Портфель достижения ученика начальной школы как средство достижения успеха. Технология «портфель достижений» для чего ученику портфель достижений? "у каждого ученика будет индивидуальный "портфель" образовательных достижений - - презентация

ТЕХНОЛОГИЯ «Портфель достижений» Для чего ученику портфель достижений? "У каждого ученика будет индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.





«Портфель» - это коллекция работ и индивидуальных результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Методические задачи: «Портфель» позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разных видах деятельности: учебной Рассмотрим их подробнее Образовательные: Представить отчет по процессу образования Развивающие: Обеспечить отслеживание индивидуального развития ученика Воспитательные: Формировать навык саморазвития и самовоспитания творческой социальной


Мой мир Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов: Мой мир Мой мир - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. "Мое имя" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. "Моя семья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. "Мои друзья" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок - о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях. "Мои увлечения" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". "Мои любимые школьные предметы"


Дневник моего роста Портфель индивидуальных образовательных достижений ученика. Представлен в виде диагностических карт по предметам, которые составлены в соответствии с программными требованиями на конец учебного года, сертификаты о прохождении тестирования, результаты олимпиад, конкурсов и т. д. то дает представление об учебных результатах и индивидуальном развитии ученика в течении всего учебного процесса Математика Русский Литературное чтение Окружающий мир Олимпиады Дневник моего роста


Сделать выводы о качестве преподавания, обученности и о характере пробелов в знаниях учащихся. Анализ диагностических карт позволяет Видеть общую динамику развития образовательного процесса Определить зону ближайшего развития для каждого ученика Оказывать педагогическую помощь конкретным детям Формировать банк разноуровневых заданий по стержневым темам программы Разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля


Папка моих достижений Эта папка представляет собой собрание различных творческих работ ученика. В папке могут быть представлены работы по развитию речи, сообщения по естествознанию, истории и литературе, стихи, поделки, картины, музыкальные сочинения, компьютерные программы. Папка моих достижений Папка моих достижений


«Папка» отзывов включает в себя самооценку и рефлексию школьника на собственную деятельность, грамоты, дипломы, отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты. Отзывы представлены В этой папке ученик дает анализ своей деятельности и ее результатов. Эта форма включает механизмы самооценки ученика. Папка отзывов Папка отзывов отзывы


Творческий и учебный процесс каждого ученика должен фиксироваться в индивидуальной папке – портфеле Результаты ученика не должны сравниваться с результатами его сверстников, важна положительная динамика развития каждого ребёнка относительно самого себя составление портфеля не должно превращаться в гонку за дипломами, важен творческий и интеллектуальный рост ученика материалы портфеля должны своевременно использоваться в периодическом контроле роста в учебной и творческой деятельности школьника Условия


Гуманное отношение к детям – отсутствие прямого принуждения, любой ученик в любое время может отказаться от оформления портфолио оптимистичность – недопустимость потери веры ребёнка в себя, в свои силы поддержка высокой мотивации учащихся – важен приоритет положительного стимулирования активность – вовлечение детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности оказание помощи учащимся со стороны учителя и родителей в оформлении папки портфеля Принципы


Этот метод использован для формирования у учащихся установки на умения творческой деятельности; развития мотивации дальнейшего творческого роста, увлечённости формированием портфолио. Методы Рассказ, беседа, демонстрация Этот метод использован для обучения детей составлению портфеля, оказания им помощи на начальном этапе. Контроль Этот метод использован для прослеживания динамики личностного развития учащихся, получения информации об эффективности педагогических воздействий. Анализ, сравнение и оценка Этот метод использован для формирования у детей самоконтроля и самооценки, осмысления своих достижений, личного отношения к полученным результатам и осознания своих возможностей. Стимулирования и мотивации


Что это даёт? ученику учителю Формировать навык самоконтроля и самооценки Видеть своё продвижение Наглядно видеть процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивать своевременную и целенаправленную коррекцию Сделать отметку содержательной и для ученика и для родителей Сделать оценку работы оптимистичной


Что это даёт? родителям помочь ребёнку - в сборе и оформлении материалов Портфеля достижений; - в анализе и самооценке своих достижений; - в обдумывании мотивов своих действий, учить ставить цель, планировать и организовывать его достижения, самостоятельно оценивать результат.

1. «Портфель достижений» в начальной школе должен носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Основное предназначение портфолио продемонстрировать достижения учащегося в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Основные цели и задачи ведения портфеля достижений в начальных классах:

Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).

1. Что такое портфель достижений?
Портфель достижений – коллекция работ учащегося, демонстрирующая его предметные, метапредметные и личностные результаты, а так же усилия, приложенные к их достижению.

Форма целенаправленной, систематической, непрерывной оценки и самооценки учебных результатов. Способ совокупной оценки.

2. Система оценивания на начальной ступени обучения.
В системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом, которая включает разнообразные методы оценивания:

- наблюдения за определёнными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении,

- оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий,

- оценку результатов рефлексии учащихся.

Все эти методы служат основой для дифференцированной оценки. А для получения более точной и объективной картины всё же недостаточно отслеживать только отдельные стороны или проявления отдельных способностей ученика – как освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий. Надо быть уверенным в том, что вся совокупность данных действительно даёт целостное представление об учебных достижениях ребёнка, о тех планируемых результатах обучения, которые адресованы учащимся, а тем самым и требованиям стандартам второго поколения.

Поэтому система должна быть дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий.

3. Самая объективная оценка работы учащихся. Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются портфель достижений, выставки и презентации целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня усвоения формальной системы знаний.
Портфель достижений может обсуждаться с родителями для демонстрации не только успехов учащихся, но и вообще для того, чтобы родители были в курсе той деятельности, которая осуществляется в школе на занятиях.

4. Что может включать портфель достижений? В состав портфолио каждого ребёнка для характеристики сторон, связанных с его учебной деятельностью, могут входить:
- подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Причём учащимся предлагается самим отобрать лучшие, по их мнению, работы;

Систематизированные материалы текущей оценки;
- материалы итогового тестирования или итоговых комплексных работ.

Но для решения целей и задач ведения портфолио необходимо сделать
основной упор на творческие работы учащихся.

Творческий процесс ученика должен быть зафиксирован.

5. Ценность портфеля достижений. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Крайне важно понять учащимся, что главное не победа, а участие. Это не гонка за дипломами и грамотами. Ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а её мотивацию (жизненные цели). Она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

6. Как выглядит портфель достижений? На начальном этапе ученику самому трудно определиться, что он будет писать и рисовать. Поэтому портфолио лучше сделать в форме красочной книги. Видя страницы с рисунками, ученику захочется самому стать её автором. Предложенные ребёнку рубрики – это толчок к полёту фантазии. Они помогают направить мысли ученика в определённое русло и вычленить из массы детских впечатлений то, что позволяет другому человеку лучше узнать его . Ребёнок выбирает, что ему интересно, наполняя содержание страниц самостоятельно.

Роль учителя-тьютера – помочь детям поставить перед собой цели и стремиться к самосовершенствованию.

2. Целевая установка портфеля достижений и его содержание.

Цель портфеля достижений – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, как итог, по окончании начальной школы, показать, в каких видах деятельности ученик более успешен.

Выделяют три основные цели по работе с ПОРТФЕЛЕМ достижений:

1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет , в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного «портфолио» - показать все, на что способен ученик. Наличие такой формы работы, позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути – оценочная составляющая «портфеля достижений»;

2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся рефлексивная составляющая «портфеля достижений»;

3) создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволили школьникам решать частные практические задачи, - «инструментальная» составляющая «портфеля достижений».

Цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

3. Портфель достижений ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития или «Дневник моего роста ».

Портфель достижений становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл «портфеля достижений» – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфеля достижений позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги , которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся.

4. С чего начать?

Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.

Апрель-май.

Задача – совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.

Основная задача первоклассников:

    Выяснить, на какие группы можно разделить все ваши материалы портфолио и как эти группы назвать.

    Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.

    Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и нанести их на свою «рефлексивную» карту по отдельному учебному предмету.

    Подготовить персональный материал для выставки-презентации достижений класса за прошедший год.

В результате коллективной работы портфолио первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.

(возможные разделы в 1 классе)

♦ Я И МОЙ КЛАСС.

Рассказы о себе, классе, о событиях в классе и достижениях класса, фотографии, правила класса.

НАШ ПУТЬ И ОТКРЫТИЯ В СТРАНЕ ЗНАНИЙ.

Размещаются детские открытия «рефлексивные карты», рефлексивные сочинения.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПОЛИГОН ИХ ИСПЫТАНИЙ.

Во-первых, размещаются все средства и способы действия (инструменты), которые «изобрели» первоклассники в учебном году.

Во-вторых, проверочные работы, в которых «испытывался» данный инструмент, с указанием результатов «испытаний».

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ.

В этот файл попадает материал из других разделов, но только тот, который решит САМ ученик. Здесь размещаются детские творческие работы, персональные открытия, лучшие письменные работы, возможно различные награды, дипломы, грамоты и т.п.

ВЗРОСЛЫЕ ОБО МНЕ.

Размещаются разные качественные оценки педагогов (не только школы), но и родителей.

РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ.

В первом классе в пртфолио преобладают слова наш, наши, мы; постепенно портфолио будет приобретать черты индивидуальности того или иного ученика.

Роль классного руководителя, стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению . Особенно важно проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию.

ПРИМЕЧАНИЕ: После размещения всех необходимых (по мнению ребенка) материалов, оставшиеся документы могут быть уничтожены, отданы учителю и т.п.

Необходимо учить детей избавляться от лишних документов, материалов и вещей.

Название разделов пусть придумывают сами дети.

Отобранные работы школьником можно зафиксировать специальным значком «У» (ученик) или надписями: «Моя самая удачная работа», «Моя любимая статья по данной теме», «Моя любимая задача». Аналогичную процедуру может провести и учитель (если обе стороны договорились). Он может отбирать работы, заслуживающие особого внимания, просто интересные. Выбор учителя должен быть обозначен другим цветом или буквой, например, «П» (преподаватель).

Важно помнить, что все заинтересованные лица (учителя, родители, одноклассники) могут знакомиться с портфолио только с согласия его автора. Полный доступ к папке имеют только ученик, классный руководитель и психолог.

Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений . Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

5. Необязательный компонент «портфолио» (собирает сам ученик). Он содержит работы ученика по различным предметам, выполненные на уроках, во время внеурочных занятий, дома. У учащегося есть желание сохранить их, чтобы видеть свои успехи, свое продвижение вперед.

Для сбора материала в данный компонент «портфолио» могут использоваться различные задания:

1. Разные творческие работы с уроков трудового обучения, рисования.

2. Творческие задания с уроков литературного чтения (на уроке и дома). Сочини стихотворение, небылицу, загадку, сказку (по иллюстрации). Составь свою азбуку (например, съедобную, сказочную, именную, животную…), опиши неживой предмет, как одушевленный, составь художественный и научный рассказы на одну тему, сделай иллюстрации к тексту и т. д. При выполнении этих работ детям помогают родители, здесь идет их совместная деятельность. Учащиеся учатся у своих родителей, берут с них пример. Это тоже очень важно в учебном процессе.

3. Сочинения с уроков русского языка.

По желанию дети вкладывают данные работы в своё «портфолио», указывают дату его проведения. В последующие годы ребенок еще будет выполнять подобные задания и сможет их сравнить и увидеть свое продвижение.

Кроме того, в данном компоненте могут находиться различные справочные материалы , составленные самим учеником. Например, на уроках математики по мере изучения состава чисел в пределах десяти учащиеся составляют столбики таблицы сложения до десяти, (работа ведется в группах). После знакомства с переместительным законом сложения дети приходят к выводу, что таблица содержит лишние равенства. Одно равенство из пары удаляется, остается то, в котором к большому числу прибавляется меньшее (к этому выводу дети приходят самостоятельно, поскольку так легче считать). Далее познакомившись с правилом - «прибавить к числу один - значит получить следующее при счете число», учащиеся удаляют те равенства, которые подходят к данному правилу, придя к выводу, что их не нужно запоминать, поскольку есть соответствующее правило. В результате всей работы остается двенадцать равенств, которые и составят таблицу сложения до десяти. Это будет первый справочник учащихся, которым они будут пользоваться дома и на уроках.

В необязательный компонент «портфолио» могут входить и результаты применения и других технологий.

Роль учителя в работе с школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.

Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком.

Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

6. Развитие механизмов самоконтроля и самооценки как необходимого условия успешности учащихся.

Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Каждый ребёнок, придя в школу, стремится к знаниям, хочет, чтобы у него всё получалось. Но некоторые психологические и личностные особенности не дают ребёнку полностью раскрыться .

Одна из актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребёнка , пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмом самоконтроля и самооценки , поэтому постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении. Ребёнок должен научиться оценивать свои действия, их результаты, своё продвижение вперёд. Не имея способностей контролировать и оценивать свои действия, у ребёнка не создаётся мотивация для самостоятельного совершенствования своих действий. Полная передача оценочного компонента взрослому порождает неверие ученика в свои силы, держит его в состоянии постоянной тревожности. Систематическое использование самоконтроля положительно влияет на качество знаний младшего школьника .

Если научить детей разным способам самооценки и самоконтроля , то возрастёт познавательная активность и как следствие качество образования.

Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств, в сравнении их с – эталоном.

Основными средствами самооценки человека являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчёт, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качество, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми.

Конечно, самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов деятельности индивида. Но всё дело в том, что оценку этих результатов всегда дают окружающие. Вот почему оценка окружающих определяет самооценку. Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря реакциям других. Если окружающие постоянно относятся к ребёнку с уважением, то и он начинает считать себя заслуживающим уважения. Если, наоборот, ребёнком постоянно пренебрегают, заостряют внимание на его недостатках, ему ничего не остаётся, как заключить, что он недостоин уважения. По мере того, как формируются оценки самого себя, они становятся всё более независимыми от реакции окружающих и даже реальных результатов деятельности. Как только сформировалась устойчивая самооценка, она имеет тенденцию к самоподкреплению.

Исследования показали, что представления о себе тесно связаны с отношением к себе, т. е. самооценкой. Выявлены три группы детей по степени сформированности у них представлений о себе.

К первой группе относятся учащиеся, у которых представления о себе относительно адекватны и устойчивы. Дети этой группы характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

Вторая группа характеризуется тем, что представления у входящих в эту группу учащихся о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения, выделять у себя существенные качества, анализировать свои поступки. Число осознанных ими собственных качеств мало. Лишь в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценить себя адекватно. Они требуют особого руководства по формированию навыков самоконтроля.

Для третьей группы учащихся характерно то, что их представления о себе сводятся к характеристикам, данным другими, особенно взрослыми. Эти дети имеют низкий уровень представления о себе.

Исследования показали, что у младших школьников обнаруживаются следующие виды самооценок: адекватная устойчивая, заниженная, завышенная.

Дети, имеют адекватную самооценку. Они активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на своё будущее становятся всё более обоснованными.

Заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу, они перечитывают, молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что всё равно ошибок не найдут. Эти дети выбирают только лёгкие задачи - как в жизни, так и в экспериментальной ситуации. Деятельность других переоценивают. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них своё внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своём мнении или тут же переключаются на самую лёгкую задачу. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют всё, что делают другие, критичны к другим. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности формируются у детей с завышенной самооценкой.

Экспериментальная перестройка самооценки обнаружила, что длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребёнок, несмотря на неуспех, всё-таки получает от кого-либо положительную оценку или когда он обладает способностями, которые обеспечивают ему частичный и временный успех. Если у детей не успела возникнуть устойчивая завышенная самооценка, если в процессе изучения таких детей выяснились источники, породившие и поддерживающие их неадекватную самооценку, то самооценку удаётся изменить, сняв одновременно и аффективные переживания таких детей, и привести их поведение к норме.

Сложным является процесс формирования самооценки.

Самооценка , как отношение ребёнка к своим возможностям, складывается и меняется в процессе воспитания, деятельности. Она определяет отношение ребёнка ко всем его жизненным задачам и, прежде всего, к учению.

Проблемы могут быть успешно решены только с учётом особенностей самооценки.

Поэтому, в первую очередь, необходимо выявить – какая же самооценка присуща тому или иному ребёнку . Как это сделать?

Существует 2 пути выявления самооценки: наблюдение и дополнительная диагностика, тестирование.

Мастер-педагог сразу определит по внешним признакам, какой это ребёнок. Как правило, дети с заниженной самооценкой редко поднимают руку, а если поднимают, то очень редко, тихо говорят, никогда не претендуют на лидерство в играх, взгляд у них потухший, во всех движениях неуверенность.

Чтобы результат наблюдения подтвердить, можно провести два популярных теста, которые предлагают психологи.

1.Тест «Лестница» (психолог К. Клюева);

2. Тест, рисунок « Какой я есть, и каким хочу быть».

Т. к. самооценка играет важную роль в обучении и способна изменяться под влиянием соответствующих условий, то необходимо вести постоянную работу по развитию этих качеств.

Самооценка вырабатывается самой личностью на основе нравственных норм.

Для развития адекватной самооценки можно использовать следующие приёмы работы – речевые разминки; творческие работы; задания «Найди ошибку»; не исправление ошибок, а указывание на слова или строчки, в которых допущены ошибки; слова одобрения; обмен впечатлениями; групповые дискуссии; рефлексии при подведении итогов урока. Учащимся можно предложить дать доброжелательную оценку достижений одноклассника, личных качеств, поступков. А так же оценить свои достижения, чувства, состояние, познавательный интерес, межличностные отношения.

Итак, формируясь в учебной деятельности и в процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на весь дальнейший ход его развития и формирования.

7. Этапы формирования самоконтроля:

1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

- показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому ребёнку в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать на эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными;

Ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

Сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

Выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

Просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;

Просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;

Научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.

После того, как взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и ре­шения трудных задач, а ученикам еще раз сверить свои ответы и решения. При взаимо­проверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и пра­вильно понята тема, может ли ученик само­стоятельно найти решение той или иной за­дачи, может ли проанализировать чужую работу. Необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи не­сколькими учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается.

Необ­ходимо:

Предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображе­ния относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения;

Приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стиму­лировать постановку вопросов учителю;

Демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рас­сказ с сознательным нарушением логических связей, которое уче­ники должны обнаружить.

Взаимопроверка служит хо­рошей школой воспитания са­моконтроля. Обнару­жить ошибки в работе това­рища гораздо легче, чем в соб­ственной. А полученные навы­ки контроля, ученик переносит на свою деятельность (само­контроль).

3-й этап Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обу­чения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учи­телем.

Самоанализ и самооценка предполагают оп­ределение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою дея­тельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и воз­можности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности.

Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осу­ществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью. Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен:

- приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанно­го и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные контрольные вопросы к текс­ту, уметь находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять но­вую информацию с ранее изученной;

- вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные ре­зультаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приемы;

Не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;

Не спешить с упреками, не обвинять учащегося в стремлении завы­сить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. В таком случае надо вместе с учеником рассмотреть, почему он се­бе поставил эту, а не другую оценку. Помочь разобраться в нор­мах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в даль­нейшем; при обнаружении трудностей механического запоминания правил, формул, формулировок и т.д. рекомендовать уча­щимся делать карточки, предназначенные для активной тренировки и самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне - правильный ответ. При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону кар­точки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточ­ками. После 5-6 прокручиваний карточек почти не остается. Так можно готовиться к тестам, марафонам, диктантам и т.п.;

Приучать учащихся контроли­ровать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных, зачетных ра­бот с указанием полученных результатов.

8. Путей предупре­ждения и ликвидации пробелов предлагается несколько:

а) подойти к учителю с заранее подготовленными вопросами по теме;

б) взять у учителя дополнительное задание для отработки неус­тойчивого навыка;

в) использовать имеющиеся у учителя контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями);

г) самостоятельно подкорректировать свои знания. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень . Учащийся приучается исследовать свою деятельность и созда­вать мотивы для перестройки своей учебной деятельности, у ученика формируется стремление выполнить работу после того, как он понял и принял задачу, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть ре­комендации по этому вопросу?»;

д) формировать у учащихся умение контролировать свою деятель­ность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предла­гать задания разной сложности. Учащиеся должны оценить свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать инди­видуально. Предварительно следует сообщить критерий оценки и требования к выполнению заданий.

При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности, вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятель­ности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспек­тов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вно­сить в журнал. Это содействует формированию таких качеств, как точность, четкость, объективность.

Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенство­вания ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.

9. Групповое изучение самооценки младшего школьника. Для учителя.

Учебные материалы: у каждого ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.

Инструкция

1. Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята. Тут (показать вторую и третью) – хорошие ребята. Здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята. Тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок.

2. Повторить инструкцию еще раз.

3. Поблагодарить ребят за работу.

10. Индивидуальное изучение самооценки младшего школьника

При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. Обязательно поблагодарите ученика за ответы.

Учебные материалы: для ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш.

Инструкция

1. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята. Тут (показать вторую и третью) – хорошие ребята. Здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята. Тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему.

2. В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

3. Поблагодарите ребенка за работу.

Интерпретация результатов.

При анализе полученных данных исходите, пожалуйста, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»); «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка.

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка.

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу

плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка.

По нашей статистике, младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Следует сразу оговориться, что иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь:

«Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину не успешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников.

«Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

В наших исследованиях было показано, что ученики, стабильно проявляющие интерес к совместной деятельности, имеют более высокий уровень межличностных отношений, хорошо адаптируются к школе.

Поэтому организация совместной деятельности младших школьников (работа в парах, в группе, в коллективе) как на уроке, так и во внеучебное время должна стать одним из направлений деятельности учителя.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную c амооценку младшего школьника.

Таким образом, используя в своей практике методику «Лесенка», Вы можете не только изучать самооценку своих учеников (предлагая выполнить методику повторно), но и отслеживать характер ее изменения, выявляя причины этого процесса.

Желаю Вам успеха в этом многотрудном, но благодарном деле.

1. Структура портфолио:

1) Личные данные: титульный лист; автобиография; рассказ о себе; список долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры.

Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.

2) Достижения: заполненный бланк под названием «Перечень моих достижений»; творческие работы, статьи, исследовательские проекты, работы, которые признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с учителем; полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности; характеристика; информация, которая подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ; поставленные цели.

В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).

3) Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере:

фотографии; видеозаписи; результаты контрольных работ, тестирования, рисунки; информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;

заполненные бланки:

«Исследовательские, творческие работы»;

«Посещение дополнительного образования»;

список прочтенной литературы; учебный план; информация о награждениях.

В бланках может потребоваться оформление фотографиями объемных работ или подделок, которые делал ребенок. Так же можно помещать в этом разделе рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика. Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.

4) Отзывы и пожелания:

Уважаемые родители, просьба за время осенних каникул оформить папку (на кольцах: девочкам - красную, мальчикам - синюю ) "Порфель достижений". Для этого распечатать (либо купить соответствующие названиям) собранные здесь разделы (в соответсвии с положением) и заполнить раздел "МОЙ МИР" ("О себе", "Моя семья" и т.д.). ПРЕЖДЕ, ЧЕМ РАСКЛАДЫВАТЬ РАСПЕЧАТАННЫЙ МАТЕРИАЛ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ДОКУМЕНТОМ "информация по оформлению портфолио"!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

_________________________________________

Ученика _________ класса

МОУ « Тавровская СОШ »

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Предварительный просмотр:

Тавровская средняя общеобразовательная школа им. А.Г.Ачкасова

Белгородского района Белгородской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ученицы _________ класса

МОУ « Тавровская СОШ »

_____________________________

_____________________________

_____________________________



Предварительный просмотр:

Правила поведения в школе

  1. Общие правила поведения.

2. Поведение на занятиях.

Выйти из класса;

Учащимся запрещается:

Без дела бродить по школе;

Ходить в верхней одежде;

3.2. Дежурный по классу:

Законы жизни класса

1. Закон добра.

2. Закон заботы.

3. Закон любви.

4. Закон милосердия.

5. Закон уважения.

6. Закон смелости.

7. Закон чести.

8. Закон правды.

9. Закон свободы.

10. Закон старости.

11. Закон памяти.

Памятка «Работа с тетрадью»

1. Оформление тетради:

  • записи делай синей ручкой;

2. Ведение тетради:

  • пиши аккуратно, разборчиво;
  • подумай, а потом пиши.
  • При пожаре в лесу.

ы определить край леса.

  • При пожаре в здании.

Памятка: Правила общения

Предварительный просмотр:

Правила поведения в школе

  1. Общие правила поведения.

1.1.Учащийся приходит в школу за 15-20 минут до начала занятий, в чистой и опрятной одежде, одевает сменную обувь, поднимается в класс, снимает верхнюю одежду, занимает свое рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к урокам.

1.2. Нельзя без разрешения педагогов уходить из школы и е территории в урочное время. В случае пропуска занятий учащийся должен предъявить классному руководителю справку от врача или записку от родителей (лиц, их заменяющих) о причине отсутствия на занятиях. Пропускать занятия без уважительных причин не разрешается.

1.3. Учащийся школы проявляет уважение к старшим, заботится о младших.

1.4. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и чужому имуществу.

1.5. Достойно, культурно ведут себя в школе и за ее пределами.

2. Поведение на занятиях.

2.1. При входе педагога в класс, учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как педагог ответит на приветствие и разрешит сесть. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий.

2.2. Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими не относящимися к уроку делами.

2.3. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.

2.4. Ученик на уроке обязан выполнять все требования учителя.

2.5. Ученик дожжен отвечать громко, внятно, использовать карты, картины, наглядность.

2.6. На уроки физической культуры ученики являются в спортивной форме и спортивной обуви. Без разрешения учителя в спортивный зал учащиеся не входят. Учащиеся, освобожденные от занятий физкультурой, обязательно присутствуют в зале.

2.7. Звонок об окончании урока дается для учителя. Только когда учитель объявит об окончании занятий, учащиеся вправе покинуть класс. При выходе учителя или другого взрослого из класса учащиеся встают.

3. Поведение до начала, в перерывах и после окончания занятий.

3.1. Во время перерывов (перемен) учащийся обязан:

Навести чистоту и порядок на совеем рабочем месте;

Выйти из класса;

Подчиняться требованиям педагога и работников школы;

Помочь подготовить класс по просьбе педагога к следующему уроку;

Ученик на переменах находятся на своем этаже;

При встрече с учителями, родителями, взрослыми посетителями школы ученики здороваются и уступают дорогу;

По лестницам, коридорам ходить только по правой стороне;

Учащимся запрещается входить в учительскую без разрешения;

После окончания уроков ученики одеваются в классе, учитель следит, чтобы все ученики оделись и ушли домой или во внеурочные занятия; остаются в школе только те ученики, которые заняты в кружках.

Учащимся запрещается:

Без дела бродить по школе;

Ходить в верхней одежде;

Бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;

Толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу;

Употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать отдыхать другим;

Курить в здании школы и на ее территории.

3.2. Дежурный по классу:

Находится в классе во время перемены;

Обеспечивает порядок в классе;

Помогает педагогу подготовить класс к следующему уроку;

После окончания занятий производит посильную уборку класса.

3.3. Учащиеся, находящиеся в столовой:

Подчиняются требованиям педагога и работников и столовой; проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд;

Убирать стол после приема пищи.

Законы жизни класса

1. Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

2. Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

3. Закон любви. Любовь - одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств. Не стесняйся ее.

4. Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!

5. Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

6. Закон смелости. Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

7. Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

8. Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.

9. Закон свободы. Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

10. Закон старости. Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.

11. Закон памяти. Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о совеем народе и своей истории.

Памятка «Работа с тетрадью»

Ты когда-нибудь задумывался, для чего нужна тетрадь? В ней ученики выполняют классные и домашние задания; фиксируют самое важное по теме урока; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки и т.д.

Замечательные слова написал один ученик: «Люби тетрадь, и она тебе поможет». Красиво оформленная аккуратная тетрадь будет твоим помощником на уроке и дома, просматривая ее, ты восстановишь в памяти весь пройденный материал; еще раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать. Может, тебе пригодятся советы по оформлению, ведению и использованию тетради?

1. Оформление тетради:

  • оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку), аккуратно подпиши ее;
  • записи делай синей ручкой;
  • оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.

2. Ведение тетради:

  • выполняя все работы (в том числе рисунки, схемы) аккуратно;
  • не рисуй и не записывай в тетради лишней информации, не касающейся темы урока;
  • не мни и не пачкай тетрадь; не стирай ластиком записи, сделанные ручкой;
  • пиши аккуратно, разборчиво;
  • записывай правила и все самое важное по теме урока.

3. Умей проверять и исправлять ошибки:

  • проверяй работу от начала к концу и наоборот; каждое слово прочитай по слогам;
  • если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;
  • если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно исправь карандашом;
  • делай работу над ошибками (анализ ошибок);
  • если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
  • подумай, а потом пиши.

Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

  • При пожаре в лесу.

Уходите быстро поперек ветра в направлении «из леса». Если вы не можете определить направление «из леса», нужно влезть на высокое дерево, чтоб ы определить край леса.

  • При пожаре в здании.

Если выход отрезан огнем, а вы на этаже выше второго, закройте плотно окно и дверь, промажьте хлебным мякишем щели в двери, смочите простыню, обернитесь в мокрую простыню с головой. Дышать рекомендуется через смоченную и сложенную вчетверо марлю или майку. Так ожидайте помощи пожарных.

  • Если вы потерялись в городе или заблудились в лесу и вас ищут.

Оставайтесь в том месте, где вы отстали от группы. Если вы в лесу, то периодически (примерно через 1 мин) громко кричите «ау» и прислушивайтесь к голосам.

Если вы услышали вой электросирены, это сигнал «Внимание всем!». Включите радио, телевизор и прослушайте сообщение.

  • Если Вы разбили медицинский термометр (градусник).

Не скрывайте этого от родителей. Пары ртути очень ядовиты, и если ртуть не собрать и место её разлива не дезактивировать, то через некоторое время люди получат серьезное заболевание печени и почек. Ртуть можно собрать, а место ее разлива многократно промыть треххлорным железом или 20%-ным раствором соды.

Памятка: Правила общения

  • Проявляй искренний интерес к собеседнику. Если ты думаешь только о себе и своих интересах, вряд ли с тобой кто-то захочет общаться.
  • Умей заметить и оценить достоинства собеседника. Искренне оценивая и признавая их, ты даешь возможность другому почувствовать его значимость.
  • Не осуждай и старайся понять. Когда другой делает что-то неправильно, важно понять, почему он так поступает. Для этого постарайся стать на его место.
  • Будь доброжелательным и приветливым. Общаясь, мы обмениваемся своим настроением и чувствами. Никто не любит «получать» плохое настроение, всем гораздо приятнее общаться с доброжелательными людьми, которые умеют «делиться» радостью и хорошим настроением.
  • Будь внимателен к личности собеседника. Называй его по имени. Интересуйся его увлечениями, вкусами, тем, что для него важно, и учитывай это в общении.
  • Будь внимательным слушателем. В этом случае ты не только лучше поймешь собеседника, но и сможешь оценить свои знания, свой опыт, которые, возможно, станут намного разнообразнее, благодаря общению.
  • Избегай критиковать человека при посторонних, не унижай его.


Систематичность и регулярность ведения портфолио - 1раз в четверть/полугодие;

Достоверность сведений, представленных в портфолио;

Аккуратность и эстетичность оформления;

Разборчивость при ведении записей;

Целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

Наглядность.

  • Образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.

ОРГОМНАЯ ПРОСЬБА РАЗЛОЖИТЬ ВЕСЬ МАТЕРИАЛ В ТАКОМ ПОРЯДКЕ:

Структура и содержание «портфолио».

«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим .

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР».

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями.

Разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до дома. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

"Мои увлечения" - небольшой рассказ (сопровождая фото), о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах.

«КОЛЛЕКТОР»

Памятки о правилах поведения в школе, при пожаре, законы жизни класса и т.д. (всё готово – распечатать и вложить).

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА».

Разложить разделители по предметам (русский язык, литературное чтение и т.д. ), на каждый предмет оставлять по 5 файлов.

Раздел посвящён школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами; работами, выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета; названиями книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного; ведомостью отметок за четверти и д.т. и т.п.

РАЗДЕЛ «КОПИЛКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по разным предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям и педагогу необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно!!! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию.

Так же этот раздел заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами.

Этот раздел включает в себя:

*исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);

*проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение: фотографии, тексты работы в печатном или электронном виде и другое);

*работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);

*другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);

*занятия в учреждениях дополнительного образования (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);

*иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские

способности обучающихся.

РАЗДЕЛ «КОПИЛКА ДОСТИЖЕНИЙ». (оставить 8 пустых файлов на этот раздел)

Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

Этот раздел включает в себя:

*предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.; всероссийские дистанционные конкурсы.

*мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования;

*тестирования по предметам;

*конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;

*документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

ВАЖНО ПОМНИТЬ!

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей и учителя ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей


В каждом ребёнке солнце,
только дайте ему светить!

Согласно ФГОС НОО портфель достижений становится актуальным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на новаторство и повышение качества образования. Портфель достижений ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО. На основании портфеля достижений создается итоговая оценка выпускника начальной школы и принимается решение об успешности или неуспешности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования.

Портфель достижений, как новая и современная форма внеклассной работы, позволяет изучить индивидуальный маршрут развития личности в течение всех лет обучения в различных сферах деятельности, что позволяет проследить динамику развития успехов и глубину интересов. Также ведение портфеля достижений позволяет выявить интересы и оценить способности учащегося более точно, чем традиционно используемая бальная система тестирования. Работа с портфелем достижений активизирует учащегося к самодисциплине, стремлению добиться больших результатов, адекватной самооценки и анализа своих достижений.

Метод портфеля достижений ученика в «бумажном» виде применяется во многих регионах. Однако «бумажный» вариант неудобен, оценка по «бумажному» варианту не лишена субъективизма, данные неудобно представлять для презентации, отсылать в различные инстанции. В рекомендательном документе ГУ ВШЭ «Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы» есть упоминание об электронной форме портфеля достижений: «Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – электронный портфолио...». Но при этом в документе отсутствуют дальнейшие разъяснения, что может представлять собой электронная форма портфеля достижений ученика.

Электронный портфель достижений практически не имеет отличий от бумажного варианта. Любой документ, размещенный в традиционном бумажном портфеле достижений, может быть без труда переведен в электронный формат. Если в портфеле достижений содержатся текстовые документы - достаточно сделать сканированные изображения таких страниц, возможно, с распознаванием текста (или же взять первоисточники распечатанных документов - текстовые файлы). Если в портфеле достижений представлены рисунки или фотографии - достаточно просканировать или сфотографировать на цифровую камеру рисунки и фотографии.

Другие элементы школьного творчества (предметы ручного труда, проекты, творческие и учебные активности и пр.) представлены в бумажном портфеле достижений, и, следовательно, также могут быть переведены в электронный формат. Традиционный бумажный портфель достижений ученика формируется в школе. Поэтому возможно предположить, что электронный документ также будет формироваться на сайте школы.

Однако проблема представления портфеля достижений не ограничивается только лишь переводом документов в электронный формат. Для того чтобы коллекции творческих работ (аудио- и видеофрагментов) были доступны для изучения, оценки, сравнения, организации поиска, должна быть предложена единообразная схема (структура) описаний. Это требование является совершенно естественным, оно вытекает из технологии создания информационных систем.

Цифровой портфель достижений ученика – замечательная возможность представить информацию о себе и своих достижениях. Это неповторимая «визитная карточка», в которой будут отражены все таланты, навыки и интересы школьника. Создать портфель достижений не только не сложно, но и интересно, можно с помощью Word и PowerPoint.

Это становится особенно актуально поскольку, в связи с последними данными, Минобрнауки РФ создаст электронную систему поиска талантов среди школьников. Соответствующее распоряжение отдала вице-премьер Ольга Голодец. «Я попрошу Министерство образования доработать тему электронного портфолио и сделать так, чтобы система электронного портфолио стала жизнью... Сегодня она у нас нигде не востребована, поэтому ее никто не ведет серьезно. Мы должны понимать, что в чем-то ребенок может быть уникально талантливым. Он должен быть заметен», – сказала она в ходе совещания, посвященного выявлению талантливых школьников. Вице-спикер также добавила, что все дети по-своему талантливы и электронное портфолио – это способ зафиксировать их заслуги, чтобы потом можно было их представить в вуз при поступлении.

Среди практикующих учителей начальных классов г. Новосибирска был проведён опрос. Лишь 12% учителей выбрали использование электронного портфеля достижений. Отсюда возникает недоумение: почему такая инновационная форма ведения портфеля достижений не пользуется успехом у современных педагогов.


Применение электронного портфеля достижений

Кроме удобных средств организации своих документов, электронный портфель достижений позволяет автоматически оценить основные компетентности ученика; развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность); умение решать метиловые абстрактные задачи; сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять имеющиеся знания для решения практических задач); развитость коммуникативных умений; сформированность умений самоконтроля и самооценки; сформированность интересов к конкретным областям знаний, будущей профессии.

Loading...Loading...