«проектная деятельность учащихся в процессе обучения истории в условиях введения фгос. Презентация на тему: " организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации фгос ооо." — транскрипт

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Проектная деятельность учащихся в процессе обучения истории в условиях введения ФГОС»

Федосеева Галина Николаевна. Учитель 1 категории

МБОУ «Школа №58 Советского района г. Казани»

Захарова Елена Анатольевна

МБОУ «Школа №166 Советского района г. Казани»

Научный руководитель_________

_______________________________

Казань - 2016

Введение………………………………………………..……….3

Основная часть

Глава 1 Принципы проектной технологии обучения……… 10

Глава 2 Классификация проектов по истории………………13

Глава 3 Деятельность учителя и учащихся…………………..17

Заключение…………………………………………………..…..22

Список использованной литературы………………………….23

Приложение………………………………………………..…….24

Введение

Постановка проблемы.

Важной особенностью современного этапа в образовании является поиск оптимальных стандартов в изучении школьных предметов, которые отражают потребности общества в различных сферах человеческой деятельности и учитывают психологические особенности учащихся. В каждой школе встречаются учащиеся с разными способностями в изучению истории, однако не везде имеются возможности для специализированного обучения.

ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования одно из которых – это владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

В педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения учащихся, так как он позволяет рационально сочетать в совместной деятельности учащихся теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем. В основе метода проектов лежит его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть реальным. Его можно увидеть, осмыслить и применить в практической деятельности.

Педагогу необходимо научить учащихся самостоятельно учиться добывать необходимые знания, самостоятельно принимать решения, критически мыслить. Проектная деятельность прочно занимает свои позиции в образовательном процессе в учебных планах российского образования. Те учителя, которые используют в своей работе метод проектирования, согласятся, что проектная деятельность – это здорово! Почему?

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады.

В этих условиях необходимо самим ученикам понимать смысл работы, определять ее цели и задачи. Искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов.

Актуальность: в связи с реализацией ФГОС ООО для учащихся необходимо внедрять методические рекомендации с учетом планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов.

В процессе работы учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить. Обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.

Цель проекта:

Задачи проекта:

    Определить принципы проектной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС;

    Изучить краткую классификацию видов школьной проектной деятельности учащихся;

    Разработать поэтапную деятельность учащихся в процессе создания проекта по истории.

Методы исследования:

    Анализ методической и учебной литературы:

    Диагностика потенциальных возможностей детей:

    Анализ результатов участия обучающихся в проектной деятельности.

Целевая группа проекта:

Учащиеся 5-9 классов:

Срок реализации проекта:

2016-2017 учебный год.

Место реализации проекта:

МБОУ «Школа №58 Советского района г. Казани», МБОУ «Школа №166 Советского района г. Казани».

Этапы реализации проекта:

    Подготовительный (изучение требований ФГОС, изучение литературы, разработка методических рекомендаций);

    Основной (апробация и внедрение в общеобразовательную школу);

    Заключительный (подведение итогов проекта, выступление на педагогическом совете).

Наша работа состоит из двух частей: исследовательской и практической. В исследовательской деятельности мы изучали основные подходы в составлении методических рекомендаций в соответствии с ФГОС ООО. В работе мы использовали учебную литературу, Интернет-ресурсы, СМИ.

В практической части мы предложили комплекс методических рекомендаций для осуществления проектной деятельности для учащихся 5-9 классов.

Ожидаемые результаты:

    Изучение, анализ и систематизация методических проблем в процессе использования составленных рекомендаций:

    Умение работать совместно в различных коллективах;

    Проверка эффективности разработанной методической рекомендации в реальном учебном процессе.

Предполагаемые продукты:

    Разработка памятки для ученика, испытывающего затруднения при создании проекта по той или иной теме;

Конечный результат:

    Развитие творческих успехов;

    Повышение показателей качества знаний;

    Успешные выступления на конкурсах, конференциях.

Методы диагностики.

Соотнесение полученных результатов с поставленной целью; фиксирование количества данных правильных проектов, выполнив прикидку результатов.

План мероприятий по реализации проекта.

Таблица 1

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Изучение нормативно-правовых актов

Закон об образовании

ФГОС ООО второго поколения

2016-2017 год.

Федосеева Г.Н. Захарова Е.А.

Изучение Интернет-ресурсов.

2016-2017 год.

Федосеева Г.Н.

Захарова Е.А.

2016-2017 год.

Федосеева Г.Н.

Захарова Е.Н.

2016-2017 год.

Федосеева Г.Н.

Захарова Е.А.

2016-2017 год.

Федосеева Г.Н.

Захарова Е.А.

Внесение изменений с учетом применения этих методических разработок на практике.

2016-2017 год.

Федосеева Г.Н.

Захарова Е.А.

Внедрение проекта

2016-2017 год.

Федосеева Г.Н.

Захарова Е.А.

Основная часть.

Глава 1

Принципы проектной технологии обучения

В современной школе актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Понятие "проект" в широком понимании - все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка "проект" означает "брошенный вперед", т.е. замысел в виде прообраза объектов.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.

Целью проектной технологии является самостоятельное "постижение" школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает "проживание" учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: "все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить".

Как было подчеркнуто выше, данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.

Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.

Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог как с собственным Я, так и с другими. Именно в диалоге осуществляется "свободное самооткровение личности" (Полат Е.С.). Диалог в проектной технологии выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условие для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная информация становится личностно значимой.

Проблемность возникает при разрешении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявлений самостоятельности у учащихся, вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью объяснить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату. Контекстность в проектной технологии позволяет создавать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место изучаемой ими науки в общей системе человеческого бытия,

Любой проект тесно связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способов выполнения (в форме сочинения, доклада, графических схем и т.д.), рефлексивного отношения к предмету своей деятельности.

Построение учебного процесса, ориентированного на выполнение учащимися проектов, строится не в логике изучаемого учебного предмета, а в логике деятельности учащихся. Отсюда в проектном цикле допускаются информационные паузы для усвоения содержания нового материала, предполагается выполнение проектов в индивидуальном темпе в виде опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического характера под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся. Выбор в проектной технологии осуществляется на различных этапах и может быть внешним: выбор самого проекта, выбор вида задания, роли, партнеров по деятельности, выбор материала и формы его представления в проекте, выбор способа выполнения работы, выбор опор. Внутренний выбор учащимися определяется потребностями, способностями школьника, его ценностными ориентирами, субъективным опытом, эмоциональным настроем и взаимоотношениями с другими учащимися.

Итак в процессе обновления образования важной становится задача личностно-ориентированного подхода к выполнению учащимся проекта в ходе которого учащийся приобретает новые знания а также исследовательские навыки, в результате выполнения проекта учащийся получает не только разрешение проблемы но и личностную самореализацию. И решает существенные особенности проектного обучения: диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.

Глава 2

Классификация проектов по истории и обществознанию .

И.С. Сергеев предлагает классификацию проектов по доминирующей деятельности обучающихся. Данная классификация включает:

Практико-ориентированный проект - направлен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Это деятельность обучающихся по решению творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

    Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

    Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

    Ролевой проект. Структура в таких проектах только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Имитируются социальные или деловые отношения, усложняются гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты работы намечаются в начале их выполнения, но полностью вырисовываются лишь в самом конце. Высока степень творчества.

На практике обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

В педагогической практике, как правило, используются групповые и персональные учебные проекты. Следует отметить их особенности в плане преимуществ.

Преимущества групповых проектов:

    У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне;

    Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуационного лидера и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предполагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения, этот соревновательный момент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Преимущества персональных проектов:

    План работы может быть выстроен с максимальной точностью;

    У учащегося полностью формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

    Учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта - от зарождения замысла до итоговой рефлексии;

    Формирование важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом.

Изучая литературу по данному вопросу, можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного: так называемые "знаниевый", с одной стороны, и "способностный", с другой. "Знаниевый", строится на традиционных основах:

    классно-урочной системы обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавания,

    фронтальной форме организации учебного пространства,

    контроле и опросе репродуктивного типа и прочих аналогичных характеристиках.

Целевой установкой этого подхода является формирование знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности - воспроизводящий. "Способностный" ориентируется на личность обучаемого. Одним из показателей развития личности выступает овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование. Но наиболее существенным становится появление потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Прикладные проекты отличают следующие черты: четко обозначенный результат деятельности; тщательное продумывание структуры проекта; четкое распределение функций между участниками; оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;

Исследовательские проекты подразумевают: деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом; наличие этапов, характерных для любой научной работы.

Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.

Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно: конструирование гипотетической игровой ситуации; исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения; результат остается неизвестным до конца работы. Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.

В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.

По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей - индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения - краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

Таким образом, проектное обучение - полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её.

В структуре основной образовательной программы присутствует Программа исследовательской и проектной деятельности, которая "должна быть направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий."

Самостоятельное "нахождение путей разрешения проблемных вопросов" обеспечивает проектная компетентность, которая означает - ученик может при наличии мотивации организовать собственную деятельность для решения возникшей проблемы.

Таким образом, для решения поставленных в ФГОС задач необходимы:

    готовность учащегося к проектной деятельности,

    реальная мотивирующая к деятельности проблема,

    четко составленная программа проектной и исследовательской деятельности для решения сформулированных задач

Готовность учителя к проектной и исследовательской деятельности учащихся означает:

    проектную и исследовательскую компетентность учителя,

    владение учителем методом учебных проектов и исследований,

    умение учителя применять учебное проектирование и исследование в различных организационных формах,

    знание о возможностях учебного проектирования и исследования для решения различных образовательных задач.

Глава 3

Деятельность учителя и учащихся

Применение метода проектов на уроках истории и обществознания, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. История как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Деятельность учителя:

Формулирует:

Проблему;

Сюжетную ситуацию;

Цель и задачи.

Организует деятельность – предлагает:

Организовать группы;

Распределить задания;

Спланировать деятельность по решению задач проекта;

Возможные формы презентации результатов.

Не участвует, но…

Консультирует учащихся по необходимости;

Ненавязчиво контролирует;

Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

Репетирует с учениками предстоящую презентацию.

Подводит итоги обучения:

Обобщает и резюмирует полученные результаты;

Оценивает умения: общаться. Слушать, обосновывать свое мнение;

Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат.

Деятельность учащихся:

Осуществляет:

Личностное присвоение проблемы;

Вживание в ситуацию;

Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач;

Осуществляют:

Разбивку на группы;

Разделение ролей в группе;

Планирование работы;

Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

Работают активно и самостоятельно:

Каждый в соответствии со своим заданием и сообща;

Консультируются по необходимости;

- «добывают» недостающие знания;

Готовят презентацию результатов.

Демонстрируют:

Понимание проблемы, цель и задачи;

Умение планировать и осуществлять работу;

Найденный способ решения проблемы;

Рефлексию деятельности и результата;

Дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Критерии оценивания работ учащихся.

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных УУД;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Этапы проектной деятельности.

В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С. Полат выделяет следующие:

1 Подготовка. Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.

2 Планирование. а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды. Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся.

3 Исследование. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма". Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4 Формулирование результатов или выводов. Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Консультирует учащихся.

5 Защита проекта. Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

6 Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.

Памятка для учащихся по созданию проекта 1. Выбор темы проекта 2. Обсудить тему проекта с учителем, определить цель и задачи 3.Определить источники информации, способы ее сбора 4.Определить способ представления результатов (формы проекта) 5.Установить критерии оценки результатов и процесса проектной деятельности 6.Распределить обязанности между членами группы; выработать план действий 7.Приступить к сбору информации 8.Выполнить исследование анализируя информацию, формулируя выводы 9.Оформление проекта 10.Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. 11.Защита проекта

12. Участие в обсуждении результатов выполненной работы.

Эта памятка помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Подготовить, оформить и представить проект - дело гораздо более сложное, как для педагога, так и для учащихся, чем выполнение традиционных заданий, поэтому на наш взгляд, необходимо иметь кроме плана работы, дневник проектной деятельности, которые помогут задать последовательность действий. До учащихся необходимо донести четкие требования к оформлению и презентации проекта, критерии оценивания проекта.

Заключение

Изучение теоретических обобщений и практического опыта организации проектной деятельности на уроках истории, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о ее значимости, востребованности и результативности; дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Позволяет развить свои универсальные умения повышающие мотивацию изучения материала, реализовать комплексное восприятие учебных предметов, принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы.

Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения - это всего лишь форма обучения, причем внеурочная. «Уместить» его в классно-урочную систему является очень трудной задачей для преподавателя. Тем не менее, проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося

Важно помнить, что проект - это исследование, добывание ответа с помощью самостоятельного мыслительного процесса. Конечно, в результате учащиеся не совершат какого-либо научного открытия качественно новых закономерностей и явлений. «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников... Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности» (В.В. Гузеев). Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе.

Список использованной литературы

Нормативные документы.

    Закон РФ «Об образовании»

    Нормативные акты федерального уровня по вопросам реализации ФГОС ООО.

Методические пособия для учителя:

    Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. - № 6, - С. 39-48.

    Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 1997. – № 1. – С. 92-96.

    Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.

    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с

Интернет – Ресурсы.

    http://edu.tatar.ru – электронное образование в РТ.

    http://www.edu.ru – Центральный образовательный стандарт, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента.

    http:// distant.ru Полат Е.С. Метод проектов.

Приложения

Приложение 1

Инструкционный материал

Как организовать работу над про­ектом?

Как правило, полезно выделить сле­дующие этапы работы.

    Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.

    Обоснование проблемы, исследуе­мой в рамках намеченной тематики.

    Распределение задач по группам, поиск информации.

    Составление технологической кар­ты с представлением в логической по­следовательности хода работы.

    Самостоятельная работа участни­ков проекта по своим творческим зада­ниям.

    Промежуточные обсуждения по­лученных данных.

    Презентация (защита) проектов, оппонирование.

    Коллективное обсуждение, выводы.

Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов?

Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

    представляются в виде конкрет­ного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана карты, фильма и др.);

    выполняются в едином стиле (на­пример, итоговый доклад должен содер­жать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.);

    рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

    защищаются в присутствии заин­тересованной аудитории;

    должны в дальнейшем использо­ваться в учебном процессе.

Приложение 2

Лист самоконтроля.

Как я усвоил материал?

    В материале разобралась (ся), на уроке было интересно - 3 балла.

    Мне все понятно, но материал не всегда интересен - 2 балла.

    Мне хотелось разобраться, но я не все понял (а) - 1 балл.

    Материал трудный и малоинтересный. Мало что поняла - 0 баллов.

Приложение 3

Оценка работы группы

Ваши впечатления

Отличившиеся

1. Хорошо ли вам работалось в группе? С кем особенно хорошо и почему?

2. Удавалось ли вам договориться друг с другом? Все ли слушали друг друга? Кто в большей степени проявлял культуру диалога?

3. Все ли члены группы принимали равноценное участие в работе группы? Кто в большей степени проявил себя, и кто не проявил себя никак?

4. Всю ли работу, предложенную группе, удалось выполнить?

5. Что считаете основным достижением группы? Кого бы хотели особенно отметить и за что?

6. Какие были трудности в работе группы? Кто, на ваш взгляд, мог сделать больше?

7. Ваша оценка работе группы?

Приложение 4

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся).

    В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

    Команды не соревнуются.

    Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

    Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

    Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

    Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Приложение 5

Педагогическая диагностика результативности работы учителя

Вопросы анкеты:

1.Умеете ли Вы осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний?
Да, нет, не уверен.

2.Умеете ли вы отвечать на вопрос, чему нужно научиться для решения задачи?
Да, нет, не уверен.

3.Умеете ли вы самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей?

Да, нет, не уверен.

4.Умеете ли вы самостоятельно находить недостающую информацию?
Да, нет, не уверен.

5.Умеете ли вы находить несколько вариантов решения проблемы?
Да, нет, не уверен.

6.Умеете ли вы устанавливать причинно- следственные связи?
Да, нет, не уверен.

7.Умеете ли вы коллективно планировать работу?
Да, нет, не уверен.

8.Умеете ли вы взаимодействовать с любым партнером?
Да, нет, не уверен.

9.Умеете ли вы оказывать помощь в группе для решения общих задач?
Да, нет, не уверен.

10. Имеете ли вы навыки делового партнерства?
Да, нет, не уверен.

11.Умеете ли вы находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Да, нет, не уверен.

12.Умеете ли вы планировать деятельность, время, ресурсы?
Да, нет, не уверен.

13.Умеете ли вы принимать решения и прогнозировать их последствия?
Да, нет, не уверен.

14.Умеете ли вы анализировать собственную деятельность?
Да, нет, не уверен.

15. Умеете ли вы вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы?
Да, нет, не уверен.

16.Умеете ли вы отстаивать свою точку зрения?
Да, нет, не уверен.

17. Умеете ли вы находить компромисс?
Да, нет, не уверен.

18.Имеете ли вы навыки монологической речи?
Да, нет, не уверен.

19.Умеете ли вы использовать различный наглядный материал при выступлении?
Да, нет, не уверен.

20. Умеете ли вы отвечать на незапланированные вопросы?
Да, нет, не уверен.

Приложение 6

Сравнительная таблица результатов анкетирования.

(до работы методом проектов и после применения)

№ вопроса

не уверен

Вывод
да

Вывод
нет

Вывод не
уверен

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Приложение 7

Памятка «Участникам проекта!»

1. Не берите работы больше, чем Вы могли бы выполнить.

2. Работайте в тесном сотрудничестве, будьте единым коллективом, помогайте друг другу.

3. Успех работы во многом зависит от общественного мнения, не пренебрегайте им.

4. Не стремитесь к идеальному и безупречному результату.

5. Не опускайте руки в случае неудачи: ошибки и трудности неизбежно сопровождают любую деятельность, в том числе и проектную.

6. Не старайтесь добиться поставленной цели любым путем. Помните, что не все средства хороши, даже когда стремишься к общему благу.

7. Будьте терпимы к мнениям других людей, убеждайте делами, а не словами.

8. Будьте готовы принять на себя ответственность при выборе решения.

9. Проект должен создаваться для людей, а не ради проекта. Не увлекайтесь формальной стороной работы, но и не забывайте о ней.

10. Можно менять разработанный план, но не постоянно, иначе Ваш проект превратиться в череду изменений и много сил и времени будет потрачено напрасно.

11. Помните о целях и ожидаемых результатах.

12. Не бойтесь признаваться в своих ошибках и исправлять их.

13. Установите атмосферу доброжелательности в своей группе (коллективе)

14. Не забывайте о принципах демократии, лидеры не должны превращаться в тиранов.

15. Ничего не пускайте на самотек, контролируйте продвижение проекта.

«Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС»

Федеральный государственный стандарт начального общего образования нацеливает учителя начальных классов на формирование у учащихся универсальных учебных действий. При этом возрастает роль проектной деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Заслуга проектной деятельности в том, что она даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта.

Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей.

Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно.

Для успешной организации работы над проектами я изучила темы проектов, которые предлагались обучающимся. Конечно, без помощи родителей обучающиеся не смогли бы справиться с поставленными перед ними задачами. Да и Стандартом, определено, что работа над проектом строится совместно со взрослыми. Поэтому свою работу начала с проведения родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности, о первоначальных требованиях к работе над проектом. При изучении темы «Алфавит», чтобы обобщить знания об изученных буквах, первоклассникам предложила сделать индивидуальный проект - выбрать одну букву русского алфавита и рассказать о ней. Проект краткосрочный. Начали с портрета любимой буквы, искали слова на эту букву, придумывали предложения, родители помогали, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Каждый ученик собирал свой материал. Получилась у каждого своя азбука. Делали мы все это на уроках обучения грамоте, выделялось несколько минут.

Во 2 - м классе мы работали над социально- значимым проектом «Поможем зимующим птицам». Цель данной работы: формирование у детей стремления внимательно относиться к птицам, пополнить знания о природе и её защите. Работа над проектом началась с наблюдения за жизнью зимующих птиц во время экскурсий; рассматривание альбома «Птицы - наши друзья»; рассматривание иллюстраций в книгах о зимующих птицах; чтение научных и художественных текстов о птицах; решение с детьми проблемных ситуаций: «Чем можно помочь птицам зи­мой?», «Как помочь птицам дождаться весны?».

При подготовке творческого проекта «Осенние мотивы» вначале была проведена экскурсия по школьному саду, беседа «Что нам осень принесла». Мы читали произведения об осени и рассматривали иллюстрации. Я привлекла внимание детей к теме «Осень». Далее наступил самый ответственный, практический этап. Работали несколько групп.

Каждая группа выполняла свой проект. Здесь происходило формирование умения работать в группе, распределение обязанностей. Прошел конкурс поделок «Осенние фантазии из природного материала», экскурсия в парк. Одна из групп готовила проект «Осень в нашем городе» с применением фотографий нашего города. Группа художники подготовила проект на осеннюю тематику «Осенние краски» - подборка картин о осени кубанских художников.

Дизайнеры свою работу мы назвали «Королева осеннего бала». Ажурное бальное платье сделано из осенних листьев.

В поиске примет на тему «Осень» под моим руководством проходила работа с источниками информации (книгами, энциклопедиями).

На заключительном этапе проекта каждая группа представила защиту своего проекта. Каждый ребенок готовил тот проект, который ему был близок, интересен.

В 4-м классе переходим к выполнению долгосрочных проектов. В 4-м классе был проект «День Матери». На подготовительном этапе с ребятами прошла беседы «Разговор о маме», «За что я люблю свою маму».

На этапе проектирования в рубрике «А знаете ли вы, что …» прошла беседа «История возникновения праздника».

Далее начался практический этап. Это: изготовление подарков «В подарок маме», сбор материала и подготовка сообщений по теме «Знаменитые женщины России и мира», оформление стенгазеты «Мой самый любимый и замечательный человек» (рассказы о маме), подготовка альбома стихов, загадок, пословиц о маме, изготовление рисунков «Мама, милая мама».

На заключительном этапе проекта прошел концерт + компьютерная презентация «Мама – самое прекрасное слово».

От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становится все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами.

Теперь я постепенно учу детей работать группами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее над проектом не может считаться завершенной. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются . Предложила детям использовать памятку.

Памятка для защиты проектов:

Я подготовил проект на тему....

2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….

3. В ходе проекта я решил проблему...

4.Для своего проекта отобрал материал.....

5. Использовал такую литературу....

6. Продукт моего проекта....

7. Я хочу рассказать о.....

8.На рисунке (фото) изображено.....

9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому что....

10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....

11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)

12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя - помочь детям в этом.

Необходимо отметить, что данная технология не должна вытеснять другие методы обучения. Проектное обучение использую как дополнение к другим видам обучения.

Проводя работу над проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. А это является очень актуальным и отвечает новым требованиям ФГОС.

В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Дети теперь сами предлагают темы проектов, которые им интересны.

Итак, организуя проектную деятельность младших школьников, мы убеждаемся в правоте слов “Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания”.

Литература

    Засоркина Н.В., М.Ю. Шатилова, Н.Б. Полянина, Е.А. Андреева, С.Г. Щербакова, О.А. Шавейко. Метод проектов в начальной школе, Волгоград, «Учитель»;

    Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа» №2, 2006;

    Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся, журнал «Начальная школа», №2, 2007;

    Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника. Учебно – методическое пособие. Самара, «Учебная литература»

    В.Ф. Феоктистова. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников, Волгоград, «Учитель».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа № 1»

Выступление на педагогическом совете

«Проектная деятельность в основной школе

в аспекте содержания ФГОС ООО».

Подготовила:

Учитель биологии

Назарова Е.В.

Единственный путь,

ведущий к знаниям - это деятельность...

Бернард Шоу

У каждого учителя возникает ряд вопросов:

    Как сформировать у школьника желание учиться?

    Как сделать так, что бы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того сколько усилий к этому надо приложить?

    Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно и не интересно?

Для привития обучающимся положительных мотивов обучения есть много разнообразных приемов, средств, методов. Но наиболее эффективным является метод проектов, так как он в большей степени ориентирован на развитие социально-значимой личности.

Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании РФ»,возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Раннее еще до введения ФГОС выполнение практических заданий по теме ограничивалось только лабораторными работами. Ни о каких других учебных проектах в школьной программе не было и речи. С введением ФГОС начиная уже с1-го класса ученики углубляют свои знания по предмету и отрабатывают новые навыки с помощью индивидуальных учебных проектов.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

Так что же такое проект? Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. С точки зрения учащегося проект это:

    это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому;

    это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.

Учащиеся в работе над проектами:

    определяют актуальную проблему, над которой они или индивидуально, или в группе работают, выявляют проблемы в различных областях знаний;

    Ставят цели, задачи, составляют план работы, тем самым ищут пути решения проблемы, определяют объект исследования;

    выдвигают гипотезы

    Ставят эксперименты с природными объектами

    Систематизируют и обобщают полученные данные

    Делают анализ информации, полученной из разных источников;

    Подводят итоги, а учитель на данном этапе должен помочь ребятам выработать умение аргументировать выводы, обрабатывать данные эксперимента, оформлять результаты и, конечно же, работать вместе, сотрудничая

    Презентация проекта, цель которого – представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, а это позволит развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

    умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

    умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

    умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

    умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

    умение находить несколько вариантов решения проблемы;

    умение выдвигать гипотезы;

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

    умение коллективного планирования;

    умение взаимодействовать с любым партнером;

    умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

    навыки делового партнерского общения;

    умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4. Коммуникативные умения:

    умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

    умение вести дискуссию;

    умение отстаивать свою точку зрения;

    умение находить компромисс;

5. Презентационные умения и навыки:

    навыки монологической речи;

    умение уверенно держать себя во время выступления;

    артистические умения;

    умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

    умение отвечать на незапланированные вопросы.

Обязательно при выполнении проектной деятельности необходимо учитывать возраст учащихся. Пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы. Особенно трудно даются им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей этого возраста еще не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают свои силы.

Заключение

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся.

На мой взгляд, именно проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.

Помня правило: «Бесталантных нет, а есть занятые не своим делом», использование данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.

Ещё Конфуций говорил:

«Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».

«Нужно, чтобы дети,

по возможности, учились самостоятельно,

а учитель руководил этим самостоятельным процессом»

К.Д. Ушинский

Список литературы

1..Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2.Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

3.Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

Учитель в проекте – это… энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели; специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех областях); консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам; руководитель (особенно в вопросах планирования времени); организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей; координатор группового процесса; эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.






Проект - это "пять П": Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.




















Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся Информационный проект направлен на сбор информации о роли книги в жизни человека и значении библиотеки в повышении интереса к книге с целью анализа, обобщения и представления информации для учащихся 4-5 классов. Выходом проекта является показ видеофильма учащимся гимназии и публикация в сети Internet.





График работы над проектом Определение темы проекта. Формирование группы для проведения исследования. Обсуждение плана работы учащихся в группе. Заполнение листа планирования работы в группе. Самостоятельная работа группы по выполнению заданий. Подготовка презентации по отчету о проделанной работе. Анализ и самоанализ каждого этапа реализации проекта. Заполнение листов самооценки успешности своего участия в группе учебного проекта «Пусть всегда будет книга!». Презентация проекта. Заполнение листа оценивания презентации.


Необходимое оборудование Материально-техническое обеспечение: компьютер с соответствующим периферийным оборудованием и программным обеспечением. Фотокамера. Информационное обеспечение: источники информации, в том числе библиотека, Интернет, библиотечный каталоги и картотеки. Организационное обеспечение: требуется специальное составление расписания занятий и выделение подходящей аудитории, учет режима работы библиотеки. Учебно-методическое обеспечение: учебники и учебные пособия, всевозможные руководства и методички, электронные пособия типа «Помощь». Кадровое обеспечение: заведующий лабораторией информатизации


Возраст учащихся, на который рассчитан проект Учащиеся классов











Цели проекта Практическая: доказать, что книги остаются популярным и необходимым источником информации и никогда не станут пережитком прошлого. Педагогическая: сформировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; приобретения навыков работы в команде; работы с большими объемами информации; умения увидеть проблему, наметить пути ее решения; создания положительного имиджа школьной библиотеки.


Задачи проекта Освоить представление: о роли книги в жизни человека; о значении библиотеки в повышении интереса к книге. Научиться: шире использовать книги в повышении своего культурного и образовательного уровня; правильно пользоваться библиотечными ресурсами; кратко излагать свои мысли в устной и письменной форме.


Вопросы проекта Основополагающий проблемный вопрос: Есть ли будущее у книги? Вопросы, на которые необходимо ответить участникам в ходе выполнения проекта: Анкета Любите ли Вы читать? Знаете ли Вы, как появилась книга? Способен ли Интернет, электронная книга заменить книгу печатную? Как часто Вы берете книги в библиотеке? Читают ли книги в вашей семье? Какие книги Вы любите читать?


Аннотация проекта Актуальность: Чтение – это уникальный феномен культуры, основной источник знаний, важнейшая сторона духовной жизни общества. Сегодня снижается престиж чтения, электронные носители информации для многих заменяют книгу. Привлечение внимания к книге, возрождение любви к чтению – важнейшие задачи общества, ещё два десятилетия назад считавшегося самым читающим.





Планирование деятельности Ознакомление учащихся с историей возникновения книги и создания библиотек. Просмотр видеоматериалов. Анкетирование с целью изучения читательских интересов учащихся классов. Написание учащимися эссе «Какой книге ты отдаёшь предпочтение (бумажной или электронной) и почему». Анализ эссе. Создание «Золотой полки » на основе проведённого исследования. Организация книжной выставки. Создание видеофильма «Пусть всегда будет книга!» Презентация продукта.


Самоооценка и самоанализ На вопрос "Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?" учащиеся дали такие ответы: распределять правильно время; анализировать собственные действия; презентовать результаты своего труда; доделывать все до конца; достигать поставленной цели; рассматривать тему с разных точек зрения.






Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?

Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

  1. энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достиже­ние цели
  2. специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обя­зательно во всех областях)
  3. консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам
  4. руководитель (особенно в вопросах планирования времени)
  5. "человек, который задает вопросы" - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей
  6. координатор группового процесса
  7. эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Ведущие принципы ФГОС - принципы преемственности и развития. В младшем звене детям необходимо научиться самостоятельно действовать и оценивать результаты своей деятельности, поэтому наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоя­тельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.

Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников про­екта. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае допустим вы­бор одной из предложенных руководителем тем.

Планирование, реализация и оценка проектов также должны осу­ществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречен играть лишь одну роль – исполнителя.

При работе по методу проектов необходимо также учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить в режиме урочно - внеурочных занятий. Проект может быть рассчитан на 1-2 урока, но может быть и долгосрочным.

На традиционных занятиях учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты.

По данным отечественных и зарубежных исследований, младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшие­ся с ними в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда "становятся лучшими друзьями". Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: 62% школьников всех возрастов ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя. Напротив, у тех, кто выбрал тему, руководствуясь чьим-либо советом, или получил ее от преподавателя, интерес к проектной деятельности был низким. Более половины учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта.;32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% - презентацию.

По итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности.
А какой же стала проектная работа «Пусть всегда будет книга!» в условиях внедрения ФГОС ООО для нас, педагогов и учащихся 4 Б класса?

Чтение – это уникальный феномен культуры, основной источник знаний, важнейшая сторона духовной жизни общества. Сегодня снижается престиж чтения, электронные носители информации для многих заменяют книгу. Привлечение внимания к книге, возрождение любви к чтению – важнейшие задачи общества, ещё два десятилетия назад считавшегося самым читающим.

Заказчиком проекта стала школьная библиотека. Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Крайний срок-10-12 лет. Если до 12 лет ребенок не полюбит чтение, дальше начинается зубрежка, затем учебное поражение и, как следствие, поражение на рынке труда. Поэтому, желание читать, стойкий интерес к чтению у детей должно формироваться в семье, в школе.

«Одна из самых важных проблем педагогики современной школы – дать ученику жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашел в школе мира книг, если этот мир не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала, и он ушел в жизнь с пустой душой. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг, » - писал В.А. Сухомлинский.

Паспорт учебного проекта
Проект - это "пять П":

  1. Проблема
  2. Проектирование (планирование)
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Название проекта:
Пусть всегда будет книга!
Заказчик проекта:
Школьная библиотека
Руководители проекта:
Машкарина Ольга Вадимовна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Хисамова Татьяна Петровна, педагог - библиотекарь
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:
Литературное чтение
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:

  1. Библиотековедение
  2. Книговедение

Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся
Информационный проект. Направлен на сбор информации о роли книги в жизни человека и значении библиотеки в повышении интереса к книге с целью анализа, обобщения и представления информации для учащихся 4-5 классов.
Выходом проекта является показ видеофильма учащимся гимназии и публикация в сети Internet .
Тип проекта по продолжительности
Долгосрочный проект (2 месяца)

  1. Выполняется в группе.
  2. Весь цикл реализации проекта от определения темы до презентации (защиты) выполняется во внеурочное время.

График работы над проектом

  1. Определение темы проекта.
  2. Формирование группы для проведения исследования.
  3. Обсуждение плана работы учащихся в группе. Заполнение листа планирования работы в группе.
  4. Самостоятельная работа группы по выполнению заданий.
  5. Подготовка презентации по отчету о проделанной работе.
  6. Анализ и самоанализ каждого этапа реализации проекта. Заполнение листов самооценки успешности своего участия в группе учебного проекта «Пусть всегда будет книга!».
  7. Презентация проекта. Заполнение листа оценивания презентации.

Необходимое оборудование

  1. Материально-техническое обеспечение : компьютер с соответствующим периферийным оборудованием и программным обеспечением. Фотокамера.
  2. Информационное обеспечение : источники информации, в том числе библиотека, Интерне,библиотечный каталоги и картотеки.
  3. Организационное обеспечение: требуется специальное составление расписания занятий и выделение подходящей аудитории, учет режима работы библиотеки.
  4. Учебно-методическое обеспечение : учебники и учебные пособия, всевозможные руководства и методички, электронные пособия типа «Помощь».
  5. Кадровое обеспечение: заведующий лабораторией информатизации .

Состав проектной группы
Учащиеся 4 Б класса: Гусева Дарья, Петина Ксения, Верещагин Кирилл.
Выдвижение гипотезы:
- Есть ли будущее у книги?
- Лучше спросить, есть ли будущее у человека?!
- Если оно есть у человека, то оно есть и у книги!
Цели проекта:
Практическая : доказать, что книги остаются популярным и необходимым источником информации и никогда не станут пережитком прошлого.
Педагогическая :
сформировать компетентность в сфере

  1. самостоятельной познавательной деятельности; приобретения навыков работы в команде;
  2. работы с большими объемами информации;
  3. умения увидеть проблему, наметить пути ее решения;

создания положительного имиджа школьной библиотеки.
Задачи проекта :
Освоить представление:

  1. о роли книги в жизни человека;
  2. о значении библиотеки в повышении интереса к книге.

Научиться:

  1. шире использовать книги в повышении своего культурного и образовательного уровня;
  2. правильно пользоваться библиотечными ресурсами;
  3. кратко излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Вопросы проекта
Основополагающий проблемный вопрос:
Есть ли будущее у книги?
Вопросы, на которые необходимо ответить участникам в ходе выполнения проекта:

  1. Любите ли Вы читать?
  2. Знаете ли Вы, как появилась книга?
  3. Способен ли Интернет, электронная книга заменить книгу печатную?
  4. Как часто Вы берете книги в библиотеке?
  5. Читают ли книги в вашей семье?
  6. Какие книги Вы любите читать?

Аннотация проекта
Актуальность :

  1. Чтение – это уникальный феномен культуры, основной источник знаний, важнейшая сторона духовной жизни общества. Сегодня снижается престиж чтения, электронные носители информации для многих заменяют книгу.
  2. Привлечение внимания к книге, возрождение любви к чтению – важнейшие задачи общества, ещё два десятилетия назад считавшегося самым читающим.

Организация группы по интересам.
Планирование деятельности

  1. Ознакомление учащихся с историей возникновения книги и создания библиотек. Просмотр видеоматериалов.
  2. Анкетирование с целью изучения читательских интересов учащихся 4 - 5 классов.
  3. Написание учащимися эссе «Какой книге ты отдаёшь предпочтение (бумажной или электронной) и почему». Анализ эссе.
  4. Создание «Золотой полки » на основе проведённого исследования. Организация книжной выставки.
  5. Создание видеофильма «Пусть всегда будет книга!»
  6. Презентация продукта.

Выбор формы продукта
Создание рекламного видеофильма
«Пусть всегда будет книга!»
Листы самоанализа
Лист планирования работы в группе
Основополагающий вопрос ___________________________________________________
Вопрос (проблема) _____________________________________________________________

Гипотеза:

Что знаю:

Что ещё нужно найти:

Что можно использовать:

Источник информации/ ресурс

Вид информации

Какую консультацию и у кого мы можем получить:

Координатор в группе:__________________________________________________________

Распределение обязанностей и план работы:

Что делать

Что сделано


Формирующее оценивание
Самооценка ученика успешности своего участия в группе
Фамилия, имя ученика__________________________________________________

замечательно

я мог бы сделать лучше

Я подобрал нужные картинки и фотографии к нашей презентации

Я описал не менее двух фактов

Я заранее готовлюсь к выступлению о нашей совместной работе

Я учусь говорить чётко и понятно, чтобы успешно выступать на защите проекта

Я внимательно слушаю, когда рассказывают другие ученики

Я ответил на вопросы проекта

я наблюдал за собой и понял, что нужно, чтобы стать успешным учеником

Учебный проект «Пусть всегда будет книга!», 2013

Лист оценивания презентации по проекту
«Пусть всегда будет книга!»


Критерии оценивания

Параметры

Максимально

Самооценка группы

Оценка класса

Оценка учителя

Дизайн презентации

Представление презентации

Сумма баллов

50 – 60 удовлетворительно
70 – 80 хорошо
90 – 100 отлично
Учебный проект «Пусть всегда будет книга!», 2013
Подготовка продукта

  1. Сбор информации
  2. Структурирование информации
  3. Изготовление продукта
  4. Оформление продукта

Выбор формы презентации
Устная защита проекта перед слушателями с мультимедийной презентацией.
Подготовка презентации
Самоооценка и самоанализ
На вопрос "Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?" учащиеся дали такие ответы:

  1. распределять правильно время;
  2. доделывать все до конца;
  3. достигать поставленной цели;
  4. рассматривать тему с разных точек зрения.

Устная защита проекта учащимися
Как хорошо уметь читать!
Взять книгу в руки и узнать,
Что в мире было до меня
И для чего родился я.

К каким галактикам слетать,
Что посмотреть, кем быть, кем стать,
Мне книга может рассказать,
Ведь только ей дано все знать.

Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку.
Выбирайте книгу как друга.

Мы к вам обращаемся, дети: полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Еще недавно роль книги и чтения была неоспорима. А сейчас происходит процесс, который называют катастрофой чтения. Падает интерес к чтению. Телевидение, электронные носители информации сегодня для многих заменяют книгу.

А есть ли у книги будущее, задумались мы и решили создать проект «Пусть всегда будет книга!», цель которого - доказать, что книги остаются популярным и необходимым источником информации и никогда не станут пережитком прошлого.

Подготовка проекта проходила в несколько этапов. Мы начали свой путь со школьной библиотеки. Поработав с энциклопедиями и другими источниками информации, мы нашли интересный материал об истории создания книги. Посмотрели сами и показали ребятам фильм о древнейших библиотеках мира, о возникновении книгопечатания, о том, как книга обрела современный облик.

Затем разработали анкету и предложили ответить ребятам 4-5 классов на следующие вопросы:

1.Любите ли Вы читать? (ДА. НЕТ)
2.Способен ли Интернет, электронная книга, аудиокнига заменить книгу печатную (ДА. НЕТ)
3.Какие книги Вы любите читать? (Фантастика, приключения, о природе и животных, детективы и другое)
4.Как часто Вы берете книги в библиотеке? (Регулярно, Иногда. Никогда)
5.Знаете ли Вы, как появилась книга?(ДА.НЕТ. НИКОГДА НЕ ИНТЕРЕСОВАЛСЯ)
6.Читают ли книги в вашей семье? (Да. Нет. Иногда)
7.Продолжи фразу «Книга-это…

Проанализировав анкеты, выяснили, что читать любит большинство ребят (78 из 94). 57 ребят считают, что электронные носители информации не могут заменить книгу. В жанровом предпочтении у детей- фантастика, приключения, книги о природе и животных.

Библиотека нуждается в рекламе, ведь большинство детей лишь иногда берут там книги. 76 ребят считают свои семьи читающими. И это здорово, ведь любовь к книге прививается в семье. Этот этап работы вызвал у нас затруднения, ведь нужно было правильно провести анализ анкет. Обратились к помощи руководителей проекта.

Затем мы попросили ребят написать эссе «Какой книге ты отдашь предпочтение (бумажной или электронной) и почему?» Ребята рассуждали, называли + и – электронных и бумажных книг, но, в результате, отдали предпочтение бумажной, ведь такую книгу приятно подержать в руках, полюбоваться обложкой, просто пошуршать страницами.

На основе проведенного анкетирования наша группа организовала в школьной библиотеке книжную выставку «Золотая полка «, где представлены любимые книги наших одноклассников. Книжная выставка постоянно обновляется, теперь и ребята из других классов с увлечением читают книги с «Золотой полки».

Но это ещё не всё! Современные школьники очень любят смотреть фильмы про ровесников, например, киножурнал «Ералаш», поэтому мы решили снять рекламный видеофильм, куда вошла и познавательная информация, и юмористическая страничка.
После проведения каждого этапа мы проводили самоанализ, заполняли листы оценивания, а в конце работы провели итоговую самооценку.
Мы научились:

  1. распределять правильно время;
  2. анализировать собственные действия;
  3. презентовать результаты своего труда;
  4. доделывать все до конца;
  5. достигать поставленной цели.

Результат нашей работы нас удовлетворил, понравился он и ребятам. Предлагаем вашему вниманию видеофильм «Пусть всегда будет книга!»

Loading...Loading...