Принципы музыкального образования школьников. Принципы музыкального образования. Музыкальная педагогика как область научного знания

    Лайк

    С чего начинается любовь человека к музыке? И почему каждому человеку так важно приобщаться к этой области культуры? Ответы на эти вопросы содержит в себе теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

    Здесь вы можете получить дополнительную информацию о различных видах австралийской музыки

    Богатство, воплощенное в нашей музыке, охватывающее все жанры и стили, погружено в традицию и находится на переднем крае инноваций и экспериментов. Коренная музыка Традиционная музыка и песня неотделимы в культурах коренных народов и являются частью непрерывных традиций, датируемых тысячами лет. Музыка присутствует в церемонии и важной деятельности сообщества во всех культурах островов аборигенов и островов Торреса. Аборигенные песнопения почитают хранителей песен, которые представляют богатые и разные устные традиции в каждой общине. Священные и светские песни также являются неотъемлемой частью жизни острова Торресова пролива и могут включать гармонии западного стиля, полученные от контакта с другими культурами. На веб-сайте правительства Австралии содержится дополнительная информация о музыке коренных народов. Современная местная музыка охватывает все жанры от фольклора и корней до блюза, рока, поп-музыки, хип-хопа и классических форм. Ключевыми событиями в календаре музыки коренных народов являются: народная, кустарническая и кантри-музыка. Народная музыка, часто передаваемая в устной форме, существует в Австралии с наших колониальных дней, и во многих местных общинах есть народные клубы и народные фестивали. В Австралии более 50 народных фестивалей. За эти годы австралийские народные традиции были обогащены многочисленными культурами людей, в том числе кельтскими, гэльскими, греческими, македонскими, клезмерскими, тихоокеанскими островами, африканскими и азиатскими культурами. Буш и страна - это варианты кантри-музыки, опираясь на сельские темы и традиции, рассказывая истории через музыку жизни, любви и тоски. Основные события в национальном календаре: Современная популярная музыка Рок и популярная музыка имеют почти неограниченное количество жанров и подкатегорий. Каждый из них может иметь много подкатегорий, а гибридные формы изобилуют. Эти несколько жанров и типов предоставляют нишу на любой вкус и тип любителя музыки. Австралия производит отличную музыку во всех этих категориях, и мы особенно известны нашими инди и альтернативными сценами, исторически являющимися функцией небольшой страны, удаленной от основных рынков. В этом секторе существует широкий круг профессиональных ассоциаций, органов по сбору прав и агентств развития. Вы можете получить информацию об этих организациях в разделе нашей музыкальной индустрии. Ниже вы найдете список замечательных австралийских песен, исполнителей и записей. Фестивали составляют основную часть австралийской рок-музыки и популярной музыкальной культуры. Основные фестивали в австралийском календаре включают в себя: Великолепие в траве Большой дневной выход из фестиваля «Лайнеэй». Хорошая жизнь. Фестиваль «Фолс». Хорошие вибрации. Австралийский ансамбль Австралийский струнный квартет Камерата святого Иоанна Голднера Струнный квартет Селби и друзья Солисты Южного Креста. Австралийский фестиваль камерной музыки Канберра Международный музыкальный фестиваль Хантингтонский музыкальный фестиваль ТарраВарра Камерный музыкальный фестиваль Васе Феликс Камерный музыкальный фестиваль. Предоставление школьной музыки Предоставление музыкального образования в Австралии варьируется в зависимости от штата, с различными моделями и программами, предлагаемыми в каждой юрисдикции. В школах, где это приоритет, музыка признана частью основной учебной программы и является основной точкой продаж для родителей. Бесчисленные некоммерческие организации, правительственные агентства и компании работают на работе, предлагая яркие, динамичные и изобретательные музыкальные программы в австралийских школах. Адвокаты хотели бы видеть всеобщее предоставление искусства и музыкального образования для всех учащихся австралийских школ. В этом отчете отмечается, что: повышение качества и статуса музыкального образования окажет положительное влияние на широту и глубину эстетического, познавательного, социального и эмпирического обучения для всех австралийских студентов и, в конечном счете, для нашего общества в целом. Национальный обзор предоставил отличный план для улучшения музыкального образования в австралийских школах. Хотя некоторые рекомендации были реализованы, в том числе кампании по повышению статуса музыки, укреплению программ обогащения и увеличению числа учителей в некоторых школах, десятилетие по-прежнему предстоит сделать многое. Достижения Статус музыки во многих школах был поднят адвокатами и исследователями, которые демонстрируют множество преимуществ, предоставляемых музыкальным образованием, благодаря их превосходной работе. Почти все крупнейшие в Австралии исполнительные художественные компании предоставляют богатые образовательные программы, предлагающие искусство, более полумиллионам студентов в год. Многие другие компании и художники также путешествуют по школам с выступлениями, семинарами и резиденциями, а также предоставляют ресурсы, которые предлагают дополнительное обогащение музыки тысячам студентов. В некоторых штатах имеется хорошее государственное школьное образование. Квинсленд, например, имеет 950 основных музыкальных специалистов и инструментальных учителей, работающих в своих школах, а музыкальное образование предоставляется в 87% государственных школ. Другие государства, такие как Виктория, предоставляют специалистам инструментальной музыки и программам в некоторых государственных школах, которые могут быть дополнены на платной основе, как правило, с оплатой родителей. Большинство австралийских независимых школ имеют эффективную музыкальную программу, и в государственном секторе многие родители обеспечивают предоставление своим детям, оплачивая частную музыку. Чтобы узнать больше о родительском взаимодействии, посетите наш. Профессиональное обучение В тех штатах, где музыкальные специалисты не предоставляются, существует множество возможностей для учителей-универсалов для доступа к профессиональному обучению или профессиональному развитию в музыке. При правильном обучении и достаточной практике учителя могут стать прекрасными способностями детского творчества и музыкальности. С загружаемыми ресурсами, видеоконференциями, живыми потоковыми семинарами и индивидуальными занятиями с опытными преподавателями музыки, все учителя могут бесплатно развивать свои навыки. Только в штатах Квинсленда и Тасмании - это музыка, входящая в учебную программу начальной школы в государственных школах и преподаваемую специалистами-преподавателями. Менее четверти правительственных школ предлагают программу, которая соответствовала бы стандарту музыкального образования в национальном обзоре. Более трех четвертей независимых школ соответствовать этому стандарту. Вносить свой вклад в подготовку более квалифицированных и более высокооплачиваемых преподавательских кадров. Предоставлять студентам конкретные поведенческие, культурные, академические и экономические выгоды. Одна вещь, которую мы знаем о школьной музыке в Австралии, состоит в том, что существует множество подходов и много разных моделей. У некоторых нет музыки вообще, и родителям может потребоваться откликнуться на основную школу, школьное сообщество и, возможно, на отдел образования или школьный совет для большей музыки. В других уже хорошо понимают, почему музыка важна, но родители все еще могут участвовать, например, поддерживая группу или собирая деньги для покупки инструментов. Здесь мы представляем две возможные модели для родителей для поддержки музыкально активной школы. Конечно, они могут пересекаться и адаптироваться в соответствии с потребностями вашей школы. Модельные школы родительского комитета обычно имеют комитеты родителей и граждан, хорошо организованную структуру для участия родителей и поддержки школьной жизни. Мы знаем о ряде моделей для родительских и общинных комитетов для поддержки музыки в школах.

    Прочитайте и делитесь исследованиями в поддержку музыкального образования

    Задайте одну достижимую цель в этом году, которая будет стимулировать действие или улучшить программу.
    • Участвуйте в музыке в Австралии.
    • Австралия - страна, богатая разнообразием, культурно и географически.
    • Ясно, что австралийская публика также разделяет эту точку зрения.
    • Увеличивайте число учителей музыкальной подготовки в начальных и средних школах.
    • Увеличивайте число начальных учителей, способных преподавать музыку.
    • Повышайте профессиональное развитие существующей рабочей силы учителей.
    • Увеличьте программы обогащения для укрепления музыкального образования в школах.
    • Предоставлять ряд преимуществ для школ и сообществ.
    • Улучшить положение и результаты обучения в Австралии.
    • Модели для адвокации и поддержки.
    • Ссылки на школьные сообщества Тематическое исследование: Пример.
    • Стимулирование студенческого спроса Поддержка родителей для поддержки школ.
    Фортепиано - отличный первый инструмент, обучая ребенка использовать глаза и уши и распознавать паттеры.

    Дети слушают музыку с удовольствием

    Место музыки в искусстве

    Одна из наиболее таинственных и загадочных форм искусства и художественной выразительности – музыка, во все времена была неотъемлемой частью жизни каждого человека.

    И, благодаря своей универсальности, объединяла людей разных культур, эпох и мировозрений. Задача родителя – помочь ребенку открыть для себя ее удивительный мир.

    После обучения фортепиано в течение 2 лет, дети часто начинают второй инструмент с летающим стартом. Некоторые учителя считают, что технический прогресс медленнее, но мотивация может быть больше. Ансамбли: пианисты редко требуются в инструментальных ансамблях.

    Пианисты могут играть перкуссию в ансамблях или изучать второй инструмент. Скрипка - один из классических инструментов для маленьких детей, наряду с фортепиано. Другие инструменты становятся более подходящими по мере роста детей, отчасти из-за размера других инструментов. Эти инструменты иногда учатся в группах младшим ученикам, но обычно они включают частное обучение. Молодым школьным детям можно научиться играть на гитаре. Бас-гитара подходит для студентов с 3-го года. Все эти инструменты имеют разные размеры, соответствующие различным детям.


    Какая бывает музыка? Пожалуй, самая распространенная квалификация этого вида искусства, с которой наверняка сталкивался каждый человек – это ее деление на хорошую и плохую. Но какая именно музыка относится к каждой из этих категорий? Ведь всем известно, что обладая собственным вкусом и предпочтениями, человек крайне субъективен в оценке. Поэтому для лучшего понимания феномена музыки нужно обратиться к другой, более научной квалификации.

    Гитара используется в гитарных ансамблях, джазовых ансамблях, рок-группах и т.д. Но вообще не встречается в концертной группе или оркестре, и эти ансамбли чаще встречаются в средней школе. Бас-гитара используется в тех же ансамблях, что и гитара, с добавлением концертной группы, которая чаще встречается в начальной школе. Поклонные струнные инструменты используются в струнных ансамблях и оркестрах, но не в концертных группах. Общие инструменты в семействе деревянных духовых инструментов используются в оркестрах, концертных группах, духовых оркестрах, джазовых оркестрах и других инструментальных ансамблях.


    Таблица музыкальных жанров

    Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста подразделяет музыку на:

    1. Классическую – существующую вне времени и пространства, несущую в себе образцы эталонного музыкального искусства.
    2. Народная музыка чаще всего не имеет определенного автора, в её создании и передачи из поколения в поколение принимал участие весь народ, чью культуру она представляет. Является продуктом устного народного творчества.
    3. Популярная музыка наиболее широко тиражируется и является актуальной именно в настоящее время.

    Несмотря на то, что подобная классификация является достаточно строгой, следует отметить, что границы между видами музыки являются достаточно условными.

    И произведения, созданные кем-то конкретным, зачастую утрачивают автора, становясь народными. Классически, массово тиражируемые, становятся популярными, полюбившись широкой публике. Многие песни различных стилей становятся классикой своего жанра.

    Особенности музыкального развития ребенка

    Какую информацию содержит теория детского музыкального развития и воспитания. В процессе активного взаимодействия ребенка с музыкой происходит его соответствующее воспитание и развитие.


    Музыкальная культура - определение

    Оно осуществляется в следующих направлениях:

    1. Эмоциональное развитие – способность активно откликаться на музыкальное произведение, реагируя на его смысловое содержание, посыл, передаваемый слушателю.
    2. Развитие детского ощущения и восприятия – оттачивание навыка воспринимать не только отдельно взятые звуки в произведении, но и его целостную структуру. Способность различать звуки по тембральной окраске, динамике, ритму и темпу.
    3. В области отношений – выявление преобладающих сфер интересов, потребности в музыкальном воспитании дошкольников.
    4. В области самостоятельных действий – способность к самостоятельному исполнению музыкальных произведений, активному взаимодействию с музыкой.

    Что же необходимо для правильного восприятия музыки и выработки у ребенка художественного вкуса?

    Музыкальные способности детей и их развитие

    Музыкальные способности детского возраста чаще всего рассматриваются как самостоятельный компонент одаренности, позволяющий ребенку эффективно развивать в себе музыкальные навыки и осуществлять соответствующую деятельность. Кроме того, музыкальность позволяет адекватно воспринимать и переживать произведение, распознавать ее и т.д.


    Чувство ритма развивается на музыкальных занятиях

    Также, музыкальные способности включают в себя три базовых компонента:

    1. Ладовое чувство – умение распознавать ладовые функции отдельных звуков.
    2. Слуховое представление мелодии.
    3. Чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку.

    Немаловажную роль теория и методика музыкального развития и воспитания детей отводит

    • Способность к эмоциональному отклику на музыку.
    • Музыкальная память.
    • Музыкальное мышление.
    • Способность различать мелодический, гармонический, тембровый компонент музыки.

    Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные.


    Музыкальные способности - определение

    От чего зависят музыкальные способности детского возраста и что необходимо делать для того, чтобы развивать?

    Для начала рассмотрим, как именно музыкальность может дать знать о себе в самом раннем возрасте. Ребенок, отличающийся этим качеством:

    • Демонстрирует музыкальную впечатлительность, эмоционально реагируя на звучащие произведения
    • Пытается сосредоточиться под музыку или совершать под нее определенные движения
    • Испытывает потребность в музыке
    • Имеет определенные музыкальные предпочтения (это может касаться тех или иных жанров, стилей, действий и т.д. и детского вкуса в целом)

    Учитывая то, что заметить эти навыки удается чаще всего к третьему году жизни ребенка, именно это время идеально для развития музыкальных способностей и навыков.


    Музыкальная одаренность - определение

    С чего следует начать? Попробуем проследить основные линии музыкального развития ребенка от рождения примерно до семи лет.

    Примерно до года ребенок только учится воспринимать музыкальные произведения на слух. Уже в полгода он активно реагирует на звук, старается определить его источник, распознает такие его характеристики, как громкость, интонация и т.д. У него начинает наблюдаться комплекс оживление или, напротив, он успокаивается под музыку, а иногда засыпает.

    На втором году ребенок уже очень живо реагирует на музыку, улавливая ее настроение и эмоциональный окрас. У него начинают прослеживаться двигательные реакции на музыку: движения в такт и т.д.


    Прослушивание музыки можно начинать с года

    В три года лучше всего начать развитие у ребенка как общих, так и специальных способностей. Для этого его нужно вовлекать не только в прослушивание, но и исполнение музыки для того, чтобы он мог запоминать простейшие ритмы, мелодии.

    В четыре года нужно позаботиться о том, чтобы в памяти ребенка уже был определенный багаж музыкальных образов. Желательно, чтобы он уже умел различать на слух различные музыкальные инструменты, сопоставлять мелодии по таким параметрам, как громкость, скорость и т.д.

    К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Его мелкая моторика развития уже достаточно хорошо для того, чтобы ребенок уже мог позволить себе игру на простейших музыкальных инструментах. А голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения.


    Развитие способностей на музыкальных занятиях

    К семи годам ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, указывая его ключевые отличительные признаки. Он воспринимает произведение целостно, используя достаточно развитый художественный вкус.

    Задачи музыкального воспитания

    1. Развитие интереса к музыке и потребности в ней при помощи стимулирования музыкального слуха, восприимчивости, художественного вкуса.
    2. Расширение музыкального кругозора ребенка, приобщение его к различным музыкальным стилям и жанрам.
    3. Обогащение понятийного аппарата ребенка при помощи элементарных музыкальных знаний и представлений.
    4. Развитие навыков детского эмоционального восприятия музыкальных произведений.
    5. Развитие созидательной музыкальной деятельности (к ним относится игра на музыкальных инструментах, петь простые вокальные произведения, танцевать).


    Обучение игре на музыкальных инструментах надо осуществлять только по желанию ребенка

    Основные методы музыкального воспитания

    • Наглядно-слуховой метод –прослушивание музыкального произведения с целью его всестороннего анализа посредством мышления, эмоций, чувств и т.д.
    • Словесный метод – пояснения, указания, предоставляемые родителем, педагогом либо другим лицом в процессе обучения.
    • Художественно-практический – предполагает не только восприятие, но и активное отражение музыкальных произведений при помощи пения, танца или игре на музыкальных инструментах.

    Еще одна классификация методов музыкального воспитания подразделяет их в зависимости от активности сторон в его процессе:

    1. Метод прямого воздействия предполагает наличие четко определенного образца, воспроизвести который ребенок должен соблюдая все инструкции, которые ему дает взрослый. Это может быть прослушивание произведение, его проигрывание на музыкальном инструменте, пение фрагмента песни.
    2. Метод проблемного обучения стимулирует ребенка на поиск самостоятельных решений, задействуя свои творческие способности и навыки.


    Методы музыкального воспитания - перечисление

    Выбор метода музыкального воспитания зависит, главным образом, от индивидуально-психологических особенностей ребенка, к которым относятся возраст, особенности интеллектуального развития, его опыта музыкальной деятельности.

    Для достижения наилучшего результата лучше всего сочетать в работе различные методы музыкального воспитания и развития дошкольников.

    Для того, чтобы музыкальное произведение наилучшим образом способствовало развитию ребенка, важно подбирать его с учетом следующих его особенностей. Оно должно:

    • Строиться на гуманных идеях и пробуждать в ребенке только позитивные чувства.
    • Иметь высокую художественную ценность.
    • Быть насыщенным эмоциями, а также занимательными и мелодичными.
    • Быть доступными для детского восприятия и понятными ребенку.

    Принципы музыкального воспитания детей

    Развивающие методики музыкального воспитания детей-дошкольников утверждают, что для полноценного развития ребенка в творческом плане необходимы

    • комплексный подход, выражающийся в стремлении решить одновременно несколько задач воспитания;
    • постепенность;
    • повторность;
    • систематичность;
    • учет особенностей детского развития.

    Виды музыкальной деятельности, используемые для воспитания и развитии ребенка

    Прослушивание музыкальных произведений – пожалуй, самая простая форма развития ребенка, доступная ему с первых дней жизни. Прослушивание произведений различных жанров стилей позволяет существенно разнообразить кругозор ребенка, а также выработать у него основы художественного вкуса, приучая к по-настоящему качественному исполнению, звучанию музыки и т.д. Ребенок привыкает избирательно относиться к искусству, тщательно «фильтруя» все, что на него воздействует.


    Расширение музыкального кругозора на концерте

    Конечно же, навык активного слушания музыки, позволяющий не только воспринимать произведение на слух, но определенным образом анализировать, вырабатывается у детей далеко не сразу.

    Но именно оно ляжет в основу его способности ориентироваться в многообразии произведений и использовать музыку как сильнейший инструмент личностного развития и роста.

    Творческая исполнительская деятельность. Когда ребенок уже имеет опыт активного восприятия музыкальных произведений и необходимый объем знаний, он может перейти непосредственно к исполнению музыки. Начиная с простейших ритмических рисунков, он со временем начинает не только исполнять произведения по образцу, но создавать что-то качественно новое. К творческой исполнительской деятельности также относятся пение (индивидуальное и хоровое), танец.

    Учитывая то, музыкальные способности детского возраста входят в число общих способностей человека, развитие музыкальности невозможно без общего всестороннего развития ребенка. Именно поэтому включение ребенка в интеллектуальную деятельность чаще всего становится тем самым «пусковым механизмом», дающим начало музыкальному развитию ребенка. Кроме того, подобный подход обеспечит наиболее правильное и целостное развитие ребенка.

    Одной из важнейшей ступеней в музыкальном воспитании ребенка является выработка у него субъективного отношения к музыке. Поэтому исключительно важно поощрять его активно рефлексировать, обеспечивать тот или иной эмоциональный отклик на произведение, высказывать свою точку зрения относительно него.


    Развивая музыкальные способности, возможно вы вырастите нового гения

    Очень важно не перегружать ребенка музыкальными произведениями. Важно помнить о том, что каждое из них уникально и потому требует не просто прослушивания, но глубокого переживания, осмысливания и оценки.

    Музыкальное воспитание должно осуществляться с максимальным учетом индивидуально-психологических особенностей детского возраста в целом и каждого ребенка (в том числе, темпа, интенсивности и т.д.). Ни в коем случае не стоит торопить его: важен не столько процесс, сколько результат, позволяющий приобщить ребенка к музыке и добиться позитивных изменений в его личности.

    Как и в любой другой деятельности, исключительно важно мотивировать ребенка на успех и помогать ему поверить в себя.

Глубокое познание музыкальной истории и культуры имеет большое значение для формирования духовного облика новых поколений. В процессе становления мировой музыкальной культуры складываются общезначимые ценности, исходящие из универсальных нравственных и эстетических категорий, законов слухового восприятия и музыкального мышления.

Огромное значение в процессе духового развития общества отводится образованию, так как оно является главным механизмом фиксации и обобщения человеческого опыта, занимая важное место в процессе осознанного самообучения человечества. Большую роль играет музыкальное образование, развитие которого предполагает использование достижений современной научно-теоретической, методической технологической базы.

Занятия музыкой дисциплинируют мышление, воспитывают сосредоточенность, развивают память. Перефразируя слова В.А. Сухомлинского, можно сказать, что без музыки нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Занятия музыкой должны войти в жизнь как один из элементов умственной культуры (4, с. 23).

В системе дополнительного образования детей музыкальные школы занимают особое положение. Задача дополнительного образование – не только привить элементарные навыки игры на том или другом инструменте, а дать всем желающим детям общее начальное музыкальное образование; в процессе обучения в музыкальной школе раскрыть творческие способности каждого ребенка и помочь их развитию; способствовать воспитанию эстетического вкуса учащихся, приобщению их к мировой музыкальной культуре. То есть средствами музыкальной школы добиться развития личности ребенка, определить путь его дальнейшего развития, создать предпосылки для его личностного роста. Обучение музыке должно стать воспитанием способности самостоятельно мыслить.

Нельзя узко понимать цели музыкального образования, т.к. музыкальная школа – не столько кузница выдающихся солистов-исполнителей, сколько храм, где происходит становление личностей.

Перемены, происходящие в общественной жизни страны в XXI веке, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Противоречия, накопившиеся за последние десятилетия, привели к торможению развития ДМШ. Реальный путь повышения качества музыкального образования – это не только внедрение новых методов и переосмысление целей, но и усиление роли личности педагогов ДМШ, деятельность которых неразрывно связана с явлениями общественной жизни.

Педагогика в своей исторической преемственности представляет собой сложное явление, так как посредством обучения осуществляется передача опыта от одного поколения другому. Ни одна профессия не требует столь длительного процесса обучения, как профессия музыканта, которая требует от человека, помимо таланта, еще и колоссальных усилий.

Не всякий педагог является выразителем лучших традиций своего времени. Однако, когда так случается, каждодневная его работа превращается в искусство.

Результативность деятельности преподавателя музыки зависит от его профессиональной компетентности. В нее входят не только методические и научные знания и навыки, но и умение работать с детьми, зависящее от общей культуры педагога, ценностей его ориентаций, представления о смысле деятельности и о себе, как специалисте. Компетентность, как свойство личности – основа профессионально-педагогической деятельности учителя, фактор развития его творческого потенциала (2, с. 15).

Музыкальная педагогика держит в руках ключи от многих проблем, внедряясь в самые тонкие вопросы детской педагогики и воспитания.

Процесс обучения в ДМШ возлагает на педагога большую ответственность. Под его руководством ученик не только познает основы музыкального искусства, но также развивает свой интеллект, приобретает умение мыслить нестандартно, заставляя действовать свою фантазию. В ребенке формируется творческое отношение к жизни, которое в дальнейшем будет способствовать успешной работе в любой профессии. Но главная задача педагога ДМШ – научить чувствовать искусство не только музыкальное, но и любое другое.

Педагог не только обучает – он воспитывает. Именно школьный педагог занимается с детьми в период, когда формируются их способности и складывается их характер. От него, преподавателя, часто зависит будущее ученика.

Труд педагога должен быть радостным и умным, ведь его работа – это постоянная отдача самого себя и постоянное самообновление. Строжайшая дисциплина, самоотверженность в работе, бескорыстие, скромность, честность, способность к самоанализу, чувство ответственности – все это необходимые качества педагога (2, с. 34).

Творческая индивидуальность и глубокие специальные знания, общая эрудиция, интуиция и профессиональное мастерство преподавателя музыки имеют огромное значение в деле воспитания учащихся ДМШ.

Деятельность педагога детской музыкальной школы носит публичный характер и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в разнообразных, изменяющихся педагогических ситуациях.

Оптимальной формой общения между учителем и учеником является сотворческая деятельность, то есть творческое взаимодействие, когда учитель, обновляя свои методы и совершенствуясь, создает на уроке атмосферу поиска, в процессе которого формируется личность ученика (3, с. 25).

Каждый ребенок – индивидуальность, и мы идем за ним. Дети очень разные, и поэтому существуют разные методики. Любая методика жива только тогда, когда она индивидуальна по отношению к каждому ребенку и может быть им органически воспринята; когда педагог руководствуется представлением о конечной цели работы с учеником и метод воспитания становится естественной частью всего педагогического процесса. Поэтому успех педагога в большой мере определяется его умением индивидуально подойти к каждому ученику, для чего необходимо изучать личность каждого ребенка.

Дети способны быстро меняться в течение небольшого количества времени. У каждого ученика есть свое хорошее и неповторимое, что мы, педагоги, обязаны открыть и развить. В каждом есть положительные и отрицательные черты. Важно знать не только достоинства, но и недостатки ученика и работать над их устранением. Ободряющее слово учителя не только в похвале, но и в доброжелательной критичности, помогающей ученику мобилизовать силы на исправление недочетов в работе.

Самое главное в человеке – это доброта. Она составляет нравственную основу взаимоотношения людей. Основная задача музыкальной педагогики – помочь ученику «открыть себя». Это невозможно без уважительного и доброго отношения к ребенку. Никакого диктата. Все спокойно, в меру строго, доверительно и правдиво. В работе постоянно встречаются психологические трудности. Бывают моменты отчаяния и бессилия. В музыкальной педагогике, как и в любой другой, без препятствий не обойтись. Ведь не зря говорят, что педагогика – это битва за человеческие сердца, а каждый ученик – это мир (1, с. 16).

Педагог поставлен перед необходимостью постоянно учитывать особенности темперамента и характера того или иного ученика. Уметь находить объяснение взрывчатости и замкнутости, обидчивости и упрямству. Уметь подобрать для каждого ученика те слова, которые нужны только ему, ведь каждый ученик – это особый случай, нуждающийся в особом индивидуальном комплексе психотерапевтических методов и приемов воздействий Современный педагог-музыкант должен владеть приемами психотерапии. Поэтому проблема психологической совместимости ученика и учителя – важное условие педагогического процесса. Если педагог вкладывает в работу все мысли и всю душу, то контакт с учеником возникает легко и просто.

Ребенок – это личность, будущий человек Нужно беречь его характер и психику. Нельзя воспитывать его в нервозных формах, убивая в нем чувство человеческого достоинства. Простое благожелательное отношение преподавателя многим начинающим пианистам помогло поверить в себя, обрести любовь к музыке и даже найти свое призвание.

Крупнейший советский педагог Л.В. Николаев считал, что педагогический процесс – это совместная работа ученика и учителя. Он утверждал, что если педагоги оказывают влияние на учеников, то и ученики также оказывают влияние на педагогов. Следовательно, нужно уметь учиться у своих учеников (3, с. 45).

Педагог не должен забывать о том, что в его руки может попасть ребенок, гораздо более одаренный, чем он сам, и он должен быть готов к этой ситуации. Не следует демонстративно показывать ученику собственное превосходство, внушая, что он без вашей помощи не сможет добиться никаких результатов. Настоящий музыкант лишен высокомерия и самоуверенности. Он понимает относительность своих умений и постоянно учится, не скрывая этого от своих учеников. Педагог без вопросов – это неинтересно. В основе педагогического процесса лежит работа педагога над собой, проводимая в самых разных формах. Это ответственность профессионала не только перед учениками, но и перед самим собой.

В нашем обществе все процессы ускорены. Педагог должен обладать чувством нового, поэтому и встают перед каждым из нас проблемы собственного самовоспитания и самосовершенствования.

Самое страшное – это равнодушие. Наше время требует новых постижений произведений, новых трактовок, далеких от канонов. Нельзя создавать в классе унылую атмосферу скуки и пессимизма. Ни трудности жизни, ни перегрузки учеников не могут быть оправданием. Настоящие педагоги, любящие свое дело, умеют увлечь музыкой даже малоодаренных учеников, помогая каждому развить свои задатки.

Для педагога музыканта искусство неразрывно связано с владением инструментом. Ведь маленькие музыканты могут услышать свой репертуар главным образом в исполнении учителя. Плохо, когда педагог беспомощен за инструментом. В основном, можно научить тому, что сам умеешь, за исключением случаев, когда талантливый ученик перерастает своего учителя, но это уже его собственная заслуга.

В музыкальной школе особое внимание надо уделять учащимся, не планирующим стать музыкантами - профессионалами. Речь идет о воспитании музыкального вкуса, общей ориентации в стилевых и жанровых особенностях, творческом почерке композиторов и, конечно, любви к музыке. Большое внимание следует уделять развитию музыкального мышления ребенка. Для этого главное – давать задачи, а не рецепты, развивать способность творчески общаться со знаниями, а не брать их в виде готовых истин.

Преподаватель для ученика всегда должен быть разным: то значительным, то спокойным, то энергичным, то артистичным. Но в любой своей ипостаси педагог музыкант должен помнить золотые правила музыкальной педагогики:

Неустанно следить за ростом и переживаниями детей;

Помочь каждому укрепиться в своей самостоятельности;

Развить уверенность в своих силах;

Воспитать необходимые качества: волю, дисциплинированность, смелость, артистизм;

Приучить с детства воспринимать каждое концертное выступление как праздник (3, с. 29).

Учитывая непомерную современную умственную и физическую загруженность детей, мы всегда должны помнить, что здоровье ученика должно находиться в центре нашего внимания. Длительная болезнь ребенка усложняет педагогическую работу. Нужно всегда правильно учитывать время, необходимое для прохождения программы. Работа должна планироваться с некоторым присчетом лишнего времени. Это дает возможность изменить направление занятий в случае болезни ученика или каких-либо неожиданностей, нарушающих учебный процесс.

Важным аспектом педагогической работы является работа с родителями. Если учителю удалось помочь родителям ученика понять свою роль в воспитании у ребенка любви к занятиям музыкой, значит, он приобрел надежных сторонников, на которых всегда сможет опереться.

Можно много говорить о красоте и значении профессии педагога музыканта, но раскрыть ее увлекательность и глубину могут лишь истинные мастера, влюбленные в свое дело.

Педагогика – человековедение. Она требует самозабвенного труда, тогда рождается вдохновение и работа становится творческой. Музыкальная педагогика – это именно творчество, а не ремесло. Каждый настоящий педагог индивидуален, неповторим. У каждого свои пути. Но всегда нужно помнить и знать, что профессионализм – непременное свойство и качество педагога.

Серьезное и любовное отношение к своей работе педагога музыканта приносит прекрасные плоды. Музыкальная педагогика была, есть и будет наукой и искусством. Сферой, в которой строгие теоретические положения незримо переплетаются с тончайшими нитями, основанными на педагогической интуиции, профессиональном мастерстве и способностях человека, избравшего нелегкое дело воспитания человека.

Мы знаем, сколько усилий делают в последнее время в ДМШ ради совершенствования учебного процесса. Много говорят и спорят о творческой и воспитательной роли педагога музыканта. И мы надеемся, что наша статья станет скромным вкладом в решение «наболевших» проблем.

Loading...Loading...