Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции. Самооценка – это способность оценивать себя - Документ
Можно спорить, позволительны ли аналогии между самосозннием отдельного человека и самосознанием русской церкви сегодня.
Но, независимо от общих выводов, к каким пришли бы собеседники, случись такой спор, иногда эта аналогия уместна, уже хотя бы потому, что позволяет лучше заметить, если и не то, что будет завтра, то хотя бы то, что происходит в сегодняшний день.
Сперва психологи . А психологи пишут нам, что первые стадии самосознания таковы:
В возрасте около 1 года — происходит открытие «Я» . К 2-м 3-м годам — человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля . К 7-и годам — формируется способность оценивать себя .Оно, конечно, оговаривается, что у каждого по своему. Но общий «шаблон» приблизительно таков.
Теперь вернемя к церкви.
По прошествии 1 года патриаршества Святейшего Кирилла, сперва более внимательные, а затем уже и широкая публика, как в церкви, так и в обществе — открыли для себя, пусть в первом приближении, чего на самом деле желает, и как будет вести себя в новой церковной должности новоизбранный патриарх.
По прошествии 1 года патриаршества Святейшего Кирилла уже наметилось достаточно , чтобы теперь, оглядываясь, уверенно можно было бы сказать — всё оно, проявившееся уже тогода, лишь ещё больше заострилось и развернулось.
Тут и установка на срастание с властью и становление с нею, тут и обмирщение церкви как организации, которую народ оплачивает, чтобы слышать небо, а не приятный, но не небесный перезвон скандалов да кошельков.
Всё это открылись уже тогда. По прошествии первого года.
Как и не способность, или не желание новой администрации касаться ожидаемых частью церкви богослужебных реформ, и прочих специфически церковных вопросов. Тогда как финансовое и административное упрочнение организации вышло сразу же на первый план.
К 2-м 3-м годам уже не некоторые, но многие стали четко осознавать , что в церкви протекает две жизни — жизнь и действия Святейшего Кирилла с ближайшими помощниками, и жизнь да действия обычных людей, не имеющих отношения к Чистому.
Монетизация церковного аппарата, и уверенно сменяющие друг друга церковные скандалы, показывающие духовную подоплеку той монетизации, позволили уже неверующим упрекать высшее священноначалие в отступлении от церковных же нравственных ориентиров.
Даже совершенно нецерковным людям стало заметно это расслоение церкви, которое пока происходит не по принципу «раскола», когда разделяются епархии, но по принципу самого вероисповедания, когда разделяются верования.
Процесс расслоения активно происходит прямо сегодня. Как в церковных, так и в светских СМИ то и дело происходят попытки дать ему верное определение и удачное именование.
Статья П. Адельгейма Человек или суббота? — слово в защиту задержанных за акцию в ХХС и продолжение давней борьбы отца Павла с внутрицерковными нарушениями. Но в ней, кроме вышеупомянутого (чего мы касаться здесь не будем) также предпринята и попытка осмысления причин и контекста происходящего, о чем мы и говорили. Отец Павел тоже пробует определить и поименовать происходящее в церкви разделение.
Выступление девушек в ХХС выявило в церковной среде два различных мироощущения, два полюса притяжения, два разных понимания христианства и разделило православных на два лагеря. Один из них условно назову «сердитым православием», а другой -«православием сострадательным».Я не совсем согласен с предложенными именованиями, и совсем уже не согласен с тем, что пишет отец Павел дальше — что оба лагеря исповедуют одни и те же догматы, и т.д. Не согласен, потому что тут уже смешивается формальная и совдержательная сторона.
Но и сам отец Павел в следующем же абазаце, отбрасывая прорвавшееся, но к делу не относящееся об «общем символе веры», и будучи человеком честным, за что его и уважают, а не только клириком;) — уже прямо говорит о двух «православиях». Де факто говорит о двух верах внутри церкви. Причем настолько разных, что похоже, их нет никакой возможности совместить.
Можно не соглашаться с границами этих вер, как их проводит отец Павел. Или наоборот, можно восхищаться тем, как умело он это делает. Но и первое и второе лишь детали. Да, они требуют уточнения. И они будут уточнены. Важнее другое:
Двоеверие уже становится всё более и более очевидным фактом российского христианства.
Мне приходится говорить христианства, потому что обе стороны относят себя и к православной, к христианской традиции. Возможны даже споры о копирайте:)
Я даже допускаю, что Чистый к праздникам что-то скажет о милости, а может даже и помиловании. С тем чтобы заодно и прикрыть глазки части тех, кому всё это теперь начинает всё яснее и яснее открываться.
И, наверное, такой ход конем Чистому ещё сколько-то раз удастся. Хотя бы потому, что если верить нашей аналогии, с какой мы начали — до способности церковного самосознания начать себя адекватно оценивать и не вестись уже на риторику г-д Чаплина, Легойды и иже с ними, должно пройти ещё минимум несколько лет.
Сегодня процесс расслоения в русской церкви напоминает расклеивание слоев в старой автопокрышке.
Протектор уже отслаивается, но пока ещё не совсем отклеен.
Решит ли патриархия своевременно поменять резину, или увлекшись, политикой не заметит, что время старой резины вышло. И тогда на каком-то очередном бугорке или повороте — рванет покрышка. И машинку русской церкви закрутит, а то и вынесет на встречный ряд. Так что привинтите подушки безопасности, и пристегните ремни. Кремль, случись такое, конечно может ткнуть пальцем в нового водителя. Рули, мол, милый.
Впрочем есть и другая версия. Кремль, мол, как раз и подменяет курс церковной машинки, её не останавливая, на новый. А коли так, то Чистый лишь выполняет заказ правительства. И с его точки зрения действует и разумно и правильно. Потому что выдавить из РПЦ последнюю церковность, и построить бутафорию такого универсально-религиозного толка, такое русское исламо-иудео-буддизмо-христианство — может представляться выгодным пропутинским политикам. (Я только допускаю).
Но тогда правильно и то, что от Чистого будет отходить слой за слоем все здоровое и не испорченое, что только осталось ещё в официальной русской церкви. И что-то станет маргинальным, что-то уйдет в тень и рассосется по другим конфессиям. И, наконец, что-то может быть успеет себя осмыслить как здоровое, и не гордое, оставшись и православием, и христианством. Но это уже за рамками настоящего текста. Самосознание, что личное, что церковное требует времени. Вопрос только в том, достаточно ли этого времени есть.
Способность адекватно оценивать правильность собственных решений, принимаемых в неоднозначной ситуации, до сих пор считалась уникальной чертой человека и, возможно, некоторых обезьян. Однако эксперименты, проведенные американскими биологами, показали, что крысы тоже обладают этой способностью.
Всем животным, включая людей, часто приходится принимать решения на основе неполных или неоднозначных исходных данных. Главная задача при этом — оптимальным образом обработать имеющуюся информацию, чтобы максимизировать шансы на успех. С этой задачей животные во многих ситуациях худо-бедно справляются. Но есть и другая сторона проблемы: часто оказывается весьма полезным умение адекватно оценить вероятность того, что принятое решение было правильным. Особенно это актуально в тех случаях, когда последствия совершенного поступка (например, награда или наказание) реализуются не сразу, а спустя какое-то время. От степени нашей уверенности в собственной правоте зависит, будем ли мы спокойно ждать награды или спешно искать способ избежать наказания.
До сих пор многие эксперты полагали, что для подобных оценок необходимо самосознание, которым обладает лишь человек, а в зачаточной форме, возможно, некоторые обезьяны. Действительно, казалось бы, как может существо, не обладающее самосознанием, не способное анализировать постфактум свои поступки и их мотивы, быть уверенным (или неуверенным) в том, что совершенный ранее поступок был правильным?
К счастью, современных нейробиологов и психологов-экспериментаторов подобными абстрактными рассуждениями не убедишь — им подавай конкретные факты и экспериментальные данные. Чтобы доподлинно узнать, способны ли животные, не относящиеся к отряду приматов, адекватно оценивать правильность собственных решений, команда ученых из четырех научно-исследовательских учреждений США и Португалии — Лаборатории Колд-Спринг-Харбор (Cold Spring Harbor Laboratory , Колд-Спринг-Харбор, Нью-Йорк, США), Гарвардского университета (Harvard University , Кембридж, Массачусетс, США), Алленовского института мозга (Allen Institute for Brain Science , Сиэтл, Вашингтон, США) и Научного института Гульбенкяна (Instituto Gulbenkian de Ciênçia , Уэйраш, Португалия) — поставила серию оригинальных экспериментов на крысах. Результаты этой работы, опубликованные в последнем номере журнала Nature , убедительно показали, что крысам в полной мере свойственна упомянутая способность.
Крыс научили выбирать одну из двух поилок в зависимости от того, запах какого из двух пахучих веществ — А или Б — преобладает в воздухе. В роли вещества А выступала капроновая кислота, в роли вещества Б — 1-гексанол. Если крысе давали понюхать смесь с соотношением A/Б > 50/50, крыса должна была выбрать левую поилку, при А/Б
Меняя соотношение веществ А и Б в пахучей смеси, исследователи могли регулировать сложность задачи. Понятно, что чем ближе это соотношение к 50:50, тем труднее крысе сделать правильный выбор. Как и следовало ожидать, крысы ошибались тем чаще, чем сложнее была задача (см. нижний график на рис. 1).
Подопытным крысам вживили электроды в орбитофронтальную кору (ОФК) — участок головного мозга, отвечающий за принятие решений в спорных ситуациях. Регистрировалась активность индивидуальных нейронов в то время, пока крыса находилась у выбранной поилки в ожидании награды и еще не знала наверняка, права она или ошиблась.
Ученые обнаружили, что активность многих нейронов ОФК в этот волнительный для крысы период напрямую зависит от степени сложности только что решенной задачи. Значительная часть нейронов, активность которых удалось записать (120 из 563), генерировали более частые импульсы в том случае, если выбор был сложным. Несколько меньшее число нейронов (66 из 563), наоборот, работали активнее, если решенная задача была легкой.
Еще более интересные результаты были получены, когда ученые сопоставили активность отдельных нейронов не со сложностью, а с правильностью сделанного выбора. Напомним, что активность нейронов регистрировалась в тот период, когда награда еще не могла появиться, то есть крыса еще не знала наверняка, правильно ли она поступила. Как ни странно, оказалось, что многие нейроны это «знают» заранее. Значительная часть нейронов работала активнее в случае ошибочного решения; несколько меньшее их число генерировало более частые импульсы в случае правильного выбора. При помощи математического моделирования и сложных статистических тестов ученым удалось показать, что активность этих нейронов не зависит ни от того, как часто крыса ошибалась в предыдущих тестах, ни от иных «посторонних» факторов. Эта активность в точности отражает ту оценку правильности сделанного выбора, которую крыса в принципе может «вычислить» на основе своих знаний о характере запаха в данном тесте, об условиях задачи и о собственном только что принятом решении.
Таким образом, экспериментатор, наблюдающий за активностью нейронов ОФК в крысином мозгу и ничего не знающий ни о составе пахучей смеси, ни о том, какую поилку крыса выбрала, может довольно точно определить, правильное ли решение было принято крысой. Иными словами, в мозге крысы в период «ожидания» уже содержится вполне достоверная информация о том, насколько высока вероятность получения награды. Но способна ли крыса использовать эту информацию, извлечь из нее какую-то пользу для себя?
Чтобы ответить на этот вопрос, ученые немного изменили дизайн эксперимента. Во-первых, время ожидания удлинили: теперь крыса после принятия решения должна была ждать награды от 2 до 8 секунд. В случае правильного решения каждый раз выбирался случайный интервал времени в пределах этого диапазона. В случае неправильного решения ровно через 8 секунд раздавался звуковой сигнал, означающий, что дальнейшее ожидание бессмысленно. Во-вторых, крысе предоставили возможность в любой момент прекратить ожидание и начать тест заново, то есть вернуться к источнику запаха, понюхать, а затем снова выбрать одну из двух поилок.
В этой ситуации умение оценивать вероятность правильности сделанного выбора перестало быть для крысы бесполезным, как в первой серии экспериментов. Если крыса уверена в своей правоте, ей выгодно ждать «до упора» — награда в конце концов обязательно появится. Если же крыса полагает, что скорее всего ошиблась, ей лучше не тратить зря время и поскорее начать всё заново.
Результаты этой серии экспериментов (рис. 2) убедительно показали, что крысы отлично умеют извлекать выгоду из результатов проведенной самооценки. Если задача была проста, а выбор был сделан неверно, крыса с большой вероятностью не будет ждать все 8 секунд, а начнет тест заново (крайние левый и правый участки красной кривой на графике). Крысы, сделавшие неправильный выбор, ждут терпеливее, если задача была сложной («а вдруг я угадала?»). На рисунке это обстоятельство отражается вогнутой средней частью красной кривой. Если задача была проста и выбор был сделан правильно, крыса вполне уверена в своей правоте и ждет до конца (крайние участки зеленой кривой). По мере того, как задача усложняется (%А приближается к 50), степень самоуверенности крыс, сделавших правильный выбор, снижается (зеленая кривая в середине выше, чем по краям). Добавим, что в ОФК изученных крыс было обнаружено большое число нейронов, активность которых подчиняется той же закономерности: если на рис. 2 по вертикальной оси вместо частоты досрочных уходов от поилки отложить активность этих нейронов, то обе кривые — и красная, и зеленая — будут иметь примерно такую же форму.
Таким образом, для того чтобы адекватно оценивать правильность собственных решений, вовсе не обязательно иметь огромный и сложный мозг и развитое самосознание, как у человека. С этой задачей неплохо справляются и грызуны. Авторы статьи предполагают, что алгоритм подобной самооценки, возможно, является неотъемлемой составной частью общего механизма принятия решений, «встроенного» в мозг высших животных.
1 урок. Самооценка и уровень притязаний
Выбор профессии – такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Есть ли шанс сделать такой выбор, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы»? Есть. Для этого надо иметь исходные данные. Как без них решить задачу? Данные, которые необходимо учитывать при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры – это, в первую очередь, психологические особенности человека. И внутренняя жизнь человека, и ее внешние проявления строятся по определенным законам, которые изучает и описывает психология. Незнание этих законов не освобождает нас от наказания, которое иногда кажется слишком суровым: человек, ненавидящий свою работу, способен отравить жизнь не только себе, но и окружающим.
Программа «Психология и выбор профессии» поможет вам разобраться в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, узнать плюсы и минусы различных профессий. Итогом нашей работы станет составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия».
На каждом уроке вы будете узнавать что-то новое о себе или о профессиях с помощью специальных заданий и упражнений. Информация, полученная с помощью психологических тестов, является конфиденциальной, то есть секретной. Таким образом, первое условие нашей работы – конфиденциальность. Еще одно важное условие – искренность при ответе на вопросы. Если вы даете заведомо ложные ответы на вопросы, касающиеся вашего поведения в различных ситуациях, то результаты тестов будут недостоверны.
В конце каждого урока есть контрольное задание, состоящее из пяти вопросов. За пять правильных ответов вы получаете оценку «отлично», за четыре – «хорошо» и так далее. Одни задания вы будете выполнять на уроке, другие – дома.
- Большинство тестов основано на самооценке. Чтобы точно оценить свои возможности, недостаточно иметь в своем распоряжении специально подобранные и проверенные методики. Необходимо знать ту шкалу, по которой мы себя оцениваем. А она у всех разная. Древние считали, что человек – мера всех вещей. Значит, сколько людей – столько и измерительных приборов?
Задание №1. «Кто Я?»
В течение 5 минут десять раз по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.
Вам знакомо слово «презентация»? Оно означает публичное представление, открытие чего-то или кого-то - новой песни, книги, ресторана. На презентации стараются показать товар лицом - подчеркнуть его преимущества и скрыть недостатки.
Самопрезентация - это представление или открытие себя другим людям. Мы представляем себя, когда появляемся в новой компании, поступаем в институт, устраиваемся на работу. Цель презентации - создать у людей благоприятное впечатление о себе. Психологи считают, что впечатление о человеке складывается в первую минуту общения с ним. И почти всегда оказывается верным. Испортить хорошее впечатление легко: для этого надо регулярно опаздывать на важные встречи, нарушать договоренности, безвкусно одеваться, говорить невпопад и т.д. Исправить плохое впечатление намного сложнее.
Отвечая на вопрос «Кто Я?», вы обозначаете то место, которое занимаете в этом мире, конструируете образ своего «Я». Если вы смогли придумать себе не более 5 характеристик, вероятно, вы или не хотите раскрываться даже перед собой, или редко задумываетесь о себе, пользуясь лишь самыми очевидными характеристиками («Я - человек, ученик» и т.д.) Возможно, вам этого достаточно. Но если вы будете так сдержанны в реальной презентации, вашему собеседнику придется самому «достраивать» ваш образ.
Проанализируем содержание ответов. Встречаются ли среди них критические замечания? Возможно, и в жизни вы склонны преувеличивать свои недостатки, выпячивать их. Следуйте совету Андре Моруа: «Никогда не говорите о себе плохо. За вас это сделают ваши друзья».
Чаще всего встречаются ролевые и биографические характеристики («юноша», «девушка», «сын», «дочь»). Обратите внимание, сколько таких характеристик в вашем автопортрете. Если их большинство, возможно, вы предъявляете себя в жизни как носителя формальных характеристик, под которыми могут подписаться миллионы людей. Где ваша индивидуальность? Вы про нее забыли или ее нет?
Бывает, что разные ответы крутятся вокруг одной и той же темы - своих увлечений, отношений с другими людьми, планов на будущее. Подчас так проявляются проблемы, которые неосознанно определяют ваши поступки.
В каком времени стоят глаголы в ваших ответах - в настоящем, будущем или прошедшем? Или они вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому («я был перспективным спортсменом»), возможно, вы до сих пор цепляетесь за него, перебирая, словно старые фотографии, вчерашние успехи.
Бывает так, что человек не живет, а готовится к жизни. «Когда я вырасту…, Когда выучусь …, Когда женюсь …, Когда куплю машину …, когда построю дом …» и так далее до бесконечности. Планирование - дело хорошее и даже необходимое. Однако бывает, что жизнь превращается в долгий изнурительный забег с промежуточными финишами. Возлагая все надежды на будущее, что вы оставляете сегодняшнему дню и сегодняшнему себе?
Не переживай Будущее - оно еще не родилось.
Похорони прошлое - оно умерло.
Живи Настоящим!
Только в нем душа трудится вместе с Богом!
Генри Лонгфелло
Если в ваших ответах присутствует прошлое, настоящее и будущее, значит, у вас есть полноценное ощущение своей жизни.
Тест, который вы только что выполнили, основан на вашей самооценке.
Самооценка - это способность оценивать себя самого. Это измерительный прибор, который всегда с собой. Большинство методик, которые вам встретятся в этой книге, также основаны на самооценке. Поэтому так важно, чтобы прибор был точный. Иначе полученная информация будет недостоверна и приведет к неправильному решению.
Задание №2. «Какой Я?»
1 2 3 4 5 | УМ |
|
1 2 3 4 5 | ДОБРОТА |
|
1 2 3 4 5 | КРАСОТА |
|
Задание №3. «Самый-самый».
Каждый учащийся получает листок, на котором он должен написать имена тех девушек и юношей из класса, кого он считает первыми в номинациях «самый умный», «самый добрый» и «самый красивый». Учитель собирает листочки и зачитывает имена. Три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия. Это упражнение заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.
- О том, как опасна негативная самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ныне знаменитые ученые, спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нем мало кто знает.
- Однако слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженную самооценку. У нее были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнеров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своем огромном замке.
- Эти совершенно непохожие люди с такими разными судьбами были невероятно талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое возможное несовершенство.
Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:
САМООЦЕНКА = УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
Уровень притязаний личности - это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.
Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность . Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.
Есть только два способа повысить самооценку:
1) добиться успеха в какой-нибудь деятельности;
2) снизить уровень притязания.
Достичь одновременно и того, и другого удается только великим людям.
- Эйнштейн был изумлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире. Людям он казался таким же странным, как его теория относительности. Кстати, сам он объяснял свою теорию так: мужчина сидит с хорошенькой девушкой - и часы летят незаметно. Но если ему придется сидеть на раскаленной плите, минута будет тянуться бесконечно. Это и есть относительность.
- Однажды капитан трансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал, что ему абсолютно безразличны условия, он. готов путешествовать хоть на рулевом колесе. Он презирал славу, деньги и титулы. Счастье для него состояло из работы, игры на скрипке и плавания под парусом. (Д.Карнеги, Малоизвестные факты о хорошо известных людях, М.,1993).
Если ваша цель – жизнь в гармонии с собой и миром, необходимо, чтобы уровень притязаний соответствовал успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по-своему.
Что вы вкладываете в понятие «успех»?
Задание №4. «Успех – это …»
В течение 3 минут по-разному ответьте на вопрос: «Что такое успех?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.
Итак, вы познакомились с важнейшими понятиями психологии – «образ Я», «самовосприятие», «самопрезентация», «самооценка», «уровень притязаний».
Самостоятельно ответьте на вопросы задания № 4, отметив тот вариант, который вы считаете верным.
Задание №5.
Вопросы на понимание темы урока.
1. Способность оценивать себя называется:
а) самодеятельность, б) самооценка , в) самопрезентация, в) самовосприятие.
2. На самооценку в первую очередь влияет:
а) уровень притязаний , б) привлекательность; в) трудолюбие, г) здоровье.
3. Важнейший принцип психодиагностики называется:
a) конгруэнтность, б) конфиденциальность , в) толерантность, г) лояльность.
4. «Формулу счастья» вывел:
а) Павлов; б) Селье; в) Джеймс , г) Гиппократ.
5. На достоверность результатов тестирования влияет ваша:
a) искренность , б) критичность, в) общительность, г) независимость.
Вариант № 2455407
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:
Най-ди-те по-ня-тие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).
Го-су-дар-ствен-ная пре-мия , похвальная гра-мо-та , ап-ло-дис-мен-ты , по-зи-тив-ные санк-ции , повышение в долж-но-сти .
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.
1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
Ответ:
Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Уче-ник выполнял проект по био-ло-гии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы по-зна-ния? Выберите из при-ведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они ука-за-ны.
1) раз-ра-бо-тал модель эко-си-сте-мы
2) про-во-дил наблюдения в полевых усло-ви-ях
3) изу-чил литературу по проблеме ис-сле-до-ва-ния
4) ис-поль-зо-вал школьную лабораторию для проведения опы-тов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую ги-по-те-зу, которая получила под-твер-жде-ние
6) опи-сал ряд слу-ча-ев, до этого не фигурировавших в ли-те-ра-ту-ре
Ответ:
Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов.
2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности.
3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство.
4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.
5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.
Ответ:
Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
У Надежды сын-дошкольник, и она по согласованию с руководством предприятия занята на производстве неполный рабочий день. Какие еще категории, помимо частично занятых, включаются в численность рабочей силы страны? Запишите цифры в порядке возрастания , под которыми указаны такие категории.
1) домохозяйки
2) работающие по гибкому графику
3) не имеющие работы, но активно ее ищущие
4) отбывающие срок заключения в тюрьмах
5) рантье, живущие на проценты по депозитам
6) находящиеся в очередном отпуске
Ответ:
На графике отражено изменение ситуации на рынке сельскохозяйственной техники. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение D1? (На графике Р - цена товара, Q - количество товара.)
1) повышение цен на горюче-смазочные материалы
2) расширение посевных площадей
3) снижение цен на продукцию сельского хозяйства
4) повышение налогов для сельхозпроизводителей
Ответ:
Вы-бе-ри-те верные суждения о социальных группах и запишите цифры в порядке воз-рас-та-ния , под которыми они ука-за-ны.
1) Со-ци-аль-ная группа представляет собой объединение людей, имеющих общий значимый социальный при-знак.
2) Со-зда-нию групп способствует осознание того факта, что при объединении можно достичь большего ре-зуль-та-та, чем при индивидуальном дей-ствии.
3) Со-ци-аль-ные группы основаны на специфике врожденных свойств людей.
4) В деятельности социальных групп люди удовлетворяют свои биологические по-треб-но-сти.
5) Со-зда-нию групп способствуют сходные интересы и цели людей.
Ответ:
Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.
4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.
5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей.
Ответ:
В стране М. после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путём. Какие статьи обязательно должны быть представлены в новой конституции стра-ны, принятой в ходе всенародного ре-фе-рен-ду-ма? Запишите цифры, под которыми они ука-за-ны.
1) В качестве ведущего политического принципа за-креплён идеологический плю-ра-лизм.
2) Президент страны имеет право без участия парламента назначать со-став пра-ви-тель-ства.
3) Все, находящиеся на территории го-су-дар-ства, обладают неотъемлемыми личными пра-ва-ми.
4) Вы-бо-ры в законодательный орган государства проводятся на регулярной ос-но-ве.
5) Пар-ла-мент страны имеет двухпалатную струк-ту-ру.
6) Ре-ги-о-ны страны имеют право принимать местные за-ко-ны.
Ответ:
Установите соответствие между функциями и государственными органами, которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
В государстве Z прошли очередные выборы в высший орган власти. Явка избирателей составила 75%. Какие из приведенных признаков позволяют сделать вывод о том, что в государстве Z установился демократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Возникла система сдержек и противовесов разделённых ветвей власти.
2) Новый закон о местном самоуправлении обеспечил участие граждан в социальной политике.
3) Стал заметен рост экономического развития.
4) Политическое лидерство получило крепкую основу в признании особых качеств главы государства.
5) Увеличилась рождаемость и снизилась детская смертность.
6) Государство заключило ряд международных договоров.
Ответ:
Что из перечисленного относится по Конституции РФ к полномочиям Президента РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) утверждает военную доктрину
2) объявляет амнистию
3) принимает решение об отставке Правительства РФ
4) осуществляет помилование
5) утверждает изменение границ между субъектами РФ
6) назначает на должность Председателя Центрального банка РФ
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке формы, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) общественное объединение
2) хозяйственное общество
3) хозяйственное товарищество
4) производственный кооператив
5) потребительский кооператив
6) благотворительный фонд
Ответ:
Соотнесите процессуальные действия и виды процессов, в рамках которых могут быть осуществлены данные процессуальные действия.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Степану 14 лет, Ивану 12 лет. Какие из приведённых ниже действий Степан вправе осуществлять самостоятельно, в отличие от Ивана? Запишите цифры, под которыми они указаны
1) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами
2) быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению своего места жительства при разводе родителей
3) совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями для свободного распоряжения
4) осуществлять права автора музыкального произведения
5) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
6) совершать мелкие бытовые сделки
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых правил, __________(А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают __________(Б) и право, обычаи, административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных __________(В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за __________(Г) социальных норм.
Социальный контроль выступает как органический элемент любой __________(Д) управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.
Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные __________(Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы). Вместе с тем функции социального контроля осуществляет практически любой социальный институт».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
<...> <...> <...>
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор утверждает, что «государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений». Опираясь на текст, знание обществоведческого курса и знания, полученные из других общественных дисциплин, назовите три социально-политические предпосылки, необходимые для юридического оформления естественных прав человека.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).