Коллегиальное заключение консилиума образовательного учреждения. Организация работы школьного психолого-медико–педагогического консилиума в условиях образовательного учреждения. Организация работы консилиума и документация

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

О психолого-медико-педагогическом консилиуме
(ПМПк) образовательного учреждения


На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует:

- Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации:

О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1);

О формах учета деятельности ПМПк (Приложение 2).

- Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).

- Обеспечить контроль за созданием при наличии соответствующих кадров ПМПк в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).

- Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк.

Юрген Шульте-Маркворт, Гамбург. Эрика Шписс, Мюнхен. Ирмингард Стаубле, Берлин. Арне Стикдруд, Карлсруэ Герхард Шторм, БоннДр. Александр Томас, РегенсбургПроф. Вольфганг Туннер, Мюнхен. фил. Катя Вич, ТюбингенГудрун де Вис, Аммерсбек Др. Клаус Дидгрубе, ГанноверПроф. Бернхард Уилперт, Берлин. Сюзанна Винкельманн, ДортмундПроф. Методы специальной педагогики; норма, нормальность, ненормальность в специальной педагогике; индивидуальная концепция нормальности, релятивизация понятия нормальности. Классификация инвалидности в соответствии с этиологией и потребностями поддержки. Комплексный уход за инвалидами - поддержка в секторе образования; возможности поддержки со стороны других секторов - здравоохранение, социальный курорт. Процесс социализации у детей с инвалидностью - определение процесса социализации, компоненты процесса социализации, социализация в семье, в школе; особый педагогический взгляд на социализацию - коммуникабельность, ресоциализация, воздействие инвалидности в процессе социализации, степень социализации; интеграция, сегрегация, включение. Консультирование в специальной педагогике - определение консультирования, целей, методов, системы консультирования в нашей стране; укомплектование персоналом консультационного центра, роль в уходе за ребенком-инвалидом. Ранний уход. Диагностика в специальной педагогике, основные области диагностики в специальной педагогике, общие и специальные диагностические методы, профилактика в специальной педагогике. Ребенок с инвалидностью и его семья - семья и его значение, влияние ребенка с инвалидностью на семью, отношение к образованию, потребности семей опекунов, их поддержка. Система ухода за ребенком-инвалидом в раннем и дошкольном возрасте - здравоохранение, образование, социальный курорт; ранняя помощь; образовательной и образовательной системы, неправительственных и некоммерческих организаций. Включение в дошкольное образование - факторы, влияющие и поддерживающие инклюзивное образование, меры поддержки. Законодательное определение инклюзивного образования детей и студентов со специальными образовательными потребностями - Закон об образовании и его Указ об осуществлении. Дошкольное воспитание ребенка с нарушением зрения; развитие ребенка с нарушением зрения. Важность слуха для людей, типов и степени нарушения слуха. Особенности визуального и акустического восприятия, нарушения слуха, перевоспитание слуха, компенсационные пособия. Индивидуальный уход за ребенком с нарушением слуха в детском саду. Логопедическая профилактика и специальный педагогический подход к детям с нарушенной коммуникационной способностью в логопедическом детском саду - определение предмета, предмета и цели ухода. Нарушенная коммуникационная способность, дефекты речи. Вмешательство с точки зрения учителя в дошкольном, речевой терапии. Ребенок с психическими расстройствами в дошкольном возрасте Психическая инвалидность - система определения и классификации, этиология. Образовательные подходы к детям с распространенным расстройством развития. Ребенок с физическим расстройством в Соматопедском детском саду как предмет специальной педагогики - предмет и цель ухода. Нарушения движения - врожденные, приобретенные, полиомиелит, деформация, травма и ампутация - классификация. Особенности работы с ребенком с физическими недостатками в детском саду. Хронические больные дети в наиболее частых хронических заболеваниях детства - эпилепсия, аллергия, диабет и ожирение, сердечные дефекты. Образовательная помощь для хронически больных детей в детском саду. Социальный недостаток - терминологическое определение, этиология социального неблагополучия и его проявления и последствия в образовании и образовании. Особенности доступа к этим детям, особенности подготовки к поступлению в школу. Одаренный ребенок - определение понятия таланта, типология, характерные проявления одаренных детей, возможность идентификации талантливых детей в детском саду, возможности развития талантов у детей в детском саду. Инклюзивное образование в нынешней школе.

Заместитель министра
Е.Е.Чепурных

Приложение 1. О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

Приложение 1

1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Образовательный советник - Деятельность и компетенции

Методология работы с учеником с нарушением зрения. Фуржик, В. Фёртикова, Дж. Одаренный ребенок и развитие его способностей. Нарушение внимания с гиперактивностью. Основы инклюзивной педагогики. Прага: Портал. Специальная педагогика. Основные данные о Бюро труда в Остраве: информационно-консультационный центр по выборам и смене профессий.

Уход за детьми с нарушениями развития

Характерные проявления детей с расстройством: дезориентация, отвлечение, ошибки в невнимательности, заинтересованность во всем вокруг - повышенная мобильность и беспокойство, неспособность сидеть спокойно, просыпаться, играть руками, шутить - сыпь, кричать, прыгать к речи, отменить - к беспорядку, нуждаться в надзоре, потерять вещи, быть осторожными, помнить.

2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

Хотите профессиональные консультации? - обратиться в Педагогический и психологический консультационный центр в Остраве - Поруба, ноябрь. Родители ребенка просят об экзамене или консультации. Заказ возможен как по телефону, так и лично. Если родитель сам просит экзамен, рекомендации других специалистов или учреждений не требуются.

Интеграция ученика в начальную школу

По просьбе родителя в сотрудничестве со школой школа отправит заполненный вопросник «Школьный отчет о ребенке», подписанный родителями. Если ребенок находится на попечении другого эксперта, рекомендуется взять с собой первый экзамен на их отчет.

Как интегрировать ученика с индивидуальным планом обучения

Помощь ученикам с личными проблемами. Или с любой другой проблемой. Мы открыты для ваших комментариев, потребностей и идей!

5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

Психологическое и педагогическое консультирование № 1 в Гданьске, именуемое в дальнейшем «Устав», действует на основе. Основной надзор над клиник осуществляется Поморским суперинтендантом образования в Гданьске. Руководящим органом клиники является город Гданьская Коммуна.

Цели и задачи Клиники, способы их реализации

Клиника имеет свою штаб-квартиру в Гданьске по ул. Организационный орган, консультируясь с начальником образования, определяет область деятельности Клиники. Использование помощи, предоставляемой клиниками, является добровольным и бесплатным. Целью клиники является оказание психологической и педагогической помощи детям и подросткам, помощь в выборе направления образования и профессии, а также оказание психологической и педагогической помощи родителям и учителям, связанным с воспитанием и обучением детей и подростков.

6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Консультационный отдел оказывает помощь, предусмотренную уставом Клиники, детьми, учениками, их родителями и учителями детских садов, школ и учреждений, расположенных в районе его деятельности. В случае детей, которые не посещают школу и их родителей, помощь предоставляется по месту жительства ребенка.

На основе соглашения между властями, управляющими клиниками, он может помочь учащимся и преподавателям детских садов, школ и учреждений, не находящихся в районе деятельности Клиники, и нежилой в области консультирования детей, которые не посещают школу и их родителей.

7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

- выявление резервных возможностей развития;

- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Предрасположенности и таланты, причины образовательных неудач, особые трудности в обучении. Б) поддержка детей и подростков в соответствии с их потребностями в области развития и образования и психофизическими способностями, особенно детьми и подростками.

Особенно одаренных, инвалидов, социально неадаптированных или находящихся под угрозой социальной дезадаптации, с особыми трудностями в обучении, нарушениями лингвистической коммуникации и хроническими заболеваниями. Оказание помощи детям и молодым людям в выборе направления образования, занятий и планирования образования и карьеры, а также поддержка учителей детских садов, школ и учреждений в планировании и выполнении задач в области учебно-методического руководства.

8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.

Оказание помощи родителям и учителям в выявлении и развитии индивидуальных способностей, предрасположенностей и талантов детей и молодежи. Клиника выполняет задачи, в частности, посредством. Подробный объем задач, выполняемых клиник, определяется в плане работы, разработанном и утвержденном Педагогическим советом.

Б) особые трудности с обучением. В) участие студентов или выпускников с нарушениями развития или отклонениями или с особыми трудностями в обучении в соответствии с тестом, проведенным в прошлом году начального школьного образования, экзаменом, подтверждающим профессиональную квалификацию, в условиях и форме, адаптированных к индивидуальным психофизическим потребностям учащегося или выпускника.

9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

Г. в вопросах, указанных в отдельных правилах. Диагностическая и терапевтическая помощь в амбулаторном отделении требует письменного согласия родителей. Мнение выдается по письменному запросу родителей ребенка. По просьбе или с согласия родителей ребенка клиника отправит копию заключения в детский сад, школу или учреждение, где поселяется ребенок.

Если для вынесения заключения необходимо провести медицинские осмотры, заявитель должен представить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, выданную врачом. Д. диагноз уровня развития, включая индивидуальные потребности в развитии и образовании, психофизические способности человека, к которому относится данное мнение, а также описание механизмов, объясняющих функционирование этого лица.

10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

Мнения подписываются директором клиники. В клинике выдается судейская группа и действует в соответствии с правилами, изложенными в отдельных правилах. В) необходимость индивидуальной обязательной ежегодной дошкольной подготовки для детей, состояние здоровья которых делает невозможным или гораздо труднее посещать детский сад или дошкольное отделение, организованное в начальной школе.

Клиника сотрудничает с другими консультационными центрами, неправительственными организациями и учреждениями, оказывающими консультации и помощь детям и молодым людям и родителям посредством. Консультации по целевым специалистам. Б) консультирование отдельных случаев со специалистами из других учреждений.

13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.

16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

Приложение 2. О формах учета деятельности специалистов ПМПк

Приложение 2


- Журнал записи детей на ПМПк

- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк

Дата, время

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения (число, мес., год)

Инициатор обращения

Повод обращения

График консультиро-
вания специалис-
тами

Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника:

Дата, время

Ф.И.О. ребенка

Проб-
лема

Заключение специалиста или коллеги-
альное заключение ПМПк

Специалист или состав ПМПк


Основные блоки:

1. "Вкладыши":

- педагогическая характеристика;

- выписка из истории развития;

при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.

2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):

- заключения специалистов ПМПк;

- коллегиальное заключение ПМПк;

- дневник динамического наблюдения с фиксацией:

времени и условий возникновения проблемы;

мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности;

сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.


- График плановых заседаний ПМПк

Приложение 3. Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников

Приложение 3

Количество

Фактическое замещение (наличие реальн. физич. лиц)

Необходимая потребность

Специалисты

ставок по штату

штатными работниками

работниками по совместительству

в образ. учр-ях

в т.ч.
в уч-
режд. спец. образ.

в образ. учр-ях

в т.ч.
в уч-
режд. спец. образ.

в образ. учр-ях

в т.ч.
в уч-
режд. спец. образ.

в образ. учр-ях

в т.ч.
в уч-
режд. спец. образ.

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Социальный педагог

Врач (указать специальность)

Мед. сестра

Др. специалисты (указать, какие)

Приложение 4. О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и с ПМПК

Приложение 4

ДОГОВОР
между образовательным учреждением (в лице руководителя
образовательного учреждения) и родителями (законными
представителями) обучающегося, воспитанника
образовательного учреждения о его психолого-медико-
педагогическом обследовании и сопровождении

Руководитель образовательного

Родители (законные представители)

учреждения

обучающегося, воспитанника

(указать фамилию,

(указать фамилию, имя, отчество ребенка

и родителей (законных представителей),

имя, отчество)

характер родственных отношений (в соответствии с паспортными данными)

Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника о условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк.

Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк

ДОГОВОР
о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума ПМПк)
образовательного учреждения


Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др.___________________________________________________________________)

и ПМПк образовательного учреждения: ______________________________________
___________________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

ПМПк обязуется:

ПМПК обязуется:

1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях:

При возникновении трудностей диагностики;

В спорных и конфликтных случаях;

При отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.

2. Информировать ПМПК соответствующего уровня:

О количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;

О характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения;

1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.

2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК.

3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.

4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.

Руководитель образовательного учреждения

Заведующий ПМПК

(подпись)

(подпись)

Председатель ПМПк

(подпись)

Текст документа сверен по:
"Дошкольное образование России
в документах и материалах",
Москва, 2001 год

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой собственный образовательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации школьного

психолого-медико-педагогического консилиума

Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным, но в последнее время в школу приходит все больше детей, которые начинают испытывать трудности в учебе уже с первых дней. Поэтому, в настоящее время, очевидно, уже никто не будет спорить, что школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой собственный образовательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода.

В нашей школе ПМПк работает на протяжении уже нескольких лет и имеет четко организованную структуру. При построении работы школьного консилиума мы понимаем, что психолого-медико-педагогический консилиум это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка в образовательном учреждении.

У школьного консилиума есть цель и ряд задач, которые направлены на обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

Деятельность консилиума определена нормативными документами разных уровней. ПМПк образовательного учреждения действует на основе Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности и необходимая документация для деятельности ПМПк. Консилиум ОУ создаётся приказом руководителя. Работу специалистов ППМС сопровождения регламентирует положение о ПМПк. Также ПМПк в своей деятельности руководствуется Уставом ОУ, договором между ОУ и родителями ребенка и договором между консилиумом и территориальной ПМПК, соглашением о не разглашении персональных данных.

Важно отметить, что психолого-педагогический консилиум проводится:

  • в соответствии с планом работы;
  • по результатам обследования всех специалистов сопровождения (психологической, логопедической и педагогической диагностики, медицинского обследования);
  • по запросу учителя;
  • по запросу специалистов;
  • по запросу социального педагога;
  • по запросу медицинского работника школы;
  • по запросу родителей школьников.

Объектом обсуждения на консилиуме может быть: параллель классов, отдельный класс, группа школьников или отдельный ученик.

ПМПк разделяется на плановые и внеплановые и проводится под руководством председателя. Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

Состав консилиума достаточно гибок, он включает в себя постоянных и временных членов, возможность участия которых должна быть учтена в положении о ПМПк. Постоянные члены консилиума присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций. Согласно Положению о ПМПк участниками консилиума нашей школы являются:

Заместитель директора по учебной работе;

Педагог-психолог;

Учитель-логопед;

Классные руководители (в начальной школе – основные учителя);

Социальный педагог;

Приглашенные учителя-предметники;

Фельдшер школы.

Необходимая информация от учителей-предметников может поступать консилиуму через классного руководителя и частично – педагога-психолога. Представление данных для консилиума следует осуществлять согласно утвержденным формам. Эти формы заполняются на тех школьников, чьи проблемы выносятся для обсуждения на консилиуме в период подготовки к его заседанию .

Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобнее всего группировать обсуждения на консилиуме не по классам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения. По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи или сбору дополнительной информации, определяются исполнители и сроки.

Рассмотрим подробнее, какую информацию предоставляет каждый участник школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Педагог-психолог предоставляет на консилиум информацию, которая включает в себя результаты собственных наблюдений; результаты экспертных опросов педагогов и родителей школьников, результаты диагностического обследования школьников.

Классный руководитель представляет на консилиум результаты своих наблюдений и бесед с учителями-предметниками; педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников.

Давая характеристику школьнику, классный руководитель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Учитель-логопед в своем представлении на консилиуме отражает особенности речевого развития ребенка; возможности его коррекции и прогноз.

Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников.

Социальный педагог берет на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом. Он помогает классным руководителям в реализации решений консилиума, решает вопросы, которые касаются непосредственной работы с семьей.

Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации педагогам, родителям и другим специалистам службы сопровождения.

Для полноценной работы ПМПк в школе ведется документация, позволяющая отследить все этапы работы консилиума:

  • приказ о создании ПМПк на учебный год;
  • план работы ПМПк на учебный год;
  • договоры о взаимодействии с психолого-медико-
    педагогической комиссией (территориальная ПМПК) и родителями;
  • журнал записи детей на ПМПк;
  • журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
  • карта (папка) развития обучающегося;
  • дневник динамического наблюдения.

Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной работы школьного ПМПк с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Работа консилиума начинается с предварительного сбора информации. На этом этапе собираются первичные сведения об учащемся. Происходит встреча специалистов с учителем и родителями ребёнка для составления общей картины его учебной деятельности в классе, изучается медицинский анамнез. Проводится наблюдения за школьником на уроке и переменах с целью сбора информации об особенностях его поведения, степени включенности в учебный процесс, уровне с концентрированности на заданиях, уровне работоспособности, наличии истощаемости.

Следующий этап это первичное обследование специалистами консилиума. Основной на данном этапе является многоуровневая диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития ребёнка. По результатам диагностики каждый специалист заполняет индивидуальное заключение, рекомендации на учащегося.

На следующем этапе происходит обмен информацией, которая служит основой для принятия коллегиального решения. Здесь специалисты вырабатывают единые представления об особенностях развития ребенка, определяют общий прогноз дальнейшего развития.

Согласование деятельностям специалистов ППМС сопровождения следующий этап ПМПк. Здесь разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут и назначается сопровождающий. Это в первую очередь классный руководитель класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Работа этого этапа заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку и составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Следующий этап самый продолжительный. Это реализация ИОМ.

Заключительный этап-мониторинг. Общий анализ реализации ИОМ мы проводим на итоговом заседании ПМПк в конце учебного года. Каждый специалист ППМС сопровождения проводит итоговый мониторинг по своему направлению и коллегиально на заседании консилиума выносится решение о дальнейшей работе по сопровождению учащегося. Определяются цель, задачи и направления на новый учебный год.

Для нас школьный ПМПк стал необходимым условием для успешного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, целостным и непрерывным процессом сопровождения ребенка, что позволит ему в дальнейшем более успешно социализироваться в обществе, а педагога строить свою работу, учитывая особенности развития ребенка.


Loading...Loading...