Британский палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки Sea Harrier FA Mk.2. "Харриер" - самолёт вертикального взлёта и посадки: характеристики, годы эксплуатации Крыло и оперение

Самолет Harrier является первым в мировой практике авиастроения серийным боевым самолетом, способным совершать вертикальный или укороченный взлет и посадку. Созданию Харриера предшествовали длительные испытания созданного фирмой Hawker Siddeley самолета вертикального взлета и посадки Р-1127 "Кестрел", опытный образец которого совершил свой первый полет 24 ноября 1960 г. Серийное производство истребителей Harrier было начато в 1967 году, а в 1969 году была сформирована первая боевая эскадрилья (12 машин), вошедшая в состав ВВС Великобритании.

Особенностью самолета является его силовая установка, состоящая из одного турбореактивного двухконтурного двигателя с изменяемым направлением вектора тяги. Изменение направления вектора тяги осуществляется двумя парами поворотных сопел, расположенных по бокам фюзеляжа. Они поворачиваются синхронно на 98,5╟, позволяя использовать тягу двигателя для вертикального взлета и посадки. Боковые воздухозаборники имеют створки, которые открываются внутрь канала на режимах вертикального взлета и полета с малой скоростью и обеспечивают увеличение расхода воздуха. Имеется система отбора воздуха к соплам реактивного управления. Для вертикального взлета двигатель разгоняется до взлетного числа оборотов, самолет при этом сдерживается тормозами, сопла двигателя направлены назад. Затем они поворачиваются полностью вниз, и самолет отрывается от земли. Взлет с небольшим разбегом осуществляется при установке сопел в некоторое промежуточное положение. Посадку можно осуществлять вертикально, с малым или обычным пробегом.

Самолет имеет выполненный в основном из алюминиевых сплавов фюзеляж, в передней части которого Находится герметизированная кабина пилота, оборудованная катапультируемым креслом. Двигатель и топливный баки расположены в средней части фюзеляжа, а реактивные сопла продольного и путевого управления - в хвостовой (в обтекателе). Шасси велосипедной схемы в полете убираются внутрь фюзеляжа, а поддерживающие стойки на концах крыльев поворачиваются назад.

Основой радиоэлектронного оборудования британских самолетов Harrier является инерциальная прицельно-навигационная система FE541 фирмы "Ферранти", обеспечивающая автономный выход самолета к цели, прицеливание, бомбометание, пуск ракет и стрельбу из пушек. Кроме того, самолеты оснащаются KB и УКВ радиостанциями, аппаратурой ближней навигации "ТАКАН" и радиолокационного опознавания.

В состав вооружения самолета входят две подвесные пушечные установки с 30-мм пушками "Аден", размещаемые под фюзеляжем. Кроме того, имеются пять узлов для подвески разнообразного вооружения и топливных баков общим весом 2300 кг.

Mодификации самолета:

Harrier GR.Mk I, 1A и 3 - одноместный штурмовик и разведчик.

Harrier T.Mk 2, 2А, 4, 4А и 4RN - двухместные всепогодные и учебно-тренировочные самолеты с более длинным фюзеляжем.

Harrier Мк 50 - модификация для корпуса морской пехоты США, конструктивно аналогична GR.Mk 1.

Harrier Mk 54 - двухместная модификация с другим двигателем.

Sea Harrier FRS.1 - морской вариант для использования в качестве истребителя, штурмовика и разведчика.

Sea Harrier PRS.2 - модернизированный на основании опыта боев на Фолклендских (Мальвинских) островах вариант самолета Sea Harrier FRS.1.

Harrier GR.Mk 5 - тактический истребитель для ВВС Великобритании, созданный совместно фирмами "Бритиш аэроспейс" и "Макдоннел Дуглас".

Harrier GR.Mk 7 - дальнейшее развитие Harrier GR.Mk 5, самолет способен вести боевые действия ночью, для чего оснащен ИК станцией переднего обзора с высокой разрешающей способностью и другой аппаратурой.

Тактико-технические характеристики самолёта Harrier GR .3:

Год принятия на вооружение - 1970

Размах крыла, м – 7,7

Длина самолета, м – 13,87

Высота самолета, м – 3,45

Площадь крыла, кв.м – 18,68

Пустого самолета – 6140

Максимальная взлетная – 11430.

Масса боевой нагрузки:

При взлёте с коротким разбегом – 3600

при вертикальном взлёте – 2300

Топливо, кг

Внутренние топливо - 2295

ПТБ – 2400

Тип двигателя и тяга - 1 ТРДД Pegasus Mk. 103 (1 х 8750 кгс)

Максимальная скорость на высоте, км/ч – 1350

Максимальная скорость у земли, км/ч – 1180

Практическая дальность, км - 3425

Боевой радиус действия, км – 520

Практический потолок, м - 15200

Максимальные эксплуатационные перегрузки – 7,8

Экипаж, чел – 1

Вооружение:

2 30-мм пушки Aden c 200 патронами на пушку. Боевая нагрузка - 2300 кг на девяти узлах подвески: четыре под каждой консолью крыла и один под фюзеляжем между пушечными установками. На двух подкрыльевых узлах, расположенных впереди подкрыльевых стоек шасси, устанавливаются пусковые установки для УР AIM-9L “Сайдвиндер” класса “воздух-воздух” малой дальности стрельбы. На остальных узлах могут подвешиваться бомбы различного назначения, пусковые установки неуправляемых авиационых ракет и топливные баки.


еЭЕ РТЙ РТПЕЛФЙТПЧБОЙЙ т.1154 РТЕДРПМБЗБМПУШ, ЮФП ПО ВХДЕФ ЬЛУРМХБФЙТПЧБФШУС ЛБЛ ччу, ФБЛ Й ЖМПФПН чЕМЙЛПВТЙФБОЙЙ, ПДОБЛП Ч ЛПОГЕ 1963 ЗПДБ ВТЙФБОУЛПЕ РТБЧЙФЕМШУФЧП РПУЮЙФБМП, ЮФП ФТЕВПЧБОЙСН ЖМПФБ ВПМЕЕ УППФЧЕФУФЧХЕФ ЧБТЙБОФ БНЕТЙЛБОУЛПЗП Phantom II, ПУОБЭЕООЩК ВТЙФБОУЛЙНЙ ДЧЙЗБФЕМСНЙ Rolls-Royce Spey. фЕН ОЕ НЕОЕЕ ЖЙТНБ Hawker Siddeley ОЕ ФЕТСМБ ОБДЕЦДЩ ОБ НПТУЛХА ЛБТШЕТХ ДМС УЧПЙИ уччр. фБЛ, ЕЭЕ Ч ЖЕЧТБМЕ 1963 ЗПДБ РТПЧПДЙМЙУШ ЙУРЩФБОЙС УБНПМЕФБ т.1127 У РБМХВЩ БЧЙБОПУГБ.

ч 1969 - 1972 ЗПДБИ Hawker Siddeley ТБЪТБВПФБМБ РТПЕЛФ РБМХВОПЗП УБНПМЕФБ т. 1184 Maritime Harrier. иПФС РТПЕЛФ Й ВЩМ ПДПВТЕО, ПДОБЛП ПЖЙГЙБМШОПЗП ЪБЛБЪБ ОБ т. 1184 ОЕ РПУМЕДПЧБМП. фПМШЛП Ч НБЕ 1975 ЗПДБ НЙОЙУФЕТУФЧП ПВПТПОЩ ЪБЛБЪБМП РБТФЙА ЙЪ 25 уччр, РПМХЮЙЧЫЙИ ОБЪЧБОЙЕ Sea Harrier (24 ПДОПНЕУФОЩИ Й 1 ДЧХИНЕУФОЩК) ДМС ПУОБЭЕОЙС ОПЧЩИ БЧЙБОЕУХЭЙИ ЛПТБВМЕК. рЕТЧЩН ЙИ ОЙИ УФБМ Invincible, ЧЧЕДЕООЩК Ч УФТПК Ч ЙАМЕ 1980 ЗПДБ, Б ЪБ ОЙН РПУМЕДПЧБМЙ lllastrious (1982-К ЗПД) Й Ark Royal (1985-К ЗПД). оБ ОЙИ ДПМЦОЩ ВЩМЙ ВБЪЙТПЧБФШУС РП РСФШ Sea Harrier Й РП ДЕЧСФШ ЧЕТФПМЕФПЧ Sea King.

оБ уччр ЧПЪМБЗБМБУШ ЪБДБЮБ РТПФЙЧПЧПЪДХЫОПК ПВПТПОЩ НПТУЛЙИ УПЕДЙОЕОЙК, Б ФБЛЦЕ ЧПЪДХЫОБС ТБЪЧЕДЛБ Й ХДБТЩ РП ОБДЧПДОЩН Й ОБЪЕНОЩН ГЕМСН.

пУОПЧПК ДМС ТБЪТБВПФЛЙ Sea Harrier РПУМХЦЙМ Harrier GR.3.

дМС ПВОБТХЦЕОЙС ЧПЪДХЫОЩИ Й ОБДЧПДОЩИ ГЕМЕК ОБ ОЕЗП ХУФБОБЧМЙЧБМБУШ УРЕГЙБМШОП ТБЪТБВПФБООБС НОПЗПТЕЦЙНОБС РПЙУЛПЧБС ТБДЙПМПЛБГЙПООБС УФБОГЙС (тму) Ferranti Blue Fox, Б РМБОЕТ БДБРФЙТПЧБМУС Л УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙН ХУМПЧЙСН УМХЦВЩ ОБ НПТЕ.

дМС ТБЪНЕЭЕОЙС тму Х УБНПМЕФБ ВЩМБ ЙЪНЕОЕОБ ЖПТНБ ОПУПЧПК ЮБУФЙ, Б ДМС ЬЛПОПНЙЙ НЕУФБ ОБ РБМХВЕ ЙМЙ Ч БОЗБТЕ БЧЙБОПУГБ ВЩМП РТЕДХУНПФТЕОП ПФЛЙДЩЧБОЙЕ ОПУПЧПК ЮБУФЙ ЖАЪЕМСЦБ ЧМЕЧП, РТЙ ЬФПН ДМЙОБ УБНПМЕФБ ХНЕОШЫБМБУШ У 14,5 ДП 12,7 Н. дМС ПВЕУРЕЮЕОЙС РЙМПФХ МХЮЫЕЗП ПВЪПТБ ЧП ЧТЕНС РПУБДЛЙ ОБ РБМХВХ ЕЗП ЛТЕУМП ВЩМП РТЙРПДОСФП ЧЧЕТИ ОБ 0,28 Н, УППФЧЕФУФЧЕООП, ЙЪНЕОЙМБУШ Й ЖПТНБ ЖПОБТС ЛБВЙОЩ. лТПНЕ ФПЗП, ВЩМП ХУФБОПЧМЕОП ОПЧПЕ ЛБФБРХМШФОПЕ УЙДЕОШЕ, ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЕЕ ТБУЛТЩФЙЕ РБТБЫАФБ ЮЕТЕЪ 1,5 УЕЛХОДЩ У НПНЕОФБ ОБЦБФЙС ЛОПРЛЙ ЧНЕУФП 2,5 УЕЛХОДЩ, ЮФП ЧЕУШНБ ЧБЦОП ДМС УРБУЕОЙС РЙМПФБ РТЙ БЧБТЙКОПН УФБТФЕ.

ьМЕНЕОФЩ РМБОЕТБ ВЩМЙ ЪБЭЙЭЕОЩ ПФ ЧПЪДЕКУФЧЙС НПТУЛПК ЧПДЩ Й ЧМБЦОПЗП НПТУЛПЗП ЧПЪДХИБ; ДПТБВПФБОЩ Й ФБЛЙЕ ЧБЦОЩЕ ДМС уччр ХЪМЩ, ЛБЛ ЧЕОФЙМСФПТ ДЧЙЗБФЕМС Й РПЧПТПФОЩЕ УПРМБ.

уХЭЕУФЧЕООЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС РТЕФЕТРЕМ Й УПУФБЧ РТЙВПТОПЗП ПВПТХДПЧБОЙС. уБНПМЕФ ПУОБУФЙМЙ ЛПНВЙОЙТПЧБООПК ЙОЕТГЙБМШОП-ДПРМЕТПЧУЛПК ОБЧЙЗБГЙПООПК УЙУФЕНПК NAVHARS, Ч ЛПФПТПК ЙУРПМШЪХЕФУС ЛХТУПЧЕТФЙЛБМШ HARS, Й ТБДЙПФЕИОЙЮЕУЛПК УЙУФЕНПК РПУБДЛЙ MADGE У БОФЕООБНЙ Ч ОПУПЧПК Й ИЧПУФПЧПК ЮБУФСИ ЖАЪЕМСЦБ.

ч УПУФБЧ ТБДЙПОБЧЙЗБГЙПООПЗП ПВПТХДПЧБОЙС (ЛТПНЕ УЙУФЕНЩ NAVHARS) ЧИПДЙМЙ ОБЧЙЗБГЙПООБС УЙУФЕНБ TACAN (GEC Avionic AD2770), УЙУФЕНБ ПРПЪОБЧБОЙС, хлч-РТЙЕНПРЕТЕДБФЮЙЛ PTR377, ЪБРБУОПК РТЙЕНПРЕТЕДБФЮЙЛ D403M Й РБУУЙЧОБС УЙУФЕНБ РТЕДХРТЕЦДЕОЙС П ТБДЙПМПЛБГЙПООПН ПВМХЮЕОЙЙ.

дМС ЧЩРПМОЕОЙС ЪБДБЮ РП РТПФЙЧПЧПЪДХЫОПК ПВПТПОЕ Ч УПУФБЧ ЧППТХЦЕОЙС SeaHarrier FRS.1 ВЩМЙ ЧЧЕДЕОЩ ХРТБЧМСЕНЩЕ ТБЛЕФЩ AIM-9L Sidewinder, РПДЧЕЫЙЧБЕНЩЕ ОБ УРЕГЙБМШОЩИ ВБМЛБИ РПД ЧОЕЫОЙНЙ ЛТЩМШЕЧЩНЙ РЙМПОБНЙ. дМС ВПТШВЩ У ЛПТБВМСНЙ ЙНЕМБУШ ЧПЪНПЦОПУФШ ХУФБОПЧЛЙ ДЧХИ хт ФЙРБ Sea Eagle ЙМЙ Harpoon ЛМБУУБ. пУФБМШОПЕ ЧППТХЦЕОЙЕ ВЩМП БОБМПЗЙЮОП РТЙНЕОСЧЫЕНХУС ОБ Harrier GR.3.

дМС РПДЧЕУЛЙ ЧППТХЦЕОЙС УМХЦЙМЙ ПДЙО РПДЖАЪЕМСЦОЩК Й ЮЕФЩТЕ РПДЛТЩМШЕЧЩИ РЙМПОБ. чОЕЫОЙЕ РПДЛТЩМШЕЧЩЕ РЙМПОЩ ТБУУЮЙФЩЧБМЙУШ ОБ ОБЗТХЪЛХ 455 ЛЗ, ЧОХФТЕООЙЕ - ОБ 910 ЛЗ. оБ УРЕГЙБМШОЩИ ЛТЕРМЕОЙСИ РПД ЖАЪЕМСЦЕН НПЗМЙ ХУФБОБЧМЙЧБФШУС ЛПОФЕКОЕТЩ У ДЧХНС 30-НН РХЫЛБНЙ Aden (2x130 УОБТСДПЧ), Б ОБ РЙМПОБИ РПД ЛТЩМШСНЙ РПДЧЕЫЙЧБМЙУШ охт, УЧПВПДОПРБДБАЭЙЕ ВПНВЩ НБУУПК ДП 454 ЛЗ ЙМЙ ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ ФПРМЙЧОЩЕ ВБЛЙ. лТПНЕ ФПЗП, Sea Harrier НПЗМЙ ОЕУФЙ ДП ЮЕФЩТЕИ УРЕГЙБМШОЩИ ЛПОФЕКОЕТПЧ У ДЙРПМШОЩНЙ ПФТБЦБФЕМСНЙ ЙМЙ ФЕРМПЧЩНЙ МПЧХЫЛБНЙ.

чЧЙДХ ФПЗП, ЮФП УБНПМЕФЩ Harrier GR.3 ХЦЕ ДМЙФЕМШОПЕ ЧТЕНС ОБИПДЙМЙУШ Ч ЬЛУРМХБФБГЙЙ, Б ЙИ ХЪМЩ Й БЗТЕЗБФЩ ВЩМЙ ИПТПЫП ПФТБВПФБОЩ, УРЕГЙБМШОЩЕ ПРЩФОЩЕ Sea Harrier ОЕ УФТПЙМЙУШ.20 БЧЗХУФБ 1978 ЗПДБ РЕТЧЩК Sea Harrier FRS.1 (ОПНЕТ XZ 450), ЛПФПТЩК РЙМПФЙТПЧБМ МЕФЮЙЛ-ЙУРЩФБФЕМШ дЦПО жЬТМЙ, РПДОСМУС Ч ЧПЪДХИ У БЬТПДТПНБ Ч дБОУЖПМДЕ ЖЙТНЩ Hawker Siddeley. рПМЕФ РТПДПМЦБМУС 25 НЙОХФ. лУФБФЙ, Ч ЬФПФ РЕТЙПД ЖЙТНБ ЙЪНЕОЙМБ ОБЪЧБОЙЕ - ПОБ ВЩМБ ОБГЙПОБМЙЪЙТПЧБОБ Й ЧПЫМБ Ч УПУФБЧ ЛПОГЕТОБ British Aerospace (BAe).

нБЫЙОХ УТБЪХ ЦЕ ЪБРХУФЙМЙ Ч УЕТЙКОПЕ РТПЙЪЧПДУФЧП, Б РЕТЧЩЕ ФТЙ УЕТЙКОЩИ Sea Harrier ВЩМЙ ЧЩДЕМЕОЩ ДМС РТПЧЕДЕОЙС ТБЪМЙЮОЩИ ЙУРЩФБОЙК, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ДМС ПФТБВПФЛЙ НЕФПДЙЛЙ ЧЪМЕФБ У ФТБНРМЙОБ. дЕМП Ч ФПН, ЮФП РТЙНЕОЕОЙЕ Sea Harrier У ОПЧЩИ ВТЙФБОУЛЙИ БЧЙБОПУГЕЧ ДПМЦОП ВЩМП ЙНЕФШ ПДОХ ПЮЕОШ ЧБЦОХА ПУПВЕООПУФШ. фБЛ ЛБЛ РТЙ ЧЕТФЙЛБМШОПН ЧЪМЕФЕ уччр ТБУИПДПЧБМЙ ВПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ФПРМЙЧБ, ЮФП УХЭЕУФЧЕООП УОЙЦБМП НБУУХ ЙИ ВПЕЧПК ОБЗТХЪЛЙ Й ТБДЙХУ ДЕКУФЧЙС, ВЩМБ ТБЪТБВПФБОБ НЕФПДЙЛБ ХЛПТПЮЕООПЗП ЧЪМЕФБ У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН УРЕГЙБМШОПЗП ФТБНРМЙОБ.

бЧФПТПН ЬФПК ЙДЕЙ СЧМСМУС ЛБРЙФБО-МЕКФЕОБОФ дХЗМБУ фЕКМПТ. иПФС ЧП ЧТЕНС ЧЪМЕФБ У ФТБНРМЙОБ УХЭЕУФЧЕООП ЬЛПОПНЙМПУШ ФПРМЙЧП, ОП, У ДТХЗПК УФПТПОЩ, ЪОБЮЙФЕМШОП ЧПЪТБУФБМЙ Й ОБЗТХЪЛЙ ОБ РМБОЕТ УБНПМЕФБ. рПЬФПНХ ДМС ЙУУМЕДПЧБОЙС ЧУЕИ ПУПВЕООПУФЕК ХЛПТПЮЕООПЗП ЧЪМЕФБ Sea Harrier У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ФТБНРМЙОБ Ч ЛПОГЕ 1976 ЗПДБ Ч вЕДЖПТДЕ ВЩМ РПУФТПЕО УРЕГЙБМШОЩК ЙУРЩФБФЕМШОЩК УФЕОД.

чРЕТЧЩЕ Harrier ЧЪМЕФЕМ У ФТБНРМЙОБ Ч вЕДЖПТДЕ 5 БЧЗХУФБ 1977 ЗПДБ. йУРЩФБОЙС РТПДПМЦБМЙУШ ДП 1979 ЗПДБ, РЕТЧПОБЮБМШОП Ч ОЙИ РТЙОЙНБМЙ ХЮБУФЙЕ УБНПМЕФЩ Harrier GR.1 Й ф.2, Б ПУЕОША 1978 ЗПДБ Л ОЙН РПДЛМАЮЙМУС Й Sea Harrier. пРФЙНБМШОЩН ВЩМ РТЙЪОБО ФТБНРМЙО У ХЗМПН УИПДБ Ч 7 ЗТБДХУПЧ, РТЙ ЬФПН ВПЕЧБС ОБЗТХЪЛБ Sea Harrier НПЗМБ ВЩФШ ХЧЕМЙЮЕОБ ОБ 800 ЛЗ.

рПУМЕ ЪБЧЕТЫЕОЙС ОБЪЕНОПЗП ЬФБРБ ЙУРЩФБОЙК ВЩМ РТПЧЕДЕО Й НПТУЛПК. пДОБЛП ЧЧЙДХ ФПЗП, ЮФП РТЕДОБЪОБЮБЧЫЙКУС ДМС Sea Harrier БЧЙБОПУЕГ Invincible ЕЭЕ ОЕ ВЩМ ДПУФТПЕО, ФП ПОЙ ЧЪМЕФБМЙ Й УБДЙМЙУШ У ДЕУБОФОПЗП ЧЕТФПМЕФПОПУГБ Hermes (ВЩЧЫЙК МЕЗЛЙК БЧЙБОПУЕГ РПУФТПКЛЙ 1959 ЗПДБ, РЕТЕПВПТХДПЧБООЩК Ч ЧЕТФПМЕФПОПУЕГ Ч 1970 ЗПДХ), ОБ ЛПФПТПН ВЩМ ХУФБОПЧМЕО ЧЪМЕФОЩК ФТБНРМЙО У ХЗМПН УИПДБ 12 ЗТБДХУПЧ). ч ТБНЛБИ НПТУЛЙИ ЙУРЩФБОЙК Sea Harrier УПЧЕТЫЙМЙ ПЛПМП 80 РПМЕФПЧ.

рЕТЧПОБЮБМШОП ЖМПФ чЕМЙЛПВТЙФБОЙЙ ЪБЛБЪБМ 24 ПДОПНЕУФОЩИ Sea Harrier УП УТПЛПН РПУФБЧЛЙ ДП БРТЕМС 1982 ЗПДБ. пДОБЛП ЕЭЕ ДП ЧЪМЕФБ РЕТЧПК УЕТЙКОПК НБЫЙОЩ, Ч НБЕ 1978 ЗПДБ, ВЩМП ДПРПМОЙФЕМШОП ЪБЛБЪБОП ЕЭЕ 10 УБНПМЕФПЧ. рПУМЕ ЧЩРПМОЕОЙС ЖЙТНПК чбЕ ЬФПЗП ЛПОФТБЛФБ, Ч 1982 ЗПДХ ЖМПФ ЪБЛБЪБМ ЕЭЕ 23 УБНПМЕФБ. фБЛЙН ПВТБЪПН, ЧУЕЗП ВЩМП РПУФТПЕОП 57 Sea Harrier FRS.1 Й ФТЙ ДЧХИНЕУФОЩИ УБНПМЕФБ T.4N.

ч ЛПОГЕ 1979 ЗПДБ ВЩМБ УЖПТНЙТПЧБОБ ЬУЛБДТЙМШС ї 800 ДМС БЧЙБОПУГБ Invincible, ЛПФПТБС РЕТЧПК РПМХЮЙМБ УБНПМЕФЩ Sea Harrier. оЕУЛПМШЛП НЕУСГЕЧ УРХУФС, Ч ОБЮБМЕ 1980 ЗПДБ, ЪБ ОЕК РПУМЕДПЧБМБ ЧФПТБС- ї 801 ДМС УМЕДХАЭЕЗП БЧЙБОПУГБ lllastrious. фТЕФШС ЬУЛБДТЙМШС, ї 803, ДМС Ark Royal ВЩМБ УЖПТНЙТПЧБОБ Ч 1982 ЗПДХ.

рПУМЕ ОБЮБМБ РТПЙЪЧПДУФЧБ Sea Harrier ЙНЙ ЪБЙОФЕТЕУПЧБМЙУШ чну йОДЙЙ. ч 1979 ЗПДХ ВЩМ ЪБЛМАЮЕО ЛПОФТБЛФ ОБ РПУФБЧЛХ ЫЕУФЙ ПДОПНЕУФОЩИ Й ПДОПЗП ДЧХИНЕУФОПЗП УБНПМЕФБ, ЛПФПТЩЕ ДПМЦОЩ ВЩМЙ ВБЪЙТПЧБФШУС ОБ ЙОДЙКУЛПН БЧЙБОПУГЕ Vikrant, УНЕОЙЧ ХУФБТЕЧЫЙЕ БОЗМЙКУЛЙЕ Sea Hawk.

Sea Harrier ДМС йОДЙЙ РПМХЮЙМЙ ПВПЪОБЮЕОЙС Sea Harrier FRS нЛ.51 (ПДОПНЕУФОЩК) Й Sea Harrier ф нЛ.60 (ДЧХИНЕУФОЩК). пОЙ ОЕЪОБЮЙФЕМШОП ПФМЙЮБМЙУШ ПФ ВТЙФБОУЛЙИ ДЧПКОЙЛПЧ ТБДЙПУЧСЪОЩН Й ЛЙУМПТПДОЩН ПВПТХДПЧБОЙЕН, Б ФБЛЦЕ УПУФБЧПН ЧППТХЦЕОЙС. рПУМЕ РТЙПВТЕФЕОЙС йОДЙЕК БОЗМЙКУЛПЗП БЧЙБОПУГБ Hermes, Ч 1986 ЗПДХ ДМС ЕЗП ПУОБЭЕОЙС ВЩМП ЪБЛБЪБОП ЕЭЕ 11 Sea Harrier FRS нЛ.51.

ч 1990-Е ЗПДЩ ОБ ЧППТХЦЕОЙЙ чну чЕМЙЛПВТЙФБОЙЙ ЙНЕМПУШ 57 - ЙУФТЕВЙФЕМЕК Sea Harrier FRS.1. йОДЙС ТБУРПМБЗБМБ 24 ЕДЙОЙГБНЙ ЬЛУРПТФОПЗП ЧБТЙБОФБ Sea Harrier Mk.51 Й ЮЕФЩТШНС Sea Harrier ф нЛ.60.

нЕЦДХ ФЕН, ДМС "уЙ иБТТЙЕТПЧ" РТЙВМЙЦБМБУШ ЗПТСЮБС РПТБ. ч СОЧБТЕ 1982-ЗП ЖЙТНБ "чБЕ" РПУФБЧЙМБ БОЗМЙКУЛПНХ ЖМПФХ 29 "уЙ иБТТЙЕТПЧ" FRS.1, Б МЕФОЩК УПУФБЧ 800-К, 801-К Й 899-К ЬУЛБДТЙМЙК ДПУФЙЗ УПЧЕТЫЕОУФЧБ Ч ВПЕЧПК РПДЗПФПЧЛЕ. оП ЪБДЕТЦЙЧБМЙУШ БЧЙБОЕУХЭЙЕ ЛПТБВМЙ. "йММБУФТЙЕУ" ЕЭЕ РТПИПДЙМ УДБФПЮОЩЕ ЙУРЩФБОЙС, Б ЧЧПД Ч УФТПК "бТЛ тПКБМБ" РМБОЙТПЧБМУС МЙЫШ ОБ 1984-К. фБЛБС УЙФХБГЙС УЕТШЕЪОП ПУМБВМСМБ лПТПМЕЧУЛЙК ЧПЕООП-НПТУЛПК ЖМПФ, Б ЬФП ВЩМП УПЧУЕН ОЕДПРХУФЙНП Ч ПВУФБОПЧЛЕ ТЕЪЛПЗП ХИХДЫЕОЙС ПФОПЫЕОЙК НЕЦДХ бОЗМЙЕК Й бТЗЕОФЙОПК ЙЪ-ЪБ ЛТПЫЕЮОПЗП БТИЙРЕМБЗБ Ч аЦОПК бФМБОФЙЛЕ. бОЗМЙЮБОЕ УЮЙФБМЙ ПУФТПЧБ, РТЙОБДМЕЦБЭЙНЙ ЛПТПОЕ ЙНРЕТЙЙ, Й ОБЪЩЧБМЙ ЙИ жПМЛМЕОДУЛЙНЙ. бТЗЕОФЙОГЩ ФБЛЦЕ РТЕФЕОДПЧБМЙ ОБ ОЙИ Й ОБЪЩЧБМЙ нБМШЧЙОУЛЙНЙ. дЙРМПНБФБН ОЕ ХДБМПУШ ДПУФЙЮШ ЛПНРТПНЙУУБ ОБ РЕТЕЗПЧПТБИ Й 2 БРТЕМС 1982-ЗП БТЗЕОФЙОУЛЙЕ ЧПКУЛБ, РТЕПДПМЕЧ ТБУУФПСОЙЕ 900 ЛН (ПФ бОЗМЙЙ ДП ПУФТПЧПЧ - 12800 ЛН!) ЧЩУБДЙМЙ ОБ ПУФТПЧБ ДЕУБОФ. бЛФЙЧОП ЗПФПЧЙМЙУШ Л ЧПЕООПК ПРЕТБГЙЙ РПД ЛПДПЧЩН ОБЪЧБОЙЕН "лПТРПТЕКФ" Й БОЗМЙЮБОЕ. рПМОПНБУЫФБВОЩК РМБО ДЕКУФЧЙК РП ЧПЪЧТБЭЕОЙА ПУФТПЧПЧ РПДЗПФПЧЙМЙ 31 НБТФБ 1982-ЗП.

2 БРТЕМС ОБ БЧЙБВБЪХ еПЧЙМФПО РТЙЫЕМ РТЙЛБЪ П РЕТЕДЙУМПЛБГЙЙ, УПРТПЧПЦДБЧЫЙКУС УЧЕДЕОЙСНЙ П ЧЩУБДЛЕ БТЗЕОФЙОУЛЙИ УЙМ ОБ ПУФТПЧБ. юЕТЕЪ 13 ЮБУПЧ 800-С ЬУЛБДТЙМШС РПД ЛПНБОДПЧБОЙЕН пМДБ ХЦЕ ОБИПДЙМБУШ ОБ БЧЙБОПУГЕ "зЕТНЕУ" Ч рПТФУНХФЕ, Б 801-С, ЗДЕ ЛПНБОДЙТПН ВЩМ хПТД, РПДЗПФПЧЙМБУШ Л РЕТЕМЕФХ ОБ "йОЧЙОУЙВМ". 5 БРТЕМС БЧЙБОПУОПЕ ХДБТОПЕ УПЕДЙОЕОЙЕ ЧЩЫМП Ч НПТЕ. оБ "зЕТНЕУЕ" ОБИПДЙМПУШ 12 УБНПМЕФПЧ, Б ОБ "йОЧЙОУЙВМЕ" - 8. ч УПУФБЧ УПЕДЙОЕОЙС ЧИПДЙМЙ ФБЛЦЕ 16 ЛТЕКУЕТПЧ, ЬУНЙОГЕЧ Й ТБЛЕФОЩИ ЖТЕЗБФПЧ, 5 ДЕУБОФОЩИ ЛПТБВМЕК, 4 РПДЧПДОЩЕ МПДЛЙ Й ОЕУЛПМШЛП ЧУРПНПЗБФЕМШОЩИ УХДПЧ. рПНЙНП УБНПМЕФПЧ ОБ ЛПТБВМСИ ВБЪЙТПЧБМЙУШ 20 ЧЕТФПМЕФПЧ "уЙ лЙОЗ" Й "мЙОЛУ". рЕТЧПК ДМС ЧЩРПМОЕОЙС ЪБДБОЙС ВЩМБ ЧЩВТБОБ ЬУЛБДТЙМШС ї1, ВБЪЙТПЧБЧЫБСУС Ч хЙФФЕТЙОЗЕ. еЕ МЙЮОЩК УПУФБЧ РПМХЮЙМ РТЙЛБЪ ДМС РПДДЕТЦЛЙ УЙМ ВЩУФТПЗП ТЕБЗЙТПЧБОЙС. оП ЧНЕУФЕ У ФЕН УБНЙ УБНПМЕФЩ ФТЕВПЧБМЙ ТСДБ ДПТБВПФПЛ ДМС РПМЕФПЧ У БЧЙБОПУГЕЧ - РТПФЙЧПЛПТТПЪЙКОПК ПВТБВПФЛЙ, ХУФБОПЧЛЙ ЫЧБТФПЧПЮОЩИ ХЪМПЧ, УЧЕТМЕОЙС ПФЧЕТУФЙК ДМС УМЙЧБ ЛПОДЕОУБФБ ЙЪ РМБОЕТПЧ. оП ОБЙВПМЕЕ ФТХДПЕНЛПК Ч ЬФПК ПВУФБОПЧЛЕ УФБМБ БДБРФБГЙС ПВПТПОЙФЕМШОПЗП ТБЛЕФОПЗП ПТХЦЙС - "уБКДЧЙОДЕТПЧ".

рЕТЧЩК РТБЛФЙЮЕУЛЙК РХУЛ ТБЛЕФ "ЧПЪДХИ-ЧПЪДХИ" У "уЙ иБТТЙЕТПЧ" УПУФПСМУС 30 БРТЕМС 1982-ЗП ОБД РПМЙЗПОПН ьВЕТЛПТФ. йОФЕТЕУОП, ЮФП ХУФБОПЧЛБ ТБЛЕФОПЗП ЧППТХЦЕОЙС РТПЙЪЧПДЙМБУШ ФЕИОЙЮЕУЛЙН РЕТУПОБМПН ЬУЛБДТЙМШЙ Ч хЙФФЕТЙОЗЕ РПД ТХЛПЧПДУФЧПН ОЕВПМШЫПК ЗТХРРЩ УРЕГЙБМЙУФПЧ ЖЙТНЩ "чБЕ". ч ФП ЧТЕНС, ЛБЛ Ч БОЗБТБИ ЫМБ ТБВПФБ, МЕФЮЙЛЙ ЬУЛБДТЙМШЙ ї1 РПД ЛПНБОДПЧБОЙЕН уЛЧБКЕТБ ФТЕОЙТПЧБМЙУШ ЧП ЧЪМЕФБИ У ФТБНРМЙОБ Й Ч ВПНВПНЕФБОЙЙ. вПЕЧБС РПДЗПФПЧЛБ 23 БРТЕМС ЪБЧЕТЫЙМБУШ ХЮЕВОЩН ВПЕН ОБД уЕЧЕТОЩН НПТЕН. "иБТТЙЕТЩ" ЧУФТЕФЙМЙУШ У ЖТБОГХЪУЛЙНЙ "нЙТБЦБНЙ" Й "уХРЕТ ьФБОДБТБНЙ" - ПДОПФЙРОЩНЙ БТЗЕОФЙОУЛЙН НБЫЙОБН. 3 НБС 1982-ЗП РЕТЧЩЕ ФТЙ "иБТТЙЕТБ" GR.3 Ч УПРТПЧПЦДЕОЙЙ ЪБРТБЧЭЙЛБ ЧЩМЕФЕМЙ У БЬТПДТПНБ уЕОФ нПФЬО Й РТЕПДПМЕЧ ЪБ 9 ЮБУПЧ 7400 ЛН РХФЙ, ХУРЕЫОП ЪБЧЕТЫЙМЙ ВЕУРТЙНЕТОЩК РЕТЕМЕФ. оБ УМЕДХАЭЙК ДЕОШ ЬФПФ ТЕЛПТД РПЧФПТЙМЙ ЕЭЕ ФТЙ УБНПМЕФБ. рПУМЕДОЙЕ 4 НБЫЙОЩ РПЛЙОХМЙ бОЗМЙА 5 НБС.

чРЕТЧЩЕ БОЗМЙКУЛЙЕ РЙМПФЩ ХЧЙДЕМЙ РТПФЙЧОЙЛБ 21 БРТЕМС, ЛПЗДБ МЕКФЕОБОФ иБТФТЙЧУ РЕТЕИЧБФЙМ "вПЙОЗ 707" БТЗЕОФЙОУЛЙИ ччу Ч 320 ЛН Л УЕЧЕТП-ЧПУФПЛХ ПФ ПТДЕТБ УПЕДЙОЕОЙС. иБТФТЙЧУ МЙЫШ РТПЧПДЙМ ЕЗП, ОЕ БФБЛХС, ФБЛ ЛБЛ "вПЙОЗ" ЫЕМ ЧОЕ ЪПОЩ ВПЕЧЩИ ДЕКУФЧЙК. оП ХЦЕ ОБ УМЕДХАЭЙК ДЕОШ ВЩМ ОБОЕУЕО ВПНВПЧЩК ХДБТ РП УЛМБДХ ЗПТАЮЕЗП ОБ ВЕТЕЗХ ЪБМЙЧБ жПЛУ-вЕК. б 1 НБС 12 "уЙ иБТТЙЕТПЧ" 800-К ЬУЛБДТЙМШЙ БФБЛПЧБМЙ БЬТПДТПНЩ Ч рПТФ-уФЬОМЙ Й зТХЪ-зТЙО. бТЗЕОФЙОГЩ ЙУРПМШЪПЧБМЙ ЪЕОЙФОЩЕ ПТХДЙС У ТБДБТОЩН ОБЧЕДЕОЙЕН. рПУМЕ РЕТЧЩИ РПФЕТШ ВТЙФБОУЛЙЕ МЕФЮЙЛЙ ЙЪНЕОЙМЙ ФБЛФЙЛХ ВПНВПНЕФБОЙС Й УФБМЙ РПДИПДЙФШ Л ГЕМЙ ОБ НБМПК ЧЩУПФЕ, Б ЪБ 5 ЛН ДП ОЕЕ УМЕДПЧБМ ТЕЪЛЙК ОБВПТ ЧЩУПФЩ Й БФБЛБ У РЙЛЙТПЧБОЙЕН. чУЕЗП ЪБ ЧТЕНС ХДБТОЩИ ПРЕТБГЙК РТПФЙЧ УХИПРХФОЩИ ПВЯЕЛФПЧ ФПМШЛП 800-С ЬУЛБДТЙМШС УВТПУЙМБ 80 Ф ВПНВ.

1 НБС ВЩМП ПФНЕЮЕОП ЧЩУПЛПК ЙОФЕОУЙЧОПУФША ЧПЪДХЫОЩИ ВПЕЧ. мЕКФЕОБОФ вБТФПО ТБЛЕФПК УВЙМ БТЗЕОФЙОУЛЙК "нЙТБЦ". мЕКФЕОБОФ фПНБУ РПЧТЕДЙМ ТБЛЕФПК ФБЛПК ЦЕ УБНПМЕФ, ЛПФПТЩК ЪБФЕН РПРЩФБМУС УЕУФШ ОБ БЬТПДТПНЕ рПТФ-уФЕОМЙ, ОП ВЩМ РП ПЫЙВЛЕ ДПВЙФ БТЗЕОФЙОУЛПК БТФЙММЕТЙЕК. мЕКФЕОБОФ рЕОЖПМД ОБД ПУФТПЧПН ъБРБДОЩК жПМЛМЕОД УВЙМ "дБЗЕТ", Б МЕКФЕОБОФ лЕТФЙУ ЧП ЧТЕНС РБФТХМЙТПЧБОЙС ОБД НПТЕН - "лБОВЕТТХ". х БОЗМЙЮБО ФБЛЦЕ ВЩМЙ РПФЕТЙ. 4 НБС РТЙ ЫФХТНПЧЛЕ зХЪ-зТЙО ЪЕОЙФОЩН ПЗОЕН ВЩМ УВЙФ "уЙ иБТТЙЕТ": МЕФЮЙЛ МЕКФЕОБОФ фЕКМПТ РПЗЙВ. 6 НБС ОЕ ЧЕТОХМЙУШ У ВПЕЧПЗП РБФТХМЙТПЧБОЙС ОБД НПТЕН МЕФЮЙЛЙ дЦПОУ Й лЕТФЙУ. юФП У ОЙНЙ РТПЙЪПЫМП - ОЕЙЪЧЕУФОП. вПЙ ОБД НПТЕН Й ПУФТПЧБНЙ РТПИПДЙМЙ Ч СТПУФОПН ПЦЕУФПЮЕОЙЙ. 9 НБС БОЗМЙКУЛЙК РЙМПФ нПТЗБО РПФПРЙМ БТЗЕОФЙОУЛПЕ ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОПЕ УХДОП "оБТЧБМ". ьФП ВЩМП РПУМЕДОЕК ЛБРМЕК, РПУМЕ ЮЕЗП БТЗЕОФЙОГЩ ПФЧЕМЙ УЧПК ЖМПФ Й Ч ДБМШОЕКЫЙИ ВПЕЧЩИ ДЕКУФЧЙСИ ПО ОЕ ХЮБУФЧПЧБМ, ОЕУНПФТС ОБ ФП, ЮФП бТЗЕОФЙОБ ЙНЕМБ ДБЦЕ УЧПК БЧЙБОПУЕГ "25 НБС".

бТЗЕОФЙОУЛБС БЧЙБГЙС ВЩМБ Ч ЪБЧЕДПНП ОЕЧЩЗПДОПН РПМПЦЕОЙЙ. уБНПМЕФЩ ДЕКУФЧПЧБМЙ ОБ РТЕДЕМЕ ДБМШОПУФЙ Й НПЗМЙ ЧЩРПМОЙФШ МЙЫШ ПДЙО ЪБИПД ОБ ГЕМШ. й ЧУЕ ЦЕ, ОЕУНПФТС ОБ НПЭОХА рчп БОЗМЙЮБО, ЙН ХДБМПУШ РПФПРЙФШ ОЕУЛПМШЛП ВТЙФБОУЛЙИ ЛПТБВМЕК, РТПДЕНПОУФТЙТПЧБЧ ЧЩУПЛПЕ МЕФОПЕ НБУФЕТУФЧП Й ПФЧБЗХ. й ЧУЕ-ФБЛЙ Ч ЧПЪДХЫОЩИ ВПСИ, ОЕУНПФТС ОБ ЮЙУМЕООЩК РЕТЕЧЕУ БТЗЕОФЙОУЛЙИ УБНПМЕФПЧ, РТЕЙНХЭЕУФЧП ВЩМП ОБ УФПТПОЕ "иБТТЙЕТПЧ". бОЗМЙКУЛЙЕ МЕФЮЙЛЙ ЙУРПМШЪПЧБМЙ ГЕМЕХЛБЪБОЙС УП УЧПЙИ ЛПТБВМЕК, Б ФБЛЦЕ ОЕУТБЧОЕООЩЕ РЙМПФБЦОЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ УЧПЙИ УБНПМЕФПЧ. 27 НБС ПЗОЕН БТЗЕОФЙОУЛПК ЪЕОЙФОПК БТФЙММЕТЙЙ ВЩМ УВЙФ "иБТТЙЕТ" МЕКФЕОБОФБ бКЧЪПОБ. чЩМЕФЕЧЫЕНХ РП ЕЗП НБТЫТХФХ ЖПФПТБЪЧЕДЮЙЛХ ЛПОФБЛФБ У МЕФЮЙЛПН ХУФБОПЧЙФШ ОЕ ХДБМПУШ. лПЗДБ ЮЕТЕЪ ФТЙ ДОС ЕЗП ПВОБТХЦЙМ Й ЬЧБЛХЙТПЧБМ ОБ "зЕТНЕУ" ЧЕТФПМЕФ НПТУЛПК РЕИПФЩ "зБЪЕМШ", ЧЩСУОЙМПУШ, ЮФП РЙМПФ ЛБФБРХМШФЙТПЧБМУС ЮЕТЕЪ 40 УЕЛХОД РПУМЕ РПРБДБОЙС УОБТСДБ Ч УБНПМЕФ Й УЛТЩЧБМУС Ч ПЛТЕУФОПУФСИ РПУЕМЛБ. у ГЕМША РЕТЕМПНЙФШ ИПД ВПЕЧЩИ ДЕКУФЧЙК Ч УЧПА РПМШЪХ, БТЗЕОФЙОГЩ ТЕЫЙМЙ ОБОЕУФЙ НБУУЙТПЧБООЩК ХДБТ РП БЧЙБОПУГБН. оП ЬФП ЙН ОЕ ХДБМПУШ, ФБЛ ЛБЛ БОЗМЙЮБОЕ ЙУРПМШЪПЧБМЙ НПЭОХА УЙУФЕНХ ТБДЙПРПНЕИ Й ЬЫЕМПОЙТПЧБООПЕ РТЙЛТЩФЙЕ "иБТТЙЕТБНЙ".

ъБ ЧТЕНС ЛПОЖМЙЛФБ РПФЕТЙ БОЗМЙКУЛПК БЧЙБГЙЙ УПУФБЧЙМЙ 6 "уЙ иБТТЙЕТПЧ", 4 "иБТТЙЕТБ" GR.3. рСФШ РЙМПФПЧ РПЗЙВМЙ. рПФЕТЙ БТЗЕОФЙОУЛПК УФПТПОЩ ЪОБЮЙФЕМШОП ЧЩЫЕ - 80 УБНПМЕФПЧ. ч БОБМЙЪБИ ВПЕЧЩИ ДЕКУФЧЙК ЧПЕООЩЕ ЬЛУРЕТФЩ ПФНЕЮБМЙ, ЮФП ВЕЪ ЙУРПМШЪПЧБОЙС "уЙ иБТТЙЕТПЧ" Й ЙИ УХИПРХФОЩИ "УПВТБФШЕЧ" чЕМЙЛПВТЙФБОЙС ОЕ УНПЗМБ ВЩ ЧЕТОХФШ УЕВЕ жПМЛМЕОДУЛЙЕ ПУФТПЧБ ЧПЕООЩН РХФЕН. "чЕТФЙЛБМЛЙ" РТПДЕНПОУФТЙТПЧБМЙ ВМЕУФСЭЙЕ ВПЕЧЩЕ ЛБЮЕУФЧБ Ч ЧПЪДХЫОЩИ УИЧБФЛБИ У ФБЛЙНЙ ДПУФПКОЩНЙ РТПФЙЧОЙЛБНЙ, ЛБЛ "нЙТБЦ" - "дБЗЕТ". чНЕУФЕ У ФЕН ВЩМЙ ПВОБТХЦЕОЩ ОЕДПУФБФЛЙ ВПТФПЧПК УЙУФЕНЩ Й ЧППТХЦЕОЙС ДМС ПВОБТХЦЕОЙС Й РПТБЦЕОЙС ОЙЪЛПМЕФСЭЙИ ГЕМЕК Ч ОЙЦОЕК РПМХУЖЕТЕ Й ОБ ВПМШЫПК ДБМШОПУФЙ.


мфи:
нПДЙЖЙЛБГЙС Sea Harrier FRS.1
тБЪНБИ ЛТЩМБ, Н 7,70
дМЙОБ УБНПМЕФБ, Н 14,50
чЩУПФБ УБНПМЕФБ, Н 3,71
рМПЭБДШ ЛТЩМБ, Н2 18,68
нБУУБ РХУФПЗП УБНПМЕФБ, ЛЗ 6374
чЪМЕФОБС НБУУБ, ЛЗ:
РТЙ ЧЕТФЙЛБМШОПН ЧЪМЕФЕ 8620
РТЙ ЧЪМЕФЕ У ТБЪВЕЗПН 10210
НБЛУЙНБМШОБС 11880
нБУУБ ФПРМЙЧБ, ЛЗ
ЧОХФТЕООЕ 2295
Ч рфв 2404
фЙР ДЧЙЗБФЕМС 1 фтдд Pegasus Mk. 104
нБЛУ.ФСЗБ, Ло 1 И 95,6
нБЛУЙНБМШОБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю. 1190
рТБЛФЙЮЕУЛЙК РПФПМПЛ, Н 15300
дБМШОПУФШ ДЕКУФЧЙС, ЛН:
РТЙ ччр 135
РТЙ ЧЪМЕФОПК НБУУЕ 9700 ЛЗ 795
чТЕНС РБФТХМЙТПЧБОЙС, НЙО:
РТЙ ЧЕТФЙЛБМШОПН ЧЪМЕФЕ 24
РТЙ ЧЪМЕФЕ У ТБЪВЕЗПН 155 Н 72
нБЛУ.ЬЛУРМХБФБГЙПООЩЕ РЕТЕЗТХЪЛЙ 7,8
ьЛЙРБЦ, ЮЕМ 1
чППТХЦЕОЙЕ: ОБ УРЕГЙБМШОЩИ ХЪМБИ РПДЧЕУЛЙ РПД ЖАЪЕМСЦЕН ЛПОФЕКОЕТЩ У ДЧХНС РХЫЛБНЙ бДЕО (30 НН,
2И130 УОБТСДПЧ). йНЕЕФУС РСФШ ХЪМПЧ РПДЧЕУЛЙ, ОБ ЛПФПТЩИ
НПЗХФ ТБЪНЕЭБФШУС хт AIM-9L уБКДХЙОДЕТ, охт, УЧПВПД-
ОПРБДБАЭЙЕ ВПНВЩ ЛБМЙВТПН ДП 454 ЛЗ.
дПР. ЙОЖПТНБГЙС:

юЕТФЕЦ " Hawker Siddeley Sea Harrier FRS.1"
уФБФШС "рТЙНЕОЕОЙЕ Sea Harrier ОБ жПМЛМЕОДБИ"
уФБФШС "иБТТЙЕТЩ ОБ жПМЛМЕОДБИ "
жПФПЗТБЖЙЙ:


Sea Harrier FRS.1

Sea Harrier FRS.1

Sea Harrier FRS.1

Sea Harrier FRS.1


Sea Harrier FRS.1 ї Anthony Noble

Sea Harrier FRS.1 ї Wolodymir Nelowkin

Sea Harrier FRS.51 чну йОДЙЙ ї Richard Vandervord

лБВЙОБ РЙМПФБ Sea Harrier FRS.1

уИЕНЩ:

Истоки появления британского истребителя-бомбардировщика «Харриер » (Harrier) (англ. гончая) лежат в середине 1950-х гг., когда в ряде стран Северо-атлантического альянса авиаинженерами были проведены экспериментальные работы по изучению возможности вертикального взлета самолета с неизменяемой геометрией крыла.

Эта задача встала перед авиаконструкторами в связи с тем, что именно в эти годы стало совершенно очевидно, что большие военно-воздушные базы весьма уязвимы при потенциальной атаке тактическим ядерным оружием, поэтому технологический прогресс перевел задачу уменьшения площади военных авиабаз в плоскость практического решения. В Великобритании компания «Хоукер Сиддли» (Hawker Siddeley) в тесном сотрудничестве с компанией «Бристол Аэро Энджине» (Bristol Aero Engines) разработала первые прототипы самолета с одним турбореактивным двигателем «Роллс-Ройс Пегас». Новые машины получили обозначение «Р.1127», а в дальнейшем - «Кестрел FGA. 1» (Kestrel FGA Мк. 1). Именно они стали «прародителями» многоцелевого истребителя «Харриер ».

В 1970 г. первый в мире Харриер самолет с вертикальными взлетом и посадкой поступил на вооружение 4-й эскадрильи ВВС Германии, став одним из ключевых факторов в противостоянии НАТО и стран Варшавского договора в Центральной Европе. Новый истребитель обладал уникальной способностью маневра на любых стадиях полета, который давал ему значительное преимущество по сравнению с другими самолетами. Если бы гипотетически вдруг разразилась война между НАТО и странами Варшавского договора, то «харриеры» можно было бы легко рассредоточить в самых неожиданных местах, укрыв в амбарах, больших зданиях железнодорожных вокзалов, супермаркетов, складских комплексов и прочих массивных постройках, которые можно в короткие сроки пере-
оборудовать под ангары.

Все необходимое для технического оснащения таких мест входило в программу Объединенных сил быстрого развертывания. На начальном этапе разработки нового боевого самолета предполагалось, что этот истребитель сможет переносить небольшое количество вооружения на достаточно короткое расстояние, но с течением времени «Харриер» превратился в весьма грозное оружие. Харриер самолет II GR. 7 (Harrier II GR.7), стоявший на вооружении британских Королевских ВВС, мог совершать вылеты в любое время суток и при любых погодных условиях.

Этот истребитель был вооружен двумя 25-мм пушками и на подвесках дополнительно мог нести до 5000 кг внешних грузов, включая различные типы бомб, ракеты ближнего радиуса действия, реактивные снаряды класса «воздух-воздух», позволявшие использовать самолет в качестве перехватчика, а также фотоаппаратуру для воздушной разведки или ядерное оружие.

Превращение «Харриера» в мощный боевой самолет не могло состояться без участия Корпуса морской пехоты США. После того как американские военные летчики в 1968 г. совершили пробные вылеты на этих истребителях, США заказали Великобритании модификацию этой машины, получившую наименование «AV-8A». В сочетании с оперативной мобильностью, способностью нанесения ответного удара, универсальностью и возможностью действовать как на море, так и на суше, «харриеры» вполне подходили для боевых действий сил передового базирования. Новый вариант истребителя «АV-8А "Харриер"» был произведен в Великобритании, но затем был переделан компанией «Макдоннел-Дуглас» и лицензирован для производства на территории США. Дальнейшая модификация истребителя для нужд американского Корпуса морской пехоты обеспечила самолетам семейства «Харриер» долгое будущее.

Новое, существенно большее и сложное крыло усовершенствованного варианта «AV-8B "Харриер" II» позволило использовать шесть узлов подвески вооружения вместо четырех, что с одним центральным под фюзеляжным узлом почти вдвое увеличило боевую нагрузку самолета по сравнению с его предшественником; а кабина пилота, оснащенная новейшим радиоэлектронным оборудованием, стала чуть ли не «произведением искусства». Органы управления основных систем боевого самолета разместились на верхней панели, расположенной под коллиматорным индикатором на лобовом стекле. Новая авионика сделала машину легкой в управлении, а система бомбометания по угловой скорости фирмы «Хьюз» в сочетании с системой лазерного наведения и показа цели на телевизионном экране обеспечила высокую точность поражения объектов. Дальнейшая модернизация «А7-8В» заключалась в установке бортовой РЛС и систем ночного видения, позволявших производить ночные бомбометания.

В 1982 г. авианосцы «Инвинсибл» (Invincible) (англ. непобедимый) и «Гермес» (Hermes) вместе с палубными истребителями «Си Харриер» (Sea Harrier) принимали участие в войне между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами. На первый взгляд может показаться, что «Си Харриеры» с их дозвуковыми скоростями уступали по летно-техническим характеристикам истребителям-бомбардировщикам «Даггер» (Dagger) и легким палубным штурмовикам «Дуглас Л-4 "Скайхок"» (Douglas А-4 Skyhawk).

Аргентинские самолеты могли летать со скоростями, соответствующими числу Маха = 2. Однако «харриеры» легко адаптировали свою скорость к скорости авианосца и могли взлетать при любых погодных условиях, что было несколько проблематично для обычных реактивных самолетов. В бою пилот «Харриера» мог изменять направление движения самолета: или резко поднять нос машины, чтобы избежать попадания ракеты, или, резко затормозив, развернувшись или ускорив свое движение, заставить противника промахнуться при атаке.

В 1991 г. в ходе операции «Буря в пустыне» «харриеры» осуществляли непосредственную огневую поддержку с воздуха подразделений морской пехоты. Три эскадрильи и одно авиакрыло из 6 истребителей действовали с наземных военно-воздушных баз, в то время как эскадрильи из 20 самолетов взлетали с авианосцев, находящихся в море. Во время проведения наземной части операции «AV-8B "Харриеры" II» совершили 3380 боевых вылетов, тем самым обеспечив достижение более 90% успеха операции.

Превращение «Харриера» в эффективную боевую машину продолжалось несколько десятилетий, хотя зачастую это был весьма трудный процесс. Тем не менее, эффективность истребителя-бомбардировщика вертикальных взлета и посадки была доказана практикой, и опыт «Харриера» лег в основу при создании боевых самолетов будущего, в частности «F-35 "Лайтнинг" II».

Штурмовой истребитель-бомбардировщик «Харриер» - самолет, который производится в Британии. Отличается он прекрасными характеристиками, возможностью вертикального взлета и посадки, а также конструкционными преобразованиями. Первый вылет на этом агрегате был совершен в далеком тысяча девятьсот шестидесятом году. На протяжении многих лет он используется в армиях США, Испании, Таиланда, Великобритании. постоянно совершенствуется, имеет несколько модификаций.

Серия GR-1: описание

Фактически «Харриер» - самолет, который впервые в истории авиации смог совершить вертикальный взлет и посадку. Первый опытный образец поднялся в воздух осенью 1960 г. Серийный выпуск начался через семь лет. В тысяча девятьсот шестьдесят девятом году была сформирована первая эскадрилья военно-воздушных сил Британии, состоящая из двадцати одной единицы рассматриваемого самолета.

Основное назначение летательного аппарата этой серии - поддержка сухопутных войск. Это обусловлено высокой маневренностью и возможностью действовать в различных климатических регионах. Диапазон высот, на которые ориентирован агрегат - от трех до четырнадцати тысяч километров. В конструкции применяются материалы из алюминиевых, титановых и магниевых сплавов. Кроме того, некоторые части корпуса и узлов изготовлены из композитных компонентов и высокопрочной стали.

Оснащение

Двигатель и сопутствующие агрегаты

Военные реактивные истребители США под маркой «Харриер GR-1» оборудуются турбинным реактивным силовым агрегатом Rolls Roys Bristol. Он крепится в четырех местах к шпангоутам центральной фюзеляжной части. Поворот сопел осуществляется посредством пневматического мотора. Изменение тормозного и взлетного показателя вектора тяги - это возможность изменения положения в полете не менее, чем на девяносто градусов.

Корректировка самолета в пространстве происходит следующим образом:

  • работающими четырьмя компрессорами, агрегирующими с воздухопроводом в носовой и хвостовой части;
  • тремя соплами, которые находятся в задней балке и служат управлением тоннажа;
  • парой выхлопных элементов, предназначенных для управления по каналу.

Система реактивного включения активируется при вертикальном взлете и посадке в режиме полета на малых скоростях (сопла мотора переводят режим двадцати и более градусов).

Характеристики

«Харриер» - самолет боевого назначения в первой серии имеет такие параметры:

  • год выпуска - 1969;
  • размах/площадь крыла - 7700/1868 метров;
  • длина/высота - 13,87, 3,43 метра;
  • вес - пять с половиной тонн;
  • предельная взлетная масса - 11, 34 т;
  • двигатель - Pegasus Mk-101 с тягой в 8160 кг/с;
  • скоростные показатели (крейсерское/максимальное значение) - 1185/1360 километров в час;
  • ресурс полета без дозаправки - 3700 км;
  • боевой радиус - тысяча двести километров;
  • состав экипажа - один пилот;

Истребитель-бомбардировщик Harrier оснащен пятью узлами подвески, на которых размещается штатное вооружение. К нему относится:

  • тридцатимиллиметровая пушка «Адэн»;
  • две управляемые ракеты AIM-9D;
  • аналогичные снаряды класса «воздух-земля»;
  • бомбовые кассеты, зажигательные аналоги, 450-килограммовые бомбы;
  • другой боекомплект, взаимозаменяемый с названными приспособлениями

Кроме того, летательный аппарат может оснащаться пусковыми установками Type, вооружением типа НУР или блоком с разведывательной системой.

Harrier GR-3: краткий обзор

Истребитель многоцелевого предназначения отличается от предшественника усовершенствованным мотором. Его взлетная тяга находится в пределах 9753 килограмм. Фюзеляж остался практически без изменений. Расход топлива для всех классов рассматриваемого самолета довольно большой, что характерно для аналогичных аппаратов с вертикальным взлетом.

В штатное оснащение реактивной машины входит система дозаправки в воздухе, дальномер лазерного типа, лобовые датчики. К особенностям истребителя относится следующее:

  • на вооружении - пара тридцати миллиметровых пушек «Адэн», расположенных под фюзеляжем;
  • возможность установки реактивных боеприпасов «Матра»;
  • прицельно-навесное оборудование Ферранти»;
  • оснащение радиостанциями с приемом различных волн.

В США морская пехота укомплектовывалась рассматриваемыми самолетами с тысяча девятьсот семидесятого года. Кроме того, этот аппарат освоили воздушные эскадрильи Великобритании и Германии. В серийном производстве машины пробыли около двух десятков лет.

ТТХ самолета GR-3

Рассмотрим тактико-технические параметры штурмового истребителя:

  • год принятия на вооружение - 1970;
  • высота/длина - 3, 45/13,87 метра;
  • крыло (размах/площадь) - 7,7 м/18,68 кв. м;
  • взлетный вес по максимуму - одиннадцать с половиной тонн;
  • внутреннее топливо (масса) - 2,29 тонны.

Боевой самолет «Харриер GR-3» способен разгоняться свыше одной тысячи трехсот километров в час, при практической дальности полета 3425 км. В экипаж по-прежнему входит один летчик, возможность боевого поражения составляет пятьсот двадцать километров.

Серия GR-5

В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году пополнились истребителями «Харриер» пятой версии. Основным отличием от предыдущей модификации стала увеличенная боевая нагрузка и радиус действия. Самолет предназначен для ведения разведки по воздуху и непосредственной помощи сухопутным войскам. Вертикальный взлет и посадка осталась неизменной, как и общая структура машины.

Аппарат представляет собой моноплан свободнонесущего типа, который оснащен крыльями с высоким размещением, велосипедным шасси, однокилевой хвостовой отделкой. При создании данной модели активно использовались композиционные материалы. Крыло неразборного типа имеет утолщенный и устойчивый к критическим нагрузкам профиль. Увеличен размах крыла и его площадь. Эти элементы агрегируют со свисающими элеронами, которые отклоняются соответственно положению сопел.

Конструкционные изменения

Истребители США и Британии этой серии имеют усовершенствованную конструкцию крыла, которая увеличивает лобовое воздушное сопротивление и снижает максимальную скорость самолета. Однако этот недостаток компенсируется за счет изменения элементов, сопряженных с фюзеляжем и обустройства заборников воздуха.

Основные наружные части изготовлены из графитных, эпоксидных, алюминиевых сплавов. Защита под фюзеляжем и плоскость перед лобовым стеклом имеют титановую основу. Между стойками шасси предусмотрено место для монтажа специальной коробки, которая состоит из поперечного трансформирующегося щитка, продольных фиксированных гребней. Она служит в качестве отражателя выхлопных газов при взлете. Такое решение позволило увеличить подъемную силу почти на полтонны. Кабина самолета Hawker Siddeley Harrier рассчитана на одного пилота, имеет систему кондиционирования, высокое расположение кресла и обзорный прожектор.

Топливная и моторная система

Рассматриваемая модификация оснащена турбинным реактивным силовым агрегатом, который имеет опцию изменения направления тягового вектора. Статическая тяга по максимуму составляет 9870 кг/с. Функционирует четырехсекундный прерыватель работы двигателя в случае вертикальной посадке при повышенной температуре. Бортовая кислородная система, узел управления полетом и герметизация агрегируются с компрессором, работающим на сжатом воздухе.

Истребители США и Британии марки «Харриер» имеют топливный блок, который мало чем отличается от предшественника. За счет увеличения вместимости резервуаров, баки могут вмещать в себя до четырех тысяч литров каждый. Также на рассматриваемой модели предусмотрено дополнительное обеспечение горючим в воздухе и возможность монтажа добавочных емкостей подвесного типа.

Техническая сторона летательного аппарата GR-5

Истребитель оснащен парой подфюзеляжных пушек «Адэн» двадцатипятимиллиметрового калибра (боекомплект включает в себя двести зарядов). Остальное вооружение размещается на нескольких точках подвески. В комплект могут входить бомбы и ракет разного типа.

Характеристики:

  • пуск в эксплуатацию - тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год;
  • параметры крыла - размах (9,25 м)/площадь (21,37 кв. м);
  • длина/высота - 14,1/3,5 метра;
  • вес порожнего самолета - 6,25 тонны;
  • боевой радиус - пятьсот метров;
  • предельная скорость - 1150 километров в час;
  • дальность практическая - 3 825 км.

Учебно-тренировочные самолеты этой марки имеют аналогичные характеристики, за исключением полного боевого комплекта.

Модификация GR-7

«Харриер-2» под индексом GR-7 является самой распространенной моделью, входящей в состав вооруженных сил великой Британии. Машина изготавливается совместно английской и американской компаниями.

Технические параметры самолета:

  • длина/высота - 14,53/3,55 метра;
  • размах/площадь крыла - 9,25 м/21,37 кв. м;
  • двигатели - Rolls-Royce-Pegasus Mk-105;
  • предельный вес при взлете - десять с половиной тонн;
  • практическое перемещение - 15 с четвертью километров;
  • состав экипажа - один летчик;
  • боевая дальность - 2,7 км;
  • запас горючего - почти девять тысяч литров.

Кроме того, самолет имеет на вооружении пару пушек «Адэн», девять узлов подвески для дополнительного боекомплекта и пусковые установки под управляемые ракеты.

«Харриер GR-9»

Эта модификация получила два основных отличия от предшественников. Усовершенствована программа комплексного вооружения, которая рассчитана на использование широкого спектра высокоточного оружия разного калибра. Кроме того, появился мощный двигатель от того же Rolls-Royce под номером Мк-107.

«Харриер» - самолет, который в последней модификации построен с учетом новейших систем вооружений и защиты ПВО, оснащен предельно информативной приборной панелью и системой оповещения о сближении с посадочной площадкой. Первый вылет на рассматриваемом аппарате был совершен в две тысячи первом году. Имеются разработки двухместных машин, оснащенных не таким мощным мотором с системой IWP.

Характеристики GR-9

Данный самолет имеет следующие параметры:

  • длина/высота - 14,3/5,5 м;
  • размах крыла - девять метров;
  • площадь крыла - двадцать один квадратный метр;
  • вес истребителя (максимальный) - четырнадцать тонн;
  • тяговое усилие - 10,75 т;
  • предельная скорость на максимальной высоте - 1198 км/ч;
  • боевая дальность - две тысячи семьсот километров.

Самолет оснащен стандартным для этого класса вооружением, а также бомбами с оптическим наведением и разведывательными комплексами типа ПУ НУР.

В заключение

Штурмовой истребитель «Харриер» по праву входит в категорию «лучшие военные самолеты мира». Он имеет вертикальный взлет и посадку, обладает большим запасом прямого перелета и имеет отличное вооружение. Если сравнивать его с отечественным аналогом «Як-38». То можно отметить, что британский аналог превосходит соперника по многим параметрам. Если учесть первые серии машин, то в некоторых аспектах «Як» выносливее и маневреннее. Усовершенствованные версии британского самолета практически не испытывают конкуренции среди равных по типу летательных аппаратов.

В пользу рассматриваемого самолета дополнительно свидетельствует интерес к нему самых развитых военно-воздушных сил в таких странах, как Германия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Многофункциональность, надежность, хорошее оснащение и высокая скорость - определяющие факторы успеха истребителя «Харриер».

Британский палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки British Aerospace «Sea Harrier» создан на основе самолета «Harrier» сухопутного базирования. Состоял на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1980-2006 годах.
В целях повышения боевого потенциала самолета «Sea Harrier» специалисты «British Aerospace» внесли ряд изменений в конструкцию машины - в результате появился Sea Harrier FA Mk.2, один из лучших истребителей корабельного базирования.


В январе 1985 года фирма «British Aerospace» получила контракт на модернизацию Sea Harrier, в рамках которого намечалось переоборудовать два самолета Sea Harrier FRS Mk.1 по стандарту FRS Mk.2 (затем FA Mk.2). Изначально в 1984 году было объявлено, что Министерство обороны намерено выдать 200 млн. фунтов стерлингов компаниям «ВАе» и «Ferranti» на модернизацию всего парка Sea Harrier, но уже в 1985 году количество модернизируемых машин было сокращено до 30.

Самолет FA Mk.2 внешне отличается от FRS Mk.1 менее заостренным носовым обтекателем антенны, более длинной задней частью фюзеляжа, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.
Модернизация предусматривала установку импульсно-доплеровской РЛС Blue Vixen, объединенной системы распределения тактической информации, усовершенствованной системы предупреждения о радиолокационном облучении и обеспечение возможности применения УР AIM-120 AMRAAM. Вначале «ВАе» предлагала также обеспечить возможность подвески УР Sidewinder на законцовках крыла, но затем это и ряд других усовершенствований были исключены из проекта, но аэродинамический гребень и увеличенные предкрылки оставили.
Первый из переоборудованных самолетов (ZA195) поднялся в воздух 19 сентября 1988 года, а 8 марта 1989 года за ним последовала вторая машина (XZ439). На самолете оборудовали дополнительный отсек для БРЭО и перепроектировали носовую часть - из-за установки РЛС Blue Vixen носовой обтекатель стал менее заостренным, но в целом новый FА Mk.2 оказался на 0,61 м короче предшественника - за счет того, что убрали носовую штангу ПВД.

Размах крыла остался прежним, но подкрыльевые узлы подвески переделали - на модернизированной машине можно было теперь подвешивать пару 864-литровых ПТБ, а также по одной УР Hughes AIM-120 AMRAAM (или ВАе ALARM) на внешних пилонах. Всего на самолет были установлены пять систем подвески вооружения, реализованных на основе многоцелевых авиационных пусковых установок LAU-106A и LAU-7. При выполнении ударных миссий самолет может нести ПКР Sea Eagle (дальность - более 50 миль, скорость – 0,3 км в секунду) и противорадарными ракетами ALARM.


Электронное оборудование включает систему оповещения о РЛ облучении Sky Guardian 200 от Marconi Electronic Systems, системой постановки помех - AN/ALE-40 , систему коммуникации- AD120 VHF Marconi Electronic Systems и AN/ARC-164, систему опознавания «свой-чужой»AN/APX-100 MK12 или PTR 446 IFF, систему тактической авианавигации AD 2770 Tacan Marconi Electronic Systems и MADGE Microwave Airborne Digital Guidance Equipment от Thomson Thorn. Для наблюдения используется камера F.95 установленная в носовой части.

В состав приборного оборудования кабины FA Mk.2 включили новые многофункциональные дисплеи на электронно-лучевых трубках, а органы управления самолетом скомпонованы по принципу HOTAS, что позволяет пилотировать самолет, не снимая рук с ручки управления и РУД. FA Mk.2 получил более мощные двигатели Pegasus Mk 106 - так называемый, «оморяченный» вариант двигателя Mk 105, установленного на AV-8B, без применения магния в его конструкции.
7 декабря 1988 года был выдан контракт на переоборудование 31 самолета FRS Mk.1 по стандарту Мк.2, а 6 марта 1990 года был выдан контракт на постройку 10 новых FA Mk.2.
В январе 1994 года был подписан новый контракт на 18 новых FA Mk 2 и переоборудование еще пяти FRS Mk.1. Переоборудование самолетов выполнялось в Дансфолде и Броу - окончательная сборка модернизированных машин выполнялась в Дансфолде.

Морские испытания модернизированного истребителя проводились на борту авианосца «Арк Ройял» в ноябре 1990 года и подтвердили все расчетные данные и возможность безопасного взлета с носового трамплина с углом схода 12 градусов. В испытаниях участвовали два предсерийных самолета, но РЛС имелась только на одном из них.
Для более эффективной подготовки летчиков был создан двухместный вариант T Mk 8N - в 1996 году четыре такие машины поступили на смену Harrier T Mk 4N. Машина имела почти полный набор БРЭО варианта FA Mk.2, за исключением РЛС.
Основной управляемой ракетой класса «воздух-воздух» для Sea Harrier FA Mk.2 стала the Hughes AIM-120, а новая РЛС Blue Vixen (модель «А») проходила испытания на самолетах ВАС 1 - 11 и ВАе 125 до августа 1988 года.


Еще один ВАе 125 был оборудован полным комплектом приборного оборудования самолета FA Mk.2 - устанавливался на правом месте, а в 1989 году на нем установили для испытаний РЛС Blue Vixen (модель «В»). В ходе испытаний УР AIM-120 были выполнены 10 пусков, в качестве целей использовались беспилотные мишени MQM-107 и QF-106. Испытания едва не были сорваны, когда 5 января 1994 года во время аварии был потерян один из двух оснащенных новой РЛС самолетов.
В июне 1993 года в Боскомб-Дауне сформировали первое, опытное, подразделение, а на базе 899-й эскадрильи авиации ВМС создали группу для проведения оценочных испытаний Sea Harrier FA Mk.2 - четыре ее самолета совершили поход на борту авианосца «Инвинсибл» в 1994 году. В январе 1995 года 801-я эскадрилья ушла на авианосце «Илластриес» на первую полноценную боевую службу. Самолеты поступили также в 800-ю эскадрилью, принявшую затем участие в операции против Югославии.
В целом было признано, что самолет хорошо зарекомендовал себя во время операций «Deny Flight» и «Allied Force», но одна машина была потеряна от огня с земли 16 апреля 1994 года. Пилот спасся.

Летно-технические характеристики Sea Harrier FA Mk.2:
Экипаж: 1 (пилот);
Длина, м: 14,17;
Размах крыла, м: 7,7;
Высота, м: 3,71;
Площадь крыла, м2: 18,68;
Масса пустого, кг: 6097;
Масса снаряженного, кг: 6374 (без боевой нагрузки);
Нормальная взлетная масса, кг: при вертикальном взлете – 8620, при взлете с разбегом – 10210;
Максимальная взлетная масса, кг: 11880;
Масса топлива во внутренних баках, кг: 2295 (+ 2404 кг в ПТБ);
Силовая установка: 1 х ТРДД Rolls-Royce Pegasus Mk.104;
Тяга, кН: 1 х 95,6 (9750 кгс);
Максимальная скорость, км/ч: 1190;
Боевой радиус, км: при вертикальном взлете – 135, при взлете с разбегом - 795 (при взлетной массе 9700 кг);
Продолжительность патрулирования, мин: при вертикальном взлете – 24, при взлете с разбегом – 94;
Практический потолок, м: 15300;
Вооружение: 2 х 30-мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол (съемные)
Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» - AIM-9, AIM-120 (FRS.2), R550 Magic (FRS.51); ракеты «воздух-поверхность» - ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle; ракеты - 4 х 18 х 68-мм неуправляемые ракеты SNEB

Loading...Loading...