Методы обучения в начальной школе по фгос. Методы обучения по фгос — взгляд на обучение с учётом новых стандартов
Начиная разговор о методах обучения, сперва следует пояснить, что под ними подразумевается. Методы обучения представляют собой способы, обеспечивающие взаимодействие между учителем и учениками, которые призваны помочь в достижении образовательных целей.
Если рассматривать методы обучения по фгос, то они могут быть представлены в виде следующих групп.
Пассивные методы.
Под пассивным методом подразумевается форма взаимодействия между учениками и учителем, при которой последний берет на себя функции действующего лица и определяет ход урока, а ученики здесь представлены в качестве пассивных слушателей, вынужденные выполнять указания преподавателя.
Подобные методы обучения по фгос предполагают использование для связи с учителем следующие его формы обучения:
- Опросы;
- Самостоятельные и контрольные работы;
- Тесты и пр.
Если рассматривать данный метод с позиции современных педагогических технологий и эффективности усвоения учебного материала, то он обеспечивает крайне низкую результативность, однако все же ему присущи определенные преимущества:
- В первую очередь преподавателю не приходится тратить много сил и времени на подготовку к занятиям;
- За отведенное время, предусмотренное уроком, учитель может выдать довольно большой учебного материала.
Чаще всего пассивные уроки проводят в виде лекции. Наибольшее применение они получили в ВУЗах, в которых обучаются практические сформированные личности, которые пришли сюда за получением глубоких знаний по интересующему их предмету.
Активные методы
Активный метод представляет собой форму взаимодействия между учениками и преподавателем, при которой наблюдается взаимодействие данных участников между собой, причем ученики принимают активное участие во время преподнесения учебного материала.
Отличительные черты активных методов:
- В пассивном уроке именно учителю отводилась роль главного действующего лица, а также менеджера урока. В данном же случае какого-то превосходства в правах у учителя и учеников не наблюдается.
- При использовании пассивных методов четко прослеживается авторитарный стиль взаимодействия. Когда же начинают использоваться методы активного социально психологического обучения, то здесь отмечается демократический стиль.
Большинство специалистов отождествляют активные и интерактивные методы, но при этом им присущи некоторые отличия. Интерактивные методы можно охарактеризовать как более усовершенствованную форму активных методов.
Интерактивные методы
Этимология слова «интерактивный» предусматривает наличие двух частей: «Inter» — это взаимный, «act» — действовать. Поэтому сам термин означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Иначе говоря, разница между активными и интерактивными методами заключается в том, что последние призваны обеспечить более широкое взаимодействие учащихся, как с учителем, так и друг с другом и стимулировать учеников на максимальную активность в образовательном процессе.
В соответствии с фгос, школа россии на сегодняшний день в большей степени ориентирована на активные методы обучения, ключевыми особенностями которых является демонстрация эффективности, творческий подход и постоянный поиск.
Наиболее распространенные разновидности активных методов обучения:
- Дидактические игры;
- Анализ конкретных ситуаций;
- Решение проблемных задач;
- Обучение по алгоритм;
- Мозговая атака и пр.
Особенности активного обучения
Применение активных методов обучения приводит к тому, что ученик начинает выполнять уже другие функции. Теперь он уже не предстает в роли пассивного слушателя, которому нужно лишь запоминать преподносимый материал, а принимает активное участие в процессе обучения. Выступая в данной роли, он начинает трансформироваться в активную личность, которая наделяется всеми обязательными навыками, которыми должен обладать современный успешный человек.
Активное обучение можно охарактеризовать как особую форму организации и ведения процесса обучения, при которой главной целью становится оказание максимально возможного стимулирования к учебно-познавательной деятельности на учащихся, что становится возможным за счет использования педагогических и организационно-управленческих средств.
Вызвать интерес к обучению можно при помощи улучшения форм и методов обучения, а также и формы организации и управления образовательного процесса.
Похожие материалы:
С каждым годом образовательный процесс в школах стараются улучшить, что, естественно, приводит к определенным изменениям. Вещи, которые вчера казались актуальными, сегодня уже...
Основным инструментом учителя, при помощи которого он передает свои знания ученикам, являются методы обучения в педагогике. И чтобы в ходе воспитания и обучения можно было...
Методы и приемы обучения по ФГОС
Сытко Светлана Николаевна,
учитель английского языка,
МБОУ «О(С)ОШ № 2»,
г. Братск, Иркутская область
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы. Между тем, метод - это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием - лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные : когда учитель доминирует, а учащиеся - пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов - лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) - наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
В рамках ФГОС предполагается использование , как более действенных и эффективных. Сюда мы можем отнести кейс-метод , когда задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности), а ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений. Это и метод проектов , который предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие приемы обучения по ФГОС. Сюда же мы относим проблемный метод , который предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений). Тут же мы находим (РКМЧП) - метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. Эвристический метод , который объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований. Исследовательский метод , который перекликается с проблемным методом обучения, но в отличие от второго учитель сам формулирует проблему, задача учеников - организовать исследовательскую работу по изучению проблемы. И, конечно же, метод модульного обучения , где содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Формы и методы обучения по ФГОС |
|
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС? Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы. Между тем, метод - это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием - лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода. |
Форма урока - это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.
Типы уроков по ФГОС
Тип "урок усвоения новых знаний".
Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)".
Тип "урок актуализации знания и умений (урок-повторение).
Тип "урок обобщения и систематизации".
Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".
Тип "урок коррекции ЗУН".
Тип "комбинированный урок" - может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно - и форм проведения.
Классификация форм уроков
Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, .
Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
Интегрированные уроки.
Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.
Классификация методов
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся - пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов - лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) - наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
В рамках ФГОС предполагается использование , как более действенных и эффективных.
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод - предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
(РКМЧП) - метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников - организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения - содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Выбор метода зависит от многих условий:
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Учитель химии Якимчик Е.Е.
ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)
Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании Методического объединения учителей-предметников естественно-математического цикла школы. Заседание МО было посвящено рассмотрению актуальных вопросов, которые возникают у учителей-предметников при разработке рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель химии Якимчик Е.Е.
ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа )
Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков
(информационно-справочный материал для работы
по разработке рабочих программ и технологических карт урока
в соответствии с требованиями ФГОС)
В связи с постепенным переходом на рабочие программы, соответствующие требованиям ФГОС, перед учителем-предметником возникают определенные вопросы по реализации данных требований, как в рабочих программах, так и в технологических картах уроков. Содержание и структура рабочих программ (ФГОС) значительно отличаются от прежних рабочих программ (ГОС) и требуют от учителя определенного переосмысления материалов теории и методики обучения. Представленный в статье материал может оказать определенную помощь учителю в систематизации теоретических знаний по дидактике, и их практического применения при разработке рабочих программ и технологических карт уроков.
Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании Методического объединения учителей-предметников естественно-математического цикла школы. Заседание МО было посвящено рассмотрению актуальных вопросов, которые возникают у учителей-предметников при разработке рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС.
Виды и формы обучения
Виды обучения
Каждая дидактическая система вызывает к жизни новую практическую технологию – вид обучения. А поскольку, как было сказано, системы не отрицаются, а постепенно эволюционируют к более совершенным, то в одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Их использование обусловлено также и тем, что педагоги не желают отказываться от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, сохраняя при этом способность к восприятию новых идей.
B современной школе используются три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:
– объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным);
– проблемное (ПбО) ;
– программированное (ПО) и развившегося на его основе компьютерное, или компьютеризованное, обучение (КО).
Формы обучения
Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся, месту проведения занятия, продолжительности учебных занятий и др.
Существовавшие системы обучения на разных этапах развития школы преимущество отдавалось разным формам обучения:
- Индивидуально-групповая (средневековая школа)
- Взаимного обучения (белл-ланкастерская система в Англии)
- Дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система)
- Бригадное обучение (советская школа 20-х годов)
- Американский «план Трампа» (большая группа – малая группа – самостоятельная работа)
- Классно-урочная система
- Внеурочная система обучения (консультации, факультативы, кружки, конференция, экскурсии, домашняя работа).
Типы и виды уроков
Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.
Виды уроков – разновидность уроков одного типа с доминированием тех или иных методов и средств
Основные типы уроков
В настоящее время в школьной практике преподавания выделяют следующие основные (стандартные) типы уроков:
- Комбинированные (смешанные) уроки
- Уроки изучения новых знаний (нового материала)
- Уроки формирования новых умений
- Уроки обобщения и систематизации изученного
- Уроки контроля и коррекции знаний, умений
- Уроки практического применения знаний, умений (закрепления знаний)
1 . Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в массовой практике). Его структура: организационная часть (1 -2 мин), проверка домашнего задания (10-12 мин.) изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).
2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.
3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний по формированию умений и закреплению навыков.
4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода – четверти, полугодия, года обучения.
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, “пробелов” в знаниях, определению дополнительных задании.
Нестандартные уроки
В школьной практике используют и другие виды уроков, которые принято относить к нестандартному типу уроков. Это могут быть:
- Уроки «погружения»
- Уроки – деловые игры
- Уроки – пресс-конференции
- Уроки – соревнования
- Уроки типа КВН
- Театрализованные уроки
- Уроки – консультации
- Компьютерные уроки
- Уроки с групповыми формами работы
- Уроки взаимообучения учащихся
- Уроки – творчества
- Уроки – аукционы
- Уроки, которые ведут учащийся
- Уроки – зачеты
- Уроки – сомнения
- Уроки – творческие отчеты
- Уроки – формулы
- Уроки конкурсы
- Бинарные уроки
- Уроки – обобщения
- Уроки – фантазии
- Уроки – игры
- Уроки – суды
- Уроки – поиска истины
- Уроки – лекции Парадоксы
- Уроки – концерты
- Уроки – диалоги
- Уроки – Следствие ведут знатоки
- Уроки – ролевые игры
- Уроки – конференции
- Уроки – семинары
- Интегральные уроки
- Уроки - « круговая тренировка»
- Межпредметные уроки
- Уроки – экскурсии
- Уроки – « Поле чудес»
В качестве современных форм организации учебного процесса применяются экскурсии, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия, домашняя работа, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). Дидактические основы вышепредставленных форм хорошо разработаны и описаны в научной и методической литературе.