Методы обучения в начальной школе по фгос. Методы обучения по фгос — взгляд на обучение с учётом новых стандартов

Начиная разговор о методах обучения, сперва следует пояснить, что под ними подразумевается. Методы обучения представляют собой способы, обеспечивающие взаимодействие между учителем и учениками, которые призваны помочь в достижении образовательных целей.

Если рассматривать методы обучения по фгос, то они могут быть представлены в виде следующих групп.

Пассивные методы.

Под пассивным методом подразумевается форма взаимодействия между учениками и учителем, при которой последний берет на себя функции действующего лица и определяет ход урока, а ученики здесь представлены в качестве пассивных слушателей, вынужденные выполнять указания преподавателя.

Подобные методы обучения по фгос предполагают использование для связи с учителем следующие его формы обучения:

  • Опросы;
  • Самостоятельные и контрольные работы;
  • Тесты и пр.

Если рассматривать данный метод с позиции современных педагогических технологий и эффективности усвоения учебного материала, то он обеспечивает крайне низкую результативность, однако все же ему присущи определенные преимущества:

  • В первую очередь преподавателю не приходится тратить много сил и времени на подготовку к занятиям;
  • За отведенное время, предусмотренное уроком, учитель может выдать довольно большой учебного материала.

Чаще всего пассивные уроки проводят в виде лекции. Наибольшее применение они получили в ВУЗах, в которых обучаются практические сформированные личности, которые пришли сюда за получением глубоких знаний по интересующему их предмету.

Активные методы

Активный метод представляет собой форму взаимодействия между учениками и преподавателем, при которой наблюдается взаимодействие данных участников между собой, причем ученики принимают активное участие во время преподнесения учебного материала.

Отличительные черты активных методов:

  • В пассивном уроке именно учителю отводилась роль главного действующего лица, а также менеджера урока. В данном же случае какого-то превосходства в правах у учителя и учеников не наблюдается.
  • При использовании пассивных методов четко прослеживается авторитарный стиль взаимодействия. Когда же начинают использоваться методы активного социально психологического обучения, то здесь отмечается демократический стиль.

Большинство специалистов отождествляют активные и интерактивные методы, но при этом им присущи некоторые отличия. Интерактивные методы можно охарактеризовать как более усовершенствованную форму активных методов.

Интерактивные методы

Этимология слова «интерактивный» предусматривает наличие двух частей: «Inter» — это взаимный, «act» — действовать. Поэтому сам термин означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Иначе говоря, разница между активными и интерактивными методами заключается в том, что последние призваны обеспечить более широкое взаимодействие учащихся, как с учителем, так и друг с другом и стимулировать учеников на максимальную активность в образовательном процессе.

В соответствии с фгос, школа россии на сегодняшний день в большей степени ориентирована на активные методы обучения, ключевыми особенностями которых является демонстрация эффективности, творческий подход и постоянный поиск.

Наиболее распространенные разновидности активных методов обучения:

  • Дидактические игры;
  • Анализ конкретных ситуаций;
  • Решение проблемных задач;
  • Обучение по алгоритм;
  • Мозговая атака и пр.

Особенности активного обучения

Применение активных методов обучения приводит к тому, что ученик начинает выполнять уже другие функции. Теперь он уже не предстает в роли пассивного слушателя, которому нужно лишь запоминать преподносимый материал, а принимает активное участие в процессе обучения. Выступая в данной роли, он начинает трансформироваться в активную личность, которая наделяется всеми обязательными навыками, которыми должен обладать современный успешный человек.

Активное обучение можно охарактеризовать как особую форму организации и ведения процесса обучения, при которой главной целью становится оказание максимально возможного стимулирования к учебно-познавательной деятельности на учащихся, что становится возможным за счет использования педагогических и организационно-управленческих средств.

Вызвать интерес к обучению можно при помощи улучшения форм и методов обучения, а также и формы организации и управления образовательного процесса.

Похожие материалы:


С каждым годом образовательный процесс в школах стараются улучшить, что, естественно, приводит к определенным изменениям. Вещи, которые вчера казались актуальными, сегодня уже...


Основным инструментом учителя, при помощи которого он передает свои знания ученикам, являются методы обучения в педагогике. И чтобы в ходе воспитания и обучения можно было...

Методы и приемы обучения по ФГОС

Сытко Светлана Николаевна,

учитель английского языка,

МБОУ «О(С)ОШ № 2»,

г. Братск, Иркутская область

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?

Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы. Между тем, метод - это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием - лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

    Пассивные : когда учитель доминирует, а учащиеся - пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов - лекция.

    Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

    Интерактивные (ИМО) - наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

В рамках ФГОС предполагается использование , как более действенных и эффективных. Сюда мы можем отнести кейс-метод , когда задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности), а ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений. Это и метод проектов , который предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие приемы обучения по ФГОС. Сюда же мы относим проблемный метод , который предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений). Тут же мы находим (РКМЧП) - метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. Эвристический метод , который объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований. Исследовательский метод , который перекликается с проблемным методом обучения, но в отличие от второго учитель сам формулирует проблему, задача учеников - организовать исследовательскую работу по изучению проблемы. И, конечно же, метод модульного обучения , где содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Формы и методы обучения по ФГОС

ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?

Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы. Между тем, метод - это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием - лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.

Форма урока - это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.

Типы уроков по ФГОС

    Тип "урок усвоения новых знаний".

    Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)".

    Тип "урок актуализации знания и умений (урок-повторение).

    Тип "урок обобщения и систематизации".

    Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".

    Тип "урок коррекции ЗУН".

    Тип "комбинированный урок" - может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно - и форм проведения.

Классификация форм уроков

    Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.

    Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.

    Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.

    Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, .

    Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.

    Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.

    Интегрированные уроки.

Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.

Классификация методов

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

    Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся - пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов - лекция.

    Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

    Интерактивные (ИМО) - наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

В рамках ФГОС предполагается использование , как более действенных и эффективных.

    Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

    Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

    Проблемный метод - предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

    (РКМЧП) - метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников - организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

    Метод модульного обучения - содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Выбор метода зависит от многих условий:

    цели обучения;

    уровня подготовленности учащихся;

    возраста учащихся;

    времени, отведенного на изучение материала;

    оснащенности школы;

    теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Учитель химии Якимчик Е.Е.

ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)

Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании Методического объединения учителей-предметников естественно-математического цикла школы. Заседание МО было посвящено рассмотрению актуальных вопросов, которые возникают у учителей-предметников при разработке рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель химии Якимчик Е.Е.

ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа )

Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков

(информационно-справочный материал для работы
по разработке рабочих программ и технологических карт урока
в соответствии с требованиями ФГОС)

В связи с постепенным переходом на рабочие программы, соответствующие требованиям ФГОС, перед учителем-предметником возникают определенные вопросы по реализации данных требований, как в рабочих программах, так и в технологических картах уроков. Содержание и структура рабочих программ (ФГОС) значительно отличаются от прежних рабочих программ (ГОС) и требуют от учителя определенного переосмысления материалов теории и методики обучения. Представленный в статье материал может оказать определенную помощь учителю в систематизации теоретических знаний по дидактике, и их практического применения при разработке рабочих программ и технологических карт уроков.

Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании Методического объединения учителей-предметников естественно-математического цикла школы. Заседание МО было посвящено рассмотрению актуальных вопросов, которые возникают у учителей-предметников при разработке рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Виды и формы обучения

Виды обучения

Каждая дидактическая система вызывает к жизни новую практическую технологию – вид обучения. А поскольку, как было сказано, системы не отрицаются, а постепенно эволюционируют к более совершенным, то в одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Их использование обусловлено также и тем, что педагоги не желают отказываться от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, сохраняя при этом способность к восприятию новых идей.

B современной школе используются три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

– объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным);

– проблемное (ПбО) ;

– программированное (ПО) и развившегося на его основе компьютерное, или компьютеризованное, обучение (КО).

Формы обучения

Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся, месту проведения занятия, продолжительности учебных занятий и др.

Существовавшие системы обучения на разных этапах развития школы преимущество отдавалось разным формам обучения:

  • Индивидуально-групповая (средневековая школа)
  • Взаимного обучения (белл-ланкастерская система в Англии)
  • Дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система)
  • Бригадное обучение (советская школа 20-х годов)
  • Американский «план Трампа» (большая группа – малая группа – самостоятельная работа)
  • Классно-урочная система
  • Внеурочная система обучения (консультации, факультативы, кружки, конференция, экскурсии, домашняя работа).

Типы и виды уроков

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.

Виды уроков – разновидность уроков одного типа с доминированием тех или иных методов и средств

Основные типы уроков

В настоящее время в школьной практике преподавания выделяют следующие основные (стандартные) типы уроков:

  • Комбинированные (смешанные) уроки
  • Уроки изучения новых знаний (нового материала)
  • Уроки формирования новых умений
  • Уроки обобщения и систематизации изученного
  • Уроки контроля и коррекции знаний, умений
  • Уроки практического применения знаний, умений (закрепления знаний)

1 . Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в массовой практике). Его структура: организационная часть (1 -2 мин), проверка домашнего задания (10-12 мин.) изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний по формированию умений и закреплению навыков.

4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода – четверти, полугодия, года обучения.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, “пробелов” в знаниях, определению дополнительных задании.

Нестандартные уроки

В школьной практике используют и другие виды уроков, которые принято относить к нестандартному типу уроков. Это могут быть:

  • Уроки «погружения»
  • Уроки – деловые игры
  • Уроки – пресс-конференции
  • Уроки – соревнования
  • Уроки типа КВН
  • Театрализованные уроки
  • Уроки – консультации
  • Компьютерные уроки
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки взаимообучения учащихся
  • Уроки – творчества
  • Уроки – аукционы
  • Уроки, которые ведут учащийся
  • Уроки – зачеты
  • Уроки – сомнения
  • Уроки – творческие отчеты
  • Уроки – формулы
  • Уроки конкурсы
  • Бинарные уроки
  • Уроки – обобщения
  • Уроки – фантазии
  • Уроки – игры
  • Уроки – суды
  • Уроки – поиска истины
  • Уроки – лекции Парадоксы
  • Уроки – концерты
  • Уроки – диалоги
  • Уроки – Следствие ведут знатоки
  • Уроки – ролевые игры
  • Уроки – конференции
  • Уроки – семинары
  • Интегральные уроки
  • Уроки - « круговая тренировка»
  • Межпредметные уроки
  • Уроки – экскурсии
  • Уроки – « Поле чудес»

В качестве современных форм организации учебного процесса применяются экскурсии, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия, домашняя работа, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). Дидактические основы вышепредставленных форм хорошо разработаны и описаны в научной и методической литературе.

Loading...Loading...