Консультация по русскому языку (1 класс) на тему: Учимся писать диктанты. Как научить ребенка быстро писать под диктовку

Диктант нередко вселяет ступор в ребенка. Это могут заметить как преподаватели, так и родители. Как научить ребенка быстро писать под диктовку, при этом сохранить грамотность и понятность почерка.

Краткое руководство

Первое, на что нужно обратить внимание, это на то, как ребенок сидит. Важно, чтоб ему было удобно и комфортно.

Научиться писать диктант за один день невозможно, к этому нужно готовиться. Хорошие плоды принесут занятия дома.

Нужно отметить, что чем больше ребенок будет читать книги, тем проще ему писать диктант. Тут также понадобиться хорошая зрительная память, которую можно развивать с помощью игр. Ребенок, у которого хорошая орфографическая зоркость не задумывается о правильности, а пишет автоматически.

Читая, ребенок запоминает как пишутся слова, поэтому, когда он пишет под диктовку он уже знает, как правильно нужно писать. Это дает возможность ускорить процесс. Ребенок будет меньше отвлекаться на мысли о правописании.

Для того, чтоб диктанты давались просто, нужно чаще тренироваться. Совершенно несложно выделить немного времени и подиктовать своему чаду маленький отрывок из учебника. Повторение увеличит навыки написания и скорость.

Перед тем, как писать диктант, ребенку нужно прочитать весь текст, чтоб он понимал, о чем будет идти речь. Важно сохранять правильную интонацию, чтоб было понятно, где ставиться запятая, когда заканчивается предложение. Для 1-2 класса лучше диктовать по словам. При диктовке нужно читать слова так, как они пишутся, а не так как говорится. Следует делать акцент на ударение.

После того, как диктант был написан его необходимо проверить. Для этого нужно еще раз прочитать его вслух, а ребенок в это время будет проверять каждое написанное слово, букву, знак препинания. Чтоб поднять интерес, можно предложить школьнику, чтоб он представил, что проверяет чужую тетрадь. Тогда он будет относиться к проверке внимательнее.

На помощь также может прийти проговаривание про себя всего, что ребенок записывает. Первый раз ему сделать это будет трудно. Но на 3-4 войдет в привычку и будет намного легче.

Если регулярно тренироваться с ребенком дома писать диктанты, то делать это в школе ему будет намного проще. После таких тренировок не только увеличиться скорость написания, но и значительно уменьшиться количество ошибок. У родителей такая забота не займет много времени, за то принесет много пользы.

Возможно вам также понравится:

Ребенка обижают в школе, что делать родителям. Как помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости Как отучить ребенка чавкать за столом? Как правильно объяснить ребенку четные и нечетные числа?

Как научить ребёнка считать в уме двузначные числа 1-2 класс

Как развить память и внимание у школьника. Упражнения

Как научить ребёнка писать диктанты.

Научите ребенка сначала полностью выслушивать предложение, только потом приступать к его написанию.

2 Формируйте у ребенка умение диктовать себе по слогам то, что нужно написать. Дома диктовать себе можно вслух, тщательно проговаривая все звуки. В классе придется делать это шепотом, что тоже нужно уметь.

Требуйте тщательной проверки написанного. Это должно быть не быстрое прочтение, а внимательное, слоговое, с уточнением всех непонятных моментов.

4 Выпишите вместе с ребенком на карточки все словарные слова, необходимые для запоминания в данном классе (они содержатся в словарике в конце учебника по русскому языку). Развесьте эти карточки по квартире. Ребенок будет натыкаться на них взглядом и автоматически запомнит слова.

Проверьте у ребенка знание всех правил написания слов, изучаемых в данном классе. Формируйте умение применять их на письме. Просите ребенка не только сказать, какую букву следует писать в каком-либо слове, но и обосновать ее написание.

6 Развивайте у ребенка орфографическую зоркость. Предложите ему текст, написанный с ошибками, и попросите эти ошибки найти и исправить.

Пишите предупредительные диктанты . Диктуйте предложение сначала целиком, потом словосочетаниями. Перед написанием ребенок должен объяснить что, как и почему он будет писать.

8 Дайте ребенку прочитать текст. Найдите вместе с ним все опасные в плане возможных ошибок места. Уточните написание всех слов, регулируемых правилами. Повторите правописание всех встречающихся словарных слов. Продиктуйте текст ребенку. Вместе прочитайте написанное, исправьте все ошибки, докажите необходимость исправлений. Напишите диктант еще раз. Проверьте его.

Ведите работу по формированию умения писать под диктовку каждый день. Пишите небольшие диктанты, тщательно прорабатывайте каждое слово.

При систематической работе количество ошибок уменьшится.
Проконсультируйтесь у логопеда о состоянии фонетико-фонематического восприятия. Если есть необходимость коррекции, пройдите курс занятий.

Как научить ребенка хорошо писать диктанты? Практика, практика и еще раз практика! Несколько абзацев из любимой книги, хорошего журнала, диктант из специального сборника – это поможет школьнику отработать навык написания диктантов. К тому же, часто причиной ошибок в диктантах служит страх. Постоянные «тренировки» избавят ребенка от этого страха.

Диктанты по русскому языку 1 класс

У Бори кот. Барсик катал клубок. Мы были в парке. Там липа и сосны. Зина мала. У Зины кукла.(19 слов).

Рома мал. Он сам мыл руки. Вот куры. Иван кормит кур.(11 слов).

Ключ.

Алёша и Коля шли в рощу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алёша пил воду.

Пролетело лето. В лесу красиво. У нас краски и кисти. Нина и Лена рисовали сосны. Антон рисовал кусты. (35 слов).

Летом.

Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки. (18 слова).

Бобры.

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины. (21 слова).

На реке.

Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел. (38 слов)

Пчёлы.

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл. (35 слов)

В лесу.

Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили. (44 слова).

Наш двор.

Мы любим свой двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку. (24)

Грамматические задания.

  1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
  2. В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.
  3. Во втором предложении найти слово из двух слогов.
  4. *Из данных слогов составить три слова: ща, жи, е, щу, ча, ка.
  5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).

Диктант.

Дождь.

Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. (21)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть в словах мягкий знак.

  1. Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: лес, шишка, пень, ель.
  2. *Спрячь мягкий знак в середину слова и запиши слова:

День…, крыль…, пень…, огонь…, Машень… .

4.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.

Диктант.

В лесу.

Пушистый снег укрыл зимний лес.Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки. (19)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

  1. Изменить слова еж, чиж, мышь так, чтобы в них было по 2 слога.
  2. *Дописать слоги, подчеркнуть буквы, обозначающие шипящий звук:

ча…, ро…, лу…, стри…, малы…..

4. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.

РЫСЬ

На дереве лежала рыжая кошка. У кошки были зеленые глаза и кисточки на ушах.

Сильные лапы впились в ствол. Это была рысь.

НОВЫЙ ДОМ

У нас идёт большая стройка. Сёма и Яша едут в новый дом.

В доме пять этажей. У крыльца машины. Мальчики рады.

Слова для справок: большая, этажей, у нас.

ИГРУШКИ

У нас был урок труда. Мы сами делали игрушки. Вот конь и зайка.

У Любы и Маши кукла. Коля сделал из бумаги ёлку. Хороши наши игрушки!

Слова для справок: у нас, сделал .

ШИПОВНИК

В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник.

Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.

ДВА ТОВАРИЩА

Ученик Юра Чайкин решал задачу. Задача была трудная. Пришел Слава Щукин.

Друзья вместе решили задачу. Так Слава помог товарищу.

МОЙ ДРУГ

Мы живем в новом доме. Алёша - мой друг. Он ходит в школу.

Слова для справок: друг, меня, в новом .

НАША ШКОЛА

Наша школа новая. Она светлая и красивая. Около школы растут клёны и липы.

Мы любим свою школу. Наши ученики живут дружно.

Слова для справок: около, растут, ученики .

МОЙ ДЯДЯ

Утром люди идут на работу. Дядя Сёма работает на заводе. Он рабочий.

На заводе делают машины. Дядя Сёма хороший рабочий.

Слова для справок: утром, завод, рабочий .

НА ФАБРИКЕ

Тётя Нина и тётя Оля работают на фабрике. Тётя Нина вяжет пушистые шарфы.

Тётя Оля вяжет тёплые кофты. Умные машины облегчают их труд.

Слова для справок: фабрика, облегчают, труд .

ЯСЛИ

Бабушка Рая водит Люду и Никиту в ясли. Малыши любят там играть.

Никита строит дом. У Люды красивый шар. В яслях много всяких игрушек.

Слова для справок: любят, игрушек, много.

НАШ ДЕДУШКА

Я и мой брат Петя жили у деда. Мы помогали деду сушить сеть.

Дедушка Семён учил нас чинить сети. Я любил работать с дедом.

ДЫМОК

У Серёжи кот Дымок. Он мал. Котик сер и пушист.

Лапки у кота белые. Дымок ест рыбу. Он любит играть с клубком ниток.

Слова для справок: ниток.

РОЗЫ ДЛЯ МАМЫ

В саду росли красивые кусты. Это были розы. Их вырастили Сёма и Юра.

Хороши розы! Мальчики срезали три розы для мамы.

Слова для справок: вырастили .

БАБУШКА И ВНУКИ

У Димы и Серёжи была бабушка. Бабушка купила внукам букварь.

Они рады. Мальчики стали учить буквы. Скоро они будут читать книги.

Вот лось и конь. А это шишки ёлки. Я читаю стихи о лисе.

Слова для справок: картинки, читаю.

Я и мой брат Игорь любим маму. Наша мама добрая и ласковая.

Маму все уважают. Она учит детей. Мама любит слушать музыку.

Слова для справок: уважают, ласковая, она .

НАШ ДВОР

Наш двор большой. Я и мой брат Алёша сделали горку.

Хороша наша горка. Малыши были рады. Быстро мчат они на санках с горки.

ДЛЯ ДРУЗЕЙ

Саша и Тимоша вышли из дома. Они идут гулять. Вот двор.

Играют малыши. Мальчики стали делать для них горку. Малыши рады.

ТРУДНОЕ ВРЕМЯ

Январь открывает год. Это суровый месяц. Завывают вьюги.

Снег закрыл весь корм в лесу. Птицы летят к жилью человека. Ты помоги им!

ЗИМА В ЛЕСУ

Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей.

Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра.

Вот сугроб. Там спит медведь.

ЗИМОЙ

Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Ольга катит ком снега.

Таня катит ком снега. Вот и снежная баба. У Саши и Даши лыжи. Всем весело.

Слова для справок: весело, катит.

ЗИМОЙ

Вот и зима. Дети рады. У Алёши дом из снега. Ваня взял санки.

Петя надел лыжи. Они идут на горку. Там всем весело.

Слова для справок: весело, они .

ЗИМОЙ

Настала зима. Кругом пушистый снег. На окнах узоры. Вот кормушка для птиц.

У Зины и Лизы крошки хлеба. Они кормят птиц.

Слова для справок: кормят, кормушки .

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Выпал снег. Все рады снегу. Миша и Яша вышли во двор.

Там их ждала Оля. Папа купил ей лыжи. Дети идут в парк.

Слова для справок: выпал, снег, во двор.

КОРМ ДЛЯ ПТИЦ

Кругом пушистый снег. Он тихо падает на землю. Старый пень весь закрыт снегом.

Юра идёт в лес. В руках у мальчика корм для птиц.

ЗАЙКА

Вот и наступила зима. Кругом снег. У зайца зимой белая шкурка.

Трудно лисе зайку найти. Сел он у куста и спит.

Слова для справок: снег, трудно.

ВСТРЕЧА

Стоит ясный день. Мы идем в лес. На лапах ели лежит снег.

Ком снега упал на старый пень. Ваня заметил зайца. Зайка скрылся в кустах.

Слова для справок: стоит, заметил, лежит.

ЕЛЬ

Настала зима. Я иду в лес. Хрустит снег. На краю леса стоит ель.

В густых лапах ели скрылась белка. С ели упал ком снега.

Слова для справок: снег, стоит.

РОЗКА

Миша, Таня и Петя жили в деревне. У них была собака розка.

Розка жила на дворе. У неё были щенки. Дети любили Розку.

НА ГОРЕ

У школы большая гора. Весь день на горе толпа детей. У Ильи и Ольги лыжи.

Быстро мчат они с горы. У Юры новые сани. Он катает малышей.

ЗАЯЦ И ЛИСА

Жил в лесу зайка. Он построил под ёлкой избу. Шла лиса.

Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости.

ЗИМА

Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле.

Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они пищу ищут.


Проблема нарушения письменной речи школьника остаётся всегда актуальной, как для родителей, так и для и учителей начальных классов. Представленные рекомендации помогут заинтересованным лицам оказать посильную помощь ребёнку, имеющему такие проблемы в письме, как не дописывание слов, пропуск букв в слове, слов в предложении.

Не секрет, что за последнее время число таких «узких специалистов», как учитель-логопед в общеобразовательных школах существенно сократилось. Однако детей, нуждающихся в логопедической помощи, меньше не стало.

Но не все родители в состоянии оплатить услуги частного логопеда. Ребёнок в конце второго года обучения пишет итоговый диктант. Он допускает в письме большое количество типичных ошибок: окончания слов не дописаны, пропущены согласные буквы при их стечении, пропущены слова в предложении.

Как помочь ребенку?

1.​ Работаем над звуковым составом слова и слоговой структурой слова:

  • определяем количество звуков в словах (рама, машина, мак и т.д.);
  • выделяем звуки из слова в разбивку;
  • определяем количество гласных и согласных звуков в слове;
  • называем только гласные, только согласные звуки;
  • последовательно выделяем звуки в слове;

Слова подбираем в определенной последовательности в соответствии с усложнением слоговой структуры (используем классификацию А.К. Макаровой). Слова усложняются как в наращивании количества слогов, так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

  1. Двухсложные слова из открытых слогов (рама).
  2. Трехсложные слова из открытых слогов (машина).
  3. Односложные слова (мак).
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом (бутон).
  5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (форма).
  6. Трехсложные слова с закрытым слогом (коридор).
  7. Двухсложные слова из закрытых слогов (барбос).
  8. Трехсложные слова со стечением согласных (подарки).
  9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (фейерверк).
  10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (конфетка)
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале или в середине слова (стол), (зубр).
  12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (тропка).
  13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (скакалка).
  14. Многосложные слова из открытых слогов (телефон). Работая по этому плану, логопед должен учитывать произносительные возможности детей, цели, задачи, стоящие на занятии, изучаемый в это время звук, темы по развитию словаря.

2. Формируем умение последова​тельно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры.

Предлагаем следующие упражнения:

В словах пропущен один звук. Ребенку нужно догадаться какой, и подумать, можно ли получить разные по значению слова, всавляя разные звуки.

  • Вол… , …убы, …рач, ми…ка, …очка, кры…а, …илет, бу…ка, ба…ан.

Преобразовываем слова, изменяя один звук.

Из каждого слова исключаем по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Например: горсть — гость.

Хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, олень, клещ, мель, снаряд, град, скот, всласть, краска, стол, тепло, беда, экран.

Добавляем к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Например:рот-крот.

3.​ Если в диктанте встречается большое количество недописанных слов, то предлагаем упражнения на дописывание слов.

Очень полезно при этом подключать кинестетический контроль . Каждое произносимое слова «простукиваем» пальчиками по столу. При этом нужно требовать четкого произношения окончания слов.

  1. Саша купил цветн___ карандаши.
  2. Сады и поля зеленее___.

Следующим упражнением будет диктант только окончаний:

  • «цветной — ————ой,
  • зеленеют — —————ют».
  • Зима холодная, а лето — …
  • Пишем только окончание. Крыша какая? Треугольная- ———— ая.

4.​ Работаем на уровне предложения.

Предлагаем слуховые и графические диктанты.

Слуховые диктанты увеличивают объем слуховой памяти. Детям очень нравятся слуховые диктанты. Ребята стремятся сознательно запомнить предложение. Можно поиграть с детьми: назови второе слово, последнее и т.д.

Перед тем, как записать предложение полезно составить его графическую схему, т.е. обозначить начало предложения, а затем все слова — отдельными чёрточками.

Полезно систематически включать упражнения на списывание текстов и письмо стихотворений, небольших текстов по памяти.

Диктанты подбираем в соответствии с возрастом, программой обучения.

Сатаева Н.В.,
учитель-логопед

Loading...Loading...