1 анализ психолого педагогической литературы. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что физическое воспитание – первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников. Поэтому крайне важно организовывать процесс физического воспитания именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Недостатки: - возникновение ошибок во время высокоуровневого анализа - лишено теоретической основы или ведет слишком свободно к рассуждению о связях и последствиях, связанных с исследованием; - является редуктивным при работе со сложными текстами; как правило, сводится к подсчету слов; - часто игнорирует контекст, в котором был составлен текст; - пренебрегает состоянием вещей после создания текста; - может быть автоматизирована или компьютеризирована. Анализ количественного содержания относится к объективному, систематическому и количественному описанию, направленному на выявление тем, тенденций, установок, ценностей, присутствующих в документах.

Многие известные врачи и педагоги занимались вопросами детского здоровья и физической культуры. К примеру, академик А. П. Протасов, профессор анатомии, впервые в России в конце XVIII в. вводит понятие «физическое воспитание». В опубликованных им работах по физическому воспитанию обоснована необходимость движений для сохранения здоровья.

Анализ контента связан с письменной коммуникацией, но может также использоваться при анализе дискурсов, изображений и т.д. он успешно применяется при определении причин и последствий, а также при определении характеристик сообщения. Количественный анализ содержания может быть выполнен по двум осям: горизонтальный, при строгому изучении документа и вертикали, когда мы заинтересованы в выяснении причин, антецедентов, намерениях, которые привели к производству этого документа.

Какие типы документов могут быть обнаружены. Каковы преимущества анализа контента. Каковы пределы содержания анализа. Продолжающееся человеческое развитие является результатом взаимодействия наследственно-социальных отношений, в которых важную, определяющую роль играет образование. По самой своей природе человек не может быть определен отдельно от группы. Множество компонентов личности формируются и формируются внутри группы; по группам, существование означает сосуществование. Человек можно увидеть в двух существенных и ситуативных ипостасях.

Вторая половина XVIII в. стала важным периодом в развитии идеи физического воспитания народа. Физическое воспитание рассматривается как часть всестороннего воспитания. Физической культуре уделялось серьезное внимание всеми народами, проживающими в России, поэтому у многих так популярны были разнообразные подвижные игры, которые возникли еще в далеком прошлом.

С ситуативной точки зрения мы можем анализировать человека через действие, которое он осуществляет над другим, и обратное влияние, которое он испытывает на другого, на своего собственного человека. Взаимодействие происходит в контексте межличностных отношений. Поддержка социального взаимодействия - это фундаментальная потребность, потребность в принадлежности и коммуникабельности, которая может быть достигнута в трех формах: - необходимость включения - необходимость контролировать, соответственно, необходимость вести или вести по отношению к психоиндивидуальным характеристикам - необходимость удовлетворения привязанности в контексте диадических отношений и требует своей взаимности независимо от того, проявляется ли она синкретично или в лично дифференцированной форме.

Проблемы физического воспитания в России во второй половине XIX - начале XX в. занимали важное место в трудах выдающихся русских педагогов и ученых.

Значительное внимание вопросам физического воспитания уделял известный русский хирург Н.И. Пирогов. Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в образовательных учреждениях научно обоснованной системы физического воспитания, которой тогда в России не существовало.

Морено, чтобы оценить эмоциональный и социальный статус человека. Как сказал Морено, «социометрия сгруппирована вместе с математическим исследованием психологических свойств населения». Он рассматривает социальную вселенную, состоящую из трех измерений или уровней: внешнее общество - социометрическая матрица - социальная реальность.

Внешнее общество - это автор, все реальные и видимые группы, независимо от их размера: большого или малого, институционализированного в более или менее определенной форме. Социометрическая матрица содержит социально-аффективную структуру, состоящую из льготных отношений, проявляющихся в небольших группах. Взаимозависимость между внешним обществом и социометрической матрицей является социальной реальностью. Социометрическая матрица представляет собой работу по совершенствованию и становлению социальной жизнью.

Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф. Лесгафт. Его творческая научная деятельность относится к концу XIX - началу XX в. Он является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России. Идеи П.Ф. Лесграфта и В.В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е.А. Аркин, профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист. Е.А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени.

На уровне одной группы мы можем сказать, что развивается целая сеть симпатий, антипатий и даже безразличных отношений, которые после кристаллизации оказывают сильное влияние на коллективную жизнь. Сокращение контекста телеэлементов, которые сходятся друг к другу и от него, позволяет разрабатывать отдельные социограммы, отражающие социальный статус личности на уровне группы. Социометрические методы - это сборники экспериментальных и математических процедур и методов, предназначенных для измерения интенсивности и объема психологических или эмоциональных течений в популяции.



Л.И. Чулицкая, профессор, доктор медицины, углубила педагогические взгляды П.Ф. Лесгафта и В.В. Гориневского. Она опиралась на анатомо-физиологические и психологические нормы его воспитания и обучения детей.

Е.Г. Леви-Гориневская, продолжая разработки предшественников, создала ряд работ по развитию навыков основных движений у детей дошкольного возраста.

Инструмент является социометрическим тестом. Он может определять положение индивида в области межличностных отношений, а также общую психологическую структуру группы с обнаружением подгрупп, центров влияния и степени сплоченности группы. Социометрический текст состоит из ансамбля вопросов, которые субъект задает в форме симпатии, неприязни, равнодушия, согласно определенным критериям. Этот тест способствует исследованию социальных групп с целью вмешательства, реорганизации или улучшения их функций.

Групповые предпочтения могут быть включены в две категории: эффективные и рациональные познавательные результаты в аксиологической оценке межличностных отношений. Он может применяться к различным группам: семье, школе, профессиональным группам, коллективно или индивидуально. Тест основывается на цели исследования: - Диагностически-наблюдательный, формово-мелиоративный или оба. Цели расследования, такие как, например, определение симпатических отношений, оценка межличностного восприятия, оценка сплоченности групп и т.д. Будут определять основные критерии тестовых вопросов.

А.И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию.

Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А. Метлов. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. Среди важнейших его публикаций следует отметить «Утреннюю гимнастику в детском саду». Он написал учебник для педагогических училищ «Методика физического воспитания», а также книгу для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку».

Нет определенного количества вопросов, в зависимости от размера группы, назначения исследования, включая большую работу, особенно в 25. Как сказал Морено, выбранные критерии должны быть сильными и точными, поэтому поднятые на них вопросы должны отражать устремления, интересы и реальные мотивы субъектов в группе. Они должны ссылаться на недавние, общие или настоящие эксперименты, что ответы на вопросы легко формулируются, не заставляя субъекта прибегать к событиям в более дальнем прошлом, которые с точки зрения времени и событий приводят к ошибкам интерпретации, которые могли бы пойти на компромисс возможно, наше исследование.

Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В. Кенеман. Она разработала научную основу и значительно углубила методические подходы к физическому воспитанию. Большое место в трудах А.В. Кенеман отводилось обучению двигательным действиям. Особо следует отметить заслугу А.В. Кенеман в создании учебника «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», изданного в соавторстве Д.В. Хухлаевой. Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В. Хухлаева. Ею написаны работы по формированию двигательных навыков у детей, разработаны методы и приемы обучения метанию, созданы программы и методические пособия. Значительную роль в разработке методики физического воспитания ребенка сыграли методисты М.Ф. Литвинова, Т.Ф. Саулина и др.

Можно исследовать социометрический тест и будущее, чтобы испытуемые могли проектировать свои спонтанности и симпатические предпочтения в творческих действиях. Наиболее часто используемые социометрические критерии - возраст и пол, включая социальный статус, гражданский статус; - тратить время; - решение общих задач - совместное проживание - организационный потенциал - количество субъектов, подвергнутых воздействию, может быть ограничено или неограничено. Условия для применения социометрического теста.

Условия применения социометрического теста требуют: создания благоприятного климата, чтобы члены группы могли преодолеть свой страх, сдержанность. С этой целью мы будем стремиться завоевать доверие группы и активное сотрудничество в проведении исследований. Защитные ответы субъекта на тест могут иметь несколько причин: - ощущение проницаемости от осознания фактического положения в группе - страх узнать о чувствах других к своему личному человеку - страх перед тем, чтобы сделать свои собственные предпочтения и отвергнуть другое условие приложение: - мотивация к сотрудничеству и приверженности свободно согласуется с экспериментальным проектом.

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу всех органов и систем.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения, учитывая возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим разрабатывается содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.

Кроме того, осознание интереса к другим, в результате чего у человека есть шансы получить позицию, которую он стремится получить в группе. Подлинность критериев, в соответствии с которыми выполняется этот вариант, по-прежнему является условием применения. Критерии должны соответствовать реальным мотивам, которые могут привести людей группы в общий импульс для определенной цели. 26.

Пример проведения социометрического теста для студентов-психологов Критерии Научная деятельность Практическая практика Организационные навыки Организация совместных вопросов деятельности в области отдыха: для научной деятельности вопросы можно сформулировать так: При подготовке документа для участия в научный сеанс связи, назвали трех коллег, с которыми вы хотели бы работать в команде. Назначьте трех коллег, с которыми вы не захотите работать, чтобы подготовить документ для участия в научной сессии.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.

Для практической деятельности могут быть включены следующие вопросы: Назначьте трех коллег, с которыми вы хотели бы работать в групповой практике. Назовите трех коллег, с которыми вы не хотели бы работать в организации групповой практики. Для организационных навыков: Назначьте трех коллег, которые вы сочтете нужными для решения своих организационных проблем. Назначьте трех коллег, которые вы не считаете подходящими для решения своих организационных проблем. Назначьте трех человек, которые, по вашему мнению, подходят к представителю группы.

Физическое воспитание и оздоровление дошкольников - сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии инструктора по физической воспитанию, воспитателя группы и семьи.

Организовать совместную деятельность Назначьте трех коллег, с которыми вы хотели бы работать, чтобы подготовиться к экзамену «Основы психологии». Назовите трех коллег, с которыми вы не хотели бы работать для экзамена по основам психологии. Для проведения свободного времени Назначьте трех коллег, которых вы приглашаете на свой день. Назовите трех коллег, которых вы не хотели бы приглашать на свой день.

Субъекты, проходящие тестирование, передаются в таблицу двойного входа, где инициалы субъектов или их кодовый номер передаются в первую строку и столбец, если есть несколько субъектов с одинаковыми инициалами, чтобы не создавать путаницу. Листы ответов передаются в массив. По каждой теме, выборы и отклонения передаются по линии, а выбор и отклонения, которые вступают, приводят к вертикали. Выбор системы подсчета производится по соглашению, и это необходимо строго соблюдать на протяжении всего теста.

Для того чтобы эта работа была эффективна, необходимо ясно представлять, какого рода отдача ожидается от каждого из них. При этом роль инструктора по физической воспитанию представляется достаточно сложной и разнообразной. Предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом. Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Будет дифференцированная маркировка выборов и отказа, поэтому выбор может быть отмечен отклонениями. Чтобы завершить ответы, будет указано, что порядок выборов будет уменьшаться, поэтому от лучшего к следующему. Все обучение укажет ограниченное или неограниченное количество опций. Если количество вариантов не ограничено, ответы будут легко дать, но противоречат принципу спонтанности и эмоционального расширения. Ограниченные ответы более достоверны. Обработка данных. Расчет некоторых социометрических показателей осуществляется: - количество полученных выборов взвешивается вертикально, указывая их долю и интенсивность, чтобы дифференцировать субъектов с одинаковым количеством выборов; - количество полученных отклонений - рассчитывается по вертикали, указывая интенсивность; - индекс экспансивности рассчитывается, если выборы не ограничены и проводятся путем подведения итогов выборов; - количество отказов - количество взаимных выборов - количество взаимных отклонений.

Во всех формах организации физического воспитания детей (непосредственно образовательная деятельность (НОД), подвижные игры, самостоятельная двигательная активность, индивидуальная работа и так далее), внимание инструктора по физическому воспитанию направляется на воспитание сознательно действующего, в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам.

Ретроспективный анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (В.В. Ким, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомин и др.).

Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.

Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего - излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать уровень развития детей, их интересы, а также возможности ДОУ (В.И. Лях, В.Н. Непопалов, Т.Н. Прунин, С.Т. Смагин и др.).

Поэтому продолжающиеся исследования, направленные на преобразование дошкольной физической культуры, связаны, прежде всего, с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности и нетрадиционности содержания НОД, учитывающих задачи и условия их проведения, особенности контингента детей, поиском нестандартных организационно-методических приемов, игровой направленности деятельности. Это отмечают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, С.И. Гальперин, О. А. Козырева, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А.Н. Щербак и др.

Как говорилось выше, от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду, так как именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности и открытости.

На сегодняшний день сформулированы и определены принципы альтернативной физкультуры:

Принцип целостности (единство образовательной, воспитательной и развивающей функций, где объединение знаний, умений и навыков составляют единую систему, целевая установка на качественное изменение одного состояния организма ребенка на другое, более совершенное при помощи различных средств физического воспитания);

Принцип вариативности средств физического воспитания (одно и то же психофизическое качество можно развивать, используя различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога. Это обстоятельство дает педагогу уникальную возможность обеспечивать на физкультурном занятии достижение единой целевой установки, варьируя для этого различные по характеру воздействия средства физического воспитания)

Экзистенциальный подход (адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физического воспитания, выбор формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка).

Усилившаяся в начале 90-х годов необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения физкультурных занятий в ДОУ, привела к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания дошкольников. Однако существующие программы не всегда позволяют в полной мере учитывать условия, особенности работы ДОУ, запросы конкретного педагога и ребенка.

Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков. В научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению.

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у дошкольников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа дошкольного образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

· развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

· формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;

· приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

· освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым воспитанником.

Физическое воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать биологический и духовный потенциал. Следовательно, процесс физического воспитания необходимо начинать с момента рождения нового человека.

Физическое воспитание – это органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства.

Основные средства и пути физического воспитания – занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами – гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы – солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования.

Анализируя различные точки зрения на понятие физическое воспитание, мы придерживаемся следующего понятия, что физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Каждое ДОУ работает по определенной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Программа – это государственный документ, который определяет цель, задачи, содержание работы с детьми по разным видам деятельности.

В условиях перехода дошкольного образования к реализации ФГТ, основное внимание в процессе работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста уделяется реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура».

Таким образом, для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Они могут быть местными и общими, традиционными и нетрадиционными. Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечает уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ). Оздоровительная физкультура в детском возрасте – это часть системы оздоровительного комплекса. При проведении занятий с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества.

Характеристика творческой деятельности. Психолого-педагогический аспект.

Детство – пора жизни, имеющая высокую самостоятельную ценность. Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения – такое определение дала психолог Л.Ф. Обухова. Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Детство является наиболее благоприятным для развития творчества ребёнка.

Педагоги и психологи считают, что дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одарённых, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребёнка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Обще известное выражение С.В. Михалкова: «Всё начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном возрасте чреват невосполнимыми потерями в развитии личности в последние годы. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст сензетивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач дошкольного воспитания.

В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного процесса было предложено Л.С. Выготским. Такое понимание воображения имеет принципиальное значение для решения вопроса о развитии этого психического процесса с возрастом, позволяя критически отнестись к позициям некоторых авторов (Д. Дьюи, В. Штерн), рассматривающих воображение ребёнка как более богатое и оригинальное по сравнению с творчеством взрослого. Л.С. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая своё дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной и т.п.).

По мнению специалистов, развитие творческого потенциала личности осуществляется с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность, и, прежде всего рисование. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, эстетический вкус, творческие способности, умение доступными средствами создавать красивое.

Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения.

Изучению своеобразия детского творчества в педагогике посвящён ряд педагогических и психологических исследований.

В конце Х1Х в. детское творчество начало привлекать к себе внимание учёных всех направлений, как в России, так и за рубежом.

Творчество – это сознательное, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества.

Многие психологи давали свои определения творчества, но все они сводились к тому, что творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное.

Л.С.Выготский считал, что деятельность человека может быть разделена на 2 вида: — воспроизводящую (репродуктивную)

Комбинирующую (творческую)

Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, воскрешает следы из прежних впечатлений, а комбинирующая – это такая деятельность, когда человек представляет, что было бы, если… Творческая деятельность психологии называется воображением или фантазией .

По мнению Л.С.Выготского, всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но есть тек же орган комбинирующий, творческий перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новое положение и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась только одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем его настоящее.

Обычно под воображением имеется ввиду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково появляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

«Всякое изобретение,- говорит Рибо, — крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

По мнению Л.С. Выготского воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Если человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, ни видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются самые разные определения воображения. Л.С.Выготский дал такое определение творческой деятельности: «Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будит ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке ».

Л.С. Выготский говорил, что творческая деятельность свойственна всем людям. Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

Педагоги выделяют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

По признаку активности различают пассивное , созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное , практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Приемом воображения является и комбинирование , представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование , подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции , когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

Имеется способ – агглютинация , т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.

Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления , который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения – это замена одних элементов другими.

Существует еще прием аналогии . Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности психологи подчеркивают, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения.

Л.С Выготский выявил, что базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность творческого воображения основе не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Л.С Выготский определил, что творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определённых условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности.

Непроходящее значение имеют замечание ученого о том, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому не достаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства. А о бедности детского воображения и одновременной яркости, большом влиянии его на «неокрепшую душу ребенка», говорил еще К.Д.Ушинский. Л.С.Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Поскольку опыт ребенка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. В тоже время он отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения.

Сравнивая детское воображение с воображением взрослых, он подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. Говоря о специфики механизмов детского воображения, Л.С.Выготский отмечал, что выполнение комбинаторных действий при создании образа происходит во внешнем плане. Он также отметил такое качество образа детского воображения, как субъективность. Л.С.Выготский выделил два типа воображения: — пластическое (объективное)

Эмоциональное (субъективное)

В первом образе строится главным образом из материалов внешних впечатлений, а эмоциональное - из элементов, взятых изнутри. В связи с этим интересны и важны для понимания детского творчества рассуждения Л.С.Выготского о динамике воображения. Он говорит, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные, переходные периоды, в частности в детстве, происходит «глубокое преобразование воображение: постепенно из субъективного оно превращается в объективное».

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

До 3 х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Как доказано исследователями, именно к концу дошкольного возраста ребенок хочет и может изобразить что-то доступное пониманию другими людьми. Все это они объясняют взаимосвязанным развитием личности и интеллекта ребенка, а также воображения, чувств, восприятия, сознания.

В исследованиях современных психологов раскрываются новые аспекты воображения.

Большой интерес вызывают идеи В.В.Давыдова. Он замечал, что определение воображения как способности человека видеть целое раньше частей (Э.В.Ильенков) не получило в психологии должной конкретизации. Опираясь на современные данные в психологии о воображении, он описывал психологический аспект этой человеческой способности, прослеживал ее возникновение и развитие в дошкольном возрасте.

В.В.Давыдов говорил о том, что воображение нельзя путать с гибкостью и динамикой репродуктивных представлений. В воображении главное – перенос определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство – главенствующая целостность, которая определяет формирование других частей нового образа. «Схватывание» и «удерживание целого раньше его частей является существенной особенностью воображения».

В.В.Давыдов подчеркивал, что именно в замысле ребенка обнаруживается одна из важных особенностей воображения, — умение «видеть» целое раньше частей. «Замысел – это некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в процессе реализации и воплощения замысла».

Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла.

Большой интерес вызывают современные позиции ученых в понимании истоков воображения. Так, развитие воображения в онтогенезе В.В.Давыдов рассматривал в связи с положением о генетической связи воображения и восприятия предметов, выдвинутым известным философом Э.В.Ильенковым.

В.В.Давыдов отмечал, что «Сознание невозможно без воображения, а само воображение «организует» восприятие. Все они вместе служат основой творческой деятельности человека, порождающей его личность. …один из существенных источников этого (творческого) потенциала следует искать в едином развитии восприятия, воображения и сознания человека» [

Научные исследования показали, что в отличие от художника, обладающего большими познаниями, в том числе и неосознанным опытом, который высветляется интуицией, у ребенка опыт мал, а представления еще недостаточно четкие. Поэтому и воображение у дошкольника беднее по сравнению с воображением взрослых (К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский и др.). Однако, как показали психологические исследования (Л.С.Выготский др.), воображение как познавательная способность приходит на помощь тогда, когда однозначный ответ на вопрос найти трудно (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, Г.Д.Кириллова и др.). Поэтому продуктивное воображение активно работает в ситуации неопределенности, при решении задач, названных психологами задачами открытого типа. Эти задачи не имеют одного решения, а предполагают несколько вариативных. Как доказано исследователями у дошкольника существует большой познавательный интерес к окружающему (если он не подавляется, а поддерживается взрослыми). Однако знаний, чтобы удовлетворить его, у ребенка еще недостаточно. Воображение дошкольника и разрешает это противоречие.

Педагоги и психологии отмечают, что с одной стороны, отсутствие опыта снимает ограничения сознания, «подсказывающего» известные способы решения задачи, стимулирующего репродуктивные образы и способы действия. Это дает ребенку большую свободу в поиске решений, чем опытному взрослому, свободу, не ограничиваемую знанием. С другой стороны, у ребенка относительно большой запас неосознанного опыта, который при большой его заинтересованности, повышенной эмоциональности актуализируется и дает материал для необычных, оригинальных находок.

Ребенок – своеобразный исследователь, он ставит вопросы, выдвигает гипотезы и проверяет их. Способность художника отстраниться от привычного восприятия обыденных вещей, подмечать необычное в обычном характерна для детей. Детское восприятие отличается свежестью, непредвзятостью именно потому, что опыт мал, а интерес к миру велик.

При всем этом свобода детского воображения не беспредельна. Д.В.Запорожец отмечал реализм детского воображения. В.В.Давыдов отмечал, что это объясняется изначально взаимосвязанным развитием воображения, восприятия, сознания.

Творчество художника стимулируется глубиной чувств. Воображение и чувства в творческом процессе тесно взаимосвязаны, чувства стимулируют работу воображения, образы воображения рождают чувства. У ребенка чувства неглубокие (хотя и яркие), недостаточно осознанные. Детские чувства отличаются искренностью, непосредственностью.

Большой интерес вызывают работы О.М.Дьяченко. Она установила, что воображение имеет два компонента: порождение общей идеи решения задачи и составления плана реализации этой идеи. Общая идея (или замысел) создается по-разному. Дети от 3 до 5 лет в качестве центральной части образа используют элементы реальности, а у детей 6-7 лет эти элементы занимают второстепенное место, новый образ создается путем свободного оперирования представлениями.

По данным О.М.Дьяченко, дети подразделяются по признаку преобладания того или иного вида воображения. Одни дети предпочитают изображать предмет, ситуацию более подробно, детально, последовательно, проявляя при этом творчество, другие – так же творчески фиксируют в изображении в основном свои переживания, отношения.

О.М.Дьяченко выявила, что при любом содержании рисунка, если у ребенка доминирует «познавательное» воображение, он будет стремиться, более детально изображать предмет и сюжет, а если доминирует «эмоциональное» воображение, дошкольник может удовлетвориться и более схематичным изображением.

Ученые выявили, что показатель оригинальности выше у детей с «эмоциональным», чем у детей с «познавательным» воображением.

Как показали исследования О.М.Дьяченко, уровень оригинальности детской продукции выше в младшей и подготовительной группах, а в средней и старшей несколько снижается.

Педагоги и психологи придерживаются того, что в любом возрасте создание оригинальных образов возможно при наличии свободы, поощрения смелости, отсутствия жестких регламентирующих оценок, тогда ребенок смело варьируют свой опыт, экспериментирует, находит новое в темах, замыслах, способах исполнения.

По данным О.М.Дьяченко, дети с «познавательным» воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. А ребенок с «эмоциональным» воображением действует более беспорядочно и нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращается за помощью.

Таким образом, из выше изложенного мы видим, что педагоги и психологи внесли большой вклад в изучение о воображении. Л.С.Выготский выявил механизм творческого воображения, связал действительность и воображение, выявил особенности детского воображения. Педагоги и психологи указывали, что главное заблуждение в том, что у ребёнка воображение не богаче, но беднее, чем у взрослого, а на самом деле воображение свободнее, эту свободу мы и принимаем за богатство; в процессе развития ребёнка развивается воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека. Анализируя работы исследователей нужно отметить, что у ребёнка должно быть обогащение опыта, т.к. чем больше, богаче опыт, тем богаче воображение, а от этого будет богаче, творческая деятельность.

Loading...Loading...