В каких условиях проходило формирование индустриального общества. Мировая история: формирование индустриального общества

Урок 1. Становление индустриального общества. Индустриальная революция.

Нам с Вами предстоит познакомиться с историей 19 века. В это время в Западной Европе и США зарождается и получает свое дальнейшее развитие ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО.

Что предшествовало индустриальному обществу? (традиционное общество/ Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях.)

Что такое индустриальное общество?/ Индустриальное общество - общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса.

В 19 веке переход от традц. общ. к индуст. общ. происходит в процессе – модернизации – это длительный и очень сложный процесс, в его ходе на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни.

В первой половине 19 века начинается первая промышленная революция – переход от мануфактур к фабрикам. Машины-делаются машинами.

В 19 в. выделяют три эшелона модернизации:

1 эшелон – страны старого капитализма (Англия, Франция), где индустр. общ. развивается эволюционно и это развитие носит естественный характер.

2 эшелон – страны молодого капитализма (Россия, США, Германия, Италия, Австрийская империя), где модернизация проводилась за счет реформ.

3 эшелон – страны с преобладанием традиционного общества (испания, Португалия, Лат. Америка), где процессы модернизации распространялись очень ограничено.

Модернизация в странах Востока – модернизация носила запаздывающий и ограниченный характер. Так как страны Востока были под влиянием капиталистических стран, то народы Востока относились враждебно к любым нововведениям и модернизациям, так как они имели происхождение от колонизаторов. Исключение составляло современное оружие.

Что свойственно индустриализации:

Бурный рост численности населения;

Рост городов;

Развитие науки;

Усиливаются миграционные потоки (в Новый свет);

Отток людей из села в город;

Ручной труд вытесняется машинами (сами машины начинают производится при помощи станков);

Усложняются технологические процессы;

Углубляется разделение труда;

Возникает мировой рынок;

К чему это ведет:

Обостряется соперничество между наиболее развитыми странами;

Перепроизводству;

Экономическим кризисами (первй в англии 1825, мировой в 1858г.);

Войнам;

Народы попадаю в экономическую зависимость друг от друга;

Разберем капитализм 19 века:

Основан на частной собственности и рыночном хозяйстве.

Для успешного развития было необходимы: наличие свободных капиталов, свободной рабочей силы, обилие природных ресурсов.

В условиях свободного рынка действовала – конкуренция – борьбы между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль. >> увеличивалось производство товаров >> как следствие экономический кризис – процесс спада экономического роста и насильственного восстановления нарушенных в ходе развития экономики пропорций.

Возникают Картели – определявшие цены и делившие рынки сбыта; Синдикаты – объединения, занимавшиеся совместным сбытом продукции, Тресты – полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции; Концерны – объединения трестов или предприятий, зависящих от определенной монополистической группы.

Что было изобретено : нарезной ствол в винтовке, пулемет, паровой флот, токарный станок, паровоз и железная дорога, сеялки, молотилки, мартеновские печи, автомобиль с паровым двигателем, аэростаты, электрическое освещение, телеграфная связь, динамит.

Что меняется в политической области:

После ряда революций и реформ происходит демократизация государственной и общественной жизни. Власть королей и императоров ограничивается конституцией и парламентом. Усиливается влияние политических партий. Формируется новый класс – буржуазия - социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью и существующий за счёт доходов от этой собственности.

Оформляются основные социальные учения: консерватизм, либерализм и социализм.

Домашнее задание §1-2 .

Классическая характеристика индустриального общества говорит о том, что оно формируется в результате развития машинного производства и возникновения новых форм массовой трудовой организации. Исторически этот этап соответствовал социальной ситуации в Западной Европе в 1800-1960 гг.

Общая характеристика

Общепризнанная характеристика индустриального общества включает в себя несколько фундаментальных признаков. В чем они заключаются? Во-первых, индустриальное общество основывается на развитой промышленности. В нем существует разделение труда, которое способствует повышению производительности. Важной чертой является конкуренция. Без нее характеристика индустриального общества была бы неполной.

Капитализм приводит к тому, что активно растет предпринимательская деятельность смелых и инициативных людей. Одновременно с этим развивается гражданское общество, а также государственная управленческая система. Она становится эффективнее и сложнее. Индустриальное общество невозможно представить без современных средств коммуникации, урбанизированных городов и высокого качества жизни среднестатистического гражданина.

Развитие технологий

Любая характеристика индустриального общества, кратко говоря, включает в себя такое явление, как промышленная революция. Именно она позволила Великобритании первой в человеческой истории перестать быть аграрной страной. Когда экономика начинает опираться не на возделывание сельскохозяйственных культур, а на новую промышленность, появляются первые ростки индустриального общества.

При этом происходит заметное перераспределение трудовых ресурсов. Рабочая сила покидает сельское хозяйство и уходит в город на заводы. В аграрном секторе остается до 15 % жителей государства. Рост городского населения также способствует оживлению торговли.

В производстве главным фактором становится предпринимательская деятельность. В наличии этого явления заключается характеристика индустриального общества. Кратко эту взаимосвязь впервые описал австрийский и американский экономист Йозеф Шумпетер. На этом пути общество в определенный момент переживает научно-техническую революцию. После этого начинается постиндустриальный период, который уже соответствует современности.

Свободное общество

Вместе с наступлением индустриализации общество становится социально мобильным. Это позволяет людям разрушить те рамки, которые существуют при традиционном порядке, характерном для средневековья и аграрной экономики. В государстве размываются границы между сословиями. В них пропадает кастовость. Иначе говоря, люди могут разбогатеть и стать успешными благодаря своим стараниям и умениям, не оглядываясь на собственное происхождение.

Характеристика индустриального общества заключается в значительном экономическом росте, происходящем за счет увеличения количества высококвалифицированных специалистов. В обществе на первом месте оказываются техники и ученые, которые определяют будущее страны. Такой порядок также называют технократией или властью технологий. Значимее и весомее становится труд торговцев, специалистов по рекламе и других людей, занимающих особенное положение в социальной структуре.

Складывание национальных государств

Ученые определили, что основные характеристики индустриального общества сводятся к тому, что индустриальный и становится доминирующим во всех областях жизни от культуры до экономики. Вместе с урбанизацией и изменениями в социальном расслоении происходит зарождение национальных государств, сложенных вокруг общего языка. Также большую роль в данном процессе играет уникальная культура этноса.

В средневековом аграрном обществе национальный фактор был не настолько значителен. В католических королевствах XIV столетия гораздо важнее была принадлежность к тому или иному феодалу. Даже армии существовали по принципу найма. И только в XIX веке окончательно сформировался принцип национального набора в государственные вооруженные силы.

Демография

Меняется демографическая обстановка. В чем здесь скрывается характеристика индустриального общества? Признаки перемен сводятся к снижению рождаемости в одной среднестатистической семье. Люди больше времени уделяют собственному образованию, меняются стандарты в отношении к наличию потомства. Все это влияет на количество детей в одной классической «ячейке общества».

Но вместе с тем падает и уровень смертности. Связано это с развитием медицины. Услуги врачей и лекарства становятся доступнее для широкого слоя населений. Увеличивается продолжительность жизни. Население больше умирает в пожилом возрасте, чем в молодости (например, от болезней или войн).

Общество потребления

Обогащение людей в индустриальную эпоху привело к зарождению Главным мотивом труда его членов становится желание как можно больше купить и приобрести. Зарождается новая система ценностей, которая строится вокруг важности материальных благ.

Термин был введен немецким социологом Эрихом Фроммом. В данном контексте он подчеркнул важность снижения продолжительности рабочего дня, увеличения доли свободного времени, а также размытия границ между классами. Такова эта характеристика индустриального общества. Таблица показывает основные признаки данного периода развития человечества.

Массовая культура

Классическая характеристика индустриального общества по сферам жизни гласит, что в каждой из них увеличивается потребление. Производство начинает ориентироваться на стандарты, которые определяет так называемая Этот феномен - один из самых ярких признаков индустриального общества.

В чем он заключается? Массовая культура формулирует основные психологические установки общества потребления в индустриальную эпоху. Искусство становится доступным для всех. Оно вольно или невольно пропагандирует определенные нормы поведения. Их можно назвать модой или стилем жизни. На западе расцвет массовой культуры сопровождался ее коммерциализацией и созданием шоу-бизнеса.

Теория Джона Гелбрейта

Индустриальное общество тщательно исследовалось многими учеными XX столетия. Одним из выдающихся экономистов в этом ряду является Джон Гелбрейт. Он обосновал несколько фундаментальных законов, с помощью которых формулируется характеристика индустриального общества. Не менее 7 положений его теории стали основополагающими для новых и течений нашего времени.

Гелбрейт считал, что развитие индустриального общества привело не только к установлению капитализма, но и к созданию монополий. Крупные корпорации в экономических условиях свободного рынка наживают богатство и поглощают конкурентов. Они контролируют производство, торговлю, капиталы, а также прогресс в науке и технике.

Усиление экономической роли государства

Важная характеристика согласно теории Джона Гелбрейта, заключается в том, что в стране с подобной системой взаимоотношений государство усиливает свое вмешательство в экономику. До этого в аграрную эпоху средневековья у власти просто не было ресурсов, чтобы кардинально влиять на рынок. В индустриальном обществе ситуация совершенно обратная.

Экономист по-своему отмечал развитие техники в новую эпоху. Под этим термином он имел в виду применение систематизированных новых знаний на производстве. Требования приводят к тому, что в экономике торжествуют корпорации и государство. Связано это с тем, что именно они становятся обладателями уникальных научных производственных разработок.

В то же время Гелбрейт считал, что при индустриальном капитализме сами капиталисты потеряли свое былое влияние. Теперь наличие денег совсем не означало власти и важности. Вместо собственников на первый план выходят научные и технические специалисты, которые могут предложить новые современные изобретения и производственные методики. Такова эта характеристика индустриального общества. По плану Гелбрейта, прежний рабочий класс в этих условиях размывается. Обостренные отношения пролетариев и капиталистов сходят на нет благодаря техническому прогрессу и уравниванию доходов дипломированных специалистов.

Изучение нового материала.

Лекция учителя. В тетради записывают основные моменты.

Изменения, произошедшие в индустриальном обществе (название конспекта

1) «Земля выбрасывала своих детей».

Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля выбрасывала своих детей».

Рост городов - одна из черт индустриального общества. Этот процесс ускорился в начале XIX в. и продолжался в дальнейшем. Бурный рост городов был вызван, во-первых, перенаселением деревни, обусловленным улучшением землепользования и внедрением передовых методов ведения хозяйства, в результате чего высвободилось много рабочих рук; во-вторых, упадком небольших городков, связанным с падением ремесленного производства и мелкой торговли, а также с изменениями на транспорте: с развитием железнодорожного транспорта центры промышленности переместились в новые районы. Поэтому в поисках работы люди были вынуждены менять место жительства.

Массы населения, столетиями жившие на земле, приходят в движение и покидают родные места. Уход из деревни порождал эмиграцию, люди уезжали в другие страны. Многие жители местечек переезжали в крупные города или новые промышленные центры своей страны. В связи с ростом продуктивности сельского" хозяйства возникла возможность накормить большие города.

В Великобритании, этой «стране городов», девять англичан из десяти проживали в городах. Во Франции только три человека из десяти жили в городах, но повсюду городское население росло очень быстрыми темпами. Особенно важно то, что впервые в истории города начинали преобладать в экономической жизни.

  • Рост городов, увеличение количества городского и уменьшение сельского населения.

Люди в движении. С 20-х гг. XIX в. началось массовое переселение европейцев на другие континенты. Уезжали из Англии, Германии, Скандинавских стран, Восточной и Южной Европы. Уезжали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Южную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США. Нью-Йорк стал главным портом, куда прибывали эмигранты. Чтобы попасть туда из Гамбурга или Ливерпуля, требовалось 12 дней плавания, из Неаполя - 21 день. На островке Эллис в заливе Нью-Йорка для эмигрантов был создан «вокзал», где они проходили регистрацию и получали разрешение на въезд в страну. Но сначала их проверяла медицинская служба. От 6 до 10% прибывших в США получали отказ по медицинским соображениям. Получивших разрешение сажали на паром и отправляли в Манхэттен. Здесь, в центре Нью-Йорка, их предоставляли самим себе.

Большинство новоприбывших устраивалось у друзей, родителей, земляков. Город состоял из кварталов, каждый из которых имел свей язык и свои обычаи. Эмигранты являлись дешевой рабочей силой, согласной на самые тяжелые условия труда.

  • Резкий рост эммирации из стран Европы в США и другие страны Америки. (В 19 веке Европу покинули 50 млн. чел, из них 35 млн. – в США)

2) Изменения в социальной структуре

Исчезают сословия, усложняется классовая структура общества. На протяжении всего XIX в. индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии к наемных промышленных рабочих, занятых в капиталистическом производстве, к началу XX в. они стали основными социальныки группами индустриального общества. Что же касается основных классов традиционного общества - дворян-землевладельцев и крестьян, то их численность уменьшалась. Эти изменения происходили в зависимости от темпов модернизации.

В Англии, как вы знаете, классическое помещичье и крестьянское хозяйство исчезло уже в XVIII в., революция во Франции уничтожила собственность сеньоров на землю, а в США никогда не было классов традиционного общества. Помещичье и крестьянское хозяйство сохранялось в первой половине XIX в. в таких странах второго эшелона модернизации, как Австрийская империя, Италия, в германских государствах. Однако в период наполеоновских войн в ряде германских государств и в Австрийской империи были проведены реформы, способствовавшие развитию капиталистического хозяйства в деревне. Бывшие помещики превращались в капиталистических предпринимателей, использовавших наемный труд, значительная часть крестьян становилась фермерами или батраками, следовательно, включалась в капиталистическое хозяйство.

В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там, где они сохранялись, сословные перегородки разрушались в процессе модернизации. Расслоение происходило и внутри самих классов общества. Существовала крупная, средняя и мелкая буржуазия, неоднородны были рабочий класс и крестьянство. Значительную часть людей вообще трудно было причислить к какому-то определенному классу. Например, малоземельный крестьянин был вынужден одновременно с работой на своем поле трудиться по найму на крупного землевладельца. Кто же он был - крестьянин или наемный работник?

  • Исчезают старые сословия. Растет численность буржуазии и наемных рабочих

Новая социальная структура общества:

  • Господство аристократии уходит в прошлое. Аристократия сливается с буржуазией, что приводит к формированию нового высшего класса.

Аристократия старая и новая. К. середине XIX в. европейской аристократии пришлось во многом изменить свой образ жизни, иначе было не выжить.

Многие аристократы еще владели землями, и жизнь их была связана больше с деревней, чем с городом. Просторные дома позволяли принимать множество знатных гостей. Библиотеки, художественные коллекции, светские приемы, охота - все делало жизнь приятной. Браки, как правило, заключались в своем кругу, поэтому аристократические семьи были связаны родственными узами.

В Англии мальчиков из таких семей с детства готовили к политической деятельности. После окончания частных привилегированных школ они учились в Оксфорде или Кембридже. Затем ареной их деятельности становился парламент. В середине XIX в. 4/5 членов палаты общин в английском парламенте составляли землевладельцы, а большая часть министров заканчивала элитарные учебные заведения.

Но постепенно, с развитием индустриального общества, господствующее положение аристократии уходит в прошлое. Часть земель продается под городскую застройку, уменьшаются лесные владения. Новые времена предъявляют новые требования к тем, кто хочет делать карьеру. Земельная аристократия занимает руководящие посты в банках, промышленных компаниях, в колониальной администрации.

Многие аристократические семьи теряют свои богатства. И хотя знать с презрением относилась к разбогатевшим «выскочкам», многие отпрыски древних родов вступают в брак с наследниками больших состояний, и это приводит к слиянию аристократии и буржуазии, формированию нового «высшего класса».

  • Ведущую роль в обществе играет крупная буржуазия.

Новая буржуазия. В XIX в. в экономической и политической жизни государств все громче заявляет о себе буржуазия. Больших успехов добивается тот, о ком говорили «человек, который всем обязан самому себе». Вы уже знаете биографии таких людей, достаточно вспомнить Бенджамина Франклина.

Классический пример возвышения такого человека в обществе приводит английский писатель У. Теккерей: «Старик Памп метет лавку, бегает на лосылках, станов ится доверенным приказчиком и компаньоном; Памп-второй становится главой фирмы, нагребает все больше и больше денег, женит сына на графской дочке. Памп-третий не бросает банка, но главное дело его жизни - стать отцом Пампа-четвертого, а его потомство уже по праву наследования властвует над нашей нацией снобов».

В XIX в. во главе крупной промышленности и банков стояли представители буржуазии, нажившие миллионные состояния. Они очень много работали, отдавая время и силы своему делу. Их быт был скромен, но многие стремились -стать частью аристократии. Политик Дизраэли получил от королевы Виктории титул лорда Бикенсфильда, пивовар Гиннес и банкир Ротшильд стали баронами, получили дворянские титулы в Германии Крупп и Сименс.

  • Появляется средний класс – опора общества

Средний класс. Новым явлением в общественной жизни XIX в. стало появление среднего класса, объединившего самые разные слои общества - мелкую буржуазию, служащих частных компаний и государственных учреждений. К среднему классу относились и лица свободных профессий - инженеры, изобретатели, врачи, преподаватели, офицеры, юристы и др. Одним из главных признаков принадлежности к среднему классу было устойчивое материальное положение, хотя и различное у отдельных слоев.

Среди представителей среднего класса во второй половине XIX в. особенно выделяется категория юристов. С формированием правового государства, гражданского общества, развитием экономической жизни потребность в юристах увеличилась. Они писали конституции, составляли кодексы законов, оформляли завещания, консультировали банкиров, предпринимателей, занимались судопроизводством. Юристами по образованию были многие политические деятели. Средний класс придает «устойчивость» обществу. Как правило, эти люди не одобряют социальных потрясений, предпочитая революциям реформы.

  • Рабочий класс делится на квалифицированных рабочих и неквалифицированных

Очень разный рабочий класс. В XIX в. формируется рабочий класс, в индустриальных странах он становится неоднородным. Выделяются высококвалифицированные рабочие, некоторые историки называли их рабочей аристократией. Их положение на предприятии было прочным, зарплата- позволяла давать техни ческое образование сыновьям, иногда их дети становились служащими. Это уже был шаг вверх по социальной лестнице. В Англии к началу XX в. такие рабочие составляли треть от общего числа. Неквалифицированные рабочие зарабатывали вдвое меньше, но иногда доход семьи увеличивался за счет работающих детей. В семьях с низким доходом любой расход, например покупка башмаков, заставлял экономить на еде, обеды отменялись на несколько дней. Половина английских рабочих могла купить мясо на обед не чаще одного раза в неделю, да и то это были покупки, совершаемые в 11 часов вечера. Почему в такое время? По традиции в промышленных городах большая часть населения приобретала продукты в субботу, после расчета за недельную работу. К восьми часам вечера магазины в богатых кварталах закрывались, а в бедных жизнь только начиналась. Лавки ярко освещены, мясники на всю улицу кричат о достоинствах своего товара.

Вот описание субботнего вечера в рабочем районе Лондона, сделанное современником: «По тротуарам идут целыми семьями: мать толкает колясочку, в которой, кроме ребенка... лежат еще пакетики и сверточки, отец несет на плечах сынишку... Возле кабаков устраиваются концерты... К 11 часам вечера аристократия рабочего класса... запасается уже провизией. Тогда появляются исхудалые, заморенные женщины в черных соломенных шляпках, с корзиночками в руках. Они застенчиво выстраиваются рядами возле мясных лавок, и мясники сбывают им за дешевую плату все остатки: куски костей, требуху, обрезки и пр.».

За квартиру тоже платили по субботам, и после пропуска двух платежей следовал приказ освободить помещение.

Женский и детский труд. Заглянув вечером в район Лондона, где располагались конфетные и табачные фабрики, можно было увидеть идущих под руку усталых девушек в шляпках, украшенных огромными пучками разноцветных страусовых перьев. Это «фабричные девушки». С 13 лет они на фабрике, с 14 - независимы, так как платят своим матерям за квартиру и стол 5-6 шиллингов в неделю. Работали на фабриках и женщины, но чаще всего вдовы или жены пьяниц, преступников. Порядочный английский рабочий предпочитал, чтобы его жена занималась домом и детьми. Многие женщины работали домашней прислугой, а с развитием предпринимательства у них появились новые профессии: телефонистки, машинистки, секретарши. За свою работу женщины получали намного меньше мужчин.

«Дитя нищеты, крещенное вместо купели в слезах»,- писал английский поэт Лангори о «фабричных детях». Несмотря на ряд парламентских законов, детей продолжали использовать на самой тяжелой работе, в том числе и в каменноугольных шахтах. Одни работали на дне шахтового колодца, нагружая углем тележки, запряженные пони. Другие, сидя в полной темноте, должны были открывать и закрывать двери, ведущие в подземные галереи, каждый раз, когда проезжала тележка. Такой одуряющей работой занимались двенадцатилетние подростки.

Только в 1893 г. в Англии был принят закон, запрещавший принимать на работу детей до 11 лет (до этого к работе допускались дети с 8 лет). Рабочий день продолжался 6,5 часа, а после работы 3 раза в неделю по закону они должны были ходить в школу. Но дети были такими усталыми, что на уроках спали.

«Фабричные дети» имели плохой цвет лица, сутулые плечи, узкую грудь. Казалось, это другой народ, так отличались они от тех, кому не приходилось губить свое здоровье на фабриках.

  • Возникло движение за эмансипацию (права) женщин

Женское движение за уравнение в правах. Стремление к свободе и независимости выразилось и в женском движении за уравнение в правах, эмансипацию. Начало этому движению положила Великая французская революция. Но равенство на женщин распространялось недолго - после 1793 г. женские клубы и газеты закрыли.

В 1840 г. петицию в конгресс о предоставлении им равных с мужчинами прав подали американские женщины, но ответа не получили.

До 70-х гг. XIX в. женщины не пользовались равными с мужчинами имущественными правами, а в семье подчинялись мужу или отцу. В Англии женщины добились права голоса в 1918 г. Во главе стояла Эммелина Панкхорст.

Сегодня индустриальное общество - понятие, знакомое во всех развитых и даже многих развивающихся государствах мира. Процесс перехода на механическое производство, падение прибыльности сельского хозяйства, рост городов и четкое разделение труда - все это основные черты процесса, меняющего социально-экономическую структуру государства.

Что такое индустриальное общество?

Кроме производственных характеристик, это общество отличается высоким уровнем жизни, становлением гражданских прав и свобод, появлением сервисной деятельности, доступной информации и гуманных экономических отношений. Предшествующие традиционные социально-экономические модели отличались сравнительно низким средним уровнем жизни населения.

Индустриальное общество считается современным, в нем очень быстро развиваются как технические, так и социальные составляющие, влияющие на повышение качества жизни в целом.

Основные отличия

Главное отличие традиционного аграрного общества от современного заключается в росте промышленности, потребности в модернизированном, ускоренном и эффективном производстве и в разделении труда.

Основными причинами разделения труда и поточного производства можно считать как экономические - финансовая выгода механизации, так и социальные - рост населения и повышение спроса на товары.

Индустриальное общество характеризуется не только ростом промышленного производства, но и систематизацией и поточностью сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, в любой стране и в любом обществе процесс промышленной реконструкции сопровождается развитием науки, технологий, средств массовой информации и гражданской ответственности.

Изменение структуры социума

Сегодня для многих развивающихся стран характерен особенно ускоренный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Немалую роль в изменении социально-экономических структур играет процесс глобализации и свободное информационное пространство. Новые технологии и научные достижения позволяют совершенствовать процессы производства, что делает ряд отраслей особенно эффективными.

Процессы глобализации и международного сотрудничества и регулирования также влияют на изменение социальных уставов. Индустриальное общество характеризуется уже совсем другим мировоззрением, когда расширение прав и свобод воспринимается не как уступка, а как нечто должное. В сочетании такие изменения позволяют государству стать частью мирового рынка как с экономической точки зрения, так и с социально-политической.

Основные черты и признаки индустриального общества

Основные характеристики можно условно разделить на три группы: производственные, экономические и социальные.

Основные производственные черты и признаки индустриального общества заключаются в следующем:

  • механизация производства;
  • реорганизация труда;
  • разделение труда;
  • повышение производительности.

Среди экономических характеристик необходимо выделить:

  • рост влияния частного производства;
  • появление рынка конкурентных товаров;
  • расширение рынков сбыта.

Основная экономическая черта индустриального общества - неравномерное экономическое развитие. Кризис, инфляция, спад производства - все это частые явления в экономике индустриального государства. Промышленная революция отнюдь не дает гарантии стабильности.

Главная черта индустриального общества в плане его социального развития - изменение ценностей и мировоззрения, на что влияет:

  • развитие и доступность образования;
  • повышение качества жизни;
  • популяризация культуры и искусства;
  • урбанизация;
  • расширение прав и свобод человека.

Стоит отметить, что индустриальное общество характеризуется также безоглядной эксплуатацией природных ресурсов, в том числе и невосполнимых, и практически полным пренебрежением к окружающей среде.

Исторические предпосылки

Кроме экономической выгоды и роста населения, индустриальное развитие общества было обусловлено рядом других причин. В традиционных государствах большинство людей было способно обеспечить себе средства к существованию, и только. Комфорт, образование и удовольствия могли позволить себе лишь немногие. Аграрное общество было вынуждено перейти к аграрно-индустриальному. Этот переход позволил увеличить производство. Однако аграрно-индустриальное общество характеризовалось негуманным отношением хозяев к рабочим и низким уровнем механизации производства.

Доиндустриальные социально-экономические модели держались на тех или иных формах рабовладельческого строя, что говорило об отсутствии универсальных свобод и низком среднем уровне жизни населения.

Промышленная революция

Переход к индустриальному обществу начался в период промышленной революции. Именно этот период, XVIII-XIX века, ответствен за переход от ручного труда к механизированному. Начало и середина XIX века стали апогеем индустриализации в ряде ведущих мировых держав.

В период промышленной революции оформились основные черты современного государства, такие как рост производства, урбанизация, экономический рост и капиталистическая модель общественного развития.

Обычно индустриальную революцию связывают с ростом машинного производства и интенсивным технологическим развитием, однако именно в этот период произошли основные социально-политические изменения, повлиявшие на становление нового общества.

Индустриализация

В составе как мировой, так и государственной экономики выделяются три основных сектора:

  • Первичный - добыча ресурсов и земледелие.
  • Вторичный - переработка ресурсов и создание продуктов питания.
  • Третичный - сфера услуг.

Традиционные общественные структуры основывались на превосходстве первичного сектора. Впоследствии, в переходный период, вторичный сектор стал догонять первичный, стала расти и сфера услуг. Индустриализация заключается в расширении вторичного сектора экономики.

Этот процесс проходил в мировой истории в два этапа: техническая революция, включающая в себя создание механизированных фабрик и отказ от мануфактуры, и модернизация устройств - изобретение конвейера, электроприборов и двигателей.

Урбанизация

В современном понимании урбанизация представляет собой прирост населения больших городов за счет миграции из сельских районов. Однако переход к индустриальному обществу характеризовался более широкой трактовкой понятия.

Города становились не только местами работы и миграции населения, но и культурно-экономическими центрами. Именно города стали границей истинного разделения труда - территориального.

Будущее индустриального общества

Сегодня в развитых странах наблюдается переход от современного индустриального общества к постиндустриальному. Наблюдается изменение ценностей и критериев человеческого капитала.

Двигателем постиндустриального общества и его экономики должна стать индустрия знаний. Поэтому научные открытия и технологические разработки нового поколения играют большую роль во многих государствах. Ценным рабочим капиталом считаются профессионалы с высоким уровнем образования, хорошей обучаемостью, и творческим мышлением. Доминирующим сектором традиционной экономики станет третичный, то есть сфера услуг.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме: «Индустриальная революция: достижении и проблемы»

Письменный опрос

Вариант 1.

II. Генри Форд

III. Чем традиционное общество отличается от индустриального? Приведите примеры технических изобретений 19 в.

Вариант 2.

I. Согласны ли вы с утверждениями:

II. Генри Форд

III. В чем заключается промышленный переворот и его завершение? Приведите примеры технических изобретений 19 в. Приведите примеры технических изобретений 19 в.

3. Изучение нового материала.

Лекция учителя. В тетради записывают основные моменты.

Изменения, произошедшие в индустриальном обществе ( название конспекта)

1) «Земля выбрасывала своих детей».

Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля выбрасы­вала своих детей».

Рост городов - одна из черт индустриального общества. Этот процесс ускорился з начале XIX в. и продолжался в дальнейшем. Бурный рост городов был вызван, во-первых, перенаселением де­ревни, обусловленным улучшением землепользования и внедрени­ем передовых методов ведения хозяйства, в результате чего вы­свободилось много рабочих рук; во-вторых, упадком небольших городков, связанным с падением ремесленного производства и мел­кой торговли, а также с изменениями на транспорте: с развити­ем железнодорожного транспорта центры промышленности пере­местились в новые районы. Поэтому в поисках работы люди были вынуждены менять место жительства.

Массы населения, столетиями жившие на земле, приходят в движение и покидают родные места. Уход из деревни порождал эмиграцию, люди уезжали в другие страны. Многие жители мес­течек переезжали в крупные города или новые промышленные центры своей страны. В связи с ростом продуктивности сельско­го" хозяйства возникла возможность накормить большие города.

В Великобритании, этой «стране городов», девять анг­личан из десяти проживали в городах. Во Франции толь­ко три человека из десяти жили в городах, но повсю­ду городское население росло очень быстрыми темпами. Особенно важно то, что впервые в истории города на­чинали преобладать в экономической жизни.

ü Рост городов, увеличение количества городского и уменьшение сельского населения.

Люди в движении. С 20-х гг. XIX в. началось массо­вое переселение европейцев на другие континенты. Уезжали из Англии, Германии, Скандинавских стран, Восточной и Южной Ев­ропы. Уезжали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Юж­ную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США. Нью-Йорк стал главным портом, куда прибывали эмигранты. Чтобы попасть туда из Гамбурга или Ливерпуля, требовалось 12 дней плавания, из Неаполя - 21 день. На островке Эллис в за­ливе Нью-Йорка для эмигрантов был создан «вокзал», где они проходили регистрацию и получали разрешение на въезд в страну. Но сначала их проверяла медицинская служба. От 6 до 10% прибывших в США получали отказ по медицинским соображени­ям. Получивших разрешение сажали на паром и отправляли в Манхэттен. Здесь, в центре Нью-Йорка, их предоставляли самим себе.

Большинство новоприбывших устраивалось у друзей, родите­лей, земляков. Город состоял из кварталов, каждый из которых имел свей язык и свои обычаи. Эмигранты являлись дешевой ра­бочей силой, согласной на самые тяжелые условия труда.

ü Резкий рост эммирации из стран Европы в США и другие страны Америки. (В 19 веке Европу покинули 50 млн. чел, из них 35 млн. – в США)

2) Изменения в социальной структуре

Исчезают сословия, усложняется классовая структура общества. На протяжении всего XIX в. индустриальная револю­ция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии к наемных промышленных рабочих, занятых в капиталистическом производстве, к началу XX в. они стали основными социальныки группами индустриаль­ного общества. Что же касается основных классов традиционно­го общества - дворян-землевладельцев и крестьян, то их чис­ленность уменьшалась. Эти изменения происходили в зависимости от темпов модернизации.

В Англии, как вы знаете, классическое помещичье и крестьянское хозяйство исчезло уже в XVIII в., рево­люция во Франции уничтожила собственность сеньоров на землю, а в США никогда не было классов тради­ционного общества. Помещичье и крестьянское хозяй­ство сохранялось в первой половине XIX в. в таких странах второго эшелона модернизации, как Австрий­ская империя, Италия, в германских государствах. Од­нако в период наполеоновских войн в ряде германских государств и в Австрийской империи были проведены реформы, способствовавшие развитию капиталистичес­кого хозяйства в деревне. Бывшие помещики превра­щались в капиталистических предпринимателей, исполь­зовавших наемный труд, значительная часть крестьян становилась фермерами или батраками, следовательно, включалась в капиталистическое хозяйство.

В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там, где они сохранялись, сословные перегородки разрушались в процес­се модернизации. Расслоение происходило и внутри самих клас­сов общества. Существовала крупная, средняя и мелкая буржуа­зия, неоднородны были рабочий класс и крестьянство. Значительную часть людей вообще трудно было причислить к ка­кому-то определенному классу. Например, малоземельный крес­тьянин был вынужден одновременно с работой на своем поле тру­диться по найму на крупного землевладельца. Кто же он был - крестьянин или наемный работник?

ü Исчезают старые сословия. Растет численность буржуазии и наемных рабочих

Новая социальная структура общества:

ü Господство аристократии уходит в прошлое. Аристократия сливается с буржуазией, что приводит к формированию нового высшего класса.

Аристократия старая и новая. К. середине XIX в. ев­ропейской аристократии пришлось во многом изменить свой об­раз жизни, иначе было не выжить.

Многие аристократы еще владели землями, и жизнь их была связана больше с деревней, чем с городом. Просторные дома поз­воляли принимать множество знатных гостей. Библиотеки, худо­жественные коллекции , светские приемы, охота - все делало жизнь приятной. Браки, как правило, заключались в своем кругу, поэто­му аристократические семьи были связаны родственными узами.

В Англии мальчиков из таких семей с детства готовили к по­литической деятельности. После окончания частных привилегиро­ванных школ они учились в Оксфорде или Кембридже. Затем ареной их деятельности становился парламент. В середине XIX в. 4/5 членов палаты общин в английском парламенте составляли землевладельцы, а большая часть министров заканчивала элитар­ные учебные заведения.

Но постепенно, с развитием индустриального общества, гос­подствующее положение аристократии уходит в прошлое. Часть земель продается под городскую застройку, уменьшаются лесные владения. Новые времена предъявляют новые требования к тем, кто хочет делать карьеру. Земельная аристократия занимает ру­ководящие посты в банках, промышленных компаниях, в колони­альной администрации.

Многие аристократические семьи теряют свои богатства. И хо­тя знать с презрением относилась к разбогатевшим «выскочкам», многие отпрыски древних родов вступают в брак с наследниками больших состояний, и это приводит к слиянию аристократии и буржуазии, формированию нового «высшего класса».

ü Ведущую роль в обществе играет крупная буржуазия.

Новая буржуазия. В XIX в. в экономической и поли­тической жизни государств все громче заявляет о себе буржуа­зия. Больших успехов добивается тот, о ком говорили «человек, который всем обязан самому себе». Вы уже знаете биографии та­ких людей, достаточно вспомнить Бенджамина Франклина.

Классический пример возвышения такого человека в общест­ве приводит английский писатель У. Теккерей: «Старик Памп ме­тет лавку, бегает на лосылках, станов ится доверенным приказчи­ком и компаньоном; Памп-второй становится главой фирмы, нагребает все больше и больше денег, женит сына на графской дочке. Памп-третий не бросает банка, но главное дело его жиз­ни - стать отцом Пампа-четвертого, а его потомство уже по праву наследования властвует над нашей нацией снобов».

В XIX в. во главе крупной промышленности и банков стояли представители буржуазии, нажившие миллионные состояния. Они очень много работали, отдавая время и силы своему делу. Их быт был скромен, но многие стремились - стать частью аристократии. Политик Дизраэли получил от королевы Виктории титул лорда Бикенсфильда, пивовар Гиннес и банкир Ротшильд стали барона­ми, получили дворянские титулы в Германии Крупп и Сименс.

ü Появляется средний класс – опора общества

Средний класс. Новым явлением в общественной жиз­ни XIX в. стало появление среднего класса, объединившего са­мые разные слои общества - мелкую буржуазию, служащих ча­стных компаний и государственных учреждений. К среднему классу относились и лица свободных профессий - инженеры, изобре­татели, врачи, преподаватели, офицеры, юристы и др. Одним из главных признаков принадлежности к среднему классу было устойчивое материальное положение, хотя и различное у отдель­ных слоев.

Среди представителей среднего класса во второй половине XIX в. особенно выделяется категория юристов. С формировани­ем правового государства, гражданского общества, развитием эко­номической жизни потребность в юристах увеличилась. Они пи­сали конституции, составляли кодексы законов, оформляли заве­щания, консультировали банкиров, предпринимателей, занимались судопроизводством. Юристами по образованию были многие по­литические деятели. Средний класс придает «устойчивость» об­ществу. Как правило, эти люди не одобряют социальных потря­сений, предпочитая революциям реформы.

ü Рабочий класс делится на квалифицированных рабочих и неквалифицированных

Очень разный рабочий класс. В XIX в. формируется рабочий класс, в индустриальных странах он становится неодно­родным. Выделяются высококвалифицированные рабочие, некото­рые историки называли их рабочей аристократией. Их положение на предприятии было прочным, зарплата - позволяла давать техни ческое образование сыновьям, иногда их дети становились служа­щими. Это уже был шаг вверх по социальной лестнице. В Анг­лии к началу XX в. такие рабочие составляли треть от общего числа. Неквалифицированные рабочие зарабатывали вдвое мень­ше, но иногда доход семьи увеличивался за счет работающих де­тей. В семьях с низким доходом любой расход, например покуп­ка башмаков, заставлял экономить на еде, обеды отменялись на несколько дней. Половина английских рабочих могла купить мя­со на обед не чаще одного раза в неделю, да и то это были по­купки, совершаемые в 11 часов вечера. Почему в такое время? По традиции в промышленных городах большая часть населе­ния приобретала продукты в субботу, после расчета за недельную работу. К восьми часам вечера магазины в богатых кварталах за­крывались, а в бедных жизнь только начиналась. Лавки ярко освещены, мясники на всю улицу кричат о достоинствах своего товара.

Вот описание субботнего вечера в рабочем районе Лон­дона, сделанное современником: «По тротуарам идут целыми семьями: мать толкает колясочку, в которой, кроме ребенка... лежат еще пакетики и сверточки, отец несет на плечах сынишку... Возле кабаков устраивают­ся концерты... К 11 часам вечера аристократия рабо­чего класса... запасается уже провизией. Тогда появля­ются исхудалые, заморенные женщины в черных соломенных шляпках, с корзиночками в руках. Они за­стенчиво выстраиваются рядами возле мясных лавок, и мясники сбывают им за дешевую плату все остатки: ку­ски костей, требуху, обрезки и пр.».

За квартиру тоже платили по субботам, и после пропуска двух платежей следовал приказ освободить помещение.

Женский и детский труд. Заглянув вечером в район Лондона, где располагались конфетные и табачные фабрики, мож­но было увидеть идущих под руку усталых девушек в шляпках, украшенных огромными пучками разноцветных страусовых перь­ев. Это «фабричные девушки». С 13 лет они на фабрике, с 14 - независимы, так как платят своим матерям за квартиру и стол 5-6 шиллингов в неделю. Работали на фабриках и женщины, но чаще всего вдовы или жены пьяниц, преступников. Порядочный английский рабочий предпочитал, чтобы его жена занималась до­мом и детьми. Многие женщины работали домашней прислугой, а с развитием предпринимательства у них появились новые про­фессии: телефонистки, машинистки, секретарши. За свою работу женщины получали намного меньше мужчин.

«Дитя нищеты, крещенное вместо купели в слезах»,- писал английский поэт Лангори о «фабричных детях». Несмотря на ряд парламентских законов, детей продолжали использовать на самой тяжелой работе, в том числе и в каменноугольных шахтах. Одни работали на дне шахтового колодца, нагружая углем тележки, за­пряженные пони. Другие, сидя в полной темноте, должны были открывать и закрывать двери, ведущие в подземные галереи, каж­дый раз, когда проезжала тележка. Такой одуряющей работой за­нимались двенадцатилетние подростки.

Только в 1893 г. в Англии был принят закон, запрещавший принимать на работу детей до 11 лет (до этого к работе допус­кались дети с 8 лет). Рабочий день продолжался 6,5 часа, а по­сле работы 3 раза в неделю по закону они должны были ходить в школу. Но дети были такими усталыми, что на уроках спали.

«Фабричные дети» имели плохой цвет лица, сутулые плечи, узкую грудь. Казалось, это другой народ, так отличались они от тех, кому не приходилось губить свое здоровье на фабриках.

ü Возникло движение за эмансипацию (права) женщин

Женское движение за уравнение в правах. Стремле­ние к свободе и независимости выразилось и в женском движе­нии за уравнение в правах, эмансипацию. Начало этому движе­нию положила Великая французская революция. Но равенство на женщин распространялось недолго - после 1793 г. женские клу­бы и газеты закрыли.

В 1840 г. петицию в конгресс о предоставлении им равных с мужчинами прав подали американские женщины, но ответа не по­лучили.

До 70-х гг. XIX в. женщины не пользовались равными с муж­чинами имущественными правами , а в семье подчинялись мужу или отцу. В Англии женщины добились права голоса в 1918 г. Во главе стояла Эммелина Панкхорст.

4. Закрепление.

Задание: прочитать § 4, Дать развернутый ответ на вопрос: Какие технические изобретения изменили повседневную жизнь людей в 19 веке? В чем заключались эти изменения ( трамваи, газеты, швейные машинки , комфортное житье, мода, питание, телефон, печатная машинка) Домашнее задание. §§ 3-4, закончить письменное задание.

8 класс, 07/08 ТЕМА 1 . Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

УРОК № 4. Наука. Создание научной картины мира

Цели урока:

Образовательная: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 в., рассмотреть достижения научной мысли 19 в.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение заполнять таблицу и выделять главное в тексте.

Воспитательная: воспитывать уважение к могуществу человеческого интел­лекта, веру в величии науки, служащей человеку

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: вступительное слово учителя, самостоятельна работа с учебником, работа по заполнению таблицы

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

1) Причины быстрого развития физики и других естест­венных наук.

Рассказ учителя.

XIX - начало XX в.- особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Казалось, ка­кой-то невидимый волшебник отдернул занавес, скрывающий тай­ны природы и человека. Но этим волшебником был человеческий разум.

Новые открытия разрушают представление о том, что приро­да подчиняется точным законам механики.

Мы рассмотрим только о некоторых из них. О многом вы узнаете на уроках математики, физики, химии, биологии и др. А здесь речь пойдет о тех открытиях в области физики и естест­венных наук, без которых невозможно было бы развитие индус­триального общества.

Сама жизнь требовала познать законы механики и электриче­ства, свойства используемых в производстве материалов и ве­ществ, найти способы измерения скорости, давления и т. д. В то же время технический прогресс позволил создавать необходимые для научных исследований приборы.

Главная особенность естественно-научных открытий второй по­ловины XIX в. заключалась в том, что они коренным образом ме­няли представление о строении материи, пространстве, времени, движении, о развитии живой природы, о месте человека в при­роде, о происхождении жизни на Земле.

2) Научные достижения 19 в.

Организуется заполнение таблицы см. стр. 39-44.

Научная область

Год открытия

Ученый

(годы жизни)

Физика

Майкл Фарадей

Открыл явление электромагнетизма. Это позволило приступить к созданию электродвигателя

Максвелл

Разработал электромагнитную теорию света. В природу существуют невидимые электромагнитные волны, которые передают электричество в пространстве

Генрих Герц

Подтвердил существование электромагнитных волн, установил, что они распространяются со скоростью 300 тыс. км/с

Создали первый беспроволочный телеграф

Дж. Стоней

Ввел в науку термин «Электрон»

Открыл невидимые Х-лучи. На основе этого открытия создан рентген-аппарат

Пьер Кюри и

Мария Склодовская - Кюри

Открыли радиоактивность. Доказали, что атом не является самой малой частицей и тоже делится

Естествознание

Эволюционная теория происхождения человека. Предки человека – обезьяны

Луи Пастер

Славословить нелепость трусливой душой

И завязывать дружбу с глупцами?!

Испытал я и сладость и горечь любви,

Рано искренней дружбе поверил.

Обсуждают матроны порывы мои,

И узнал, что друг лицемерил.

Что богатство?! Оно уничтожится в день

По желанью тирана иль рока;

Что мне титул? - могущества лживая тень;

Только славы я жажду глубоко!

Чужд я лжи, не умею еще до сих пор

Правду я покрывать лаком моды,

Так зачем же терпеть ненавистный надзор

И на глупость растрачивать годы?

Байрон «О морском разбойнике»

На золотом песке они сидят,

Кинжалы точат, мечут банк, едят

И смотрят, взяв оружие свое,

На тусклое от крови лезвие.

Кто чинит лодку - руль или весло,

Кто бродит в думах, опустив чело;

Кто поусердней, ловит птиц в силки

Иль сушит сеть и правит поплавки;

Впиваясь взором в сумрак голубой,

Ждут дальних парусов, несущих бой;

Ведут делам давно минувшим счет,

Гадают, где-то их удача ждет...

Свиданья радость будет коротка:

Чудесный миг уж скоро позади.

Скорей, Хуан, к вождю нас проводи!»...

К высокой башне, сумрачной во мгле,

Тропинкой, высеченною в скале,

Где вьется плющ, где дикие цветы

И где ключи, спадая с высоты.

Текут и плещут, как потоки слез,

И пять зовут, с утеса на утес

Они взбираются.

Кто, одинок,

Стоит меж скал и смотрит на восток,

На меч опершись сильною рукой,

Отринувшей утехи и покой?..

Поступками на демона похож,

Герой преданий был лицом хорош."..

Лицо обветрено, на белый лоб

Густых кудрей спадает черный сноп,

Надменные мечтанья гордый рот,

Обуздывая, все же выдает.

Но что-то есть, что он в себе таит;

Изменчивость подвижного лица

Порой влечет, смущает без конца,

И кажется, что прячется под ней

Игра глухих, но яростных страстей.

2) КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – возникает в 30е гг. 19 в.

Основные черты:

ü Показывают мир, пытаясь вскрыть причины уродливых явлений жизни;

ü Отказ от романтизма и попытка взглянуть на мир трезвым взглядом

ü Человек рассматривается как порождение общества.

ü Искусство должно критиковать и указывать на пороки общества и человека.

Пример: Оноре де Бальзак «Гобсек»

«Не знаю, можете ли вы представить себе с моих слов лицо этого человека, которое я, с дозволения Академии, готов назвать лунным ли­ком , ибо его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с кото­рого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные и с сильной проседью - пепель­но-серые. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы . Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он за­щищал их большим козырьком потрепанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинками, походил на буравчик, а губы тон­кие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Мет-су. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился. Возраст его был загадкой: я никогда не мог понять, состарился ли он до вре­мени или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки веч­ные. Все в его комнате было потерто и опрятно, начиная с зеленого сукна на письменном столе до коврика перед кроватью, - совсем как в холодной обители одинокой старой девы, которая весь день наводит чистоту и натирает мебель воском. Зимою в камине у него чуть тлели головни, прикрытые горкой золы, никогда не разгораясь пламенем. От первой минуты пробуждения и до вечерних приступов кашля все его действия были размеренные, как движения маятника. Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно. Если тронуть ползущую по бумаге мокрицу, она мгновенно остановится и замрет; так же вот и этот человек во время разговора вдруг умолкал, выжидая, пока не стихнет шум проезжающего под окнами экипажа, так как не желал на­прягать голос. По примеру Фонтенеля он берег жизненную энергию, подавляя в себе все человеческие чувства. И жизнь его протекала так же бесшумно, как сыплется струйкой песок в старинных песочных ча­сах. Иногда его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик, по­том вдруг наступала мертвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней утку. К вечеру человек-вексель становился обыкновенным человеком, а слиток металла в его груди - человеческим сердцем. Если он был до­волен истекшим днем, то потирал себе руки, а из глубоких морщин, бороздивших его лицо, как будто поднимался дымок веселости, - пра­во, невозможно изобразить иными словами его усмешку, игру лицевых мускулов, выражающую, вероятно, те же ощущения, что и беззвучный смех Кожаного Чулка. Всегда, даже в минуты самой большой радости, говорил он односложно и сохранял сдержанность.»

Loading...Loading...