Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Способы развития речи у детей с овз. Развитие речевой деятельности детей с овз через различные формы и приемы обучения

§ Предисловие
§ Нарушения у детей с ОВЗ
§ Нарушения речи у детей с ОВЗ
§ Особенности речевого развития школьников с ОВЗ
§ Рекомендации учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ
§ Принципы логопедической работы
§ Заключение
§ Литература

«И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь»
Иван Бунин

Мышечный тонус изменяется, и в большинстве случаев наблюдается тенденция к увеличению. У большинства детей голос слабый, немодулированный, во многих случаях асинхронный между голосом, дыханием и артикуляцией. Мумия большинства детей бесстрастна. Все эти аномалии влияют на процесс грудного вскармливания: дети не могут сосать из груди матери, они едва ли могут сосать и закусывать, задыхаются, молоко течет из углов рта, выходит из носа. В первые недели после родов некоторые дети кормятся зондами.

Существует патология в конструкции аппарата сочленения - в некоторых он проявляется как изменение в жестком небе, слаборазвитая нижняя челюсть, большой язык. Форма языка и его положение во рту во многом зависят от общего мышечного тонуса ребенка, от влияния тонических рефлексов на мышцы языка. В большинстве случаев детский язык чрезвычайно напряжен, и тремор часто наблюдается. Значительные изменения происходят в состоянии мышечного тонуса губ, языка и мимических мышц. В некоторых случаях также снижается мышечный тонус языка и губ, релаксация нижней челюсти, отсутствие отсасывающих движений.


Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи: как на овладение семантикой речи, так и на усвоение языковых закономерностей, на формирование языковых обобщений. Какие же нарушения мы наблюдаем:

Патологические проявления растут. Прежде всего, повышаются псевдобульбарные симптомы. Голос монотонный, истощенный, лишенный интонации. Дыхание мелкое и аритмичное. Язык у большинства детей толстый, держа весь рот без ярко выраженного пика. Мобильность языка и губ у всех детей значительно ограничена. Гиперсаливация у детей в этом возрасте встречается редко. Мим слабо выражен или отсутствует.

Наблюдаются различные изменения мышечного тонуса аппарата сочленения. Часто сочетает высокий тон языка с низким тоном губ. Язык продолжает быть жирным, напряженным в корне без наконечника формы. Голос - недорогой, измученный, без модуляции. Характерным для детей в этой возрастной группе является повышенное слюноотделение, плохая улыбка, отсутствие случайных движений языка и губ и движения имитации артикуляции. У некоторых детей в конце второго года происходят движения языка и губ.

  • Эмоционально-волевая сфера
  • Познавательная сфера
  • Психические процессы
  • Речевые процессы
  • Графомоторные навыки
  • Мотивационная сфера

Существенным проявлением задержки психического развития является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех ее видах. Это наблюдается и в восприятии, и в мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже в игре.

Во время инфаркта у детей с ДПР важно учитывать время появления и особенности первого крика новорожденного. Крик этих детей характеризуется слабостью, не длиной и немодулированием. У многих из них в первый месяц после рождения это напоминает стон или чихание.

Дети с ДСП появляются поздно, а некоторые дети появляются в конце первого года. Спонтанно или во взрослых отношениях они в основном дают уменьшенные гласные и их комбинации. Большинство детей следует постоянно стимулировать к жеванию. Спонтанная клейковина у детей с СРД возникает только в возрасте 2-3 лет.

Низкий уровень активности служит как бы полупроницаемым барьером по отношению к воздействиям окружающего мира и является одной из причин того, что в психическом развитии детей этой категории очень отчетливо проявляется закономерность, общая для всех видов нарушенного развития, — снижение, по сравнению с нормой, скорости и уменьшение объема приема и переработки информации. В значительной мере в результате этого у них замедленно формируются представления, понятия, различные навыки и умения.

Смежное развитие детей с КПК можно разделить на четыре уровня. Голосовая активность возникает только во время плача или плача. Голос тихий, слабый, немодулированный, дети быстро истощаются. Они ненадолго смотрят на фоне негативных реакций. Эмоциональное общение с окружающим очень слабое. Улыбка слабая или отсутствует. Состояние ребенка или его желание не могут быть определены криком или криком, который он совершает. Фиксация зрения на предметах или игрушках слабо выражена. Слуховые стимулы вызывают защитно-защитную реакцию, возникающую при плаке.

Нарушение речи

Говоря о речевой деятельности этих детей, можно выделить, с какими нарушениями речи мы сталкиваемся:

Устная речь

  • Дизартрические нарушения -нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата при поражении нервной системы.
  • ОНР в структуре ЗПР - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, при нормальном слухе.
  • Заикание -нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Письменная речь

Случайных движений нет. Функции рук не развиваются. Дети не могут держать свои головы в вертикальном положении, они не могут поворачивать его в любом направлении, следя за движущейся игрушкой. Существуют изменения в мышечном тоне губ и языка, что приводит к нарушению их подвижности. В результате осложняются процессы глотания и глотания. Рот часто течет из углов рта или из носа. Дыхание нарушается.

Эмоциональный контакт может быть установлен, он может вызвать улыбку и анимацию. Дети дают недифференцированные звуки спонтанно и в ответ, но нет дерьма. Вик - это средство выражения состояния и желания. Период пробуждения плох. Визуального и слухового внимания недостаточно. Дети безразличны к игрушкам. Когнитивная активность развивается слабо, а эмоциональные реакции бедны. Случайный мотоцикл крайне ограничен. У детей слабая голова. Начинает развивать визуально-моторную координацию. Манипулятивная активность отсутствует.

  • Дисграфия - специфические нарушения письма
  • Дислексия - специфические нарушения чтения

Особенности развития всех компонентов устной речи школьников с овз

Грамматический строй речи
Лексический компонент
Связная речь
Фонематическое восприятие
Слоговая структура слова
Звукопроизношение
Фонематический анализ и синтез

Искаженные функции мышц языка приводят к формированию патологических форм. Были выражены псевдосексуальные симптомы. Он характеризуется неравномерным развитием сенсорных восприятий, визуально-двигательной координации, ориентационно-когнитивной деятельности, эмоциональной сферы и общения. Эмоциональный контакт легко устанавливается с детьми, они реагируют на интонацию. Очень ярко выражены «комплекс анимации» и спрос на контакт со взрослым. На этом этапе плач и крики, которые они делают, уже являются средством выражения состояния желания и, следовательно, средством общения с другими.

ФОНЕТИКА у детей данной категории затруднен процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, т.к. этот этап требует интеллектуальных усилий - мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.

Фонематический слух нарушен практически у каждого ребенка с ЗПР, причина в нарушении межанализаторных связей, но в основном к концу обучения в начальной школе динамика весьма положительная.

Спонтанно и сразу дети обманывают, используя громкие гласные, а некоторые согласны: «ба», «пу», «ма», «га», «ка». Появляются дифференцированные визуальные и звуковые ответы: они признают маму, ее голос и других родственников. Они заинтересованы в ярких игрушках и могут делать с ними простые манипуляции. Дети эмоциональны, активны и дифференцируют некоторые речевые инструкции в конкретной ситуации. На этом этапе началось развитие визуально-двигательной координации. Движения остаются ограниченными, напряженными и крайне неудобными.

Дети могут оставаться в вертикальном положении на специальном стуле, не сидеть и не стоять в одиночестве. Подвижность языка и губ по-прежнему значительно ограничена. Существует диспропорция в развитии отдельных функций у детей, например, уровень эмоционального развития выше уровня развития двигательных навыков и речи.

Звуковой анализ у детей с ЗПР нарушен не всегда, а если и нарушен, то в специальных условиях также формируется.

Тут бы хотелось остановиться и подробней рассказать об особенностях словаря детей с ЗПР, т.к. данный компонент речи заслуживает особенного изучения, и работа над обогащением словаря длительная.

СЛОВАРЬ Недостатки словаря детей с задержкой психического развития, его бедность проявляются как в малочисленности употребляемых ими слов (особенно узок активный словарь), так и в том, что слова, которыми пользуются дети, имеют или слишком ограниченное значение, или, напротив, чрезмерно широкое и недифференцированное. Иногда слова употребляются вообще в не-адекватном значении.

Средства общения с другими - это выразительные движения головы и глаз, имитирующие, модулированные крики, липкие, простые слова. Леет характеризуется звуком звуков и представляет собой комбинацию устных согласных с неопределенными ярко выраженными гласными. Спонтанная клейковина редко встречается. Простые гуммирующие слова также редко выражаются. Потребность в речевой коммуникации невелика, речевая активность низкая. Дети понимают речь - как простые инструкции, так и двухэтапные инструкции.

Нарушение визуального восприятия, которое они имеют, приводит к затруднениям в определении вида объектов. Высокий уровень умственной активности помогает им смотреть на игрушку, поворачивать головы, чтобы они могли присмотреться, и так далее. Нарушения в слуховых восприятиях проявляются в снижении слухового восприятия речи, затруднении локализации звука и речи. Все эти сенсорные расстройства приводят к замедлению темпов развития психического здоровья детей.

Особенно ограниченным оказывается запас слов, обозначающих свойства и признаки предметов. В речи детей встречаются главным образом прилагательные, обозначающие цвет, величину и форму предметов, реже — материал, из которого они сделаны. Часто вместо прилагательных последнего вида дети употребляют существительные с предлогом («забор из досок» вместо «дощатый забор»). Совсем мало оценочных прилагательных, причем главным образом дети употребляют, часто необоснованно, небольшое число прилагательных с широким, недифференцированным значением («красивый», «хороший» и др.). Одной из наиболее часто встречающихся в речи детей категорией слов являются существительные. Их употребление детьми с задержкой психического развития также имеет определенное своеобразие. В их речи отсутствует ряд существительных, обозначающих конкретные предметы из непосредственного окружения (некоторые продукты питания, учебные предметы, животные и др.).

У детей высокая познавательная активность. Их интересует все, что их окружает, они долгое время используют игрушку. Некоторые люди начинают развивать тему, но тонкие движения пальцев отсутствуют. Уровень впечатляющей речи значительно опережает уровень экспрессивного развития речи, часто приближаясь к возрастной норме. Дети могут сидеть в специальном кресле, держать голову, брать с собой игрушку и манипулировать ею, но часто видят атаксию, гиперкинезию рук, диссиммию. С помощью взрослого они могут встать и шагнуть вперед, скрестив ноги.

Руководящие принципы работы с детьми с первого уровня развития

В артикуляторе происходят изменения мышечного тонуса языка и губ, которые приводят к ограничениям в их подвижности. У большинства детей повышенное слюноотделение. Слабость в жевании и еде. Основная цель: стимулирование голосовых реакций. Нормализовать положение руки и большие пальцы, необходимые для формирования визуально-двигательной координации.

  • Вокализация выдох.
  • Разработка так называемого «Комплекс анимации», включая компонент голоса.
  • Стимулировать голосовую реакцию.
  • Разработка визуальной фиксации и отслеживания объектов.
  • Фокус на слух.
Мероприятия проводятся ежедневно и постоянно как до, так и после еды.



Наблюдаются аналогичные недостатки и в употреблении и понимании глаголов. Значительные трудности отмечаются в употреблении и понимании предлогов, особенно обозначающих пространственные и временные отношения — «из-за», «через», «из-под», «позади», «между», «до», «после» и т.д. В большой мере это связано с недостатками познавательной деятельности и ограниченностью опыта детей, следствием чего является недоразвитие или крайняя ограниченность их пространственных и временных понятий и пред-ставлений. В спонтанной речи детей многие из этих предлогов вообще отсутствуют.

Руководство по работе с детьми со второго уровня развития

Их продолжительность составляет от 7 до 10 минут. Увеличение объема и объема выдыхаемого потока с последующей вокализацией, стимуляция жевания. Формирование навыков, позволяющих находить звуки в космосе и воспринимать по-разному глухой голос взрослого.

  • Нормализация мышечного тонуса и мотора сочленения.
  • Развивайте стабильность фиксации и гладкости в прослеживаемости.
  • Развитие навыков захвата.
Используются часы пробуждения до и после еды.

Руководящие принципы работы с детьми с третьего уровня развития

Стимулирование кинестетических ощущений и кончиков пальцев.

  • Создание ритма дыхания.
  • Стимуляция клея.
  • Формирование позитивного эмоционального отношения к деятельности.
  • Работа над визуальной и слуховой дифференциацией.
Занятия проводятся ежедневно не более 20 минут.

Грамматический строй речи

Остановимся прежде всего на словообразовании и словоизменении, владение которыми имеет важнейшее значение для развития грамматического строя, развития речи в целом, а также для овладения правилами грамматики и правописания. Особо следует рассмотреть случаи образования неологизмов — слов, не применяющихся обычно в речи, созданных самими детьми. В одних случаях такие слова образуются, когда ребенок, преобразуя слово, выделяет корневую морфему (прыгать — прыг, красить — крас), в других — неологизмы возникают в результате необычного соединения морфем. Например, правильно образовав уменьшительно-ласкательную форму «мостик» от слова «мост», ребенок использует затем этот суффикс, неправомерно образуя от слов «гроза» и «соль» производные «грозик», «солик». Корни слов легко соединяются детьми с другими, обычно не сочетаемыми с ними суффиксами, в результате чего возникают такие неологизмы, как «грозаки», «гро-зилка», «грозник» (от слова «гроза»), «красник» (от слова «красить») и др.

  • Увеличьте силу и продолжительность выталкиваемой струи.
  • Стимуляция клейковины и физиологическая эхолалия.
  • Развитие манипулирующей функции рук и дифференцированных движений пальцев.
  • Формирование навыков для понимания речевых инструкций в конкретных ситуациях.
Рецепт для легкого изучения правильной речи? Обратитесь к ребенку с людьми, которые говорят с ним, движением, но также и с соответствующим типом пищи. Логопед Мариола Горальска, логопед, рассказывает о том, как человек учится говорить и что может его беспокоить.

Период словотворчества (включающий образование неологизмов) является нормальным явлением в процессе развития речи в дошкольном детстве («от двух до пяти») и заканчивается обычно уже в старшем дошкольном возрасте. У детей с задержкой психического развития это явление наблюдается даже и на 3 году школьного обучения.

Недостаточная сформированность грамматического строя речи детей с задержкой психического развития может не обнаруживаться в спонтанной речи и поэтому замечается нередко, только когда ребенок приступает к школьному обучению. Она проявляется в трудностях при овладении новыми формами речи — повествованием и рассуждением и выступает в ситуациях, требующих развернутых речевых высказываниях.

Мариола Горальска проводит занятия логопедической терапии для детей и подростков, индивидуальных и групповых. Он занимается терапией речевых и речевых нарушений. В каком возрасте ребенок должен начать говорить? Гипс исчезает около 6 месяцев, и есть лепет, слоги и двойные слоги - создаются первые простые слова. Речь у ребенка формируется с рождения. Вот почему родители должны разговаривать с ребенком в максимально возможной степени, предпочтительно в период эмбриона. Исследования говорят, что дети слышат через фетальные воды.

Если ребенок не болтает, то вам следует обратиться к специалисту? Для того, чтобы ребенок мог говорить, он должен иметь правильно построенный речевой движок, поэтому стоит проверить рот ребенка, или уздечка языка не слишком короткая. Это самый распространенный анатомический дефект во рту. Если он слишком короткий, он препятствует сосанию и глотании груди, блокирует свободное движение языка вокруг рта и последующее произношение звуков.

Все это ведет к тому, что связная речь, естественно, страдает СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

  • активное жестикулирование - ребёнку явно не хватает слов.
  • в рассказе нет ни имен главных героев, ни места и времени событий. Постоянные повторы, возврат к уже высказанному - говорят о нарушении динамики речевого высказывания.
  • И самое главное - в рассуждениях ребенка с ЗПР не прослеживается главная мысль.

Основные направления работы учителя по восполнению в речевом развитии детей с ОВЗ

  • коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи
  • уточнение, обогащение и активизация словаря
  • коррекция грамматического строя речи
  • развитие связной речи
  • постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения звуков;
  • фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;
  • формировать навыки звукового анализа;
  • фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;
  • использовать алгоритмы составления связного высказывания;
  • к ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца.

Принципы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития:

Максимальная коммуникативная направленность всех логопедических занятий через оптимальное сочетание речи логопеда и учащихся;
- активизация мыслительной и речевой деятельности;
- использование на логопедическом занятии всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
- четкие инструкции, конкретные целевые установки, постепенное их нарастание и усложнение;
- учет индивидуальных особенностей и темпов психической деятельности;
- формирование контроля как средства развития внимания;
- использование игровых и занимательных приемов работы;
- выразительная речь педагога с умелым понижением и повышением голоса;
- необычность, новизна предметов и явлений;
- чередование напряжения и расслабления;
- эмоциональная насыщенность занятия, большой объем образного материала;
- эмоциональная насыщенность занятия;
- необходимо постоянное управление вниманием.

Недостатки речи сказываются не только на общении, но и на познавательной деятельности детей, которая, будучи нарушенной в некоторой степени первично, еще более ослабляется (уже вторично) речевыми недостатками. Вторичные, связанные с речевыми недостатками, трудности в познавательной деятельности замедляют интеллектуальное развитие детей в школьном возрасте: они проявляются как непосредственно в непонимании учебного материала, так и в трудностях овладения чтением и письмом. Отмечаются и затруднения в овладении новыми формами речи: повествованием, рассуждением. Наша с вами задача, коллеги помочь нашим детям овладеть средствами общения, дать им дорогу в жизнь.

Литература

  • Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С718 учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
  • Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004 — 303 с. — (Коррекционная педагогика)
  • Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, переработанное и дополненное./Издательство: «Владос», 2009. - 703 с.

Муниципальное образовательное учреждение Средняя образовательная школа №4 «Центр образования»
г. Тутаев, Ярославская область, 2014 г.

Способы развития речи у детей с ОВЗ

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения. Развивая речь и умственные способности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог способствует переходу данной категории детей в массовые образовательные учреждения.

Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон(лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций.

Как показывают исследования педагогов-психологов А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: звукопроизношение, звукослоговая структура слов, фонематические процессы, языковой анализ и синтез, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматический строй речи, зрительный гнозис, оптико-пространственный праксис, память, внимание, моторная функция, мышление; имеет место недоразвитие познавательной деятельности, и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении письму, показывает роль и значение профилактики дисграфии.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.

Одним из эффективных методов для развития связной речи у детей с ОВЗ является мнемотехника. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

обогащения словарного запаса;

при обучении составлению рассказов;

при пересказах художественной литературы;

при отгадывании и загадывании загадок;

при заучивании стихов

Как любая работа строится от простого к сложному.

1. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов . Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с существительными, прилагательными, глаголами).

Например: Даётся слово – “девочка” и его символическое обозначение:

Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.

2. Освоив игру со словом переходим к поэтапному кодированию сочетания слов (словосочетания) ( большая машинка).

3. Запоминание и воспроизведение предложений . Например, “Маленькая девочка идет”

4. Когда выше перечисленные этапы работы детьми освоены, можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:

В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит
И на нас глядит.

5. И после переходить к мнемотаблицам.(приложение 1)

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Главная цель работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Проведенные упражнения, занятия, позволяют оптимистически взглянуть на перспективы использования форм, приёмов и методов моей работы в целях решения образовательных, коррекционных, воспитательных задач при обучении детей с недостатками интеллекта.

В процессе успешной работы над устной речью, учащиеся с ОВЗ оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые законы построения устной речи. Так, учащиеся приобретают следующие умения:

Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы;

Правильно строить предложения;

Умение распостранять предложения;

Излагать логически последовательно события.

Список использованной литературы

1.Аксенова А.К. «Обучение русскому языку во вспомогательной школе». М., 1998.

2.Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». М., 2007.

3.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

4.Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.

5. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994.

6. Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

7. Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.

8. Узорова О.В. « Игры с пальчиками». М, 2007г.

9. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи2. М., 2007.

10. Липкина А.И. «Работа над устной речью учащихся». – М., 1993.

11. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки». - М.: Просвещение, 2002.

12. М.Г.Яновская «Творческая игра в воспитании младшего школьника». М., «Просвещение», 1974.

13. Аксѐнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие устной и письменной речи» - М.: Просвещение, 2002.

14. Волина, В.В. «Учимся, играя», Новая школа, 1994.

15.Воронкова, В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах

вспомогательной школы». - М.: Просвещение, 1988.

Приложение 1




Алгоритм "Осень"




Знакомство с падежами



Loading...Loading...