Что такое психолого медико педагогический консилиум. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения

Психолого-педагогический консилиум как один из перспективных методов работы

педагога-психолога: сущность, организация и проведение

Отличие психолого-педагогического от психолого-медико-педагогического консилиума. Задачи психолога в психолого-педагогическом консилиуме. Проблемы практики образования, требующие решения на психолого-педагогическом консилиуме. Основные этапы работы консилиума и их содержание.

Консилиум - это один из методов работы психологической службы, совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на учащегося.

Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.

Задачи консилиума:

    выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении школьников;

    разработка программ воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;

    консультации в решении сложных или конфликтных ситуаций.

На основании Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы:

« Психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, устанавливают психолого-педагогический статус ребенка, определяют вид образовательного учреждения и образовательный маршрут ребенка, действуют на основании положений. Городская психолого-медико-педагогическая комиссия утверждается приказом Департамента образования города Москвы и осуществляет работу по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений по межтерриториальному признаку, разрешает конфликты между родителями (законными представителями) и образовательными учреждениями или окружными (районными) психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.

Целью ПМПкявляется обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит предложения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи входит также определить, каких учеников обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени, а какие дети, являясь психологически благополучными не станут предметом отдельного обсуждения на консилиуме (либо для разработки их сопровождения не нужно много времени).

    Информационный обмен между участниками консилиума (Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения консилиума, касающейся актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.)

    Разработка стратегии сопровождения данного ученика (Обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. Участники консилиума определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками, а также социально-диспетчерскую деятельность.)

Участник сопровождения

Деятельность на этапе подготовки к консилиуму

Деятельность в рамках психолого- педагогического консилиума

Реализация решений консилиума

Психолог

    Проведение диагностической работы: диагностического минимума и различных схем углубленной диагностики в отношении группы “проблемных” школьников

    Подготовка материалов к консилиуму

    Предоставление участникам консилиума необходимой информации по психолого- педагогическому статусу конкретных учеников и по ученическим группам

    Участие в разработке стратегии сопровождения

    Планирование направлений и форм психологической работы в рамках сопровождения конкретных учеников, ученических групп и параллели в целом

    Проведение психокоррекционных, развивающих и консультативных мероприятий со школьниками

    Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями

    Консультирование администрации

    Планирование совместной работы с классными руководителями

    Социально-диспетчерская деятельность

    Психологическое просвещение

Заседания проводятся один раз в два месяца (кроме экстренных случаев). Сначала проходит подготовительный этап, сбор предварительных диагностических данных.

На самом заседании:

1. Заслушивается характеристика учащегося, предлагаемая классным руководителем, в присутствии родителей. Характеристика дополняется сведениями о здоровье учащегося (дает школьный врач, уточняют родители).

2. Проводится собеседование с родителями. Цель: выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей, степень их авторитетности для ребенка.

3. Приглашается ученик, происходит беседа с ним.

4. Заключительная стадия:

    ставится педагогический диагноз, включающий в себя определение доминанты отклоняющегося развития и ее основные причины;

    выявляются положительные стороны личности, на которые можно опереться при выборе мер воспитательного воздействия;

    обсуждаются меры воздействия, вырабатываются рекомендации родителям, классному руководителю и другим участникам воспитательного процесса.

Этапы работы психолога: На I этапе школьный психолог определяет психологическое содержание проблемы, выносимой на обсуждение педагогического консилиума, составляет соответствующую программу предстоящей работы, определяет средства изучения, подбирает необходимый материал. На II этапе психолог приступает к собственно изучению психологических характеристик решаемой педагогической проблемы. На III этапе полученные в результате изучения данные систематизируются, анализируются, обобщаются. Здесь же может осуществляться их перевод на язык конкретной системы педагогической практики. На IV этапе психолог выступает в качестве одного из организаторов и активных участников работы педагогического консилиума, где его данные являются одними из наиболее весомых в плане научной обоснованности, опирающимися на использование разнообразных объективных методов.

На последнем, V этапе школьный психолог принимает активное участие в составлении заключения (рекомендации), коррекционной программы и других программных материалов педагогического консилиума, определяющих стратегию и тактику педагогической работы.

Психологическое заключение: псих-е познават-е процессы, личностные характеристики.

Заключение социального педагога: тип семьи, самооценка, социальный опыт ребенка, трудности и т.д.

Педагогическое заключение: адаптация, сформированность учебных навыков, трудности в процессе обучения.

Медицинское заключение: перенесенные заболевания, обследования педиатра, психиатра, основное заболевание

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Курска

Учитель-логопед Страхова Е.В.

В помощь студентам и специалистам ПМПк

Статья: «О школьном психолого – медико - педагогическом консилиуме

(ПМПк)

Сегодня подготовка подрастающего поколения к жизни в современном обществе требует от школьных образовательных учреждений определения психологической, эмоциональной, физической и социальной готовности ребёнка к обучению на разных ступенях воспитания и обучения. Эти требования могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям и содержанию коррекционно-образовательного процесса. Структурно-содержательное оформление системы коррекционно-логопедического образования со всей очевидностью обозначает проблему ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии как приоритетную и требующую поиска эффективных мер и способов для своего решения. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ШПМПк)создается приказом руководителя образовательного учреждения (при наличии соответствующих специалистов).

Деятельность ШПМПк направлена на решение задач, связанных со своевременным выявлением детей с проблемами в развитии, организацией психолого-педагогического медико-социального сопровождения данных детей, исходя из индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

Цель ШПМПк: обеспечение диагностико - коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и (или) в состоянии декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

Задачи ШПМПк образовательного учреждения являются:

° своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или

состояний декомпенсации;

° выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

° профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных

перегрузок и срывов;

° определение характера, продолжительности и эффективности специальной

(коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

° подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения создается ежегодно в начале учебного года приказом руководителя данного образовательного учреждения.

ШПМПк осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом образовательного учреждения и Положением ШПМПк, разработанным на основе Примерного положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме и утвержденным руководителем образовательного учреждения. Общее руководство ШПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

Председателем ШПМПк назначается заместитель руководителя образовательного учреждения по УВР (специалист не ниже 13 разряда по ETC).

Примерный состав ШПМПк:

° заместитель руководителя образовательного учреждения по УВР;

° педагоги с большим опытом работы;

° педагог-психолог;

° социальный педагог;

° учитель-логопед;

° медицинский работник.

В случае необходимости для работы в консилиуме могут привлекаться (по договору) специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении (врач-педиатр, невролог, психиатр, тифлопедагог, сурдопедагог, другие специалисты).

У председателя консилиума находятся нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность ШПМПк; список специалистов ШПМПк; расписание работы специалистов и консилиума.

Организация работы ШПМПк

Обследование ребенка специалистами ШПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании письменного заявления или договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников.

Обследование проводится каждым специалистом ШПМПк индивидуально. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую

вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации, отражается динамика развития.

На заседании ШПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ШПМПк. Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику состояния психофизического развития ребенка и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение ШПМПк и рекомендации подписываются председателем и всеми членами ШПМПк.

Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только с их письменного согласия.

На период реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист (куратор), который отслеживает реализацию программы специальной помощи, ее эффективность, динамику развития ребенка и выходит с инициативой повторных обсуждений на ШПМПк.

При необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения спорных

вопросов специалисты ШПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (муниципальную ПМПК, городскую ПМПК, областную ПМПК). В этом случае копия коллегиального заключения ШПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте; копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ШПМПк.

Периодичность проведения консилиумов определяется реальным запросом на комплексное, всестороннее обсуждение проблем, связанных с образованием

детей с особыми потребностями. Плановые консилиумы проводятся не реже одного раза в 2 месяца (четверть).

Специалисты ШПМПк выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя план работы в соответствии с реальным запросом на осуществление психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с проблемами в развитии. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со статьями 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно.

Консилиум работает во взаимодействии с муниципальными и областными психолого-медико-педагогическими комиссиями и образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-

социальной помощи (ППМС-центрами).

Специалистами консилиума ведется следующая документация:

° журнал записи и учета детей, нуждающихся в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи;

° карты развития детей;

° протоколы заседаний консилиума;

° аналитические материалы.

Обязанности и права членов ШПМПк

Специалисты ШПМПк имеют право:

° вносить в администрацию образовательного учреждения предложения по обеспечению профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных

перегрузок и срывов, организации лечебно-оздоровительных мероприятий и созданию психологически адекватной образовательной среды;

° вносить предложения по работе консилиума и обсуждаемым проблемам;

° выбирать и использовать методические средства в рамках своей профессиональной компетенции и квалификации.

Специалисты ШПМПк обязаны:

° не реже одного раза в 2 месяца вносить в карту развития ребенка сведения об

изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации рекомендаций;

° руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами; сохранять конфиденциальность сведений, неадекватное использование которых может нанести ущерб здоровью, психологическому состоянию ребенка и его семье;

° защищать всеми законными средствами на любом профессиональном, общественном и государственном уровне права и интересы детей и их родителей (законных представителей).

Содержание деятельности ПМП консилиума образовательного учреждения Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.

Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.

Ведущая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк) как одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся не только для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников, но и с целью создания особых условий реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе – усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие обучающихся в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.

Задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

    Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.

    Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.

    Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.

На ПМПк возлагаются задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. ПМПк несет ответственность за обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников с ОВЗ, в том числе в состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Таким образом, в создании ИОС значительную роль выполняет система деятельности специалистов ПМПк, интеграция их профессиональных знаний, продуктивной совместной работы с детьми, имеющими ОВЗ, их родителями, педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особую важность составляет не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ в системе межпрофессиональных отношений на всех этапах работы ПМПк в образовательном учреждении.

Проведение заседания ПМП консилиума

На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования каждого специалиста (педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника). В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае, если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, наличие возможностей его обучения, особенности его адаптации. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы.

    Каков психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования?

    Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?

    В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель?

    Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией?

Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный психолог или социальный педагог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов.

Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно составленные представления и заключения могут стать причиной судебного разбирательства между школой и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть:

    неполное или искаженное отражение ситуации развития;

    неграмотное использование специальной терминологии;

    отсутствие анализа и обобщения проблемы;

    излишне подробная информация, содержащая ненужные детали, нарушающая конфиденциальность;

    отсутствие или подделка подписей ответственных лиц.

На заседании консилиума ведется протокол, отражающий краткие высказывания участников при обсуждении итогового решения по каждому индивидуальному случаю, отмечаются ответственные за выполнение назначенных рекомендаций.

В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Для каких-то школьников может быть предстоит изменить систему образовательных или нормативных требований, то есть «приспособить» к ним среду. В других случаях - поработать с самим школьником в плане формирования определенных социальных навыков, коррекции сложившихся приемов учебной деятельности или способов общения, т.е. «приспособить» школьника к школьной среде. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии. Важно только, чтобы все участники консилиума понимали необходимость решения всех возникающих вопросов для создания благоприятных условий обучения и развития учеников школы.

Индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются специалистами ПМПк учебных заведений с участием родителей и в соответствии с нуждами и потребностями детей в целях достижения их успеха в образовательном процессе.

ИОС формируется корпоративно, коллективом единомышленников. В ее создании участвуют учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, инструкторы по ЛФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования и тьюторы (педагоги сопровождения), а также медицинский персонал учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Этапы создания и организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательного учреждения

Этап

Название этапа

Документация данного этапа

Ответственные

Организационный

Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в

    Приказ по ОУ о создании ПМПк

    Положение о ПМПк

Директор ОУ

общеобразовательном учреждении

    График работы ПМПк ОУ

    Договор о взаимодействии ПМПК

Председатель ПМПк ОУ

Предварительный

1. Определение запроса

1. Договор между образовательным

инициатора обращения

учреждением (в лице руководителя

Председатель

2. Составление договора между ОУ

ОУ) и родителями (законными

и родителями (законными

представителями) воспитанника

представителями)

образовательного учреждения о его

3. Заполнение журнала записи

психолого-медико-педагогическом

детей на ПМПк

обследовании и сопровождении

2. Журнал записи детей на ПМП(к)

Подготовительный

1. График консультирования

Специалисты

ребенка специалистами

специалистами

консилиума

консилиума

2. График обследования

2. Уточнение и дополнение

специалистами

анамнестических сведений

3.Индивидуальный план обследования ребенка:

    педагогического

    психологического

    логопедического

    медицинского

Индивидуальное

1. Индивидуальное обследование

Индивидуальные заключения всех

кл. руководитель

обследование

ребенка специалистами

специалистов консилиума и

консилиума

педагогическая характеристика классного

психолог

специалистами

2. Уточнение и дополнение

руководителя

медицинский

консилиума

анамнестических сведений

работник

Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи

    Выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка

    Определить общий прогноз его развития

    Определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий

    Выбрать образовательный маршрут

    Протокол консилиума

Все члены консилиума

Направление ребенка на городскую психолого-медико- педагогическую комиссию (при необходимости)

Подготовка документов для направления ребенка на ПМПК

    Направление на комиссию (медицинское заключение специалистов)

    Подробная психолого- педагогическая характеристика и обоснование причин направления ребенка на комиссию в 2-х экземплярах

Все члены консилиума

Согласование деятельности специалистов по коррекционно- развивающей работе

Координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребенка

    Карта развития ребенка

    Планы коррекционно-развивающих мероприятий всех специалистов консилиума

Куратор ребенка и все специалисты консилиума

Проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами консилиума согласно скоординированному плану

    Журнал учета индивидуальных и групповых занятий

    Журнал консультаций

Специалисты консилиума

Оценка эффектив­ности коррекцион-но-развивающей работы

Оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним

1. Карта динамики развития ребенка (или «Дневник динамического наблюдения»)

Специалисты консилиума

Литература:

    Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистовных психолого-медико-педагогических консилиумов). / Составители: Э.М. Александровская, И.В. Коновалова - М.: МГППУ, 2006. - 60 с.

    Зубарева Т.Г. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Курск, 2009 г.

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении

Создание реальных условий, обеспечивающих детям с ограниченными возможностями здоровья весь спектр образовательных услуг (разнообразные по форме и содержанию коррекционно-развивающие, лечебно-оздоровительные, социально-психологические и другие реабилитационные мероприятия), становится приоритетным направлением в сфере образования. В этой связи увеличивается количество ОУ, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей и оказывающих всестороннюю помощь их родителям.

При этом под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливающей работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания, социализации несовершеннолетних.

Качество сопровождения определяют его базовые принципы: комплексность, непрерывность, междисциплинарность, приоритет интересов ребенка, а также так называемый командный подход, согласованная работа специалистов разных профилей.

Одной из форм взаимодействия специалистов ОУ является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) , который составляют психологи, логопеды, дефектологи, педагоги, социальные педагоги и медицинские специалисты, объединяющиеся с целью психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ОУ осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), письмом Главного управления образования Самарской Области № 1515 от 22. 07. 98 «О содержании деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении», а также Положением о ПМПк конкретного образовательного учреждения, в котором отражается специфика его деятельности, Договором между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, Договором между ПМПк и региональной психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения представлено в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Положение о ПМПк утверждается на заседании коллегиального органа ОУ с указанием в протоколе заседания пункта о его рассмотрении и даты.

Свою деятельность Консилиум осуществляет во взаимо-действии с медицинской, логопедической и психологической службами ОУ, методическими объединениями специалистов, педагогическим советом ОУ и всеми звеньями образователь-ного процесса. Психолого-медико-педагогический Консилиум консуль-тирует всех участников образовательного процесса - обучаю-щихся, воспитанников, родителей, педагогов - по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педа-гогической поддержки детям, готовит документы на МПК или городскую ПМПК в случае неясного диагноза или при отсут-ствии положительной динамики в развитии и воспитании ре-бенка.

Направления работы Консилиума

Деятельность психолого-педагогического консилиума осуществляется в следующих направлениях:

    организация и проведение комплексного изучения лично-сти «особого» ребенка с использованием диагностиче-ских методик психологического, педагогического, клини-ческого обследования; выявление уровня и особенностей развития познаватель-ной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников; выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателям (учителям) и другим специа-листам для обеспечения индивидуального подхода в про-цессе обучения и воспитания; выбор дифференцированных педагогических условий, не-обходимых для коррекции недостатков развития и для ор-ганизации коррекционно-развивающего процесса; выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению; выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей рабо-ты; обеспечение коррекционной направленности образователь-ного процесса; формирование у обучающих адекватной оценки проблем детей; консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения; социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных ус-ловий жизни; профилактика физических, интеллектуальных и психологи-ческих перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий по охране и укре-плению соматического и психоневрологического здоровья детей,
В задачи Консилиума также входят:
    утверждение и согласование планов работы различных специалистов, разработка единого плана работы ОУ (ДОУ); определение путей интеграции детей в классы (группы), ра-ботающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков раз-вития.

Основными функциями ПМПк являются диагностическая и методическая (консультационная).

Диагностическая функция предполагает своевременную (с первых дней пребывания ребенка в ОУ) диагностику отклонений в развитии, а также выявление резервных возможностей развития обучающегося (воспитанника) с особыми нуждами. Кроме того, ПМПк отслеживает динамику развития детей с отклонениями в течение всего учебного года, осуществляя промежуточную и итоговую диагностику. В деятельности Консилиума важна не столько квалификация состояния ребенка, сколько определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.

Методическая (консультационная) функция связана с оказанием консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с учетом структуры дефекта ребенка и динамики его индивидуального развития.

Исходя из приоритетных направлений, выделенных членами ПМПк для работы в интегрированных классах и группах, определяется содержание методической работы специалистов психологической службы. В годовых планах работы педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога освещается тематика выступлений на заседаниях методических объединений педагогов и родительских собраниях, перечень и сроки групповых и индивидуальных консультаций для учителей, воспитателей.

В задачи психолога, логопеда, дефектолога входит не только разработка общих рекомендаций для педагогов, но и адаптация их к условиям работы на уроке (занятии) в интегрированном классе (группе). Специалисты психологической службы обучают педагогов и родителей с целью овладения ими дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с отклонениями в развитии.

Состав Консилиума

Для эффективной и компетентной работы Консилиум должен объединять носителей психолого-педагогической, роди-тельской, медицинской, правовой культуры. ПМПк создается из числа сотрудников учреждения, а также специалистов, привлекаемых на договорной основе по решению администрации ОУ. Состав Конси-лиума достаточно гибок, он включает в себя постоянных и временных членов, возможность участия которых должна быть учтена в положении о ПМПк. Постоянные члены Консилиума присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций. В состав Консилиума по приказу заведующего(директора) учреждения вводятся заместитель руководите- ля образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель Консилиума), учителя-логопеды, учителя--дефектологи, педагог-психолог, социальный педагог, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра, учителя /воспитатели/, имеющие опыт коррекционной рабо-ты, инспектор отдела по профилактике правонарушений не-совершеннолетних (ОППН), сотрудник службы "Семья", при- глашенные специалисты. Руководство деятельностью Консилиума осуществляет заместитель руководителя ОУ по учебно-воспитательной работе (заместитель заведующего), что гарантирует статус Консилиума, придаёт его рекомендациям предписывающий характер и обеспечивает подключение к выполнению решений Конси-лиума всех нужных учебно-воспитательных сил и средств ОУ. Руководитель Консилиума осуществляет общее руководство коррекционно-педагогической работой коллектива, преемст-венность в работе педагогов-дефектологов, учителей (воспитателей), логопеда, психолога, семьи и школы; орга-низует проверку и систематическое обсуждение эффектив-ности работы Консилиума. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необхо-димости обсуждения проблемы ребёнка и организует подго-товку и проведение заседания ПМПк. Руководитель отвечает за общие вопросы организации заседаний: обеспечивает их систематичность, формирует состав членов Консилиума для очередного заседания, состав детей и родителей, приглашае-мых на заседание, он же координирует связи Консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса, организу-ет контроль за выполнением рекомендаций Консилиума; мо-жет осуществлять режиссуру заседаний Консилиума. Врач (медсестра) информирует о состоянии здоровья ребёнка, его возможностях; по рекомендации Консилиума обеспечивает его направление на консультацию к специали-стам (психоневрологу, детскому психиатру, окулисту, отола-рингологу и т.д.). В ходе работы Консилиума дает рекоменда-ции по режиму жизнедеятельности ребенка. В обязанности учителя-логопеда (учителя- дефектолога) входит информирование специалистов Конси-лиума об особенностях речевого развития ученика (воспитанника), разработка Программ фронтальной коррекционно-развивающей работы; ведение документации Консилиума, журнала комплексного динамического наблюдения за ре-бенком. В обязанности педагога-психолога входит углублен-ное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; оказание методической помощи учителям-логопедам (учителям-дефектологам), учи-телям (воспитателям) в оценке интеллектуального развития ребёнка, основных качеств его личности, вскрытии проблем самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоциональной сферы; обеспечение подхода к ре-бёнку с оптимистической гипотезой перспектив его дальней-шего развития; построение совместной программы действий, направленной на развитие определённых качеств или на уст-ранение выявленных трудностей и недостатков развития и разработка коррекционных программ индивидуального разви-тия ребенка. Социальный педагог, инспектор ОППН и специалист службы "Семья" представляют информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне, помогают отследить содержание досуга семьи и ребёнка, дают характеристику не-благополучным семьям, состоящим на учете. Активно участ-вуют в собеседовании с детьми и родителями, знакомят семьи и специалистов с деятельностью своих организаций. Плани-руют реабилитирующие мероприятия по защите интересов ре-бенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. Специалисты-консультанты приглашаются по мере не-обходимости для непосредственного, наблюдения за детьми и помощи в принятии правильного решения. Учитель (воспитатель) дает ребёнку характеристику, формулирует в обобщенном виде смысл трудностей в его вос-питании и обучении, активно участвует в собеседовании с ро-дителями и самим воспитанником; составляет программу фронтальной коррекционно-развивающей работы со своим классом (группой); планирует индивидуальную работу с уча-щимися (воспитанниками). Задачи и виды сопровождающей деятельности участников школьного ПМПк

Участники консилиума Этап подготовки к консилиуму На заседаниях консилиума Этап реализации принятых на консилиуме решений
Заместитель директора 1. Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий 1. Организация работы консилиума (руководство и координация усилий всех участников консилиума) 1. Помощь учителям и воспитателям в реализации решений консилиума. 2. Руководство процессом сопровождения по результатам проведения консилиума
Педагог-психолог 1. Проведение диагностических исследований. 2. Подготовка материалов к консилиуму 1.Предоставление участникам консилиума необходимой психологической информации об обучающихся. 2. Участие в разработке индивидуальных программ развития обучающихся I. Проведение развивающих, коррекционных и консультативных занятий с детьми. 2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педколлективом и родителями. 3. Планирование совместной работы с учителями и воспитателями
Учитель 1. Составление педагогической характеристики на обучающихся, отражающей основные показатели учебной деятельности ребенка. 2. Информация об особенностях общения учащихся со сверстниками 1. Предоставление педагогической информации об обучающихся участникам консилиума. 2. Участие в разработке индивидуальных программ развития обучающихся 1. Координирующая деятельность по реализации коррекционных программ развития обучающихся. 2. Осуществление коррекционных занятий с обучающимися класса
Учитель-логопед 1. Обследование устной и письменной речи детей. 2. Подготовка логопедического представления на обучающихся 1. Предоставление и обсуждение информации о речевом развитии обучающихся. 2. Участие в разработке индивидуальных планов дальнейшей работы с обучающимися 1. Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми. 2. Индивидуальное и групповое консультирование родителей. 3. Контроль за уровнем речевой деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе
Воспитатель 1. Составление заключения об особенностях поведения, интересах, уровне воспитанности обучающихся 1. Участие в составлении коррекционной работы с обучающимися 1. Проведение психокоррекционных занятий с обучающимися, рекомендуемых специалистами консилиума, во внеурочное время
Учитель физической культуры I. Информация о физическом состоянии, развитии двигательных навыков обучающихся 1. Выступление с данными о развитии двигательных навыков обучающихся. 2. Участие в разработке индивидуальных коррекционных программ развития обучающихся 1. Проведение лечебно-физкультурных занятий с обучающимися, имеющими отклонения в физическом развитии. 2. Консультирование педколлектива и родителей о динамике физического развития обучающихся
Медицинские работники 1. Сбор информации о детях (анамнез, современное состояние здоровья). 2. Углубленные медицинские осмотры 1. Предоставление информации о состоянии здо-ровья обучаю-щихся, возможные причины влияния здоровья на разви-тие обучающихся, их обучение 1. Проведение профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий
Социальный педагог 1. Подготовка материалов о семьях обучающихся. 2. Выявление причин, влияющих на развитие и обучение детей 1. Предоставление данных о неблагополучных семьях. 2. При необходимости организация участия родителей в заседаниях консилиума 1. Координирующая помощь в решении проблем в обучении и воспитании обучающихся через семью. 2. Консультация родителей

Организация Консилиума

Работа Консилиума планируется на один учебный год. Периодичность проведения заседаний ПМПк опреде-ляется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное рассмотрение проблем детей с отклонениями в развитии.

Плановые заседания ПМПк ориентированы на решение следующих задач:

№ заседания

Сроки проведения

Анализ результатов комплексной диагностики, разработка личностно ориентированной коррекционно-развивающей программы.

Отслеживание динамики в развитии учащихся.

Оценка результативности коррекционно-развивающей работы.

Внеплановые заседания ПМПк проводятся в течение года по запросам специалистов или родителей в случае отрицательной динамики обучения и развития ребенка, а также при поступлении в ОУ детей с особыми образовательными потребностями в середине учебного года. Организация заседаний проводится в два этапа. На пер- вом, подготовительном, этапе осуществляется сбор предвари-тельных диагностических данных, которые будут уточнены и дифференцированы на заседании. На втором, основном, этапе проводится заседание Кон-силиума, на которое приглашаются ребёнок и его родители. Готовя заседание, важно правильно распределить глав-ные роли: ведущего Консилиума в организационном плане, в обязанности которого входит открыть Консилиум, создать условия для обмена мнениями, для взаи-модействия и полноценного общения всех участников сове-щания, суммировать мнения и предложения по воспитанию ребёнка; и ведущего непосредственно диагностическое обследование детей и собеседование с роди-телями. Жестко за-креплять эти обязанности за каким-либо членом Консилиума не целесообразно. Это зависит от возможностей специалистов, вошедших в состав Консилиума. Процедурная схема заседания включает:
    организационный момент; собеседование с родителями; собеседование с ребёнком; заслушивание характеристик, представлений (заключений) специалистов, их дополнение по результатам диагностиче-ского собеседования; постановку педагогического диагноза; обмен мнениями и предложениями по коррекции развития; выработку рекомендаций.
Специалисты ПМПК, опираясь на знание возрастных особенностей, проводят динамическое наблюдение и обследо- вание детей с целью выявления пробелов предшествующего развития, их характера и причин, изучают социальную ситуа-цию развития ребёнка, условия, которые созданы ему в семье. Обследование ребёнка специалистами ПМПк осуществ-ляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия ро-дителей (законных представителей) на основании Договора между ОУ и родителями (законными представителями) обу-чающегося, воспитанника. На основании диагностических данных членами Консилиума к за-седанию ПМПк готовятся медицинское, психологическое, ло-гопедическое и педагогическое представления (заключения) на ребенка:

Педагог и учитель-дефектолог на основании наблюдений составляют педагогическое представление, отражающее проблемы и трудности, возникающие у ребенка в процессе обучения и взаимодействия его со сверстниками;

Педагог-психолог составляет психологическое представление, отражающее состояние высших психических функций (не только нарушенных, но и сохранных), особенности эмоционально-волевой сферы и личностные характеристики ребенка;

Учитель-логопед составляет логопедическое представление, отражающее уровень речевого развития и имеющиеся нарушения устной и письменной речи;

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой собственный образовательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации школьного

психолого-медико-педагогического консилиума

Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным, но в последнее время в школу приходит все больше детей, которые начинают испытывать трудности в учебе уже с первых дней. Поэтому, в настоящее время, очевидно, уже никто не будет спорить, что школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой собственный образовательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода.

В нашей школе ПМПк работает на протяжении уже нескольких лет и имеет четко организованную структуру. При построении работы школьного консилиума мы понимаем, что психолого-медико-педагогический консилиум это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка в образовательном учреждении.

У школьного консилиума есть цель и ряд задач, которые направлены на обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

Деятельность консилиума определена нормативными документами разных уровней. ПМПк образовательного учреждения действует на основе Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности и необходимая документация для деятельности ПМПк. Консилиум ОУ создаётся приказом руководителя. Работу специалистов ППМС сопровождения регламентирует положение о ПМПк. Также ПМПк в своей деятельности руководствуется Уставом ОУ, договором между ОУ и родителями ребенка и договором между консилиумом и территориальной ПМПК, соглашением о не разглашении персональных данных.

Важно отметить, что психолого-педагогический консилиум проводится:

  • в соответствии с планом работы;
  • по результатам обследования всех специалистов сопровождения (психологической, логопедической и педагогической диагностики, медицинского обследования);
  • по запросу учителя;
  • по запросу специалистов;
  • по запросу социального педагога;
  • по запросу медицинского работника школы;
  • по запросу родителей школьников.

Объектом обсуждения на консилиуме может быть: параллель классов, отдельный класс, группа школьников или отдельный ученик.

ПМПк разделяется на плановые и внеплановые и проводится под руководством председателя. Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

Состав консилиума достаточно гибок, он включает в себя постоянных и временных членов, возможность участия которых должна быть учтена в положении о ПМПк. Постоянные члены консилиума присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций. Согласно Положению о ПМПк участниками консилиума нашей школы являются:

Заместитель директора по учебной работе;

Педагог-психолог;

Учитель-логопед;

Классные руководители (в начальной школе – основные учителя);

Социальный педагог;

Приглашенные учителя-предметники;

Фельдшер школы.

Необходимая информация от учителей-предметников может поступать консилиуму через классного руководителя и частично – педагога-психолога. Представление данных для консилиума следует осуществлять согласно утвержденным формам. Эти формы заполняются на тех школьников, чьи проблемы выносятся для обсуждения на консилиуме в период подготовки к его заседанию .

Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобнее всего группировать обсуждения на консилиуме не по классам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения. По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи или сбору дополнительной информации, определяются исполнители и сроки.

Рассмотрим подробнее, какую информацию предоставляет каждый участник школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Педагог-психолог предоставляет на консилиум информацию, которая включает в себя результаты собственных наблюдений; результаты экспертных опросов педагогов и родителей школьников, результаты диагностического обследования школьников.

Классный руководитель представляет на консилиум результаты своих наблюдений и бесед с учителями-предметниками; педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников.

Давая характеристику школьнику, классный руководитель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Учитель-логопед в своем представлении на консилиуме отражает особенности речевого развития ребенка; возможности его коррекции и прогноз.

Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников.

Социальный педагог берет на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом. Он помогает классным руководителям в реализации решений консилиума, решает вопросы, которые касаются непосредственной работы с семьей.

Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации педагогам, родителям и другим специалистам службы сопровождения.

Для полноценной работы ПМПк в школе ведется документация, позволяющая отследить все этапы работы консилиума:

  • приказ о создании ПМПк на учебный год;
  • план работы ПМПк на учебный год;
  • договоры о взаимодействии с психолого-медико-
    педагогической комиссией (территориальная ПМПК) и родителями;
  • журнал записи детей на ПМПк;
  • журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
  • карта (папка) развития обучающегося;
  • дневник динамического наблюдения.

Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной работы школьного ПМПк с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Работа консилиума начинается с предварительного сбора информации. На этом этапе собираются первичные сведения об учащемся. Происходит встреча специалистов с учителем и родителями ребёнка для составления общей картины его учебной деятельности в классе, изучается медицинский анамнез. Проводится наблюдения за школьником на уроке и переменах с целью сбора информации об особенностях его поведения, степени включенности в учебный процесс, уровне с концентрированности на заданиях, уровне работоспособности, наличии истощаемости.

Следующий этап это первичное обследование специалистами консилиума. Основной на данном этапе является многоуровневая диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития ребёнка. По результатам диагностики каждый специалист заполняет индивидуальное заключение, рекомендации на учащегося.

На следующем этапе происходит обмен информацией, которая служит основой для принятия коллегиального решения. Здесь специалисты вырабатывают единые представления об особенностях развития ребенка, определяют общий прогноз дальнейшего развития.

Согласование деятельностям специалистов ППМС сопровождения следующий этап ПМПк. Здесь разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут и назначается сопровождающий. Это в первую очередь классный руководитель класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Работа этого этапа заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку и составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Следующий этап самый продолжительный. Это реализация ИОМ.

Заключительный этап-мониторинг. Общий анализ реализации ИОМ мы проводим на итоговом заседании ПМПк в конце учебного года. Каждый специалист ППМС сопровождения проводит итоговый мониторинг по своему направлению и коллегиально на заседании консилиума выносится решение о дальнейшей работе по сопровождению учащегося. Определяются цель, задачи и направления на новый учебный год.

Для нас школьный ПМПк стал необходимым условием для успешного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, целостным и непрерывным процессом сопровождения ребенка, что позволит ему в дальнейшем более успешно социализироваться в обществе, а педагога строить свою работу, учитывая особенности развития ребенка.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

О психолого-медико-педагогическом консилиуме
(ПМПк) образовательного учреждения


На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует:

- Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации:

О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1);

О формах учета деятельности ПМПк (Приложение 2).

- Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).

- Обеспечить контроль за созданием при наличии соответствующих кадров ПМПк в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).

- Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк.

Заместитель министра
Е.Е.Чепурных

Приложение 1. О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

Приложение 1

1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

- выявление резервных возможностей развития;

- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.

9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.

16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

Приложение 2. О формах учета деятельности специалистов ПМПк

Приложение 2


- Журнал записи детей на ПМПк

- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк

Дата, время

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения (число, мес., год)

Инициатор обращения

Повод обращения

График консультиро-
вания специалис-
тами

Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника:

Дата, время

Ф.И.О. ребенка

Проб-
лема

Заключение специалиста или коллеги-
альное заключение ПМПк

Специалист или состав ПМПк


Основные блоки:

1. "Вкладыши":

- педагогическая характеристика;

- выписка из истории развития;

при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.

2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):

- заключения специалистов ПМПк;

- коллегиальное заключение ПМПк;

- дневник динамического наблюдения с фиксацией:

времени и условий возникновения проблемы;

мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности;

сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.


- График плановых заседаний ПМПк

Приложение 3. Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников

Приложение 3

Количество

Фактическое замещение (наличие реальн. физич. лиц)

Необходимая потребность

Специалисты

ставок по штату

штатными работниками

работниками по совместительству

в образ. учр-ях

в т.ч.
в уч-
режд. спец. образ.

в образ. учр-ях

в т.ч.
в уч-
режд. спец. образ.

в образ. учр-ях

в т.ч.
в уч-
режд. спец. образ.

в образ. учр-ях

в т.ч.
в уч-
режд. спец. образ.

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Социальный педагог

Врач (указать специальность)

Мед. сестра

Др. специалисты (указать, какие)

Приложение 4. О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и с ПМПК

Приложение 4

ДОГОВОР
между образовательным учреждением (в лице руководителя
образовательного учреждения) и родителями (законными
представителями) обучающегося, воспитанника
образовательного учреждения о его психолого-медико-
педагогическом обследовании и сопровождении

Руководитель образовательного

Родители (законные представители)

учреждения

обучающегося, воспитанника

(указать фамилию,

(указать фамилию, имя, отчество ребенка

и родителей (законных представителей),

имя, отчество)

характер родственных отношений (в соответствии с паспортными данными)

Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника о условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк.

Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк

ДОГОВОР
о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума ПМПк)
образовательного учреждения


Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др.___________________________________________________________________)

и ПМПк образовательного учреждения: ______________________________________
___________________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

ПМПк обязуется:

ПМПК обязуется:

1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях:

При возникновении трудностей диагностики;

В спорных и конфликтных случаях;

При отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.

2. Информировать ПМПК соответствующего уровня:

О количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;

О характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения;

1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.

2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК.

3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.

4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.

Руководитель образовательного учреждения

Заведующий ПМПК

(подпись)

(подпись)

Председатель ПМПк

(подпись)

Текст документа сверен по:
"Дошкольное образование России
в документах и материалах",
Москва, 2001 год

Loading...Loading...