Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Важнейшей задачей начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Э.Н.Запащикова,

учитель начальных классов,

МОУ «Каслинская СОШ №27»

Важнейшей задачей начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, т.к. являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место. Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций, которые осуществляет для их решения.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

В своей педагогической деятельности я применяю системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

– применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;

–создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание.

На уроках русского языка продолжаю работу по формированию познавательных универсальных учебных действий при чтении текстов. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, интерпретация, комментирование текста.

В ходе обучения чтению учащиеся овладевают различными видами и типами чтения, которые способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий:

–ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;

–изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

В процессе своей работы создаю педагогические условия для формирования познавательных универсальных учебных действий:

1. «Слитность» познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка: для того чтобы интерес возник и был устойчив, осуществляю «эмоциональную поддержку».

2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности использую уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, книги и пр.). Действительно, собственная позиция ребенка («я уже что-то об этом знаю»), стремление к самостоятельной деятельности («хочу сам»), желание рассуждать («я думаю, что...») играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости.

3. Поддерживаю любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания.

4. Речевые разминки на наших уроках решают следующие конкретные задачи:

а) учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям - учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям;

б) формировать умения и навыки участия в диалоге;

в) учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли учитывать ее особенности (настроение, характер, поведение и др.).

В уроки русского языка я включаю проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

Мною организовывалось стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого являлось самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

В ходе уроков русского языка (тема «Язык и речь»; «Второстепенные члены предложения. Определение») формируются познавательные универсальные учебные действия. Это заключается в обучении учащихся ставить познавательную цель урока, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

В процессе урока также происходило формирование регулятивных универсальных учебных действий. Это проявлялось саморегуляцией учащихся, они проявляли способность к волевому усилию.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в ходе урока у всех детей происходило по-разному. Одни испытывали потребность в общении с учителем, выкрикивая ответы с места, просились поработать у доски. Другие учащиеся внимательно слушали и вступали в диалог после того, как учитель задавал вопрос или приглашал поработать у доски.

Формирование личностных универсальных учебных действий также как и коммуникативных, у всех детей происходило не одинаково. Некоторые учащиеся не стремились получить знания, на уроке работали без особого интереса.

В конце урока проходило оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей. Процесс оценивания учащимся очень нравился, они старались объективно оценить себя и своих товарищей.

Универсальный характер познавательных действий проявляется в том, что они:

– носят надпредметный и метапредметный характер;

– лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально - предметного содержания;

– обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;

–обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.

Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся как «умение учиться». Основы формирования «умение учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт предопределяет успешность обучения учащихся в течение всей последующей жизни.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, интеллектуальных способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.

Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

В частности на наших уроках русского языка стараюсь эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.

Список литературы:

1 . Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: (начальные классы): учебник / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Академия, 2010. – 447с.

2.Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: Пособие для учителя. 5-е издание. – М.: Просвещение, 2014.

3.Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. – 2010. – № 10 – С. 15-22.

4.Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: сб. методических задач. Ч. 1. Методика развития речи младших школьников / М.С. Соловейчик. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 80 с.


1

В статье представлен опыт создания системы развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится обеспечение развития универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. В данной статье осветены проблемы развития познавательных УУД, которые включают: общеучебные, логические действия, составляют: структуру общеучебных универсальных действий: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

В структуру логических универсальных действий входят: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем предполагает: формирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В настоящее время преподавание в начальных классах ведётся по разным учебно-методическим комплектам. И овладение учащимися УУД во многом зависит от того, по какому УМК они обучаются. УМК «Школа 2100» и «Школа России» в части содержания предмета «Русский язык», как и методика преподавания, отвечает всем требованиям концепции развития УУД. При анализе содержания учебников русского языка можно заметить, что внутренняя структура каждого параграфа учебника включает в себя такие элементы, которые в той или иной степени направлены на формирование всех групп УУД. Но задания и упражнения, способствующие эффективному развитию учебной деятельности и логических приёмов мышления, наиболее частотны. Поэтому необходимо использовать дополнительные источники, например: итоговые диагностические работы по ФГОС, тетради творческих работ, тетради комплексных работ, диагностические работы, которые представляют большие возможности для формирования познавательных УУД. Главное, чтобы работа проводилась в системе, по спирали, от простого к сложному. Особо следует выделить познавательные задания творческого характера. Данные задания и приёмы позволят сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживать внимание детей, контролировать дисциплину.

Пример подобных заданий представлен в учебных пособиях:

1.Беденко М. Формируем навыки смыслового чтения. Реализуем метапредметные результаты.

2. Разагатова Н.А., Ушакова О.Б.. Интегрированные предметные диагностические работы.

3. Понятовская Ю.Н., Шейкина С.А.. Итоговые комплексные работы. Методическое пособие.

4. Языканова Е.В. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения.

Упражнения используются на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации к изучению новой темы.

“Составь слово”.

Инструкция педагога:

«В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой - ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита».

“Четвёртое лишнее”.

Инструкция педагога:

«В каждом ряду три слова на определённых основаниях связаны между собой, а четвёртое - отличается. Найдите его, ответ обоснуйте».

1. Корова, медведь, лиса, заяц.

2. Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.

3. Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность

4. Делимое, множитель, делитель, частное.

5. Произведение, сумма, разность, слагаемое, частное.

Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.

“Какография”.

Инструкция педагога:

«Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий. Найди все ошибки. Объясни свое решение».

«Восстановление деформированного текста».

Инструкция педагога:

«Из данных предложений составь рассказ, запиши его».

Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.

При повторении изученного материала помогают интересные приёмы.

«Заморочки из бочки».

Инструкция педагога:

«Это может быть картонная бочка, обыкновенная стеклянная баночка, в которой лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается и загадочно, и необычно, и полезно!»

Соотнесение модели с картинкой.

Инструкция педагога:

Сколько букв в первом слове? (5) Какая вторая? (о) последняя? (а)

Подберите слова, которые подходят к этой схеме (горка, корка, бочка)

Подберите слова ко второй схеме (замок, забор)

Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков. Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указание способа проверки.

Эти же УУД формируется через задания на выделение так называемого «лишнего слова». Дети, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов одно, этими признаками не обладающее. Через анализ объектов выполняется выборочное списывание и задания на вычленение слов с определёнными признаками из группы слов, предложения или текста.

Задания на составление слов из звуков и слогов, сложных слов из основ, словосочетаний, устойчивых выражений, пословиц из «разбросанных» слов, конструирование и переконструирование предложений, составление слов и предложений по схеме, разгадывание шарад требуют применения такого логического действия как синтез - составление целого из частей, предполагающее самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.

Сообщение о том или ином языковом явлении, объяснение значения слова, фразеологизма, правильное употребление слова, постановка ударения требует поиска необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ. Эти же задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной речи.

Постановка и решение проблемы как неотъемлемая часть познавательного блока УУД включают формулирование проблемы, а также самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. «Проблемным» оно называется потому, что соотносится с главной категорией проблемного обучения - проблемной ситуацией. В процессе решения такого задания учащиеся самостоятельно приходят к новым знаниям или способам их получения, то есть поиск способа решения или само решение возлагается на учащихся. Как показывает опыт, необходима не случайная совокупность проблемных заданий, а их система. Задания должны быть доступны, важны в общеобразовательном отношении, иметь разную степень сложности. Структура содержания задания необязательно должна отвечать принципу дидактики «от легкого к трудному».

Для того, чтобы подобрать или самостоятельно разработать систему проблемных заданий, учителю необходимо руководствоваться программой действий, в основе которой лежат следующие принципы:

Учебный материал следует излагать так, чтобы раскрыть ребенку ведущие, общие свойства понятия или явления, подлежащие дальнейшему изучению;

Практические умения и навыки необходимо даже в младших классах развивать на базе соответствующих теоретических сведений;

Создаваемая система проблемных заданий должна содержать не только фактический материал, но и описание действий самих детей по его усвоению;

В разрабатываемую систему следует включать задания, обеспечивающие овладение способом анализа материала и средствами моделирования открываемых свойств, а также упражнения по использованию детьми уже готовых моделей для открытия новых свойств.

Систематическая деятельность учителя по созданию проблемных ситуаций в процессе решения проблемных заданий на уроках русского языка приводит к тому, что ученики имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, постепенно овладевая познавательными универсальными учебными действиями.

Познавательные УУД формируются у учащихся постепенно с 1 по 4 класс. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД, ученик должен осознать: «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебника. В качестве диагностики выявления уровня сформированности познавательных УУД использую комплексные диагностические работы (входная, промежуточная, итоговая). Таким образом, формируя познавательные УУД, осуществляется развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям ФГОС НОО.

Библиографическая ссылка

Лунегова И.В. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Старт в науке. – 2016. – № 5. – С. 188-190;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=467 (дата обращения: 05.11.2017).
Loading...Loading...