Признаки шизофрении у ребенка 8 лет. Симптомы и лечение шизофрении у детей и подростков

Шизофрения – это хроническая прогрессирующая патология психики, в которой сочетается уход от общения, обеднение эмоций, снижение активности, однообразное возбуждение, немотивированный смех и прочие психопатологические симптомы. Шизофрения у детей характеризуется расщеплением психической деятельности: речи, эмоций, поведения, поступков. Первые признаки расстройства проявляются в период раннего детства. Среди детей от рождения до 14 лет в среднем заболевание встречается 1,66 на 1000.

Распознать шизофрению при первых ее проявлениях у детей очень трудно. Ранние симптомы болезни у детей и подростков носителей расстройства существенно отличаются от проявлений патологии у взрослых. Большая часть таких детей еще до появления бреда и галлюцинаций имеют задержки в развитии психических функций. В период раннего детства больных отличает неравномерное моторное развитие.

В зависимости от возраста признаки шизофрении у детей имеют свои особенности. Так в раннем детстве заболевание проявляется в виде следующих нарушений:

  • хождение по кругу;
  • импульсивность;
  • бег в неопределенном направлении;
  • однообразное возбуждение;
  • немотивированные смех или слезы.

Для позднего дошкольного возраста характерны симптомы расстройства мышления, которые представляют собой фантазирования, полностью заполняющие сознание. Среди ранних проявлений заболевания особое место занимают тревога и страхи. Ребенок с диагнозом шизофрения мнителен, в его поведении появляются навязчивые движения, он жалуется на скуку, становится вялым, пассивным, у него часто и быстро меняется настроение.

Шизофрения у детей подросткового возраста характеризуется галлюцинаторно-бредовыми проявлениями. Обычно эти симптомы впервые возникают в 10-12 лет. Типичной формой расстройства для данного периода развития считалась гебефреническая форма. Определить ее можно по таким признакам, как нелепое «клоунское» поведение ребенка, эмоциональная выхолощенность, разорванность речи, дурашливость. Больные этой формой подростки вычурно фантазируют.

Фантазии содержат желания или опасения, перерастающие во враждебное отношение к людям. Любят такие дети только самих себя. С течением времени у них утрачиваются душевные связи, нарастает опустошение, проявляется холодность к родным. В период подросткового развития встречается кататоническая форма шизофрении. Она носит более тяжелый характер и характеризуется распадом речи и периодами двигательного возбуждения и обездвиживания.

Симптомы расстройства просматриваются в интересах и увлечениях детей. Вместо сказок и рассказов больные интересуются чтением словарей и справочников. Их захватывают вопросы астрономии, проблемы мироздания, загадки древности. Игры таких детей носят однообразный, вычурный характер, однотипное содержание игр способно сохраняться в течение длительного периода.

Шизофрения у детей и подростков может сопровождаться тяжелым осложнением – дефектом интеллекта. Такой сценарий развития болезни возможен при появлении первых симптомов расстройства в раннем возрасте, на этапах формирования познавательных способностей.

Постепенно заболевший замыкается в одиночестве и отдаляется от коллектива, становится мрачным, ему кажется, что он хуже всех и поэтому к нему плохо относятся. У больных детей нарушается восприятие. Выражается это в неспособности объединить в единый образ воспринимаемый объект. В острой фазе больные дети сталкиваются с затруднением понимания смысла изображений на красочных картинах. При форме болезни детей дают вполне адекватное описание картин. Симптомы постепенно нарастают, что приводит к распаду личности.

В целом определить заболевание у детей можно по наличию следующих признаков:

  • противоречивость суждений;
  • трудности при общении;
  • подход к пониманию проблемы с разных позиций;
  • неуверенность в своих действиях;
  • нарушения мышления;
  • сложности при возникновении необходимости отвечать на вопросы;
  • нарушения речи (быстрая или отрывистая речь, глухой голос, медленная речь с заиканием);
  • неологизмы;
  • снижение интеллектуальной активности;
  • автоматизм мышления;
  • разрыв ассоциаций;
  • отсутствие интересов;
  • эмоциональная опустошенность;
  • обеднение психики;
  • повторение мыслей;
  • временная потеря способности понимать слова;
  • незавершенность высказываний;
  • стремление к витиеватым высказываниям;
  • рассеянность при чтении;
  • сильные переживания из-за неудач в школе;
  • эгоцентризм;
  • бесцельность.

Диагностика детской шизофрении

Диагностика расстройства у детей основывается на видимых симптомах. Специальных клинических методик выявления болезни не существует. Для выявления патологии применяются психологические методики. Кроме них, в комплексную диагностику включают:

  1. МРТ, позволяющую выявить типичные при шизофрении изменения в структуре мозга, и исключить наличие возможных опухолей.
  2. Электрическая энцефалографию, отражающую картину мозговой активности.
  3. Дуплексное сканирование сосудов, диагностирующее наличие возможных заболеваний – патологий венозного оттока, атеросклероза и пр.
  4. Нейротест, позволяющий отследить эффективность функций нервной системы.
  5. Лабораторные анализы на наличие следов наркотических средств и вируса Эпштейн-Барра.

При диагностике шизофрении используют метод изучения рисунков больных. Только по рисунку выявить патологию сложно, однако творческая работа может отображать возможные признаки расстройства. Рисунки ребенка больного шизофренией отличает: символизм, стереотипность, разрыв «ассоциативного аппарата», агглютинация, невыясненные формы. Частым симптомом заболевания является неестественное сочетание цветов: трава – черного цвета, облака – красного.

Виды (формы) шизофрений у детей

Для детей характерно развитие следующих форм расстройства:

  • – редкая для детей форма расстройства. С подобным диагнозом обычно встречаются дети 10-12 лет. У ребенка параноидная шизофрения может быть представлена в виде симптомов мании преследования, бреда, выражаться страхами. Ему мерещится заговор с целью его убийства. В связи с этим ребенок может начать отказываться от еды, боясь быть отравленным, становится чрезвычайно злобным.
  • Кататоническая форма сопровождается выраженными двигательными патологиями – неестественной подвижностью, однообразными действиями, застываниями в неестественной позе. Ребенок отрешен от реальности, замкнут, не реагирует на вопросы, отказывается разговаривать.
  • – заболевание характерное для подростков. Проявляется в виде дурашливых поступков, гримасничания, нелепого поведения. Такой ребенок страдает бессонницей, головными болями иногда придумывает бредовые идеи.
  • Простая шизофрения типична для дошкольников, реже развивается в юности. Ребенок становится вялым, агрессивным, теряет интерес к обучению, совершает асоциальные поступки, стремится уйти из дома, у него снижается уровень интеллекта.
  • Привитая – эта форма характерна для подросткового возраста. Она поражает детей, имеющих определенные особенности, которые являются благодатной почвой для этой патологии – травмы головы, интоксикации, личностные особенности (капризы, упрямство, раздражительность, замкнутость).

Независимо от формы расстройства исходом являются необратимые дефекты психики: абулия, эмоциональное оскудение, выраженное слабоумие разорванное мышление и речь.


Причины

Основные причины шизофрении в детском и подростковым возрастах скрываются за генетическими нарушениями. ДНК детей – носителей расстройства содержат мутации, которые не обнаруживаются у здоровых людей. Современные ученые утверждают, что предрасположенностью к развитию заболевания обладают дети, родственникам которых, даже не по прямой линии, был установлен такой диагноз. Вместе с тем, известны случаи, когда у родителей больных шизофренией рождаются здоровые дети с высоким уровнем интеллекта.

Кроме того, причины расстройства прослеживаются в нарушениях клеток головного мозга. Диагноз шизофрения порождает недостаточность ацетильно-гистоновых связей. Так же существует версия, что причины патологии скрываются в нарушении обменных процессов в организме больного, который приводят к сбою метаболизма углеводистых и белковых соединений.

Существует еще ряд факторов, способствующих развитию патологии:

  • экстремальные жизненные условия;
  • поздняя беременность;
  • внутриутробные вирусные заболевания;
  • неполноценное питание матери во время беременности;
  • детская наркомания.

Лечение

Шизофрения независимо от возраста является хроническим психическим расстройством и самостоятельному лечению не подлежит. Расстройство, проявившееся в детском возрасте, имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при построении программы терапии. Лечение шизофрении у детей включает применение лекарственных препаратов и методов психотерапии. Успех терапии во многом зависит от своевременности обращения к психиатру. Затягивать с и ждать, что все пройдет само, не стоит.

Современные методики и лекарства позволяют добиться устойчивой ремиссии. Лечение шизофрении при помощи лекарств предусматривает применение нейролептиков, которые призваны сгладить психопатологические симптомы, и ноотропов. При назначении конкретного вида препарата врач исходит из особенностей течения болезни и ее формы.

Наиболее эффективными техниками при лечении шизофрении у детей считаются методики творческого самовыражения, такие как телесно-ориентированные, арт-терапия, танцевальная терапия, психодраматические постановки.

В особо сложных случаях при лечении подростков в качестве одной из крайних мер используется электрошок. Такой метод применяется для вывода из глубокой депрессии при вероятности суицида.

В зависимости от того, насколько успешно проходит лечение, больные дети могут посещать общеобразовательные учреждения и обучаться по специальной программе. При наличии симптомов расстройства личности больному назначается надомное обучение. В зависимости от особенностей течения заболевания лечение может проводиться в условиях стационарах.

Вам также может быть интересно

Шизофрения у детей – явление крайне редкое. Обычно она «расцветает» в подростковом периоде. Детской же шизофренией в психиатрии называют заболевание, проявившее себя до 12-летнего возраста.

Расстройство у детей характеризуется некоторой специфичностью симптомов и трудностью в диагностике. Бдительность родителей и квалифицированный специалист помогут вовремя распознать болезнь и начать своевременную терапию.

Что провоцирует расстройство

Сразу стоит отметить, что до сих пор так и не выяснена точная, окончательная причина детской шизофрении , а предположительные можно определить как комбинированные. Здесь играют роль как биологические, так и социальные факторы.

Среди биологических предрасполагающих факторов, прежде всего, выделяют генетику и наследственность. Установлено, что большая часть детей, страдающих расстройством, имеет больных родственников, ближайших либо даже по второстепенной линии.

К биологическим причинам также относят поражение ЦНС. Повреждение структуры головного мозга играет важную роль в проявлении расстройства. Их разделяют на перинатальные и постнатальные.

Перинатальные факторы риска – это дефекты, полученные в утробе матери. Они могут развиваться вследствие:

  • внутриутробной гипоксии плода;
  • внутриутробных инфекций;
  • отслойки плаценты;
  • недостаток питания;
  • токсического воздействия на плод – злоупотребление матерью во время беременности алкоголем , наркотиками; прием медикаментозных средств, запрещенных для беременных; если беременная подвергалась воздействию ядовитых веществ.

К постнатальным факторам риска относят те, что поражают ребенка уже после рождения. Особую роль здесь играют черепно-мозговые травмы. К этой группе также относят нейроинфекции, то есть инфекции, разрушающие мозговую ткань: энцефалит, менингит, нейросифилис. К развитию заболевания предрасполагают состояния, вызывающие гипоксию головного мозга.

Но все эти основания могут оказаться бессильными, если ребенка окружает благополучная социальная обстановка.

Риск появляется в том случае, если ребенок растет и воспитывается в недоброжелательной, угнетающей атмосфере. Это касается насилия, которому подвергается малыш: побои, агрессия со стороны родителей, систематические обвинения, неадекватная оценка поступков. Нередко жестокое отношение к детям проявляется в семьях, где родители наркозависимы или злоупотребляют алкоголем .

Другая модель поведения – когда родители воспитывают свое чадо в чрезмерной строгости, предъявляют ему завышенные требования, диктуют свои предпочтения, устанавливают повышенный контроль. То есть, воспитание из цикла: «шаг влево, шаг вправо – расстрел».

В другой семье ребенок вроде бы живет и воспитывается по правилам, но взаимоотношения между родителями никак не складываются. Постоянные ссоры, скандалы, недопонимание между супругами откладывают негативный отпечаток на психику ребенка в особенности, если он становится свидетелем насилия.

Но бывает и так, что семья вполне благополучная, отношения между ее членами позитивные и доброжелательные, но малыш подвергся воздействию сильнейшего стрессового фактора. Это может быть смерть близкого человека, насилие, или же ребенок стал свидетелем ужасного события. В этом случае также существует риск проявления расстройства.

Шизофрения раннего возраста

Симптомы и признаки детской шизофрении имеют много сходных черт с ее течением у взрослых. Но, тем не менее, не лишены они и специфических проявлений, которые, надо сказать, осложняют ее диагностику.

Болезнь разделяют на три вида, охватывающие разные возрастные периоды:

  • шизофрения раннего возраста – от 0 до 3 лет;
  • дошкольного возраста – от 3 до 5–7 лет;
  • школьного возраста – после 7 лет;

Удивительно, но первые признаки шизофрении у детей можно заметить уже в грудном возрасте, на первом году жизни, хоть в этот период они и проявляются достаточно редко. Сложность заключается в следующнем: они настолько размыты и нетипичны, что не каждая мать сможет заподозрить в них дебют психического расстройства:

  • ребенок вялый и малоподвижный. Не реагирует на игрушки. Не просыпается на кормление, не плачет перед кормлением. Создается впечатление, что он не ощущает чувства голода. Проявляет по отношению к матери эмоциональную холодность: не улыбается ей, не протягивает ручки. Безразличен к дискомфортным условиям;
  • моторное возбуждение. Возникает в дневное время. Ребенок лежит в кроватке и дергает руками, ногами. Но эти движения не похожи на нормальную возрастную двигательную активность. Они однообразны, напоминают автоматизмы. Происходят на сниженном эмоциональном фоне, то есть малыш не проявляет никаких эмоций. Двигательные навыки с возрастом не усложняются. Мало того, теряются уже приобретенные;
  • аффективные нарушения. Появляется чрезмерная плаксивость. Грудничок плачет и днем, и ночью. Тревожность и плач возникают периодами, чередуясь с фазами относительного спокойствия. Например, за ночь тревожные приступы могут повторяться 2–3 раза.

Симптомы шизофрении у детей второго – третьего года жизни сопровождаются, прежде всего, угасанием эмоций. Малыши становятся малоактивными, неулыбчивыми, безэмоциональными. В отдельных случаях детки, которые уже начали ходить, теряют эту способность. Они начинают ползать, движения приобретают хаотичную направленность, по развитию соответствующую месячному возрасту.

С другой стороны, такие малыши становятся возбужденными. Они часто находятся в состоянии постоянной, бесцельной ходьбы, по кругу или в виде маятника, раскачиваются из стороны в сторону. При этом лицо становится отрешенным либо дети начинают строить разные гримасы. Несмотря на ходьбу в течение продолжительного времени (1 часа и более), они не устают. Остановить их в бесцельных желаниях становится очень сложно. Они вырываются и продолжают процесс.

Расстройство в этом возрасте также может выражаться в беспричинном хохоте или плаче, в неорганизованном беге и прыжках.

Резкое возбуждение сменяется вялостью. Дети стремятся лечь в тихом, отстраненном месте: под кроватью, в углу. Принимают неестественную позу. Их очень сложно вывести на прогулку, приходится делать это силой. Сон также нарушается. Малыши просыпаются среди ночи, и долгое время проводят без сна.

В целом, картина заболевания у детей до 3 лет сводится к бесцельным движениям и автоматизмам, к регрессу в развитии. На фоне патологического состояния возникают страхи, не имеющие под собой основания. Это может быть боязнь любого предмета: машин, деревьев и т.д. Когда устрашающий объект попадает в поле зрения, ребенок становится тревожным, возбужденным. Но стоит убрать его из виду, и состояние малыша нормализуется.

Шизофрения у дошкольников

У детей от 3 до 7 лет заболевание стартует с эмоциональной холодности. Дети становятся безразличными к происходящему, ограничивают общение со сверстниками, не проявляют теплых чувств к родителям. Ранее приобретенные знания и умения утрачиваются, пропадает интерес к любимым занятиям, игрушкам.

Маленькие больные становятся капризными, причем их настроение претерпевает резкую смену, колеблется в широком диапазоне.

Детки не проявляют интерес к своему внешнему виду, отказываются выполнять ежедневные гигиенические процедуры. Они становятся неряшливыми, могут надеть грязную одежду, ложатся спать на полу.

Изменяется и манера поведения. В своих действиях они могут проявлять манеры детей, младших по возрасту. Например, ребенок, который уже самостоятельно, вполне свободно владел ложкой и вилкой, вдруг начинает есть руками, разбрасывает еду, крошит ее.

Он практически все время проводит в одиночестве, отгораживаясь от людей. Сложно переносит нововведения в его режиме. Игры его становятся примитивными, утрачивая свою сюжетность. Они сводятся к ощупыванию предметов и игрушек, их обнюхиванию. Тематика игры не имеет значения – таких детей привлекают только отдельные действия. Иными словами, игры приобретают стереотипный характер: дошколенок открывает-закрывает дверь шкафа, раскладывает в определенной последовательности предметы. Если прервать его занятие, он начинает очень сердиться.

Особое влияние расстройство оказывает на речь. Так, если ребенок уже хорошо, грамотно излагал свои мысли, то в начале болезни можно отметить нарушение смысловой расстановки слов в предложении. Постепенно речь становится бессвязной, ребенок не способен внятно выразить свои мысли. Появляется эхолалия – повторение слов, сказанных кем-то. Понемногу полноценное, вразумительное повествование делается бессвязным, невнятным. Предложения укорачиваются, слова заменяются слогами. Вскоре речь превращается в бессвязный лепет.

При прогрессировании процесса у детей наблюдаются признаки кататонии. Они заторможены, застывают в одной позе. К примеру, сидят, прогнувшись и откинув голову назад либо лежат в позе эмбриона. Взгляд при этом отсутствующий, на контакт не идут.

Другая сторона кататонии – повышенное настроение, возбужденное поведенное. Ребенок прыгает, смеется, дурачится без причины.

Продуктивная симптоматика детской шизофрении

Шизофрения у дошкольников проявляется в виде патологического фантазирования. От типичных детских фантазий его отличает нереальность и стойкость воображаемого. Болезненные фантазии вычурны по своей тематике, и сопровождаются изменением поведения.

Ребенок перевоплощается в какой-либо объект и способен пребывать в своей новой роли несколько дней. Например, мальчик, видящий себя автомобилем, крутил руками и перебирал ногами, имитируя его езду. Периодически делал остановки, чтобы заправиться, так как заканчивался бензин. Повседневные нужды осуществлял автоматически, и то под напором взрослых.

Нередки фантазии в виде сказочных существ, чудищ, драконов.

Продуктивные симптомы у дошкольников также представлены бредом и галлюцинациями. Но они менее выражены, чем у детей школьного возраста и взрослых.

Галлюцинации могут носить зрительный, слуховой, оральный характер. Зрительное галлюцинирование проявляется, как правило, в момент засыпания или пробуждения. У ребенка появляется чувство страха и тревоги. Он всматривается в помещение, устремляет взгляд в определенную часть комнаты. Говорит, что там стоит синий волк, на потолке много пауков или по кровати ползет змея. Ему мерещатся светящееся лицо, черная лапа.

Слуховые галлюцинации у детей младшего возраста редко выражаются в голосах, звучащих в голове. Чаще они «приходят» в виде петушиного крика, боя часов, чьего-то плача, голоса злых сил: ведьмы, злого колдуна, злодеев из мультиков.

Оральные причуды выражаются в ощущениях по типу жжения во рту, присутствия какого-либо предмета, волос или крошек.

Среди бредовых идей на первый план выступает бред преследования.

Шизофрения школьного возраста

Начиная с 6–7-летнего возраста большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому зарождение болезни можно определить по характеру учебной деятельности. Такие дети заметно отстают в освоении учебного материала по сравнению со своими сверстниками. У них страдают все когнитивные функции, плохо развито произвольное внимание, то есть удержать его на преподаваемом материале очень трудно. Зато непроизвольное внимание у таких деток, наоборот, более выражено.

Проблема восприятия кроется в понимании целостности картины. Ребенку сложно уловить общий смысл. Рассказанное или увиденное он разбивает на отдельные части. Память носит избирательный характер. Запоминается только то, что искренне интересует больного ребенка. Заставить выучить его учебный материал, если он не хочет, практически невозможно.

Такие дети выпадают из жизни коллектива. Держатся отстраненно, замыкаются в своем мире. У них появляются странные пристрастия и увлечения. Для них характерна разорванность мышления, резонерство, отрыв от реальности. Их мысли приобретают мрачный и устрашающий характер. Дети мнительны, во всем ищут подвох, могут предполагать, что все наблюдают за ними. Постепенно они аутизируются, отделяются от окружающего мира, уходят в себя.

Развивается абулия – отсутствие воли. Ребенку сложно склонить себя к деятельности, хотя он понимает необходимость в этом. Большую часть времени он проводит в постели, отказывается ходить в школу, не общается с друзьями.

С прогрессированием болезни к симптоматике присоединяются бред и галлюцинации. Последние проявляются в виде голосов, устрашающих и склоняющих к определенному действию. Часто дети умалчивают об их появлении.

Постепенно болезнь приобретает одну из ее форм. Детская шизофрения проявляется в следующих формах:

  • вялотекущая – самая распространенная ипостась расстройства. Ее ранним признаком могут стать сверхспособности в любой области – в рисовании, математике, музыке. Но со временем они утрачиваются. Дети, страдающие этой формой болезни, отличаются патологическим фантазированием, навязчивыми страхами, вычурными увлечениями;
  • приступообразно – прогредиентная – симптоматика болезни неярко выражена. И проявляется периодами. Но приводит к необратимым последствиям по типу шизофрении;
  • параноидная – встречается реже других форм. Среди ее признаков – бред преследования, отравления, злокачественное фантазирование и страхи. Выражена эмоциональная холодность;
  • гебефреническая – возбужденное, агрессивное поведение. Характерны кривляния, гримасничанье, вычурность;
  • кататоническая – принятие вычурных поз и застывание в них или повышенная импульсивность и возбудимость в действиях. Бессмысленная речь, имитирование движений, слов других людей.

Как поставить диагноз

Диагностика шизофрении у детей начинается с внимания родителей и близких к ребенку. Только взрослые могут усмотреть в поведении своего чада тревожные симптомы.

Резкая перемена в действиях и личности ребенка, его отстраненность от окружающих, странности и стереотипность поведения, ощущение, что он разговаривает с кем-то невидимым, должны обращать на себя внимание родителей.

При первых подозрениях на нестабильность психического развития малыша необходимо обратиться к врачу-психиатру. Специалист тщательно обследует маленького пациента. Собирает сведения о том, как развивался ребенок до «подозрительных симптомов», при каких обстоятельствах появились перемены. С помощью группы психологических методик выявляет уровень развития когнитивных функций, личностных качеств и т.д. При необходимости назначает дополнительные обследования.

Все это необходимо, чтобы собрать все сведения и поставить правильный диагноз.

Шизофрения – это болезнь, которая не стоит на месте. Это прогредиентное заболевание, то есть склонное к прогрессированию.

У детей оно протекает в злокачественной форме. Чем меньше возраст ребенка – тем страшнее последствия. Это связано с тем, что психика ребенка еще до конца не сформирована, а патологический процесс вызывает в ней непоправимые изменения. Так, расстройство, развившееся у детей до 7 лет, вызывает стойкий шизофренический дефект. Дети перестают ходить, вместо этого ползая на четвереньках. Теряют способность говорить, издавая нечленораздельные звуки.

Взять заболевание под контроль и добиться положительных результатов позволяют ранняя диагностика и лечение шизофрении. Чем раньше выявлено расстройство, тем больше шансов на благоприятный исход.

Долгое время детскую шизофрению рассматривали как отдельное заболевание, не связанное с шизофренией у взрослых. Сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что шизофрения, развивающаяся в детстве, является более тяжелой формой той же шизофрении, которой болеют взрослые, а не самостоятельным заболеванием.

Что может быть возможным признаком развития шизофрении у ребенка и когда нужно обращаться к детскому психиатру?

1. Странные стойкие фантазии

Ребенок не проводит разницы между собой и персонажем, которого он отыгрывает: называя себя «кошечкой», принимает пищу только из мисок на полу, на вопрос: «Кто ты?» не называет свое имя, не говорит, что он мальчик или девочка, а упорствует в том, что он «кошка». Говорящие дети более старшего возраста могут просить, чтобы их называли другими именами, рассказывать о не видимых никому друзьям, которые к ним приходят.

2. Непонятные страхи

Ребенок или не может объяснить, чего он боится, или, наоборот, четко описывает «чудовищ» или людей, которые приходят к нему по вечерам, может показать, где они стоят. Может упорно отказываться отвечать на вопрос, чего он боится.

3. Ухудшился уровень бытового и социального функционирования

Ребенок перестал следить за собой, умываться; предпочитает играм с друзьями уединенное времяпрепровождение в своей комнате, хотя раньше был общительным; ухудшилась успеваемость на развивающих занятиях, в саду или в школе; ребенок словно «глупеет», начинает вести себя соответственно более раннему возрасту.

4. Во время разговора ребенок оглядывается по сторонам, словно прислушивается к чему-то, при этом теряет нить беседы

Порой речь становится бессвязной. Ребенок жалуется на голоса в голове, которые кричат, указывают, комментируют. Может наблюдаться «распад» речи, фразы становятся более примитивными.

5. Немотивированная агрессия, жестокость

Ребенок может демонстрировать эмоции, не адекватные ситуации: например, смеяться, когда сообщают о грустном известии.

6. В рисунках появляется яркая контрастная цветность, не соответствующая сюжету (синяя трава, оранжевое небо и т. д.)

Вопреки сложившемуся мнению, черный цвет в рисунках далеко не всегда свидетельствует о развитии шизофрении, чаще такая палитра говорит о депрессивных расстройствах. Могут наблюдаться повторяющиеся, пугающие сюжеты: существа с зубами, оторванными конечностями, большими, четко очерченными глазами.

Московский дом книги

Лекция Натальи Керре

«Особое родительство: Как помочь ребенку с отклонениями в развитии и не сойти с ума»

Наталья Керре более двадцати лет помогает детям с аутизмом, умственной отсталостью, шизофренией, синдромом Дауна. Убеждена, что необучаемых детей не существует. Выправить до нормы можно далеко не каждого ребенка, но абсолютно у любого можно улучшить состояние по сравнению с изначальным. Использует в работе семейно-ориентированный подход. Открыто обсуждает с родителями даже самые страшные мысли, которые возникают у них после постановки диагноза.

На лекции Наталья представит свою книгу и расскажет:

  • как пережить постановку диагноза;
  • как сохранить семью и не «выгореть»;
  • как наладить повседневный быт;
  • как общаться со специалистами;
  • как наладить работу с разными категориями особенных детей;
  • какую коррекцию родители могут проводить сами;
  • что делать и как жить, если ребенок неизлечим.

Нужно учесть, что развернутая шизофрения довольно редко встречается среди детей в возрасте до 12 лет. У мальчиков шизофрения чаще развивается в более раннем возрасте (первые признаки можно заметить уже в 2-4 года).

Детей с предрасположенностью к заболеванию шизофренией обычно изначально отличает ряд черт, которые требуют внимательного отношения к состоянию ребенка:

  • Ребенок может сохранять познавательные функции и иметь нормальный уровень интеллекта, но при этом не мочь себя обслужить.
  • Избегает всего, что связано с двигательной активностью, предпочитает спокойные, сидячие игры, стремится к уединению, больше играет в одиночестве (иногда — в свои, понятные только ему игры), чем в компании сверстников.
  • Избирателен в общении, не умеет за себя постоять.
  • С раннего возраста может подолгу находиться в тоскливом, «ноющем» настроения без внешней видимой причины.
  • При возникновении проблемных ситуаций больше склонен уходить в себя, а не выдавать ярко окрашенную эмоциональную реакцию.

Первые признаки шизофрении обычно довольно размытые, со стороны они могут выглядеть как воспитательные просчеты: ребенок стал капризным, проявляет агрессию — «избаловали», появилось множество страхов — «просто должен взять себя в руки», перестает общаться со сверстниками — «возраст такой». Взрослые утешают себя подобными доводами и пропускают начальную стадию заболевания.

Помните, что в случае подозрения на развитие детской шизофрении лучше перестраховаться и проявить избыточную бдительность.

Чем раньше начать лечение и подобрать правильную схему приема медикаментов и психолого-педагогической работы, тем больше шансов, что состояние ребенка нормализуется.

К счастью, сейчас про шизофрению нам известно довольно много. Если лечение начато вовремя — при первых признаках заболевания, человек не игнорирует прием препаратов, работает с психотерапевтом, семья его поддерживает и принимает — есть все шансы на активную, счастливую и полноценную социальную жизнь.

– психическое расстройство с психотической симптоматикой и хроническим течением. Проявляется искажением восприятия, нарушением ассоциативных процессов, уплощением аффекта, эмоциональной холодностью, аутизмом, амбивалентностью побуждений, поступков. Основными методами диагностики являются клинический, клинико-биографический, психологический. Основу фармакологического лечения составляют препараты группы нейролептиков. Проводится индивидуальная, групповая и семейная психотерапия, направленная на коррекцию когнитивного дефицита, восстановление навыков социального взаимодействия.

Общие сведения

Осложнения

При отсутствии терапевтической, реабилитационной помощи шизофрения у детей осложняется социальной дезадаптацией. По мере взросления повышается риск алкоголизма, наркомании. Эмоционально-волевые нарушения и нарастающий когнитивный дефект приводят к прогулам школьных занятий. Стремление к одиночеству, бредовые концепции, галлюцинации могут стать причиной уходов из дома, бродяжничества , совершения асоциальных действий, суицидальных поступков . Неблагоприятное течение шизофрении способно привести к тяжелой инвалидности.

Диагностика

Для диагностики шизофрении у детей используются клинические и психологические методы. Решение о постановке диагноза принимается врачом-психиатром на основании данных комплексного обследования, которое включает:

  • Беседу. Психиатр выслушивает жалобы родителя, расспрашивает о продолжительности, выраженности симптомов, наличии сопутствующих заболеваний, собирает анамнестические данные, определяет наследственную отягощенность. В беседе с ребенком (подростком) обсуждает его увлечения, хобби, отношение к учебе, сверстникам, родителям.
  • Наблюдение. В ходе консультации врач отмечает особенности эмоциональных реакций, поведения, речи ребенка. По структуре и характеру высказываний выявляет искажения мыслительного процесса, предполагает наличие бреда, галлюцинаций (если они отрицаются пациентом и родителем).
  • Психодиагностику. Психолог использует методики, позволяющие определить интеллектуальное снижение, неустойчивость внимания, качественные изменения мышления (соскальзывания, разноплановость, актуализацию латентных признаков). Используются таблицы Шульте, корректурная проба, исключение лишнего, классификация, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативная проба, тест Равена.

Задача дифференциальной диагностики – различение детской шизофрении с ранним детским ранним детским аутизмом , шизотипическим расстройством личности. Основные отличия РДА – отсутствие бредовых проявлений, галлюцинаций, наследственной предрасположенности, ремиссий и рецидивов, определяется задержка социальных отношений, а не уход от них. Проблема различения с шизотипическим личностным расстройством возникает при непрерывной вялотекущей форме шизофрении. Основными дифференциальными признаками являются наличие/отсутствие галлюцинаций, бреда, грубых патологий мышления.

Лечение шизофрении у детей

Терапия шизофрении проводится полипрофессиональной бригадой, состоящей из психиатра, психолога, психотерапевта , социального работника. Комплексный подход позволяет купировать продуктивную симптоматику, скорректировать когнитивный дефицит, эмоциональные и поведенческие отклонения, восстановить навыки межличностного взаимодействия. В состав лечения входит:

  • Фармакотерапия. Основные препараты для лечения шизофрении у детей – нейролептики. Подбор лекарственного средства, определение дозировки, схемы приема определяется индивидуально. Дополнительно назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, антиконвульсанты.
  • Психокоррекция. направлены на устранение когнитивного дефицита. Выполняются упражнения на развитие активного внимания, целенаправленного восприятия, мыслительных процессов.
  • . Индивидуальные сеансы проводятся с целью восстановления эмоционально-волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии , ориентированные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивного эмоционального реагирования. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию, восстановить межличностное взаимодействие.

Реабилитация детей с шизофренией направлена на предупреждение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие студии, образовательные учреждения либо возвращаются в привычное социальное окружение – школу, секцию – при участии куратора (социального педагога, школьного психолога).

Прогноз и профилактика

Благоприятный прогноз шизофрении у детей коррелирует с острым дебютом, старшим возрастом при первом эпизоде, преобладанием позитивных симптомов, расстройств настроения, школьными успехами до болезни, хорошим социальным положением семьи, выполнением врачебных предписаний. На исход болезни положительно влияют сильные стороны характера подростка, принятие и поддержка родственников, друзей. Профилактика шизофрении основана на создании благополучной семейной обстановки, продуктивном стиле воспитания, доверительных отношениях. Детям групп высокого риска рекомендуется периодический контроль психиатра, посещение психотерапевтических сеансов.

Шизофрения – психическое расстройство, для которого наиболее характерны в разной степени выраженные нарушения мыслительных процессов, эмоциональной сферы и восприятия. По статистическим данным мужчины и женщины болеют с приблизительно равной частотой, при этом для женщин характерна несколько более поздняя манифестация болезни. Подростковая шизофрения достаточно распространенное явление, в то время как детская шизофрения встречаются крайне редко.

Симптоматика шизофрении может быть крайне разнообразной, но всё же в общепринятыми считаются три группы признаков:

  1. Позитивные (продуктивные) симптомы – навязчивые идеи, галлюцинации, бред.
  2. Негативные симптомы – апатия, абулия (безволие), постепенная утрата так званых высших эмоций и плавное снижение эмоциональной отзывчивости, бедность речи, утрата способности получать удовольствие.
  3. Нарушения когнитивных функций – расстройства мышления, трудности концентрации внимания, различные проблемы с памятью.

Диагностика

Диагноз обычно выставляют исходя из данных, полученных в процессе опроса пациента учиты

вая при этом и поведение больного. Если есть возможность – рассказ пациента дополняют родственники, коллеги по работе или друзья. Шизофрения у детей и подростков требует тщательного опроса родителей, а также проверки возможности наследственного происхождения болезни.

Высокоинформативным методом исследования является магнитно-резонансная томография, которая позволяет обнаружить типичные для шизофрении изменения мозговой активности , а также исключить опухолевое происхождение беспокоящих симптомов. Также рекомендуется проводить полное медицинское обследование в целях дифференциальной диагностики с соматическими заболеваниями, в течение которых возможны психотические проявления.

Первые проявления болезни у детей


Первые признаки заболевания могут быть выявлены даже на первом году жизни, но чаще всего манифестация приходится на возраст 6-7 лет. От возраста, в котором появилось заболевание и зависит то, как проявляется шизофрения у детей. В возрасте от одного года и до трёх лет признаками болезни у ребенка могут быть: не имеющий объяснения смех, или наоборот, беспричинные слёзы, однообразное двигательное возбуждение – бег по кругу или в неопределенном направлении, бесцельная ходьба из стороны в сторону. В этом же возрасте может проявиться и другое заболевание во многом со сходной симптоматикой – ранний детский аутизм. РДА и ранняя детская шизофрения имеют следующие различия:

У детей дошкольного возраста эта болезнь может быть заподозрена по заметному «притуплению» эмоций – не происходит изменения интонации голоса и выражения лица даже в случаях, которые в норме должны вызывать сильный эмоциональный отклик. Ситуация, в которой здоровый человек смеялся бы, плакал, испытывал страх или удивление, больному шизофренией кажется попросту неинтересной и не заслуживающей внимания.

Симптомами шизофрении у детей также могут быть:

  • Появление в речи ребёнка неологизмов;
  • Одновременное возникновение нескольких никак не связанных друг с другом рядов мыслей;
  • Противоречивые суждения;
  • Затруднения при необходимости делать обобщение;
  • Бессвязность мышления;
  • Равнодушие к своему внешнему виду;
  • Апатия, нежелание что-либо делать.

Также обращают на себя внимание рисунки больных шизофренией детей. Некоторые характерные особенности позволяют заподозрить данное заболевание практически в любом возрасте.

Рисунки, выполненные больными шизофренией, могут иметь следующие признаки:

  • Постоянные повторы одних и тех же объектов, образов, больной часто повторяется в своих рисунках тем или иным образом;
  • Если рассматривать несколько картин, то достаточно часто можно заметить, что сюжет одной из них проникает в сюжет другой;
  • На картинах могут присутствовать понятные только больному символы;
  • Живые существа на рисунках больных шизофренией часто представлены несуществующими животными;
  • Если рисунок цветной, то обращает на себя внимание непривычное сочетание цветов и неестественная окраска изображённых объектов;
  • Обилие на рисунке не законченных, часто бессвязных элементов;
  • Иногда больного может раздражать определённый цвет, чаще всего чёрный или красный.

Особенности проявления заболевания в подростковом возрасте


В случае с подростковой шизофренией достаточно часто первые признаки болезни замечают учителя – они отмечают резкое снижение школьной успеваемости, потерю интереса к спорту, общественной деятельности, изменение круга интересов. Больные начинают игнорировать элементарные гигиенические процедуры, теряют интерес к любимым ранее хобби. Отдельного упоминания заслуживает проблема алкоголизма и наркомании – с одной стороны прием алкоголя и наркотиков может спровоцировать развитие болезни, с другой же больные шизофренией иногда пытаются наркотическими препаратами или алкоголем уменьшить негативные симптомы. Эффективность таких средств весьма сомнительна, если не сказать больше – под воздействием препаратов амфетаминового ряда симптомы шизофрении обычно обостряются.

Признаками шизофрении у подростка также могут быть:

  1. Резкие беспричинные перепады настроения;
  2. Беспричинная нервозность, тревожность, агрессивность;
  3. Чрезмерное возбуждение, или наоборот, депрессивное состояние;
  4. Быстрое появление отрицательных эмоций;
  5. Потеря аппетита (при отсутствии патологии пищеварительной системы);
  6. С прогрессированием болезни добавляются галлюцинации и бредовые идеи.

Лечение


Лечение больного может проходить как дома, так и в условиях психиатрического стационара (обычно стационарное лечение нужно только в период обострения, когда больной может быть опасен как для себя, так и для окружающих). В лечении применяется комплексный подход – сочетание фармакотерапии, психотерапии и социальная адаптация. В зависимости от преобладающей симптоматики и особенностей течения болезни в лечении шизофрении могут использоваться препараты таких фармакологических групп, как анксиолитики (более распространённое название – транквилизаторы), антидепрессанты, снотворные препараты, ноотропы и нейролептики. Подбор конкретных препаратов и их дозировок проводится лечащим врачом индивидуально для каждого пациента.

Также большинство специалистов отмечает серьёзное улучшение качества жизни пациентов, прошедших курсы психотерапии и социальной адаптации. Немаловажный, по словам пациентов, вклад в лечение шизофрении вносят группы самопомощи. Далеко не последняя роль в улучшении качества жизни отводится родственникам больного, задачей которых является создание благоприятного эмоционального фона.

Loading...Loading...