Образовательная программа по специальной коррекционной программе 8 вида. Связная письменная речь. Требования к знаниям учащихся


«Индивидуальная программа коррекционной работы с мальчиком 8-летнего возраста с задержкой психического развития, сочетающейся с гиперсиндромом по реактивному типу»

Например, если мы не проводим лагерь. В противном случае фраза «ради ребенка» становится пустой фразой. К невыполненному обещанию. В лучшем случае гнев дает мне энергию, чтобы изменить то, что меня беспокоит. В повседневной жизни, например, это технические сбои. К счастью, у нас есть эффективные техники в доме. Коллективные коллеги, как правило, беспокоят меня, потому что они убегают от пробок в копировальных машинах или отказываются присоединиться к профсоюзу учителей. Тот факт, что ученики беспокоят, не выполняют домашнее задание или опаздывают, вероятно, являются частью профессионального риска.

Составила

учитель начальных классов

Усманова Василя Борисовна

    Заключение ПМПК:F81.3 Смешанное расстройство школьных навыков.F90 Гиперкинетические расстройства.

    Краткий анализ результатов обследования ребенка по заключениям различных специалистов. Ребенок от первой беременности. Масса – 2,700, рост 45 см. Шкала Апгар – 7-8 баллов. Нарушения письма и чтения, проявляющихся в оптических ошибках при письме, трудностях узнавания букв при чтении, замедленных процессах усвоения письма и чтения. Выраженная утомляемость, связанная с низкой умственной работоспособностью, эмоциональная лабильность, реактивность в деятельности и поведении. Ребенок трудно управляем, внешний контроль трудно применим, внутренний контроль полностью отсутствует, постоянно нарушает дисциплину на уроках, конфликтует со сверстниками.

    У меня меньше понимания для тех родителей, которые переводят каждую дисфункцию своего потомства в атаку на школу. Что действительно меня разозлило и пугает меня за будущее нашего образования, это простое и легкомысленное сравнение учителей с менеджерами.

    Распределение часов по учебному плану

    Мы должны иметь управленческие качества, когда речь идет об организации и планировании. Но мы не являемся ориентированной на прибыль компанией, а обучение - как любовь кстати -. Информационное событие Магистерская программа Специальное образование со специализациями: - Специальное образование в школе - Раннее специальное образование.

Основные направления индивидуальной коррекционной работы:

а) Развитие и коррекция нарушений речи и письма;

В) развитие по курсу «Математика »

    Физическое развитие.

Содержание (задачи) развивающей и коррекционно-воспитательной работы:

    Развитие зрительного восприятия и сенсомоторной координации.

    Закажите бесплатную неделю проекта цирка. Цель этих инноваций - постоянно улучшаться. В ходе этого учителя в прошлом также требовали многого. Конечно, если выгоды от таких нововведений не могут быть испытаны напрямую, часто сложно привлекать учителей к пилотным проектам в дополнение к уже высокому обучению.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся

    Одной из наиболее значительных инноваций в образовании в последние годы стало внедрение ориентации на компетентность. Для внедрения знаний в контексте приложения. Это часто означает, что они должны попрощаться с известными, более основанными на содержании методами обучения, которые они сами испытали в школьные годы. Это представляет особую проблему как для студентов, так и для нас, преподавателей. Студенты развивают, углубляют и размышляют самостоятельно и в группах, самостоятельно ориентированных и организованных знаний и компетенций.

    Развитие зрительной памяти и внимания;

    развитие мелкой моторики;

    формирование зрительно-пространственных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

    формирование слухо-зрительно-моторных координаций;

    совершенствование артикуляционной моторики.

    Развитие основных мыслительных операций.

    В то же время эта форма обучения должна обеспечивать им сотрудничество, общение, творчество и критическое мышление. Преподаватель присутствует в течение этого времени и отвечает на любые вопросы, которые могут возникнуть. Мы предоставляем индивидуальные консультации и поддержку нашим студентам, а также целенаправленно подготовляем к реализации ориентации на компетентность в своих уроках таким образом, который имеет отношение к теме и теме. Наша цель состоит в том, чтобы сделать таким образом принцип ориентации на компетентность более ощутимым для студентов.

    развитие выделения, сравнения и обобщения признаков предметов и явлений, сериации, классификации (умеет подобрать предметы по форме,или по цвету, или по величине, разложить в порядке возрастания или убывания; выделять из набора картинок мебель, одежду, растения);

    развитие умения планирования деятельности;

    умения работать по словесной и письменной инструкции;

    Хотя они по-прежнему приносят много работы с ними, они могут быть реализованы непосредственно нами, чем в профессиональном училище. Это делает результаты непосредственно осязаемыми. Таким образом, инновации не становятся тяжелым бременем, а источником вдохновения для дальнейшей деятельности.

    Что касается моего собственного развития компетенций, то, следуя хорошо известной поговорке, применимо следующее: «Только те, кто меняются, постоянно подвергают сомнению существующие вещи и идут новыми путями, остаются верными». Инновации как источник вдохновения.

    развитие словесно-логического мышления;

    Развитие и коррекция познавательной деятельности;

а)Развитие и коррекция нарушений речи и письма.

    Формирование фонематического восприятия речевых звуков и звукового анализа;

    формирование умения слышать и различать мягкое звучание согласных перед гласными II ряда- я, ё,ю,е,и и твердое звучание согласных перед гласными I ряда- а, о,у,ы,э.

    Язык как ключ к знаниям. Хорошие уроки немецкого языка сегодня создают личный доступ к языку, оставляя место для систематической практики. Это уже начинается в детском саду. В других предметах язык будет использоваться в школе. Текст: Мелани Кейм; Фото: Дитер Сигер фотографирует сопровождающую учительницу Барбару Безяк и ее основной класс в Меннедорфе на уроках немецкого языка.

    Когда-то это было телевидение, позднее комиксы, затем англицизмы. Все они должны быть виноваты в предполагаемом разрыве языков. Жалобы на широко распространенную утрату языковых навыков недавно вернулись к делу. Новые средства коммуникации часто несут ответственность. Есть ли еще больше, чем культурный пессимистический дискомфорт в отношении изменения естественного языка? Критика оправдана.

    закрепить умение писать букву ь в конце и середине слова.

    формирование навыка правильного написания слов с разделительным мягким знаком;

    дифференциация свистящих и шипящих согласных, сходных в произношении или в написании: ш-щ, ц-с,ч-ш,ч-щ,ч-ц-щ.

    формирование орфографической зоркости, языкового чутья;

    расширение и активизация пассивного и активного словарного запаса;

    Мне нравятся книги, посвященные фантазии, магическим или греческим мифам. Они просто должны быть захватывающими. Прямо сейчас, книги Перси Джексона Рика Риордана очаровывают меня. Есть греческие боги и настоящие люди, фантастические миры и реальный мир, реальные проблемы и проблемы, которые есть только у богов. Вы можете многому научиться, читая. О греческих богах, например, о том, как жизнь в другой стране. Меня это иногда беспокоят. Даже при написании чтения помогает. Но не только в написании, но и о новых идеях или о том, как рассказать что-то захватывающее.

    устранение пробелов в усвоении навыков письменной деятельности;

б) чтение

    осуществлять исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, памяти, речи, внимания.

    сформировать у детей следующие умения: самостоятельно читать короткие предложения, отвечать на вопросы по прочитанному, « следить» по тексту за чтением товарища, заучивать короткие стихотворения.

    В фильмах часто не хватает целых частей книги, хотя они действительно важны. Объяснение этого развития не начинается с новых коммуникационных средств, но с дидактической парадигмой после движения 1968 года. В ходе так называемого коммуникативного поворота школа в то время переходила от одномерного, иерархического фронтального обучения к более открытым, диалогическим концепциям обучения. Устное слово было обновлено по сравнению с письменной формой.

    Тот факт, что слова могут быть написаны по-разному, создает впечатление, что правописание является предметом переговоров. На уроках немецкого языка достоверные письменные события, имеющие отношение к миру жизни, заменили передачу знаний на основе грамматических норм и повторений. Также отвергнуто предположение, что существует только один правильный язык. Вместо этого уроки были основаны на разных языковых регистрах, которые можно сделать в зависимости от ситуации. Тот факт, что некоторые слова могут быть написаны по-разному, в то время как у других есть только одно правописание, создается впечатление, что правописание является предметом переговоров, и многие из них не видели его в качестве облегчения для приобретения грамматики и орфографии. «Быть ​​опытным писателем».

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?

б) Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

Модуль. коррекция крупной моторики

Расширение обучения до более текстового разнообразия было важно, потому что более свободные и смелые были написаны, а творческие задачи создали более приятный доступ к собственному письму, - говорит Дюц. Однако, с акцентом на компетенции приложений, знание правил было немного потеряно.

Меня интересуют истории о золотых сокровищах, пиратах и ​​черном призраке. Мне не нравится читать книги без фотографий. Вы можете чему-то научиться из книг. Микки, например, очень храбрый. Затем ключ был потерян. Третье место занимает аудиокнига, а четвертое место читает сама книга. В любом случае это будет в первую очередь. Внутренние дифференцированные задачи и коллективные формы обучения. Например, дети пишут вместе на текстах, обмениваются содержимым коротких считывающих единиц парами или читают друг другу тексты, тем самым гарантируя, что все ученики действительно используют запланированное время для чтения.

    Формирование представлений о себе, своей семье, об окружающих;

    представлений о природе и сезонных изменениях;

    обогащение словаря предметов, действий и признаков.

в) Развитие по курсу «Математика »

    Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах;

    Даже более способные тандемные партнеры выигрывают от совместного использования, когда им нужно объяснять правила и слова грамматики, или улучшать их понимание повествовательных структур, пересказывая истории. Привлечение внимания к чтению привлекательным и личным является одной из центральных особенностей хороших уроков немецкого языка. Поэтому чтение учителем также находится на промежуточном уровне, когда дети уже читают автоматизированную, педагогически ценную, потому что на средней книжке возникает пространство полного внимания и социальной близости.

    пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.

Г) продуктивные виды деятельности.

Рисование.

    Расширить объём представлений об окружающем мире

    стимулировать желание рисовать;

    учить довести дело до конца;

    учить выразить свои чувства;

    Кроме того, учителя должны быть осведомлены о роли ролевой модели и всегда поддерживать правильный, тщательный язык и избегать ошибок, которые только уступают ученикам. Преимущество литературного образования. Однако хорошие уроки немецкого языка не начинаются с уровня начальной школы, поскольку успешное развитие навыков написания на языке и письме существенно зависит от опыта раннего детства с языком и письмом. По этой причине языковая дидактика начального уровня в течение нескольких лет вращалась вокруг концепции грамотности, которая фокусируется на раннем всеобъемлющем опыте написания и носителях книг.

    развивать настойчивость, активизировать творческое воображение.

Лепка.

    Учить самостоятельная ориентироваться в задании, сравнивать образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой, составлять плана работы над изделием, выполнять изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно;

    развивать умение придерживаться плана при выполнении изделий;

    Поскольку литературное образование является основой для приобретения навыков чтения и письма, ребенок должен как можно скорее связаться с книгами и рассказать истории и получить сложное языковое предложение. Помимо широкого словарного запаса, это включает конфронтацию с сложными формулировками и объяснениями, то есть аргументационное использование языка наряду с повседневными, простыми формами общения. Поскольку приобретение родного языка и развитие языковой осведомленности происходит в первую очередь случайно, то есть вдали от школы, за счет рифм, разговоров за ужином или истории сна, у детей очень разные требования.

    учить осуществлять текущего контроля с частичной помощью учителя;

    учит ь словесному отчету о проделанной работе;

    пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: короткий - короче, длинный - длиннее, выше, ниже и т. д.; слов, обозначающих пространственные отношения предметов: вокруг, близко - далеко.

    Умножение и деление

    Именно по этой причине школа должна продвигать развитие языка в детском саду очень целевым образом для получения более равных возможностей. Недостаточно разговаривать с детьми как можно больше на сложном языке. Теория так называемого Спрахбада сегодня устарела. Чтобы укрепить языковые навыки детей, необходимы конкретные настройки упражнений, - объясняет Дюц. Поэтому языковая поддержка в детском саду использует упражнения для фонологической осведомленности, которые явно способствуют последующему нахождению записи.

    Физическое развитие.

    Совершенствовать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, лазание, перелезание.

    развивать чувство ритма и музыкальный слух:научить выполнять задания под счет, хлопки, музыку.

    освоение элементарных умений в ловле, бросках, передачах и ведении мяча, овладение навыками метания;

    развитие координационных и кондиционных способностей и ориентации в пространстве;

    Учащиеся должны уметь

    Например, дети учатся различать такие звуки, как капельки песка или крекинг-орехи, или распознать стихотворение и слог в стихах ритуала. В дополнение к таким упражнениям сопутствующая речь занимает центральное место в приобретении лексики. Поэтому учитель детского сада идеально описывает, что она делает в то же время, говорит, что она снимает яблоко или вставляет конверт. Кроме того, прежде чем рассказывать сказку.

    Модуль.изучаем эмоциональный мир

    Студенты не могут классифицироваться должным образом. Чтобы мотивировать детей к добровольному чтению за пределами школы, учителя могут также рассказать об их собственных позитивных опытах чтения. Это становится особенно важным в третьем и четвертом классах, когда многие дети входят в ценную фазу чтения. Особое внимание следует уделить мальчикам, которые часто намного позже, чем девочки, или вообще не - на этапе венесуэлы. Предлагаемые с учетом гендерного аспекта предложения о чтении, включающие в себя действия, фэнтези, техническую литературу или ссылки на книги, могут помочь здесь.

    развивать двигательные качества, как ловкость, скорость, сила, точность, гибкость, координация и выносливость;

    развивать тонкую и крупную моторику.

    Развитие эмоционально – личностной сферы и регуляции поведения деятельности.

    Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;

    формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

    развитие способности к эмоциональной регуляции своего поведения;

    формирование положительной установки ребенка на участие в занятиях, пробудить интерес, желание и готовность их осуществлять;

    формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия со взрослыми.

    Взаимодействие с другими специалистами сопровождения и родителями ребенка.

Учитель

Познавательное развитие, обучение, коррекция недостатков чтения и письма


Музыкальный работник

Развитие темпо-ритмической стороны речи

Физкультурный работник

Развитие общей моторики психомоторных функций


Учитель- логопед коррекционная работа по исправлению недостатков речи, 2 раза в неделю по 20 минут.


Психолог

Развитие психологической базы речи.

Коррекция психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия.


Медицинский работник

Контроль за общим физическим развитием и сохранностью функций организма ребенка


Учитель Изо и труда

Коррекция мелкой моторики.

Развитие воображения, творчества, эстетики

    Формы, методы и средства индивидуальной работы с ребенком.

1) формы работы : индивидуальные занятия; подгрупповые занятия;

2) методы работы с ребенком:

    Практические методы:

упражнения подражательно- исполнительские, творческие;

игровой(игры, игровые тренинги)

моделирование.

    Наглядные методы:

Наблюдение

Рассматривание рисунков, картин, макетов;

Просмотр диафильмов;

Прослушивание записей.

    Словесные

Рассказ;

Пересказ
беседа

чтение

а) игры-упражнения по описанию предметов, отгадывание загадок

б)игры и упражнения на развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти: «Узнай звук»; «Кто пришел»; «Будь внимателен».

в) задания на развитие вербально- логического мышления: « Найди лишнее слово», « Запиши одним словом», «Раздели слова на группы», «Продолжи числовой ряд»

г) Задания на развитие внимания, ассоциативной памяти «Шифровальщик», «Слово расссыпалось»

д) задание на развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения, образного мышления, внимания, памяти «Нарисуй такую же фигуру». Это задание учит ориентироваться на листе в клеточку

е) игра с мячом на обогащение словарного запаса «Скажи наоборот, «Придумай как можно дольше слов на вопросы «Что делать,» «Кто, что »

ж)составь предложение из слов; придумай предложение по графической схеме; распространяй предложение путём увеличения количества слов;

з) задания на развитие правильной речи,на увеличения скорости речи и ритмизации: «Повтори за мной скороговорку», выучить стих, пересказ.

к)игры на выносливость «Гуси-гуси», «Мы весёлые ребята»; игры на ловкость «Городок», игры на внимание « күҙ бәйләш » , “Съедобное- несъедобное »; игры на равновесие «Кем көслө? » , «Ракета осороу.»

ж) игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться сдругими: «Созвездие», «Подарки в день рождения», «Глаза в глаза», «Передача тепла и энергии», «Паровозик», «Щит и меч»(цель игры- выход эмоционального напряжения, агрессии), «Изображение предметов»(игра воспитывает наблюдательность, воображение, умение видеть другого.),

Х)сюжетные игры с распределением ролей (нацелены на ответственность за другого, на воспитание коллектива)

3)Средства: карточки с заданиями, мяч, картинки предметные, серийные,сюжетные, ТСО (Магнитофон).

    Приложение.

Считалки .

Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!

Как-то летом по Онеге
Сом поехал на телеге.
Вместо лошади – карась,
Он завез телегу в грязь.
Вязнет, помощи прося,
И ругает карася!

Шел котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке -
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы -

Ты пойди-ка поводи!

Ехала телега темным лесом

За каким-то интересом.

Стуки, звон,

Выйди вон!

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдёт,

Тот и прятаться пойдёт!

(Тот тогда водить пойдёт!)

Катится яблочко

С крутой горы,

Кто поднимет –

Тот выходи!

Катилась торба

С великого горба.

В этой торбе:

Хлеб, соль, пшеница,

Выбирай поскорей,

Не задерживай добрых и мудрых людей.

Гимнастика для пальцев.

ПАЛЬЧИКИ - СОЛДАТИКИ

Командир позвал солдат:

Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй!”

А мизинчик очень мал,

Он чуть-чуть не опоздал.

Встали пальчики – “ Ура!”

На парад идти пора.

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех отальных – “будить”.

Одновременно с восклицанием “Ура!” кулачок разжать, широко

расставив пальцы в стороны.

На правой ручке – пальчики.

На левой ручке – пальчики.

Пришла пора им встретиться –

Готовьте чемоданчики!

Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой

руки, прикасаясь друг к другу кончиками.





АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ

СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

Упражнение 4. ПЕРЕХОДНОЕ. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами поглаживать из-под подбородка по носогубной складке, боковым поверхностям носа и через переносицу переходить к поглаживанию по массажной линии от середины лба к височным впадинам. Пальцами слегка прижимать кожу.

Упражнение 5. ВОЛНООБРАЗНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ. От внутренних углов глаз пальцами легко скользить к бровям и, захватив их вторыми и третьими пальцами, производить волнообразное поглаживание п о направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках.

Упражнение 6. ПОГЛАЖИВАНИЕ КРУГОВЫХ МЫШЦ ГЛАЗ. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко.

Упражнение 7. ПОГЛАЖИВАНИЕ ЛОБНОЙ И ВИСОЧНОЙ ВПАДИНЫ. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами обеих рук, согнутыми по форме лба, попеременно производить поглаживание снизу вверх, плавно передвигая пальцы к вискам. Дополнительно поглаживать подушечками пальцев виски.

Упражнение 8. ПЕРЕХОДНОЕ. Вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производить поглаживание по массажным линиям.

Упражнение 9. ПОКОЛАЧИВАНИЕ. Подчелюстную область массировать похлопыванием тыльной стороны пальцев, затем подушечками четырех пальцев обеих рук одновременно производить поколачивание по массажным линиям.

Упражнение 10. «СТАКАТТО». Резкие, отрывистые, поочередные удары подушечками пальцев. Движение производить непрерывно, обеими руками, одновременно по массажным линиям, заканчивать фиксацией у мочек ушных раковин.

Упражнение 11. ПЛОТНОЕ ПРИЖИМАНИЕ. Движения выполняются двумя руками одновременно, начиная снизу, постепенно поднимаясь вверх. После каждого нажима следует немного приподнимать руки и вновь нажимать на массируемый участок. Последнее движение совершается от середины лба к височной впадине.

Упражнение 12. ПОГЛАЖИВАНИЕ ПО МАССАЖНЫ М Л ИНИЯМ.

Упражнение 13 . Специальное упражнение, рекомендуемое для расслабления круговой мышцы губ, с которой связана, пожалуй, самая распространенная при заикании, смыкатель н ая губная судорога. Указательные и третьи пальцы логопед располагает около углов рта, губы растягиваются, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие, плавные, скользящие.

Аналогичные движения проводятся поочередно с верхней и нижней губой.

В отдельную группу должны быть выделены расслабляющие упражнения для языка, которые помогают на некоторое время справиться с судорогами мягкого неба, кончика, корня, спинки языка, а также изгоняющей судорогой языка, судорогой нижней челюсти и т.д.

До начала массажа логопед просит выполнить упражнение, известное под названием «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ Я ЗЫК».

Заикающийся выкладывает широкий, ленивый, вялый язык на нижнюю губу, а затем, слегка «пошлепывая» его верхней губой, тихо произносит «пя-пя-пя...». Возникшее ощущение вялости и расслабленности стараемся сохранить до конца лечебного сеанса. Это упражнение способствует снятию гипертонуса с мышц языка.

Упражнения для расслабления мышц языка:

- вибрация в течение 15 сек. указательными пальцами обеих рук нижней челюсти;

- похлопывание, поглаживание, вибраци я языка деревянным шпателем в течение 15 сек. Шпатель накладывается на кончик языка.

Перед началом артикуляционного массажа логопед тихим и ласковым голосом дает следующие установки: «Глаза закрыты... как перед засыпанием... Губы едва соприкасаются... Зубы разомкнуты... Лицо спокойно и неподвижно... На лице -- маска покоя...»

Расслабление мышц шеи и затылочных мышц способствует рефлекторному расслаблению мышц языка.

Активный массаж языка проводится только в том случае, если имеется частичный парез мышц языка или нарушена реципрокная иннервация на фоне имеющийся церебральной дефицитарности.

Упражнения для развития артикуляционной моторики.

Активная артикуляционная гимнастика проводится в течение дня. Можно предложить ребенку выполнять перед зеркалом следующие действия:

    вытянуть губы вперед трубочкой, как поцелуй мамы;

    растянуть углы рта в стороны, так, чтобы стали видны верхние и нижние зубы;

    выполнять круговые движения губ;

    имитация свиста;

    захватывание губами леденцов, палочек различного диаметра;

    выплевывание губами семечек, риса;

    выплевывание аналогичных предметов с кончика языка;

    питье через соломинку.

Календарно – тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебник: Русский язык для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор В.В.Воронкова.- Издательство «Просвещение» , 2011 г.

Составила учитель начальных классов Усманова В.Б.

Тема урока

Дата.

примечание

Гласные звуки и буквы а, о, у, э, ы

я, ё, ю, е, и

Согласные звуки и буквы

Соотношение звука и буквы. Выделение первого и последнего звука

Определение гласных звуков в начале, середине, в конце слова

Различение букв сходных по начертанию, отличающихся добавочным элементом (У-Ч, П-Т, К-Н, п-р)

Составление слов из букв. Образование новых слов с добавлением одного звука

Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слово Списывание слов с печатного образца.

Слог, как часть слова

Составление слов из слогов

Деление слов на слоги

Письмо слов с печатного и рукописного текста по слогам

Составление предложений из двух- трёх слов

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце

Составление предложений по вопросу и картинке

Составление предложений из слов, данных в нужной форме

15

Контрольный диктант №1

Комитет по образованию администрации Целинного района Алтайского края

МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа №2»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на МО учителей начальных зам. директора по УВР директор МБОУ «Целинная СОШ № 2»

классов

__________/____________________ ___________/_________ _______________/ Протокол № _____ от ___________ 201___г. ____________________________ 201___г. Приказ № от ____________201___г.

Рабочая программа

по программе VIII вида в 4 классе

(индивидуальное обучение)

для ученика _____________________

базовый уровень начального общего образования

для 4-х классов

на 2016-2017 учебный год

С. Целинное

Аннотация

Индивидуальное бучение ребенка осуществляется по рабочим программам VIII вида, составленным на основе программ общеобразовательной школы под редакцией В.В.Воронковой (Москва, «Владос», 2010 г.), допущенных Министерством образования и науки РФ. Учебные программы определяют содержание образования по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Программы специальной коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями, уровень речевого развития. Они направлены на всестороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков, который им необходим для социальной адаптации. Рабочая программа включает: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.

При составлении расписания занятий, учитывается уровень работоспособности и состояния здоровья учащегося.

Для контроля по усвоению программного материала, проводятся занятия в конце каждой четверти в форме контрольных работ по математике и русскому языку, проверки техники чтения.

С учетом учебного плана, состояния здоровья, интересов ученика и родителей, для положительной социализации ученика обучение проводится по следующим образовательным дисциплинам: математика, письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, трудовое обучение, ИЗО, музыка, физическая культура

Распределение часов по учебному плану

2 2

1 8

2 0

Письмо и развитие речи

Чтение и развитие речи

Изо

Трудовое обучение

Физическая культура

2,25

1,75

0,25

Трудовое обучение

2,25

1,75

0,25

Рабочая программа по математике, 4 класс

(2,5 час a в неделю, всего 85 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Математика, являясь одним из важных общеобразователь­ных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интел­лектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с ре­шением специфической задачи коррекционных образователь­ных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием по­знавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпе­ливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять конт­роль и самоконтроль.

Обучение математике носит практическую на­правленность и тесно связано с другими учебными пред­метами, жизнью, готовит учащихся к овладению профес­сионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использо­ванию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, ко­торые формируются у учащихся в процессе обучения мате­матике, являются абстрактными.

Одним из важных приемов обучения математике являет­ся сравнение, так как большинство математических пред­ставлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способа­ми нахождения сходства и различия, выделения существен­ных признаков и отвлечения от несущественных, использо­вании приемов классификации и дифференциации, уста­новлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием - материализация, т. е. умение конк­ретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущи­ми методами обучения используются и другие: демонстра­ция, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебни­ком, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, вни­мательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехо­да через разряд (все случаи).

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.

Названия компонентов умножения и деления в речи уча­щихся.

Единица (мера) длины миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10-мм.

Единица (мера) времени секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундо­мер.

Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозна­чение времени.

Простая арифметическая задача на увеличение (умень­шение) числа в несколько раз.

Зависимость между стоимостью, ценой, количеством, все случаи.

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

Ломаные линии - замкнутая, незамкнутая. Граница мно­гоугольника - замкнутая ломаная линия. Измерение отрез­ков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

Взаимное положение на плоскости геометрических фи­гур (пересечение, точки пересечения).

Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.

Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чер­тежного треугольника.

Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противополож­ные, смежные стороны.

Задачи:

Научить различать устные и письменные приёмы сложения и вы­читания чисел в пределах 100;

Знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

Знать меры длины, массы и их соотношения; меры времени и их соотношения;

Научить выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

Научить практически, пользоваться переместительным свойством умножения;

Научить самостоятельно кратко записывать, моделировать содер­жание, решать составные арифметические задачи в два дей­ствия;

Программа по математике составлена для индивидуального обучения на дому по

вида под редакцией В.Н. Воронковой,включает разделы:

Повторение.

Меры длины: метр, дециметр, сантиметр (повторение).

Миллиметр.

Умножение и деление (повторение).

Меры массы: килограмм, центнер.

Решение примеров с переходом через десяток.

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

Умножение и деление.

Длина ломаной линии.

Прямая линия. Отрезок.

Меры времени.

Все действия в пределах 100.

Деление с остатком.

Треугольники.

Повторение.

Четырёхугольники.

Прямоугольник.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

различие между устным и письменным сложением и вы­читанием чисел в пределах 100;

таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

названия компонентов умножения, деления;

меры длины, массы и их соотношения;

меры времени и их соотношения;

различные случаи взаимного положения двух геометри­ческих фигур;

названия элементов четырехугольников.

Учащиеся должны уметь:

выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

практически пользоваться переместительным свойством умножения;

определять время по часам тремя способами с точнос­тью до 1 мин;

решать, составлять, иллюстрировать все изученные про­стые арифметические задачи;

самостоятельно кратко записывать, моделировать содер­жание, решать составные арифметические задачи в два дей­ствия;

различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные ли­нии;

вычислять длину ломаной;

узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное по­ложение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежно­го треугольника на нелинованной бумаге.

·

· М.Н. Петрова Математика Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Календарно-тематическое планирование по математике, 4 класс

2часа в неделю, 85 часов в год.

I четверть

Умножение и деление (повторение) (2 )

Повторение таблицы умножения на 2, на 3.

Повторение таблицы умножения на 5, на 3.

Меры массы: килограмм, центнер. (3)

Центнер – мера массы.

Соотношение мер массы.

Контрольная работа по теме : «Меры массы: килограмм, центнер»

Решение примеров с переходом через десяток.(4)

Решение примеров в 2 действия.

Решение примеров вида: 40 – 2; 30 - 12

Решение задач в 2 действия.

Контрольная работа по теме : «Решение примеров с переходом через десяток.»

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.(10)

Сложение с переходом через разряд. Решение примеров вида: 9 +4; 59+4

Решение примеров и задач на сложение с переходом через разряд.

Решение примеров на письменное сложение.

Контрольная работа

II четверть.

Решение примеров на вычитание с переходом через разряд.

Соотношение компонентов сложения и вычитания.

Контрольная работа по теме: « Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд»

Умножение и деление. (6)

Умножение и деление числа 2

Деление на 3 равные части.

Решение задач на деление по содержанию и на равные части.

Контрольная работа по теме: «Умножение числа 3. Деление на 3»

Умножение числа 4.

Решение примеров и задач на умножение числа 4.

Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. (1)

Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.

Умножение и деление (7)

Таблица деления на 4.

Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга.

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 4»

Умножение числа 5.

Таблица умножения числа 5.

Деление на 5 равных частей.

Таблица деления на 4.

Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. (1)

Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

III четверть.

Умножение и деление.

Умножение числа 6.

Деление на 6 равных частей.

Таблица деления на 6.

Длина ломаной линии. (1)

Длина ломаной линии.

Умножение и деление.

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 6»

Работа над ошибками.

Умножение числа 7. Таблица умножения на 7.

Таблица деления на 7

Прямая линия. Отрезок. (1)

Прямая линия. Отрезок.

Умножение и деление.

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 7»

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.

Умножение числа 8

Деление на 8 равных частей.

Таблица деления на 8.

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление числа 8»

Умножение числа 9.

Решение примеров на умножение и деление на 9.

Решение примеров и задач.

Взаимное положение прямых, отрезков. (1)

Взаимное положение прямых, отрезков.

Умножение и деление.

Умножение и деление единицы и на единицу.

Умножение и деление нуля и на нуль.

Умножение и деление числа 10 и на 10.

Умножение и деление

Меры времени(2)

Меры времени.

Меры времени. Проверочная работа.

IV четверть.

Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени.(3)

Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени.

Решение примеров, с числами, полученными при измерении длины.

Взаимное положение геометрических фигур. (3)

Взаимное положение геометрических фигур.

Составление задач по краткой записи.

Контрольная работа по теме: «Решение примеров с числами, полученными при измерении»

Все действия в пределах 100 (3)

Сложение с переходом через разряд.

Сложение и вычитание с переходом через разряд.

Умножение и деление.

Деление с остатком. (3)

Деление с остатком

Деление с остатком

Решение примеров на деление с остатком.

Треугольники. (1)

Части треугольника.

Повторение (2)

Решение примеров изученных видов.

Решение примеров и задач.

Четырёхугольники. (1)

Прямоугольник.

Повторение (3)

Взаимосвязь действий деления и умножения.

Итоговая контрольная работа.

Работа над ошибками.

Прямоугольник.(1)

Прямоугольник.

Повторение

Решение примеров и задач.

Контрольные параметры оценки достижений по математике, 4 класс

3. Учить самостоятельно работать с книгой.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Основные направления коррекционной работы:

· развитие артикуляционной моторики;

· формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

· развитие высших психических функций;

· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

· развитие речи, владение техникой речи;

· расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Учащиеся должны знать: наизусть 7-8 стихотворений.

Учащиеся должны уметь : осознанно, правильно, выразительно читать текст вслух целыми словами с соблюдением пауз и соответствующей интонацией; читать про себя; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; читать отрывки по ролям; пересказывать содержание прочитанного; отличать сказку от рассказа; читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Содержание программы

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников.

Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о

природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Техника чтения

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.

Выразительное чтение

Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.

Сознательное чтение

Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»); оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.

Развитие речи

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Учащиеся должны уметь:

Развитие устной речи

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Критерии и нормы оценки учащихся по чтению и развитию речи

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

Техника чтения

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Календарно-тематическое планирование по чтению (2 ч. В неделю, всего 68 ч.)

В 4 классе школьникам да­ются самые элементарные сведения по грамматике, усвое­ние которых важно для выработки у них достаточно осмыс­ленного отношения к основным элементам языка. Овладе­ние элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков уст­ной и письменной речи, формирования основных орфогра фических и пунктуационных навыков, в воспитании инте­реса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умствен­ному и речевому развитию.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систе­матизировать даже элементарный языковой материал, да­вать простейшие объяснения должны способствовать кор­рекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Пред­ложение», «Связная речь».

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. В 4 классе звуко-буквенный анализ является осно­вой формирования фонетически правильного письма и пись­ма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонети­ке и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мяг­ких, непроизносимых и двойных и др.

Школьники овладевают фонетичес­ким составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонети­ческим, а фонематическим, т. е. передающим основные зву­ки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и спе­циальных занятиях, по коррекции имеющихся у них откло­нений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на ос­нове анализа морфемного состава слова, а путем сопостав­ления ударных и безударных гласных, согласных в кон­це и середине слова с согласными перед гласными.

Слово. В процессе практических грамматических упраж­нений изучаются различные разряды слов - названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родствен­ных слов, выделяется общая часть - корень.

Предложение. Изучение предложения имеет особое зна­чение для подготовки к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкрет­ном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по кар­тинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный поря­док слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между со­бой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грам­матической темы 5 класса - имени существительного (раз­личение именительного и винительного падежей).

Связная речь. Особое внимание уде­ляется формированию у школьников навыков связной уст­ной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению сло­варя, обучению построению предложения создает предпо­сылки формирования умения высказываться в устной и пись­менной форме.

Проводятся подготовительные упражне­ния: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и пись­менных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности, формирования которых достаточным развитием движений мелких мышц руки и ма­лой их координированностью. Работа эта заключается в за­креплении написания строчных и прописных букв и их со­единений, что предупреждает появление при письме гра­фических ошибок, в списывании с рукописного и печатно­го текста.

Письмо под диктовку предложений с соблюдением изу­ченных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предло­жении.

Устная речь. Правильное составление простых распространенных пред­ложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде вопросов, на­зывных предложений, по картинному плану (серии кар­тинок). Повторение пройденного за год.

Повторение.

Практическое построение простого предложения. Состав­ление предложений с употреблением слов в косвенных па­дежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы.

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, шу.

Правописание звонких и глухих согласных в конце и се­редине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Пра­вописание безударных гласных путем изменения формы слова (вода- воды) или подбора по образцу родственных слов (во­да - водный).

Слово.

Имена собственные. Расширение круга имен собствен­ных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах соб­ственных.

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное на­писание предлогов с другими словами.

Разделительный ъ.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение.

Членение речи на предложения, выделение в предложе­ниях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

Упражнения в составлении предложений. Распростране­ние предложений. Установление связи между словами в пред­ложениях по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопро­сительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Связная письменная речь.

Составление и запись небольшого рассказа по серии кар­тинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого тек­ста (20-30 слов) по данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по

вопросам.

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя не­большого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа - О, С, 3, X , Ж, Е, Э, Я;

3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа - Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в со­ответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложе­нии, письмо прописных и строчных букв в алфавитном по­рядке.

· Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Под редакцией В.В. Воронковой

· Русский язык А.К.Аксенова, Э.В. Якубовская Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Задачи:

  • познакомить с элементарными сведениями по грамматике;

    формировать практических навыков устной и письменной речи;

    формировать орфографические и пунктуационные навыки;

    дать знания в области фонетики, морфологии и синтаксиса;

    способствовать умственному и речевому развитию через умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал4

    воспитывать интерес к родному языку.

Программа по письму и развитию речи составлена для индивидуального обучения на дому по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида под редакцией В.Н. Воронковой, включает разделы:

Повторение

Звуки и буквы.

Разделительный мягкий знак.

Гласные после шипящих.

Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова.

Ударные и безударные гласные.

Правописание безударных гласных

Имена собственные.

Предлоги

Разделительный твёрдый знак.

Родственные слова

Предложение.

Знаки препинания в конце предложения

Главные и второстепенные слова в предложении

Повторение пройденного.

Требования к знаниям учащихся:

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

    составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препина­ния в конце предложения;

    анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

    списывать рукописный и печатный текст целыми слова­ми и словосочетаниями;

    писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).

    Учащиеся должны знать:

    алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Календарно-тематическое планирование по письму, 4 класс

2 часа в неделю, 68 часов в год.

I четверть

Гласные после шипящих. (4)

Правописание гласных после шипящих.

Упражнения в написании слов с гласными после шипящих.

Диктант по теме «Гласные после шипящих»

Итоговый диктант за I четверть.

II четверть.

Парные согласные (3)

Упражнения в написании слов с парными согласными на конце и в середине слова.

Закрепление по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова» Словарный диктант.

Диктант по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова».

Ударные и безударные гласные. (5)

Ударение.

Упражнения в постановке ударений в словах.

Ударные и безударные гласные.

Ударные и безударные гласные. Контрольное списывание.

Правописание безударных гласных.(5)

Правописание безударных гласных.

Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением.

Словарный диктант.

Упражнения в правописании безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением.

Диктант по теме: «Правописание безударных гласных»

Слово. (9)

Названия предметов.

Слова, обозначающие названия предметов, отвечающие на вопрос что? Кто?

III четверть

Слова, обозначающие действия предметов.

Составление рассказа по образцу.

Слова, обозначающие признаки предметов.

Изменение слов, обозначающих признаки предметов, по вопросам.

Сравнение предметов по признакам.

Loading...Loading...