело заниматься по математике. Хотя он усвоил первоначальные навыки, но дальнейший материал ей не удаётся усвоить.

Считает до 100 . Может определить, сколько в числе десятков, сколько единиц. Складывает и вычитает числа на основе знания десятичного состава(30+5; 35-5; 35-30).. Складывать и вычитать двузначные числа с переходом через разряд не может. Решает простые задачи, но составные не умеет.

Много ошибок допускает при сравнении чисел. Не умеет решать геометрические задачи (начертить отрезок, найти длину ломаной).

Не знает таблицу умножения, но может пользоваться с затруднением.

Рубежная контрольная работа за 1 четверть выполнена на «2». Диана знает многозначные числа, может назвать их и записать. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел выполняет только с помощью учителя. При самостоятельном выполнении допускает множество ошибок. Может выполнить умножение многозначного числа на однозначное с опорой на таблицу умножения при помощи учителя. Таблицу умножения и деления наизусть не знает. Никак не может понять смысл примеров на умножение многозначных чисел. Не умеет делить многозначные числа. Даже самые простые задачи без помощи учителя решить не может.

Вывод.

Таким образом, всё изложенное выше доказывает, что мальчик развивается, но уровень его образовательных достижений ниже программных требований.

    Содержание консультативной деятельности:

Участник консилиума

Содержание и форма работы

Срок проведения

Педагог – психолог Петрова Л.П.

    Индивидуальные особенности детей с ОВЗ. Беседа с родителями.

    Особенности обучения детей с ОВЗ. Консультация учителей.

    Корреционно – развивающие занятия с Дианой по индивидуальной программе.

В течение всего периода обучения.

Соловьева Е.С.

    Корреционно – развивающие занятия с Дианой

по индивидуальной программе.

С сентября 2014 года по ноябрь 2015 года.

Отметка о динамике развития всеми участниками консилиума:

Дата

Результат проведенной работы

21.11.2015

Динамика развития – положительная. недостаточная.

Обучение по адаптированной программе для учащихся с задержкой психического развития.

    Коллегиальное заключение ПМПк

Дата заполнения: 21.11.2015 года.

Подписи участников:

_________________

_________________

_________________

_________________

Иванова Е.В. –

Петрова Л.П. –

Соловьева Е.С.

Смирнова А.П

Loading...Loading...