Что такое принцип метод якорь в психологии. Правила для Астраханской области: якорьки, зацепы и проч

Основная идея, без которой следующие правила оказываются никому не нужным набором символов, которые, матерясь, набирает наборщик в типографии, заключается в простом и ясном понятии. Якорь должен быть максимально уникальным для человека, которому ты этот якорь ставишь. То есть, если ты поставишь якорь на рукопожатие, то этот якорь будет затерт у мужчины за половину дня, и ты его не сможешь воспроизвести. Самая главная идея якоря – он должен быть максимально запоминающемся для бессознательного человека, которому ставится якорь. Не сознательной части, а бессознательной части. И, при всем этом, желательно делать его приемлемым в рамках нашей культуры. То есть, не стоит ставить мужчине якорь на левую ягодицу, точно так же не стоит девушке ставить якорь на правый сосок.

Перевожу на русский язык. Если ты ставишь якорь с помощью прикосновения, то прикасайся, например, к плечу человека. Если с помощью жеста, то делай не характерный для себя жест. Если с помощью звука, то стоит потренироваться воспроизводить естественные звуки, но которые ты обычно не производишь. Например, щелканье пальцами.

Правило второе: Воспроизводимость якоря

Легко понять, что кроме постановки якоря нам может потребоваться его активизация. И если мы перестарались с постановкой уникального якоря, то нам будет трудно активировать якорь, поставленный на макушке баскетболистки с ростом за 245 сантиметров.

Тут и наступает самое интересное в якорении. А именно, как сделать так, чтобы поставленный якорь сработал? Очень просто. Нужно максимально похожим образом его воспроизвести. В случае, если ты ставил якорь как прикосновение, то это должно быть снова прикосновение в том же месте, с той же силой и той же продолжительности. В идеале постановка и активация якоря абсолютно идентичны. Это в идеале, конечно. В жизни есть практика, которой можно практиковаться в первую очередь на себе.

Правило третье: Якоря ставятся с опережением

В очередной раз заявляю очень страшную тайну. Она состоит в том, что наше чувствование, наши эмоции имеют скорость возникновения. То есть если визуальный образ мы можем вспомнить практически моментально, то для вызова эмоционального состояния требуется некоторое время. То есть, если мы ставим якорь на человека, то мы ставим якорь не на состояние «прямо здесь и сейчас», а на состояние «здесь и через пару секунд».

Поэтому, ставить якорь лучше всего не на пик эмоционального состояния, а на момент немного раньше, чем пик эмоции. Таким образом, мы ставим якорь на максимально интенсивную эмоцию, а если мы ставим якорь на пике эмоции, то мы получаем якорь на состояние спада эмоционального состояния. Второе, надеюсь, тебе не надо.

Правило четвертое: Затирание якорей

К сожалению (или к счастью), наши якоря имеют свой, особенный срок жизни. И если мы поставили якорь, и попытаемся его активировать через пару-тройку лет, то с очень большой вероятностью мы получим дырку от бублика. У якорей есть срок жизни, и у обычного якоря он обычно составляет пару-тройку месяцев. После чего этот якорь может спокойно затереться, то есть он исчезнет как связь события и реакции для бессознательного. Наш мозг очень классная самоподдерживающаяся штука, он умеет сам избавляться от устаревших якорей.

Кроме того, затирание якорей возникает и при слишком частой активации якоря. То есть, если мы каждые пять минут активируем якорь на возбуждение, то через час он прекращает работать. И когда он прекращает работать, его придется ставить снова и снова. Ужас какой.

Хотя, есть определенная закономерность, которая помогает нам немного обойти правило затирания якорей. Мною замечена интересная вещь: чем выше эмоциональный фон во время постановки якоря, тем дольше якорь живет и тем дольше затирается. Например, если мы поставим якорь на обычное состояние скуки, его хватит на месяц. А если якорь будет поставлен на состояние дикого эмоционального подъема, то он может прожить несколько лет.

Маленькая тонкость: затирается сам якорь, как средство быстрого доступа к состоянию. Само состояние можно вызвать и без якоря. Так что, его всегда можно поставить заново.

Все знают, что такое якорь. Это такая огромная железная штуковина, которую бросают с корабля, чтобы он удерживался на месте. Причем, заметьте, якорей обычно бросают два. Зачем? А чтобы корабль не болтало на волнах и течениях, приливах и отливах, чтобы он устойчиво находился на том месте, где должен. Запомните этот факт, он нам очень понадобится в нашей игре под названием «соблазнение».

На мостик корабля взбегает матрос и испуганно докладывает капитану:

– Господин капитан, якорь ВСПЛЫЛ!

– Да?а, – протяжно и неторопливо говорит капитан. – Плохая примета.

В общении тоже существуют якоря. Когда внутри человека происходит торнадо – некий эмоциональный всплеск, буря, и в это же самое время вне человека происходит некое совершенно незначимое событие – эти две вещи необъяснимым образом связываются, сливаются. И потом одна, как джинна из бутылки, вызывает другую.

* Когда вы голодны и проходите мимо хлебозавода, чувствуя запах свежеиспеченных булочек, что вы сделаете? Да-да, замедлите шаг и представите яркую картину обеда, а желудочный сок усиленно начнет выделяться.

* Когда вы вдыхаете аромат духов, который вам очень знаком (например, таким парфюмом пользовалась ваша первая любовь), что вы испытываете? Нежно щемит сердце, накатываются волны приятных воспоминаний.

Еще Павлов проводил эксперименты с собаками и вывел понятие условного рефлекса. Во время кормления собаке включали свет или звук. Через какое-то время у животного начинал выделяться желудочный сок на присутствие света или звука, хотя пищи не было.

Человек – такая собака, которой часто достаточно одного повторения, чтобы какой-то внешний стимул вызвал ответную реакцию. Мало того, в отличие от животных, внешний якорь у человека вызывает не просто физиологическую реакцию, а целый комплекс воспоминаний и эмоций, связанных с этим якорем. Таким образом, установив якорь на какую-то заметную реакцию, мы всегда можем вызвать ее, восстановив ранее поставленный якорь.

Якоря бывают

ВИЗУАЛЬНЫЕ

Внешний вид, цвет, выражение лица, предметы, различные позы и жесты…

* Допустим, у вас был лысый и усатый отец, при этом он постоянно наказывал и кричал. И вот вы выросли, пришли устраиваться на работу, знакомитесь с начальником и понимаете, что с этим человеком просто невозможно сработаться: слишком злой. Почему так произошло? Правильно! Начальник лысый и усатый.

* Протянутая вам рука автоматически вызывает ответную реакцию.

* Когда девушка начинает раздеваться – у мужчин возникает огромный комплекс различных физиологических реакций.

* Помните, со своим мужем вы познакомились на дискотеке, он пригласил вас на медленный танец и поцеловал со словами: «Я обязательно на тебе женюсь». Прошло много лет, и вдруг вы слышите такую же музыку. Что произойдет? В вашей памяти зазвучит голос вашего мужа: «Я обязательно на тебе женюсь», и вы улыбнетесь.

* Если ваш любимый в постели все время говорит: «Давай попробуем… Попробуем сзади… Попробуем на боку… Давай попробуем 69», то когда в кафе он улыбнется, листая меню: «Давай попробуем десерт», вы неожиданно почувствуете возбуждение, потому что совершенно несексуальное в своей звукописи слово «попробуем» окрашено для вас эротическими эмоциями.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ

Любые ощущения в принципе могут быть якорем. Вкус, запах, прикосновение.

* Для старшего поколения запах мандаринов и хвои одновременно сразу вызывает воспоминание о Новом годе! Просто тогда мандарины люди ели один раз в году – вот и заякорилось.

* Если во время оргазма партнера вы будете сжимать его ладони, а потом в темноте кинотеатра повторите это движение, то почувствуете, как изменится дыхание вашего любимого.

Постановка

Давайте попробуем разобраться, как же это все работает при соблазнении.

Начнем с визуальных якорей.

В первую очередь, конечно же, людей якорит внешний вид. Но поскольку вы не знаете, какие визуальные якоря по поводу внешнего вида есть у объекта соблазнения – выбор невелик. Нужно одеваться аккуратно и в соответствии с собственным стилем.

Поза, походка, движения тела вызывают определенные реакции у другого человека на бессознательном уровне. Раскованная походка, расслабленные движения, спокойная энергетика покажут, что вы – уверенный в себе человек, здоровый, свободный. Кстати, чтобы выработать свободную, раскованную походку идеально подходят бальные танцы.

Итак, походка, движения. Пройдитесь своей обычной походкой. Почувствуйте, где в теле есть зажимы – скованные мышцы, несвободные движения, сутулость, сдержанные жесты. Усильте эти зажимы до максимума и походите пару минут максимально зажатыми. Почувствуйте, посмотрите в зеркало, что вы на самом деле собой представляете, точнее, как вас воспринимают другие. Потом резко сбросьте зажимы и подвигайтесь максимально расслабленно и свободно. Перестаньте сутулиться, горбиться. Скажите себе:

– Я выше, моложе, легче, чем вчера…

Ведь когда вы подойдете знакомиться свободной, расслабленной, спокойной походкой, примите уверенную позу, ваши шансы в соблазнении значительно возрастут.

Какие еще визуальные якоря имеют значение?

Постойте перед зеркалом и оцените свою жестикуляцию. Что именно вы показываете своими жестами: «Я закрыт и боюсь общения», «Я принимаю тебя такой, какая ты есть», «Я робею»… Спросите у близких друзей, как они воспринимают вас со стороны и какие именно позы и жесты определяют это восприятие. Почитайте книги по жестам, невербальному общению… Начните перед зеркалом тренировать те жесты, которые сообщали бы другому человеку то, что вы хотите донести. Тренироваться нужно до тех пор, пока новые жесты не станут вашими, не станут совершенно естественными. Проверьте теперь это на друзьях. И если они скажут, что вы изменились, все в порядке.

При помощи мимики мы очень много информации можем передать другому человеку. А вот передаем ли? Вы замечали, какая богатая мимика у детей? У них же по лицам все читать можно. Потом мы взрослеем, стараемся не показывать другим своих эмоций: а вдруг нас раскусят и поймут, что мы сейчас чувствуем? Вот ужас! Правда?

Постепенно наши лица становятся масками. А потом мы удивляемся: почему это мы стали неинтересны противоположному полу? Друзьям? Близким? Да потому, что мы уже почти умерли!

А ведь иногда соблазнить можно и без слов, одной мимикой и жестами. Как? Проделайте простое упражнение. Для начала примите за правило, когда смотритесь в зеркало, хотя бы минуту покривляться, построить рожицы себе. Разомните свои мимические мышцы, чтобы они опять стали живыми.

Следующее упражнение. Возьмите простую нейтральную фразу, например: «Какая прекрасная сегодня погода, не правда ли?» Глядя в зеркало, начните произносить эту фразу с разными интонациями. Пусть там прозвучит:

* нежность и забота;

* восторг;

* начало детективного романа;

* обреченность усталого от жизни человека;

* жадность;

* депрессия;

* неподдельная детская радость.

Самое главное – старайтесь, чтобы мимика соответствовала интонационному рисунку вашего высказывания.

Аудиальные якоря

Что мы можем использовать в роли аудиальных якорей?

Первое, что приходит в голову, – музыка.

Все пользуются банальным приемом соблазнения: приглашают к себе потенциального партнера на романтический ужин и включают расслабляющую, спокойную музыку.

Однако мало кто задумывается, что у всех людей не просто разные вкусы, но и воспоминания. И та музыка, которая очень нравится нам, может вызывать боль души у собеседника: возможно, его под эту музыку бросила любимая девушка, ушла с другим. И вот классика жанра: вы включили музыку в предвкушении хорошего вечера и вдруг замечаете, что визави погрузился в сумрачное настроение и судорожно засобирался домой. Будьте уверены – поправить в данный момент уже ничего невозможно. Можно только проводить до дома, при этом желательно молча и уважительно.

Конечно, вы просто обязаны, прежде чем ставить музыку, выяснить предпочтения, вкусы партнера, но все равно вряд ли вам скажут о реакции на конкретную мелодию (ведь негативные воспоминания наша психика старается заблокировать, а неосторожные якоря их включают).

Что же делать?

1. Если вы меломан, наверняка в вашей коллекции есть очень редкая красивая музыка, которую ваш партнер, скорее всего, никогда не слышал. Идеально, если это этническая музыка. Пробуйте!

2. Но лучше всего предложить человеку самому выбрать диск из вашей фонотеки. Во-первых, вы проявите уважение к его вкусам, во-вторых, подстрахуетесь от негативного якоря.

Как бы разнообразна ни была ваша речь (а у настоящего энэлпэера она должна быть виртуозно остроумной, легкой, изящной), постарайтесь составить словарь романтического общения со своим предметом соблазнения. Все ласковые прозвища и имена придумывайте сами. Будьте изобретательны. Не пользуйтесь банальными «малыш», «зайка», «рыбка», «котенок»… Возможно, бывший муж, приходя со следами чужой помады на щеке, говорил вашей сегодняшней пассии:

– Малыш, ты у меня такая умная – придумай что-нибудь. Я просто хочу спать, котенок!

Теперь представьте, какие у нее ассоциации с этими нежными словами.

Так что, если хотите быть лучшими, будьте первыми! Сочиняйте неологизмы и окрашивайте их в радужные тона своими улыбками и нежными интонациями. Эти, казалось бы, бессмысленные слова наполнятся романтическим смыслом вашего любящего голоса.

Как по-новому можно назвать любимого человека? Да как угодно:

– Тяпочка!

– Эквилюкюпяшечка!

– Горозулечка!

– Люлепусечка!

– Кой-койчик!

Просто используйте мягкие согласные, гласные и уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Само собой разумеется, что составлять такой словарь неологизмов можно, только когда ваши отношения вступили в доверительную фазу. А в самом начале романа просто называйте человека по ИМЕНИ. Нет ничего более приятного для нашего уха, чем слышать звук нашего имени, произнесенного с трепетом, восторгом и нежностью…

Прекрасный якорь – во время оргазма исступленно произносить имя того, кто вам этот оргазм доставляет.

Поговорим немного о «гипнотической речи». Это своеобразная форма говорения, которая быстро погружает в транс. А транс, как известно, – это измененное состояние сознания, в котором отсутствует критика. Именно то, что нам и требуется для быстрого соблазнения. Кроме того, в этом состоянии при помощи только голоса мы можем вызывать различные состояния у собеседника.

Давайте попробуем…

1. Говорите без отрицаний. То есть, когда вы будете предлагать партнеру погрузиться в какое-либо переживание, вы будете говорить о том, что он должен испытать, а не чего не должен. Внутри нас все только позитивно. Но как часто люди, сами не зная того, делают друг другу гадости. Нет ничего более эффективного, чтобы заставить близкого человека нервничать, чем сказать ему фразу: «Ты только не волнуйся». А как часто мы говорим другому человеку: «Ты только не забудь». И что происходит? Конечно, человек забывает.

2. Неопределенный язык. При описании переживаний или действий, которые вы хотите, чтобы возникли у вашего объекта, нужно использовать неспецифический язык. То есть нельзя говорить: «Ты чувствуешь расслабление». Обычно такие конкретные высказывания вызывают сопротивление. Для того чтобы ваше указание прошло без сопротивления, нужно говорить неопределенно: «И сейчас ты можешь почувствовать… некие необычные ощущения в низу живота… что-то, напоминающее истому…» Примерно так.

3. Измените темп и громкость вашей речи (по сравнению с обычной). Обычно мы говорим примерно в одном ритме и одним тембром. И любое отклонение от привычного стереотипа сразу привлечет внимание партнера. Обычно, когда мы хотим сказать что-то важное, мы говорим громче. Но того же эффекта мы можем достичь, если скажем нечто важное тише, или медленнее, или сменим тембр. Очень хорошо работает, когда наша речь волнообразно меняется – то громче, то тише, то в миноре, то в мажоре. Самые важные сообщения можно говорить шепотом. Это максимально привлекает внимание к сообщению и придает ему доверительный характер. Точно так же работает, когда ваша речь волнообразно меняется от дисканта до баса. Такая речь вообще завораживает. То же самое с темпом. А если вы на фоне обычного темпа начинаете постепенно говорить все быстрее и быстрее, не теряя контакта, вы банально «загружаете» собеседника, он просто становится неспособен оценивать всю информацию, и поэтому большая часть проходит вне сопротивления.

4. Интимный голос. Интимный голос делается очень просто. Представьте, что ваш голос рождается в низу живота, из первой чакры, то есть из сексуального центра. Большинство людей, особенно женщины, воспринимают такой голос очень одобрительно, независимо от того, что вы говорите.

5. Часто спрашивают: «А какие слова говорить, чтобы заставить человека сделать то-то и то-то…» Поверьте, волшебных заклинаний не существует. Никакой «трах-тибидох» в деле гипноза вам не поможет. Все намного проще. Нужно внимательно слушать человека, запоминать те слова, которые он употребляет в речи, и вставлять их в свои высказывания. Вот и все!

И еще. «Кислый лимон!» Как только вы прочитали эту фразу, что произошло? Правильно, усилилось слюноотделение. Так как вызывать сексуальные переживания у объекта соблазнения? Правильно, при помощи речи. Их просто надо описывать. Ваше умение непринужденно и легко описывать словами приятные эротические переживания (например, ощущения от ласковых прикосновений, прерывистое дыхание при возбуждении, переливающееся ощущение тепла в теле и прочее) очень быстро приведет к тому, что ваш собеседник начнет ощущать эти состояния.

Кинестетические якоря

Это прикосновения. Нежные и сильные, легкие и быстрые, продолжительные и настойчивые…

Хотите проверить, как работают кинестетические якоря?

Попробуйте в момент, когда все в шумной компании хохочут, прикоснуться к локтю, коленке, плечу, до чего дотянетесь, вашего соседа или соседки. Проделайте это минимум два раза (например, в момент рассказывания анекдота, удачной шутки). Потом достаточно будет прикоснуться к этому же месту этого человека с той же силой, чтобы человек улыбнулся или засмеялся.

Чтобы кинестетические якоря работали эффективно, нужно знать несколько секретов:

1. Якоря устанавливают на выступающих костях (там, где мало мягких тканей и жировых отложений, чтобы при подкреплении попасть в то же самое место). Выбирайте для постановки якорей костяшки пальцев, запястье, локоть, плечо, лопатку, ключицу, колени, лобковую кость.

2. Прикосновение должно быть достаточно ощутимым, интенсивным, но не болезненным и не агрессивным. Лучше, чтобы человек не заметил, что его якорят.

3. Якорь ставится, когда эмоция только начинается, нарастает. Когда человек на пике переживания, руку отпускаем.

4. Якоря работают при постоянном подкреплении.

Вспомните какое-то счастливое переживание, какое-то конкретное событие. Как только вы окажетесь в этом событии, сожмите особым образом большой палец руки. Подержите несколько секунд, отпустите и вернитесь в реальность. Эта последовательность очень важна. Затем через какое-то время сожмите палец точно так же. Что произойдет?

Точно так же можно работать и якорить на себе состояния творчества, вдохновения, энергии, легкости, радости и так далее.

Кинестетические якоря крайне важны в соблазнении и построении отношений. Как только вы замечаете у вашего партнера хорошее настроение, прикоснитесь к нему, возьмите за локоть, улыбнитесь и заякорите позитив. Сделайте это несколько раз. У вас уже есть один якорь.

Теперь, когда партнер будет пребывать в дурном расположении духа, вы легко сможете улучшить его настроение, просто прикоснувшись к локтю с той же силой и интенсивностью. Хорошо добавлять кинестетические якоря к аудиальным. Например, вы описываете какое-то сексуальное переживание и видите, что партнер тоже начал его переживать, – тут же заякорите это. Желательно в другом месте, например на плече. И когда вы наконец-то останетесь одни, просто включите якорь – и не медлите!

Якоря ситуации

Самые эффективные якоря – ситуации, в которых задействованы все каналы восприятия.

Например, эротический массаж с аромомаслами под приятную музыку задействует аудиальный и кинестетический каналы одновременно.

Можно в день рождения вашего партнера с самого утра расклеить по всей квартире стикеры с любовными записками энэлпэерского содержания: «Ты достоин!», «Ты лучший!», «Вселенная дружественна», «Каждый день – новый шанс», «Будь первым!», «Будь собой», «Люблю!», «Ты – моя сказка», «Герой-любовник», «Бог секса», «Я горжусь тобой», «Ты мне нужен»… Не бойтесь переборщить: то, во что мы верим, становится нашей реальностью. Ваш партнер обязательно захочет соответствовать. И пока он будет ходить по квартире, снимая стикеры, вы держите его за руку особым образом. И пусть при этом играет позитивная музыка: «Я знаю точно: невозможное возможно…»

Попробуйте усадить вашего уставшего после трудового дня партнера на диван, снимите с него ботинки и носки, опустите его ноги в таз с теплой водой, вымойте их, приговаривая нежные слова, вытрите полотенцем, помассируйте стопы с бодрящим ментоловым кремом, поцелуйте каждый пальчик… Этот якорь – высший пилотаж! Ведь тут задействованы все каналы восприятия: во-первых, красивая визуальная картинка, когда вы сидите на коленях перед своим партнером, признаваясь (хотя бы на пять минут) ему в том, что он ваш хозяин и повелитель, во-вторых, ваши нежности, сказанные под плеск воды, – аудиальный якорь, в-третьих, теплая вода, массаж стоп, махровое полотенце – то, что нужно гребаному кинестетику.

8 НЛП: техника якорения для соблазнения

Еще один способ того, как можно использовать якорение, чтобы переспать с объектом вожделения на первом же свидании.

Попросите потенциального партнера вспомнить о самом интересном, волнующем и радостном переживании за последнее время. Когда будете произносить слово «интересном», понизьте голос и придайте ему эротическую окраску. В девяти случаях из десяти объект клюнет на аудиальный якорь и вспомнит эротические переживания. Если ваш партнер спросит, зачем вам это нужно, скажите, что хотите предложить одну увлекательную игру, для которой потребуются хорошее воображение и специфическая память на чувства.

Когда он будет вспоминать, попросите на минутку закрыть глаза. Затем попросите вспомнить то, что он видел, слышал, чувствовал в своем теле. По мере того как объект охоты будет вспоминать, наблюдайте за изменениями в его лице, дыхании, позе. Лицо, скорее всего, слегка порозовеет; дыхание может стать более частым и поверхностным или, наоборот, более редким и глубоким, нижняя губа слегка увеличится в размере и опустится; тело расслабится. В этот момент ваша жертва будет заново переживать в себе все те приятные эротические чувства, которые у нее были, когда она в реальности была в той эротической ситуации. Пока она это делает, попросите ее в тот момент, когда ее воспоминания и ощущения или чувства достигнут вершины, поднять палец. Когда жертва поднимет палец, протяните свою руку, слегка сожмите ее запястье и одновременно с этим произнесите: «Хорошо». Постарайтесь проделать это дважды.

Потом попросите объект ни о чем не думать, просто расслабиться и посидеть с закрытыми глазами. Протяните руку, слегка сожмите запястье (точно так же, как вы это делали в первый раз – прикоснитесь в том же месте и с той же интенсивностью) и скажите: «Хорошо». Если вы все сделали правильно, то у партнера появятся те же самые эротические переживания (а вы сможете пронаблюдать те же самые внешние проявления этих переживаний), которые он испытывал в момент, когда вы сжали запястье в первый раз.

Сейчас подразните этим жертву. Вернитесь к обычному разговору, а затем, через пару минут, сожмите ее запястье, вновь включив якорь. Смотрите прямо в глаза, улыбайтесь при этом, но не отпускайте запястья. Держите руку до тех пор, пока вы сочтете это нужным.

Теперь у вас есть оружие, которое вы можете использовать в любое время в оставшейся части вечера.

Через некоторое время, когда вы будете наедине, опять немного подразните объект охоты. Без долгих вступлений посмотрите в глаза и понимающе улыбнитесь. Если жертва попросит объяснить ваше поведение, просто слегка сожмите ее запястье и скажите: «Хорошо». И когда она начнет вновь испытывать эротическое состояние, одной рукой держите ее запястье, а ваша вторая рука и губы сами найдут, к чему прикоснуться и что сжать.

Попрактикуйтесь в постановке якоря. Это требует практики – не надо себя обманывать. Но эта штука действует великолепно!

Молитва, которую можно видеть

Один мастер сидел со своими учениками в концертной аудитории. Он сказал им:

– Вы слышали много молитв, вы произносили много молитв. Сегодня я хотел бы, чтобы вы увидели молитву.

В этот момент поднялся занавес и начался балет.

Домашнее задание: «Точки бифуркации»

1. Теперь главное. Все это очень хорошо звучит и выглядит в воображении. Но пока вы не выйдете на улицу и не попробуете эти техники – естественно, ничего не получится. Будьте готовы к тому, что вначале эффективность будет примерно 50 на 50. Радуйтесь! Замечайте каждый раз, когда у вас получилось, и откладывайте это в копилку памяти своих навыков как драгоценнейшую жемчужину опыта!

2. Тренируясь в постановке якорей на других людях, не забывайте, что самый лучший объект для изучения вы сами. Как вы думаете, сколько времени понадобится вам, чтобы обвешать себя позитивными якорями?

3. Составьте карту собственного тела и его ощущений. Если вы не любите, когда вас придерживают за локоть, когда трогают копчик, берут под руку, срочно заякорите на эти места позитив – щенячий восторг, тихую радость, безудержное веселье, трогательное умиление, силу молодости, терпение в достижении цели, зверскую работоспособность! Пусть все ваше тело станет магнитом для счастливых прикосновений. Так бывает, так есть, так будет!

Как ни печально это признать, почти у каждого человека есть набор привычных программ, заставляющих его поступать определенным образом.

Если внимательно понаблюдать, можно найти всего то 2 -3 постоянно повторяющихся сценария, которые мы отыгрываем раз от раза. Меняются лишь декорации и действующие лица (и то, далеко не всегда).

В большинстве случаев, человек даже не осознает момента, когда запускается его программа?

А также, почему это происходит?

А все потому, что неокортекс (часть мозга, ответственная за принятие решений, аналитическое и рациональное мышление), в этот момент не задействуется.

И так как все происходит на Бессознательном уровне, мы бесконечно воспроизводим до боли заезженный сценарий!

Согласитесь, не слишком приятно ощущать себя запрограммированным роботом.

Но так уж устроен наш мозг!

Еще в очень нежном возрасте, будучи детьми, мы получаем разные травмы: эмоциональные, физиологические или эмоциональные. Этот стресс вызывает определенную реакцию, которая "записывается на нашей подкорке" и возобновляется каждый раз, когда возникает ситуация, неуловимо похожая на первую.

К примеру, резкий и неожиданный крик у маленького ребенка может вызвать сильный испуг. На некоторое время он сжимается от страха и замирает.

Затем, похожая ситуация повторяется в детском саду (громко накричала нянечка), потом еще и еще.

Проходят годы, человек выходит на работу, и не может понять:

Почему он - взрослый дядя - каждый раз "впадает в ступор", когда начальник начинает орать?

"Ларчик открывается" просто.

Возможно, в неприятном тембре начальственного голоса есть что-то такое- похожее на его первый импринтный опыт.

Естественно, он не помнит свой детский испуг, но реакция сохранилась, и запускается каждый раз, как только срабатывает Якорь.

Теме якорей я посвятила не одну статью:

Если вкратце, Якорем может выступать любой образ, звук, чувство, ощущение, запах, вкус, который по разным причинам запечатлелся в вашем Бессознательном и образовал связку.

К примеру, запах пирожков неизменно вызывает у вас воспоминание о беззаботном детстве.

Якоря могут быть Внешними (когда вы на самом деле что-то видите, слышите или пробуете и т.д) и Внутренними (воспоминание, образ или чувство).

Самый распространенный пример: представьте, что вы откусили лимон. Этого вполне достаточно, чтобы рот наполнился слюной.

У каждого Якоря свой эмоциональный окрас (как негативный, так и позитивный)

Как запускается программа?

Негативный Якорь, как спусковой крючок, вызываетпервоначальную реакцию. Варианты реагирования на стрессовую ситуацию не отличаются большим разнообразием.

Чаще всего проявляются Реакции Нападения или Убегания (а также, впадания в ступор или подчинения). В зависимости от реакции возникает эмоция Гнева, Вины, Стыда или др.

Следом реагирует тело (сжатием мыщц, повышением давления, изменением дыхания и др.)

И затем - беспокойные и тревожащие мысли.

Именно Рептильный Ум - самая древняя часть нашего мозга - отвечает за инстинктивное реагирование, которое мы не в состоянии контролировать. Когда-то такое поведение было связано с угрозой выживания человека, и было оправдано. И хотя угрозы давно нет, инстинкты срабатывают, как и прежде.

Участок Лимбической системы мозга (другое ее название - "ум млекопитающих") ответственен за возникновение эмоций.

И еще один участок мозга - "Неокортекс", связан с сознательным мышлением.

Если программа запустилась, то пока она не отыграет, остановить ее практически невозможно.

Если коротко, схема такова:

Якорь – Реакция – Изменение физиологии в теле - Эмоция, соответствующая этой Реакции – Тревожные Мысли

Как видите, именно Якорь является триггером – той самой кнопкой запуска негативной программы, которая превращает человека вподобие запрограммированного робота.

"Нажали на одну кнопочку" - среагировали таким образом. "Нажали на другую" – чуть иначе. Вот только суть не меняется – мы все время демонстрируем одни и те же паттерны поведения.

Как видите, сценарий не слишком замысловатый.

Возможно, многие скажут: "Да не было в моем детстве никакого стресса!"

Все дело - в разнице восприятия взрослого человека и ребенка!

То, что сточки зрения взрослого, кажется смешным или не слишком серьезным (насмешки, передразнивания, страх темноты и т.д), у ребенка может вызывать очень сильную реакцию!

Якоря есть абсолютно у каждого!

90 процентов (если не больше) формируются в детстве, остальные- в более взрослом возрасте.

Например, у девушки возник сильный стресс от того, как обошелся с ней бывший возлюбленный.
И как только ее последующие отношения входят в ту самую фазу, которая напоминает ей о боли (или незадолго до ее начала), она совершенно неосознанно стремиться их прервать.

Страх выступления перед аудиторией также может быть родом из детства (к примеру, в первом классе одноклассник засмеялся, когда ты забыл стихотворение). Кажется, ерунда, мелочь! Но от чего- то, спустя много лет возникает все то же самое чувство неловкости.

Якоря формируются по-разному:

Импринтные Якоря возникают одномоментно, в результате сильного испуга или ситуации, которая для ребенка (или взрослого человека) стала тяжелым эмоциональным, психологическим или физиологическим стрессом.

Пример: ребенок очень тяжело переживает развод родителей. А спустя время и сам повторяет похожую судьбу. Естественно, что причин может быть несколько. Импринтный Якорь – одна из них.

Импринтные Якоря могут возникнуть даже во время родов.

Момент рождения – один из наиболее сильных и значимых в жизни каждого человека (даже более сильный, чем смерть). Ребенок комфортно и безопасно чувствует себя в животике у мамы и вдруг, начинаются схватки. Для него это - сильнейший стресс.
То, как он ведет себя в момент рождения, часто закладывает его будущий характер. Один замирает во время сильных схваток (особенно, если произошло обвитие пуповины), другой изо - всех сил борется за свою жизнь, третий активно устремляется к выходу.

Выбранная тактика может срабатывать и в более взрослой жизни (как ответная реакция на стрессовую ситуацию).

Еще один вариант, когда якорь слабый, но повторяется с определенной периодичностью. Тогда он усиливается и закрепляется на бессознательном уровне.

Пример: мама наказывает ребенка за любую оплошность. Определенная мимика ее недовольного лица может статьдля него негативным якорем. Если он видит похожее выражение на лице значимого для него человека, то автоматически запускается якорь из далекого детства. И уже не имеет значение – сколько ему лет: пять или семьдесят пять.

Так что, каждый раз, когда вы на Кого-то или Что-то болезненно Реагируете , это говорит лишь о том, что в этот момент "просыпается ваш Внутренний Ребенок".

Отслеживайте эти моменты! Что послужило началом такой реакции?

Люди, которые вызывают не самые приятные чувства, одновременно, и наши самые лучшие помощники. Они показывают нам наши Якоря!

Казалось бы, такой невинный жест -погрозить ребенку пальчиком: Ай-яй-яй, что ты наделал!

И даже он может стать Негативным Якорем.

Палец, направленный на другого (особенно, резким движением),

относится к жестам Агрессии!

И неважно, знаем мы об этом или нет, бессознательно мы воспринимаем его именно таким образом.

Буквально на днях очень хорошо прочувствовала это на себе.

Моя мама - добрейшей души человек. Не так давно заехала к нам в гости. Мы сидели напротив друг друга, пили чай, и мама рассказывала про гастарбайтеров, которые чуть не устроили пожар в их доме.
В какой-то момент я почувствовала себя не очень уютно, машинально встала из-за стола и переместилась чуть в сторону.
И тут же осознала, в чем дело: рассказывая, онанастолько эмоционально погрузилась в эту историю, что сделала несколько, довольно резких движений указательным пальцем в мою сторону (как будто, перед ней был воображаемый собеседник).Я прекрасно понимала, что этот жест не имел никакогоотношения ко мне, но на бессознательном уровне тело автоматически сработало на сигнал агрессии.

Вообще, наши жесты и мимика – отдельный, и очень интересный разговор. Чуть позже, соберусь и сделаюцикл статей на эту тему.

Вполне логично, что многие стрессовые ситуации из детства мы не помним.

Иногда срабатывает защита, и сильные стрессы просто вытесняются из памяти.

До 3-летнего возраста у детей не слишком богатый словарный запас. И то, что они не могут выразить словами, часто не сохраняетсяв их сознании. Эту информацию можно вспомнить, лишь обратившись к Бессознательному.

Одна девушка, в момент погружения в прошлое, ясно увидела себя, семимесячной девочкой, лежащей в кроватке, и захлебывавшейся от плача. Мамы рядом не было, и она чувствовала сильный страх, что ее бросили.

Будучи взрослым человеком, она смогла посмотреть на ситуацию с позиции мамы, и заново проработать ее. Ведь маме приходилось не только ухаживать за маленькой дочкой, но и "нести на своих плечах" весь дом: готовить, стирать, убирать. Возможно, она не сразу услышала плач, а ребенок за это время пережил сильный стресс (и чувство обиды - "меня бросили" долгие годы хранилось в ее подсознании).

Моя, уже взрослая дочка, тоже частенько припоминает мне, как мы "бросили" ее одну, за границей, в незнакомом городе (в то время ей было 8 лет). Она сильно испугалась, когда не обнаружила машину на том месте, где ее оставили (а ее просто перепарковали). Не буду вдаваться в подробности. Смысл в том, чтодаже когда она поняла, что мы случайно разминулись, эта ситуация запомнилась ей именно таким образом. И даже время в ее сознании растянулось надолго (она утверждает, что искала нас час, хотя мы "потерялись" всего на пару минут).

Наша память избирательна, и далеко не каждый сильный испуг оставляет Якорь!

Психика людей отличается своей устойчивостью. На одного человека какая-то ситуация может повлиять очень сильно, а другой среагирует довольно вяло.

Неужели так все печально? И придется всю жизнь, отыгрывать одни и те же программы?

С некоторых пор я стала воспринимать все, что случается в жизни, как Выбор нашей Души и ее желание получить определенный опыт. Из той точки, в которой мы находимся, трудно понять и осознать Высшую Цель: "Для чего ей это нужно?"

И опять же, у нас всегда сохраняется Свобода Выбора:

"Как поступить? Продолжать Реагировать на события по-прежнему? Или стать Режиссером собственной жизни?

О том, как перестать воспроизводить прежние реакции, читайте

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ. АРИНА

Якорями в НЛП называют условные рефлексы. Вспоминайте - академик Павлов, собаки Павлова. Брал Павлов голодную собаку, помещал в тихую комнату, чтобы ничего не мешало, и давал еду. Естественно, при виде еды у голодной собаки начинала течь слюна, нормальная такая реакция. Вот только перед появлением еды ещё звенел звонок. Раз позвенел - еда, второй раз позвенел - опять еда, третий, четвертый. Через какое-то время собаке уже хватало звонка и слюна выделялась, даже если еду ей не давали. То есть этот самый звонок, который особо до этого эту самую собаку не интересовал, начал запускать реакцию слюноотделение. Звонок - стимул, выделение слюны - реакция. Рефлекс, только выученный.
Так как можно использовать якоря ? А мы их и так постоянно используем, просто не думаем, что это они. У вас сохранились ещё какие-то детские игрушки - эти медведи с оторванными лапами, или кукла, которая должна при наклоне закрывать глаза, но уже этого не делает, или железная дорога, в которой уже не ездит паровоз, а вагоны потерялись, или машинки такие маленькие? Возьмёшь этого мишку (куклу, машинку) - и что-то нахлынет. Вот это он и есть - якорь . Представьте себе запах мандарина и ёлки. Новый Год! Или то странное барахло, которое привозим с "мест отдыха" - камешки, ракушки, магнитики, полотенце из отеля. То же самое - якоря, которые позволяют вернуть приятные воспоминания. А ещё есть альбомы фотографий, счастливые ручки, пиджаки и тетради, и прочие амулеты и талисманы.
В НЛП якоря используются для управления состоянием, как своим, так и чужим. А так же для разрушения уже не нужных якорей. Более подробно про использование якорей в конце статьи.

Терминология

Якорь – это любой стимул, связанный с определенной реакцией (условный рефлекс). Якоря могут возникать естественным образом и устанавливаться намеренно.

Якорение – процесс, в результате которого любое событие - звук, слово, поднятие руки, интонация, прикосновение, образ - может быть связано с некоторой реакцией или состоянием и запускать ее проявление.

Положительный якорь – якорь, вызывающий ресурсное состояние (приятное переживание).

Отрицательный якорь – якорь, вызывающий нересурсное состояние (неприятное переживание).

Стимул (триггер) – событие, которое и запускает переживание: прикосновение, характерный голос, жест и так далее.

Переякорение – замена состояния, связанного с данным стимулом (триггером).

Наложение якорей – организация якорения таким образом, чтобы один и тот же якорь (стимул) запускал несколько состояний. При наложении якорей состояния не смешиваются, у человека просто появляется быстрый доступ к каждому из заякорённых состояний. Наложение обычно используется для "сборки" ресурсных состояний.

Интеграция якорей - объединение якорей, обычно одной полярности. В результате интеграции появляется некое новое состояние, получившееся из интеграции предыдущих.

Коллапс якорей - интеграция якорей разной полярности, в результате которой оба якоря стираются. Якоря как бы уничтожают друг друга. Например, если вы попробуете запустить один из уже сколлапсированных якорей, то у человека не будет меняться состояние. Коллапс якорей используется для устойчивого изменения состояния в различных ситуациях, уничтожения нежелательных якорей, для изменения отношения и так далее.

Что такое якоря - схема

Правила использования якорей

Условный рефлекс – это результат обучения. Мозг заметил, что состояние (грусть, страх, счастье, радость) и какое-то действие (выражение лица, интонация голоса, поза) происходят одновременно и он их связывает между собой. И как только появляется стимул запускает соответствующее состояние. То есть

якорь – это связь стимула и реакции.

К примеру, Мы находимся в какой-то ситуации, например, вышли на Новый Год на улицу запускать фейерверки. Состояние радостное, весёлое, и тут «вжик» - взлетела ракета, искры во все стороны. Мозг это заметил и научился, что если есть фейерверк - запускаем радость. Фейерверк здесь стимул, веселье – реакция.

Есть тут одна тонкость. Якоря «распадаются» через несколько часов, если их не подкрепить. Чтобы якорь жил долго, якорь нужно поставить ещё раза два-три.

Итак, для установки якоря нужно две вещи: пик состояния и оригинальность стимула. С пиком более-менее понятно – состояние достигло максимума и тут мы устанавливаем якорь. При этом важно, чтобы человек ещё из этого пика не вышел, стимул должен быть «внутри» состоянии, чтобы мозг решил, что они связаны. Например, человек радуется, а вы в этот момент стучите пальцем несколько секунд, пока он радоваться не перестал. Потом, при точно таком же стуке пальца, человек опять будет радоваться.

А вот сам стимул должен быть несколько необычен в данной ситуации – слегка необычная поза, тон голоса, стук, прикосновение, положение в пространстве. Это совсем не означает, что вы должны изобразить нечто невообразимое, можно просто чуть понизить голос – но при этом удерживать эту высоту голоса на одном уровне. Или наклонить голову и не дёргать ею, пока устанавливаете якорь. При этом подразумевается, что обычно вы именно этим тоном голоса не говорите и голову именно в этом положении не держите. Это, собственно, и есть «оригинальность стимула».

Якорем может быть: прикосновение, интонация, высота голоса, место, положение в пространстве, жест, поза, время, внутренний образ, мелодия, предмет, движение, последовательность действий, запах и многое другое.

Что ещё нужно - точность воспроизведения якоря. То есть вы воспроизводите якорь чрезвычайно точно: точно такой же звук или слово, произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или прикосновение.

Например, некоторые считают, что если при воспроизведении кинестетического якоря нажать сильнее, чем при установке, то и реакция будет интенсивнее. Но нет, результат будет хуже (если вообще будет).

Так что получается у нас набор правил для пользования якорями.

1. Ставьте якорь на пике состояния.
2. Используйте для стимула что-то необычное в контексте.
3. Воспроизводите стимул точно.

На практике это выглядит так. Оператор просит Клиента войти в состояние: «Вспомни, пожалуйста, ситуацию, когда ты был действительно расслаблен. Вживись в неё, прочувствуй.» А сам внимательно калибрует состояние Клиента: вот более глубокий вдох, мышцы лица расслабились, лёгкая симметричная улыбка появилась, плечи опустились и вроде как больше уже ничего не меняется. И в этот момент Оператор касается плеча Клиента. После этого прерывает состояние, например предлагает Клиенту отвлечься: «Кстати, что ты собираешься делать завтра?» Что нужно сделать после этого? Правильно, проверить – работает или нет, а то ведь мы можем считать, что установили прекрасный якорь, а мозг Клиента об этом даже и не подозревает. Так что Оператор ждёт, когда Клиент войдёт в нейтральное состояние, а потом опять касается его плеча – в том же месте, с той же силой - и калибрует, как меняется состояние Клиента. Если мышцы расслабились, дыхание стало глубже и появилась улыбка – якорь установлен. Потом этот якорь можно использовать, например, вернуть Клиента в состояние расслабленности, если он слишком напрягся от чего-то или добавить расслабленность в ситуацию, где она нужна.

Правила установки якорей

0. Определите состояние, которое хотите заякорить.
1. Вызовите это состояние.
2. На пике состояния установите якорь.
3. Прервите состояние.
4. Проверьте, работает ли якорь.
5. Пользуйтесь.

Якоря можно ставить и самому себе. Например, мне нужно добавить уверенности в себе при ответе на экзамене. Что я делаю. В спокойном месте, где никто не мешает, сажусь и вспоминаю ситуацию, когда я был действительно уверен в себе. О, вспомнил, когда в блоге писал о гениальности фильма «Кин-дза-дза». Хорошенько вспоминаю, как я писал: сижу, смотрю на экран, вспоминаю картинки из фильма, в голове складывается текст… И вот когда я чувствую эту самую уверенность на максимуме, сжимаю указательный и большой пальцы левой руки. Отпускаю. Смотрю по сторонам, считаю ворон за окном. Потом опять сжимаю указательный и большой пальцы левой руки и наблюдаю, меняется ли моё состояние. Да, точно чувствую уверенность. Повторяю этот процесс – вспоминаю состояние уверенности, довожу до максимума, сжимаю пальцы, отвлекаюсь, - еще пару раз. Это для закрепления – а то «незакреплённые» якоря быстро «рассасываются», за несколько часов. Собака Павлова ведь тоже не сразу научилась на звонок слюну выделять – её долго и упорно тренировали. И теперь просто во время ответа на экзамене нужно опять сжать указательный и большой пальцы левой руки с той же самой силой – и вот она уверенность.

Подбор стимула

К подбору стимула для якоря, как и к подбору одежды, нужно подходить внимательно. Потому как неудобный стимул может всю малину испортить – это как неудобные штаны, вроде как есть, но ходить и сидеть жуть как неудобно. Вот смотрите, если вы ставите якорь самому себе – ну там чтобы уверенности или спокойствия в нужный момент подбавить, - нужно, чтобы запускающий стимул можно было включить в нужный момент, а в ненужный выключить. И желательно, чтобы не особо отвлекаться на удержание этого самого стимула, а то если для запуска якоря использовать воображаемый зелёненький треугольник, то пока о треугольнике помнишь, уверенность есть, а только отвлёкся – и уверенность куда-то пропала. Якорь он же как кнопка звонка – пока на неё давишь, звук есть, а руку убрал, и звук пропал. Ещё желательно, чтобы этот самый стимул народ окружающий не напрягал – можно ведь для этого дела использовать сжатие руки в кулак, но ведь не поймут. Так что задачка непростая.
Что можно предложить. Хорошо ставить якоря на пальцы, как я уже описывал – зажать слегка указательный и большой (или средний и большой, или безымянный и большой). Можно самому слегка отвлечься, пальцы, скорее всего, не разойдутся. Если это делать не демонстративно, то окружающие даже не заметят. Можно какую-то мелодию использовать, понавязчивей – крутится в голове и крутится. Если в состоянии нужно быть долго – на экзамене, переговорах, при знакомстве, - можно сделать амулет или талисман. Например, заякорить нужное состояние на пиджак, кольцо или ручку – вспоминаешь состояние уверенности, надеваешь пиджак, снимаешь пиджак, отвлекаешься, повторяешь всё это ещё два-три раза. Можно даже несколько состояний на этот самый пиджак навесить: и уверенность, и спокойствие, и расслабленность, и бодрость. Это так называемое наложение якорей – когда на один и тот же стимул вешаешь разные состояние. Понятно, что наложение якорей будет работать не только с пиджаком, но и с кольцом, и с ручкой, и с пальцами, и с воображаемым зелёным треугольничком. Кстати, довольно удобными стимулами для таких ситуаций могут быть запахи – духов, дезодоранта или даже жвачки. Запахи вообще хорошие якоря.
Но якоря ставят не только себе, но и другим. И здесь свои тонкость.
Понятно, что стимул, как и при установке самому себе, должен быть удобен – легко запускается, легко выключается. Если только вам не нужно удерживать человека или людей в нужном состоянии долго – здесь как раз хороши музыка и запахи. На всяких йогах, медитациях и прочих эзотерических сборищах часто включают индийскую музыку, палочки-вонючки жгут. И вот этот запах часто вполне такой хороший якорь – пришёл человек на занятие, нюхнул дымок и сразу успокоился, расслабился и вошёл в нужное состояние.
Стимул не должен выбивать из состояния – свист хорошо слышен, но люди пугаются. Или если хватать девушку за коленку – что достаточно удобно, когда сидишь рядом, - она из нужного состояния часто выходит. Может, конечно, ей и приятно, но эмоция уже какая-то другая пошла. Так что подбирайте что-то вполне приемлемое в ситуации. Не обязательно что-то сильно заметное – это может быть характерная поза или жест, выражение лица, интонация голоса, место в комнате. Конечно можно и касаться человека, что с точки зрения надёжности весьма хорошо, - кинестетические якоря самые надёжные, - но только если это нормально в данном контексте. А то странно выглядит, когда человека сидел себе спокойно, сидел – и вдруг вскочил и начал за разные места тебя хватать.
Правда, если у вас «официальные» отношения – вы Оператор, он Клиент - то там намного проще. Можно просто предупредить (а ещё лучше спросить разрешения), что будешь дотрагиваться.
Да, стимул не должен запускать старые якоря, а то ведь непонятно что там у кого заякорено. Именно поэтому не рекомендуется ставить кинестетические якоря на внешнюю сторону плеч и бёдер – мы ездим в общественном транспорте, случайно задеваем людей в коридорах и, столь же случайно, касаемся как раз внешней стороной плеч и бёдер разных косяков и дверных проёмов. А какое состояние в метро в час пик или в момент удара о косяк можете себе представить. Для кинестетических якорей есть много других удобных мест – предплечье, кисть, спина и т.д.
Так что для установки якорей на других людей можно использовать характерную позу, наклон головы, выражение лица - только помните, что эту самую позу, наклон головы, и выражение лица нужно удерживать всё время, пока вы удерживаете собеседника в нужном состоянии. Ещё можно использовать всякие почёсывания-поглаживания себя, вроде покручивания кольца на пальце или прикосновения к уху. Хорошо работает тон голоса – высота, скорость речи, громкость - но вам придётся говорить точно с такой скоростью или громкостью, пока удерживаете нужное состояние у Клиента. То есть практически никаких интонационных выделений.
Так что стимул для якоря (и для себя, и для других)

удобный, легко удерживаемый, не вышибает из нужного состояния и приемлем в контексте.

Наложение якорей

Иногда нужно создать якорь большой-большой, могучий-могучий. Чтобы снёс все преграды. При чём необязательно положительный – часто требуются могутные отрицательные якоря. Например, человек хочет бросить курить. «Взмах » ему сделали, но он хочет совсем-совсем наверняка, чтобы уж точно не захотелось. Тогда берётся и создаётся этот самый могучий-могучий отрицательный якорь – на один и тот же стимул (сигарета), накладывается куча неприятных-неприятных состояний. Например, отвращение, омерзение. А вот представь себе, что ты кусаешь яблоко, а внутри оно гнилое. А представь себе мясо, в котором черви копошаться. Вспомни запах тухлятины. И всё это на сигарету якорится. Чтобы при одной мысли о курении тошно становилось.

Только не надо такую штуку делать без «Взмаха». А то отвращение будет, а новых способов удовлетворить намерение и вторичные выгоды нет. И получится как в анекдоте «мыши кололись, плакали, но грызли кактус».

Так как делается это самое наложение якорей. На самом деле очень просто. Составляете список нужных ресурсных состояний. Например, вам нужны для могутности спокойствие, уверенность в себе, счастье, юмор, энергичность, расслабленность, творчество и уравновешенность. И начинаете с каждым по очереди – выбрал состояние, довёл до максимума, заякорил, отвлёкся. И самое важное – все состояния якорятся на один и тот же стимул. Например, на «счастливый пиджак». Или на не менее счастливое сжимание указательного и большого пальцев.
В результате наложения якорей получается очень забавная штука – что-то вроде большой кучи из которой выбираешь то, что нужно. Вот представьте, пришли вы в библиотеку, в читальный зал, выбрали нужные для работы книжки и сложили себе на стол, чтобы они были под рукой.
И хотя иногда, действительно, нужны большие-большие отрицательные якоря, но гораздо чаще нужны большие-большие положительные. Чтобы получить большой-большой ресурс. Или такую вот «библиотеку состояний». А используется, чаще всего, такой большой-большой ресурс для коллапса якорей. О котором ниже.

Коллапс якорей

Услышав все эти страсти, люди тут же начинают понимать, что многие якоря подло образовались не так, не с тем стимулом и не на то состояние.
- Есть такой тон голоса, который вызывает раздражение.
- Вот эта его поза, бр-р-р.
- Как слышу звук будильника, тут же хочется спать.
- От этой ткани у меня такой ощущение неприятное внутри.
Вот как эти неправильные якоря убрать? На самом деле довольно просто – для этого используется коллапс якорей. Слово «коллапс» имеет несколько значений, но в данном случае наиболее близкое – разрушение. Как в астрономии – коллапс звезды. Это действительно очень похоже, потому что после коллапса ничего не остаётся, никаких якорей. Запускаешь стимул – и никакой реакции, нету больше условного рефлекса, разрушился.
И для того, чтобы что-то сколлапсировать, нужно нам два якоря, противоположные по знаку, но приблизительно равные по силе. И вот если их запустить одновременно, как раз и будем наблюдать этот самый коллапс. Выглядит это со стороны действительно забавно. Например, заякорили на сжатие прикосновение к правой руке раздражение, а на прикосновение к левой – спокойствие. Заякорили правильно, всё по шагам выше описанным, проверили: прикоснулись к правой руке - раздражается, прикоснулись к левой – успокоился. А потом раз – и прикоснулись к обоим рукам одновременно. И началось. Часто выглядит так, как будто одна часть лица выражает одну эмоцию, а вторая – противоположную. При чём это может быть и право-лево, и верх-низ. А потом начинается постепенное сглаживание. Иногда это всё выглядит как последовательные волны – то плюс, то минус. Но постепенно волны успокаиваются… Вот после того, как всё успокоилось как раз и можно проверить, разрушились ли якоря – после коллапса якорей связи стимул-реакция разрушаются. Дотронулись до правой руки – ничего, дотронулись до левой – тоже ничего.
Но неприятное переживание может быть достаточно сильным. Вот здесь как раз нам и пригодится наложение якорей. Вы же помните, что для коллапса якоря должны быть близкие по «силе». Вот эту «силу» можно организовать не только за счёт одного мощного переживания, а и суммы мелких. Как с весами – на одну чашу можно положить одну килограммовую гирю, а на другую – пять гирек по двести грамм. Хотите попробовать? Давайте.
Выберите якорь, который хотите разрушить. Например это может быть неприятное воспоминание о какой-то ситуации в прошлом. Или регулярно повторяющаяся ситуация – вроде раздражающего тона голоса, который раздражал и год назад, и вчера. Представьте эту ситуацию в виде небольшого образа и положите не левую руку. А на правую, тоже в виде образов, начинаете складывать ресурсные состояния – удовольствие, радость, счастье, восторг, юмор, умиротворение. Пока на правой руке не будет раза в полтора-два больше. Понятно, что для коллапса нужны якоря близкие по «силе», но здесь как раз тот случай, когда лучше перебдеть. Набрали – и начинаете потихоньку руки сводить. Свели и ладошки сжали. Подождали – не бабахнуло. А теперь подумайте о ситуации, с которой работали – как оно, лучше? В-о-о-от. Вот так он коллапс якорей и работает.
Но запускать одновременно можно не только якоря, противоположные по знаку. Например, можно заякорить на одну руку счастье, а на другую – удивление. И запустить оба якоря одновременно. В результате получится какое-то третье состояние, довольно часто человеку совсем незнакомое.
- Это что-то новое для меня. Какое-то радостное изумление что ли.
Когда запускают одновременно якоря одного знака, то говорят обычно об интеграции якорей . То есть об объединении. Можно с этим тоже поиграться и получить довольно много новых интересных состояний.

Вообще, любой одновременный запуск якорей – это интеграция. А коллапс якорей - это частный случай этой самой интеграции.

Для того, чтобы якоря проинтегрировались (или сколлапсировали), якоря включёнными одновременно нужно держать порядка минуты. Полностью интеграция длится намного дольше, но основные изменения происходят именно в первые минуты.

Использование якорей

Ну, что такое якоря мы поговорили. Теперь чуть подробнее о том, как их можно использовать. И как их используют.
Самое частое использование якорей – это запуск нужного состояния в нужный момент. Заякорил уверенность и запустил якорь при собеседовании, заякорил внимание и запустил якорь на лекции, заякорил спокойствие и воспользовался этим якорем при беседе с тёщей.
Или представьте себе коуч-сессию. Не представляете? Сидят два человека и беседует. Один рассказывает, что хотел бы подправить в своей жизни, а второй ему даёт советы и вообще ведёт в светлое будущее. Так вот, когда мы идём в светлое будущее есть точка откуда идем, что хоти изменить – в НЛП её называют актуальное состояние, - есть точка, куда идем – желаемое состояние. Из пункта А, в пункт Б вышел поезд … Вот коуч – это тот, кто помогает пройти клиенту из пункта А в пункт Б, проводник так сказать, - ставит обычно ставит клиенту как минимум три якоря. Первый на актуальное состояние, чтобы проверить, решена ли проблема. Если решена, якорь на актуальное состояние коллапсирует. Второй якорь на желаемое состояние, чтобы видеть куда идёшь. И третий якорь на нейтральное состояние, чтобы если забрёл неизвестно куда, всегда можно было вернуться к началу.
А ещё можно представить себе тренера. Не футбольного, а который обучает. Психологии, продажам, НЛП. Так как я больше обучаю НЛП, я об НЛП-тренерстве и использовании якорей и буду писать. Важно ресурсное состояние тренера? Естественно важно – зачем занимающимся тренер в хреновом состоянии, чему научит. Так что можно себе на рабочее пространство тренера поставить кучу полезных якорей. Буквально на полу, по которому ходишь – такие якоря называются пространственными. И вот на этом полу можно сделать наложение якорей, сложив туда всё, что может понадобиться для работы: уверенность, бодрость, спокойствие, внимание, расслабленность, юмор, радость, способности всякие…
Ещё якоря полезны при объяснении. Например, рассказываю я про типы людей – визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов. Информации много, и нужно помочь слушателям разложить её по кучкам – вот это сюда, вот это туда. А сделать это можно при помощи маркирования – якорей, которыми метятся каждая кучка с информацией.
- Людей можно разделить на четыре типа. Есть визуалы, - показываю рукой вправо вверх, это у нас будет «якорь В», потому что им я мечу кучку информации про визуалов, - это те, кто предпочитают видеть. У них более быстрая речь, жесты больше в верхней части туловища, сидят прямо. А есть кинестетики, - жест направо вниз, будет у нас «якорь К», - они более ориентированы на переживания, чувства. Голос у них ниже, чем у визуалов, говорят они медленнее, жесты в нижней части туловища. Есть ещё аудиалы – жест налево по-середине, «якорь А», - это те, кто предпочитает слышать. Жестов у них мало, но зато они так всё передают голосом. И ещё любят поговорить. Если человек на вопрос «как живешь?» начинает рассказывать о своей жизни, то скорее всего это не зануда, а аудиал. Ещё один тип, это дигиталы, - жест налево вниз, «якорь Д», - они такие очень особенные. Потому как больше ориентированы на содержание речи. Так что жестов у них мало, так как для них они не несут информации, голосом тоже особо не работают.
- Так вот. Одни, - жест направо вверх, «якорь В», и бессознательное слушателей знает в какую кучку эту информацию складывать, что это про визуалов, - в фильмах любят красочное действие, картинку. Другие же, - жест направо вниз, «якорь К», информация складывается в кучку с пометкой «кинестетик», - любят действие. Погони там всякие, экшен. Третьим нужен хороший звук, - рука налево, «якорь А», кучка «аудиал», - в первую очередь ценят хороший звук.
Ну и так далее. Рассказывая и сравнивая типы, при помощи якорей очень удобно это всё по разным кучкам раскладывать. При чём, как вы понимаете, маркируем и ставим якоря мы постоянно. И некоторые умудряются сделать это самое маркирование совершенно хаотичным. Вот он «положил» самолёты слева, а танки справа. А потом почему-то начал сваливать всё в одну кучу слева – и слушатели в сильном замешательстве, не то танки летают, не то самолётам гусеницы приделали.
Можно ещё при помощи маркирования ставить оценочные якоря.
- Знаете, бывает так, приходишь в магазин, выбираешь что тебе нужно, приходишь домой, разворачиваешь и понимаешь, что это совсем не то, - голос ниже, «якорь на разочарование». – А иногда совсем наоборот, долго выбираешь, приходишь домой, разворачиваешь и понимаешь, что это именно это ты столько и искал, - голос выше, «якорь на удовлетворение». По всякому бывает. Вот в нашей фирме, - голос выше, «якорь на удовлетворение», - много интересных предложений. Аналогичные есть и в других фирмах, - голос ниже, «якорь на разочарование», - и тоже достаточно интересные.
И какие бы слова не говорили про другие фирмы, где-то внутри слушателей поселяется червячок сомнения и непонятного разочарования этими «другими фирмами».
А знаете как иногда девушки пытаются влюбить в себя? Ставят кучу положительных якорей, а потом переносят на себя (правда, чаще всего вполне бессознательно): «А вспомни свою первую влюблённость… А что тебе больше всего в девушках нравится? А от чего ты больше всего удовольствия получаешь? А что ты чувствуешь, когда целуешься? О, посмотри на мою новую причёску.»
А ещё при работе с группой, этой самой группе можно поставить якорь на внимание, и когда они начинают отвлекаться, а тема более важное, его использовать.
Можно коллеге по работе поставить якорь на спокойствие и воспользоваться им, после того, как он вернётся после общения с начальником. Можно и себе такой же якорь поставить и использовать его в такой же ситуации. А можно просто добавить себе ресурсов в ситуацию общения с начальником – ситуация на одну руку, общение с начальником на другую, и сколлапсировать.
Можно покупателю поставить якорь на принятие решения и запустить – ну чтобы уже принял это самое решение.
В общем, с якорями можно делать кучу очень интересных и полезных вещей. В том числе и убирать уже не нужные и вредные якоря.

Заключение

Про якоря можно писать долго – уж очень интересная и удобная вещь. И использовать легко. В НЛП якоря в той или иной степени используются чуть ли не во всех техниках . А в процессе консультирования так вообще постоянно. Так же весьма полезны якоря и в повседневной коммуникации – собеседника в чувство привести, сделать более внимательным или помочь ему лучше усвоить информацию. Да и собственным состоянием при общении хорошо бы управлять. Да и не только при общении. Например, состояние творчества тоже можно вполне успешно заякорить.
Так что вот такой вам интересный инструмент. Пользуйтесь.
Успехов.

Елена Бэкман

Психолог-сексолог, эксперт Международной сети «Тренинг-центр «СЕКС.РФ»

Простой пример: некогда любимый вами мужчина пользовался определенным парфюмом (хотя бы Fahrenheit от Dior). Вы уже сто лет как расстались, но вдруг в маршрутке слышите знакомый аромат - и вас накрывают воспоминания. Это так называемый якорь. Или мама в детстве гладила вас по голове, когда вам было плохо, и вы успокаивались. Теперь мужчина, который догадается погладить вас по голове в минуту грусти и отчаяния , будет казаться вам самым родным - это тоже якорь. Якорение происходит постепенно, закрепляясь в результате повторений, или формируется почти моментально на волне сильных эмоций. Чем больше якорей вам удастся закрепить в отношениях с мужчиной, тем прочнее вы привяжете его к своей тихой гавани. Вот пять проверенных приемов:

1. Разрыв шаблона

Непривычное поведение в стандартных ситуациях цепляет. Партнер обязательно заметит, что вы делаете что-то не так, как все. Например, у вас первое (или сто первое) свидание, вы сидите в ресторане и поднимаете бокалы. «Я хочу выпить за тебя!», - говорит он и подносит бокал. И тут вы говорите: «За такой прекрасный тост я отныне буду чокаться два раза!» Он удивляется. В следующий раз если он будет чокаться с другой женщиной (коллегой, подругой или даже любовницей - а вдруг ?), он непременно подумает: «А моя-то так ценит мои слова, что два раза чокается!» Все, вы необыкновенная, вы победили!

2. Фокус

Любой ваш новый навык в постели может стать фокусом и настоящей «фишкой» ваших сексуальных отношений. Надо только специально обратить на него внимание: «Сегодня я покажу тебе фокус» - и уточняете, какой именно. Например, как член исчезает в голове. И делаете ему «глубокое горло» . На следующий день закрепляете эффект мероприятия: «Милый, ты устал, пойдем, я покажу тебе фокус!» Все, теперь при каждом произнесении этого слова он будет вспоминать именно вас. Главное, не превратить этот фокус в обыденность. Не балуйте мужчину этим (или любым другим) приемом слишком часто. Пусть для него «фокус» станет праздником или даже поощрением. Довел до оргазма - вот тебе один фокус. Доставил неземное удовольствие - три фокуса. А потом бац - ни одного фокуса. И тут он сразу задумывается: что я сделал не так? И в следующий раз будет стараться.

3. Небо в алмазах

Разумеется, проще всего заякорить мужчину на секс, а точнее на ваш оргазм. Как-нибудь после шикарного секса приклейте на потолок (или на тумбочку - куда угодно) маленькую бусинку. Мужчина обязательно спросит: «Что ты делаешь?» - «Это мой сегодняшний оргазм . Спасибо, любимый!» На следующий день повесьте еще одну бусинку. Если вдруг вы не успели испытать оргазм, не вешайте. Он обязательно задумается. Ему хочется, чтобы «алмазов» было много: ведь они свидетельствуют, какой он классный любовник. В следующий раз он постарается на славу. И тогда вы с чистой совестью сможете повесить на ваше небо сразу пять кристалликов. Мужчина будет горд собой! И зависим от ваших блестящих оргазмов.

4. Комплименты

В каждом доме есть свои традиции. Кто-то обязательно всей семьей собирается по вечерам за столом. Кто-то по субботам лепит пельмени. Еще есть люди, которые каждый год 31 декабря ходят в баню... Вводите новые традиции в свои отношения, которые станут только вашими. Например, в один из вечеров, уже лежа в постели, предложите партнеру игру: сказать друг другу 10 комплиментов или перечислить все то хорошее, что вы сделали друг для друга в этот день. Проговаривая перед сном, какая вы замечательная, пусть и разными словами, мужчина начнет верить в это с утроенной силой. И даже если вчера он впервые заметил на вашей попе целлюлит, то говоря сегодня, что вы самая красивая, он отныне будет думать так. И вы, кстати, тоже. А раз вы самая-самая, то зачем искать еще кого-то?

Loading...Loading...