Восприятие как ведущий вид музыкальной деятельности дошкольников. III. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности. Значение, задачи, особенности восприятия музыки детьми разных возрастных групп

Ответ: Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок еще мал и не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства.

Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников
Развитие музыкального восприятия происходит на каждом году жизни дошкольника. К двум годам у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной. У детей развиваются слуховые ощущения: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. Для детей в этом возрасте характерна подражательность : они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же, можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. Начинают развиваться движения под музыку, становится более координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими, как, например, хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу, может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.).
К третьему году жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3-4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло. Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения.
На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства - оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. У них развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь. Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным). В этом возрасте творческие проявления детей становятся более заметными. У них появляется интерес к познанию музыкальных и немузыкальных звуков, они с удовольствием играют на шумовых музыкальных инструментах (ложках, палочках и т.п.). Постепенно расширяются представления детей о других музыкальных инструментах и возможностях игры на них: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, металлофон и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.
Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них накапливается, хотя и небольшой, слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), начинают различать простейшие жанры - марш, плясовую, колыбельную. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов). Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах, увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках. Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них. Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).
Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д. Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, поpывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: развитие музыкального восприятия дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка. Но музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой

Ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки. Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.

Музыкальное восприятия дошкольников.

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений . Известный музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».

Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Зрительную наглядность необходимо использовать чтобы усилить впечатления детей от прослушиваемой музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления.

Использование музыкально-дидактических игры на определения жанров музыки («Три кита», «Удивительный светофор»), на развития музыкальной и образной памяти («Балет в картинках», «Волшебная дудочка») поможет детям в анализе музыкальных произведений. Помимо общепринятых методов и приемов (наглядный, словесный, игровой, практический) на занятиях можно использовать методы формирования музыкально-эстетического сознания и основ музыкальной культуры рассматриваемые в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»:

  1. Метод контрастного сопоставления произведений и образов;
  2. Метод уподобления характеру звучания музыки (моторно-двигательное уподобление, тактильное уподобление, словесное уподобление, мимическое уподобление, темброво-инструментальное уподобление).

По началу, дети с достаточной легкостью будут различать отдельные выразительные средства музыки (темп, динамику, регистр), но нужно добиваться чтобы они не просто констатировали выразительные средства, а выявляли их роль в создании музыкального образа. Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности («как будто падают листочки», «Журчит ручеек», «Капает дождик»), выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр, форму). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нем, не отличаются разнообразием. Любовь к музыке, потребность в ней формируется у ребенка прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. А образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, который является зачатком музыкально-эстетического сознания. Поэтому в процессе беседы о произведении необходимо активизировать высказывания детей, что способствует более глубокому и осознанному восприятию. Возможно так же использование «Цвет настроения». Он позволит детям применять новые слова и в игровой форме высказываться о характере музыки. Его суть состоит в связывании определенного цвета с настроением музыки: пастельные, светлые тона – с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона – с решительным торжественным. С помощью этого приема дети познакомятся с новыми словами-характеристиками, а так же научатся переносить их с одного музыкального произведения на другое, схожее по настроению. Каждый раз новое слово – характеристика может записываться в музыкальный словарь. Это значительно поможет детям при составлении эстетической оценки музыкального произведения. Эстетическая оценка – это художественная форма отражения, предназначенная для определения ценностных свойств вещей и явлений, их полезности, красоты с точки зрения искусства. В данном случае – сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Подбор музыкальных произведений для слушания.

Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям.

Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.

Для слушания вокальной музыки подбираются более трудные песни, чем те, которые исполняют сами дети. Прослушав эти песни, дети часто начинают их петь, причем передают мелодию неправильно. Это разрушает навык правильной передачи мелодии, который прививается в пении. В таком случае надо не разрешать детям петь, а предложить им только слушать. В песнях, исполняемых дошкольниками, как правило, есть фортепианное вступление и заключение, которые раскрывают содержание произведения и подводят детей к восприятию более сложной инструментальной музыки.

Наиболее доступны из произведений инструментальной программной музыки пьесы из «Детских альбомов» А. Гречанинова, П. Чайковского, С. Майкапара.

Дети слушают и танцевальную музыку, которая не используется в движении, например «Камаринскую» П. Чайковского, «Вальс» А. Гречанинова, «Польку» С. Майкапара.

Для малышей мало создано несложных художественных произведений. Поэтому слушание инструментальной музыки детьми 3-4 лет применяется по преимуществу как методический прием.

При повторном прослушивании иногда можно брать более крупный фрагмент, в зависимости от реакций детей, их заинтересованности. При этом нужно стараться соблюдать чувство меры, ориентироваться на желание детей и проявления их интереса. На занятиях можно использовать аудиозаписи (в симфоническом исполнении), что значительно обогатит восприятие музыки. Особенно эффективны они будут в сочетании с «живым» исполнением, дети могут слушать музыкальное произведение в фортепианном исполнении и сравнивать с аудиозаписью. Знакомая мелодия преобразится, заинтересует детей, побудит сравнивать и отмечать различное исполнение. Дети смогут отметить изменения характера музыки, разницу звучания. Встреча с «живой музыкой» вызовет яркий эмоциональный отклик, а прослушивание в симфоническом исполнении позволит познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, роль которых в создании музыкального образа наиболее значительна.

1.Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

2.Выбирать для слушания небольшие произведения. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано.

3.Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). , определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть - чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.

5.Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».

7. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей . Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Выдержка из работы

Курсовая работа

По методике дошкольного образования

«Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста»

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки

1.1 Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности

1.2 Особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Пути формирования музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста при слушании классической музыки

2.1 Выявление навыков музыкального восприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения

2.2 Методы и приемы работы по развитию музыкального восприятия с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В. А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по этому поводу отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе".

По силе своего эмоционального воздействия музыка превосходит любой вид искусства. Глубина этого воздействия зависит от подготовленности слушателя к общению с настоящим искусством, от того, на сколько близка ему музыка. Музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и воспринимать музыку — один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», — писал он. Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости .

Восприятие музыки — сложного многоуровневого явления — представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, — с возрастными особенностями ребёнка-дошкольника. В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов. Этим объясняется актуальность выбранной темы .

Проблема восприятия музыки — одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество, освещающих ее (наблюдений, специальных исследований), во многом еще не решена .

Проблема развития восприятия музыки на нынешнем этапе приобретает всё более важное значение. К сожалению, у значительной части современной молодёжи отсутствует интерес к так называемой «серьёзной музыке». Одной из причин этого обстоятельства является неразвитое музыкальное восприятие, и как следствие — несформированность музыкальной культуры молодёжи. Причиной тому являются недостатки в воспитании музыкальной культуры детей, серьёзные упущения в формировании восприятия музыки прежде всего в детском саду и начальной школе.

Проблема развития музыкального восприятия — одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике. Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б. В. Асафьев, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский, В. Н. Шацкая, Н. Л. Грозненская, Д. Б. Кабалевский, В. Д. Остроменский, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Н. А. Ветлугина. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.

В последние годы большой вклад в исследовании проблемы развития музыкального восприятия у детей дошкольного и школьного возраста внесли белорусские учёные Л. С. Ходонович, В. П. Рева, Г. А. Никашина, Б. О. Голешевич, Г. В. Савельев. В научно-методических разработках этих авторов раскрыты разнообразные педагогические пути формирования способности к восприятию музыки у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду.

В связи с актуальностью проблемы темой моей курсовой работы является развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки на занятиях.

Цель работы: определить оптимальные условия развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста при слушании классической музыки на занятиях в дошкольном учреждении.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.

2. Выявить, как влияет слушание классических произведений на развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

3. Способствовать развитию музыкально-эстетического воспитания детей.

Объект исследования: музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Субъект исследования: развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.

Методы исследования:

· теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;

· эмпирические: целенаправленные наблюдения за процессом развития детей, экспериментальное исследование, статистическая обработка результатов исследования.

База исследования: ГУО «Я/с № 98» г. Минска.

Глава 1. Теоретические основы развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процес се слушания классической музыки

1. 1 Музыкальное восприятие как основной вид д етской музыкальной деятельности

Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Приобщая ребенка к музыкальному искусству, мы должны решить важную педагогическую задачу, по словам В. А. Сухомлинского, «не кем вырастет, а каким вырастет ребенок». Таким образом, музыка — своеобразный мостик в детскую душу, помогающий нравственному становлению личности.

Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. Рассматривая этот вопрос, нужно иметь в виду, что любое восприятие является сложным процессом, в котором участвуют многие органы чувств, образуются разнообразные комплексные условно-рефлекторные связи. В психологии понятие «восприятие» понимается как «отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий". Другими словами, это отражение предметов или явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т. д.), действующих в данный момент на органы чувств. Восприятие нельзя отождествлять с ощущением. Ощущение есть отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, действующих на наши анализаторы.

Обобщая сказанное, можно прийти к выводу, что восприятие — вид активной деятельности, связанной с другими психологическими процессами, мышлением, воображением, памятью и включающей в себя предшествующий опыт .

В основе восприятия искусства лежит реально существующий эстетический объект — художественное произведение (скульптура, картина, музыкальное произведение), которое и пробуждает эстетические чувства. Эстетическое восприятие можно определить, как особую способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (гармонию их форм, световую гамму, красоту музыкальных звуков и т. д.), способность различать возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, совершенное и примитивное. Б. М. Теплов отмечал, что для эстетического восприятия важно не столько значение того или иного воспринимаемого объекта, сколько его вид — приятный или неприятный, то есть в эстетическом восприятии преобладает чувственная сторона .

Музыкальное восприятие — разновидность эстетического восприятия, его частный вид. Оно обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в то же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства. Воспринимая музыку, человек должен чувствовать ее красоту и совершенство.

Многие ученые-исследователи, такие как В. В. Медушевский, В. К. Белобородова, В. Д. Остроменский, отмечают следующие основные особенности музыкального восприятия, знание которых необходимо для развития его у детей: целостность, эмоциональность, осознанность, образность. На основании этих особенностей музыкального восприятия можно дать определение данному понятию.

Музыкальное восприятие (восприятие музыки) — это процесс целостного, эмоционального, осознанного, образного познания музыкального произведения. Кратко охарактеризуем каждый из четырех важнейших свойств этого вида восприятия (см. Приложение 1).

Целостность. Это характерное свойство всякого восприятия. Человек воспринимает любой предмет — дом, дерево, стол, шкаф и т. д. — как нечто единое, нераздельное. Каждое такое целое характеризуется восприятием отдельных свойств данного Предмета: формы, объема, цвета. Музыкальное восприятие также характеризуется целостностью. Музыкальное произведение тоже воспринимается человеком прежде всего как целое, но это осуществляется на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра.

Эмоциональность. Основным свойством полноценного музыкального восприятия является его эстетическая эмоциональность, которая понимается как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально. Всем хорошо известна способность музыки воздействовать на эмоциональную сферу человека. Дети дошкольного возраста уже прекрасно чувствуют и понимают, что разные музыкальные лады по-особому влияют на настроение человека. Музыка, написанная в мажоре, обычно веселая, радостная, задорная, а в миноре — грустная, печальная, мрачная. Таким образом, эмоциональность есть свойство музыкального восприятия. Часто эстетическое переживание музыки бывает настолько сильным и ярким, что человек испытывает при этом подлинное счастье. Выдающийся композитор Д. Д. Шостакович отмечал, что «это чувство возникает оттого, что в человеке под воздействием музыки пробуждаются до сих пор дремлющие силы души и он познает их». Музыка действительно способна пробуждать в людях возвышенные мысли и чувства, воспитывать красоту человеческих отношении.

Осознанность. Восприятие тесно связано с мышлением. По определению С. Л. Рубинштейна, «мышление — это все более полное и многостороннее мысленное восстановление объекта, реальности, действительности, исходя из чувственных данных, возникающих в результате воздействия объекта».

Восприятие невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается. Известный ученый — музыковед, педагог В. Н. Шацкая отмечала, что «под активным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, ее идей, характера переживаний и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ». О необходимости осознания смыслового содержания воспринимаемой музыки говорили многие выдающиеся композиторы и музыковеды. Н. А. Римский-Корсаков считал, что любовь к музыке бывает разная: любовь «без понимания», которую он называл «щекотанием слуха», любовью «низменной, стихийной», и любовь «понимающая», которая подразумевает оценку выразительных средств музыки: ритма, мелодии, гармонии, тембра и т. д. Единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки является одним из основных принципов музыкальной педагогики. Б. В. Асафьев отмечал: «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную… Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство, — это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд».

Образность. Музыкальное восприятие характеризуется образностью. Музыкальный образ есть совокупность различных средств музыкальной выразительности, использованных композитором для передачи содержания произведения. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель создает его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом и об отдельных ее выразительных средствах. От ясности и богатства возникающего образа зависит глубина и тонкость восприятия музыки. По словам Б. В. Асафьева, «процесс восприятия музыки есть процесс становления музыкального образа». Малоподготовленному слушателю, в том числе дошкольнику, сложно воспринимать всю Систему средств, создающих музыкальный образ, так, как это способен сделать подготовленный слушатель. Развивая музыкальное восприятие дошкольников, можно научить их воспринимать целостный образ музыкального произведения — настроение, характер, средства выразительности.

На основании характеристик каждой из особенностей можно сделать вывод: музыкальное восприятие — это сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное произведение как художественно-образное отражение действительности. На необходимость развития разных сторон восприятия неоднократно обращали внимание музыковеды-методисты, работавшие с детьми.

На основании экспериментальных исследований и практических наблюдений выделяются пять структурных компонентов музыкального восприятия:

· эмоциональная отзывчивость на музыку

· музыкальный слух

· мышление

· способность к творчеству

Все они наряду с самим понятием восприятия представляют отдельные самостоятельные разделы общей психологии. В то же время, как уже отмечалось эмоции, мышление и другие компоненты входят в понятие музыкального восприятия как необходимые составные части.

Способность к творчеству в психологическом механизме музыкального восприятия играет роль ведущего компонента. Подготовленный слушатель воспринимает музыку творчески. Под этим понимается сопереживание и воссоздание слушателем содержания музыкального произведения, которое обогащается деятельностью воображения, чувствами и жизненными ассоциациями. В результате творческого восприятия музыкального произведения слушатель получает эстетическое наслаждение.

Каждый из вышеназванных компонентов является необходимой действенной частью музыкального восприятия, и ни один не может быть из него исключен без ущерба для всего процесса.

Большое влияние на качество музыкального восприятия оказывает тип высшей нервной деятельности человека. Ведь даже взрослых, сформировавшихся слушателей различают по типам восприятия. Выдающийся дирижер Л. Стоковский утверждал, что «музыку можно воспринимать по-разному. Некоторые просто наслаждаются физической красотой звучания, другие реагируют на музыку только эмоционально. Иные реагируют, в основном, на интеллектуальную сторону музыки сознательно следят за развертыванием музыкальной формы».

Как уже отмечалось, развитие музыкального восприятия имеет первостепенное значение в музыкальном развитии детей и является основой формирования их музыкальной культуры. Еще в 70-е годы Д. Б. Кабалевский наиболее точно и многогранно определил значение восприятия музыки в своей концепции музыкального воспитания детей. «Активное восприятие музыки — основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев, — указывал он. — Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней… Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувство и мысли человека, жизненные идеи и образы». Таким образом, сущность восприятия музыки заключается в способности слушать ее, переживать или эмоционально откликаться.

Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности детей: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и т. д. Вместе с тем, оно является и самостоятельным видом музыкальной деятельности, который организуется посредством слушания музыки на занятии в дошкольном учреждении. Обычно в методической литературе этот вид деятельности и определяется как «слушание музыки», в ходе которого дети знакомятся с музыкальным произведением .

Слушание музыки — один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности. Крупный ученый и музыковед В. В. Медушевский отмечал, что в процессе слушания «развивается музыкальное восприятие — мышление» — универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования. Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приемы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что, в конечном итоге, воспитывает их музыкальную культуру.

Выдающиеся музыканты — просветители, теоретики музыкального воспитания Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, Б. М. Теплов считали слушание музыки основой системы музыкального воспитания. Б. В. Асафьев говорил о необходимости всеобщего обучения детей слушанию музыки и педагогического руководства этой деятельностью, Б. Л. Яворский подчеркивал необходимость широкого ознакомления детей с классической музыкой, воспитания у них хорошего вкуса и любви к подлинному искусству. Он отвергал мнение о том, что «дети не поймут взрослой музыки», связывая решение этой проблемы с доступностью музыкального произведения и силой его эмоционального воздействия.

Выдающийся композитор XX века Д. Д. Шостакович, отмечая значение слушания музыки для музыкального развития детей и ее благотворное воздействие на формирование высоких нравственных качеств и духовной сферы ребенка, подчеркивал: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать… Любите музыку и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Единый по своей психофизической основе процесс формирования полноценного музыкального восприятия каждого музыкального произведения может быть условно разделен на несколько стадий, качественно отличающихся друг от друга. Эти стадии особенно четко выявляются в музыкальном восприятии неподготовленных слушателей, в частности у детей, но наличие их характерно и для восприятия музыки достаточно подготовленным слушателем.

Первая стадия музыкального восприятия наступает при первом (а иногда и последующем) прослушивании музыкального произведения и отличается целостностью, смутностью, нерасчлененностью впечатлений. Малоподготовленный слушатель, в том числе дошкольник, получает лишь общее впечатление о музыкальном образе, улавливает отдельные яркие детали музыки. У детей этого возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. Довольно часто эмоциональная реакция является положительной. Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации. Например, ритмичный «Марш деревянных солдатиков», из «Детского альбома» П. И. Чайковского, вызывает у детей радость, хорошее настроение, эмоциональный подъем, а пьеса «Болезнь куклы», из того же альбома, заставляет грустить, переживать, жалеть. Однако бывает и так, что из-за неполноценного первого восприятия ребенок остается равнодушным к музыкальному произведению.

Образ, возникающий у дошкольников при первом прослушивании, может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети почувствовали характер и настроение музыки, проявляли к ней эмоциональное отношение, понимали музыкальный образ. На этой стадии музыкального восприятия дети достаточно точно могут выразить характер прослушанной музыки в жестах, мимике, моторно-двигательных проявлениях, а также в словесных оценках. Занятие по слушанию музыки должно быть построено таким образом, чтобы дети могли услышать данное музыкальное произведение не менее двух раз, что позволяет углубить его восприятие, В ряде случаев удается построить занятие так, что эта музыка звучит и большее количество раз. Глубина восприятия музыки на первой стадии зависит от разных причин: привлекательности для детей музыкального произведения, их общего развития и индивидуальных особенностей. Задача педагога здесь — помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка.

Вторая стадия представляет собой процесс углубления в содержание произведения, который характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс может происходить при повторном восприятии музыкального произведения. При этом закрепляются полученные ранее и наслаиваются новые положительные впечатления от музыки. Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к услышанному в положительную сторону. Это обстоятельство педагоги должны учитывать при организации слушания музыки дошкольниками, например, музыкальному произведению, которое дети уже слушали, можно посвятить еще одно-два занятия.

На второй стадии целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному и осмысленному. Педагоги могут предложить детям найти ответ на вопрос: «С помощью каких средств выразительности композитор передает содержание произведения?» Дети отмечают контрастность музыкальных образов (ласковое, мягкое или торжественное, энергичное звучание музыки), различают простейшую структуру произведения (запев песни и припев, две или три части инструментального произведения, тембровое звучание музыкальных инструментов: фортепиано, баян, скрипка, флейта, кларнет и т. д.). Постепенно накапливается запас любимых музыкальных произведений, которые дети слушают с большим удовольствием. Все это закладывает предпосылки для дальнейшего формирования музыкального! вкуса.

Третья стадия — это последующее восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащенное новыми музыкально- слуховыми представлениями. На этой стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, связанное с анализом средств музыкальной выразительности. Это создает особую и очень ценную возможность творческого восприятия музыки . Слушая уже знакомое произведение, ребенок по- своему представляет музыкальный образ, передавая его в игре, пении, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характеризующие тяжело ступающего медведя, хитрую лису, подвижных зайцев и т. д. В связи с этим педагогам целесообразно проводить итоговые занятия по слушанию музыки, используя те произведения, которые дети слушали в течение всего промежутка времени (полугодие или год). На таких занятиях нужно дать детям возможность проявить элементы творчества в процессе слушания уже знакомых музыкальных произведений. Одной из эффективных форм повторения пройденного являются музыкальные викторины, игры типа «музыкальных загадок» и т. д.

Итак, восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. На основании этого музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы по-настоящему слышать ее, -это напряженная работа ума и сердца и особое творчество. Воздействуя на слушателя, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Он создает надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на нее. Затем он подводит к осознанию содержания музыкального произведения, которое оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навык слушания музыки (сосредоточенно от начала до конца, в полной тишине), умение рассуждать о ней, давая эмоциональную оценку ее содержанию.

Предлагаемое деление процесса музыкального восприятия на стадии — определенная схема формирования образа восприятия. У разных по своим индивидуальным особенностям детей могут быть различные схемы. Однако эта последовательность является наиболее распространенной.

Формирование образа в процессе восприятия произведения основывается на узнавании музыки. Оно может проходить на любой из трех стадий восприятия. Ребенок может узнать музыкальное произведение, которое перед этим слышал только один раз. Узнавание музыки — качественно новый процесс, когда воспринимается не новое, а уже знакомое произведение. Главным элементом, по которому оно обычно узнается, является его мелодия. Кроме нее для полноценного восприятия музыкального произведения важны также: гармония, характерные особенности аккомпанемента, расположение голосов и общий характер их движения, способ исполнения. Музыка воздействует на детей благодаря целому комплексу выразительных средств. Это ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, ритм, которые передают настроение, основной характер произведения, вызывают ассоциации с переживаниями ребенка.

1. 2 Особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка .

В среднем и, особенно в старшем дошкольном возрасте, по мере обогащения жизненного и музыкального опыта, развития психики ребенка, у него вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки, опосредованной прошлым опытом, образами пережитых ранее психологических ситуаций. Интерпретация внемузыкальных образов и ассоциаций при этом может опираться на яркие картины и сюжетные рассказы, включающие образы-воспоминания и образы-фантазии. В этом возрасте ребенок воспринимает музыку более осмысленно, а единство эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе восприятия музыки проявляется гораздо ярче .

Восприятие музыки — это сложный многоплановый процесс: в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков (высота, тембр, сила и т. д.), осмысление предыдущего опыта, ассоциации с происходящим в настоящее время, следование за развитием музыкальных образов, их переживание и оценка.

Необходимо обратить внимание на то, что качество музыкального восприятия зависит не только от возраста ребенка, но и от уровня его музыкального и общего развития, обусловленного социальным окружением. Если с детства ребенок растет в «немузыкальной» среде, у него может сформироваться негативное отношение к «серьезной» музыке, что в дальнейшем отрицательно скажется на его музыкальных предпочтениях, музыкальном вкусе, а прочувствованное, осмысленное восприятие музыки может уступить место ее поверхностному слушанию .

Музыкальное восприятие, являясь сложным, многоплановым психологическим процессом, во многом зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от типа его нервной системы, общих и музыкальных способностей. Дети, обладающие ярко выраженными общими и музыкальными способностями, проявляют умение с необычной интенсивностью длительное время концентрироваться на восприятии музыкальных произведений, проявляя устойчивость внимания и живость эмоционального отклика .

Исследования Б. М. Теплова показали, что качество музыкального восприятия связано с природными свойствами нервной организации и не исчерпывается только эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности человека, среди которых важное место занимают тонкость эмоциональных переживаний, творческой воображение, фантазия, художественное восприятие мира .

В старшем дошкольном возрасте дети поражают нас своими открытиями, выдумками, фантазией. Они самые старшие в детском саду. В этот период идет активная анатомо-физиологическая перестройка всего организма. Функциональные возможности организма в этом возрасте создают условия для более интенсивного укрепления здоровья по сравнению с младшим дошкольным. Старшие дошкольники хотят быть крепкими и здоровыми, их двигательная активность повышается. В это же время формируется психологическая готовность к обучению в школе, возникает стремление вступить на эту новую ступеньку. Поведение наших воспитанников заметно меняется. Они хотят выполнять задания учебного характера. Игра по- прежнему занимает ведущую позицию, однако ее содержание меняется. Это уже не столько воспроизведение действий с предметами, сколько отношения с людьми, соблюдение правил, вытекающих из той роли, которую исполняет ребенок в игре. В этом возрасте интенсивно развивается изобразительная деятельность дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений. Продолжают развиваться навыки слушания музыки (слушать до конца, в полной тишине). При последовательном развитии музыкального восприятия у ребят формируется устойчивый интерес к музыке, закладывается художественный вкус.

К первому классу дети должны иметь достаточно развитое и осознанное музыкальное восприятие. Разносторонне образованный музыкант и известный ученый Б. J1. Яворский отмечал, что «в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как членораздельную речь». В этой связи очень важным является умение дать словесную оценку музыке. Уже к шести годам у детей формируется способность мотивированно оценивать музыкальное произведение. В этом возрасте словарный запас детей достаточно велик, поэтому они могут аргументировано рассказать, какие эмоции и настроения вызывают у них звуки музыки. Дети могут не только различать общую эмоциональную окраску мелодии, но и определять средства ее выразительности (интонацию, характер, темп, тембр, динамику), контрастные образы (грустно — весело, быстро — медленно, громко — тихо).

В восприятии музыки ведущая роль отведена эмоциональной отзывчивости на нее, которая может стать показателем всей эстетической культуры ребенка. Исследуя художественные способности детей, Б. М. Теплов отмечал, что «в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним».

К началу обучения в школе дети должны владеть основными музыкальными терминами (композитор, дирижер, хор, оркестр и т. д.), уметь объяснить их значение, называть две-три фамилии наиболее известных композиторов-классиков и их музыкальные произведения, различать вокальную и инструментальную музыку. Большое значение в подготовительном к школе периоде придается развитию певческих навыков старших дошкольников. У них формируются исполнительские умения: улучшается чистота интонирования мелодии песни и артикуляция, певческое дыхание. Дети уже накопили большой опыт музыкально-ритмических движений, могут передать в движении общий характер музыки, темп, динамику, ритмический рисунок. Они также овладели основными приемами игры на музыкальных инструментах. Творчество занимает все более заметное место в музыкальной деятельности старших дошкольников. Оно проявляется в песенных, инструментальных и танцевальных импровизациях и становится важным средством музыкального воспитания детей и развития их личностных качеств.

1. 3 Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошколь ного возраста

музыкальный восприятие классический композитор

В дошкольном учреждении дети должны не только обучаться практическим музыкальным умениям, в том числе и слушанию музыки, но и получать необходимые знания о музыке, интересные сведения о жизни и творчестве выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также наиболее ярких особенностях музыкальных произведений, предлагаемых дошкольникам для слушания. Одному из важных направлений в развитии музыкального восприятия связана с приобщением детей к классической музыке.

Дети имеют интуитивное чувство музыки. Это заключается в положительном реагировании ребенка на ее звучание уже с раннего возраста. Очень рано они начинают воспринимать классическую музыку.

Классика (от лат. classikus — «образцовый») — образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов прошлых столетий. Классическая музыка гармонически сочетает в себе правдивое и эмоциональное содержание с совершенством формы, величайшее мастерство с простотой и доступностью. Она охватывает не только профессиональное творчество композиторов-классиков, но и образцовые произведения народного творчества.

Развивая музыкальное искусство, передовые композиторы отражают, творчески развивают и обогащают музыкальные традиции своих предшественников. К примеру, в выдающихся творениях величайшего в истории западноевропейской, музыки композитора-симфониста Л. Ван Бетховена ощутима преемственность симфонических принципов Й. Гайдна и В. Л. Моцарта. А в ранних бетховенских симфониях чувствуются интонации, характерные для венской музыки XVIII века.

Традиции основоположника русской классической музыки М. И. Глинки нашли свое продолжение не только у композиторов «Могучей кучки», но и в творчестве их современника — П. И. Чайковского.

Творчество Д. Д. Шостаковича в большой мере связано с традициями русской классики, к которым прежде всего можно отнести пристальный интерес к своей эпохе, человеческой личности, а эти черты были во многом присущи корифеям русской музыкальной культуру XIX века: П. И. Чайковскому и М. П. Мусоргскому.

Для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыкальной классике. Ведь классическая музыка поистине является эталоном Красоты, Гармонии и Совершенства. Именно поэтому приобщение детей к классической музыке должно быть ведущим направлением их музыкального развития.

Музыкально-эстетические воспитание детей будет значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить их и с народным музыкальным искусством, и с высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

Огромное значение классической музыке в вопросах нравственного воспитания детей придавал В. А. Сухомлинский. В своей книге «Павлышская средняя школа» Василий Александрович раскрывает целую систему приобщения детей к миру классической музыки, которая основана на том, чтобы «из года в год перед учениками постепенно открывался мир больших идей, отраженных в музыке: идеи братства и дружбы людей (Девятая симфония Бетховена), идеи борьбы человека против безжалостного рока (Шестая симфония Чайковского), борьбы сил прогресса и разума против тёмных сил фашизма (Седьмая симфония Шостаковича)». На первый взгляд может показаться, что некоторые крупные симфонические произведения, включенные в репертуар для слушания в детском саду, сложны для восприятия детьми старшего дошкольного возраста. Однако если в дошкольном учреждении организована системная целенаправленная и последовательная работа по развитию детского музыкального восприятия путем слушания музыки, начиная с раннего возраста, дети уже в пять лет будут в достаточной степени подготовлены для слушания довольно сложных для восприятия произведений музыкальной классики. Более того, они уже в состоянии дать эмоциональную и словесную оценку этим произведениям.

Чтобы сделать общение детей с музыкой радостным и увлекательным нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности, педагог особое внимание должен уделять отбору материала для работы с детьми — музыки для слушания. Индивидуальная работа через игру, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности. Только при таком условии может достигаться максимальный педагогический эффект в развитии музыкального восприятия детей.

Итак, для успешного развития музыкального восприятия дошкольников первостепенное значение имеет музыкальный репертуар. В настоящее время назрела острая потребность в его обновлении, разработке новых педагогических методик и технологий развития музыкального восприятия, опирающихся на достижения современной музыкальной психологии и музыкознания.

Репертуар для слушания должен удовлетворять двум важным требованиям — художественности и доступности. Серьезный и вдумчивый подход к использованию высокохудожественных музыкальных произведений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт, создавая в представлении ребенка эталоны красоты. О важности высокой художественности предлагаемого детям репертуара говорила известный музыковед В. Н. Шацкая: «С самого начала мы должны, работая с детьми, иметь дело с искусством, а не с жалкими суррогатами его».

«Музыкальная деятельность» программы «Пралеска» позволяет выделить направления в использовании репертуара для развития музыкального восприятия ребенка, которые должны отвечать требованию художественности.

Направление, которое можно считать ведущим принципом развития музыкального восприятия детей, — это приобщение дошкольников к миру классической музыки. В прежних традиционных программах музыкального развития в детском саду мир классической музыки был чрезвычайно узок. В целом дети оказывались погруженными в своеобразную субкультуру, характеризующуюся определенным примитивизмом и упрощенчеством. Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох. Наблюдения говорят о том, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы — Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма — Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т. д.

Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты, важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков XIX века — М. И. Глинки, П. 1 И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов XX века — С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова и др.

Бытует мнение музыкальное воспитание дошкольников, проще ориентироваться на народную музыку. Это мнение не оправдано. Действительно, народная музыка является прекрасным материалом для формирования эстетических вкусов детей, но мы значительно обедняем музыкальное развитие ребенка, если с ранних лет не знакомим его с музыкальной классикой. Музыкально-эстетическое воспитание будет значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить детей с народным музыкальным искусством и лучшими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка. В соответствии с программой «Пралеска» дети должны слушать высокохудожественные образцы, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность.

Второе требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару для детей, — доступность. Ее можно рассматривать в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для исполнения их детьми.

Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на «три кита» — песню, танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д. Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая примеры различных музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы дети не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра.

Легко доступны дошкольникам танцевальная и маршевая музыка. Эти жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Идея использования движений для возможности развития музыкального восприятия и чувства ритма была выдвинута и подтверждена на практике швейцарским композитором и педагогом Э. Жак-Далькрозом. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально- ритмические навыки и танцевальные движения. Для этой цели подбирается репертуар классической музыки (см. Приложение 2).

Основная цель музыкально-ритмических движений в работе с детьми — развитие музыкального восприятия, чувства ритма и приобщение их к музыкальной культуре. В этом виде деятельности имеются большие возможности для использования высокохудожественных произведений классической музыки всех эпох. В работу с детьми по выработке музыкально-ритмических движений можно включить самую разнообразную танцевальную музыкальную классику: танцевальные пьесы И. G. Баха и В. А. Моцарта (гавоты, менуэты, буре, экосезы, полонезы), вальсы Ф. Шуберта, Ф. Шопена, И. Штрауса, балетную музыку П. И. Чайковского.

Необходимо вновь подчеркнуть, что, давая примеры маршевой музыки, педагоги должны стремиться к тому, чтобы дети не только почувствовали характер, но и осознали особенности каждого из маршей. Например, можно предложить для слушания «Турецкий марш» из увертюры «Афинские развалины» Л. Ван Бетховена, «Военный марш» Ф. Шуберта, «Солдатский марш» Р. Шумана, «Марш» из оперы «Аида» Дж> Верди, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева. Важно, чтобы дети поняли, что хотя все перечисленные марши отличаются по своему настроению и связаны с разными жанрами музыкального искусства (увертюра, опера, балет), все они в одинаковой степени передают четкую ритмическую пульсацию и размеренное движение шага. Предлагая маршевую музыку дошкольникам для углубления ее восприятия, необходимо связать ее с движением. Дети должны уметь шагать под музыку марша, вслушиваясь в рисунок мелодии, ритма и передавая характер произведения. На занятиях в детском саду ритм марша можно показать также хлопками или притопами.

Рассмотрим следующий критерий доступности музыки для восприятия дошкольниками, который основывается на использовании программно- изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т. д.). Программно-изобразительная музыка «рисует» конкретные образы, которые особенно близки к реальной жизни, окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Дошкольникам понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди «Времена года», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Подснежник» (апрель), «Белые ночи» (май), «Баркарола» (июнь), «Осенняя песня» (октябрь) из фортепианного цикла п. И. Чайковского «Времени года», «Океан-море синее» — вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.).

Прекрасно воспринимают детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н. А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.).

Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года» и т. д.). Важно, чтобы дети, слушая программную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт дошкольников — способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Для восприятия детям доступна музыка, выражающая настроение, например, веселое («Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Полька» М. И. Глинки), грустное («Первая утрата» Р. Шумана, «Жалоба» А. Т. Гречанинова), торжественное («Свадебный марш» Ф. Мендельсона, «Песня о Родине» И. О. Дунаевского).

Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания. В старшем дошкольном возрасте в репертуар для слушания музыки можно включать яркие произведения классической музыки — фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения. При должной подготовке детей могут быть рекомендованы и фрагменты из произведений классической музыки крупных форм. Время звучания музыки — от одной до трех минут. При повторном слушании можно увеличить продолжительность звучания музыкальных произведений. При этом надо ориентироваться на желание детей, их заинтересованность, соблюдать чувство меры. Детей этой возрастной категории надо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов — представителями разных видов оркестров (симфонического, духового, оркестра народных инструментов). Важно также обращать внимание детей на выразительные возможности каждого музыкального инструмента .

Глава 2. Пути формирования музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста при слушании классической музыки

2. 1 Выявление навыков музыкального восприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения

С целью выявления музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста на базе ДДУ № 98 мною было проведено исследование.

Дети были распределены в 2 группы: 1 группа — контрольная (которая занималась по программе детского сада) — 11детей; 2 группа — экспериментальная (с которой проводилась формирующая работа) — 11 детей. Всего в исследовании приняли участие 22 ребенка.

В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:

· Выявить уровень музыкального восприятия у детей в двух группах при слушании классической музыки;

· Формировать музыкальное мышление, память, воображение, осмысленное восприятие музыки в экспериментальной группе.

· Наблюдение, сравнение и анализ данных в двух группах.

Опытно-экспериментальная работа была составлена из трех этапов:

1. констатирующий этап

2. формирующий этап

3. контрольный этап.

Были использованы методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ результатов исследования.

На первом констатирующем этапе педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группе я предлагала детям выполнять определённые задания (слушали классическую музыку, отвечали на вопросы и т. д.), в результате которых был выявлен уровень музыкального восприятия у детей в двух группах.

На начальном этапе я определяла внимание детей к различным интонациям музыки. Определяла, умеют ли дети различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию. Умеют ли дети передавать эмоциональную окраску музыки путём выразительных средств исполнения: грустную, лирическую — ласково, напевно, в умеренном темпе; весёлую, задорную — лёгким звуком, в оживлённом темпе. Для этого детям было предложено послушать пьесу Петра Ильича Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома» (см. Приложение 3).

Loading...Loading...