Фронтальное занятие по логопедии в подготовительной группе. Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква А

Ольга Криворотова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]»

Цели :

коррекционно-образовательная :

Дать детям понятие о механизме образования звуков Ч - Ть в сравнительном плане;

Формировать навыки связной речи;

коррекционно-развивающие :

Учить детей дифференцировать звуки Ч - Ть в слогах , словах и предложениях;

Развивать мыслительную деятельность;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Учить координировать речь и движения;

Выполнять упражнения, направленные на предупреждение дисграфии;

коррекционно-воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, наблюдательность;

Формировать у детей навыки самоконтроля за речью.

Оборудование : таблица акустико-артикуляционного образа звука , фишки, пособие для игры «Что куда посадим?» , карандаши, тетради, наборы для составления схем, зеркала, предметные картинки с изображением различных растений, картинки, в названии которых есть звуки Ч , Ть.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слова с буквой Л.

1. Общее расслабление.

Кладем руки на колени,

А теперь немного лени.

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

2. Артикуляционная гимнастика.

Медленно открывать и закрывать рот.

То же с откидыванием головы назад.

Рукой отпустить челюсть вниз.

Движение челюсти вправо-влево.

Поцелуй (бабочка поцеловала облетевший цветок) .

А затем пропела задумчивую песенку (на доску вывешивается карточка с песенкой из звуков ) .

Поочередное высовывание языка вперед- назад.

После «поцелуя» цветка у бабочки осталась пыльца, оближем верхнюю губу. «Вкусное варенье» .

Ay, ау, аукаем Бабочку прибаукиваем. Распевать гласные звуки .

II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Логопед : Посмотрите на доску, что за предметы вы видите?

Дети : Телефон, часы.

Логопед : Выделите в словах первый звук .

Дети : Ч, ТЬ.

Логопед : Дайте этим звукам акустико-артикуляционную характеристику.

Дети : Звук Ч –согласный , глухой, всегда мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Звук ТЬ- согласный , глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Логопед : А чем эти два звука отличаются ?

Дети : отличаются артикуляцией, на звуке Ч –артикуляционная поза «Бублик» , а на звуке ТЬ – «Улыбочка» , «Заборчик» .

Логопед : Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч - Ть .

2. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук » .

Логопед : На звук Ч - топаем , а звук Ть - «хлопаем» .

Ч, П, ТЬ, А, Ч, Н, ТЬ, И, В.

3. Связь звуков и букв . На доске напечатаны буквы Ч и Т с недостающими элементами. Дети восстанавливают и называют буквы.

4. Дифференциация звуков в слогах , словах, предложениях и текстах.

Воспроизведение слоговых рядов : ча-тя-ча-тя ти-ти-чи-ти тю-чу-чу-тю и т. д.

Игра «Наоборот» .

Мяч - мять Печь - петь

Вечер - ветер Печка - Петька

III. Физ. минутка «Эй, ребята, эге-гей…» .

Эй, ребята, эге-гей,

Режем овощи для щей,

Рубим мы капусту,

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку,

Чистим очень ловко.

Мы натрем морковку

Красную головку.

А потом, а потом

Мы порежем помидор,

И головку лучка,

И зубочек чесночка.

Мы посолим супчик,

Мы посолим супчик,

Попробуй-ка голубчик.

Работа в тетрадях :

Задание №1

Восстанови буквы и прочитай слова :

Ветер, вечер.

Звуковой анализ слов вечер , ветер.

Раскрашивание звуковой схемы слов ВЕТЕР ВЕЧЕР.

Составление предложений со словами вечер и ветер (слова должны находиться в одном предложении) .

Анализ предложений.

Задание №2. Графическая схема составленного предложения.

IV. Пальчиковая игра «Гладь мои ладошки еж.» с мячом су-джок

Гладь мои ладошки,еж,

Ты колючий, ну и что ж.

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить. (движения по тексту)

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Куда что посадим?»

VI. Задание №3 (в тетрадях) .Для игры используется специальное пособие. На листах бумаги нарисованы сад, огород, лес. А рядом груша, помидор, редис, гриб, вишня, ель.

Детям необходимо соединить предметные картинки с огородными, садовыми и лесными растениями.

Дети соединяют картинки и комментируют свои действия : «Это огурцы. Огурцы - это овощи. Их семена посадим в огороде на грядке. Это малина. Малина - это ягода. Ее кусты посадим в саду. Это гриб-боровик. Он растет в лесу». И т. д.

Задание №4. Выполни штриховку по образцу.

Морковь, малина, грибок.

VII. Итог занятия и оиенка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать?

1. Дайте характеристику этих звуков .

Подбор слов, в которых звук Ч находится в середине слова.

Подбор слов, в которых звук Ть находится в начале слова.

Деление слов на слоги. Схема.

V. Рефлексия.

Логопед : подумайте, если вам сегодня было легко выполнять предложенные задания, поднимите веселого «смайлика» , если трудно- грустного «смайлика» .

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия Дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б - П. (подготовительная группа) Тема: дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б – П. Цель: закрепление навыка дифференциации звуков [Б]-[П], букв Б – П. Задачи: Образовательные:.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Цель: знакомство со звуками [а, у], буквами А, У. Задачи: Закреплять артикуляцию и произношение изучаемых звуков; Развивать фонематический.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Наш город Тольятти» Тема: Составление повествовательного рассказа по картине "Случай на улице". Цель: Закреплять умение составлять повествовательный рассказ.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.

КОНСПЕКТ

ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ОНР.

Тема: «Мама».

Задачи: корекционно – образовательные:

Формировать лексико – грамматический строй речи;

Формировать умение перессказывать небольшой по объему текст;

корекционно – развивающие:

Развивать фонематический слух, звуковой синтез;

Развивать общюю и мелкую моторику;

Развивать память, мышление, связную речь;

корекционно – воспитательные:

Воспитать уважительное отношение ко всем мамам.

Оборудование: разнообразные картинки на тему: весна, мамин день, картинка совы, картинка цапля, веревочка с узелками.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Логопед: читает стихотворение:

Какое самое первое слово?

Какое самое светлое слово?

Какое самое главное слово?

Его никогда не напишут с ошибкой,

На первой странице оно в букваре,

Его произносят всюду с улыбкой,

И каждый малыш говорит во дворе.

Шепни его тихо, Скажи его звонко,

Главное слово любого ребенка –

МА – МА.

Логопед: Какой праздник мы отмечаем весной?

Логопед: Чей это праздник?

Дети: Мамин, бабушек, девочек, женщин.

2. Формирование лексико – грамматического строя речи . Дидактическая игра «Какая? Какие?» (Игра с мячом, дети стоят в кругу).

Логопед: Я буду бросать мяч, а вы, возвращая мяч отвечаете мне на вопрос. Мама какая?

Дети: любимая, добрая, ласковая, заботливая, трудолюбивая и т. д

Логопед: Глаза у мамы какие?

Дети: большие, карие, голубые, серые, зеленые.

Логопед: Руки у мамы какие?

Дети: добрые, ласковые, золотые.

3. Дидактическая игра «Назови ласково». (Игра с мячом, дети стоят в кругу).

Логопед: назовите ласково Мама (мамочка, мамуля, матушка).

Бабушка (бабуля, бабулечка).

Сестра (сестричка, сестрёнка).

Логопед: Молодцы, ребята. Сразу видно, что вы очень любите своих мам.

4. Развитие фонематического слуха, звукового синтеза.

Логопед: А сейчас я хочу узнать все ли вы слушаете маму. Проверить ваши ушки. Приготовьте ладошки, я буду бросать вам звуки а вы их ловить и скажете мне, что получилось.

М А М А

Дети: мама!

Логопед: Замечательно, все хорошо маму слышат.

Логопед: Ребята, скажите слово мама – шепотом, громко, нормально. (Дети произносят).

Логопед: Справились, а у меня есть волшебная веревочка, она помогает всем научиться правильно дышать, видите на ней узелки, они напоминают, что прежде чем произнести слово, надо правильно вдохнуть, через нас, на выдохе произносится слово и правой рукой взяться за узелок. Покажите свою правую руку, левую. (Дети выполняют).

Логопед: произнесите правильно слово мамочка (вдох через нос, выдох через рот, на выдохе произносим слово) и правой рукой беремся за узелок. (Дети выполняют).

6. Работа над слоговой структурой.

Логопед: Молодцы! Сколько слогов в слове мамочка?

(Дети делят слово на слоги, помогают себе прохлопыванием).

Дети: В слове мамочка 3 слога.

Логопед: Назовите слоги по порядку.

Дети: 1-й слог - МА 2-й слог - МОЧ 3-й слог – КА

Логопед: Отлично! Давайте отдохнем.

7. Физкультминутка. Координация речи с движением:

Ребенок выполняет соответствующие движения

Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу, и ни разу,

И ни разу ни словечка не скажу.

8. Массаж лица:

Логопед: Молодцы! Вы все видели как ваши мамы прихорашиваются, что бы быть самой красивой, покажите.

(дети выполняют вместе с логопедом)

Сначала умывается (поглаживают лицо ладонями обеих рук)

Намажет кремом лоб (поглаживают лоб подушечками пальцев от середины к вискам)

Потом щечки (круговые движения по щекам)

Под носиком разгладит (указательными пальцами изображают усы)

Подбородочек погладит (гладят подбородок)

Логопед: Молодцы! Теперь вы стали похожи на своих мам. Скажите, а у кого еще есть мамы?

Дети: у животных, у птиц.

9 . Работа над пересказом.

а) предварительная беседа. (появляется игрушка совы)

Это кто? (сова)

Где живет сова? (в лесу, в дупле, на дереве)

Какие у совы глаза? (большие, желтые, круглые, злые)

Когда совы спят, а когда охотятся? (днем)

Почему совы ночью не спят? (они добывают себе пищу)

Как вы назовете птенца совы? (совенок)

б) Первичное чтение.

Логопед: Послушайте рассказ о сове. (По В.Сухомлинскому).

Совы летают только ночью. Они боятся яркого солнца. У совы был совенок. Она учила своего сына: «Не вылетай днем из дупла. Ослепит тебя солнышко, не найдешь дорогу домой». Совенок был непослушный. Однажды он вылетел из гнезда, открыл глаза, посмотрел на солнце и ослеп. Сидит совенок на траве и плачет, подходит к нему цапля.

Ты чей? – спрашивает.

Я совенок. Моя мама сова. Я ничего не вижу. Я хочу к маме.

Какая же у тебя мама?

Моя мама самая красивая. У нее самые добрые, ласковые глаза. Ни у кого таких глаз нет, только у моей мамы.

в) Логопед: Когда летают совы? Почему?

Дети: Совы летают только ночью.

Они боятся яркого солнца.

Логопед: Кто был у совы?

Дети: У совы был совенок.

Логопед: Как учила она своего сына?

Дети: Она учила своего сына: «Не вылетай днем из дупла. Ослепит тебя солнышко, не найдешь дорогу домой».

Логопед: Какой был совенок?

Дети: Совенок был непослушный.

Логопед: Что он сделал однажды?

Дети: Однажды он вылетел из гнезда, открыл глаза, посмотрел на солнце и ослеп.

Логопед: Что стал делать совенок?

Дети: Сидит совенок на траве и плачет

Логопед: Кто к нему подошел?

Дети: подошла к нему цапля.

Логопед: Что спросила цапля?

Дети: Ты чей?

Логопед: Что ответил совенок?

Дети: Я совенок. Моя мама сова. Я ничего не вижу. Я хочу к маме.

Логопед: Какие глаза были у его мамы?

Дети: Моя мама самая красивая. У нее самые добрые, ласковые глаза. Ни у кого таких глаз нет, только у моей мамы.

10 .Физкультминутка.

Логопед: Вы устали, немного отдохнем.

Мамочка, мамуля,

Так тебя люблю я!

Я платок тебе дарю,

Вот как я тебя люблю!

Останавливаются, прижимают руки к груди.

Протягивают руки вперед.

Идут по кругу, взявшись за руки.

г) Логопед: Послушайте еще раз рассказ о сове. (По В. Сухомлинскому). Слушайте внимательно и запоминайте. После того, как я закончу читать вы мне его перескажете.

(Повторное чтение).

д) Пересказы детей с опорой на наглядность.

Логопед: Молодцы, ребята, хорошо запомнили текст.

11. Итог:

Логопед: Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше всего понравилось?

Что бы вы еще хотели сделать?

Спасибо вам большое, мне очень понравилось, что вы много знаете, умеете перессказывать текст, умеете внимательно слушать друг друга и конечно все очень любите своих мам. А я вам всем на память дарю наклейки с весенним солнышком.

Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе по теме: "Звук [ш]"

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звук [ш]"

Налетова Екатерина Анатольевна, учитель-логопед МДОУ детского сада комбинированного вида № 17, город Подольск Московской области
Описание материала: Предлагаемый материал может быть использован полностью или частично учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе (6-7 лет). Ни для кого не секрет, что недостатки устной речи у ребенка необходимо устранить до начала школьного обучения. В противном случае ребенку грозят нарушения письменной речи, такие как дисграфия и дислексия. С целью профилактики вышеуказанных нарушений в конспекте подробно описана работа с детьми в игровой форме, направленная на автоматизацию у дошкольников звука [ш] на разных этапах, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики,мимических мышц, а также дыхания и голоса. Представлены игровые упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия, совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза,развитие навыков словообразования и словоизменения.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить понятие о механизме образования звука [ш];
- продолжать учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш] с опорой на различные виды анализаторов;
- формировать навыки словообразования и словоизменения.
Коррекционно-развивающие:
- автоматизировать у детей звук [ш] в слогах, в словах и предложениях;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать звуко-слоговой анализ и синтез;
- уточнять и расширять словарь;
- развивать внимание и память
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать у детей наблюдательность
Оборудование: цветные символы для выкладывания звуковых схем, сюжетные картинки, профиль акустико-артикуляционного образа звука [ш], предметные картинки с изображением различных видов транспорта и предметные картинки на звук [ш], схемы предложений, пособие «Веселый поезд», мультимедийная доска и проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент:

Сегодня к нам приехали гости. Ребята, как вы думаете, на каком транспорте они добрались до нашего сада? Сядет тот, кто назовет любой вид транспорта.

1. Сообщение темы занятия:

Игра «4 лишний».
- Я назову 4 вида транспорта, а вы, пожалуйста, выделите из них один лишний (самолет, вертолет, машина, дельтаплан). Объясните, почему?
Лишняя машина, потому что это наземный транспорт, а самолет, вертолет и дельтаплан – это воздушный транспорт.
-Сегодня мы с вами покатаемся на машине и при этом будем постоянно сле-дить за правильным произнесением звука [ш]. Какой звук в слове машина я выделила интонацией?
-Звук [ш].
Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам:
-Что делают губы, когда мы произносим звук [ш]?
- Губы округляются.
-Где находится язык?
- За верхними зубами.
- Какой язык, узкий или широкий?
-Язык широкий, чашечкой.
- Есть ли во рту преграда?
-Язык создает преграду, значит звук [ш] – согласный.
-Звук [ш] звучит твердо или мягко?
-Звук [ш] всегда твердый.
-Как мы произносим звук [ш], с голосом или без голоса?
Звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой звук. Ребенок у доски обозначает звук [ш] цветовым символом.

2. Развитие фонематического слуха.

Выделение звука [ш] в ряду звуков (зь, сь, ч, ш, щ, з, с, ш, ц, ш…)
-Я буду произносить похожие звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [ш].

3. Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.

Я назову слово, а вы замените в нем первый звук на звук [ш] и назовите по-лучившееся слово.
Тапка – шапка Накал – шакал Дар – шар
Чашка – шашка Фланг – шланг Мыло – шило
Топот – шепот Стык - штык Губы –шубы
Мышка - шишка Жаль - шаль Маг - шаг
Параллельно поясняется значение новых слов.

4. Определение позиции звука [ш] в словах.

Игра «Веселый поезд».
- В первом вагоне поедут пассажиры, в названии которых звук [ш] находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.
В слове шапка звук [ш] находится в начале слова.
Игра «Слово заблудилось»
- Я прочитаю вам стихи, а если что-то перепутаю, вы исправьте мою ошибку
С другом мы играли в ……чашки
Пили чай из белой……шашки.
Вылезла из норки…..шишка
На нее упала мышка.
Мы с сестрой посуду….. шили
И наряды куклам……мыли
Горько плачет……бедный шарик
Улетел воздушный….. Гарик
Улетел воздушный шарик. Составим схему последнего предложения.
Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Какое слово последнее?

5. Динамическая пауза.

Речь с движением.
Мчатся бешено машины
Шта-што-шту-шты держат руль
По шоссе шуршат их спины
Ша-шу-ше-ши топают ногами
В конце дальнего пути
Аш-ош-уш-иш ладонь у лба
Слышен шепот: ше-шо-шу, ше-шо-шу ладони рупором
Это шина шепчет шине: «Я уж больше не спешу – шу-шу» на выдохе, с понижением силы голоса

6. Слого-звуковой анализ.

В машине, у которой лопнула шина, к нам приехал МИШКА. Пока шину будут заклеивать в автомастерской, мы с вами выложим слого-звуковой анализ слова МИШКА.
Ребенок у доски: мишка – это одно слово. В нем 2 слога: миш-ка
В слоге МИШ-:
Первый звук [м`] – согласный, мягкий, звонкий звук. Обозначу его зеленым квадратом.
Второй звук [и] – гласный звук, обозначу его красным квадратом.
Третий звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой звук, обозначу его синим квадратом.
В слоге –КА:
Первый звук [к] – согласный, твердый, глухой звук, обозначу его синим квадратом.
Второй звук [а] – гласный звук, обозначу его красным квадратом.
-Сколько всего звуков в слове мишка? Сколько слогов?
-Что нужно изменить в звуковой схеме, чтобы у нас получилось слово КОШКА?
-Надо убрать первый зеленый квадрат и поставить синий, потому что в слове КОШКА первый звук – К - согласный, твердый, глухой звук.

7. Формирование лексико-грамматического строя языка.

Стук в дверь. Приносят конверт.
-Ребята, нам принесли письмо от Шпунтика. Он пишет, что друзья из Солнечного города подарили ему машину вместе со специальными картинками. На картинках – действия, которые умеет выполнять машина. Помогите, пожалуйста, назвать эти действия.
o машина подъехела к дому o машина въезжает в гараж
o машина отъехала от дома o машина въехала в гору
o машина подъехала к гаражу o машина съехала с горы
o машина выезжает из гаража o машина переезжает реку
o машина выезжает из-за угла
Дети поочередно называют действия машины, которые изображены на мульти-медийной доске.
Игра «Скажи наоборот».
На столах у детей сюжетные картинки, отвечает тот, у кого действие, противоположное изображенному на экране. На экране: машина съехала с горы. Ребенок отвечает: «Моя машина въехала в гору».
Игра «Отгадай транспорт».
Отгадывание предметов по названию их частей.
- Кузов, кабина, колесо, руль, фары.
- Это машина (картинка на экране)
- Крылья, кабина, хвост, мотор.
- Это самолет.
- Палуба, якорь, каюта, корма, нос.
- Это корабль.
- Вагоны, купе, электровоз.
- Это поезд.
У детей на столах предметные картинки с изображением различных видов транспорта. На мультимедиа сюжетные картинки с изображением автомагистрали, моря, железной дороги и неба. Дети соотносят свою предметную картинку с сюжетной на экране.
Ребенок: Машина едет по дороге, это наземный транспорт.
Поезд едет по железной дороге, это железнодорожный транспорт.
Самолет (вертолет) летит в небе, это воздушный транспорт.
Корабль (лодка, катер) плывет по воде, это водный транспорт.
Поезд едет в метро, это подземный транспорт.
Мотоцикл (велосипед) едет по дороге, это наземный транспорт.

Итог занятия

О каком звуке мы сегодня говорили? Охарактеризуйте звук [ш].
- Какие виды транспорта вы знаете? Для обозначения звука [ш] на следующем занятии мы познакомимся с буквой Ш.

Логопедическое занятие по теме «Весна»

Логопедическое занятие по теме «Весна» - дети вместе с педагогом обобщают представление о весне и типичных весенних явлениях в природе. В процессе расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение, тонкую моторику.

Коррекционно-образовательные цели: Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».

Задачи: Учить составлять рассказ на предложенную тему. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять уже известные способы словообразования. Развивать способность передавать интонацией различные чувства. Развивать художественные и творческие способности.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.

Материал и оборудование: Игрушки: улитка, белочка, ежик, мишка, мячик; весенние пейзажи; аудио записи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка; мяч; картинки природных явлений; солнце с лучиками; платочки 4 цветов; серия сюжетных картинок; кубик с наклеенными на сторонах эмоциями; скворечник и скворец.

Ход занятия

Учитель-логопед: К нам в детский сад пришли гости. Они хотят посмотреть на вас, как вы подросли и как много узнали. Подарим улыбки и каждый из вас поприветствует гостей как хочет. – Прислушайтесь! Кто это так тихо прошагал за окном? Кто пришёл так тихо-тихо? И никто из вас не слышал, Как листок из почки вышел, И услышать не могли вы, Как зеленые травинки, Сняв зелёные ботинки, Тихо вышли из земли. И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина. Это значит, это значит Тише всех пришла… (весна).

Вы конечно узнали, это весна. Назовите самые первые признаки весны в природе. (Выставляются картинки).

На улице пасмурно, а так хочется чтобы солнышко всегда с нами было. Где же оно? Пойдем его искать.

Какая самая главная примета весны? От нее зависят все остальные приметы. Дети – Солнце.

Логопед: – Кто же это? Дети: - Улитка.

Логопед: - Здравствуй, улитка! Мы ищем солнышко. Помоги нам его найти.

Улитка: – Здравствуйте, дети! Я по земле ползаю, в небо не смотрю. Солнышко не встречала, но оно обронило лучик. Я его вам отдам, если поиграете со мной. Придумайте, как можно больше слов про весенние явления. Небо какое? (слайд)

Дети: – Голубое, высокое, чистое.

Улитка: Солнце какое? (слайд)

Дети: – Весеннее, яркое, теплое.

Улитка: – Ручьи какие? (звук)

Дети: – Быстрые, прозрачные, звонкие.

Улитка: – Ветер какой? (звук)

Дети: – Свежий, весенний, теплый.

Улитка: – Молодцы! Вот вам лучик.

Логопед: - Продолжаем искать весеннее солнышко. Угадайте, кто бы это мог быть? (овал оранжевый на дереве).

Дети: – Белочка.

Логопед: – Как вы догадались?

Дети: - С приходом весны она поменяет зимнюю шубку серую на новую рыжую и др. Логопед: - Спросим у белочки про солнышко. Здравствуй, белочка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Белочка - Здравствуйте, дети! Я прыгаю с ветки на ветку, но солнышко не встречала. Я его вам отдам, если поиграете со мной. Белочка: - Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветер, снег, ручьи. В этом нам помогут цветные платочки: желтый для солнышка, для ветра зеленый, для снега белый, а для ручейка голубой. Белочка: – Солнце что делает весной?

Дети: - Светит, пригревает, ласкает.

Белочка: – Ветер?

Дети: – Дует, ласкает, освежает.

Белочка: – Сне?

Дети: - Тает, оседает, темнеет.

Белочка: – Ручьи?

Дети: - Бегут, звенят, журчат.

Логопед: – Физминутка «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик. (Дети ритмично скрещивают руки над головой.) И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи. (Плавно покачивают руки вверху.) Летом нежно согревает Щечки, щечки, щечки. (Ритмично потирают щеки.) А весной на носик ставит Точки-точки-точки. Золотят веснушки деток. (Ритмично постукивают пальцем по носу.) Очень нравится им это!

Белочка: - Молодцы! Вот вам лучик.

Логопед: - Продолжаем искать весеннее солнышко. Это кто на пеньке сидит? Отгадайте загадку. Шубка - иголки. Свернётся он - колкий. Рукой не возьмёшь. Кто это? (Ёж)

Логопед: – Спросим у ежика про солнышко. Здравствуй, ежик! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Ежик - Здравствуйте, дети! Я спал всю зиму и проснулся весной, но солнышко на земле мне не встречалось. Как-то бежал по лесным проталинкам, мимо ручейков и нашел весенний лучик. Я его вам отдам, если поиграете.

Логопед: Вставайте в кружок поиграем в игру «Скажи - наоборот» (игра с мячом).

Ежик: - Зимой небо пасмурное, а весной…

Дети: - Ясное.

Ежик: - Зимой солнце стоит низко, а весной…

Дети: - Высоко.

Ежик: - Зимой воздух холодный, а весной…

Дети: – Теплый.

Ежик: - Зимой день короткий, а весной…

Дети: – Длинный.

Ежик: - Молодцы! Вот вам лучик.

Логопед: – Лучиков много, а солнышко не нашли. Что же нам делать? Продолжим искать солнышко.

Логопед: - А этот герой, подмочил шкуру, проснулся и вылез из берлоги. Кто это? А почему проснулся недовольный?

Покажем, какие чувства мишка испытал, когда проснулся. Поможет нам куб эмоций: как медведь проснулся, испугался, разозлился, вылез из берлоги, удивился, обрадовался, что пришла весна. (куб с эмоциями)

Логопед: – Здравствуй, мишка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Медведь - Порадуйте меня весенними, ласковыми словами о весне, тогда и скажу. Как ласково можно назвать солнце?

Дети: - Солнышко.

Медведь: - Ручей?

Дети: – Ручеёк.

Медведь: - Снег?

Дети: – Снежок.

Медведь: - Ветер?

Дети: – Ветерок.

Медведь: - Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! Вот вам лучик.

Логопед: Давайте с лучиком немножко поиграем, повторяйте за мной.

«Строители» Мы без дела не сидим, Домик птичкам мастерим. Мы построим птичкам дом. Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Молоток наш верный друг. Вот готов для птичек дом. Это кто пожил за морем, А теперь летит над полем В деревянный свой дворец? Это - черненький скворец!

Логопед: - И к нам прилетел гость скворец-скворушка.

Логопед: - Здравствуй, скворушка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Скворец - Здравствуйте, дети! Подскажу, если ответите на вопросы. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).

Дети: - Скворечник. Логопед: - Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.

Дети: - Скворец вылетел из скворечника. - скворец облетел вокруг скворечника. - скворец взлетел на крышу скворечника. - скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д.

С. – Вот вам весенний лучик. Солнышко где-то рядом. Составьте рассказ по картинкам, солнышко вас обязательно услышит.

Логопед: - (Конверт с серией сюжетных картинок) Дети, солнышку и скворцу будет приятно, если по картинкам мы составим весенний рассказ. (Каждый ребенок составляет по предложению.)

Логопед: - Молодцы, послушайте, какой рассказ у нас получился. (В итоге один ребенок составляет общий рассказ из составленных детьми предложений) Остальные дети расскажут свои рассказы в группе.

Логопед: – Вот и солнышко. Здравствуй, солнышко! Мы нашли твои лучики. (Прикрепляются лучики) Солнышко на небе взошло. Всем стало светло и тепло: и улитке, и ежу, и белке, и медведю. Вот пришла к нам весна, После зимы наступила она. Солнышко светит и греет, Снег на земле чернеет. А на речке тает лед, А на речке ледоход. Ручейки проворно бегут, Одуванчики с травкой растут. На деревьях набухают почки, Из них вылезают листочки. Насекомые выползают, Птицы с юга прилетают.

Логопед: – (Слайд) Солнышко нашли. Пора возвращаться в группу. Что особенно понравилось на занятии? Солнышко благодарит вас и дарит раскраски.

Наталья Федюшина
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква А»

ТЕМА : «Звук и буква А » .

ЦЕЛЬ : - познакомить детей со звуком и буквой А .

ЗАДАЧИ :

Коррекционно-образовательные (Образовательная область «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» ):

Учить выделять звук А из состава слова ;

Познакомить детей с графическим образом буквы А

Закреплять умение определять позицию звука в слове ;

Упражнять детей в делении слов на слоги;

Коррекционно-развивающие (Образовательная область «Физическое развитие» , «Речевое развитие» ):

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей ;

Развивать фонематические процессы;

Коррекционно-воспитательные (Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие):

Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого .

ОБОРУДОВАНИЕ : зеркала, предметные картинки с изображением фруктов и овощей, буква А , пособие «Воздушный шар» , презентация, цветные фишки для изображения звуков и составления схем , печенье «АБВГДейка» .

Предварительная работа. Чтение и обсуждение сказки К. И. Чуковского «Айболит» .

Ход ЗАНЯТИЯ:

1 Организационный момент :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : ”Доброе утро! ”

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

Доброе утро скажем друг другу!

Доброе утро всем кто в округе!

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Дети улыбаются гостям, говорят «Доброе утро» и садятся за столы.

2.«Сообщение темы занятия :

Отгадайте, какой гость хочет к нам сегодня прийти?

«Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей

И однажды бегемота

Вытащил он из болота

Он известен, знаменит

Это –доктор… (Айболит)

Кто написал сказку про Айболита? Правильно, Корней Иванович Чуковский. Сегодня мы с вами вспомним эту сказку и попробуем сочинить еще одну историю про Айболита а также познакомимся с новым звуком . Этот звук доктор просит произнести, когда осматривает больное горло. Правильно, это звук А .

3. Знакомство с акустико-артикуляционным образом звука :

Айболит предлагает нам спеть звук А . Возьмите зеркала. Представьте, что у вас в руках ниточка, растягиваем ниточку и поем звук А (А-а-а-а) Ниточка длинная или короткая? (Длинная) Звук А мы можем петь и тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук А называется гласным, от слов глас», голос». Гласные звуки мы обозначаем фишкой красного цвета.

4. Фонетическая зарядка. Изолированное произношение звука А .

Все поют вокруг,

Потому что А - А - А - это гласный звук ,

Красивый и певучий этот гласный звук ,

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук » . Логопед произносит ряд звуков : У,И,А,О,М,П,А,К,О,А,И,А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук А

6. Закрепление звука в слогах .

Повторение слоговых рядов вслед за логопедом .

7. Закрепление звука в словах . Выделение звука А из состава слова .

Игра «Сочиним сказку»

Логопед :- Однажды к Айболиту прилетела птичка с письмом из далекой Африки. Что это была за птица? В ее названии есть наш звук А ?

(Ласточка) Слайд 2.

Правильно - ласточка. Айболит быстро собрался в дорогу, взял с собой чемоданчик, положил туда все, что ему пригодится для лечения больных зверей.

Слайд 3. На слайде картинки : (Чемодан,таблетки,микстура,мазь,бинт,вата,йод,зеленка,градусник,трубочка,банки,ножницы)

Что он взял с собой? В названии обязательно должен быть звук А . (Дети называют предметы со зв. А)

Собрал Айболит чемодан. И тут возникла следующая проблема, на каком транспорте ему можно добраться до Африки. Поможем ребята.

Слайд 4. (Метро, поезд, скутер, воздушный шар) Не забывайте, в названии транспорта должен быть звук А . Дети выбирают нужные картинки и называют слова.

Итак, Айболит полетит не воздушном шаре. (Выставляется дидактическое пособие «Воздушный шар» , на нем картинки : бананы, апельсины, персик, груша, абрикос, лук, чеснок, тыква, картошка)

Логопед :-Ребята, Айболит взял с собой фрукты и овощи, чтобы угостить больных зверей. Они очень полезные, в них много витаминов. Только вот смотрите, шар, почему то не может взлететь. Чтобы он взлетел нужно оставить на земле все овощи и фрукты в названии которых нет звука А . Что оставим (лук, персик, чеснок) . Шар опять не взлетает. Давайте возьмем с собой только фрукты, а овощи оставим на земле. Тогда шар станет еще легче. (Дети называют овощи и убирают их с шара)

Логопед :-Ура! Воздушный шар полетел! Внизу мы видим водоём. Что это может быть? Море или океан (Океан) . Но что это? Слышите? Из шара выходит воздух! Он лопнул!

Упражнение на развитие дыхания «Шар лопнул» : Дети поднимают руки вверх, изображая шар, затем медленно опускают их произнося : ш-ш-ш-ш.

Логопед : Доктор Айболит падает в океан. Как же нам его спасти? Смотрите, здесь огромная акула. Слайд 3. Она что-то хочет нам сказать. -Ребята, она говорит, что нам поможет, если вы справитесь с ее заданием.

Физкультминутка.

Загадки акулы Каракулы :

Вы должны подпрыгнуть столько раз, сколько звуков А в моем имени : Каракула.

Присядьте столько раз, сколько звуков А услышите в слове : арбуз, астра, автобус.

-Прошагайте слова : ба-ран, ба-ра -бан, ба-ла-лай-ка и положите столько зеленых дощечек, сколько шагов вы сделали. (Дети выкладывают слоговую схему слов , получается мостик).

Логопед :-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Помогли Айболиту выбраться на берег. А вот и больные зверята.

Слайд 5. (Антилопа, жираф и зебра) . Давайте их угостим фруктами.

8. Определение позиции звука А в слове .

Игра : «Кому что?»

Логопед : - Ребята, отгадайте, кто из животных получит какой фрукт? Если в названии животного звук А «спрятался» в начале слова,мы дадим ему фрукт, название которого тоже начинается со звука А . Если в середине слова – то и в названии фрукта звук А должен быть в середине,если в конце – то и фрукт ищите тоже со звуком А в конце слова .

Дети определяют место звука А в названии каждого животного, выделяют на схеме и подбирают фрукты, соответствующие этим схемам : антилопа-апельсин, жираф - банан и зебра - груша.

9. Знакомство с буквой А .

Логопед :-Ребята, для вас у Айболита тоже есть угощение, давайте посмотрим что это (Высыпает на поднос печенье «АБВГДейка» )Пока Айболит лечит больных зверят мы познакомимся с буквой А и найдем все буквы А среди других вкусных букв .

(Логопед показывает букву А детям )

А-начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко :

Ноги ставит широко.

10. Пальчиковая гимнастика «Буква «А»

Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средние - перекладиной -

ровно лягут в нём.

Безымянный и мизинец

в ладони упираются.

Букву «А» печатную

мы прочесть стараемся .

11. Итог занятия :

Логопед :-Ребята вот и подошла к концу наша сказка.

Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии ? Молодцы ребята!

Доктор Айболит вылечил зверей и отправился в обратный путь. Давайте попрощаемся с ним и с нашими гостями.

Список литературы.

1. В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. – М : Просвещение, 1991 г.

2. Е. А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов . – М : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 г.

3. О. С. Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. – М : Издательство

Loading...Loading...