Особенности организации работы школьного консилиума: из опыта работы. Психолого-педагогический консилиум

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Консилиум - это один из методов работы психологической службы, совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на учащегося.

Задачи консилиума:

  • выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении школьников;
  • разработка программ воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;
  • консультации в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Принципы работы консилиума:

  • максимальная педагогизация диагностики, приоритет педагогических задач;
  • этическая позиция участников консилиума определяется принципом "не навреди". Постановка диагноза не должна наносить морального ущерба личности школьника, снижать его самооценку, углублять разногласия с родителями и сверстниками; строго должна соблюдаться тайна психолого-педагогического диагноза.

Функции консилиума:

1. Диагностическая:

  • распознание характера отношений в учении и поведении школьника;
  • изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе;
  • выделение доминанты нравственного развития:
  • определение потенциальных возможностей и способностей учащихся.

2 Воспитательная:

  • разработка воспитательных мер, рекомендуемых учителям, родителям, ученическому активу, общественности;
  • непосредственное воспитательное воздействие на личность учащегося в ходе беседы.

    3. Реабилитирующая:

    • защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.
    Реабилитация может быть:
    • семейной, в процессе которой педагог стремится повысить статус ребенка в глазах его родителей как члена семьи;
    • школьной, в процессе которой консилиум разрушает отрицательный стереотип ученика, сложившийся у классного руководителя или учителя-предметника.

    Состав педагогического консилиума:
    Постоянные члены: :

    • руководитель консилиума - заместитель директора по воспитательной работе, отвечает за организацию заседаний консилиума, контролирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса;
    • инструктор консилиума - опытный учитель школы, обеспечивает содержательную работу консилиума: организует сбор данных, проводит диагностические собеседования, режиссирует заседания консилиума;
    • школьный врач (медсестра) информирует о состоянии здоровья учащегося, по рекомендации консилиума направляет на консультации к врачам-специалистам;
    • инспектор по делам несовершеннолетних - предоставляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне, о неблагоприятных семьях; активно участвует в собеседовании с учащимися и их родителями;
    • специалисты-консультанты - работники кафедр психологии и социологии РИРО, врач-психоневролог или психиатр - приглашаются по мере необходимости.
    Временные члены - лица, приглашенные на данное заседание: :
    • классный руководитель: дает характеристику учащемуся, формулирует его проблемы, активно участвует в собеседовании, выполняет рекомендации консилиума;
    • член родительского комитета класса: информирует о микроклимате класса, семьи учащегося, оценивает работу классного руководителя, участвует в собеседовании и выполняет рекомендации консилиума;
    • референтное лицо - педагог, пользующийся авторитетом и доверием обсуждаемого ученика, помогает "разговорить" ученика, снять барьеры в общении, участвует в собеседовании, может быть подключен к выполнению рекомендаций консилиума.

    Организация работы консилиума:

    Заседания проводятся один раз в два месяца (кроме экстренных случаев). Сначала проходит подготовительный этап, сбор предварительных диагностических данных.

    На самом заседании:

    1. Заслушивается характеристика учащегося, предлагаемая классным руководителем, в присутствии родителей. Характеристика дополняется сведениями о здоровье учащегося (дает школьный врач, уточняют родители).

    2. Проводится собеседование с родителями. Цель: выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей, степень их авторитетности для ребенка.

    3. Приглашается ученик, происходит беседа с ним.

    4. Заключительная стадия:

    • ставится педагогический диагноз, включающий в себя определение доминанты отклоняющегося развития и ее основные причины;
    • выявляются положительные стороны личности, на которые можно опереться при выборе мер воспитательного воздействия;
    • обсуждаются меры воздействия, вырабатываются рекомендации родителям, классному руководителю и другим участникам воспитательного процесса.

    Документация консилиума:

    • приказ о создании консилиума и утверждение его состава на текущий учебный год;
    • журнал консилиума;
    • диагностические карты учащихся, вызываемых на консилиум.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Форма организации психолого-педагогического взаимодействия, получившая название «педагогический консилиум», - одна из непростых, но довольно эффективных форм при решении различных педагогических задач. Основные особенности проведения психолого-педагогического консилиума описаны в работах ряда отечественных педагогов и психологов1.

Термин «консилиум» (лат. -consilium) заимствован из врачебной лексики и дословно означает «совещание врачей для обсуждения состояния больного, определения и уточнения диагноза, принятия решения о методах лечения». Таким образом, в узком понимании консилиум изначально выступает как форма деятельности,

основанная на коллективном обсуждении и принятии решения по вопросам, связанным с определенными отклонениями в функционировании диагностируемого явления, объекта или процесса.

Психолого-педагогический консилиум - организационная форма деятельности педагогических работников школы, цель которой - коллективное обсуждение результатов диагностики школьников, их обученности и воспитанности по определенной программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений, сформированности тех или иных черт личности, а также коллективной выработки средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Выделяют консилиумы плановые и внеплановые. В задачи планового консилиума могут входить:

Определение путей психолого-педагогического сопровождения ребенка;

Выработка согласованных решений по определению образовательной коррекционно-развивающей траектории развития личности ученика;

Динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

Решение вопроса об изменении содержания коррекционно-развивающей работы по завершении обучения (учебного года).

Внеплановые консилиумы собираются по запросу родителей, администрации образовательного учреждения, специалистов, педагогов или воспитателей.

Внеплановый консилиум предполагает решение следующих задач:

Анализ внезапно возникших психолого-педагогических задач и принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;

Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы и при необходимости (если эффективность такой работы невысока) - изменение ее направления в изменившейся ситуации.

Кроме этого, психолого-педагогический консилиум может быть посвящен результатам обследования определенной категории школьников или обсуждению индивидуальной работы с тем или иным трудным учеником.

Возможны несколько форм организации и проведения психолого-педагогического консилиума.

Первая форма - консилиум, проводимый как совещание, на котором обсуждаются результаты совместного конкретного исследования по выделенной ранее проблеме с целью определить диагноз и методы дальнейшей работы. При такой форме происходит научно-обоснованное определение особенностей развития личности ученика (ученического коллектива), стратегии и тактики педагогической работы, конкретных методов педагогического воздействия (или взаимодействия) в рамках той конкретной проблематики, которая была предметом совместного изучения.

Вторая форма - совместное обсуждение конкретных программ, необходимых для осуществления воспитательной, развивающей, коррекционной работы. Эта форма теснейшим образом связана с первой.

Третья форма - совместное обсуждение концепции, стратегии и тактики развития всего педагогического коллектива школы или отдельных его структурных элементов в конкретных условиях (с учетом специфики кадрового состава, контингента учащихся, материальной базы и других сторон жизни школы, которые оказывают влияние на конечный результат работы педагогического коллектива). Четвертая форма представляет собой синтез различных форм и может быть определена как педагогический консилиум для совместного обсуждения нескольких проблем комплексного характера. В частности, это может быть

педагогический консилиум для обсуждения как результатов изучения особенностей развития личности ученика (ученического коллектива), так и коррекционных (воспитывающих, развивающих) программ, построенных на этих данных.

Обязательные диагностические процедуры, которыми охватывается каждый ученик.

Обследование дошкольников на этапе приема в школу;

Первоклассников на этапе адаптации к школьной среде;

Четвероклассников на этапе окончания начальной школы;

Пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;

Подростков в период острого возрастного кризиса;

Старшеклассников.

Консилиум проводится по результатам обследования учеников на каждом этапе диагностического обследования и включает:

1) организационно-методическую подготовку в проведении обследования (подготовка материалов, оповещение всех участвующих лиц);

2) проведение первого этапа диагностического обследования - наблюдение за учащимися на уроках (по 2 ч на класс):

Проведение диагностических процедур со всеми учащимися;

Проведение экспертного опроса педагогов;

Проведение экспертного опроса родителей;

Обработку результатов;

Отбор группы учеников для проведения различных схем для углубления психодиагностики;

3) проведение второго этапа психодиагностического обследования;

4) подготовка к психолого-педагогическому консилиуму:

Проведение консультаций с педагогами относительно предстоящего консилиума;

Подготовка аналитической информации, составление плана обсуждения на консилиуме (выделение психологически неблагополучных групп учеников с различными типами проблем);

Подготовка бланков для заключения консилиума;

5) проведение психолого-педагогического консилиума:

Обмен информацией между учителями относительно конкретных учеников;

Разработка и планирование стратегий сопровождения каждого ученика;

Заполнение бланка заключения консилиума по каждому ученику;

Разработка и планирование стратегий в целом по классу;

6) реализация решений консилиума:

Осуществление общих консультативных мероприятий (проведение родительских собраний, консультирова­ние администрации, учителей-предметников);

Планирование совместных действий классного руководителя и психолога;

Отбор учеников в специальные развивающие группы;

Проведение индивидуальных консультаций родителей, педагогов и учеников;

Осуществление психолого-диспетчерской деятельности (поиск специалиста, обеспечение его контакта с клиентом, осуществление поддерживающих мероприятий);

Планирование и осуществление сопутствующих форм работы (просвещение, общие развивающие работы и

7) планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

Задача педагогов в консилиуме - помочь каждому учителю с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать " сложность и неоднозначность его проявлений, отношений; вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенности познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное - обеспечить подход к ученику с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним.

В ходе консилиумов педагогами особое внимание уделяется следующим характеристикам учеников: общественно-трудовая активность; нравственная воспитанность; отношение к учению; культурный кругозор; ведущие интересы и склонности; умение выделить главное в учебном материале; умение планировать учебную работу; умение осуществлять самоконтроль

в учении; проявлять настойчивость в учении; состояние здоровья; воспитательное влияние семьи, коллектива.

Очевидно, что роль психолого-педагогических консилиумов будет возрастать по мере внедрения в практику инновационных, основанных на личностно-ориентированном подходе, технологий обучения.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите особенности педагогических коллективов.

2. Что относится к основным коллективным формам работы общеобразовательного учреждения?

3. Какие цели преследуют общие собрания педагогических работников школы?

4. Что включают в себя этапы подготовки общего собрания коллектива?

5. Продемонстрируйте порядок ведения общих собраний.

6. Назовите цели психолого-педагогических консилиумов в школе?

7. Когда проводятся внеплановые психолого-педагогические консилиумы?

S. Раскройте возможные формы организации и проведения психолого-педагогического консилиума.

9. Каким характеристикам школьников уделяется особое внимание педагогами в ходе психолого-педагогических консилиумов?

10. Подготовьте проект решения планового психолого-педагогического консилиума по результатам диагности­ческого обследования подростков в период острого возрастного кризиса.

Список литературы

Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творч. самообразования. Казань, 2000.

Внутришкольное управление: Вопр. теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 1991.

Денисенкова Н.С. Педагогический коллектив школы. М., 1984.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. М., 2002.

Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально­педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1997.

Положение о Психолого-педагогическом консилиуме

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Психолого-педагогический Консилиум (в дальнейшем ППК) является профилактическим, консультативно-диагностическим и коррекционно-сопровождающим структурным подразделением ГБОУ Центр образования «Бескудниковский».

Цель Психолого-педагогического Консилиума: создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания, образования и развития обучающихся в возрасте от 3 до 17 лет группы социального и педагогического «риска», с проблемами обучения и поведения, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического и нервно-психического здоровья, с учетом многообразия образовательно-воспитательных форм обучения, сопровождения и коррекции.

1.2. Психолого-педагогический Консилиум является основным структурным подразделением ГБОУ Центр образования «Бескудниковский».

1.3. Порядок учреждения, реорганизации, закрытия, условия материально--технического обеспечения Психолого-педагогический Консилиум, а также контроля за его работой определяется приказом директора ГБОУ Центр образования «Бескудниковский».

1.4. Психолого-педагогический Консилиум в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Законом РФ «Об образовании» и настоящим Положением.

1.5. Основные направления деятельности Психолого-педагогического Консилиума:

Выработка рекомендаций по основным направлениям: профилактического, консультативно-диагностического, коррекционного и сопровождающего обучающихся от 3 до 17 лет группы социального и педагогического «риска», с проблемами обучения и поведения, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического и нервно-психического здоровья, с учетом многообразия образовательно-воспитательных форм обучения, сопровождения и коррекции.

Формирование у работников ГБОУ Центр образования «Бескудниковский» способности к адекватной оценке педагогических явлений в целом и социально-педагогических проблем обучающихся от 3 до 17 лет. Консультативная помощь семье в вопросах коррекционного и сопровождающего воспитания и обучения.

Социально-педагогическая поддержка обучающихся от 3 до 17 лет в случае неблагоприятных условий его жизни, при психотравмирующих обстоятельствах: жестокое обращение с детьми, заброшенность, антипедагогические и антисоциальные воздействия среды и т.д.

Психолого-педагогический Консилиум решает задачи динамического наблюдения за ребенком в ГБОУ Центр образования «Бескудниковский» и предоставление ему необходимого сопровождения (социального, психологического, педагогического) или коррекции (логопедическое).

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА:

  • Принцип семейной центрированности - специалисты взаимодействуют не только с обучающем, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения).
  • Принцип партнёрства - деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с обучающим и его семьёй.
  • Принцип междисциплинарного взаимодействия - деятельность осуществляется специалистами разных областей знаний о обучающем и семье, дейст-вующими в рамках технологии профессионального взаимодействия.
  • Принцип добровольности - законный представитель подписывает согласие на социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающегося.
  • Принцип открытости - ППК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.
  • Принцип конфиденциальности - информация о обучающем и семье, доступная специалистам ППК, не подлежит разглашению или передаче без письменного согласия семьи.
  • Принцип уважения личности ребёнка - специалисты ППК принимают обучающегося как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
  • Принцип уважения законного представителя - специалисты ППК принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.
  • Принцип профессиональной ответственности - специалисты ППК ответст-венны за рекомендации, которые затрагивают интересы обучающегося.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНСИЛИУМА

3.1. Проведение первичного, возможно более раннего, социально-психолого- педагогического (включая при необходимости логопедическое) обследования обучающихся от 3 до 17 лет, выявление особенностей их развития и поведения, определение адекватных условий их воспитания и обучения.

3.2. Составление индивидуального социально-психолого-педагогического (логопедических) плана и программ коррекции и сопровождения воспитания, обучения и развития.

3.3. Составление подгруппового социально-психолого-педагогического (логопедического) плана и программ коррекции и сопровождения воспитания, обучения и развития.

3.4. Консультативная помощь законным представителям по запросу.

3.5. Консультирование (в пределах своей компетенции) педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей логопедов ГБОУ Центр образования «Бескудниковский» по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями и поведенческими особенностями детей, их правами и правами и обязанностями их родителей, опекунов, попечителей.

3.6. Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, включающего активизацию познавательной деятельности обучающихся с 3 до 17 лет, нормализацию учебной деятельности, коррекцию речевого развития, недостатков эмоционально-личностного развития и поведения.

3.7. Выработка мультидисциплинарного заключения об особенностях здоровья, образования и развития обучаемого для представления в психолого-медико-педагогическую комиссию г. Москвы.

3.8.Формирование банка данных ГБОУ Центр образования «Бескудниковский» об обучающихся с 3 до 17 лет, имеющих проблемы обучения и развития, поведения; представление информации с декретированным доступом и соблюдением конфиденциальности по официальному запросу соответствующих органов государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.

4. ВИДЫ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

По цели психолого - педагогические консилиумы можно разделить на первичные, плановые, срочные и заключительные.

  1. Первичный консилиум проводится при зачислении обучающегося на коррекцию и сопровождение сразу по завершении первичных обследований у всех специалистов.

Цель консилиума: определение

  • особенностей развития обучающегося;
  • возможных условий и форм его обучения;
  • необходимого социально-, психологического сопровождения и логопедической коррекции.
  1. Плановый консилиум рекомендуется проводить не реже одного раза в четверть.

Цель консилиума:

  • оценка динамики коррекции и сопровождения, обучения;
  • внесение, в случае необходимости, корректировок в индивидуальный план и программу сопровождения;
  • в случае необходимости, изменение формы, режима обучения;
  • назначение дополнительного обследования в городском ПМПКа.
  1. Срочный консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, работающих с обучающим, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении, коррекции и сопровождении).

Цель консилиума:

  • выяснение причин возникших проблем;
  • оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления;
  • определение допустимых нагрузок;
  • определение необходимости изменения режима или формы обучения.
  1. Заключительный консилиум проводится в связи с переходом обучающегося на новую ступень обучения или в связи с завершением коррекции и сопровождения.

Цель консилиума:

  • оценка статуса обучающегося на момент окончания обучения: степень социализации, уровень усвоения общеобразовательной программы, состояние эмоционально-волевой и поведенческой сфер;
  • рекомендации для педагогов, которые будут работать с обучающим в дальнейшем.

Материалы заключительного консилиума используются как основа для составления психолого - педагогической характеристики обучающегося.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

5.1. Психолого-педагогический Консилиум создается приказом директора ГБОУ Центр образования «Бескудниковский», является единственным структурным подразделением и возглавляется председателем Консилиума.

5.2. Психолого-педагогический Консилиум осуществляет свою деятельность непосредственно в помещениях ГБОУ Центр образования «Бескудниковский».

5.3. Сотрудники Психолого- педагогического Консилиума обязаны:

Руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами, подчиняя ее исключительно интересам обучающихся с 3 до 17 лет.

Исходить в своей деятельности из принципов интегрированного обучения и воспитания обучающихся, применяя все необходимые современные социально-педагогические подходы для обучения и воспитания обучающихся в естественной открытой социальной среде.

В пределах своей компетенции защищать всеми законными средствами, на любом профессиональном, общественном и государственном уровне права и интересы обучающихся с 3 до 17 лет.

Сотрудники несут ответственность за соблюдение конфиденциальности и несанкционированное разглашение сведений об обучающихся.

5.4. Руководство Психолого-педагогическим Консилиумом осуществляет заместитель директора ГБОУ Центр образования «Бескудниковский», который должен иметь высшее педагогическое (либо психологическое, либо социально-педагогическое) образование и соответствующую профессиональную подготовку.

5.5. Зачисление обучающихся на диагностику, сопровождение и коррекцию

производится только с письменного согласия законного представителя на социально- психолого- педагогическое сопровождение ребенка и решению Психолого-педагогического Консилиума.

5.6. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению Психолого-педагогическим Консилиумом обучающиеся снимаются с коррекции или сопровождения с письменного согласия законного представителя.

5.7. Психолого-педагогическим Консилиумом ГБОУ Центр образования «Бескудниковский» готовит документы на городскую ПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании обучающегося с 3 до 17 лет.

6. СОСТАВ КОНСИЛИУМА

6.1. В состав Консилиума входят:

6.1.1. Постоянные участники присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке и последующем контроле за выполнением рекомендаций. Обязательными участниками консилиума являются:

· заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель Психолого-педагогического Консилиума);

· педагог- психолог (заместитель председателя Психолого-педагогического Консилиума);

· учитель- логопед (секретарь Психолого-педагогического Консилиума);

· Воспитатель или классный руководитель, работающий с обучающимся.

· учитель-логопед, который будет проводить коррекцию;

· педагог-психолог (дошкольного отделения, начального звена, среднего и старшего звена), который будет проводить психологическое сопровождение;

· социальный педагог, который будет проводить социальное сопровождение.

6.1.2. Временные участники приглашаются на данное заседание по необходимости для повышения эффективности работы и успешности в формулировке заключения (решения) и выработке коллективных рекомендаций. Временными участниками могут быть учителя - предметники, различные специалисты-консультанты, выступающие в качестве экспертов, инспектор ИДН, и др.

7. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

1. Председатель консилиума :

  • организует работу психолого - педагогического консилиума;
  • обеспечивает систематичность заседаний;
  • координирует связи консилиума с другими звеньями учебно - воспитательного процесса;
  • участие в разработке педагогических аспектов
    сопровождения обучающихся.
  • организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.

2. Заместитель председателя:

  • формирует состав участников заседания;
  • формирует состав обучающихся, обсуждаемых на заседании;
  • помощь в разработке индивидуальных планов и программ коррекции и сопровождения;
  • подготовка документов к заседанию и хранение документов;
  • заполняет журнал записи детей на Психолого- педагогический Консилиум;
  • заполняет журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов.

3 . Секретарь:

  • заполняет журнал протоколов заседаний;

4. Воспитатель/ Классный руководитель :

  • предоставляет педагогическую характеристику на обучающегося;
  • выявляет трудности, которые испытывает обучающий в различных педагогических ситуациях;
  • предоставляет информацию об индивидуальных особенностях обучения, общения и самочувствия обучающегося;
  • формулирует педагогические выводы и рекомендации;
  • проводит педагогическое сопровождение обучающегося по индивидуальному плану и программе.

5. Учитель - предметник:

  • предоставляет информацию об успешности обучения и поведении обучающегося на его уроке;
  • выявляет трудности, которые испытывает обучающий по данному предмету, определяет пути преодоления этих трудностей;
  • формулирует педагогические выводы и рекомендации.
  • выработка индивидуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педагогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на обучающегося очень затруднена, а принимаемые решения не всегда эффективны;
  • проблемы конкретного обучающегося могут быть связаны именно с отношением к нему определённого учителя, каким-либо острым конфликтом в их отношениях.

Необходимую информацию учителя-предметники могут передать на консилиум через классного руководителя и психолога, а познакомиться с решением заседания могут на консультациях, проводимых председателем консилиума, обсудить итоги с педагогом- психологом в рамках его деятельности по психологическому сопровождению.

6 . Учитель- логопед :

  • организует сбор диагностических данных о речевом развитии обучающего;
  • обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;
  • формулирует диагностические выводы, рекомендации;
  • проводит необходимую коррекционную деятельность.
  1. Социальный педагог:
  • предоставляет социальную информацию об обучающем;
  • выявляет причины отклонений в поведении обучающегося;
  • формулирует выводы и рекомендации;
  • осуществляет решения консилиума, которые касаются непосредственной деятельности с семьёй, с социальными службами, инспекцией по делам несовершеннолетних;
  • проводит профилактические беседы с обучающимися и законными представителями.

8. Инспектор ИДН:

  • представляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне (о неформальных объединениях, происшествиях и правонарушениях, в которых задействованы ученики данной школы и т.д.);
  • даёт характеристику неблагополучным семьям, стоящим на учёте.

Данную информацию может предоставить и социальный педагог, постоянно взаимодействующий с инспектором ИДН.

9. Педагог - психолог:

  • организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
  • обобщает, систематизирует результаты психологического мониторинга;
  • формулирует выводы, рекомендации;
  • проводит психологическое сопровождение.

8. ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

8.1. Обследование ребенка проводится каждым специалистом Психолого-педагогическим Консилиума индивидуально с письменного согласия законного представителя.

8.2. По результатам обследования каждый специалист оформляет собственное профессиональное заключение- представление.

8.3. Социальный педагог, классный руководитель готовят социально-педагогическую характеристику на каждого обучающегося выходящего на Психолого-педагогический Консилиум.

8.4. На основании полученных данных об обучающем коллегиально вырабатывается комплексное заключение и рекомендации Психолого-педагогическим Консилиумом.

8.5. Полученные результаты обследования на Психолого-педагогическим Консилиумом фиксируются в протоколе первичного обследования и заносятся в индивидуальную карту обучающегося, в которой находятся все данные индивидуального обследования специалистами.

8.6. Разрабатывается индивидуальный план и программа коррекции и сопровождения обучающегося всеми специалистами. Индивидуальный план и программа коррекции и сопровождения доводятся до сведения законного представителя, и подписывается им, а так же прописывается время коррекции и сопровождения обучающегося.

8.7. Обсуждение результатов динамического наблюдения коррекции, сопровождения и обучения обучающихся проводится на з аседаниях Психолого-педагогического Консилиума не менее одного раза в четверть для своевременной корректировки плана или программы сопровождения и коррекции.

8.8. В конце учебного года на заседании Психолого-педагогическим Консилиумом рассматриваются результаты коррекции и сопровождения. При необходимости обсуждаются направления коррекции и сопровождения на следующий учебный год.

8.9. В сложных диагностических случаях, в конфликтных ситуациях, при не возможности для членов Психолого-педагогического Консилиума однозначного решения об обучении и воспитании обучающегося он направляется в городское ПМПК для углубленной диагностики и решения вопроса о форме сопровождения и обучения.

8.10. Для направления в городское ПМПК заполняется стандартизованная форма (социально-психолого-педагогическое представление).

9. ДОКУМЕНТЫ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

9.1. Основной пакет документов Психолого- педагогического Консилиума:

· Приказ о создании Психолого- педагогического Консилиума.

· Положение о Психолого-педагогическом Консилиуме ГБОУ Центр образования «Бескудниковский».

· Согласие на социально-психолого- педагогическое сопровождение ребенка подписанное законным представителем.

· Перспективный план на учебный год.

· Индивидуальная карта обучающегося.

· График коррекции и сопровождения обучающегося подписанный законным представителем.

· График плановых заседаний Психолого-педагогического Консилиума.

· Журнал записи детей на Психолого- педагогический Консилиум.

· Журнал протоколов заседаний.

· Лист учета динамики развития.

· Индивидуальные планы и программы социально психолого-педагогического сопровождения и коррекции (логопедическая).

  • Архив Психолого- педагогического Консилиума, состоящий из индивидуальных карт обучающихся (документы хранятся в течении 10 лет).

9.2. Документы, предоставляемые специалистами и педагогами

При обследовании на Психолого-педагогическом Консилиуме должны быть представлены следующие документы:

9.2.1. Документация, представляемая воспитателем/ классным руководителем:

1) Информационная карта группы /класса со списком обучающихся, испытывающих трудности в воспитании и обучении.

2) Анкета по определению симптомов дезадаптации (на каждого обучающегося).

3) Педагогическая характеристика на обучающегося, в которой должны быть отражены все необходимые для решения вопроса моменты, а так же освещены положительные стороны и интересы обучающегося.

4) Детские работы, тетради, результаты педагогического мониторинга за 2 года.

9.2. 2. Документация, представляемая педагогом-психологом:

1) Протокол психологического обследования ребенка.

2) Психологическое представление.

9.2.3. Документация, представляемая учителем-логопедом:

1) Логопедическое представление (речевая карта) на обучающегося.

2) Протокол логопедического обследования.

9.2.4. Документация, представляемая социальным педагогом:

1) А К Т обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

2) Анализ сводной ведомости учета посещаемости обучающегося.

Индивидуальная карта обучающегося является обязательным документом для осуществления межпрофессионального взаимодействия специалистов Психолого-педагогического Консилиума, хранится у Председателя или заместителя и выдается только специалистам, работающим в Психолого-педагогическом Консилиуме.

В случае направления ребенка на городское ПМПК индивидуальная карта обучающегося со всеми представлениями и заключением Психолого-педагогического Консилиума передается в городское ПМПК, при этом в журнале учета обучающихся, прошедших обследование, делается соответствующая запись.

После обследования обучающегося в городском ПМПК в индивидуальную карту заносятся соответствующие заключения и решения ПМПК. Разрабатывается индивидуальный план и программа коррекции и сопровождения обучающегося.

с. 1
Особенности организации работы школьного консилиума: из опыта работы

Попова Елена Борисовна,

педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Ачинска

телефон служебный 8-39151-7-67-70, телефон сотовый 8-908-222-90-02,

электронная почта soleil .06@ mail . ru
Термин «психолого-медико-педагогический консилиум» активно вошел в педагогический язык в 2000 году, когда вышло письмо министерства образования РФ, регламентирующее его работу в образовательных учреждениях страны. Несмотря на то, что с тех пор прошло уже девять лет, и во многих учреждениях наработан опыт работы, остается много нерешенных вопросов. Актуальность данной темы тем более очевидна, что одним из приоритетов современного образования является обеспечение детям с особыми учебными потребностями доступа к общеобразовательным школам, которые должны быть приспособлены к особенностям и ориентированы на нужды таких детей. При организации интегрированного обучения роль школьного консилиума первостепенна. Таким образом, главная задача данной статьи отразить обобщенный опыт по организации работы школьного консилиума.

Если рассматривать нормативные основы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (далее ПМПк), то они определены следующими нормативными документами разных уровней:


  1. Конвенцией ООН о правах ребёнка.

  2. Федеральным законом «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.

  3. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ.

  4. Федеральным законом «О защите прав ребёнка» Закон Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-961.

  5. Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

  6. Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 23.11.2001 г. № 1-16.

  7. Письмо Министерства образования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от 15.01.2002 г. № 03-51-ин/23-03.

  8. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. приказ министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393.

  9. Программой развития системы специального образования в Красноярском крае.

  10. Положением о ПМПк конкретного образовательного учреждения, в котором отражается специфика его деятельности. Важно отметить, что Положение о ПМПк утверждается на заседании коллегиального органа образовательного учреждения с указанием в протоколе заседания пункта о его рассмотрении и даты.

  11. Договором между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника.

  12. Договором между ПМПк и региональной психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК).
При построении работы школьного консилиума мы исходили из теоретических положений М.Р. Битяновой, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, что психолого-педагогический консилиум – организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей.

Консилиум объединяет предоставленную учителями, классными руководителями, школьным медицинским работником, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом информацию об отдельном ребенке, классе, параллели. На основе целостного видения проблемы коллектив единомышленников разрабатывает общую педагогическую стратегию работы с параллелью, классом или отдельным школьником.

При организации деятельности школьного консилиума необходимо помнить, что носителем проблемы развития ребенка являются не только он сам, но и его родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка (см. Рис. 1)

Рис. 1 Название? М.б. такое: Носители проблемы развития ребенка?
Очевидно, что если одна из сторон «субъектного четырехугольника» не участвует в решении проблемы (например, из-за некомпетентности родителей или ближайшего окружения), то другие специалисты системы сопровождения заменяют «неработающие» элементы системы.

Основное внимание специалистов школы должно быть сосредоточено не на проблеме, а на ребенке , у которого есть проблема и, следовательно, на желании помочь ему.

Исходя из этого основными принципами сопровождения ребенка в условиях школы являются:


  • рекомендательный характер советов сопровождающего участникам процесса сопровождения;

  • «на стороне ребенка». В проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы, справедливость требует объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт. Очень часто на стороне ребенка только он сам и специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;

  • непрерывность сопровождения – специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка тогда, когда проблема будет решена или подход к ее решению будет очевиден. Дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например, ребёнок-инвалид, дети с особыми образовательными потребностями), должны быть обеспечены непрерывным сопровождением;

  • мультидисциплинарность сопровождения – согласованная работа «команды» специалистов.
Опыт нашей работы показал : эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от уровня знаний педагога, узких специалистов о своих учащихся, от умения осуществлять дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и полноценном развитии школьников.

Таким образом, консилиум позволяет:


  • специалистам ПМПк (педагогу-психологу, учителю-логопеду, учителю-дефектологу) передать имеющиеся у них знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса, которые обладают значительно большими возможностями по влиянию и взаимодействию с учеником или коллективом;

  • учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения школьников;

  • педагогическому коллективу выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, предоставляя опыт коллективной деятельности;

  • объединить усилия различных субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников;

  • наметить программу индивидуального развития ученика, класса, параллели;

  • разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ученику или группе проблемных школьников.
Психолого-педагогический консилиум проводится:

  • в соответствии с планом работы;

  • по результатам обследования (психологической, логопедической и педагогической диагностики, медицинского обследования);

  • по запросу учителя;

  • по запросу специалистов;

  • по запросу социального педагога;

  • по запросу медицинского работника школы;

  • по запросу родителей (законных представителей) школьников.
Объектом обсуждения на консилиуме может быть: параллель классов, отдельный класс, группа школьников, отдельный ученик.

Важно отметить, что план работы школьного ПМПк разрабатывается в августе с учетом проведенного анализа и выделенных проблем предыдущего учебного года, включается в общий план работы школы на учебный год и циклограмму деятельности школы.

ПМПк проводится под руководством председателя, а в его отсутствие - заместителя председателя, назначаемого председателем или руководителем образовательного учреждения.

В своей деятельности мы определили следующие плановые консилиумы:


  • 1-е классы – проблемы адаптации к ситуации школьного обучения;

  • 4-е классы – проблемы готовности к обучению в среднем звене;

  • 5-е классы – проблемы адаптации к ситуации предметного обучения;

  • 10-е классы – проблемы адаптации учащихся к обучению в профильной школе;

  • разработка и утверждение программ сопровождения учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VII, VIII вида;

  • определение потенциала вновь прибывших в школу учащихся;

  • оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, находящимися на сопровождении.
Для эффективной и компетентной работы консилиум должен объединять носителей психолого-педагогической, роди­тельской, медицинской, правовой культуры. ПМПк создается из числа сотрудников учреждения, а также специалистов, привлекаемых на договорной основе по решению администрации образовательного учреждения. Состав конси­лиума достаточно гибок, он включает в себя постоянных и временных членов, возможность участия которых должна быть учтена в положении о ПМПк. Постоянные члены консилиума присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций. Согласно Положения о ПМПк участниками консилиума нашей школы являются:

  • заместитель директора школы по учебно-воспитательной в начальной школе;

  • педагог-психолог;

  • учитель-логопед;

  • учитель-дефектолог;

  • школьный медицинский работник;

  • классные руководители (в начальной школе – основные учителя);

  • социальный педагог;

  • приглашенные учителя-предметники;

  • родители (законные представители) учащихся.
Необходимая информация от учителей-предметников может поступать консилиуму через классного руководителя и частично – педагога-психолога. Представление данных для консилиума следует осуществлять по заранее согласованным формам. Эти формы заполняются на тех школьников, чьи проблемы выносятся для обсуждения на консилиуме в период подготовки к его заседанию.

Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобнее всего группировать обсуждения на консилиуме не по классам, а по степени близости проблем . Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения. По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи или сбору дополнительной информации, определяются исполнители и сроки.

Рассмотрим подробнее, какую информацию предоставляет каждый участник школьного психолого-медико-педагогического консилиума:

1. Информация педагога-психолога

Педагог-психолог предоставляет на консилиум информацию о конкретных школьниках и обобщенные данные по классу (параллели классов), которая включает в себя: результаты собственных наблюдений; результаты экспертных опросов педагогов и родителей школьников, результаты диагностического обследования школьников.

При проведении консилиума по классу (параллели классов) изучению подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. Важно отметить, что информация в них о ребенке или его семье облекается в формы:


  • не нарушающие их права на конфиденциальность;

  • доступные для понимания педагогам.
Формой предоставления психологических данных может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого педагогом-психологом накануне консилиума.

При проведении внепланового заседания консилиума по проблеме конкретного ребёнка, которое проводится при обязательном присутствии его родителей (законных представителей) данные могут быть обобщены следующим образом:

1. Описаны психологические особенности:


  • обучения;

  • поведения;

  • эмоционального самочувствия школьника.
2. Названы обнаруженные нарушения или отклонения от возрастной; психической; социальной нормы.

3. Описаны конкретные проявления этих нарушений:


    • умственное снижение по отношению к возрастной норме;

    • психологические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях . (Было так: психологические нарушения в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях).
4. Указаны причины существующих нарушений.

5. Перечислены адекватные формы помощи данному школьнику.


2. Информация классного руководителя

Классный руководитель представляет на консилиум: результаты своих наблюдений и бесед с учителями-предметниками; педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом, в которой фиксирует:


  • трудности, которые испытывает тот или иной ученик в различных ситуациях;

  • особенности индивидуальных черт его обучения;

  • самочувствие ученика в школе.
Характеристика школьника складывается из следующих показателей:

  • качественные характеристики учебной деятельности.

  • количественные показатели учебной деятельности.

  • показатели поведения и общения в ходе учебной деятельности.

  • показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.
Давая характеристику школьнику, классный руководитель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.
3. Учитель-логопед: в своем представлении на консилиуме отражает особенности речевого развития ребенка; возможности его коррекции и прогноз.
4. Информация учителя-дефектолога предоставляет на консилиум информацию о сформированности у учащихся учебных навыков по русскому языку и математике, возможностях их развития.
5. Информация медицинского работника

Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников.

Выделяются три основных показателя:

1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

2. Факторы риска нарушения развития:

  • наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;

  • факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.
Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации педагогам, родителям и другим специалистам службы сопровождения.
Проведение внепланового заседания ПМПк. Регламент его проведения должен быть четко прописан в Положении о ПМПк. В МОУ «СОШ № 1» он следующий:

  1. Запрос на проведение внепланого заседания ПМПк подаётся не позднее чем за 14 дней до заседания.

  2. Документы (характеристики, заключения специалистов, работы учащегося) предоставляются секретарю ПМПк не позднее чем за 3 дня до заседания.

  3. Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специалистов, сотрудников образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка.

  4. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение заседания ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).

  5. ПМПк проводится не позднее 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).

  6. В период с момента поступления запроса и до заседания ПМПк каждый его специалист проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время обследования с учетом его реальной возрастной и психофизической нагрузки.
Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы школьной психологической службы с детьми, имеющими особенности развития - для каждого ребенка составляется индивидуальная модель сопровождения (комплексная программа). Такое заседание консилиума всегда проводится только в присутствии родителей (законных представителей) обучающегося.

Ведущим консилиума является председатель ПМПк. Он:


  • устанавливает порядок обсуждения;

  • следит за соблюдением регламента и не допускает, чтобы обсуждение деловых проблем переходило в область эмоциональных реакций.
1 этап. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума. Работа консилиума начинается с обсуждения наиболее трудных случаев. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медицинского работника - начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее начать обсуждение с педагога. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Обмен информацией служит основой для принятия коллегиального решения.

2 этап. Разработка стратегии помощи конкретному ученику

Участники консилиума отвечают на вопросы:


  • какого рода помощь требуется школьнику?

  • какую развивающую работу желательно с ним осуществлять?

  • какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?

  • какую работу могут взять на себя участники консилиума?

  • какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?

  • что можно сделать с помощью семьи , специалистов различного профиля вне школы ?
Ответы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.

3 этап. Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку. Протокол подписывается родителями (законными представителями) и всеми участниками ПМПк. Предложенные рекомендации реализуются только при отсутствии возражений со стороны родителей (иных законных представителей).

Также на период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку может быть назначен ведущий специалист . Это в первую очередь педагог (классный руководитель) класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу.

Главные задачи ведущего специалиста:


  • координировать деятельность участников сопровождения;

  • отслеживать эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей программы;

  • выступать с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребенка на ПМПк.
В заключении отметим, что при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы.

Также всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что психолого-медико-педагогический консилиум является структурой диагностико-консультативного типа, деятельность которого направлена на определение путей решения проблем, связанных со своевременным выявлением и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии и здоровье, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).


Литература

  1. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО, 2005

  2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения: Информационное письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6

  3. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. / Под ред. Л.М. Шипициной. – СПб: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999

  4. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребёнка. – СПб, 1998

  5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003
с. 1
Утверждаю

Директор МОУ СОШ №1

«_12__»____09____2013г.
Положение

о школьном психолого-педагогическом консилиуме
1. Общие положения

2. Цели и задачи школьного психолого-педагогического консилиума

3. Организация деятельности и состав школьного психолого-педагогического консилиума

4. Подготовка и проведение психолого-педагогического консилиума


  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1.2. Настоящее Положение определяет деятельность школьного психолого-педагогического консилиума как совещательный, систематически действующий орган при администрации школы, оказывающий помощь всем участникам образовательного процесса. Школьный психолого-педагогический консилиум в своей деятельности руководствуется Уставом школы, договором между школой и родителями (законными представителями) обучающегося, настоящим Положением.

1.3. Школьный психолого-педагогический консилиум представляет собой объединение специалистов школы, организуемое для комплексного, всестороннего, динамического, диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям обучения и воспитания в школе, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. Специалисты консилиума выполняют соответствующую работу в рамках
основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных
обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в
соответствии с реальным запросом на участие в работе консилиума.

1.5. Основополагающими в работе консилиума являются принципы:

Уважения личности и опоры на положительные качества ребенка. Собеседования с обучающимися в ходе заседаний нацелены на распознавание в одинаковой степени, как недостатков развития, так и положительного потенциала ребенка;

- «не навреди»;

Интеграция психологического и педагогического знания.

1.6. Функции школьного психолого-педагогического консилиума:


  • диагностическая – изучение социальной ситуации развития, определение доминанты развития, потенциальных возможностей обучающихся, распознавание характера отклонения в их поведении, деятельности и общении;

  • воспитательная – разработка программы педагогической коррекции в виде учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителю, ученическому активу, коллективу. По характеру меры могут быть контролирующие, дисциплинирующие, корректирующие и др.;

  • реабилитирующая – защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия, повышение статуса и ценности ребенка как члена семьи и члена школьного коллектива.

2. Цели и задачи школьного психолого-педагогического консилиума
2.1. Основная цель школьного психолого-педагогического консилиума – выработка коллективного решения о содержании обучения и способах психолого-педагогического влияния на обучающихся. Такие решения принимаются на основе представленных учителями и специалистами школы диагностических и аналитических данных об особенностях конкретного ребенка. Также целью консилиума является определение и организация адекватных условий развития, обучения и воспитания, обучающихся в соответствии с их специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями, состояния соматического и нервно-психического здоровья.

2.2. В задачи школьного психолого-педагогического консилиума школы входит:


  • выявление и ранняя диагностика различных затруднений учащихся;

  • разработка и применение коррекционно - развивающей работы по устранению различных затруднений учащихся;

  • создание комфортной и безопасной образовательной среды в ОУ;

  • коллективное изучение трудностей обучения и воспитания ребенка с помощью всех участников образовательного процесса;

  • выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

  • разработка рекомендаций администрации, учителю,
    родителям для создания условий, обеспечивающих индивидуальный
    подход в процессе коррекционно-развивающего обучения ребенка и его
    психологического сопровождения;

  • отслеживание динамики развития ребенка и эффективности индивидуализированной коррекционно-развивающей работы;

  • решение вопроса о создании условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка;

  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация психологически адекватной образовательной среды;

  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;

  • организация взаимодействия между педагогическим коллективом школы и различными специалистами.

3. Организация деятельности и состав

школьного психолого-педагогического консилиума

3.1. Общее руководство деятельностью школьного психолого-педагогического консилиума осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

3.2. Состав консилиума утверждается приказом директора школы.


  1. В состав школьного психолого-педагогического консилиума входят постоянные участники – учитель (классный руководитель), логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинская сестра. (Приложение №1) При отсутствии специалистов они привлекаются к работе консилиума на договорной основе в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса.

  1. В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты консилиума направляют ребенка на районную ПМПк.

  2. Обследование ребенка специалистами школьного психолого-педагогического консилиума осуществляется по инициативе родителей или педагогов школы. В случае инициативы педагогов школы должно быть получено согласие родителей (законных представителей) на обследование ребенка.
При несогласии родителей (законных представителей) специалистами консилиума должна проводиться работа по формированию у них адекватного понимания проблемы, исходя из интересов ребенка. Во всех случаях согласие родителей должно быть подтверждено их заявлением или договором.

  1. Обследование ребенка должно осуществляться с учетом требований профессиональной этики. Специалисты консилиума обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе, соблюдать конфиденциальность заключения. Председатель и специалисты, участвующие в работе школьного психолого-педагогического консилиума, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование на психолого-педагогическом консилиуме или находящихся на коррекционно-диагностическом и коррекционно-развивающем, ином специальном обучении.

  2. Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума индивидуально, при необходимости - в присутствии родителей (законных представителей).

  3. На школьный психолого-педагогический консилиум представляются следующие документы:

  • договор с родителями;

  • педагогическое представление;

  • характеристика;

  • логопедическое представление;

  • психологическое представление;

  • медицинская информация о ребенке (при необходимости получения председатель консилиума направляет запрос соответствующим медицинским специалистам).
3.10. Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в
заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для
реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию. Все сведения вносятся в журнал заседаний консилиумов и протоколы заседания консилиума.

3.11. В школьном психолого-педагогическом консилиуме ведется следующая документация:


  • журнал заседаний школьного психолого-педагогического консилиума

  • карта развития ребенка (личные данные о ребенке; представления на ребенка (характеристики учителей и специалистов школы - Приложение №2); протоколы консилиума);

  • график плановых консилиумов;

  • нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов консилиума.

4. Подготовка и проведение школьного психолого-педагогического консилиума


  1. Школьные психолого-педагогические консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.

  2. Периодичность консилиума определяется реальным запросом школы на комплексное обследование детей, классов (групп обучающихся). Не реже одного раза в четверть проводятся плановые заседания консилиума, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической, диагностико-коррекционной помощи.
4.3. Деятельность плановых консилиумов направлена на:

  • анализ процесса выявления детей «группы риска», ее количественный и качественный состав (дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети);

  • определение путей психолого-педагогического сопровождения обучающихся с трудностями адаптации в данном образовательном условии;

  • принятие согласованного решения по определению специального (коррекционного) образовательного маршрута ребенка.
4.4. Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в
первую очередь, учителей), непосредственно работающих с ребенком.
Поводом для проведения внепланового консилиума является выявление или
возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие
ребенка в данных образовательных условиях.

Задачами внепланового консилиума являются:


  • решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

  • внесение изменений в индивидуализированную коррекционно-развивающую работу при ее неэффективности.

  1. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка классный руководитель согласовывает этот вопрос с родителями (законными представителями) и, при отсутствии возражений с их стороны, организует проведение планового или внепланового консилиума.

  2. Школьный психолого-педагогический консилиум проводится не позже 20 дней с момента согласования вопроса с родителями (законными представителями).
4.7. Председатель включает в состав консилиума, кроме постоянных, педагогов школы, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на консилиум, и других специалистов. Председатель ставит в известность специалистов консилиума о необходимости обследования ребенка.

4.8. Школьный психолого-педагогический консилиум проводится под руководством председателя, а в его отсутствие – заместителем председателя, назначаемого председателем или директором школы.

4.9. В период с момента поступления запроса и до консилиума каждый специалист консилиума проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время
его обследования с учетом реальной возрастной и психофизической
нагрузки.

4.10. Каждый специалист консилиума составляет заключение по данным
соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации.


  1. На период реализации рекомендаций, разработанных специалистами, классный руководитель отслеживает эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей работы и выходящий с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребенка.

  2. Решением консилиума ведущим специалистом назначается в первую очередь педагог (классный руководитель) класса.

  3. Каждый специалист, участвовавший в обследовании и/или коррекционно-развивающей работе с ребенком, в устной форме дает свое заключение на ребенка. Заключение каждого специалиста вкладывается в карту развития ребенка. Окончательное коллегиальное заключение по результатам с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и социальной помощи ребенку также фиксируется в карте развития ребенка и подписывается председателем и всеми членами консилиума.
4.14. Результаты ШППк доводятся до сведения родителей (законных
представителей). Предложенные рекомендации реализуются только при
отсутствии возражений со стороны родителей (законных представителей).

4.15. При направлении ребенка на районную ПМПк заключение, составленное на основании сведений, содержащихся в его карте развития, представляется председателем ШППк.
Приложение №1
Содержание деятельности основных участников цикла сопровождающей работы


Участник
сопровождения


Деятельность на этапе
подготовки к консилиуму


Деятельность в рамках ШППк

Реализация решений консилиума

Психолог

Проведение диагностической
работы: диагностического
минимума и различных схем
углубленной диагностики в
отношении группы
“проблемных” школьников.

Подготовка материалов к
консилиуму.


Предоставление участникам
консилиума необходимой
информации по психолого-
педагогическому статусу
конкретных учеников.


сопровождения.


психологической работы в рамках
сопровождения конкретных
учеников.


Проведение психокоррекционных,
развивающих и консультативных
мероприятий с учащимися.

Проведение групповых и индивидуальных
консультаций с педагогами и родителями.

Консультирование администрации.


Логопед

Проведение диагностической
работы: обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.

Подготовка материалов к
консилиуму.


Принимает участие в работе консилиума, доводит информацию о результатах обследования школьников до всех участников консилиума.

Участие в разработке стратегии
сопровождения.

Планирование направлений и форм
логопедической работы в рамках
сопровождения конкретных
учеников.


Участие в проведении сопровождающих
мероприятий, предполагающих помощь,
поддержку или вмешательство
логопеда.

Оказывает консультативную помощь учителям и родителям в определении причин неуспеваемости «речевых» учащихся и дает рекомендации по их преодолению.


Социальный педагог

Берет на себя организационные обязанности по работе с семьёй, связанные с консилиумом. (посещение семьи, составление акта жилищно-бытовых условий).

Принимает участие в работе консилиума, доводит информацию о семье, об отношениях в семье до всех участников консилиума.

Помогает классным руководителям в непосредственной работе с семьей.

Социально-диспетчерская деятельность.


Классный руководитель

Сбор педагогической
информации о учащемся – педагогическая характеристика;
собственные наблюдения,
беседы или анкетирование
педагогов-предметников.

Опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом.

Участие в разработке стратегии
сопровождения.

Планирование форм и направлений
работы в рамках сопровождения
конкретных учащихся или класса
в целом.


Проведение конкретных форм
воспитательной работы в рамках решения
консилиума.
Консультирование родителей и педагогов
-предметников по вопросам
сопровождения учащихся.
Осуществляет взаимодействие со специалистами школы.
Отслеживает динамику коррекционной работы с учащимся.

Учитель-предметник

Участие в экспертных опросах
на этапе диагностического
минимума.

Предоставление необходимой
информации классному
руководителю и специалистам в
рамках их подготовки к
консилиуму.


Не участвует.
При необходимости принимает участие в работе консилиума.

Участие в групповых и индивидуальных
консультациях, проводимых психологом, логопедом,
завучем или медиком.

Разработка индивидуальных стратегий
педагогического сопровождения
конкретных учащихся и их
последующая реализация.

Консультирование родителей.

Участие в методических семинарах,
посвященных содержанию
сопровождающей деятельности.


Медицинский работник

Просматривает медицинские карты, при необходимости получает дополнительную информацию от родителей или из поликлиники, а также готовит выписки для обсуждения на консилиуме

Принимает участие в работе консилиума, доводит информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников до всех участников консилиума.

Участие в разработке стратегии
сопровождения.


Отслеживает состояние здоровья обучающегося.
Консультирование родителей, педагогов и специалистов школы.

Заместитель директора по УВР

Организация работы консилиума.

Собирает информацию о тех учениках, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение, и разрабатывает схему проведения консилиумов, готовит необходимую документацию – бланки протоколов консилиумов.

Организационная помощь в
проведении основных
диагностических мероприятий.


Принимает участие в работе консилиума.

Участие в разработке стратегии
сопровождения.


Отслеживает выполнение данных консилиумом рекомендаций для работы с обучающимся.
Координирует работу педагогов и специалистов школы.

Приложение №2

Педагогическая характеристика
1) Общие сведения о ребенке:


  • время пребывания в данном коллективе;

  • краткая характеристика отношений в семье (комфортность, полная, неполная семья, характеристика отношений между родителями, тип семейного воспитания).
2) Качественные характеристики учебной деятельности:

  • трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий;

  • трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;

  • трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоёмкой работы;

  • трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного;

  • особенности запоминания учебного материала;

  • виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности;

  • предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей.
3) Количественные показатели учебной деятельности:

  • успеваемость по основным предметам;

  • предполагаемые причины низкой или неровной успеваемости;

  • показатели поведения и общения в учебных ситуациях;

  • описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;

  • описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общественных правил;

  • индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.
4) Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:

  • описание "типичного" для школьника эмоционального состояния на уроке;

  • описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и т.д.).
При подготовке к консилиуму педагог собирает и обрабатывает информацию от учителей - предметников, систематизирует собственные наблюдения. Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливаются только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.
Медицинская характеристика
1) Физическое состояние ребёнка на момент проведения консилиума:

  • соответствие физического развития возрастным нормам;

  • состояние органов зрения, слуха, костно - мышечной системы;

  • переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры);

  • группа здоровья.
2) Факторы риска нарушения развития:

  • наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребёнка;

  • факторы риска по основным функциональным системам;

  • наличие хронических заболеваний;

  • характеристика заболеваемости за последний год.
При подготовке характеристики школьный медик просматривает медицинские карты учащихся, получает, если это необходимо, дополнительную информацию от педагогов, родителей и/или из поликлиники, также готовит выписки для обсуждения на консилиуме.
страница 1
Loading...Loading...