Белорусский орнамент: символы и их значение

Папараць–кветка Еще один национальный белорусский цветок - конечно, «папараць–кветка». Папоротник, как известно, цветет только в легендах. И только в ночь на Ивана Купалу. Заметить цветок, по логике, несложно - он горит, как огонь. А вот найти и сорвать проблематично. Нечистая сила мешает. Сорвал - начнешь понимать язык птиц и зверей, видеть сквозь землю клады. Чуць толькi Купальскае свята Наблiжыцца з ночкай сваей, Як папараць–кветкай заклятай Чаруе няшчасных людзей... - утверждал Янка Купала. О мистическом цветке писали Винцент Дунин–Марцинкевич и Юзеф Крашевский, Владимир Короткевич и Михась Чарот. А уж сколько «папараць–кветак» в нашем быту - от ресторана до котлеты... 7 июля В ночь с 6 на 7 июля (у католиков и у славян - с 23 на 24 июня) отмечалось Купалье (Купалле, Ян, Иван) , которое являлось своеобразной кульминацией летних событий в народной жизни. Иван Купала является одним из самых почитаемых праздников у белорусов и в настоящее время. Купалле - истинно языческий праздник в честь летнего солнцестояния. Аналоги его существуют почти во всех странах мира. Во время летнего солнцестояния расцвет природы достигает своего апогея: колосится на полях пшеница, гречка и просо, расцвели лен и картошка, закончился приплод у животных. Поэтому наши предки в эти дни старались отблагодарить Матушку - Природу за хороший урожай, охоту, удой и отел у домашних животных. Люди совершали жертвоприношения и празднованием Ивана-Купалы показывали единение с природой. девушки занимались гаданием: опускали венки в реку и, следя за движение венка, делали выводы о своей дальнейшей судьбе. С Купальем связывают удивительную легенду о цветке папоротника (папараць-кветка) , на который нисходит огонь Перуна, и ровно в полночь папоротник зацветает на несколько мгновений огненным цветом. Нужно поймать этот момент, и тогда все желания обладателя цветка папоротника сбудутся, он будет знать обо всем, что происходит в мире. В легендах говорится, что в купальскую ночь растения разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки светятся волшебным светом. Есть поверье, что в эту ночь проводят гулянья всевозможные волшебники и ведьмы, воруя лошадей, отбирая молоко у коров. Чтобы защититься от нечистой силы, хозяева вешали над входом домом крапиву или острые предметы, о которые нечистая сила могла бы порезаться: иглы, серпы. К утру молодежь купалась в реках, качалась по утренней росе, встречала восход солнца, в честь которого и праздновалось Купалье. Говорили, что в купальское утро солнце «играет» - двоится, троится и переливается разными цветами. Документальный фильм из цикла 1000 миров "В ночь на Ивана Купала". В фильме показан языческий праздник летнего солцнестояния, ночь на Ивана Купала, русские неоязычники споминают старинные русские обряды, связанные с языческим богом солнца Ярило, ведьмина ночь, цветок папоротника, обливание водой, прыжки через костер и венки на воде - все это праздник Ивана Купала.

Белорусские цвета — только красное на белом. Белорусский орнамент, есть традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий с дохристианских времен. Белорусы, а когда-то и все славяне, использовали два цвета — красный цвет на белом фоне.

Эти цвета имеют глубокую символику. Белый фон — цвет чистоты. Красный — цвет солнца, крови как символа жизни, и вообще символ жизни.

У белорусов, как ни у кого из славян, сохранилась до ХХ столетия чистота узоров. Наши корни — красный узор на белом фоне. С конца XIX века добавился черный цвет. Но он никогда не преобладал, только оттенял красный.

Знак плодородия, изобилия плодов земных. Ношение его призвано повысить жизненную силу, усилить способность к чадородию.

А все остальные цвета никогда не использовались в наших орнаментах. В народных костюмах встречаются синий, желтый, но никогда, кстати, зеленый. Загадка традиций. Зеленый считается символичным цветом у мусульманских народов. А у нас, несмотря на обилие зелени, никогда не использовался народом. Правда, в книге встречается много и полихромных образцов. Но они явно поздние.

Солнечный знак — ромб с отростками. Интересно, что на древних костяных или деревянных изделиях, на женских гребнях, которые носили на голове и которые должны были быть оберегами, солнечный знак изображали как кружочек с точкой посередине. В текстиле кружочек не сделаешь, он трансформировался в ромб. Ромб с загнутыми концами, так называемая свастика, — тоже солнечный знак, знак круговорота солнца. Его можно увидеть в Беларуси на женских фартуках еще в начале ХХ столетия.

Знак земли – перечеркнутый ромб с точками.

Символ человека — восьмиконечная розетка. Это еще индоевропейский мотив.Эти знаки признаются исследователями как основные. Несомненно, их было больше, но какие-то забылись, а какие-то уже невозможно расшифровать.

У белорусов не было символов смерти

— Все эти символы — очень сильные знаки, которые должны оберегать человека. Хоть мы сейчас не вкладываем в них смысл оберега. А наши предки верили, что они помогают. Поэтому и не было у нас знаков, которые символизировали бы смерть, боль, горе.

Вы задумывались над тем, почему орнамент на одежде помещают только в конкретных местах — на вороте, на манжетах, вдоль манишки, на головном уборе вокруг лица. Они есть там, где прорехи, где зло может проникнуть к телу человека. Все остальное защищено тканью. А полотно ткалось на кроснах, на которых эти знаки были нанесены.

1. Звезда человека на небе;

2. Солнце дает силу и урожай;

3. Луна бережет детей от ночных страхов;

4. Огонь лечит от простуды и немочи;

5. Перун оберегает от дурного глаза, своими стрелами карает чертей;

6. Дед на том свете молится за здоровье, счастье живых родных;

7. Козерог лечит и оберегает всю живность от болезней и нечистиков.

Вышила солнце, чтобы сын выздоровел

Наши предки верили в магическую силу символов и знаков.

— У белорусов существовала великая культура обрядовых рушников. В каждом регионе ткали, вышивали свои — где-то от неурожая, где-то от засухи, в военные времена — чтобы лихо обошло деревню. Где-то в деревне женщины собирались и ткали за одну ночь, — рассказывает Евгений Сахута.

В книге немало таких примеров.

Восьмидесятилетняя бабушка вспоминала, как у нее заболел сынок. Ничто не помогало. А как только вышила она узор солнца, сын сразу выздоровел.

— У меня двое старших детей умерло, — рассказывала другая женщина. — Боюсь, как бы не умерла и Соня. Я вышила два рушника с узором ребенка. Один отнесла в церковь и повесила на икону Божией Матери, другой — на могилу деда.

У белорусов была даже своя астрология.

— Ночью и днем бабки-гадалки смотрели на небо — на солнце, луну, звезды. Потом советовали нам, что вышивать на рушниках. Я вот по совету по совету бабки Купреихи вышила такие узоры.

Развитие изобразительного искусства Белоруссии происходило в тесном контакте с искусством России, Украины, Польши и Литвы, что, несомненно, носило прогрессивный характер.


Основными видами прикладного искусства были резьба по дереву и кости, керамика, ткачество и обработка металлов.


Традиционный белорусский орнамент по преимуществу геометрический. В средневековой Белоруссии славились мастерством резчики по дереву и камню, создавшие особый стиль - так называемую "белорусскую резьбу" - пышный растительный орнамент, в который вплетаются стилизованные изображения птиц и зверей. Иконостасы и царские врата православных храмов часто были настоящими произведениями искусства, свидетельствующими о талантливости белорусского народа.



Видное место в декоративном искусстве Белоруссии занимало производство изразцов для облицовки зданий. На сохранившихся керамических плитках XIV-XV веков можно увидеть скачущего всадника с обнаженной саблей и оленя с олененком. Изображение всадника близко гербу Великого княжества Литовского, получившего в последующие столетия распространение в геральдике, так и в изобразительном искусстве Белоруссии и Литвы.


Часто встречаются керамические плитки, украшенные цветами и растительными побегами. Излюбленными цветочными мотивами были василек и виноградная лоза.



Такие керамисты XVII в., как П.И. Заборский, Степан Иванов, прозванный Полубесом, Игнатий Максимов, были известными мастерами своего времени и работали не только у себя на родине, но и в русском государстве: сначала на строительстве Воскресенского храма в Ново-Иерусалимском монастыре, затем в Оружейной палате Московского Кремля. Замечательный керамический пояс Воскресенского собора, выполненный Степаном Полубесом, был украшен орнаментом, прозванным в народе "павлиний глаз". Декоративное убранство этого собора, оказало большое влияние на изразцовый декор зданий Москвы последних лет XVII в.


Искусство художественной обработки металлов получило распространение не менее, чем художественная керамика. Здесь в основном использовались изображения цветов и растительных побегов.





В XVIII в. в Уречье была основана мануфактура по изготовлению бытового и художественного стекла. Она выпускала украшенную алмазной гранью и гравировкой посуду и зеркальные медальоны с гравировкой, которые служили украшением парадных залов. Декор зеркал с гербами магнатов соединял в себе черты средневековья и элементы барокко. Уреческое стекло получило известность далеко за пределами Белоруссии - в Польше, Литве, России.


Очень популярными во второй половине XVIII - первой половине XIX в.стали протканные золотом и серебром шелковые так называемые слуцкие пояса. Этим названием они обязаны месту своего изготовления - Слуцку. В те времена их именовали "персидскими кушаками".





Орнаментальные композиции слуцких поясов, как правило, слагались из трех частей: узкой каймы, украшенной стилизованным растительным орнаментом, охватывающей пояс со всех сторон; основного поля пояса, оформленного несколько более спокойными орнаментальными формами и расчлененного довольно часто поперечными полосами, и двух прямоугольных клейм, расположенных по концам пояса, украшенных обычно одним, двумя вазонами, либо медальонами с цветами или крупными букетами, звездами, иногда геометрическими фигурами.





Мотивы флоры первоначально были заимствованы с Востока, но постепенно близко знакомые белорусским мастерам цветы - василек, колокольчик, кашка - заменили эти узоры. Пояса ткали двусторонними, когда их прокатывали на особых станках, блеск золотых и серебряных нитей еще более усиливался. Этот блеск в сочетании с яркостью узора, чистотой тонов - алого и синего, орнажевого и голубого - придавал слуцким поясам одновременно и нарядность и строгость. На углах пояса обычно ткались названия города и имя мастера, вначале латинскими буквами, позже кириллицей.


Будучи предметом мужской одежды, слуцкий пояс дал жизнь широко вошедшим в XIX в. в русский, а затем и европейский женский костюм тонким шерстяным шалям. Их узоры повторяли все элементы слуцких поясов.





Среди ремесленных изделий первой половины XIX в. выделяются ткацкие изделия, ковры с растительным орнаментом, близкие по технике исполнения к украинским безворсовым килимам. В настоящее время выпускаются ворсовые ковры с белорусским геометрическим узором и декоративными мотивами слуцких поясов.


Для ткачества характерной особенностью является использование натурального цвета материала: сурового тона льняной нити, коричневых оттенков шерстяной пряжи. Излюбленными сочетаниями цветов в окрашенных тканях стали сочетания красного с синим цветом, красного с фиолетовым, зеленого с желтым. В орнаментике преобладают геометрические мотивы (обычно вариации ромба и квадрата).





На протяжении нескольких столетий в изобразительном искусстве Белоруссии были созданы произведения большой художественной ценности. Они свидетельствуют об удивительной одаренности белорусского народа.


Основные источники:

Л.В. Фокина, "Орнамент", серия: Высш.обр.,- Изд-во: Феникс, 2007г. - 208с.

Кацар М.С. "Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка / Белорусский орнамент": Ткачество. Вышивка


Символика белорусского орнамента



Белорусская история полна трудной борьбы за независимость. Своей символикой государство официально обзавелось совсем недавно, в период обретения суверенитета после распада СССР. До этого главным флагом считался советский. На данный момент используется штандарт с более чем шестидесятилетней историей, а также существует неофициальная версия с бело-красно-белым полотнищем, которая используется оппозицией и националистами.

Современный государственный флаг

Полотнище, являющееся символом суверенитета республики, имеет прямоугольную форму и состоит из двух прямоугольных полос. Цвета, которые в себя включает белорусский флаг - красный и зеленый. Верхняя полоса красная и занимает две трети ширины полотнища, а нижняя, зеленая, составляет одну треть. Возле древка вертикально расположена полоса с национальным красно-белым орнаментом, она занимает 1/9 длины. Ширина относится к длине так же, как 1 к 2. Флагшток окрашивается в золотистый цвет. Для церемониальных шествий или торжественных дат для него также используется ромбовидный наконечник с пятиконечной звездой, выполненный из желтого металла. Точно такая же звезда изображена на государственном гербе Республики Беларусь.

Когда используется национальная символика?

Использование флага регламентировано сводом правил. Так, на резиденции президента, на административных зданиях министерств и национальных собраний, а также государственных комитетов штандарт должен находиться постоянно. Это касается также зданий судов и местных исполнительных органов. Здания дипломатических и консульских представительств в других странах определяют правила использования национального символа в индивидуальном порядке. Кроме того, флаг должен использоваться на помещениях для голосования в дни референдумов или выборов, на пограничных пунктах и в на морских и торговых кораблях, на спортивных сооружениях в дни чемпионатов и первенств республиканского или международного масштаба. Использовать красно-зеленое полотнище также можно на церемониях и торжествах государственных и общественных органов, учреждений, предприятий и организаций. В семейные, трудовые и народные праздники украсить свой дом или автомобиль флагом может любой гражданин страны.

История возникновения

В январе 1919 был создан манифест о создании Социалистической Советской Республики Белоруссии. 3 февраля была признана независимость возникшего государства и принята его Конституция, утверждающая флаг и герб. Символика того времени была напрямую связана с коммунистическими идеями. Поэтому белорусский флаг представлял собой красное полотнище, в левом углу которого располагались золотые буквы С.С.Р.Б. или полная расшифровка названия страны. 27 февраля было принято решение о создании буферного государства, Литовско-Белорусской ССР. Флаг Белоруссии в этот период представлял собой алое полотнище. Когда Литбел прекратила существование и БССР вошла в была принята новая Конституция. Новые флаг и герб Белоруссии были похожи на уже существующие. Так, главный государственный символ являлся красным полотнищем с золотыми буквами «БССР» у древка. Конституцией от 1937 года на него были добавлены красная звезда и серп с молотом.



Приход к современному варианту

В пятидесятых вышло новое конституционное постановление. Согласно ему был принят красно-зеленый флаг Белоруссии, фотографии которого во многом похожи на его современную версию. Отличие в том, что в верхнем левом углу советского варианта были изображены серп, молот и пятиконечная звезда. Их можно было вписать в квадрат стороной в одну шестую ширины полотнища. Острый конец серпа должен был точно приходиться на середину верхней стороны такого квадрата, а рукоятки инструментов - упираться в нижние углы. была размером с окружность с диаметром в одну двенадцатую ширины флага. Как и у всех предыдущих, а также у современного, флагов, соотношение ширины и длины составляло один к двум.

Символика используемых цветов

Как и для других народов, для белорусов оттенки полотнища имеют большое символическое значение. Красная полоса ассоциируется с солнцем и кровными узами, символизирует братство и борьбу за правое дело. Такой цвет является знаком счастья и высокого положения. В прежние времена знать носила красные шапки и сапоги как знак особого отличия. Кроме того, использование красного означает победу и высокое предназначение. Зеленый цвет указывает на тесную связь с природой. Он ассоциируется с лесами и полями, которыми покрыта большая часть территорий. Зеленая полоса является роста, благополучия и мира. Такие цвета флага Белоруссии и их сочетание призваны дать наиболее полное представление о культурных ценностях и традициях страны. является символом свободы, стремление к которой является еще одним важнейшим гражданским качеством белоруса.



История орнамента

Красно-белая полоса у древка напоминает о традиционных народных ремеслах. Орнамент белорусского флага был выбран из множества вариантов и конституционно утвержден в советский период. Вариант, который используется и по сей день, был создан в 1917 году обычной крестьянкой Матреной Маркевич из деревни Костелище, которая находится в Сенненском районе. Его основной идеей является то, что трудолюбие и мастерство служат предпосылкой счастья. По сути, орнамент является фрагментом вытканного вручную полотенца на традиционном для Беларуси станке. Подобные полотенца, называемые белорусами «рушники», широко распространены в народном хозяйстве и чаще всего украшаются именно красной вышивкой по белому льняному фону.

Символизм орнамента

Каждый элемент бело-красной полосы, украшающей флаг Белоруссии возле древка, имеет свое особое значение. В центре расположен ромб с отходящими от него «крючками», также называемыми «веслами» или «рогами». Эти детали символизируют движение и вечность. Сам по себе ромб является символом богини Плодородия. Это своеобразное изображение засеянного поля. Вокруг него расположены знаки, которые должны призывать удачу и богатый урожай, а также способствовать исполнению праведных и добрых желаний. Маленькие ромбы означают «хлебы», пищу, которая важна и для духа, и для тела. Через такие символы орнамент, который использует флаг Белоруссии, отражает культуру и историю

народа, его создавшего.

Бело-красно-белый флаг

Современные белорусские националисты нередко используют вместо созданной в советские времена версии флага бело-красно-белое полотнище. Этот символ был создан Клавдием Дуж-Душевским в начале двадцатого века. Есть версии, что в древние времена именно под таким полотном войско шло за победой в Грюнвальдской битве, некоторые историки считают его прообразами флаг Святого Георгия и герб «Погоня». Тем не менее документально это не подтверждается. Первые официальные упоминания связаны с выпускником Петербургского института Дуж-Душевским, к которому обратились белорусские националисты во время февральской революции 1917 года. Он и создал несколько проектов, из которых был выбран именно бело-красно-белый флаг Белоруссии, который использовался различными студенческими и повстанческими организациями. Во время Великой Отечественной войны таким полотнищем пользовались коллаборационисты, поэтому в наши дни оно имеет несколько отрицательное значение.

З десь Вы можете скачать правила дорожного движения —

ПДД нужно знать не только для сдачи экзамена правил дорожного движения в ГАИ но и для безопасного вождения автомобиля.

Т рудно представить, как без свода правил, регулирующих взаимоотношения между разными индивидуумами, субъектами хозяйствования, и т.д. Нас конечно-же интересует свод законов — ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ; — коротко ПДД РБ (республики Беларусь).

П еречислять правила дорожного движения мы, конечно не будем, это скучно и муторно. Пусть Мы просто выложим их в конце статьи, где Вы их сможете запросто скачать.

З атронем немного истории возникновения правил дорожного движения. Cовсем коротенько, так сказать, для своей эрудиции.

П осле штудирования этой темы в интернете, оказалось, что еще покойный Юлий Цезарь, год так 50-й до Нашей Эры, выпустил свод правил, регламентирующих движение колесниц и повозок в Древнем Риме. На некоторых улицах было введено одностороннее движение. Перемещение по городу частного «транспорта» разрешалось в определенные часы.

З атем в четвертом веке, уже Нашей Эры, отличился царь Иван III, который ввел правила пользования почтовыми трактами, за счет чего удалось ускорить доставку почты.

С ледующий — Петр I, не без него родимого, издал указание, где запрещалось перемещение без возниц на «не взнузданных лошадях» .

И наконец в 1868 году перед парламентом в Лондоне был установлен первый семафор. Естественно, семафором управлял человек.

В 1893 г. во Франции были введены первые правила дорожного движения. Так запрещалось ездить по городу свыше 12 км/ч. Автопарк Парижа насчитывал 600 машин.

А втомобили в нашей стране стали появляться в конце 19-го века. И в 1996 году были созданы первые Правила Дорожного Движения в Белоруссии, которые в последствии не раз усовершенствовались и дожили до наших времен.

Л ично я, думаю, что в ближайшее время, этот пережиток прошлого будет отменен. Всю власть по управлению движением на себя возьмет умная машина, называемая КОМПЬЮТЕР, а человек будет полностью отстранен от управления автомобилем.

Н о пока …

У чите правила!

(10,7 MiB, 3 403 hits)

(76,8 KiB, 1 231 hits)

Loading...Loading...