Охарактеризуйте виды учебной деятельности ученика. Фгос: изменения в деятельности участников образовательного процесса

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: музыка

Классы: 2

Уровень общего образования: начальная школа

Учитель музыки Сидорова Л.А.

Срок реализации программы 2014 – 2015 уч. год

Количество часов по учебному плану: в год – 35ч.; в неделю – 1 час.

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект

«Перспективная начальная школа»: окружающий мир, музыка, технология: -М.: Академкнига/Учебник, 2012. Программа по предмету «Музыка» Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова

Учебник: Челышева Т.В., кузнецова В.В. Музыка М.: Академкнига, 2011г.

Рабочую программу составила Сидорова Л.А.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке для 2 класса разработана в соответствии с:

· Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Федеральными государственными образовательными стандартами;

· образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ с.Акшуат МО «Барышский район» ;

· Учебного плана на 2014-2015 уч.год МОУ СОШ с.Акшуат МО «Барышский район» Ульяновской области;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Данная рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»: окружающий мир, музыка, технология: -М.: Академкнига/Учебник, 2012. Программа по предмету «Музыка» Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования..

Принципиальное созвучие двух образовательных подходов обусловило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:



В реализации сверхзадачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественно-педагогического замысла программы 1 класса «Мир музыки в мире детства» и последующего его воплощения во 2–4 классах;

В опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским – автором нетрадиционной музыкально-педагогической концепции.

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа». Рассчитана программа на 34 часа (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям Стандарта:

Патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

Социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

Гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

Семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

Наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

Традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

Природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Цели и задачи учебной программы «Музыка »

Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей :

Формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;

Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

Обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;

Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Данные цели достигаются путем решения ключевых задач , отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.

Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.

Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Социальное развитие растущего человека проявляется: в формировании у него целостной художественной картины мира; в воспитание его патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями.

Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем – в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Ведущими методами освоения учебной программы являются :

Метод музыкально-педагогической драматургии (тематическое построение, выстроенное в системе от «простого к сложному», естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности» главных героев в музыкальное искусство);

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий – патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской; неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и пр.);

Метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх и постановках музыкальных спектаклей).

Учебную программу 2 класса, органично связанную с содержанием программы 1 класса, также пронизывает идея связи музыки с жизнью. Однако границы этой связи расширяются через проникновение учащихся в особенности музыки как вида искусства, осознание ее как звучащего искусства.

Важно, что программное содержание 2 класса направлено на накопление у обучающихся музыкальных впечатлений, музыкальных понятий и терминов, приобретение слухового опыта. Это позволит им в следующем классе перейти к более углубленному освоению музыки как «искусства интонируемого смысла».

Процесс восприятия и познания музыки второклассниками осуществляется (так же, как и в 1 классе) в разных формах общения с ней: слушании и размышлении, исполнении музыки по нотно-графической записи, пении с текстом и с ориентацией на нотную запись, в музыкально-ритмичных движениях, игре на музыкальных инструментах.

В программу включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рах-манинова, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, И.О. Дунаевского, Г.В. Свири-дова, Д.Б. Кабалевского, М.В. Коваля, В. Салманова, С. Чернецкого, М. Блантера, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, Ж. Бизе, И.С. Баха, Р. Шумана, Ф. Шуберта.

В программе представлены 23 песни (7 народных и 16 композиторских). Среди авторов: Я. Дубравин, Г. Струве, В. Шаинский, Т. Попатенко, Ю. Чичков, С. Соснин, А. Филиппенко, А. Жаров, Б. Савельев, Д. Львов-Компанейц, В. Иванников, А. Спадавеккиа, В. Кикта.

Темы : Главный «кит» – песня. Мелодия – душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: три основные сферы музыки как самые понятные и близкие детям музыкальные жанры.

Восприятие второклассниками песни, танца и марша как давних и хороших знакомых. Ощущение разницы в характере музыки марша, танца и песни. Многообразие жизненных ситуаций, при которых звучат песни, танцы и марши. Разнообразие маршей (спортивный, солдатский, парадный, игрушечный и др.); танцев (менуэт, полька, вальс, пляска); песен (о Родине, колыбельные, хороводные, шуточные, песни – музыкальные картинки и др.). Осознание обучающимися мелодии как «души музыки». Определение сочетания в одной музыке разных музыкальных жанров – «киты встречаются вместе»

Выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни.

Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат.

Определять мелодию как «душу музыки».

Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования.

«О чем говорит музыка»

Темы : Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: восприятие музыки как звучащего вида искусства, обладающего выразительными и изобразительными возможностями.

Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства, мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты, выражает черты его характера. Музыка может подражать звучанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы. Все это – музыкальное окружение жизни ребенка, прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и делами, с буднями и праздниками

Характеристика деятельности обучающихся:

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки.

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении)

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов

«Куда ведут нас «три кита»

Темы : «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт?

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: вхождение в мир большой музыки с помощью простейших музыкальных жанров – песни, танца и марша.

Образность песен, танцев и маршей. Песенные основы оперы, танцевальные основы балета. Оперные и балетные марши. Ощущение органичного перехода от песни – к песенности, от танца – к танцевальности, от марша – к маршевости. От народной песни – к симфонической музыке. Превращение песни в музыку фортепьянную, симфоническую, хоровую, оперную, балетную. Песня как основа любого крупного музыкального жанра. Самостоятельная жизнь танцевальной музыки. Танцевальность в разных областях музыки. Проникновение танца в оперу, балет, симфонию, концерт. Многоликость маршей: простые бытовые марши – марши для исполнения в концертах, марши в симфониях, в ораториях, операх, балетах. Взрослые и детские оперы. Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят». Разучивание тем главных героев. Темы – песни, песни – танцы, песни – марши. Участие в исполнении финала оперы. Музыкальный театр – храм, где царят опера и балет.

Назначение концертного зала.

Характеристика деятельности обучающихся:

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их воплощением в крупных музыкальных жанрах.

Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт.

Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.

Ориентироваться в нотном письме, как в графическом изображении интонаций (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и т. д.).

Создавать на основе полученных знаний музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра).

Темы : Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: восхождение по ступенькам музыкальной грамотности.

Признаки, которые помогают различать музыкальные произведения, их характеры, настроение, жанры. Причины своеобразия каждого музыкального произведения. Осознание роли средств музыкальной выразительности как «строительных кирпичиков» музыкальных образов и их развития. Формирование музыкальной грамотности как особого «чувства музыки». Активное восприятие музыки через разные формы приобщения к ней: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, исполнение на музыкальных инструментах, игра. Обобщение темы года на терминологическом уровне.

Характеристика деятельности обучающихся:

Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.

Называть средства музыкальной выразительности.

Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием.

Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).

Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.

Класс

«Три кита» в музыке: песня, танец и марш»

«Моя Россия» Музыка Г. Струве. Стихи Н. Соловьевой

«В сказочном лесу» (музыкальные картинки). Музыка Д.Б. Кабалевского, слова В. Викторова: «Учитель», «Доктор», «Монтер», «Артистка», «Дровосек».

«Во поле берёза стояла» . Русская народная песня.

«Песня жаворонка». П.И. Чайковский.

«Каравай» . Русская народная песня. Обработка Т. Попатенко.

Камаринская». Русская народная плясовая песня.

Менуэт» из сонаты № 20. Л. ван Бетховен.

«Итальянская полька» . С.В. Рахманинов.

«Вальс» из балета «Спящая красавица». П.И. Чайковский.

«Вальс-шутка» . Д.Д. Шостакович.

«Танец молодого Бегемота» . Д.Б. Кабалевский.

«Встречный марш». С. Чернецкий.

«Футбольный марш». М. Блантер.

«Не плачь, девчонка!». Музыка В. Шаинского, слова В. Харитонова.

«Марш деревянных солдатиков». П.И. Чайковский.

«Шествие гномов». Э. Григ.

«Марш мальчишек» из оперы «Кармен». Ж. Бизе.

«Выходной марш» из к/ф «Цирк». И.О. Дунаевский.

«Начинаем перепляс». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского.

«Здравствуй, Родина моя!». Музыка Ю. Чичкова, Ибряева. слова К.

«Веселый музыкант». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

«О чем говорит музыка»

«Веселая. Грустная». Л. ван Бетховен.

«Перепелочка». Белорусская народная песня.

«Четыре ветра». Английская народная песня-игра.

«Упрямец». Г.В. Свиридов.

«Веселый крестьянин». Р. Шуман.

«Три подружки». Д.Б. Кабалевский.

«Разные ребята». Попевка.

«Монтер». Музыка Д.Б. Кабалевского, слова В. Викторова.

«Прогулка». С. Прокофьев.

«Полет шмеля» из оперы «Сказка о Царе-Салтане». Римский-Корсаков. Н.А.

«Кукушка в глубине леса» из цикла «Карнавал Сен-Санс. животных». К.

«Игра воды». М. Равель.

«Труба и барабан». Д.Б. Кабалевский.

«Песенка-считалка». Музыка А. Жарова, слова А. Шлыгина.

«Попутная песня». Музыка М.И. Глинки, слова Н. Кукольника.

«Мы шагаем». Попевка.

«Большой хоровод». Музыка Б. Савельева, слова Л. Жигалкина и А. Хайта.

«Кавалерийская». Д.Б. Кабалевский.

«Утро в лесу», «Вечер». В. Салманов.

«Вариации Феи Зимы» из балета «Золушка». С.С. Прокофьев.

«Снежная песенка». Музыка Д. Богомазова. Львова-Компанейца, слова С.

«Куда ведут нас «три кита»

«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна Лебедь»). Н.А. Римский-Корсаков.

«Во саду ли, в огороде». Русская народная песня.

Фрагменты из оперы «Волк и семеро козлят». Музыка М. Коваля, слова Е. Манучаровой.

«Семеро козлят » (заключительный хор). Тема Мамы-Козы. Темы козлят – Всезнайки, Бодайки, Топтушки, Болтушки, Мазилки, Дразнилки, Малыша. «Целый день поем, играем» (хор козлят). Сцена из 2-го действия оперы (Игры козлят, Воинственный марш, Нападение Волка, Финал).

«Самая хорошая». Музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой.

«Солнечная капель». Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

«Марш Тореодора» из оперы «Кармен». Ж. Бизе.

«Марш» из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский.

«Вальс» из балета «Золушка». С.С. Прокофьев.

«Добрый жук». Музыка А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца.

«Вальс и Полночь» (фрагмент из балета «Золушка»). С.С. Прокофьев.

«Гавот» из «Классической симфонии». С.С. Прокофьев.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П.И. Чайковский.

Концерта №3 для фортепьяно с оркестром (фрагмент II части). Д.Б. Кабалевский.

«Что такое музыкальная речь?»

«Волынка». И.С. Бах.

«Вальс». Ф. Шуберт.

«Крокодил и Чебурашка» (песня, вальс, полька, марш). Музыка И. Арсеева.

«Калинка». Русская народная песня.

«Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро». П.И. Чайковский.

«Веселый колокольчик». Музыка В. Кикты, слова В. Татаринова.

Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» (фрагменты). С.С. Прокофьев.

Тема Пети. Тема птички. Тема кошки. Тема дедушки. Тема волка. Тема охотников. Заключительное шествие.

«Государственный гимн Российской Федерации». Александрова, Музыка А. слова С. Михалкова.

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32

2. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стан­дартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего об­разования».

3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утвержде­нии федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образова­ния».

4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утвержде­нии федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего обра­зования».

5. Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

7. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005

8. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2 класс Учебник /Академкнига, 2011 год

9. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2 класс Методическое пособие для учителя / Академкнига, 2011 год

10. http://oineverova.ucoz.ru/load/uchebnaja_rabota/uchebnye_programmy_umk_quot_pnsh_quot/23


Календарно – тематическое планирование.

Учитель химии Якимчик Е.Е.
ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)

Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)»

Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании Методического объединения учителей-предметников естественно-математического цикла школы. Заседание МО было посвящено рассмотрению актуальных вопросов, которые возникают у учителей-предметников при разработке рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель химии Якимчик Е.Е.

ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа )

(информационно-справочный материал для работы
по разработке рабочих программ и технологических карт урока
в соответствии с требованиями ФГОС)

В связи с постепенным переходом на рабочие программы, соответствующие требованиям ФГОС, перед учителем-предметником возникают определенные вопросы по реализации данных требований, как в рабочих программах, так и в технологических картах уроков. Содержание и структура рабочих программ (ФГОС) значительно отличаются от прежних рабочих программ (ГОС) и требуют от учителя определенного переосмысления материалов теории и методики обучения. Представленный в статье материал может оказать определенную помощь учителю в систематизации теоретических знаний по дидактике, и их практического применения при разработке рабочих программ и технологических карт уроков. Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)»

Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании Методического объединения учителей-предметников естественно-математического цикла школы. Заседание МО было посвящено рассмотрению актуальных вопросов, которые возникают у учителей-предметников при разработке рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Содержание, виды, методы и формы контроля

На разных этапах обучения содержание контроля определяется дидактическими задачами, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития учащихся

Виды контроля

Видами контроля есть предварительный, текущий, тематический и итоговый

Предварительный контроль проводится перед изучением нового курса или нового раздела курса с целью определения знаний учащихся материала предыдущего учебного года, полугодия. Предыдущая проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях учеников.

Текущий контроль осуществляется учителями в ходе изучения каждой темы. При этом диагностируется усвоения учеником лишь отдельных элементов учебной программы. Учитывая, что полноценное усвоение знаний и умений нельзя обеспечить в течение одного урока, текущий контроль учебной деятельностью учащихся на каждом уроке сейчас считается необязательным, хотя и может осуществляться по желанию учителя или с учетом особенностей учебного предмет.

Тематический контроль проводится после изучения темы или раздела программы Его целью является диагностирование качества усвоения учащимися учебного материала по отдельной теме, установления соответствия уровня программным требованием.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и учебного года. Его назначение - диагностирование интегрированного результата учебной деятельности учащихся в соответствии с поставленными задачами на данном этапе задач обучения.

Методы контроля

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. В современной дидактике выделяются следующие методы контроля:

  • ежедневное наблюдение
  • устный опрос
  • письменный контроль знаний и умений
  • практическая проверка
  • графическая проверка
  • тестовый контроль

Ежедневное наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся на занятиях, позволяет учителю составить представление о том, как ученики воспринимают и осмысливают учебный материал, в какой степени проявляют самостоятельность, сообразительность, творчество и т.д.

Устный опрос (индивидуальный и фронтальный, устные зачеты, экзамены и т.д.) заключается в постановке перед школьниками вопросов по содержанию изученного материала и оценке полноты, логичности и обоснованности и их ответов

Письменный контроль знаний и умений осуществляется с помощью письменных работ (диктанты, переводы, классные и домашние сочинения, письменные ответы на вопросы, рефераты, решения различных задач и упражнений). Позволяет выявить умение последовательно излагать материал, выражать свои мысли на письме

Графическая проверка в форме составления таблиц, схем, построения диаграмм, графиков, работы с контурной картой, схематического изображения различных предметов, механизмов, устройств и т.д. обнаруживает умение учащихся систематизировать, классифицировать изученный материал, способствует развитию их абстрактного мышления

Практическая проверка проводится путем выполнения учащимися определенных исследований, лабораторных опытов, трудовых операций, создания изделий, моделей и т.д. Она дает возможность проверить умения учащихся применять полученные знания на практике.

Тестовый контроль осуществляется с помощью набора стандартизированных заданий, которые дают возможность за сравнительно короткое время проверить усвоение учебного материала всеми учащимися, измерить объем и уровень конкретных знаний, умений и навыков.

Формы контроля

В зависимости от специфики организации контроля за учебной деятельностью учащихся используются такие формы контроля:

  • фронтальная,
  • групповая,
  • индивидуальная,
  • комбинированная,
  • самоконтроль,
  • взаимоконтроль

При фронтальной форме организации учитель ставит вопрос ко всему классу с целью привлечения его к обсуждению. Данная форма позволяет удачно сочетать проверку знаний с повторением и закреплением материала. За сравнительно короткое время учитель проверяет знания у значительной части учащихся класса Понятно, что на основании коротких ответов учащихся трудно судить о реальном уровне усвоения ими знания.

Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда проверяются итоги учебной работы или ход ее выполнения частью, группой учащихся класса, получившая определенную задачу при этом м вопросы ставятся перед группой, в их решении принимают участие ученики, которые работали в составе данной группы, и обязательно привлекаются другие ученики классу.

Индивидуальный контроль применяется для детального ознакомления учителя с уровнем знаний отдельных учащихся. При этом обращается внимание на осмысленный характер ответа ученика, логичность и его суждений, доказательность положений, умение применять усвоенные знания Этот вид контроля осуществляется на уроке, зависит от времени, которое отводится на контроль, характера и объема изученного материала уровня подготовки ученика.

Комбинированная форма контроля объединяет индивидуальный контроль с фронтальным и групповым. Учитель одновременно вызывает для ответа нескольких учеников, один из них отвечает устно, 1-2 готовятся к ответу, выполняя на классной доске необходимую работу, а остальные ученики выполняет индивидуальные письменные или практические задачи. Преимуществом комбинированной формы опроса является возможность основательно проверить нескольких ученики при сравнительно небольшом расходе времени. Недостатком является то, что она ограничивает обучающую функцию проверки, потому ученики, которые самостоятельно выполняют задания, не участвуют во фронтальной работе с классом, а результаты их труда проверяются учителем за пределами урока.

Самоконтроль помогает ученику самостоятельно разобраться в том, как он овладел знаниями, проверить правильность выполнения упражнений путем обратных действий, оценить практическое значение результатов проведенных опытов, выполненных упражнений, задач и т.п. Сама проверка способствует стимулированию учения, более полному восприятию учебного материала, вызывает потребность в его глубоком осмыслении. В организации самоконтроля учеников применяются средства машинного и безмашинного программирования.

Взаимный контроль включает контроль и оценку со стороны других учеников, оценки самим учеником высказываний и результатов деятельности других учеников. Данная форма воспитывает ответственность за оценку работы товарищей.

Универсальные учебные действия учащихся (УУД)

В стандартах второго поколения приоритетным направлением является развитие личности, которое обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД). Эти действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

В стандартах первого поколения учебная деятельность сводилась к трём блокам: познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность.

В новых стандартах УУД складывается из четырёх направлений:

  • личностные,
  • регулятивные,
  • познавательные
  • коммуникативные.
Личностные УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • знаково-символические действия: моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Структура рабочей программы содержит раздел «Тематическое планирование», который требует отразить основные виды учебной деятельности учащихся.

Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы

Виды учебно-познавательной деятельности

Предметы видов
учебно-познавательной деятельности

Наблюдение

Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них

Эксперимент

Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе

Систематизация знаний

Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач (проблем)

Комплексная разнообразная информация познавательного характера

Построение графиков

Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)

При изучении материала по физике, химии, биологии и другим предметам для использования на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  • Слушание объяснений учителя.
  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  • Написание рефератов и докладов.
  • Вывод и доказательство формул.
  • Анализ формул.
  • Программирование.
  • Решение текстовых количественных и качественных задач.
  • Выполнение заданий по разграничению понятий.
  • Систематизация учебного материала.
  • Редактирование программ.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.
  • Просмотр учебных фильмов.
  • Анализ графиков, таблиц, схем.
  • Объяснение наблюдаемых явлений.
  • Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
  • Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  • Работа с кинематическими схемами.
  • Решение экспериментальных задач.
  • Работа с раздаточным материалом.
  • Сбор и классификация коллекционного материала.
  • Сборка электрических цепей.
  • Измерение величин.
  • Постановка опытов для демонстрации классу.
  • Постановка фронтальных опытов.
  • Выполнение фронтальных лабораторных работ.
  • Выполнение работ практикума.
  • Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.
  • Выявление и устранение неисправностей в приборах.
  • Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.
  • Разработка новых вариантов опыта.
  • Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
  • Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
  • Проведение исследовательского эксперимента.
  • Моделирование и конструирование.

Здесь перечень лишь тех видов учебно-познавательной деятельности учащихся, которые встречаются в образовательной практике и рекомендуются методистами. Этим списком многообразие видов учебно-познавательной деятельности не исчерпывается. Задача учителя, преподавателя – искать и находить новые, более эффективные виды деятельности учащихся на учебных занятиях.

Нужно отметить, что разделение всех приведённых в списке видов учебно-познавательной деятельности на три группы в достаточной степени условно. В основе этого разделения лежит признак – источник получения знаний, формирования умений и навыков. В первой группе таким основным источником является слово, знак; во второй группе – образ, зрительное ощущение; в третьей группе – практическое действие.

Можно условно определить виды деятельности первой группы как работу с текстом; виды деятельности второй группы – наблюдение за различными объектами; виды деятельности третьей группы – выполнение различных практических работ.

«Математика начальных классов» - ТМОМ Общепедагогические основы обучения математике. Изучение геометрического материала носит иллюстративный характер. Найти суммы и заполнить соответствующие клетки таблицы. Общая начальная математическая подготовка в 1 – 5 классах. Определи по записям, какими двумя способами считали крестики: (9*4)+(2*4); 11*4.

«ФГОС по математике» - Реализация требований ФГОС средствами предмета «Математика». Переходникова Н.В. старший преподаватель кафедры ДиНО. Обеспечение предметной подготовки, достаточной для продолжения образования Более углубленное рассмотрение вопросов, связанных с геометрией Ориентация на развитие умения работать с информацией.

«Внеклассное мероприятие по математике» - Проиграл – не унывай, а побольше узнавай. Язык природы есть язык математики. Соревнование между сборными командами 6; 8 и 9 классов началось… Вопросы стали сложнее, и многие задумались… Не завидуй удачам соперника, играй честно. Что больше половина половины 20 или четверть четверти 80? Чему равен 1 пуд?

«УМК ПНШ» - Стандарты второго поколения. Просчеты при планировании уроков УМК «ПНШ». Порядковые числа. Дидактические задачи урока. 5+1. Свойства сложения и вычитания. В основу вычитания чисел положено вычитание множества из подмножества Стр.80,81. Число 0. Основное содержание (стандарты и УМК «ПНШ»).

«Уроки по математике» - Урок русского языка 5 «а» класс Тема: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных» Учитель: Кочурова Ольга Васильевна. Урок математики 6 «а» класс Тема: «Сокращение дробей» Учитель: Берестова Надежда Васильевна. Урок физики 7 «а» класс Лабораторная работа

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Вид контроля. Вид самостоя­тельной работы

Домашнее задание

Дата проведе­ния

Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.

Лекция с элементами беседы

Конспектирование, работа с учебником

Знать структуру учебника; иметь представление об особенностях русской литературы первой половины XIX века

Выучить лекцию. Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. С. Пушкина

Литература первой половины 19 в.

А. С. Пушкин (6 ч из них 1р.р)

А.С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Своеобразие пушкинской эпохи. основные темы, мотивы, лирики А. С. Пушкина.Ода «Вольность ».

Комбинированный урок

Беседа, рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Продолжить знакомство с художественным миром А.С.Пушкина

Ответ на вопросы

Подготовить выразительное чтение стихотворений «Пророк», «Поэт»

«Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк », «Поэт », «Поэт и толпа » и др.).А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии.

Урок-практикум

Беседа, практикум

С поэтического текста

Комплексный анализ текста

Ответить на вопрос: «в чем видит Пушкин предназначение поэта и как он обосновывает в стихах свое право на бессмертие»? Выучить наизусть одно из стихот.на выбор «Пророк», «Я памятник себе воздвиг»

Стр. 144-147

Философские мотивы в лирике Пушкина.

Урок-практикум

Беседа, практикум, выразительное чтение

Определить понятие «философская лирика», выявить философские проблемы, над которыми размышляет Пушкин

Комментирование и анализ поэтического текста

Ответить на вопрос: «Какие мысли и чувства вызвала философская лирика Пушкина»? Выучить наизусть «Я помню чудное мгновенье..», «На холмах Грузии», «Я вас любил..» на выбор.

Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина.

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник ».

Урок-практикум

Беседа, практикум, анализ письменных работ, лекция, выразительное чтение, анализ стихотворений

Показать особенности темы любви многообразия ее раскрытия в лирике А. С. Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, выразительного чтения

Беседа по вопросам

Чтение наизусть, беседа по вопросам

Р.р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

Урок развития речи

Дописать сочинение, подготовить сообщение о Лермонтове

М. Ю. Лермонтов (5 ч из них 1р.р, 1 вн.чт)

Художественный мир М.Ю. Лермонтова

Повторение известных сведений о поэте, работа с учебником, индивид.сообщения

Продолжить знакомство с художественным миром М.Ю. Лермонтова

Викторина, беседа по вопросам

Выучить наизусть стихотворение

«Поэт, подготовить выразительное чтение и анализ одного из стих. «поэт», «Кинжал», «И скучно и грустно»
, «Пророк» и др. стр. 269-295

Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк » и «Поэт »)

Урок-практикум

Беседа, практикум, лекция, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Комплексный анализ текста, беседа по вопросам

Сопостовительный анализ стих.Лермонтова и Пушкина «Пророк»

Стр. 288-291

«Когда мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою… », «Молитва » и др.

Урок-беседа

Беседа, лекция, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Дать представление об особенностях любовной и патриотической лирики М.Ю.Лермонтова

Мини-сочинение «Идеал, мо мнению Лермонтова…»

Выразительное чтение стих.с анализом.

ВН.
ЧТ
Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон ».

Урок-практикум

Беседа, практикум

Формировать навык комплексного анализа текста

Комплексный анализ текста

Р.р. Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

Урок развития речи

Дописать сочинение

Н. В. Гоголь (5 ч из них 1 ч р.р)

Петербургские повести Н. В. Гоголя

Лекция, индивид.сообщен.

Продолжить знакомство с художественным миром Н.В.Гоголя

Викторина

Художественный мир Н.В. Гоголя.

Урок-беседа

Беседа, лекция, словарная работа

Развивать представления учащихся о художественной манере Гоголя

Беседа по вопросам

Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

Развивать понятие о комическом

Подготовка к зачетной работе

Проблематика и художественное своеобразие повести «Невский проспект»

Урок-зачет,

Подготовка к сочинению.

Контрольный тест по творчеству гоголя.

Урок развития речи

Из литературы 2-й половины XIX века

Островский (10 ч из них 1 ч р.р. и 2 ч вн. ч)

Вн. чт.» Идейно - художественный анализ комедии А. Островского " Беспреданница»

Урок внеклассного чтения

Беседа, комментарии

Показать учащимся что мотив искушения является лейтмотивом

Беседа по вопросам

материал учебника стр.

подготовить сообщение Образ Ларисы.

Драма «Гроза ». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.

Урок-практикум

Индив.сообщения, лекция

Развивать аналитические способности учащихся

Комплексный анализ текста

Заполнить таблицы, сравнить героинь: Катерина и Кабаниха

Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.

Урок-беседа

Коллективная, групповая

Формировать навык сопоставительного анализа

Инсценировка, беседа по вопросам

Ответить на вопрос: Почему Катерина назыана лучом света в темном царстве

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

Урок-семинар

Формировать навык решения исследовательских задач.

Проблемный анализ текста

беседа по вопросам

Образ Катерины в свете критики. (2-5)

Урок-семинар

Коллективный, беседа, краткий пересказ

Формировать навык определения художественно-стилистических приемов создания образа героини

Проанализировать образ героини, понять, почему Катерина решилась на убийство

Портретная и речевая характеристика (описание)

беседа по вопросам

Почему Катерина не смогла спасти свою душу?

Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза»

Урок-беседа

Коллективный, беседа, краткий пересказ

Формировать аналитические умения и навыки

Аспектный анализ текста

беседа по вопросам

Образная символика и смысл названия драмы «Гроза ».

Лабораторная работа

Коллективный, беседа, краткий пересказ

Развивать умения работы со словарем; формировать аналитические навыки

беседа по вопросам

Подготовить сообщения о Гончарове

РР Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»

Урок развития речи

Составление плана, беседа

Развивать навык написания сочинений разных жанров

Написание сочинения

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Гончарова, читать «Обломов»

Гончаров (7 ч из них 1 ч р.р.)

И.А. Гончаров. Личность и творчество.

Лекция учителя, сообщение учениа. Работа с учебником

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Гончарова

Беседа по вопросам

Ответ на вопросы:

Рассказ о Обломове,

Рассказ о гостях Обломова,

Жизнь Обломова в Петербурге, Образование Обломова, описание обломовки

Роман «Обломов ». Утро Обломова.

Урок-беседа

Коллективная, групповая

Дать общую характеристику романа «Обломов», помочь ученикам осмыслить образ главного героя

Беседа по вопросам

анализ текста

Подготовить анализ сна Обломова

К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).

Урок-беседа

Беседа, работа по карточкам, обсуждение у группах, выразительное чтение

Помочь ученикам осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной,

Беседа по вопросам

анализ текста

Подготовить анализ глав: Обломов и Ольга, развитие их отношений 5, 6-12 гл.

Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).

Урок-беседа

Знать женские образы в романе, выявить влияние женщин на Обломова

Уметь анализировать

анализ текста, ответ на вопросы

Анализ глав: рассказ о Штольце, взаимоотношения Обломова и Штольца

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Урок-практикум

Пересказ текста, анализ текста, работа по карточкам, работа с таблицей

анализ текста

Составить план «День Обломова», найти персонажей, которые обладают обломовскими чертами

Место романа «Обломов» в трилогии. Композиции, социальная и нравственная проблематика романа.

Урок комбинированный

Беседа, лекция учителя, выступления учеников, обсуждение в группах

Должны знать. Трилогия, композиция, приём антитезы.
Должны уметь. Конспектирование, пересказ текста, выборочный анализ эпизода.

Анализ художественного произведения

Подготовить материал к сочинению

Р.р. Домашнее сочинение.

Урок развития речи

Беседа, анализ,

Обобщить знания, развивать аналитические способности

сочинение

Написать сочинение, подготовить индивид.сообщение о Тургеневе

Тургенев (8 ч, 1 р.р)

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника » (обзор).

Лекция, сообщение ученика, беседа

Продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева

Знать жанровое понятие цикла, цикл рассказов Тургенева, уметь сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их проступков

Ответы на вопросы, анализ текста

Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети ». Творческая история романа

Должны знать. Жанр романа, западники, славянофилы, разночинцы, революционеры-демократы, аристократы.
Должны уметь. Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего. Выявление нравственно-философской проблематики.

Ответы на вопросы

Смысл названия романа. Своеобразие 37произведения.(1-4 гл. романа - анализ)

Урок-практикум

Беседа, лекция учителя, работа с книгой

Конфликт, идеологический конфликт, идейный центр.
Должны уметь. Анализировать художественный текст: сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному.

анализ текста, ответы на вопросы

ответить на вопросы: почему точно указано начало действия?, рассказать о прошлом Кирсанова, встреча отца с сыном, хозяйство Кирсанова, положение крестьян

Взаимоотношения Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановыми (гл. 5-11)

Урок-практикум

Составление таблицы, характеристика героев, составление опорных конспектов,

Проанализировать образы героев романа, обучить составлению опорного конспекта, сделать вывод об основном конфликте романа

Выписать из романа цитаты, объясняющие отношения главных героев к любви и к ее месту в жизни

Базаров и Одинцова (гл. 13-19 , 25- 27).

Базаров и его родители (гл. 3-5 , 7, 10, 20-22, 25- 28).

Урок-практикум

Беседа, комментирование.

Знать суть отношений героев, понять что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине

Беседа по вопросам, анализ текста

Нигилизм и его последствия (научные, философские, политические и эстетические взгляды).

Урок-практикум

Словарная работа, работа с таблицей

Знать понятие «нигилизм», сравнить его со взглядами Базарова

Беседа по вопросам, анализ

Ответить на вопрос: почему роман заканчивается смертью героя?

Подготовить критические статьи о романе.

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»..

Беседа, комментарии, выступления учеников

Должны знать. Авторская позиция, отзывы о романе современников Тургенева.
Должны уметь. Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию. Составлять тезисы и конспект.

Ответы на вопросы

Ответить на вопрос: почему роман заканчивается смертью главного героя? Подготовиться к сочинению

Р.р. Сочинение по творчеству Тургенева «Отцы и дети»..

Должны знать. Содержание и проблематику изученного произведения.
Должны уметь. Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать

Сочинение

Написать сочинение, подготовить сообщение о Некрасове

Некрасов (7ч, 1 р.р)

Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества.

Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта

Составление плана

Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге », «Огородник », «Тройка » и др.).

Урок-практикум

Лекция учителя, сообщения учеников, комментирование

Формировать представление учащихся о народном характере поэзии Н.А.Некрасова

Выявление средств художественной выразительности

Сделать письменный анализ стихотворения, выразительное чтение

Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде », «Поэт и гражданин », «Рыцарь на час », «Пророк » и др.)

Урок-практикум

Иметь представление о социальных и гражданственных мотивах в лирике, знать проблемы, которые рассматривает автор в стихотворениях

Выразительное чтение

Поэма «Кому на Руси жить хорошо ». Жанр и проблематика

Урок-беседа

Лекция учителя, сообщения учеников, комментирование, выразительное чтение, анализ текста

Познакомить учащихся с творческой историей поэмы; выявить особенности жанра, композиции, проблематики

Чтение наизусть

Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав.

Урок-практикум

Лекция учителя, сообщения учеников, комментирование, выразительное чтение, анализ текста

Формировать навык сопоставительного анализа произведения

Сопоставительный анализ

Образы крестьянок в поэме. Женская доля на Руси

Лабораторная работа

Лекция учителя, сообщения учеников, комментирование, выразительное чтение, анализ текста

Определить истоки сильного характера русской женщины

Речевая и цитатная характеристики

Подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме»

Р.Р. Сочинение по творчеству Некрасова

Урок развития речи

Беседа, составление плана, обсуждение, комментарии учителя

Формировать навык написания сочинения

Сочинение

Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложенных тем)

Тютчев (3)

Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа… », «Полдень », «Тени сизые смесились » и др.).

Урок-практикум

Лекция учителя, сообщения учеников, беседа, чтение стихов

Продолжить знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева

Формировать у учащихся представления об особенностях пейзажной лирики,

Устное словесное рисование, выразительное чтение

Фронтальный опрос

Статья учебника (II) с.7-17 (чит.),

Подготовить творческие проекты «Женщины в жизни Ф.И.Тютчева»

Личность и мироздание в лирике Тютчева («Silentium ! »,«Певучесть есть в морских волнах… » и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева»

Урок-проект

Формировать навык проектной деятельности

Знать основы философской и любовной лирики

Выразительное чтение, публичное выступление

Статья учебника (II) с.17-27(чит.), наизусть стихотворение по выбору учащегося

«Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева

Урок-практикум

Лекция учителя, сообщения учеников, беседа, чтение стихов, анализ стихов

Знать основы патриотической лирики

Статья учебника (II) с.28-30(чит.), подготовить сообщение о жизни и творчестве А.А.Фета

А.А. Фет. Жизнь и творчество.

Лекция учителя, сообщения учеников, беседа, чтение стихов, анализ стихов

Продолжить знакомство с творчеством А.А. Фета

Чтение наизусть Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Выразительное чтение стихотворения

Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею… », «Это утро, радость эта… », «Учись у них – у дуба, у березы… » и др.).

Урок-практикум

Лекция учителя, сообщения учеников, беседа, чтение стихов, анализ стихов

Сформировать у учащихся представление об основных темах поэзии Фета

Выразительное чтение, устное словесное рисование

Чтение наизусть Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Статья учебника (II) с.40-50(чит.), отв. на вопр. 4-6 с.50

Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь.Луной был полон сад… », «Я пришел к тебе с приветом… » и др.).

Урок-практикум

Лекция учителя, сообщения учеников, беседа, чтение стихов, анализ стихов

Формировать у учащихся представление об особенностях любовной лирики А.А.Фета

Чтение наизусть

Чтение наизусть Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Подготовить сообщение о Толстом А. К. подготовить выразительное чтение стихотворения

Толстой А. К. (2 ч)

Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого.

Урок комбинированный

Лекция учителя, сообщения учеников, беседа, чтение стихов, анализ стихов

Иметь представление о биографии Толстого А. К.,

Чтение наизусть Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Выразительное чтение стихотворения и его анализ

Основные темы, мотивы и образы поэзии. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшкка»

Урок комбинированный

Беседа, анализ стихотворного текста, выразительное чтение

Знать основные мотивы поэзии Толстого, уметь анализировать поэтический текст

Выявление средств художественной выразительности

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Подготовить сообщение о Лескове Н. С. Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник

Лесков (3 ч)

Н.С.Лесков (2 ч.)

Н.С.Лесков «Очарованный странник».

Очерк жизни и творчества писателя. Сюжет и композиция повести.

Лекция с элементами беседы

Лекция учителя, сообщения учеников, беседа, чтение стихов, анализ стихов

Формировать у учащихся представление о жизненном и творческом пути Н.С.Лескова

Формировать у учащихся навык комплексного анализа

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Письменный анализ образа Ивана Флягина

Образ Ивана Флягина в повести.

Система образов повес-ти, образ Флягина: поиск истины, странствия героя. Былинные, библейские мотивы повести.

Урок-практикум

Выступление учащихся, беседа, лекция учителя, анализ эпизода художественного произведения

Знать смысл названия повести, особенности изображения русского национального характера

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Статья учебника (II) с.63-70(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76

Салтыков – Щедрин (3)

М.Е.Салтыков-Щедрин (2 ч.) М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города».

Очерк жизни и твор-чества писателя. Сати-рическое изображение градоначальников, отношение к народу

Урок-практикум

Лекция учителя, сообщения учеников, беседа, чтение стихов, анализ стихов

Продолжить знакомство с творчеством великого сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина

Формировать навык критического мышления

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик », «Медведь на воеводстве », «Премудрый пескарь »).

Урок-практикум

беседа, работа с книгой

Продолжить изучение «Сказок для детей изрядного возраста» с позиции взрослой личности, сравнить впечатления от прочтений, раскрыть художественное своеобразие сказок

Выявление средств художественной

Статья учебника (II) с.97-105, 105-107(чит.), отв.на вопр.8,10 с.107-108, продумать сюжет сказку на современную тему в традициях Салтыкова-Щедрина

РР Подготовка к творческому домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Урок развития речи

беседа, составление плана

Развивать навык творческого мышления

сочинение

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Толстого Л. Н.

Толстой (18ч, 2 р.р)

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

Познакомить учащихся с основными этапами творческого пути А.К.Толстого

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Вн. чт Изображение войны в «Севастопольских рассказах». Суровая правды войны, героизм и патриотизм солдат в «Севастопольских рассказах».

Урок внеклассного чтения

Лекция учителя, сообщения учеников, беседа, работа с книгой

Должны знать. Содержание произведения. Героизм, патриотизм; автобиографическая трилогия. Совершенствование навыков работы с книгой, словарем. Интернет-ресурсами
Должны уметь. Сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Статья учебника подготовить сообщение об истории создания романа «Война и мир»

Урок-практикум

Должны знать. Содержание произведения, роман-эпопея; критерии оценки личности.
Должны уметь. Воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать самостоятельно делать выводы, анализировать, определить систему образов в романе и нравственную концепцию автора.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Статья учебника, ответить на вопросы по 2 и 3 части т.1 Готова ли русская армия к войне? Понятны ли солдатам ее цели? Что предпринимает Кутузов? Как представлял войну князь Андрей? Подготовить анализ Шенграбенского сражения, Аустерлицкого

Война 1805-1807 гг.

Урок комбинированный

Лекция учителя, сообщения учеников, беседа, работа с книгой

Должны знать. Отечественная, гражданская война, проблема истинного и ложного героизма и величия.
Должны уметь. Строить рассуждения на нравственно-этические темы, анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, пересказ эпизода.

Задание по группам: пересказ и анализ отдельных глав

Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма.

Урок-беседа

Лекция учителя, сообщения учеников, беседа, работа с книгой

Формировать у учащихся верные представления о патриотизме

Комментированное чтение

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Статья учебника (II) с.146-151 (чит.) мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм»

Подготовить сообщение о семьях Ростоы и Болконские. Сравнительный анализ. Как Толстой выражает семейную мысль в романе

«Мысль семейная» в романе.

Урок-практикум

сообщения учеников, беседа, работа с книгой

Формировать у учащихся представление о романе «Война и мир» как о романе-семейной хронике

Комментированное чтение

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Статья учебника (II) с.156-159, составить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе. Подготовить сообщения «Проблема героизма по Толстому», «Отношение Толстого к войне», в т.2 найти материал «Поиски смысла жизни Безуховым и Болконским»

Этапы духовного становления Андрея Болконского и Пьера Безухова. Анализ избранных глав.

Урок-практикум

сообщения учеников, беседа, работа с книгой

Формировать у учащихся навык сопоставительного анализа

Речевая и портретная характеристики

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Статья учебника (II) с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию) Сравнительный анализ женских образов. Ответ на вопрос: Каким нравственным критерием оценивает автор героинь. Доказать почему Наташа – настоящая русская душа

В чём истинная красота человека? Наташа Ростова и княжна Марья.

Формировать у учащихся представление о роли женских образов в романе «Война и мир» Должны знать. Жизнь сердца, «диалектика души»
Должны уметь. Составлять план событий, говорить о композиции, анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения

Комментированное чтение

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал»

Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова. Ответить на вопросы

Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов.

Урок-практикум

Беседа, пересказ, анализ эпизодов

Формировать навык сопоставительного анализа

Сопоставительный анализ

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Подготовить сообщения «Основные конфликты в романе», «Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней», «Лучшая часть дворянского общества в романе», «Изображение нравственного величия народа»

«Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа.

Урок-беседа

Формировать навык аспектного анализа

Должны знать. Народ и народное сознание; народность как нравственный критерий оценки личности. Героизм и патриотизм русского народа.
Должны уметь. Анализ эпизодов; аргументировано высказывать своё мнение, используя текст; цитировать, ссылаться на мнение автора; пересказ; характеристика образов

Аспектный анализ

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Т4. Составить викторину на тему «партизанская война», подготовить сообщения(краткий пересказ с элементом анализа): Дела и люди партизанских отрядов, Петя Ростов в парт.отряде, Т. Щербатый-необходимый человек, оценка Толстого партизанской войны, армия Наполеона, патриотизм и героизм в войне 1812г.

Платон Каратаев: русская картина мира.

Урок-практикум

Беседа, пересказ, анализ эпизодов

Формировать у учащихся представление о мудрости русского народа

Цитатная, речевая характеристика

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?»

Сообщения: философия истории по Толстому, единство настроения во французской армии, единство настроения русских людей, бородинское сражение- роль описания диспозиции, мужество участников боя

Философия вещей в романе «Война и мир»

Урок-исследование

Беседа, пересказ, анализ эпизодов, сообщения учеников

Формировать исследовательские навыки учащихся, выявить сюжетообразующую функцию детали в романе

Выявление средств выразительности

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Ответ на вопросы: Историко-философские итоги эпопеи.

Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению.

Беседа, пересказ, анализ эпизодов

Познакомить учащихся с литературной критикой, отзывами о романе; формировать у них представление о значении романа для русской и мировой литературы

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Сообщение на тему «Художественное своеобразие романа». Составить викторину по произведению

Художественное своеобразие романа «Война и мир».

Урок комбинированный

Беседа, анализ

Должны знать. Композиция, антитеза, психологизм, диалектика души, внутренний монолог, портрет в литературе, пейзаж, жанр. Интерес к писателю в современном мире; Л.Толстой в контексте русской и зарубежной критики.
Должны уметь. Работать с книгой, словарем. Интернет-ресурсами. Составлять план событий, анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения. Владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Подготовиться к тесту

Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого

Урок контроля

Письменная работа

Выявить уровень усвоения программного материала

Фронтальный, письменный

Подготовиться к сочинению

РР Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Урок развития речи

Беседа, составление плана

Подбор цитат, выдержек из текста

Формировать навыки творческого мышления учащихся

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Сочинение

Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками и т.д.)

Достоевский Ф. М. (8 ч, 1 р.р)

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.

Продолжить знакомство с творчеством Ф.М.Достоевского

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Роман «Преступление и наказание ». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе.

Урок-беседа

Беседа, сообщение учеников, Аналитический пересказ текста, конспектирование.

Формировать представление у учащихся о своеобразии авторской идеи романа

Подготовить сообщение:

Размышление Раскольникова после посещения смеьи Мармеладовых, раскрыть смысл рассуждения Р.после встречи с Соней. Ответ на вопросы: Какие противоречия в поведении Р.?

Чем объяснить их? Выводы о характере Р., Мотивы преступления.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе.

Урок-практикум

Беседа, сообщение учеников, Аналитический пересказ текста, конспектирование.

Формировать навык критического мышления

Должны знать. Теория; гуманность., антигуманность.
Должны уметь. Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения

Составление тезисов

Ответ на вопросы: В чем главная причина преступления? Мотив убийства? Какова точка зрения автора?

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Урок-практикум

Беседа, сообщение учеников, Аналитический пересказ текста, конспектирование.

Формировать навык аналитической деятельности

Должны знать. Духовные искания, диалектика.
Должны уметь. Характеристика персонажа сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию.ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа

Loading...Loading...