Является ли максакова внучкой сталина. Людмила Максакова: Расхлебывать будем всей семьей…

Бывшего депутата Госдумы Марию Максакову теперь знают в лицо даже те, кто не интересуется ни оперой, ни политикой.

Молодая симпатичная женщина, мать троих детей, отмечающая сегодня 40-летие, популярна на просторах Сети так, как не была популярна в годы своей певческо-театральной карьеры и в период «отбывания срока» в здании на Охотном ряду. Виной тому — ее бегство на Украину с мужем Денисом Вороненковым, затем И как следствие всего этого — настоящий трагифарс. Буквально — пляски на костях.

Маша меняет прическу. Поет. Садится на шпагат. Надевает летом меха. Фотографируется с Саакашвили . Теперь любой шаг Максаковой, запечатленный папарацци, обсуждается как величайшее событие века. Добавило шуму неожиданное «воскрешение» покойного мужа, которого якобы «видели живым и здоровым в Израиле».

Да, теперь Марии Петровне-младшей надо как-то выживать на чужбине. Приходится изощряться. Тут ведь даже мама не поможет — отношений с дочерью у примы театра Вахтангова Людмилы Максаковой, похоже, уже нет никаких.

Удивительно, что женские судьбы всех трех Максаковых непростые. При внешнем благополучии, даже богатстве, семейное счастье не давалось им легко. Они страдали, метались. Выходили «не за тех» мужчин. Делали глупости. Ни одной не удалось с первого раза свить уютное гнездышко. Чтоб — вот раз и навсегда. Но, что еще более любопытно, — в судьбе каждой дамы присутствовали мужья-иностранцы (и связанные с этим проблемы) и второе гражданство. Не обходилось без политики и обвинений в предательстве родины, что еще больше осложняло им жизнь...

«А где моя Кармен?»

Мария Петровна-старшая. Трижды лауреат Сталинской премии, прима Большого театра, исполнительница русских романсов.

Кажется, ее жизнь должна была быть полной чашей. А судьба начала испытывать будущую звезду еще в детстве.

Девочка родилась в благополучной семье. Но отец — служащий волжского пароходства Петр Сидоров — рано умер, и в восемь лет старшая Маруся должна была идти зарабатывать деньги. За пение в церковном хоре ей платили рубль в месяц. В 17 лет Мария уже была зачислена в труппу астраханского театра оперы.

А летом 1919 года в город на гастроли приехал уроженец Австрии — знаменитый баритон и оперный антрепренер Максимилиан Максаков . Он стал новым управляющим труппой и сразу поручил Маше Сидоровой несколько интересных партий. При этом отмечал, что, обладая талантом и голосом, петь девушка совершенно не умеет. Она попросила Максимилиана Карловича позаниматься с ней — ему было не до нее. Мария отправилась в Петроградскую консерваторию. Однако, узнав от профессора Глазунова , что обладает лирическим сопрано, поспешила вернуться в Астрахань.

Мария Максакова-старшая в опере «Лоэнгрин». Фото: РИА Новости / Дмитрий Коробейников

Сама Мария Петровна потом вспоминала, что возвратившись на родину, очень скоро стала не только ученицей Максакова, но и его женой. Однако раннее замужество Маруси Сидоровой породило немало легенд, которые потом будут сопровождать ее всю дальнейшую жизнь. Говорили даже, что Максимилиан связал свою жизнь с простой бедной девочкой по просьбе умирающей жены. Кто знает? Марии было в ту пору 18 лет, ему — 50.

Внучка Максаковой, ее полная тезка, позже скажет: бабушка так хотела стать певицей, что помочь ей мог только Максимилиан. Он увезет ее в Москву, они проживут 16 лет. И до конца дней Мария Петровна будет называть его лучшим мужем и человеком.

Почти 30 лет отдаст она Большому театру, станет голосом этой сцены. И при этом долгие годы будет жить в страхе, не спать ночами. Вздрагивать от каждого шороха за окном. Ждать, что и за ней рано или поздно приедет «черный воронок».

Максимилиан Максаков в роли Яго. Фото: Public Domain

Дочь певицы Людмила Максакова вспоминала: Мария Петровна и Максимилиан Карлович строили кооператив в Брюсовом переулке, и однажды певице понадобился паспорт мужа. Впервые открыв его документ, она едва не упала в обморок: оказывается, ее любимый — подданный Австрии, и фамилия его вовсе не Максаков (это был всего лишь псевдоним), а Шварц. 1930-е годы. Кругом враги народа и шпионы. Аресты, доносы. Она тут же задернула шторы и сожгла паспорт на сковородке. С тех пор в сердце ее поселился страх. А в 1936 году мужа не стало.

Выдержав год траура, Мария Максакова решилась на новые отношения. На гастролях в Варшаве она познакомилась с послом СССР в Польше и основателем внешней разведки Яковом Давтяном. Но этим отношениям не суждено было стать ни долгими, ни счастливыми. Они прожили всего полгода. Давтяна расстреляли, а ее, как жену врага народа, ждала высылка. Если бы не Сталин . Известно, что он был большим любителем театра, часто бывал в опере, знал Максакову. «А где моя Кармен?», — неожиданно поинтересовался вождь. И певицу тут же доставили в Кремль.

Стоит ли удивляться, что когда в 1940 году 38-летняя Мария Максакова родила долгожданную дочь, по Москве моментально распространились слухи о том, что папой девочки является «отец всех времен и народов». Как было на самом деле, не знал никто. Потом уже Людмила Васильевна расскажет, что мама родила от солиста Большого театра Александра Волкова . Но тот не захотел признать дочь и во время Второй мировой сбежал в США, автоматически став врагом народа.

Так что, если бы Мария Петровна не вычеркнула Волкова из жизни, Людмилу ждала бы судьба дочери предателя родины. Этого Максакова-старшая допустить не могла. И записала дочь «Людмилой Васильевной». Отчество будущая прима Вахтанговского театра получила от друга семьи Василия Новикова — сотрудника органов ГБ. Говорят, именно он помог во время войны эвакуироваться Марии Петровне и маленькой Люсе в Астрахань.

Дальше певице нужно было работать, растить ребенка. Просто спокойно жить. Большого личного счастья, правда, уже не было. И три Сталинские премии первой степени вряд ли могли помочь в его обладании. А в 1953 году ее настиг страшный удар и в карьере. Моложавую, еще в хорошей форме певицу Большой театр неожиданно отправил на пенсию.

Максаковой был 51 год. Но даже в этом неюном возрасте она смогла начать новую жизнь. Чего ей это стоило — отдельная тема. Она пришла в народный оркестр им. Осипова, стала исполнять русские песни и романсы. И ей снова рукоплескала страна. Но чтобы прокормить себя и дочь, Мария Петровна вынуждена была подрабатывать занятиями со студентками. Дочь ее почти не видела. Мать держала Люсю в ежовых рукавицах, никогда не разговаривала с ней по душам. Но главный урок, который получила Людмила Васильевна от Марии Петровны: надо трудиться. И старалась ему следовать.

«Сбил человека и удрал?»

Людмила Васильевна Максакова, дочь Марии Петровны. Прима Вахтанговского театра.

Строгость в воспитании, ограничения в развлечениях привели к обратному результату в жизни молодой Людмилы Максаковой. Поступив в театральное училище вопреки совету мамы стать переводчицей и окончить ин.яз, начинающая актриса начала эксперименты над внешностью. Она перекрашивала волосы, увлекалась ярким макияжем. Вкус свободы оказался сладок. Людмиле была малоинтересна учеба. Гораздо больше привлекали студенческие вечеринки. Немудрено, что довольно быстро красавица выскочила замуж. Ради нее художник Збарский даже бросил жену-манекенщицу.

Лев и Людмила были молоды, любили друг друга и своих друзей. В доме всегда были гости. Актриса ходила за продуктами, готовила, мыла посуду. При этом художник требовал, чтобы она следила за собой, а сам был ревнив и нередко закатывал скандалы. Официально регистрироваться никто из них не хотел.

Как рассказывала позже Людмила Васильевна, у талантливого художника никогда не находилось 15 рублей на штамп в паспорте. А у нее всегда было много работы.

Людмила Максакова, 1966 г. Фото: РИА Новости / Виталий Арманд

В 29 лет Людмила забеременела. Вынашивала Максима тяжело. А когда он родился, Льву пришлось его усыновить. Он дал мальчику свое отчество, фамилию. Однако отношения с Людмилой очень скоро сошли на нет. Она вернулась к маме, Лев решил эмигрировать в Америку.

Ошибки матери ничему не научили. Судьбе было угодно, чтобы Людмила училась на собственном опыте. А жизнь сына эмигранта в Советском Союзе вряд ли была бы счастливой. Скорее всего, его не приняли бы в приличный институт, не взяли бы на хорошую работу. Заграница уж точно была бы для него закрыта. Так рассуждала Людмила Максакова перед тем, как пойти в загс и... подать документы на разусыновление Максима Збарского. Она переписала сына на свою фамилию. Лев благополучно уехал и не должен был перед отъездом выплачивать алименты на 15 лет вперед, как того требовал советский закон. Таких денег у него просто не было. Своему сыну Лев Збарский ни разу даже не позвонил. Не так давно художника не стало.

С маленьким ребенком на руках Людмила продолжила поиски личного счастья. Но и второй яркий роман был омрачен трагедией.

С Микаэлом Таривердиевым Людмила Максакова познакомилась в санатории «Актер». Красивый, импозантный, одетый с иголочки, обладатель водных лыж и «Волги» с оленем на капоте, композитор сразу произвел впечатление на актрису. Оба были свободны и готовы к новым романтическим отношениям. Они продлились всего три года. Красивая сказка закончилась автомобильной аварией, в которой пострадал посторонний молодой человек. Юноша перебегал Ленинградский проспект у гостиницы «Советская» — на другой стороне его ждала девушка — и оказался под колесами автомобиля Таривердиева.

История, произошедшая с композитором и актрисой, стала основой сценария фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». В те годы о ней много говорили. Но как было на самом деле, Людмила Максакова и вдова Микаэла Таривердиева рассказывают по-разному.

Вдова говорит, что за рулем была Людмила, и Микаэл, как порядочный благородный мужчина, взял вину на себя. Актриса же уверяет, что было очень много свидетелей — вел машину сам Таривердиев. Как рассказывала Людмила Васильевна, самое ужасное той ночью было то, что Микаэл не остановился, а даже прибавил скорость. Видимо, случился шок. И только когда какой-то военный догнал их и крикнул: «Ты что, сволочь, сбил человека и удрал?!», Таривердиев развернулся и поехал на место преступления. У композитора был известный адвокат, срок дали условный. Однако жизнь Таривердиеву та история испортила. Перенеся несколько инфарктов, он довольно рано ушел из жизни.

Гражданин Германии, латыш Петер Пауль Андреас Игенбергс , чьи предки когда-то покинули царскую Россию, стал первым и единственным законным мужем Людмилы Максаковой. Физик и бизнесмен, Петер работал в Москве. По одной версии, они познакомились случайно, в подъезде. И там же мужчина сделал актрисе предложение. По другой версии, они все-таки увиделись в квартире — на вечеринке по случаю присвоения Максаковой звания «заслуженной». Впрочем, это как раз не имеет никакого значения.

Людмила Максакова. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Полтора года Петер и Людмила присматривались друг к другу. Хотя, может, она и присматривалась. А он был так настойчив с самого начала, что готов был чуть ли не на следующий день бежать в ЗАГС. В результате «взял измором». А когда они подали заявление в Грибоедовский, то им начали трепать нервы, требовать самые невероятные справки о родственниках до седьмого колена.

Наконец, Петер и Людмила расписались. Хотя в 1974 году брак с иностранцем считался чуть ли не предательством родины. Да и коллеги по-разному отнеслись к ее замужеству. Лишь некоторые нашли в себе силы искренне порадоваться. В основном же, завидовали. А многие просто прекратили с ней общаться. На ближайшие гастроли в Грецию ее фамилии в списке не оказалось. Она стала невыездной. Ее перестали приглашать на съемки и фотопробы. Возникали проблемы с въездом и выездом у мужа. Однажды, когда Мария Петровна Максакова была при смерти, его не хотели впускать в Союз, и Людмила Васильевна позвонила помощнику Громыко. Если мужу не дадут визу, я выброшусь из окна, — кричала она в телефонную трубку. И Петер успел попрощаться с тещей.

Только в этом браке, признается потом Людмила Максакова, она почувствовала себя по-настоящему счастливой. Только с Петером поняла, что значит быть «как за каменной стеной». Он вырастил Максима как собственного сына, хотя «добрые люди», конечно, рассказали правду. А 24 июля 1977 года в Мюнхене у супругов родилась дочь, которую назвали в честь Марии Петровны.

Людмила Максакова в роли Иокасты в спектакле «Царь Эдип». Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

«Днем люблю единороссов, ночью — коммуниста!»

Мария Петровна Максакова-Игенбергс. Дочь Людмилы Васильевны. Внучка Марии Петровны.

Как и Людмила Васильевна когда-то, подростком Мария тоже начала безумно краситься, бунтовала, обижалась на мать. Однажды даже пыталась вскрыть себе вены. Об этом Людмила Максакова сама рассказывала в откровенном интервью. Но как бы «оправдывалась»: скорее всего, это было желание лишь доказать свою правоту, напугать мать.

« Мой муж Владимир Анатольевич, — солидный коммерсант с опытом семейной жизни, старше меня на 19 лет» , — рассказывала в интервью глянцевому журналу ставшая, как и бабушка, оперной певицей, Мария Максакова.

Людмила Максакова с дочерью Марией (справа) и внуком Петей, 1995 г. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Увидев ее по телевизору, Тюрин влюбился сразу, стал поджидать Марию в саду «Эрмитаж». И был, наверное, таким же напористым, как когда-то будущий отец Марии — по отношению к ее матери.

К сожалению, других сходств нет. «Его жизнь была готова к моему появлению в ней: готовая оправа ждала свой драгоценный камень, — витиевато выражалась Мария Максакова в том же интервью. — Он предложил мне сразу буквально все: свои чувства, свой дом, родить детей... Очень скоро я тоже в него влюбилась...».

Видимо, он предложил все, кроме правды. В Сети можно найти информацию о Владимире Анатольевиче Тюрине 1958 года рождения. Окончил музыкальное училище имени Гнесиных... Имеет несколько судимостей и кличку «Тюрик».

ГУБОП МВД несколько лет назад давала оперативную сводку: «Тюрин является вором в законе и лидером „Братской“ ОПГ».

Еще несколько лет назад в некоторых СМИ Тюрин упоминался как гражданский муж Марии Максаковой. Писали, что именно он — отец двоих детей певицы: Ильи и Людмилы. Но в 2011 году Мария стала депутатом Госдумы от «Единой России», и на сайте партии появилось опровержение, что она «никогда не была замужем и не является замужней сейчас». Даром что уже в 2012 году Мария признавалась, что состоит в отношениях с сыном бакинского музыканта — ювелиром Джамилем Алиевым . Можно предположить, что и тот, и другой союзы не были зарегистрированы официально. Однако впоследствии Мария решила вообще откреститься от знакомства с Владимиром Тюриным, оставив поклонников в неведении, кто же на самом деле является отцом ее детей.

26 марта 2015 года депутат ГД от «Единой России» Мария Максакова и парламентарий от КПРФ Денис Вороненков официально зарегистрировали свои отношения.

Свадьба Марии Максаковой и Дениса Вороненкова. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Певица признавалась, что дожив до 37 лет, уже и не надеялась когда-нибудь встретить мужчину, с которым ей хотелось бы провести всю жизнь. Наверное, он лучшее, что случилось со мной, говорила Максакова. «Я впервые чувствую себя хрупкой женщиной, я счастлива».

Они покупали продукты в одних и тех же магазинах, останавливались в одних и тех же отелях. И даже рыбу брали у одного торговца на Дорогомиловском рынке. Но судьбе было угодно бросить их в политику. И свести там, в большом здании на Охотном ряду. Чтобы очень скоро они так трагично расстались.

Испытания начались еще до свадьбы. В декабре 2014 года Московское управление СК РФ направило в ГД материалы о лишении Вороненкова депутатской неприкосновенности. В отношении него было возбуждено уголовное дело о рейдерском захвате здания в центре Москвы. В апреле 2015 года, через месяц после свадьбы, у Марии на нервной почве произошел выкидыш — она потеряла двойню. Но уже через год у пары родился сын Иван .

В тот день в Госдуме появилось объявление: по случаю рождения первого межфракционного ребенка буфет работает бесплатно. Кто сочинил частушку, осталось тайной:

Губы цвета абрикоса, и пою я чисто.
Днем люблю единороссов, ночью коммуниста!

Припоминали ее Марии Максаковой еще долго. Тогда влюбленным казалось, что все будет хорошо. Он называл ее «моя звезда», она его — «Денечка». Они верили в себя. И в Господа. Даже обвенчались в Иерусалиме вноябре 2016 года. Но и это их не спасло.

Марию Максакову и Дениса Вороненкова лишили депутатских мандатов. Они сбежали на Украину. Он получил гражданство этой страны (потом Мария скажет, что муж — «наполовину украинец»). А 23 марта 2017 года, меньше чем через два года после свадьбы, опальный

Политика, эмиграция и «неблагонадежный» муж сыграли злую шутку и с третьей представительницей семьи Максаковых. За всплывшее двойное гражданство (Германии и России) Марию исключили из партии. Гнесинка и Мариинка поспешили ее уволить.

«Ну, и слава тебе, Господи!», — сказала журналистам о смерти зятя Людмила Максакова.

Эмоциональный выплеск, конечно. Но ведь ей сейчас не позавидуешь. Какой бы ни была Мария, что бы ни совершила, она — ее дочь.

«Пусть она публично отказывается от своих слов, если хочет, чтобы я с ней разговаривала», — отвечала Мария. А потом заявила, что журналисты рассорили ее с матерью.

«В Библии есть такое место: и живые позавидуют мертвым...», — плакала она в интервью и уверяла, что осталась жить только чтобы воспитать Ваню.

Потом будут и другие признания. О том, что Денис был лучшим на свете мужем. Что она благодарила его за каждый прожитый день. Ценила каждый миг. А тогда, в марте, ей было очень и очень больно. Хотя кто-то и пытался усмотреть в ее облике «недостаточно траура».

В 39 лет Мария Максакова осталась вдовой с тремя детьми. Какие выводы она сделает из этой истории? Сможет ли снова быть счастливой?

Внебрачный внук Сталина согласился предоставить свой генетический материал на установление возможного родства Марии Максаковой и Иосифа Сталина.

В одном из недавних интервью экс-депутат Госдумы РФ, а ныне беглец Денис Вороненков заявил, что их будущий с Марией Максаковой ребёнок, возможно, никто иной как правнук . Соответственно, он намекнул, что Мария - внебрачная внучка советского лидера.

Стоит отметить, что эта легенда ходит давно - о том, что мать Марии, знаменитая актриса является плодом любви Сталина и Марии Петровны Максаковой, известной советской оперной певицы, Народной артистки СССР. Впрочем, сама мать Максаковой призналась ей, что настоящий отец - Александр Волков, баритон Большого театра, который спустя два года после рождения Людмилы эмигрировал в США. Из-за чего она и скрывала долгое время имя отца Людмилы.

В студию пригласили внебрачных внуков Сталина, чье родство с ним доказано экспертизами. Это Юрий Давыдов и Владимир Кузаков.

Юрий Давыдов - внебрачный внук Сталина

Владимир Кузаков - внебрачный внук Сталина

Была ли бабушка супруги Вороненкова, оперная певица Мария Максакова, любовницей Сталина? Почему Мария Максакова и Денис Вороненков сейчас так настаивают на этой версии?

Буквально пару месяцев назад в РФ любили Марию Максакову, супругу убитого экс-депутата Дениса Воронькова. Но после того, как оперная исполнительница перебралась в Украину, отношение граждан Росссийской Федерации к ней резко изменилось.

По некоторой информации СМИ, биография Марии достаточно насыщена, а версии ее рождения выдвигается огромное количество. Часть общества уверенны, что она может быть внучкой самого Иосифа Сталина. Бабушка Максаковой, Мария Петровна, также была оперной дивой, выходила замуж за влиятельных людей в СССР, а также стала любимицей вождя, сообщают

Популярное:

Он всегда ходил на ее концерты с огромным букетом цветов, а после окончания выступления сразу шел к ней в гримерку. У марии Петровны родилась дочь Людмила, которая стала актрисой, но по сей день остается тайной, кто именно ее отец. На тему родословной Максаковой выдвигают множество предположений.


До брака с Вороненковым младшая Максакова была замужем дважды, родила двоих детей, а в 37 лет вышла замуж за депутата Государственной Думы. У молодой пары родился сын. И совсем недавно, у пары могла бы состоятся годовщина свадьбы, если бы Вороненков был жив.

Напомним, что экс-депутат Государственной думы Денис Вороненков, сбежавший от уголовного преследования РФ на Украину вместе с супругой, был застрелен 23 марта в центре Киева, в районе гостиницы «Премьер-палас» по улице Пушкинской. По данным следствия текущее убийство несет заказной характер.

Мария Максакова внучка Сталина: кому верить?

А именно, было заказано главой «международной групировки обнальщиков» Виктором Курило. Исходя из некоторых источников сообщается, что незадолго до убийства Денис «ввязался в передел сфер влияния с международной групировкой тенневых финансистов», которая действовала на территориях РФ и Украины.
По некоторым данным, киллером был некий Павел Паршов, который был ответственен за безопасность и озрану в группировке. Также он охранял перевозчиков денег.

Группировка обналичивала деньги по отлаженной схеме, когда с клиентом подписывался договор на сбыт сельхозтоваров или строительство. Средства перечислялись на счета фирм-однодневок, а затем обналичивались через банки как легальный доход. Из нее члены группировки вычитали процент за риск и возвращали клиенту.


Семья Максаковых уникальна тем, что природа на детях не отдыхает совершенно. Все трудится и трудится. От бабушки, народной артистки Советского союза, до внучки, ее полной тезки Марии Петровны Максаковой, тоже обладающей меццо-сопрано, тоже солистки одного из ведущих театров страны.

Уникальность семьи Максаковых

Но уникальна семья еще и тем, что, в отличие от многих прославленных творческих династий, талант и успех передается здесь пока только по женской линии. Мама - Людмила Максакова - народная артистка РСФСР, ведущая актриса Вахтанговского театра. Все перечисленные женщины, кроме того что очень талантливы, о чем говорят награды и любовь поклонников, еще и очень красивые, самодостаточные и невероятно трудоспособные личности. Так получалось, что ответственность за судьбу детей всегда ложилась на них. О том, что они с этим прекрасно справлялись, говорить не надо.

Рождение звездочки

Мария Максакова-Игенбергс родилась 24 июля 1977 года в западногерманском Мюнхене, потому что ее отец, физик по специальности - Петер Андреас, выходец из Прибалтики - на тот момент был подданным ФРГ. Лучшим источником данных об этой незаурядной семье может служить написанный хорошим слогом (что говорит о неплохих литературных перспективах) рассказ-автобиография, который создала сама Мария Максакова. Из очерка можно узнать, что в роду Сидоровых (девичья фамилия бабушки) женские имена чередуются, начиная с матери первой Марии до дочери Марии Игенбергс - Люси (Людмилы).

Преемственность поколений

Так и идет - Мария, Людмила… Последняя Людмила - само очарование, и это не просто поклон семье: красивая девочка действительно невероятно непосредственна, естественна и обаятельна. Стоит посмотреть, как она читает великие стихи Пастернака в передаче Тимура Кизякова «Пока все дома». Приводятся интересные подробности, которые могут знать только к примеру, о полной страха предвоенной жизни бабушки, которую от ареста (вслед за мужем) и физического уничтожения спасло лишь то, что Сталину очень нравилась Мария Максакова в роли Кармен. По свидетельствам современников, он часто посещал этот спектакль, когда пела его «любимая Кармен».

Интервью и воспоминания - лучшие источники информации

Очевидно, эта великодержавная симпатия сыграла и отрицательную роль - в 1953 году ее, народную артистку РСФСР, трижды лауреата Сталинской премии, кавалера нескольких орденов, без предупреждения, сообщением по почте уволили из Большого театра, ведущей солисткой которого она была. Да, некоторые яркие подробности можно узнать только из семейных источников. Какими словами можно описать ощущение парализующего душу страха, в котором жила Мария Максакова? Ее воспоминание о том, как после смерти своего первого мужа - руководителя, наставника, Пигмалиона, как называли его члены семьи - уничтожала она на сковородке его настоящий паспорт подданного Австрии. Этот ужас за спиной... ведь любой из насмерть запуганных соседей мог донести о дыме, сожги Мария Максакова документ просто так. Все из того же рассказа внучки узнаем, что прославленная фамилия, известная всему миру, - псевдоним не родного дедушки, а первого мужа гениальной бабушки.

Своеобразное окружение

Понятно, что талантливые и красивые женщины всегда привлекают к себе повышенное внимание. Вполне естественно, что дом всегда был полон интересными людьми. Поэтому биография Марии Максаковой, 77-го года рождения, так интересна. В том же интервью она вспоминает, какой величины звезды посещали их дом, какие известные, причем не только в России, люди бывали у них запросто. То есть то, о чем другие с интересом читают, в этом доме пропитывало воздух, передавалось на генном уровне.

Что такое потомственная интеллигенция

И потом, насколько легче изучать языки, если папа у тебя говорит на немецком, обучение ты продолжаешь в Италии, посещаешь все страны мира, а голова хорошо работает! В этом случае возможность изучения иностранных языков приобретает естественный характер. Хотя, как говорит сама Мария Максакова, в этом плане она деградирует. Потому что дед по отцовской линии (работал консулом в чешском посольстве Латвии) свободно владел 9-ю языками, отец - 7-ю, а она сама - только 5-ю. Всем бы так деградировать... Кроме того, их дачу в Снегирях (соседом был Иван Козловский!) посещали все представители культурной элиты того времени. Однако великолепного фундамента самого по себе мало, человек должен сам быть Личностью.

Удивительная работоспособность

Биография Марии Максаковой кричит о ее собственной незаурядности. Все этапы музыкального образования, включая аспирантуру при Гнесенке, она закончила в 2004 году с отличием. Кроме того, в 2002-м певица в числе лучших учеников (это отмечено документально) заканчивает с Московскую юридическую академию (уголовное право), после чего некоторое время работает адвокатом. Даже при гениальном складе ума и потрясающей памяти без очень большого трудолюбия сделать это невозможно. А в далеком 1994 году Мария Максакова, депутат и оперная дива с мировым именем, закончила (наверное, тоже с отличием, иначе она не может) школу моделей Вячеслава Зайцева.

Всего не перечислишь

Чем больше читаешь об этой незаурядной женщине, тем больше удивляешься - она успевает сниматься, и довольно успешно, в кино (количество фильмов уже приближается к десятку), она - бессменный ведущий рубрики «Романтика романса» на телеканале «Культура», она - директор общественного фонда имени ее бабушки. Этот фонд разыскивает и поддерживает Центр его расположен в Астрахани, от этого города и баллотировалась певица в 2011 году по спискам единороссов (второе место) в Государственную думу. В этом же году, по словам самой певицы, сбылась ее мечта - она была принята в труппу Мариинского театра. До этого она исполняла лучшие партии на лучших оперных сценах мира, по контракту работала и в Большом театре. Была солисткой «Новой оперы» и «Геликон-Оперы». Еще Мария Максакова занимается разработкой современных музыкальных приемов с целью популяризации классики и заседает в жюри телевизионных конкурсов. Призывает возродить меценатство в России. И это неполный список ее дел. Вот интересно, существует ли личная жизнь Марии Максаковой?

А как же спутники жизни?

Да, существует. И очень интересная жизнь, впрочем, как и все, что связано с этой женщиной. Молодая, красивая, обаятельная, незаурядная - разве она может не нравиться? К тому же Маша успешна, а успех, как известно, притягивает. Поэтому с ее именем периодически связывают имена того или иного бизнесмена. Трудно себе представить, какими чертами должен обладать мужчина, чтобы быть достойным такой женщины, как Мария Максакова. Мужья, как минимум, не должны полностью теряться на ее фоне. В каком-то интервью сама певица заявила, что никогда не была замужем официально. Не будем и мы заострять на этом внимание - не была, значит, ей это не нужно. Наблюдая за ней, можно убедиться, что Максакова - человек жизнелюбивый и жизнерадостный. Неудивительно, что один из поклонников, увидев ее на экране телевизора, влюбился и упорно добивался расположения до тех пор, пока его имя не стали употреблять в качестве имени мужа. Вот так-то...

Гены - великая вещь

Остался еще один неразъясненный вопрос - дети Марии Максаковой. Широкому телезрителю они знакомы по передаче «Пока все дома». И, судя по всему, природа опять не отдыхает. Понятное дело, Илья и Люся живут в еще лучших условиях и интересном окружении, чем мать, бабушка и прабабушка. Так и должно быть. Видно, что мать боготворит их и плотно занимается воспитанием. Дети нацелены на достойное продолжение славной династии.

Насколько можно судить по передаче, им прививают желание быть лучшими из лучших, и сознание того, что этого можно добиться только трудом, иногда непосильным. Хорошо, когда талант тебе дан от природы, перешел по наследству, и, таким образом, определил путь с первых лет жизни голос и т. д.). Сын Илья неоднократно выступал и с матерью, и отдельно, в сопровождении оркестра. Еще он занимается (очевидно, с бабушкой) уроками драматического мастерства. И даже победил на городском конкурсе чтецов. Согласитесь, это большая радость для материнского сердца. Маленькая сестра старается ни в чем не отставать от брата - она занимается музыкой (арфа) и гимнастикой. Отдельного слова заслуживает проводимый в Астрахани музыкальный фестиваль имени Валерии Барсовой и Марии Максаковой, которая была родом из этих мест, где даже площадь и улица названы в её честь.

Хотелось бы подчеркнуть, что, как сильная и независимая личность, Мария Максакова-Игенбергс не боится отстаивать свою точку зрения. Даже если она идет вразрез с мнением большинства - по некоторым вопросам она одна воздерживалась, когда все голосовали «За».

Глава 2. РОЗА КАГАНОВИЧ.
После смерти Надежды Сергеевны пошли разговоры о будущей жене Сталина. Естественно, рождались предположения, версии, по Москве поползли слухи. В понимании народа вождь не мог жить без жены, спутница у него должна быть обязательно, и все были уверены, что через год кандидатура невесты будет объявлена. Версий было множество, одна краше другой, но самой реальной претенденткой, среди московской элиты и эмигрантов за границей считалась Роза Каганович.
Миф о третьей жене Сталина возник еще в 1932 г. Якобы желая Сталина отвлечь от переживаний, члены Политбюро решили познакомить его поближе с Розой Каганович. «Она была очень красива, и Лазарь рассчитывал, что наличие рядом с вождем интересной женщины снимет у Сталина приступы мании преследования, которые, как и у Ивана Грозного, начались сразу же после кончины жены», - отмечает исследовательница Краскова в своей книжке «Кремлевские любовницы». Тогда говорили, что он женится на Розе. Об этом же эпизоде Д. Волкогонов написал: «Люди из его окружения вскоре (после смерти Н.С. Аллилуевой.) попытались устроить еще один брак Сталина - с одной из родственниц близкого к вождю человека. Казалось, все решено. Но, по причинам известным только вдовцу, брак не состоялся»
Первым о Розе Каганович документально заявил Александр Бармин, советский дипломат, который попросил политического убежища во Франции в 1937 г., затем переехал в Америку, где в конце 1930-х годов и после войны написал несколько книг о Советском Союзе. Он сообщил, что: «вскоре после смерти Надежды мы узнали, что Сталин женился на сестре Кагановича. До сих пор, однако, в советской печати об этом не было сказано ни слова». Среди прочего он отметил, что после смерти Аллилуевой все говорили, что Сталин увлекся Розой еще при жизни Надежды, и что, не перенеся горя измены супруга, покончила собой, и что сестра Лазаря Кагановича, некая Роза Каганович, была тому виновница.
Розой Каганович заинтересовалось гестапо. Когда во время войны в плен попал Яков Джугашвили, немцы на допросах настойчиво пытались у него выведать все о третьей жене Сталина. Яков отрицал наличие какой-либо третьей жены, но немцы настаивали на ее существовании и называли ее Каганович. «Гестапо и контрразведка разыскивали нужных им людей на оккупированных территориях. Сохранились немецкие списки с фамилиями людей, за арест которых на территории Восточной Европы давалось вознаграждение. Там приводились биографические данные, и называлось ведомство, которое заинтересовано в этом человеке. И среди них есть «Каганович-Сталин Ройза (Roisa), жена Сталина, Москва, Кремль». Согласно воспоминаниям фронтовиков, в первой половине 1941 г. немецкие власти раскидывали листовки, в которых было написано, что советский Верховный Главнокомандующий является агентом международного сионизма, и что на Сталина влияет не только Лазарь Каганович, но и Роза Каганович. Командование предлагало за вознаграждение поймать Розу и доставить ее в гестапо.
После войны все авторы, которые писали о Розе Каганович, ссылались на книгу Николая Бахесиса «Сталин», опубликованную в 1952 г. Автор был экономистом и журналистом, родившимся в Москве и получившим немецкое подданство, постоянно жил в Москве, вращался в кругах, близких к Кремлю. Именно он написал о слухе, согласно которому Политбюро на секретном заседании выбрало Сталину жену. Авторы, ссылавшиеся на него, говорили уже не о слухе, а о факте, и что как будто Бахесис был лично знаком с Розой. «В первых упоминаниях о Розе говорится как о красивой еврейской женщине, которая гораздо старше Сталина. В более поздних работах Роза становится все моложе и моложе. И уже в одном из поздних упоминаний превращается в школьницу 16 лет».
О Розе Каганович написал книгу «Кремлевские волки», изданную в США 1990 г, С. Каган. Этот эпизод он осветил, как и подобает литератору, ярко, не жалея красок: «После добровольного ухода из жизни любимой и единственной жены Иосифа Виссарионовича Сталина Надежды Сергеевны Аллилуевой у Генерального секретаря ЦК ВКП(б) появилась гражданская жена Роза Моисеевна Каганович, родная сестра Лазаря Моисеевича. С огромными черными глазами, смоляными, с фиолетовым отливом волосами и красивым точеным носом, эта женщина была исключительной привлекательности. Среднего роста, с сильными ногами, широкими бедрами и тонкой талией, она исповедовала жизненный принцип «все хорошо, что хорошо для евреев». Ей было 37 лет, и они встретились с братом Лазарем в доме № 2 на площади Дзержинского, где брат в то время работал.
Разговор начал Лазарь:
- Ему сейчас необходим такой человек, как ты... Нужен врач, которому бы он мог довериться. Тебя он знает, потому поверит тебе и поверит твоему лечению.
Второе: ему нужна более устойчивая семейная жизнь. Его дочери Светлане шесть лет. Мы должны, мы обязаны устроить ему семью.
Наконец, ты должна стать своего рода якорем, женщиной, которая не будет ему мешать, не станет с ним спорить, женщиной, которую он, в конце концов, начнет призывать и сам зайдет к ней, как в тихую гавань…
Роза словам брата внимала проникновенно и безоговорочно восприняла их к действию. Войдя в семью Сталина, она, прежде всего, переделала сталинскую дачу. Наклеила неяркие обои, завезла новую мебель и дважды в неделю начала организовывать развлечения, устраивала приемы, приглашая на них своих друзей, и, прежде всего, близкую подругу, врача Надежду Булганину…
Сын Лаврентия Берии, Серго, в своей книге воспоминаний об отце «Мой отец Лаврентий Берия» написал: «Сестра или племянница Кагановича Роза... не была женой Иосифа Виссарионовича, но ребенок от Сталина у нее был. Сама же она была очень красивой и очень умной женщиной и, насколько я знаю, нравилась Сталину. Их близость и стала непосредственной причиной самоубийства Надежды Аллилуевой, жены Иосифа Виссарионовича. Ребенка, росшего в семье Кагановича, я хорошо знал. Звали мальчика Юрой. Мальчишка очень походил на грузина. Мать его куда-то уехала, а он остался жить в семье Каганович»
Л. Васильева в книге «Кремлевские жены» утверждала, что Юрий умер в 1951 г., а С. Красиков уверял, что видел Юрия 9 марта 1953 г. в день похорон Сталина. О сыне вождя, Юрии, упоминал также писатель В.А. Солоухин.
Есть легенда о родстве Сталина и Шамиля Басаева: «Сын вождя Юрий был выгнан из дома Лазарем Моисеевичем еще в начале 1950-х за кражу кроликов с дачи в Серебряном Бору. Уже тогда Юрий начал спиваться и тащил из дома все, что попадало под руку. Завербовался он на золотые прииски в Якутию. Потом в 1960-е переехал в Чечню. Там сошелся с чеченкой, воспитательницей детского сада, от которой у них был ребенок. Сам Юрий Каганович - Сталин умер в 1976 году, а вот его сын (внук «Сталина») стал позднее видным чеченским сепаратистом».

Все эти версии блуждали и были на слуху тогда, когда не было Интернета, и для того чтобы получить справку о семье Кагановичей, надо было идти в библиотеку Ленина и искать, искать. Не у всех хватало терпения и времени, поэтому верили и были уверены, что третья жена, Роза Каганович, была. Сейчас все просто, набираете в поисковой системе - Роза Каганович – и получаете ответ. «В семье Кагановичей было четыре брата и одна сестра. Сестру Лазаря Кагановича звали Рахиль, и она была на 17 лет его старше. Рахиль рано вышла замуж, родила шестерых детей и умерла в 1926 году в Чернигове. Насколько известно, она никогда не приезжала в Москву». Кроме того, «у Кагановича была племянница, которую тоже звали Рахиль (она была дочерью Юлия Моисеевича Кагановича, брата Лазаря). Племянница Кагановича родилась в 1918 году, жила в Нижнем Новгороде, вышла замуж и сменила фамилию на Карпову, а умерла в 1994 г».

Когда умерла сестра Лазаря Моисеевича Каганович, Рахиль (1926), он только начал восхождение к власти. Надежда погибла в 1932 г. поэтому стать третьей женой Сталина Рахиль никак не могла. Племяннице Рахиль Юльевне в 1932 было всего 14 лет, и ее, вряд ли, могло рекомендовать Политбюро в жены вождю. А тем более у вождя никаких не могло быть тесных связей с 13-летней Розой до смерти Надежды. Имя Роза стало популярным благодаря Розе Люксембург и является одной из трансформаций еврейского имени Рахиль, как Михаил от Мойши, Борис от Боруха. Другая популярная трансформация имени Рахиль – Раиса.
После войны появилась другая версия, будто Сталин женился на дочери Кагановича, на Майе Лазаревне, (1923 г рождения) и что в 1953 году она шла за его гробом, держа за руку девочку, так похожую на диктатора. На эту сказку Майя отвечала: «Во-первых, я не шла за его гробом, а во-вторых, посмотрите на мою Юлю - похожа она на Сталина? А в-третьих, это такая чушь! Когда пошел этот слух, я была пионеркой. Мы в семье страшно боялись, чтобы до Сталина не дошло».
Глава 3. НАЛОЖНИЦЫ ИЗ БОЛЬШОГО ТЕАТРА.
После 1932 г. вдовец Сталин не торопился обзавестись женой, рядом с ним официально не было женщины, он жил бобылем. Но народ не мог вообразить себе, чтобы их всемогущий вождь жил без женщин. По представлениям воспитанного на сказках населения, у него должен быть гарем как у любого восточного властелина. И молва породила легенду, что наложницами его стали артистки Большого театра, куда он часто приезжал на спектакли. И как ни странно, эта версия не вызвала каких-либо сомнений даже среди интеллигентной публики, более того она обросла пикантными деталями. На чем базировалась эта версия?
1. Вождь не мог жить без женщины.
2. Он, как Властелин, мог иметь их бесчисленное множество. Стоило ему только поманить пальцем.
3. Он был оперным и балетным меломаном, часто бывал в Большом театре
4. Он приглашал артистов в Кремль или на дачу.
Принимая в Кремле или на даче иностранные делегации, Сталин любил завершать деловые переговоры концертом. По воспоминаниям начальника охраны Власика: «в октябре 1943 г. Сталин принимал у себя английскую и американскую делегации. Примерно в час ночи по указанию Иосифа Виссарионовича он привез артистов. Многих подняли с постели. Это были Давыдова, Шпиллер, Лемешев, Барсова, Златогорова, Райкин и др. После отъезда гостей Сталин подошел к артистам и строго сказал: “Товарищ Давыдова, вы вызвали у иностранцев усмешку вашей ультрамодной одеждой (на ней был какой-то поясок с букетом ниже пупка). Шпиллер тоже интересная женщина, но она одета так, как и полагается советской женщине”».
Среди балерин, к которым Сталин был неравнодушен и которых осыпал наградами, публика выделяла Марину Семенову и Ольгу Лепешинскую, из певиц говорили о Валерии Барсовой, Наталии Шпиллер. Марией Максаковой. Но прежде всего молва связывала его с Верой Давыдовой. У нее было прозвище «царь-баба» за ее удивительный голос меццо-сопрано и за редкую красоту.
Версию о тайной связи Сталина с Верой Давыдовой литературно обработал Леонард Гендлин. Его книга «Исповедь любовницы Сталина» впервые была опубликована в Лондоне в 1983 г. На русском языке она появилась в 1994 г. в Санкт-Петербурге под названием «За Кремлевской стеной». А затем под названием «Исповедь любовницы Сталина» была издана в 1996 г в Минске и переиздана в Москве в 1997 г. Книга написана как бы от лица певицы Веры Давыдовой, которая, как написано в аннотации к книге, в 1930-x-1940-х годах «находилась в интимной близости с великим вождем».
Певица делится с читателем интимным, сокровенным, своими переживаниями и страхами, рассказывает о своих любовных романах, приключениях и о безвыходных положениях, в которые она попадала, находясь между воющими за ее тело коммунистическими лидерами. В предисловии к книге автор от лица Давыдовой пишет: «Я - актриса! И, пожалуй, мне единственной на всем белом свете недоверчивый Сталин поверил до конца... Много лет я вела двойную жизнь, которую приходилось делить между театром - репетициями, спектаклями, концертами - и его страстными, порой истерично-бурными ласками. Говорю об этом, потому что хочу, чтобы после моей смерти человечество узнало и другого Сталина - обнаженного».
О первом визите Давыдовой к Сталину автор рассказал с подробностями, о которых ни одна женщина не упомянула бы даже на исповеди у священника. В соответствии с повествованием Вера Александровна нашла после спектакля у себя в кармане шубы записку: «Около Манежа Вас будет ожидать машина. Шофер доставит Вас на место. Записку сохраните». Певица проследовала в назначенное место, понимая, что произойдет. Она была замужем, мужа любила, но была вынуждена подчиниться указанию. Ее отвезли на дачу Сталина. «После крепкого горячего кофе, вкуснейшего грога стало совсем хорошо. Боязнь и растерянность улетучились. Я пошла за ним. Оказалось, что И.В. ростом ниже меня. Мы вошли в комнату, где стояла большая низкая кушетка. Сталин попросил разрешения снять френч. На плечи он накинул восточный халат, сел рядом, спросил: «Можно потушить свет? В темноте легче разговаривать». Не дождавшись ответа, он погасил свет. И.В. меня обнял, умело расстегнул кофточку. Сердце мое затрепетало. «Товарищ Сталин! Иосиф Виссарионович, родненький, не надо, я боюсь! Пустите меня домой!..» На мой жалкий лепет он не обратил никакого внимания, только в темноте загорелись ярким пламенем его звериные глаза. Я еще раз попыталась вырваться, но все было напрасно”». Сталину было тогда 54, Давыдовой - 28. Их связь длилась 19 лет. Трехкомнатная квартира, звания и награды присуждались как по мановению волшебной палочки. Да ведь палочка и впрямь волшебная».
«Исповедь» мгновенно стала мировым бестселлером. Книга представлена автором как художественный роман, достоверность излагаемых событий в котором не обязательна. Герои книги могут носить имена исторических личностей, но их действия в романе не обязательно должны соответствовать реальности. Это – художественный вымысел, и историки не могут предъявить к автору каких-либо претензий.
Лина Тархова в книге «Заложники Кремля» привела мнение внука Сталина, Александра Бурдонского, по поводу «Исповеди»: «Ничего по этому поводу сказать не могу. Я видел Давыдову в документальном телефильме. У нее тот тип, я это знаю от Аллилуевых, который Сталину нравился: строгая гладкая прическа, черные юбки, светлые блузки». Г. Красная в сборнике «Тайны Кремлевских жен» книгу «Исповедь» воспринимала как фантазию: «Я так думаю, что все это - из сферы предположений и фантазий»,
Писатель и юрист А. Ваксберг заметил: «Сам Сталин, как известно, аскетом не был, но никогда это не афишировал и отличался несомненной умеренностью, дававшей ему моральное право требовать того же от других». По словам Ларисы Васильевой, Вера Давыдова никогда не была любовницей Сталина. Вождь действительно делал ей предложение, но она отказала, сославшись на свой брак с Мчедлидзе.

Сама Вера Давыдова категорически отрицала свою близость с вождем. Да и о самом существовании книги она узнала случайно. Этот эпизод подробно описала ее внучка Ольга: «Когда бабушка в подробностях узнала содержание, то ей стало плохо. Оказалось, что сочинение Гендлина, которое он выдал за якобы надиктованные ему воспоминания Давыдовой, в 70-х годах вышло в Европе, почти мгновенно стало бестселлером во всём мире, и было переведено на несколько языков. Мало того, в Голливуде по этой книге собирались снимать фильм. Первым делом бабушка потребовала перевести для нее книгу на русский язык. Сначала текст прочли мы и решили бабушке его не показывать. Но не таким она была человеком, чтобы не добиться своего. В результате с ней случился приступ. И думаю, ее уход из жизни стал следствием этой книги. Она ведь ничем не болела».

Внучка Веры Давыдовой уточняла: «бабушка сама говорила, что не раз встречалась со Сталиным. Но каждый раз это происходило во время правительственных приемов, на которые ее приглашали как ведущую солистку Большого театра. Бабушка уже была замужем за Мчелидзе, а потому немного знала грузинский и могла ответить Сталину на его родном языке, что тому, конечно же, очень нравилось. Сталин часто приходил на ее спектакли в Большой театр. Но, насколько я знаю, личная встреча бабушки и вождя состоялась лишь однажды. Давыдову увезли на Ближнюю дачу Сталина прямо после спектакля. Дома у нас, конечно же, в эту ночь никто не спал. Ждали, с чем вернется – и вернется ли вообще – домой бабушка. Она приехала под утро и рассказала следующее. Ее привезли на дачу и тут же проводили в кабинет Сталина. Он стоял, повернувшись лицом к окну. Без кителя, просто в рубашке. Когда бабушка переступила порог, Сталин обратился к ней со словами: “Мне уже немало лет. И вы – единственный человек, с кем мне хотелось бы провести свои последние годы. Вы не против?” На что бабушка ответила, что она замужем и ради Сталина готова на все, даже броситься под танк, но только не на то, о чем он ее просит. После этого Сталин спросил, чем может помочь Давыдовой. А та ответила, что просит присвоить звание народной артистки ее педагогу. Сталин подошел к столу, записал в календаре слова бабушки. И дал приказ отвезти её домой. На этом, по ее словам, все и закончилось». В народе разговоры о любовницах Сталина не умолкали, даже некоторые упорно уверяли, что сын Веры Давыдовой, Рамаз, - сын Сталина.

Все звания и награды Вера Давыдова добилась своим необычайным голосом, своими музыкальными способностями и ежедневным, многочасовым трудом
В 1920 г., во время японской оккупации Дальнего Востока, всей семье Давыдовых пришлось бежать в Благовещенск. Вера здесь продолжила обучение, она уже хорошо пела, играла на рояле и была знакома с теорией музыки. В Благовещенск приехал певец Ахматов, который организовал любительский коллектив, где Вера впервые начала петь оперные партии. Ее заметили приехавшие на гастроли профессиональные оперные певцы, которые рекомендовали ей продолжить обучение пению. В 1924 г. она поступила в Ленинградскую консерваторию. На приемных экзаменах профессор А.К. Глазунов был поражен красотой и силой голоса абитуриентки и одобрительно отозвался об ее исполнении. С первого курса консерватории Вера Александровна была сразу переведена на третий и начала принимать участие в работе оперной студии при консерватории. Здесь она познакомилась с талантливым студентом, басом из Грузии, Дмитрием Семеновичем Мчедлидзе, за которого вышла замуж. Вместе они закончили консерваторию, После исполнения в 1929 г. партии Кармен в студии, ее пригласили в Мариинский театр. Дебютом Веры стала партия пажа Урбана в опере «Гугеноты», а вскоре после этого она исполнила партии Амнерис в «Аиде» и Марфы в «Хованщине». Три года работы в Мариинском театре ознаменовались многими творческими успехами певицы. О ней заговорили как о новом молодом даровании. В 1932 г. В. А. Давыдова была приглашена в Большой театр, она дебютировала в опере «Аида». Ее муж был приглашен в Большой театр в 1933 г. За годы работы в Большом театре Вера Александровна спела более двадцати партий. Ее голос называли божественным, бархатным, уникальным. Его обладательница многие годы украшала сцену Большого театра, и ее имя стояло на афишах среди звездной россыпи имен, титанов русской вокальной школы: Собинова и Неждановой, Держинской и Обуховой, Лемешева и Козловского, Ханаева и Озерова, Барсовой и Степановой, Рейзен и Михайлова, братьев Пироговых и Шпиллер. Она неоднократно с большим успехом выступала за границей: в Финляндии (1937), в Норвегии, Дании и Швеции (1946), в Венгрии (1948), в Иране. Всюду Веру Александровну Давыдову принимали восторженно. Во время выступлений в Норвегии в 1946 году композитор Клаус Эгге писал: «пение Давыдовой - великолепный музыкальный вечер. Форма, звук, очертание и толкование - все это певица соединила в таком совершенном единстве, что каждая песня получила свою законченность. Во всем чувствуется большая культура и стиль».

Ее коллеги по сцене, которых также зачислили в любовницы Сталина, стали народными артистами СССР, а вот Давыдова это высшее звания не получила, ей было присвоено звание народной артистки РСФСР. Возможно, за отказ стать спутницей Сталина Давыдову вычеркнули из списков на звание народных артистов СССР. Так покарал ее обиженный вождь народов.

С мужем, Дмитрием Мчедлидзе, она прожила долгую и счастливую жизнь, 54 года. Родственники, знакомые всегда восхищались этой любящей, помогающей друг другу парой. В 1952 г. Дмитрий был приглашен в Грузинский театр оперы и балета, в котором он стал и директором, и солистом, и режиссером. Вера Александровна поехала за ним, и выступала вместе с мужем на сцене Грузинского театра. Дмитрий Мчедлидзе умер в 1983 г., Вера Давыдова пережила своего мужа на десять лет.

В «гареме» Сталина, по мнению молвы, кроме Давыдовой оказались народные артистки СССР: певицы В.В. Барсова, Мария Максакова, Н.Д. Шпиллер, балерины О.В. Лепешинская. А дочь Марии Максаковой, Людмилу, называли дочерью Сталина.

Мария Максакова в 17 лет была зачислена в труппу Астраханского театра оперы. В 1920 г. туда приехал на гастроли знаменитый баритон, антрепренер, австриец Максимилиан Карлович Шварц, взявший себе псевдоним Максаков. Марии было 18, а ему - 50 лет, когда они поженились. Через 3 года Мария Максакова дебютировала на сцене Большого театра в опере «Аида». Успех был грандиозный. С. Лемешев, слышавший дебютантку, вспоминал, что он был поражен чистотой ее голоса, который лился свободно и легко. Последующие 14 лет она была ведущим голосом этой сцены. В 1936 г. умер муж. Находясь во время гастролей в Варшаве, Мария Петровна познакомилась с советским послом Яковом Давтяном (Давыдовым). Но их совместная жизнь была короткой. Через полгода его расстреляли. Дочь певицы, Людмила, впоследствии рассказывала: «Мужа моей мамы (он был послом в Польше) забрали ночью и увели. Больше она его никогда не видела. И так было у многих. После того как посадили и расстреляли мужа, она жила под дамокловым мечом, ведь это был придворный театр Сталина. Как в нем могла находиться певица с такой биографией? Ее и балерину Марину Семенову хотели отправить в ссылку. Но тут началась война, мама уехала в Астрахань, и дело как будто забылось». В 1940 г. родилась Людмила. Отцом ее был баритон Большого театра Александр Волков, через два года эмигрировавший в Америку. Заботясь о будущей жизни дочери, она вписала в ее метрику отчество – Васильевна. Когда началась Вторая мировая война, Максакова уехала в Астрахань, а потом перебралась в Куйбышев, куда были эвакуированы актеры театра. В 1953 г. Марию Петровну театр отправил на пенсию. «Мама всю жизнь работала как безумная. Сперва в театре, позже занималась активной концертной деятельностью. Она объездила с выступлениями всю Россию» - вспоминала Людмила. Когда Вера Давыдова пыталась защитить свое имя и доказать, что со Сталиным ее не связывали близкие отношения, в этом ей пыталась помочь Мария Максакова.

О романе генсека с оперной царицей Валерией Владимировны Барсовой (Владимировой) нет никаких данных. Но все же ее также причисляют к сонму «наложниц». Обоснование – элементарное, - в 1947 г. она уехала в Сочи, где на берегу Черного моря стала строить дачу, которая получила название «Валерия». Естественно, по мнению «осведомленных» людей, такую дачу можно было построить только по распоряжению и поддержке Верховного командующего. Через 40 лет после смерти певицы обнаружилось, что у нее было немало драгоценностей. Так, в одном из комиссионных магазинов Сочи предлагали ее колечко с сапфиром в обрамлении бриллиантов. И опять, такие дорогие подарки мог дарить только товарищ Сталин. Не густо, но великую певицу, народную артистку ССССР, «обладавшую легким подвижным красивым голосом - сопрано, филигранной вокальной техникой», грязью облили. На сцене Большого театра она выступала до 1948 г., а с 1952 стала профессором Московской консерватории.

Досталось от злых языков и балерине Ольге Лепешинской. Ее так же включили в гарем, и она, по их рассказам, услаждала вождя не только своими танцами в его будуаре, но и в постели. Судя по ее успехам на сцене, эти великие пинкертоны пришли к выводу, что Сталин от нее был без ума. Но всем тем, кому приходили столь «блестящие» идеи неплохо было бы хотя бы прочитать ее биографию. И даже эти сжатые данные заставили бы их усомниться в исполнении ей роли гейши.

Ольга была настолько необыкновенна и выразительна в танце, что ее приняли в Большой театр сразу после окончания училища в 1933 г. в 17 лет. Через три года она на премьере новой постановки «Спящей красавицы» танцевала принцессу Аврор. Ее выступление было встречено овацией. Это был триумф. Лепешинская стала прима-балериной Большого театра. Она вышла замуж. Ее первым мужем был кинорежиссер и сценарист «Ленфильма» Илья Захарович Трауберг. С ним она развелась в 1941 г., незадолго до начала войны. Обладая искрометной техникой, филигранной точностью движений, живым темпераментом, она с успехом танцевала партии Китри в «Дон Кихоте», Аврору в «Спящей красавице», Одетту и Одилию в «Лебедином озере». Свой первый орден Лепешинская получила в 21 год. Вместе с Галиной Улановой она стала первой балериной, удостоенной высокого звания народного артиста СССР.

В октябре 1941 г. балетная труппа Большого театра была эвакуирована в Куйбышев. Была составлена фронтовая концертная бригада, в составе которой активное участие принимала Ольга Васильевна. Бригада выступала с концертами в госпиталях, на фронте, в освобожденных, разрушенных городах. 5 декабря 1943 г. в Куйбышеве состоялась премьера балета «Алые паруса» по повести Александра Грина. Партию Ассоль виртуозно исполнила Лепешинская.
Ольга Лепешинская четыре раза была лауреатом Сталинских премий, среди ее наград - ордена Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Отвечая в свое время на вопросы эстонского издания Postimees, почему балет был в стране столь популярным, а труппа Большого театра достигла таких высот и мировой славы, Лепешинская прямо заявила: «Потому что в Большой театр приходил Сталин. Когда у него было свободное время, он всегда приезжал, садился в свою ложу, и мы знали, что Сталин в театре. За кулисами появлялось много молодых, хорошо одетых мужчин. Сталин очень любил балет «Пламя Парижа», который и для нас был святым. Он часто приходил только на один акт, в котором происходило взятие Тюильри. Сталин сделал очень много для Большого театра, при нем театр превратился в единое целое. Появились первоклассные музыканты, а сам оркестр стал таким же цехом, как балет и опера».
В 1930-е годы арестовали ее тетку и двух племянниц. В начале 1950-х арестовали ее второго мужа - генерал-лейтенанта МГБ Л.Ф. Райхмана, а ее саму вызвал Берия на Лубянку. Она была исключена из партии и всех общественных организаций. Райхман после освобождения к жене не вернулся. С третьим мужем – генералом армии А.И. Антоновым она познакомилась в 1956 г., и в том же году они расписались. Умер Антонов в 1962 г. Вместе прожили они шесть счастливых лет. Смерть мужа, Алексея Антонова, была для нее таким сильным потрясением, что она потеряла зрение. В 1963 г. правительство отправило Ольгу Васильевну для лечения в Италию. Зрение ей восстановили, но еще долгое время ей требовалось постоянное наблюдение врачей.
В этих коротких биографиях наших великих актрис не находится места для вождя. Кроме наград, посещений театра, подарков должны были остаться какие-то следы совместного проведения досуга. Если бы вождь возжелал, то та, на которую пал выбор, стала царицей. И об этом было бы известно - кто-либо из охраны или из близких товарищей мог бы случайно обмолвиться. Трудно представить, что вождь мог видеть в них лишь женщин по вызову, на одну ночь. Зачем заставлять этих великих под страхом смерти ложиться к себе в постель, когда были миллионы желающих девушек, женщин, мечтавших хотя бы прикоснуться к нему, к великому? Многие, многие посчитали бы за великое счастье пробыть хоть час с ним наедине. Какой-нибудь молодой донжуан мог бы тешить свое тщеславие и заносить великих артисток в список покоренных им красавиц, но Властелину это было не к чему. Не они делали его счастливым, а он их.
Надо понимать, что оперное пение и балет это – каторжный труд. Это – ежедневные, многочасовые упражнения, репетиции, выступления, концерты, гастроли. Жизнь на колесах. Из-за отсутствия свободного времени чаще у этих артистов семейная жизнь не складывалась, рушилась. И если бы он действительно увлекся одной из них, неужели он не освободил бы ее от этих занятий и не заставил бы находиться с ним постоянно рядом? Неужели Властелин согласился бы делить ложе любимой с кем-то еще, даже с ее мужем? Неужели грузин не ревновал бы ее к тысячам поклонников, стоявших у дверей и осыпавших ее цветами и дорогими подарками? А те проведенные ночи на гастролях, проведенные неизвестно где и с кем, неужели не вызвали у грузина бурю эмоций? Предложение, которое он сделал Вере Давыдовой, для нее означало не только изменение статуса и переезд в Кремль, но и прекращение всякой сценической деятельности, сокращение круга родственников до минимума и затворничество под постоянным недремлющим оком охраны. Она это очень хорошо понимала, и отказалась. Она была, во-первых, певица, во-вторых, женой любимого мужа, а быть канарейкой в золотой клетке и услаждать хозяина, не хотела.
И еще очень важный момент, который упускают эти любители развесистой клюквы - здоровье Сталина. Следуя легенде о наложницах во множественном числе, Сталин был половым гигантом. На самом деле надо помнить, что после смерти Надежды ему исполнилось 54 года, и здоровьем похвастаться он не мог, часто болел. Но самое главное он был маниакально подозрителен. Академик, профессор, доктор исторических наук Куманев Г.А. в своей книге «Рядом со Сталиным: Откровенные свидетельства» привел высказывание Микояна: «Запомните, - сказал во время одной беседы Анастас Иванович, - Сталин в конце 30-х годов - это совершенно изменившийся человек: до предела подозрительный, безжалостный и страшно самоуверенный. О себе нередко говорил уже в третьем лице. По-моему, тогда он просто спятил. Впрочем, таким Сталин снова предстал перед нами и в последние три-четыре года до своей смерти». Его страхи распространялись не только на лекарства, врачей, поваров, своих врагов и близких. Женщина, пришедшая по приказу, должна была вызвать у него массу фобий, начиная от возможности заразиться венерической болезнью, до страха быть задушенным, оставаясь с ней наедине.
Он был физически неразвитым мужчиной. С детства он рос болезненным. Ему было около двух лет, когда он тяжело заболел и находился при смерти. Мать его, Кеке, с трудом и молитвами его выходила, два его старших брата в младенчестве умерли. В пять лет Иосиф перенес оспу. Через год он попал под фаэтон, болел очень тяжело, находился опять при смерти, выжил, только мышцы левой руки стали атрофироваться, рука стала медленно усыхать и двигалась еле-ели. С той поры, как он стал руководителем, физическим трудом он не занимался, его мышцы на левой руке медленно иссыхали, и она, оставаясь слегка в согнутом положении, выглядела как плеть. Он понимал, что вызванные звезды Большого театра, пойдут к нему не добровольно, в отличие от тех, кто торгует телом за деньги, а значит, их ненависть может достичь такого накала, что в порыве сопротивления она сможет и убить его. А не дай бог, если враги его узнают, что такая-то бывает у него в Кремле, то они смогут заставить ее совершить террористический акт. При наличии такого громадного количества фобий ни на какие контакты с неизвестными, непроверенными женщинами, пусть даже сверхвыдающимися, он никогда бы не решился. Он был беспощадным ко всем и казался всемогущим, а на самом деле после пятидесяти физически был хилым и больным мужчиной.

Ему надо было, чтобы его женщина была всегда рядом, под присмотром охраны, чтобы она его встречала усталого, а больного укладывала в постель, чтобы была заботливой, как мать, нежной и любящей в постели, как жена, и лечащей от боли лучше любого врача, чтобы она была ему предана и верность ему хранила до конца дней своих. А красавиц не обязательно заставлять танцевать у себя в будуаре, они лучше выступят на сцене вместе с труппой и оркестром, и их даже не нужно будет к этому принуждать, они будут репетировать и тренироваться ежедневно по своей доброй воле. И от этого их выступления будут доставлять ему большее удовольствие, а он будет их благодарить, преподносить подарки, а они будут стараться еще больше.

Loading...Loading...