Епископ иоанн воркутинский посетил монастырь. Владыка Марк: «Прихожане – главные люди

ДОМОДЕДОВО, 15 января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ - Напомним, что Викарный епископ является помощником епископа правящего. В данном случае преосвященный Иоанн является викарием, то есть помощником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве. Распоряжением Святейшего Патриарха он назначен Управляющим Северо-Восточного викариатства столицы, административные границы которого совпадают с СВАО Москвы. Не смотря на то, что "Домодедовский" является только титулом викария, мы познакомим читателя с биографией этого архиерея, который теперь связан с нашим городским округом.

Как молодой и перспективный ученый стал монахом

Будущий преосвященный Иоанн, а тогда - Владимир Николаевич Руденко родился 8 ноября 1966 года в академической столице Севера нашей страны - Новосибирске. Папа и мама будущего епископа Николай Иванович и Светлана Анатольевна Руденко были служащими.


Новосибирск в середине 1970-х годов

Владимир Руденко закончил Новосибирский электротехнический институт. Затем он работал в научно-исследовательской лаборатории и заочно обучался в аспирантуре. В 1994 году защитил диссертацию и стал кандидатом физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 года Владимир Николаевич Руденко преподавал на кафедрах прикладной и теоретической физики и антенных систем Новосибирского электротехнического института.

Интересно, что через Таинство Святого Крещения Владимир Николаевич прошел только 20 января 1996 года. Это был осознанный выбор состоявшегося человека. Встреча Бога и человека - всегда тайна. Каждый слышит особый призыв Божий, обращенный к его душе. Но не каждый откликается. Владимир Руденко - на этот призыв откликнулся. Крещение состоялось в Александро-Невском соборе Новосибирска. А после молодой ученый совмещал преподавание в ВУЗе с церковными послушаниями в храмах и обителях Новосибирской епархии. В следующем году он поступил в Новосибирский православный богословский институт. Но обучение было прервано. Бог позвал молодого ученого к Себе.

6 февраля 1998 года Владимир Руденко прибыл в Николо-Шартомский монастырь в Ивановской области. Там и остался. А 17 апреля 1998 года в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря архимандритом Никоном (Фоминым) он был пострижен в монашество с именем Иоанн. Имя было дано в честь Иоанна Предтечи. Прежняя жизнь ученого закончилась, и началась новая - монашеская. Монах уже не принадлежит сам себе. Принимая обеты нестяжания, целомудрия и послушания он отказывается от мира, что бы быть со Христом.

Пастырство

Но Бог звал монаха Иоанна дальше. 24 мая 1998 года монах Иоанн (Руденко) был рукоположен архиепископом Амвросием (Шуровым) в сан иеродиакона. Иеродиакон - это дьякон-монах. Произошло это событие в храме Архангела Михаила Комсомольского района Ивановской области. А 4 октября в Преображенском кафедральном соборе Иваново отца Иоанна рукоположили в сан иеромонаха. Он стал священником.


Преображенский кафедральный собор в Иваново

Параллельно пастырским обязанностям с 1998 по 2001 год отец Иоанн проходил заочное обучение в Московской духовной семинарии. Пригодился и его светский преподавательский опыт. Он преподает в Ивановском православной богословском институте и становится его первым проректором. Затем в 2000—2005 годах он читает лекции студентам в Ивановском государственном университете и Шуйском государственном педагогическом университете. И это при том, что его назначают исполняющим обязанности настоятеля строящегося храма в честь Всех святых! Храм был открыт при Ивановском государственном университете. Научная дисциплинированность не только помогает батюшке справляться с многократно увеличившейся нагрузкой, но и окончить в 2005 году заочное обучение в Московской духовной академии. На следующий год в Московской духовной академии отец Иоанн защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия. Темой работы был «Опыт построения догматической системы по творениям святого Василия Великого». Надо сказать, что Василий Великий - один из самых крупнейших богословов и философов Церкви. Закончивший знаменитую Афинскую Академию, которая была основана еще Аристотелем, он в IV веке Н Э создал уникальный религиозно-философский синтез, оказавший огромное влияние на последующее развитие богословия, философии и науки в Восточной и Западной Европе. Так что тема диссертации - более чем серьезная.

С 2001 по 2014 годы отец Иоанн преподает в Алексеевской Ивано-Вознесенской православной семинарии. А до 2009 года является еще и директором школы-интерната для мальчиков при Николо-Шартомском монастыре. В 2005−2006 годах на него еще возлагают послушание настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Р
адость» в городе Иваново. С 2009 года отца Иоанна назначают благочинным Воскресенского собора города Шуи, а с 2011 года - благочинным Николо-Шартомского монастыря. Благочинный - это должностное лицо из православного духовенства, которое призвано наблюдать за сохранением внешнего порядка и нравственным состоянием священников. Благочинный - это тот человек, к которому священник обращается за духовным или житейским советом.

Архиерейство

Высокообразованный и деятельный иеромонах Иоанн (Руденко) не остался без внимания со стороны Святейшего патриарха Кирилла. Такие люди всегда были нужны Православной Церкви, нужны они и сейчас. 16 апреля 2016 года решением Священного Синода он был избран епископом Воркутинским и Усинским. Через четыре дня в храме святителя Николая Чудотворца села Алфеево Тейковского района Ивановской области он был возведен в сан архимандрита епископом Шуйским и Тейковским Никоном (Фоминым). Уже 23 апреля в Тронном зале храма Христа Спасителя в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иоанна (Руденко) во епископа. А на следующий день сонм епископов во главе с Патриархом совершил хиротонию архимандрита Иоанна в сан епископа.

Епископы - это высший чин Церкви, то есть современные нам апостолы Христовы. Их называют также Архиереями - то есть с греческого языка «начальниками иереев» (то есть священников). Епископ может быть совершителем всех Православных таинств. Он не только может совершать все богослужения, в том числе Божественную Литургию, но и рукополагать в священнослужители, а также освящать миро и антиминсы. Соответственно, чем больше человеку дано - тем больше с него спрашивается. Епископ несет прямую ответственность перед Богом не только за священство и монашествующих в своей епархии, но и за каждого христианина. И, надо сказать, что православные христиане Воркуты полюбили своего архиерея. Всего за год своего управления в новообразованной епархии владыка Иоанн показал себя чутким архипастырем и талантливым руководителем.


Епископ Воркутинский и Усинский Иоанн (Руденко) на крайнем Севере

Наконец, решением Священного синода от 28 декабря 2017 года (журнал № 117) преосвященный Иоанн был назначен викарием Московской епархии с титулом «Домодедовский» с освобождением от управления Воркутинской епархией.

Несмотря на то, что Владыку будет связывать с городским округом Домодедово только титул, он очень интересный человек с необычной биографией. Россия богата талантливыми людьми. И даже на этом фоне епископ Иоанн (Руденко) выделяется. Поэтому, издание «Домодедовские Вести» очень надеется на то, что с владыкой удастся встретиться нашим корреспондентам, которые зададут его Преосвященству интересующие читателей вопросы.

Александр Ильинский
Фото - из открытых источников и личного архива
Домодедовские вести

Вступайте в нашу группу

Дата рождения: 8 ноября 1966 г. Страна: Россия Биография:

В 1983-1988 гг. обучался в Новосибирском электротехническом институте (НЭТИ, с 1990 г. — НГТУ). По окончании института остался работать в научно исследовательской лаборатории, учился в аспирантуре (заочно). В 1994 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 г. работал преподавателем на кафедрах Прикладной и теоретической физики и Антенных систем НГТУ, последние два года в должности доцента.

В 1996 г. проходил послушание в храмах и мужских обителях , в 1997 г. посетил в качестве трудника Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской обл. С сентября 1997 г. учился в Новосибирском православном богословском институте, закончил первый семестр. 6 февраля 1998 г. вновь прибыл в Николо-Шартомский монастырь на постоянное пребывание.

17 апреля 1998 г. в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря пострижен в монашество с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи.

24 мая 1998 г. в храме Архангела Михаила в с. Архангел Комсомольского р-на Ивановской обл. рукоположен в сан диакона, 4 октября в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Амвросием рукоположен в сан пресвитера.

В 1998-2001 гг. заочно обучался в , в 2001-2005 гг. — в Московской духовной академии. В 2006 г. в Московской духовной академии защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Опыт построения догматической системы по творениям святого Василия Великого».

В 1998-1999 гг. — преподаватель в Ивановском православном богословском институте апостола Иоанна Богослова. С 1999 г. — первый проректор института. В 2001-2005 и 2007-2009 гг. — директор школы-интерната для мальчиков при Николо-Шартомском монастыре. В 2000-2005 гг. преподавал в Ивановском государственном университете и Шуйском государственном педагогическом университете, в 2005-2014 гг. — в Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии.

В июне 1999 г. назначен и.о. настоятеля строящегося храма в честь Всех святых при Ивановском государственном университете. В 2005-2006 гг. — настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново. С 2009 г. — благочинный Воскресенского собора г. Шуя.

С 2011 г. — благочинный Николо-Шартомского монастыря.

20 апреля 2016 г. за Литургией в храме свт. Николая Чудотворца с. Алферьево Тейковского р-на Ивановской обл. в сан архимандрита.

Патриаршим указом от 20 июля 2018 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 июля освобожден от управления Северо-Восточным викариатством и назначен управляющим Юго-Восточным викариатством, викариатством Новых территорий г. Москвы, а также благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 января 2019 г. освобожден от управления Юго-Восточным викариатством г. Москвы, с сохранением за ним викариатства Новых территорий г. Москвы, а также благочиния ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы.

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, братья и сестры!

Христос Воскресе!

Вновь после благодатных дней Святого Великого Поста мы имеем счастье поздравить друг друга с великим и радостным праздником, всемирной радостью Светлого Христова Воскресения! На языке церковных песнопений праздник Светлого Христова Воскресения именуется праздником всех праздников и торжеством всех торжеств. Светлое Христово Воскресение есть торжество и утверждение нашей христианской веры, торжество нашей христианской надежды и утверждение христианской любви. Торжество и утверждение всего доброго, светлого и святого, дорогого для нас.

Мы сказали, что Светлое Христово Воскресение есть утверждение, торжество нашей христианской веры. Господь наш Иисус Христос, воплотившись на земле, восприняв на Себя наше человеческое естество, преподал человеческому роду истинное учение о всем существующем. И о Боге, о делах Его; о человеке и о мире, о назначении и будущей судьбе их. Мы видим, что преподанное нам Господом нашим Иисусом Христом истинное учение о всем существующем является Божественным учением, истинным откровением Бога - оно имеет на себе печать Божественного происхождения и по своему характеру, по своему содержанию и достоинству оно, конечно, возвышеннее и святее, и отличается в корне от учения мудрецов мира сего. В нем нет чужеродной примеси к истине, лжи и заблуждения, которые мы замечаем в произведениях людей, всегда запечатленных ограниченностью человеческого ума.

Да, в учении Христовом встречаются такие тайны, которые приводят в недоумение и сомнение некоторых людей, которые мыслят по человечески, то есть ограниченно. Поэтому полного свидетельства о Божественности учения Христова Его внутреннее достоинство им дать не может, для их удостоверения требуются также сильные внешние свидетельства Его Божества и Божественности Его учения. Такими внешними свидетельствами являются прежде всего чудеса, которые Спаситель совершает во время проповеди Евангелия. Возвещая людям о Своем Божестве, возвещая им жизнь вечную, Господь в то же время отверзал очи слепым, возвращал слух глухим, исцелял расслабленных, изгонял бесов из бесноватых, насыщал пять тысяч человек, воскрешал мертвецов и уже разлагавшихся. И эти свидетельства вполне удостоверяют ту истину, что Господь наш Иисус Христос есть Всемогущий Бог и преподанное Им учение является учением Божественным. И эти свидетельства были бы вполне достаточны многим, неоспоримы, если бы не одно событие в жизни Богочеловека, которое на время поколебало в них эту истину.

Событие это - смерть Христа Спасителя. Спаситель добровольно пошел на нее ради нашего спасения. Путем смирения, путем крайнего самоуничижения - ради нашего спасения, Господь идет на крестный подвиг, но маловеры не хотят оценить и понять эту тайну искупления человеческого рода и видят в Том, Кого почитали за Великого Чудо-творца и Бога, видят в Нем только бессилие, повод к злобным насмешкам. И если бы жизнь Спасителя ограничилась бы только одними страданиями и смертью и не было бы Воскресения Его из мертвых, то что бы мы могли сказать этой злобе? Апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Наша вера стоит в теснейшей связи с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Вера наша стоит, если Христос воскрес. Она падает, если Христос не воскрес. Так велико значение Воскресения Христова для нашей веры! Христос воскрес из мертвых. И воскрес Своею собственной силою. Этим Он показал, что Он - истинный Бог, потому что власть над смертью и жизнью имеет только один Бог. А Господь наш Иисус Христос, воскресший из мертвых, явил Себя Владыкою над жизнью и смертью. А раз Господь наш Иисус Христос - истинный Бог, то и преподанное Им учение является учением Божественным. И вера наша в Него спасительна, а недоверие, которое врагами Христовыми было явлено, - ложно. Истинны и чудеса Христовы. Именно Воскресение Христово воскресило и эту веру, эту силу чудес Христовых, опять придало им значение, и люди поняли, что Господь Иисус Христос только ради спасения нашего принял страдания и смерть, снизошел до крайнего самоуничижения, что Он мог бы, как всемогущий Бог, и избежать этой смерти, этих страданий, и сойти со Креста, и уничтожить Своих врагов. Но Он не хотел миновать той чаши страдания, которая Ему была предуготована Отцом Небесным. Таким образом, Воскресение Христово есть торжество, утверждение нашей христианской веры.

Оно есть и утверждение христианской надежды. Благою надеждою каждого христианина в его жизни является то радостное упование, что после временных земных страданий, скорбей, лишений, несчастий, после телесной смерти в определенное Богом время люди, верующие во Христа, воскреснут из мертвых и войдут в вечность для нескончаемой блаженной жизни. Эта благая радостная надежда услаждает горечь земной жизни, помогает верующему человеку мужественно и терпеливо переносить все его скорби и, не падая под их бременем, мужественно нести возложенный на каждого из нас промыслом Божиим крест.

И в Ветхом и в Новом Заветах имеется много указаний на то, что кроме временной жизни есть вечная жизнь, что наступит всеобщее воскресение. Так, об этом говорили древние пророки: оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! (Ис. 26, 19). Пророк Иезекииль своим пророческим оком зрел величайшее чудо, когда по повелению Божию кости сближались друг с другом, сходились, затем покрывались жилами, плотью, кровью и затем в них вошел дух, они встали на ноги - величайшее множество людей (Ср.: Иез. 37, 1-10). В Евангелии Господь наш Иисус Христос говорит, что наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5, 28-29). Эти слова Божественного Писания окрыляют душу верующего человека и, конечно, вселяют надежду.

Но для того, чтобы эту надежду сохранять, требуется сильная вера в слово Божие, потому что мы постоянно видим перед собою смерть, когда тело разрушается, но не видим никого воскресающим. Хотя мы имеем и примеры воскрешения мертвых - пророки Илия, Елисей воскрешали мертвых, и Господь наш Иисус Христос воскрешал мертвых, и ученики Его, наш преподобный Сергий Радонежский, но эти воскрешения не являются тем всеобщим воскресением, которое будет в конце мира. Ибо здесь воскресшие люди воскресали в том же бренном виде, в котором и мы живем. И они потом снова умирали. А при всеобщем воскресении люди восстанут нетленными, духовными и бессмертными. Но вот есть более сильное свидетельство из жизни Христа Спасителя, которое полностью утверждает в надежде на всеобщее и наше собственное воскресение, и на вечную блаженную жизнь, - это воскресение из мертвых Самого Христа Спасителя. Христос воскрес из мертвых, поправ смерть, и смерть уже не имеет над Ним власти. Христос не умирает. Христос воскрес как первенец из умерших. И придет время, когда все, веровавшие во Христа, так же воскреснут, но воскреснут уже в новом, прославленном теле, подобно тому, как воскрес Господь наш Иисус Христос. Стало быть, воскресение Христово есть и утверждение, и торжество нашей христианской надежды.

Наконец, вера в воскресение Христово является и величайшим утверждением христианской любви. Любовь, в особенности истинно христианская, требует от верующего человека больших жертв, большого самоотречения; подчас - вплоть до самопожертвования, до смерти. Любить Бога - значит всю свою жизнь, все силы посвятить служению Богу. Это требует самоотречения и самопожертвования, готовности пожертвовать жизнью ради славы имени Божиего, ради святой веры, ради Закона Божиего. Любовь к ближним требует неустанных трудов, попечения о их вечном душевном спасении и о благополучии, о их телесной жизни, требует также и готовности пожертвовать своим имуществом и жизнью ради блага ближнего. Таковы жертвы, которых требует любовь. Но как решиться на эти жертвы, когда наша самолюбивая природа ищет всегда пользы, выгоды только для себя? Когда наше самолюбие внушает нам, что мы должны жить только для своего собственного удовольствия, наслаждения, для собственной пользы? Не лучше ли, действительно, жить в свое удовольствие? Но нет. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8). И примером тому является любовь Христова. Чем человек самоотверженнее приносит себя в жертву для блага ближнего, тем любовь бывает благоплодней. И это мы видим на примере Христа Спасителя. Господь любил Бога Отца беспредельной любовью. Для Него пищею было творить волю Отца Небесного. И по любви к Отцу Небесному, из послушания Ему Господь воспринял на Себя величайший подвиг - искупление, спасение грешного человеческого рода. И по любви к Нему Господь положил душу Свою за ближнего.

Господь возлюбил и грешный род человеческий. Он Себя предал ради него, ради его спасения пошел на все страдания и на смерть позорную. И каков же результат этой Его беспредельной любви? Результаты бесценны. Прежде всего, Господь после страданий и смерти воскрес - также для людей. Воскрес в новом, прославленном теле и получил от Бога Отца власть на Небе и на земле, со славою вознесся на Небеса и воссел одесную Отца. Господь искупил человечество от греха, проклятия и смерти, даровал ему свободу, открыл ему свободной вход в Царствие Небесное, воскресил человеческий род. И эти плоды страданий, крестной смерти и Воскресения Христовых поистине бесценны. Спаситель и Своим страданием прославил Отца Небесного: основал на земле Свое Царствие Небесное - Церковь Христову. И многие верующие по примеру Христа Спасителя, в ответ на Его любовь, возжгли в своем сердце пламя любви и к Богу Отцу, и к Спасителю, и к ближнему.

В этом году мы особо молитвенно вспоминаем многих христиан России, претерпевших гонения, уничижения и даже мученическую смерть за исповедание Христовой веры в течение столетия от 1917 года. В пределах Воркутинской епархии вновь и вновь мы открываем имена пострадавших здесь за Христа и просиявших новомучеников и исповедников Церкви Русской: преподобномученик Ардалион в Адаке, священномученики Владимир и Николай в Воркутлаге и Кожве. Их жизнь, подвиги и смерть являются самым ярким, самым близким для нас примером жизнеутверждающего следования путем Христовой любви к Церкви, к своему Отечеству и ближним. Торжество победы над смертью их любви основано было на торжестве их веры и христианской надежды. И эта любовь несет нам радость, как принесла радость всему миру. Вот таковы бесценные плоды любви Христовой. Поэтому Воскресение Христово есть и утверждение нашей христианской любви.

Сей день - день Воскресения Христова - да будет для нас днем радости. И всегда помня, что этот праздник является именно утверждением нашей христианской веры, будем любить нашу святую веру, дорожить ею и стараться свою жизнь управлять по этой вере. И помня то, что Воскресение Христово есть утверждение нашей надежды, будем надеяться, и все труды, скорби, лишения будем с радостью переносить в чаянии будущего нашего воскресения и будущей нашей вечной жизни. И памятуя, что Воскресение Христово есть торжество и нашей, христианской любви, облечемся в добродетель христианской любви и будем приносить обильные плоды, будем любить друг друга. Этим мы покажем, что мы являемся действительными последователями Христа, Который по любви к человеческому роду сошел на землю. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, - говорит Сам Господь в Евангелии Своем (Ин. 13, 35). Пусть этот светлый праздник, светлое Воскресение, всегда будет для нас праздником радости, праздником победы жизни над смертью. И пусть он помогает нам терпеливо, безропотно переносить все тяготы земной жизни в надежде, что придет время, когда мы услышим вожделенный глас Спасителя нашего: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Аминь.

Христос Воскресе!

Епископ Воркутинский и Усинский Иоанн

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, братья и сестры!

Христос Воскресе!

Вновь после благодатных дней Святого Великого Поста мы имеем счастье поздравить друг друга с великим и радостным праздником, всемирной радостью Светлого Христова Воскресения! На языке церковных песнопений праздник Светлого Христова Воскресения именуется праздником всех праздников и торжеством всех торжеств. Светлое Христово Воскресение есть торжество и утверждение нашей христианской веры, торжество нашей христианской надежды и утверждение христианской любви. Торжество и утверждение всего доброго, светлого и святого, дорогого для нас.

Мы сказали, что Светлое Христово Воскресение есть утверждение, торжество нашей христианской веры. Господь наш Иисус Христос, воплотившись на земле, восприняв на Себя наше человеческое естество, преподал человеческому роду истинное учение о всем существующем. И о Боге, о делах Его; о человеке и о мире, о назначении и будущей судьбе их. Мы видим, что преподанное нам Господом нашим Иисусом Христом истинное учение о всем существующем является Божественным учением, истинным откровением Бога - оно имеет на себе печать Божественного происхождения и по своему характеру, по своему содержанию и достоинству оно, конечно, возвышеннее и святее, и отличается в корне от учения мудрецов мира сего. В нем нет чужеродной примеси к истине, лжи и заблуждения, которые мы замечаем в произведениях людей, всегда запечатленных ограниченностью человеческого ума.

Да, в учении Христовом встречаются такие тайны, которые приводят в недоумение и сомнение некоторых людей, которые мыслят по человечески, то есть ограниченно. Поэтому полного свидетельства о Божественности учения Христова Его внутреннее достоинство им дать не может, для их удостоверения требуются также сильные внешние свидетельства Его Божества и Божественности Его учения. Такими внешними свидетельствами являются прежде всего чудеса, которые Спаситель совершает во время проповеди Евангелия. Возвещая людям о Своем Божестве, возвещая им жизнь вечную, Господь в то же время отверзал очи слепым, возвращал слух глухим, исцелял расслабленных, изгонял бесов из бесноватых, насыщал пять тысяч человек, воскрешал мертвецов и уже разлагавшихся. И эти свидетельства вполне удостоверяют ту истину, что Господь наш Иисус Христос есть Всемогущий Бог и преподанное Им учение является учением Божественным. И эти свидетельства были бы вполне достаточны многим, неоспоримы, если бы не одно событие в жизни Богочеловека, которое на время поколебало в них эту истину.

Событие это - смерть Христа Спасителя. Спаситель добровольно пошел на нее ради нашего спасения. Путем смирения, путем крайнего самоуничижения - ради нашего спасения, Господь идет на крестный подвиг, но маловеры не хотят оценить и понять эту тайну искупления человеческого рода и видят в Том, Кого почитали за Великого Чудо-творца и Бога, видят в Нем только бессилие, повод к злобным насмешкам. И если бы жизнь Спасителя ограничилась бы только одними страданиями и смертью и не было бы Воскресения Его из мертвых, то что бы мы могли сказать этой злобе? Апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Наша вера стоит в теснейшей связи с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Вера наша стоит, если Христос воскрес. Она падает, если Христос не воскрес. Так велико значение Воскресения Христова для нашей веры! Христос воскрес из мертвых. И воскрес Своею собственной силою. Этим Он показал, что Он - истинный Бог, потому что власть над смертью и жизнью имеет только один Бог. А Господь наш Иисус Христос, воскресший из мертвых, явил Себя Владыкою над жизнью и смертью. А раз Господь наш Иисус Христос - истинный Бог, то и преподанное Им учение является учением Божественным. И вера наша в Него спасительна, а недоверие, которое врагами Христовыми было явлено, - ложно. Истинны и чудеса Христовы. Именно Воскресение Христово воскресило и эту веру, эту силу чудес Христовых, опять придало им значение, и люди поняли, что Господь Иисус Христос только ради спасения нашего принял страдания и смерть, снизошел до крайнего самоуничижения, что Он мог бы, как всемогущий Бог, и избежать этой смерти, этих страданий, и сойти со Креста, и уничтожить Своих врагов. Но Он не хотел миновать той чаши страдания, которая Ему была предуготована Отцом Небесным. Таким образом, Воскресение Христово есть торжество, утверждение нашей христианской веры.

Оно есть и утверждение христианской надежды. Благою надеждою каждого христианина в его жизни является то радостное упование, что после временных земных страданий, скорбей, лишений, несчастий, после телесной смерти в определенное Богом время люди, верующие во Христа, воскреснут из мертвых и войдут в вечность для нескончаемой блаженной жизни. Эта благая радостная надежда услаждает горечь земной жизни, помогает верующему человеку мужественно и терпеливо переносить все его скорби и, не падая под их бременем, мужественно нести возложенный на каждого из нас промыслом Божиим крест.

И в Ветхом и в Новом Заветах имеется много указаний на то, что кроме временной жизни есть вечная жизнь, что наступит всеобщее воскресение. Так, об этом говорили древние пророки: оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! (Ис. 26, 19). Пророк Иезекииль своим пророческим оком зрел величайшее чудо, когда по повелению Божию кости сближались друг с другом, сходились, затем покрывались жилами, плотью, кровью и затем в них вошел дух, они встали на ноги - величайшее множество людей (Ср.: Иез. 37, 1-10). В Евангелии Господь наш Иисус Христос говорит, что наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5, 28-29). Эти слова Божественного Писания окрыляют душу верующего человека и, конечно, вселяют надежду.

Но для того, чтобы эту надежду сохранять, требуется сильная вера в слово Божие, потому что мы постоянно видим перед собою смерть, когда тело разрушается, но не видим никого воскресающим. Хотя мы имеем и примеры воскрешения мертвых - пророки Илия, Елисей воскрешали мертвых, и Господь наш Иисус Христос воскрешал мертвых, и ученики Его, наш преподобный Сергий Радонежский, но эти воскрешения не являются тем всеобщим воскресением, которое будет в конце мира. Ибо здесь воскресшие люди воскресали в том же бренном виде, в котором и мы живем. И они потом снова умирали. А при всеобщем воскресении люди восстанут нетленными, духовными и бессмертными. Но вот есть более сильное свидетельство из жизни Христа Спасителя, которое полностью утверждает в надежде на всеобщее и наше собственное воскресение, и на вечную блаженную жизнь, - это воскресение из мертвых Самого Христа Спасителя. Христос воскрес из мертвых, поправ смерть, и смерть уже не имеет над Ним власти. Христос не умирает. Христос воскрес как первенец из умерших. И придет время, когда все, веровавшие во Христа, так же воскреснут, но воскреснут уже в новом, прославленном теле, подобно тому, как воскрес Господь наш Иисус Христос. Стало быть, воскресение Христово есть и утверждение, и торжество нашей христианской надежды.

Наконец, вера в воскресение Христово является и величайшим утверждением христианской любви. Любовь, в особенности истинно христианская, требует от верующего человека больших жертв, большого самоотречения; подчас - вплоть до самопожертвования, до смерти. Любить Бога - значит всю свою жизнь, все силы посвятить служению Богу. Это требует самоотречения и самопожертвования, готовности пожертвовать жизнью ради славы имени Божиего, ради святой веры, ради Закона Божиего. Любовь к ближним требует неустанных трудов, попечения о их вечном душевном спасении и о благополучии, о их телесной жизни, требует также и готовности пожертвовать своим имуществом и жизнью ради блага ближнего. Таковы жертвы, которых требует любовь. Но как решиться на эти жертвы, когда наша самолюбивая природа ищет всегда пользы, выгоды только для себя? Когда наше самолюбие внушает нам, что мы должны жить только для своего собственного удовольствия, наслаждения, для собственной пользы? Не лучше ли, действительно, жить в свое удовольствие? Но нет. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8). И примером тому является любовь Христова. Чем человек самоотверженнее приносит себя в жертву для блага ближнего, тем любовь бывает благоплодней. И это мы видим на примере Христа Спасителя. Господь любил Бога Отца беспредельной любовью. Для Него пищею было творить волю Отца Небесного. И по любви к Отцу Небесному, из послушания Ему Господь воспринял на Себя величайший подвиг - искупление, спасение грешного человеческого рода. И по любви к Нему Господь положил душу Свою за ближнего.

Господь возлюбил и грешный род человеческий. Он Себя предал ради него, ради его спасения пошел на все страдания и на смерть позорную. И каков же результат этой Его беспредельной любви? Результаты бесценны. Прежде всего, Господь после страданий и смерти воскрес - также для людей. Воскрес в новом, прославленном теле и получил от Бога Отца власть на Небе и на земле, со славою вознесся на Небеса и воссел одесную Отца. Господь искупил человечество от греха, проклятия и смерти, даровал ему свободу, открыл ему свободной вход в Царствие Небесное, воскресил человеческий род. И эти плоды страданий, крестной смерти и Воскресения Христовых поистине бесценны. Спаситель и Своим страданием прославил Отца Небесного: основал на земле Свое Царствие Небесное - Церковь Христову. И многие верующие по примеру Христа Спасителя, в ответ на Его любовь, возжгли в своем сердце пламя любви и к Богу Отцу, и к Спасителю, и к ближнему.

В этом году мы особо молитвенно вспоминаем многих христиан России, претерпевших гонения, уничижения и даже мученическую смерть за исповедание Христовой веры в течение столетия от 1917 года. В пределах Воркутинской епархии вновь и вновь мы открываем имена пострадавших здесь за Христа и просиявших новомучеников и исповедников Церкви Русской: преподобномученик Ардалион в Адаке, священномученики Владимир и Николай в Воркутлаге и Кожве. Их жизнь, подвиги и смерть являются самым ярким, самым близким для нас примером жизнеутверждающего следования путем Христовой любви к Церкви, к своему Отечеству и ближним. Торжество победы над смертью их любви основано было на торжестве их веры и христианской надежды. И эта любовь несет нам радость, как принесла радость всему миру. Вот таковы бесценные плоды любви Христовой. Поэтому Воскресение Христово есть и утверждение нашей христианской любви.

Сей день - день Воскресения Христова - да будет для нас днем радости. И всегда помня, что этот праздник является именно утверждением нашей христианской веры, будем любить нашу святую веру, дорожить ею и стараться свою жизнь управлять по этой вере. И помня то, что Воскресение Христово есть утверждение нашей надежды, будем надеяться, и все труды, скорби, лишения будем с радостью переносить в чаянии будущего нашего воскресения и будущей нашей вечной жизни. И памятуя, что Воскресение Христово есть торжество и нашей, христианской любви, облечемся в добродетель христианской любви и будем приносить обильные плоды, будем любить друг друга. Этим мы покажем, что мы являемся действительными последователями Христа, Который по любви к человеческому роду сошел на землю. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, - говорит Сам Господь в Евангелии Своем (Ин. 13, 35). Пусть этот светлый праздник, светлое Воскресение, всегда будет для нас праздником радости, праздником победы жизни над смертью. И пусть он помогает нам терпеливо, безропотно переносить все тяготы земной жизни в надежде, что придет время, когда мы услышим вожделенный глас Спасителя нашего: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Аминь.

Христос Воскресе!

Епископ Воркутинский и Усинский Иоанн

На прошлой неделе в Воркуту приехал новый епископ Воркутинский и Усинский Марк и рассказал «МВ», как не окончил художественный факультет в Уфе, трудился дворником в Петербурге и стал юристом в монастыре.

– Владыка, у нас сегодня очень холодно, а какие впечатления у вас?

– У меня самые приятные впечатления, потому что минус 18 – это не холодно на самом деле. Я родился в Башкирии и когда учился в школе, у нас до минус 50 доходили морозы в некоторые годы. Поэтому минус 40 для меня совершенно естественная температура. Я еще не забыл все это, и сугробы – такие же большие. Когда мы были детьми, помню, сугробы позволяли нам рыть всякие подземные замки, и здесь тоже это возможно. Мне кажется, детям здесь должно быть очень интересно зимой.

Дело в том, что я на Севере уже жил: первый мой монастырь – это Антониево-Сийский в Архангельской области. Я там почти год прожил. Север мне очень нравится. В Антониево-Сийском монастыре было 200 озер вокруг, красота, конечно, неописуемая. Воркутинская и Усинская епархия она очень обширная, я смотрел видео – на юге здесь тоже есть очень красивые места, да и Урал, горы красивые...

– Как вы себе представляли Воркуту?

– Как-то я не задумывался, было очень много работы – послушания в монастыре, некогда было. А потом понимаете, юридический склад ума: все по факту.

– Успели уже оценить деятельность своего предшественника? Может, обратить внимание на какие-то наработки?

– Слава Богу, я только сегодня приехал, и мне предстоит со всем этим познакомиться в ближайшее время, поэтому я сейчас не готов ответить на этот вопрос.

– Планы наметили?

– Для того, чтобы наметить планы, надо сначала оценить ситуацию. После того, как я оценю... Дело в том, что 1 февраля годовщина интронизации святейшего патриарха и надо ехать на праздник, поэтому у меня всего шесть дней. Первым делом я ознакомлюсь с приходами, которые находятся в Воркуте, послужу здесь иерейским чином. Собственно говоря, насколько это возможно, ознакомлюсь с делами епархии, епархиального управления.

– Расскажите воркутинцам о себе.

– Очень коротко. Родился я в Башкирии в семье служащих, потом учился в Уфе в пединституте на художественно-графическом факультете. Так получилось, потом я уехал в Питер, после трех с половиной лет очного обучения, работал в Питере и там принял крещение. И в 1992 году я уже попал к старцу, к отцу Науму в Троице-Сергиеву лавру и по его послушанию все эти годы жил. В 1998 году я принял монашеский постриг и 21 год жил в Ивановской области в Николо-Шартомском монастыре, нес различные послушания.

– А в Питере вы кем работали, если не секрет?

– В частности, дворником.

– Как так вышло?

– Но я же не окончил тогда институт, я уехал, потому что... Я художник, скажем.


– Свободный?

– Свободный – это такое понятие очень пространное. В монастыре я занимался художественной фотографией, у меня есть даже планы, если не будет против местная администрация, выставку своих фотографий сделать. Как раз у вас Дворец культуры... шахтеров, да? Очень красивый! Но это со временем, потому что не это главное для меня. Главное – это приходы, хозяйственная деятельность, деятельность епархии и, конечно, прихожане – главные люди.

– Вы упомянули юридический склад ума…

– Я и образование имею юридическое. Основное послушание, которое я нес в монастыре, именно юридического характера: оформление имущества, недвижимости, тендеры различные, суды общей юрисдикции, арбитражные...

– То есть вы ушли из художников в юристы?

– Я никуда не уходил, я ушел в монастырь. И юридическое образование в монастыре получил. Я там не решал, все там делают по благословению. Суть-то в чем? Почему многие люди не идут в монастырь? Если б все знали, как хорошо монахам, все бы пошли в монахи. А если б они знали, какие искушения у монахов, никто б не пошел никогда. Как всегда – у медали две стороны, понимаете? И самое страшное для мирского человека в монастырской жизни – это собственная воля, человек все-таки мирской – он что хочу, то и делаю, хотя это тоже очень условно. В монастыре конкретно все: ты приходишь в монастырь и делать надо то, на что тебя благословят. А это сложно – себя ломать, самое сложное – делать не то, что тебе хочется, а что тебе сказали.

– Вам тоже было сложно?

– Опять это внутренний склад. Мне нравится так. Кому-то дано, кому-то не дано.

– Что вы пожелаете своей пастве?

– Я бы хотел пожелать всем жителям Воркуты здравия, благоденствия, мира. Также хотелось бы, чтобы у людей была работа, экономическая стабильность, чтобы люди могли в достойных условиях растить и воспитывать своих детей. Мне рассказывали, что здесь в советские времена был город первой категории, и дай Бог, чтобы воркутинская земля возродилась, как это было в доперестроечные времена. И мне как архипастырю нужно будет молиться, чтобы Господь послал благодать, чтобы это произошло.

СПРАВКА «МВ»

Епископ Воркутинский и Усинский Марк (мирское имя Рустам Мирсагитович Давлетов)

Родился в 1966 в Башкирии. В 1990 году крестился в Троицком соборе Александро-Невской лавры с именем Георгий. В 1998 году пострижен в монашество с именем Марк в честь апостола и евангелиста Марка. В 2009 году окончил Шуйский государственный педагогический университет по специальности «юрист». С 2013 года совмещал монастырское послушание с работой в Шуйском епархиальном управлении на должности руководителя имущественно-правового отдела. В 2017 году окончил Иваново-Вознесенскую духовную семинарию. Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 года избран правящим архиереем Воркутинской епархии. Наречен епископом 6 января 2018 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве.

Антонина Борошнина

Фото Владимира Юрлова

Loading...Loading...