Что такое ударные слова и безударные. Слог. Ударные и безударные слоги

    Ход урока:

    I. Организационный момент

    Приветствие.

    (Слайд №1)

    Проверка готовности к уроку:

    II. Актуализация знаний

    1. Чистописание

    Я тетрадь свою открою

    И наклонно положу

    Я от вас, друзья, не скрою,

    Ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я возьмусь. (Слайд №2 .)

    6 апреля.

    Классная работа.

    Назови буквы.

    Слайд №3

    а о и ы у ё

    Какие это буквы?

    Ударный слог, ударный слог!

    Он назван так недаром.

    Эй, невидимка — молоток —

    Отметь его ударом.

    И молоток стучит, стучит,

    И чётко речь моя звучит.

    Следи за поведеньем молотка.

    Держи в руках его озорника.

    Этот невидимка говорит:

    Силачом слыву недаром,

    Выделяю слог ударом.

    О чём это стихотворение?

    А что такое ударение?

    Слайд №4

    Дом, друзья, ёлка.

    Прочитайте слова.

    книга

    I V.

    Прочитайте слова с буквой ё .

    Физминутка

    2) -В дальнейшей работе при определении ударного и безударного звука в слове нам поможет памятка №2 с.134 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки»:

    4. Гласный звук в ударном слоге слова - это ударный гласный звук.

    5. Гласный звук в безударном слоге - это безударный гласный звук.

    Прочитаем хором.

    вишня, слива, смородина (Слайд№5 ) .

    Взаимопроверка.

    Ударные гласные - это гласные звуки в ударных слогах слов.

    Безударные гласные

    V.

    Работа в парах. (Слайд №6)

    — Прочитайте задание, выполните его, используя памятку.

    1. Прочитайте.

    В цветках капли росы.

    У дома сад.

    Наша дача в лесу.

    В саду розы.

    (Слайд №7)

    Физминутка (для глаз)

    Слайд №8

    VI.

    — Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её в быстром темпе.

    Слайд 9

    На что обратили внимание?

    VII.

    Что такое ударный слог?

    Где эти знания могут пригодиться?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Ударные и безударные гласные звуки" »

Технологическая карта урока

Класс 1

Учитель: Рузняева Татьяна Леонидовна

Дата: 6 апреля

Тип урока: Закрепление

Предмет: «Русский язык»

Тема : «Ударные и безударные гласные звуки»

Цель : систематизировать представления детей об ударных и безударных слогах в слове.

Задачи:

образовательные: уточнить представления учащихся об ударных и безударных гласных в слове; наблюдение над произношением и написанием ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах;

развивающие: развивать умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике; развивать наблюдательность внимание; создать условия для активизации работы в паре;

воспитательные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем; с пониманием необходимости ориентироваться на позицию партнёра; развивать чувство взаимопомощи, поддержки.

Планируемые результаты :

Личностные: способность к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса;

Метапредметные: способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения на уроке; умение успешно выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач (устные монологические высказывания, диалог); учитывать и координировать позицию партнёра при организации сотрудничества в паре; стремление к более точному выражению собственного мнения; умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательных задач;

Предметные: определение качественной характеристики гласного звука: гласный ударный или безударный, с опорой на заданный алгоритм; определение ударного и безударного звука в слове; правильно произносить слова с указанным местом ударения, способность контролировать свои действия.

Технологии : технологии системного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения : по характеру познавательной деятельности - частично поисковый, по источнику знаний: наглядный, словесный, практический.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Фомы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование: учебник для 1 класса - авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для работы в паре, веера с гласными буквами, презентация, ИКТ (электронное приложение, мультимедийный проектор)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Приветствие.

Улыбнитесь друг другу, мне. Ведь с небольшой удачи, начинается большой успех! (Слайд №1)

Проверка готовности к уроку:

Проверьте наличие на столе учебника «Русский язык», тетради, ручки, простого карандаша.

Приветствуют учителя, друг друга,

эмоционально настраиваются на урок

Проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний

1. Чистописание

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь. (Слайд №2 .)

6 апреля.

Классная работа.

Назови буквы.

Слайд №3

а о и ы у ё

Какие это буквы?

Запишите буквы в тетради на одной строке аккуратно и правильно.

Какая буква «лишняя»? Почему?

А что можете сказать про остальные гласные?

Повторяя хором, открывают тетради.

Кладут наклонно тетради.

Берут ручки в руки.

Ставят руку на локоть.

Опускают руку на тетрадь

Записывают число и «Классная работа» в тетради.

Называют буквы

Гласные буквы

Записывают буквы в тетради.

Буква ё. Она всегда ударная.

Гласные, которые могут быть в ударном и безударном положении.

Послушайте стихотворение поэта Александра Шибаева (включение электронного приложения)

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.

Эй, невидимка - молоток -

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его озорника.

Этот невидимка говорит:

Силачом слыву недаром,

Выделяю слог ударом.

О чём это стихотворение?

А что такое ударение?

Слайд №4

Дом, друзья, ёлка.

Прочитайте слова.

Какой буквой обозначен ударный гласный звук в каждом слове?

Какими буквами обозначены гласные звуки, на которые не падает ударение?

В каком слове ударение не ставится? Почему?

Какой можно сделать вывод по этим словам?

Внимательно слушают.

Об ударном слоге.

Читают слова.

Показывают гласную букву в ударном слоге с помощью веера: о, я, ё.

Буквы: у, а.

Ударение не ставится в слове дом, потому что это односложное слово.

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Буква ё всегда ударная.

Ударение не ставится в односложном слове.

III. Самоопределение к деятельности

Как вы думаете, ребята, какой будет тема нашего урока?

Тема нашего урока: «Ударные и безударные гласные звуки»

А чтобы определить, что нам сегодня важно на уроке, я предлагаю вам решить ситуацию Маши и Пети. Маша сказала, что в слове книга ударный гласный звук [а], а Петя утверждает, что ударный гласный звук [и]. Проверьте себя, кто из ребят правильно обозначил ударный гласный звук.

Где эти знания могут пригодиться?

Давайте выведем цель нашего урока.

На уроке мы будем закреплять умение правильно определять безударный и ударный гласный звук в слове, правильно писать буквы в безударном слоге.

Ударные и безударные гласные звуки

Правильно обозначил ударный гласный звук Петя. Произносится с большей силой голоса слог кни.

Ответы детей.

На уроке будем закреплять умение правильно определять ударный и безударный гласный звук в слове.

I V.

Этап включения открытия в систему знаний закрепления и повторения, установление правильности и осознанности учебного мат-ла

1) - Рассмотрим первый случай, как определять ударный и безударный гласный звук в слове, для этого выполним упражнение в учебнике.

Прочитайте выразительно стихотворение Ивана Сурикова с. 63, упр.1.

Постарайтесь определить тему текста.

Прочитайте слова с буквой ё .

Объясните, почему буква ё обозначает всегда ударный гласный звук.

Спишите первое предложение в стихотворной форме и обозначьте в словах ударение.

Проверьте правильность обозначения ударения в словах.

В каких словах без затруднения обозначили ударение? Почему?

А теперь подведем итог, какие гласные бывают всегда ударными?

Открывают учебник с.63, читают стих-е.

Начало весны.

Землёю, днём, всё.

Списывают первое предложение в стихотворной форме. Обозначают в словах ударение.

Проверка.

Над, землёю, днём, всё.

Над – односложное слово, землёю, днём, всё – слова с буквой ё.

Всегда ударной бывает гласная ё и гласные в односложных словах.

Физминутка

А теперь немножко отдохнем и рассмотрим второй случай, как определять ударный и безударный гласный звук в слове. Я буду называть слова, а вы внимательно слушать и выполнять движения. Если слово односложное - руки - вверх, если слово двусложное - хлопаете в ладоши, исходное положение руки вниз. Кот, папка, пенал, рот, мел, яма, ручка тетрадь, плот, весна.

Внимательно слушают слова и выполняют движения.

2) –В дальнейшей работе при определении ударного и безударного звука в слове нам поможет памятка №2 с.134 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки»:

1. Прочитай слово. Понятно ли тебе, что обозначает это слово?

2. Произнеси слово так, чтобы услышать в нём ударный слог.

3. Выдели в ударном слоге гласный звук и произнеси его.

4. Гласный звук в ударном слоге слова – это ударный гласный звук.

5. Гласный звук в безударном слоге – это безударный гласный звук.

Прочитаем хором.

Пользуясь памяткой, объясните, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой безударный в словах: вишня, слива, смородина (Слайд№5 ) .

Запишите слова в тетради, обозначьте в словах ударение и подчеркните безударные гласные.

Взаимопроверка.

Давайте ещё раз вспомним, что такое ударная и безударная гласная, в этом нам помогут «Сведения о языке» в нижней части учебника на с. 63

Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.

Безударные гласные - это гласные звуки в безударных слогах слов.

Знакомятся с памяткой

Читают хором.

Вишня – ударный гласный звук [и], безударный гласный звук [а].

Слива - ударный гласный звук [и], безударный гласный звук [а].

Смородина - ударный гласный звук [о], безударные гласные звуки [а], [и], [а].

Записывают слова, обозначают в словах ударение и безударные гласные.

Взаимопроверка.

Читают «Сведения о языке».

V. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа в парах. (Слайд №6)

Я вам предлагаю поработать в парах. Договоритесь, кто из вас будет заполнять карточку первым, кто вторым. Чтобы быстро и правильно справиться с заданием, нужно работать дружно.

Прочитайте задание, выполните его, используя памятку.

    Прочитайте.

2.Укажите порядок предложений, чтобы получился связный текст.

3.В двусложных словах поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

В цветках капли росы.

У дома сад.

Наша дача в лесу.

В саду розы.

Сверка с доской правильности выполнения задания (Слайд №7)

Что помогло вам при выполнении этого задания?

Договариваются между собой.

Читают задание.

Указывают порядок предложений.

Обозначают ударение в двусложных словах, подчеркивают букву, обозначающую безударный гласный звук

Сверяют с доской правильность выполнения задания

Оценивают свою работу.

Памятка «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки».

Физминутка

(для глаз)

Слайд №8

Выполняют движения глазами.

VI. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении

Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её в быстром темпе.

Слайд 9

На дворе трава, на траве дрова.

Написание, каких слов в скороговорке отличается от их произношения?

Определите безударный гласный звук в каждом двусложном слове.

На что обратили внимание?

Будьте внимательны: безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

Спишите скороговорку. Подчеркните букву, которая обозначает безударный звук. У доски работает Семён.

Сделаем вывод. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Читают скороговорку.

Дворе, дрова.

[а],[а], [а],[а].

Безударный гласный звук в слове обозначен разными буквами.

Списывают скороговорку, обозначая безударный гласный звук.

Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

VII. Рефлексия учебной деятельности

Вспомним ситуацию с Машей и Петей, какую цель ставили на уроке? Подведём итог.

Что такое ударный слог?

Где эти знания могут пригодиться?

Оцените свою работу на уроке. Если на уроке было интересно и легко, то выбираете красное яблочко и вывешиваете на дерево, если встретили трудности, не до конца разобрались, зелёное яблочко, значит, нужно ещё поработать.

Молодцы, я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо.

Закреплять умение правильно определять ударный и безударный гласный звук в слове.

Ответы детей.

Оценивают свою работу, выбирая соответствующее яблочко.

Учитывая сложность понятия «слог», в начальных классах по сложившейся традиции определение данной категории не дается. Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. На какой же признак слога опираются учащиеся, чтобы правильно разделить слово на слоги? В слове столько слогов, сколько гласных. Данное сведение содержит «Русский язык» для I класса, но практически учащиеся знакомятся с ним уже в период обучения грамоте. Произнесенное слово дети делят на части, каждая из которых произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. В написанном (напечатанном) слове учащиеся сначала находят гласные буквы, затем делят на столько частей (слогов), сколько гласных. В течение первого полугодия I класса упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно как устные, так и письменные (в том числе и подбор учащимися слов с определенным количеством слогов). Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших, над которыми идет работа в I классе. Во-первых, с опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике является ведущим. Чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова, ученик прежде всего делит слово на слоги. Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначения согласных и гласных звуков. Пример рассуждения ученика I класса: «В слове родина три слога. Первый слог - ро, звук р - твердый, пишу буквы эр, о. Второй слог - ди, звук д - мягкий, пишу буквы дэ, и. Третий слог - на, звук н - твердый, пишу буквы эн, а». Умение учащихся делить слово на слоги, диктовать себе по слогам, четко представляя в слоге место каждого звука, их последовательность, ведут к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв. Поэтому работа над слогом должна включать списывание по слогам (научить списывать!), запись под диктовку по слогам (послоговое проговаривание). Во-вторых, умение делить слово на слоги необходимо учащимся для того, чтобы правильно переносить слова. В I классе школьники овладевают базовым правилом переноса: слово переносится по слогам. Однако это, казалось бы, простое правило требует значительного количества упражнений, поскольку оно осложнено рядом уточнений. Не любой слог можно перенести: слог, состоящий из одной буквы, не переносится на другую строчку; его нельзя оставить на строчке: Оля, Юлия, моя, линия и т. п. Специально отрабатывается также перенос слов с буквами ъ и и, при переносе эти буквы остаются на строчке: конъ-ки, лей-ка.

Дополнительные трудности создаются тем обстоятельством, что при переносе слов нецелесообразно «отрывать» первую букву корня, последнюю букву приставки; поэтому возникает необходимость учитывать, какой вариант слога нужно использовать при переносе, чтобы он соответствовал делению на морфемы: под-бежал, по-двинулся, над-ломил, на-крошил и т. п. Естественно, что данное правило переноса становится доступным учащимся после изучения состава слова. Во II и III классах, согласно программе, оно специально не изучается, и учитель, по мере того как встречаются в письменных упражнениях подобные слова, выясняет с детьми, какой вариант переноса удобнее и почему.

Постепенно учащиеся при переносе слов учитывают не только слог, но и морфему (приставку, корень).

Выделение в слове ударного слога представляет для учащихся I класса значительную трудность и требует систематических упражнений. Постоянные упражнения в распознавании в слове ударного слога необходимы и учащимся II-III классов. Данное умение имеет достаточно широкую сферу применения.

В I классе, еще в период обучения грамоте, начинается работа над формированием умения выделять в слове ударный слог. Для того чтобы правильно воспринять лексическое значение слова, при его чтении необходимо один из слогов произнести с большей силой. В своей речевой практике дети-дошкольники большинство слов произносят правильно (имеется в виду ударное произношение одного из слогов). Однако вычленить этот слог из слова, сказать, какой слог по счету в слове ударный, первоклассникам до специального обучения недоступно. Умение выделять в слове ударный слог связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений. Примеры упражнений:

1. Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который (по счету) ударный.

2. Обозначить в словах ударный слог и правильно прочитать их: портфель, морковь, магазин, щавёлъ, снегирь, чаща.

3. Списать только слова с ударением на первом слоге (выборочное списывание).

4. Подобрать слова с ударением на втором слоге и т. п.

Задание. Расставить ударение в словах целесообразно предлагать учащимся ежедневно как в классных, так и домашних упражнениях. Только систематические упражнения обеспечивают развитие у учащихся умения быстро и безошибочно выделять в слове ударный слог. Осознанному выделению ударного слога способствует также поочередное произношение слова с ударением на том или ином слоге: осина, осина. Учащиеся наглядно убеждаются в том, что правильное выделение ударного слога обеспечивает понимание смысла слова и взаимодействует с ним.

В программу I класса включена тема «Ударение. Гласные в ударных и в безударных слогах», изучение которой направлено на обобщение наблюдений над ролью ударения в слове, а также на развитие умения распознавать в словах ударные и безударные слоги, сопоставлять гласные в этих слогах и правильно обозначать безударные гласные звуки.

Смыслоразличительная роль ударения особенно наглядно видна при сопоставлении слов, которые различаются только местом ударного слога: хлопок - хлопок, козлы - козлы, замок -замок, кружки, кружки и т. п. Учащиеся делают вывод: ударение - это произношение в слове одного из слогов с большей силой; с помощью ударения передается смысл слова.

В процессе изучения указанной темы особенно большое место отводится формированию у учащихся умения правильно обозначать гласные звуки в ударных и безударных слогах (согласно программе, имеются в виду только двусложные слова типа сосна, вода, река, гроза и т. п.). Безусловно, в I классе прежде всего необходимо научить писать правильно, в строгом соответствии с русской графикой, слова с ударными гласными в корне: дом, реки, стол, час, двор, лес, море, сосны и т. п. Написание слов с безударными гласными в корне, как известно, подчиняется орфографическому правилу. При формировании данного навыка фонетические знания вступают в связь со знаниями о составе слова (см. подробно в главе «Формирование орфографических навыков»).

Вопросы и задания

1. Роль фонетических знаний для овладения младшими школьниками устной и письменной речью.

2. Как научить первоклассников писать слова без пропусков и перестановки букв? Какие упражнения вы предложите ученикам, допускающим подобные ошибки?

3. По каким признакам учащиеся различают гласные и согласные звуки? Как вы познакомите с парными звонкими и глухими согласными, с непарными звонкими и глухими? Составьте фрагменты уроков.

4. Как формируется у учащихся умение различать парные по твердости и мягкости согласные звуки и правильно обозначать их на письме?

5. Как организовать работу над слогом в I классе? Проанализируйте материал в учебнике «Русский язык»: объем знаний, последовательность изучения, виды упражнений - и дайте оценку.

Loading...Loading...