Что применение методов и приемов. Практические методы и приемы

Основываются на активной двигательной деятельности обучаемых. Эти методы можно условно разделить на две группы:

1. Методы строго регламентированного упражнения. Эти различия относительны, так как момент регламентации имеется в любом методе.

К методам строго регламентированного упражнения относится метод разучивания в целом.

Метод разучивания по частям предусматривает в начале обучения освоение отдельных частей действия с последующим соединœением их в целое. Это облегчает овладение сложным целостным действием. Расчленяя действие, образовывают подводящие упражнения, которые используются для облегчения двигательного акта. Οʜᴎ должны быть доступны для обучаемых и иметь законченную форму.

При обучении по частям:

а) облегчается процесс усвоения действия. Имеется возможность сконцентрировать свое внимание на каждой детали двигательного действия, что ведет к более тщательному усвоению движения в целом, укорачивается процесс обучении;

б) разучивание по частям способствует большей конкретизации процесса обучения;

в) способствует разнообразию обучения (много упражнений) и повышению интереса к занятиям;

г) формируется большой запас двигательных умений, что обогащает двигательный опыт детей;

д) данный метод способствует восстановлению утраченных навыков;

е) он незаменим, когда изучаются сложные движения.

При использовании этого метода педагог должен, основываясь на общих рекомендациях, грамотно рассчитать двигательные действия и правильно подобрать подводящие упражнения.

Метод разучивания в целом применяется на любом этапе обучения, в случае если упражнение простое и достаточен уровень подготовленности обучаемых. При разучивании упражнения по частям метод разучивания в целом применяется на заключительном этапе обучения.

2. Методы частично регламентированного упражнения используются на этапе совершенствования движений. При этом обучаемые должны иметь достаточный объём знаний и умений и уже могут свободно выбирать те или иные действия для решения поставленных задач.

Эти методы имеют элемент соперничества между обучаемыми.

К этой группе относятся игровой и соревновательный методы.

Для игрового метода характерны многие признаки, присущие игре в физическом воспитании. Игра является средством физического воспитания, т. е. своеобразной системой физических упражнений. В то же время игра является методов обучения и воспитания. При этом игра как метод реализуется не только через общепринятые правила. Понятие игрового метода довольно широкое по средствам и формам организации по сравнению с непосредственно играми. Игровым методом можно провести всœе занятия и при этом не использовать ни одной игры – спортивной или подвижной.

К признакам игрового метода можно отнести следующие:

а) соперничество и эмоциональность в игровых действиях. Метод при этом воспроизводит сложные отношения между людьми. В связи с этим в игровом методе крайне важно тщательно регламентировать отношения между играющими;

б) игровому методу присуща чрезвычайная изменчивость как условий выполнения действий, так и условий ведения борьбы. Играющим при этом крайне важно владеть различными способами решения возникающих двигательных задач, а сформированные у них навыки должны быть гибкими, приспособленными к имеющимся условиям;

в) к творческой инициативе в действиях предъявляются высокие требования. Это проявляется в самостоятельности и выборе более результативных физических упражнений;

г) метод характеризуется отсутствием строгой регламентации в характере двигательного действия и нагрузке. При этом нагрузка полностью зависит от активности играющего и функции, выполняемой им в игре;

д) для метода характерно комплексное проявление самых разнообразных навыков и качеств в самых различных сочетаниях. За счёт этого обеспечивается комплексное воздействие на организм играющих;

е) взаимодействие между играющими зачастую осуществляется с помощью каких-либо предметов.

Игровой метод, опираясь на перечисленные признаки, используется как средство проверки эффективности обучения и повышения уровня общей физической подготовленности.

Метод имеет большое физическое значение и для решения воспитательных задач.

Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнований, но как метод он имеет более широкое применение. Соревновательный метод должна быть использован при любой форме организации занятий. Предметом соревнований при этом являются любые физические упражнения. Данный метод имеет много общего с игровым методом, но между ними есть и принципиальные различия, состоящие в том, что игровой метод накладывает сюжетное содержание на процесс обучения.

В случае если содержанием игрового метода является какая-либо спортивная или подвижная игра, а по ней проводится соревнование, то различия между этими двумя методами исчезают.

К признакам соревновательного метода бывают отнесены следующие:

а) ставится задача победить в том или ином действии, и этому подчинœена вся деятельность занимающегося;

б) соревновательный метод характеризуется максимальным проявлением физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения;

в) метод характеризуется ограниченными возможностями в управлении деятельностью обучаемых, в регулировании их нагрузки. Здесь требуется большая самостоятельность в решении задач, возникающих по ходу действия.

Метод эффективен при совершенствовании двигательных действий, но не в начале их разучивания. Метод требует высокого уровня развития всœего комплекса двигательных качеств.

С дошкольниками возможно применение элементов этого метода и то лишь в старших возрастных группах.

Наглядные, словесные и практические методы используются с учетом особенностей и во взаимосвязи.

Закономерности усвоения социального опыта определяют и формируют личность ребенка. В социальный опыт входят знания, способы деятельности, творческая деятельность и эмоционально-ценностное отношение к миру. В целях формирования этих компонентов используются следующие общедидактические методы обучения. Информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного обучения. Методы классифицированы по степени активности и самостоятельности детей. Эта классификация предполагает наличие у детей достаточно сложившейся системы учебно-познавательных навыков и умений. У дошкольников формируются лишь элементарные учебные навыки и умения и поисковые действия, в связи с этим применение этой группы методов обучения ограничено.

В физическом воспитании особенности применения этой группы методов состоит в следующем.

1. Информационно-рецептивный метод – сообщение необходимых знаний и показ образцов двигательных действий. При этом знания связываются с практической деятельностью. Сущность метода: четкая информационная со стороны воспитателя, осознание, восприятие и запоминание сообщаемого материала со стороны детей.

2. Репродуктивный метод – составление системы упражнений на воспроизведение двигательных действий тех, которые известны детям и осознанны после применения информационно-рецептивного метода. Дети путем неоднократного повторения этих упражнений усваивают их. Чтобы избежать однообразия упражнений целœесообразно использование их в различных вариантах.

3. Метод проблемного обучения возможно использовать в старших группах детского сада. Суть метода состоит по сути в том, что педагог ставит перед детьми задачу, побуждая их отыскивать возможности ее решения. При этом дети должны опираться на имеющиеся у них знания и умения. Вначале педагог ведет поиск этих возможностей совместно с детьми, предлагая им готовые варианты (первый этап). Далее дети, опираясь на уже усвоенные двигательные умения и навыки, предлагают сами какие-то варианты движений (второй этап), после чего детям даются творческие задания, выполняемые индивидуально и коллективно.

В каждой возрастной группе детского сада выбор методов обучения должен опираться на возрастные особенности детей.

Так, для детей младших возрастных групп большое значение имеют методы обеспечения наглядности. При этом они должны сопровождаться объяснением. Практикуется выполнение движений детьми совместно с воспитателœем. Для практического выполнения упражнений широко используется игровой метод.

В средней группе повышается роль слова. В практическом выполнении упражнений используется как метод разучивания в целом, так и разучивание по частям, широко применяется игровой метод. Элементы соревнований даются только на качество движения.

В старшей и подготовительной группе используются всœе группы методов, изложенные выше. Методы наглядности создают правильный образ изучаемого движения, с помощью словесных ребенок осмысливает эти движения и в практических методах разучивает и закрепляет их. Используются здесь и общедидактические методы, опирающиеся на наглядные, словесные и практические.

Система методов обучения психологии.

    Методы и приемы обучения

    Классификация методов обучения в вузе

    Выбор методов обучения

Методы и приемы обучения

Одна из важнейших проблем дидактики - проблема методов обучения - остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а, следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.

Вопрос о выборе методов проведения учебных занятий - каждодневный, практический. В его решении преподавателю необхо­димо проявить максимум самостоятельности, ибо никаких «про­граммных указаний» по данному вопросу давать «сверху» нецеле­сообразно. Слишком разнообразны конкретные ситуации обуче­ния.

Что же такое метод? Как выбрать наиболее рациональные методы для определенного занятия?

Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине.

Метод обучения - способ взаимосвязанной деятельности преподавателя обучающихся, направленный на решение дидактических задач. В определении понятия «метод обучения» главное - способ деятельности , который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Эту систему действий называют приемами.

Прием обучения - составная часть, элемент метода; конкретное действие, отдельная операция в структуре метода. Материализация приемов обучения на практике достигается через средства обучения.

Средства обучения - объекты материальной или духовной культуры, а также различные виды деятельности преднамеренно включенные в процесс обучения для достижения поставленных дидактических целей. Основные средства обучения: слово (живое, печатное), образ (наглядность, личность учителя), деятельность (труд, познание, общение, игра).

В структуру метода всегда входят приемы и средства обучения. Методов обучения и особенно их различных модификаций накоплено пед. наукой так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, т.е. классификация.

Специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных ме­тодов обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демон­страции, упражнения, самостоятельная работа, обучающая игра, диспут и т. д.

Классификация методов обучения в вузе

Актуальным вопросом является классификация методов. Наличие разных классификаций обусловлено выбором подхода или признака, выбранного в качестве основания классификации.

Классификация - это выстроенная (сгруппированная) по определенному признаку (или группе признаков) система методов.

Единую классификацию методов невозможно создать так же, как, скажем, и единую класси­фикацию людей. Для оценки и выбора методов придется исполь­зовать ряд существующих классификаций, выполненных на осно­ве разных оснований

Перцептивный подход, при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение: 1) словесных, 2) наглядных, 3) практических методов обучения (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко и др.).

Словесные методы обучения

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.

Для преподавания в модели дистанционного обучения достаточно действенный способ, хотя не слишком усовершенствованные речевые данные компьютера могут влиять на качество учебного процесса, что с лихвой может заменяться аудио кассетами. Что очень эффективно для учебного процесса.

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.

Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений . Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений . Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, подобрать средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи. Преподаватели поэтому четко выделять то, что следует записать, однозначно повторять при необходимости, чтобы облегчить записи.

Беседа. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения обучаемыми. Вопросы не должны требовать от учащихся односложных ответов. Преподаватель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.

Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны в основном на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти обучаемых.

В то же время возможны и весьма желательны при достаточной подготовленности обучаемых беседы, в ходе которых они под руководством преподавателя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи.

Наглядные методы обучения

Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых .

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Практические методы обучения

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых . Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.

К практическим методам относятся е упражнения, где в ходе упражнения обучаемый применяет на практике полученные им знания, цель упражнения – формирование умение, отработка навыков; , практические занятия, цель которых применение полученных знаний на практике; лабораторная работа – получение ново знания в процессе практической деятельности.

Классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых . Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого - эвристическая беседа, - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Управленческий подход имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или другом этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Логический подход в качестве, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения (А. Н. Алексюк).

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов - способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных и дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему и от общего к частному.

Индуктивный метод. При использовании индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и обучаемых протекает следующим образом:

Преподаватель

Учащийся

1 вариант

2 вариант

Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнения упражнений, постепенно подводя учащихся к обобщениям, определению понятий, формулированию законов.

Усваивают вначале частные факты, затем делают выводы и обобщения частного характера.

2 варианты

2 вариант

Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения.

Самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.

Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит, преимущественно, фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы для изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические задачи, особенно когда преподаватель считает необходимым самостоятельно подвести обучаемых к усвоению некоторой более обобщенной формулы.

Слабость индуктивного метода обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.

Дедуктивный метод. При использовании дедуктивного метода, деятельность преподавателя и учеников носит следующий характер:

Дедуктивный метод способствует быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

Так для математических понятий всеобщей основой выступают общие отношения величины, для грамматики роль такой всеобщей основы выполняют отношения формы и значения слова. Поскольку эти общие основы связи можно выразить в форме моделей (схем, формул, законов, правил), то учащихся учат использовать эти модели. Такой подход позволяет учащимся раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода, нельзя успешно подготовить учащихся к решению более сложных задач.

Как видно из характеристики деятельности преподавателя и обучаемых, при использовании дедуктивного или индуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы. Но при этом содержание учебного материала раскрывается определенным логическим образом - индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или дедуктивно построенной беседе, о дедуктивном и проблемно построенном рассказе, о репродуктивно или поисково построенной практической работе.

Метод обучения - понятие многоаспектное. В реально используемой в данный момент системе методов обучения сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о применении дедуктивного или индуктивного метода в данной ситуации, определяется ведущей дидактической задачей, поставленной педагогом на данном этапе обучения. Если, например, преподаватель решил сконцентрировать внимание на развитии дедуктивного мышления обобщенного характера, то он использует дедуктивный метод, сочетая его с проблемно-поисковым, реализуемым посредством специально построенной беседы.

Кибернетический подход , при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т. А. Ильина, Л. Н. Ланда и др.). В основах этих методов лежит управление деятельностью обучающихся в учебном процессе.

Ю. К. Бабанский предложил целостный подход и распределил с данной точки зрения все методы обучения на методы:

    стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований;

    организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивные методы;

    контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, методы самоконтроля.

В. А. Сластенин и его ученики раскрыли сущность и закономерности методов осуществления целостного педагогического процесса . В соответствии с этой концепцией предлагается следующая система общих методов осуществления целостного педагогического процесса:

методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспут, работа с книгой, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание);

методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка).

Авторы данного подхода считают, что в реальных условиях методы осуществления целостного педагогического процесса выступают в сложном и противоречивом единстве. Каждый из них на каком-то этапе педагогического процесса может применяться в изолированном виде, однако без взаимодействия с другими он утрачивает свое назначение, понижая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Итак, в педагогической литературе представлен широкий спектр методов обучения. Но какие методы обучения использовать? Какие взять за основу? Какие из них содержат оптимальные обучающие возможности?

Выбор методов обучения

Для того чтобы осуществить педагогически обоснованный выбор методов, необходимо, видимо, прежде всего знать возможности и ограничения всех методов обучения, понимать, какие зада­чи и при каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а для решения каких задач они бесполезны или малоэффективны.

На протяжении всей истории педагогики и народного образо­вания и теоретиков, и практиков привлекали два простых и внешне очень заманчивых решения проблемы выбора методов обучения .

Первое решение : найти универсальный метод обучения, своего рода педагогическую панацею, «палочку-выручалочку». Тогда при любом затруднении универсальный метод всегда выручит. В менее категоричном варианте указанный подход выражается в делении методов на эффективные (активные, интенсивные) и неэффек­тивные, причем рекомендуется использовать только эффектив­ные. Жизнь многократно убеждала педагогов в том, что такое де­ление ошибочно, что многообразные задачи обучения просто не­возможно решить на основе одного или какого-то ограниченного круга методов. Любой же метод, используемый как универсаль­ный, теряет эффективность, дискредитирует себя. Тут нельзя не вспомнить высказывания А. С. Макаренко о том, что нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших. Все зависит от обстоятельств, места и времени, от той системы, в которой дан­ное средство используется.

Другой заманчивый выход многим виделся в том, чтобы заим­ствовать лучшие, кем-то отработанные образцы, готовые методи­ ки, использовать своего рода методические «шпаргалки» . Не от­рицая определенной пользы таких методических разработок, готовых вариантов чужого опыта, нужно сказать, что для педагога это только заготовки, полуфабрикаты, материал для анализа, оценки, выбора, переконструирования. Педагог все равно должен иметь развитое педагогическое мышление, умение самостоятель­но оценить предстоящие учебные ситуации, возможности мето­дов и приемов, сделать свой обоснованный выбор. Получается, что мы вновь возвращаемся к поставленной проблеме.

Исследования, проведенные в Тюменском университете и ряде других вузов, показали, что и сама процедура выбора, и механизм ее осуществления очень ин­дивидуальны и вариативны. Одни педагоги при поиске педагоги­ческого решения прежде всего отправляются от цели, результа­тов обучения; другие - от содержания изучаемого материала и его возможностей; третьи - от анализа прогнозируемых учебных ситуаций, способов общения, системы доказательств. При реа­лизации замысла ряд преподавателей преимущественно опира­ются на опыт, аналогии, непосредственную житейско-эмпирическую интуицию. Иные соединяют опыт с анализом вариантов, используя некоторые педагогические положения (принципы, законы, подходы).

Однако все преподаватели, добивающиеся успеха в работе, непременно учитывают три основных фактора и несколько до­полнительных.

К числу основных факторов следует отнести: 1) ве­дущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела; 2) характер изучаемого материала, его образовательные, развивающие возможности; 3) уровень подго­товленности, степень интереса к изучаемому у учащихся.

К дополнительным факторам и условиям можно отнести: ли­мит времени, уровень развития учащихся, так называемый ин­теллектуальный климат коллектива, наличие оборудования и ди­дактических средств, возможности и предпочтения самого препо­давателя.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

Соответствие методов принципам обучения.

Соответствие целям и задачам обучения.

Соответствие содержанию данной темы.

Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).

Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.

Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.

Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями доминантности власти, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Уровни принятия решения о выборе методов обучения

Условно можно выделить несколько принятия решения преподавателями о выборе методов обучения:

Наименование решения

Характеристика данного уровня принятия решения

Стереотипные решения

Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых.

Решения типа проб и ошибок

Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.

Оптимизированные решения

Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев.

Основываются на активной двигательной деятельности обучаемых. Эти методы можно условно разделить на две группы:

1. Методы строго регламентированного упражнения. Эти различия относительны, так как момент регламентации имеется в любом методе.

К методам строго регламентированного упражнения относится метод разучивания в целом.

Метод разучивания по частям предусматривает в начале обучения освоение отдельных частей действия с последующим соединением их в целое. Это облегчает овладение сложным целостным действием. Расчленяя действие, образовывают подводящие упражнения, которые используются для облегчения двигательного акта. Они должны быть доступны для обучаемых и иметь законченную форму.

При обучении по частям:

а) облегчается процесс усвоения действия. Имеется возможность сконцентрировать свое внимание на каждой детали двигательного действия, что ведет к более тщательному усвоению движения в целом, укорачивается процесс обучении;

б) разучивание по частям способствует большей конкретизации процесса обучения;

в) способствует разнообразию обучения (много упражнений) и повышению интереса к занятиям;

г) формируется большой запас двигательных умений, что обогащает двигательный опыт детей;

д) этот метод способствует восстановлению утраченных навыков;

е) он незаменим, когда изучаются сложные движения.

При использовании этого метода педагог должен, основываясь на общих рекомендациях, грамотно рассчитать двигательные действия и правильно подобрать подводящие упражнения.

Метод разучивания в целом применяется на любом этапе обучения, если упражнение простое и достаточен уровень подготовленности обучаемых. При разучивании упражнения по частям метод разучивания в целом применяется на заключительном этапе обучения.

2. Методы частично регламентированного упражнения используются на этапе совершенствования движений. При этом обучаемые должны иметь достаточный объем знаний и умений и уже могут свободно выбирать те или иные действия для решения поставленных задач.

Эти методы имеют элемент соперничества между обучаемыми.

К этой группе относятся игровой и соревновательный методы.

Для игрового метода характерны многие признаки, присущие игре в физическом воспитании. Игра является средством физического воспитания, т. е. своеобразной системой физических упражнений. В то же время игра является методов обучения и воспитания. При этом игра как метод реализуется не только через общепринятые правила. Понятие игрового метода довольно широкое по средствам и формам организации по сравнению с непосредственно играми. Игровым методом можно провести все занятия и при этом не использовать ни одной игры – спортивной или подвижной.


К признакам игрового метода можно отнести следующие:

а) соперничество и эмоциональность в игровых действиях. Метод при этом воспроизводит сложные отношения между людьми. В связи с этим в игровом методе необходимо тщательно регламентировать отношения между играющими;

б) игровому методу присуща чрезвычайная изменчивость как условий выполнения действий, так и условий ведения борьбы. Играющим при этом необходимо владеть различными способами решения возникающих двигательных задач, а сформированные у них навыки должны быть гибкими, приспособленными к имеющимся условиям;

в) к творческой инициативе в действиях предъявляются высокие требования. Это проявляется в самостоятельности и выборе более результативных физических упражнений;

г) метод характеризуется отсутствием строгой регламентации в характере двигательного действия и нагрузке. При этом нагрузка полностью зависит от активности играющего и функции, выполняемой им в игре;

д) для метода характерно комплексное проявление самых разнообразных навыков и качеств в самых различных сочетаниях. За счет этого обеспечивается комплексное воздействие на организм играющих;

е) взаимодействие между играющими зачастую осуществляется с помощью каких-либо предметов.

Игровой метод, опираясь на перечисленные признаки, используется как средство проверки эффективности обучения и повышения уровня общей физической подготовленности.

Метод имеет большое физическое значение и для решения воспитательных задач.

Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнований, но как метод он имеет более широкое применение. Соревновательный метод может быть использован при любой форме организации занятий. Предметом соревнований при этом являются любые физические упражнения. Данный метод имеет много общего с игровым методом, но между ними есть и принципиальные различия, состоящие в том, что игровой метод накладывает сюжетное содержание на процесс обучения.

К признакам соревновательного метода могут быть отнесены следующие:

а) ставится задача победить в том или ином действии, и этому подчинена вся деятельность занимающегося;

б) соревновательный метод характеризуется максимальным проявлением физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения;

в) метод характеризуется ограниченными возможностями в управлении деятельностью обучаемых, в регулировании их нагрузки. Здесь требуется большая самостоятельность в решении задач, возникающих по ходу действия.

Метод эффективен при совершенствовании двигательных действий, но не в начале их разучивания. Метод требует высокого уровня развития всего комплекса двигательных качеств.

С дошкольниками возможно применение элементов этого метода и то лишь в старших возрастных группах.

Наглядные, словесные и практические методы используются с учетом особенностей и во взаимосвязи.

Закономерности усвоения социального опыта определяют и формируют личность ребенка. В социальный опыт входят знания, способы деятельности, творческая деятельность и эмоционально-ценностное отношение к миру. В целях формирования этих компонентов используются следующие общедидактические методы обучения. Информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного обучения. Методы классифицированы по степени активности и самостоятельности детей. Эта классификация предполагает наличие у детей достаточно сложившейся системы учебно-познавательных навыков и умений. У дошкольников формируются лишь элементарные учебные навыки и умения и поисковые действия, поэтому применение этой группы методов обучения ограничено.

В физическом воспитании особенности применения этой группы методов заключается в следующем.

1. Информационно-рецептивный метод – сообщение необходимых знаний и показ образцов двигательных действий. При этом знания связываются с практической деятельностью. Сущность метода: четкая информационная со стороны воспитателя, осознание, восприятие и запоминание сообщаемого материала со стороны детей.

2. Репродуктивный метод – составление системы упражнений на воспроизведение двигательных действий тех, которые известны детям и осознанны после применения информационно-рецептивного метода. Дети путем неоднократного повторения этих упражнений усваивают их. Чтобы избежать однообразия упражнений целесообразно использование их в различных вариантах.

3. Метод проблемного обучения возможно использовать в старших группах детского сада. Суть метода заключается в том, что педагог ставит перед детьми задачу, побуждая их отыскивать возможности ее решения. При этом дети должны опираться на имеющиеся у них знания и умения. Вначале педагог ведет поиск этих возможностей совместно с детьми, предлагая им готовые варианты (первый этап). Далее дети, опираясь на уже усвоенные двигательные умения и навыки, предлагают сами какие-то варианты движений (второй этап), после чего детям даются творческие задания, выполняемые индивидуально и коллективно.

В каждой возрастной группе детского сада выбор методов обучения должен опираться на возрастные особенности детей.

Так, для детей младших возрастных групп большое значение имеют методы обеспечения наглядности. При этом они должны сопровождаться объяснением. Практикуется выполнение движений детьми совместно с воспитателем. Для практического выполнения упражнений широко используется игровой метод.

В средней группе повышается роль слова. В практическом выполнении упражнений используется как метод разучивания в целом, так и разучивание по частям, широко применяется игровой метод. Элементы соревнований даются только на качество движения.

В старшей и подготовительной группе используются все группы методов, изложенные выше. Методы наглядности создают правильный образ изучаемого движения, с помощью словесных ребенок осмысливает эти движения и в практических методах разучивает и закрепляет их. Используются здесь и общедидактические методы, опирающиеся на наглядные, словесные и практические.

Loading...Loading...