Велопрогулка: Поселок «Сокол. Посёлок Сокол Кто живет в поселке сокол

Это первый советский жилищно-строительный кооперативов, памятник деревянного зодчества, самоуправляемая община.

8 августа 1921 года В.И. Ленин подписывает декрет о кооперативном жилищном строительстве.
Суть его: те, кто имеет средства — рабочие, специалисты, творческая интеллигенция, —
могут строить жилье сами.
В Москве к этому времени велась разработка генерального плана ее развития. Возглавили эту работу архитекторы И. Жолтовский и А. Щусев. План так и назывался: "Новая Москва".

Кооперативное товарищество "Сокол" было создано в марте 1923 года. Почему такое название — Сокол?
Дело в том, что первоначально поселок планировали строить в Сокольниках, в московской Швейцарии, как тогда называли этот окраинный район столицы. Однако изыскательские работы показали, что почва здесь для малоэтажного деревянного строительства непригодна.


Жилой дом (арх. Н. В. Марковников)

Стали подбирать другой участок. Выбор пал на восточную окраину Москвы. А поскольку к этому времени уже была изготовлена какая-то документация, имелся штамп и эмблема товарищества (летящий сокол с домиком в лапах), название его не стали менять, а лишь подсократили. И получилось — Сокол. Впоследствии Соколом будет названа станция метрополитена, а затем — и административный район столицы.

В товарищество вошли люди, в общем-то, зажиточные, так как предусматривались значительные денежные взносы: 10,5 золотых червонца вступительных, 30 — при выделении участка и 20 — при начале строительства коттеджа. Стоимость каждого коттеджа составляла около 600 золотых червонцев. Деньги по тем временам немалые. Закреплялся также срок пользования жилплощадью: 35 лет — без изъятия жилья и уплотнения его. К сожалению, норма эта не была выдержана: позже последовали и изъятия, и уплотнения…
Кто же они, первые застройщики? Сотрудники наркоматов, ученые, художники, архитекторы, техническая интеллигенция. Часть паев предназначалась для рабочих в строящихся многоквартирных домах.

В проектировании поселка участвовали выдающиеся русские зодчие А. Щусев, братья Веснины, Н. Марковников, Н.Дюрнбаум, Н. Колли, И. Кондаков, А. Семилетов, художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, скульптор И. Ефимов. Строился поселок десять лет.


Здание территориальной общины и музея.

Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлиненности). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.
Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.
Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улицы кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.
Особое внимание — поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.
Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.

Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли — под строительство многоэтажных домов.

Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно — по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.

Теперь о самих коттеджах. Это — рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.
Типичный дом — односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.
Двухсемейный дом — изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.


«Вологодская изба» (арх. братья Веснины)

Поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит — спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

Озеленение поселка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.

По мере заселения домов складывалась и социально-бытовая инфраструктура поселка: магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр. Благо этому способствовали так сказать внутренние ресурсы. В числе застройщиков были архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи, зоотехники… Такой профессионально разнообразный состав товарищества позволял большую часть вопросов решать своими силами и, конечно же, на общественных началах. Дух коммуны проявлялся в реализации простого принципа: от каждого по способностям. Это сплачивало, пробуждало энтузиазм.
Корчевали пни, засыпали рвы и колдобины, в складчину закупали дрова, заготавливали овощи. Этот начальный этап в жизни поселка поистине отмечен мощнейшей энергией созидания.

Большое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения: физическому развитию (свои спортивные площадки, свой, в летнее время, пионерский лагерь), развитию творческих способностей: музыкальных, художественных. Этому опять-таки способствовали благоприятные условия: тут же рядом мастерская скульптора Н. Крандиевской, домашняя школа графики П. Павлинова, школа музыки А. Шимановского.

В поселке до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зеленых насаждений) и даже кружок птицеводов.

Художники в Соколе — тема особая. Поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья, коллеги по ВХУТЕМАСу П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Часто наезжали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Целая плеяда в будущем ведущих русских художников — Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие — получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.

8 мая 1935 года на поселок рухнул самолет-гигант "Максим Горький". К счастью, никто из жителей не пострадал…

В 1937 году правительственным постановлением в стране сворачивается кооперативное жилищное строительство, а уже имеющиеся строения передаются в собственность государства в лице местных органов власти. Такая же участь постигла и поселок Сокол: весь его жилой и нежилой фонд стал собственностью Моссовета.
Коснулись поселка и репрессии. Многие проживавшие в нем выдающиеся ученые и профсоюзные деятели были арестованы. На памяти старожилов и времена, когда коттеджи перепланировали (потеснитесь, мол) и приспосабливали их под коммуналки, общежития.

В начале 50-х, поселок вообще оказался на грани сноса. По соседству развернулась ударно-показательная стройка, поглотившая территорию летного поля Центрального аэропорта до самой Песчаной улицы (теперь улица Алабяна).
Поселок, говорят, спас Сталин: во время посещения стройки он якобы высказался против сноса поселка. Возможно, это легенда. И, тем не менее, красивая, спасительная.
Но по-прежнему Сокол оставался лакомым кусочком. В октябре 1958 года появилось распоряжение исполкома Моссовета о предоставление части земли Сокола (естественно, со сносом ряда коттеджей) Управлению делами ЦК КПСС. Четыре года длилось противостояние соколян с городскими властями. И добились-таки своего. Распоряжение было отменено.

Однако успокаиваться, как оказалось, было преждевременно. В кабинетах уже зрел план сноса 54 коттеджей (из 119). Определен был даже дом для отселения жильцов. Желающих покинуть Сокол не нашлось. Напротив, соколяне все как один стали на защиту своего поселка. К их голосу — не допустить разрушения поселка как единого градостроительного и архитектурного комплекса — присоединились Министерство культуры, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, союзы архитекторов, художников, ряд других организаций. Целостность поселка снова удалось отстоять. Наверное, тогда и придумали ту самую легенду, мол, сам Сталин сказал: поселок не трогать!
Более того, удалось добиться решения Мосгорисполкома о придании поселку как уникальному архитектурно-градостроительному комплексу статуса памятника градостроительства. Это означало, что отныне на поселок не только никто не смет посягнуть, но он всячески будет охраняться государством, в данном случае городской и районной властью.

К сожалению, ожидаемых мер по сохранению поселка-памятника не последовало. Поселок же все более терял свой первозданный вид.
К этому времени (1988-1990 гг.) Моссовет, понимая, что многие местные вопросы ему не решить без участия самих жителей, стал пропагандировать идею формирования территориального общественного самоуправления. Соколянам эта идея пришлась по душе, ведь их домком, по сути, уже был органом самоуправления. Поэтому на общем собрании 14 июля 1989 года постановили: восстановить в поселке самоуправление. Каким оно было в 20-х годах. Утвердили Устав поселка (в соответствии с Положением об общественном самоуправлении, утвержденном решением Моссовета от 22 июня 1989 года), избрали его руководящие и контролирующие органы. Основную же задачу видели в том, чтобы, воссоздав прежний вид Сокола, сохранить его как памятник градостроительства. И снова — в райисполком, в Моссовет. И получили «вольную».

Это был дар свободы. Но и бремя ответственности: не только сохранить памятник-поселок (жилищный фонд, нежилые помещения, скверы и прочее, прочее), но и обеспечить нормальный быт жителей: отопление, водоснабжение и все другое сопутствующее. Не получая при этом ни копейки из районной и городской казны.

В 1928 году улицы посёлка были названы в честь русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина и др. Поэтому «Сокол» стал известен также как «Посёлок художников».

Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А. Н. Челинцева засажена определённой породой деревьев. Так, на улице Сурикова растут липы крупнолистные, на улице Брюллова — клёны татарские, на улице Кипренского — клёны остролистные (разновидность schwedleri), а на улицах Шишкина и Врубеля — ясени. На широкой улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные. Малый Песчаный переулок и улица Саврасова обсажены тополями.


«Сторожевая башня» (арх. братья Веснины)


Местная школа.

В 1990-е и 2000-е годы многие жители посёлка стали продавать свои дома, так как их стоимость стала очень высокой. Несмотря на то, что статус памятника архитектуры обязует владельцев домов согласовывать все строительные работы с Москомнаследием, некоторые старые дома посёлка были снесены, а на их месте возведены элитные особняки. Отдельные здания входят в список самых дорогих домов Москвы по версии журнала Forbes.

В феврале 2010 года после скандала со сносом нескольких домов в московском посёлке «Речник» префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь обратился в прокуратуру для проверки законности строительства 30 новых домов посёлка «Сокол». Вскоре в посёлке состоялся митинг, на котором собравшиеся требовали сохранить исторические постройки. Ситуация вокруг посёлка «Сокол» широко освещалась в прессе, но тем не менее никакого развития она не получила, и новоделы сносить не стали.


Дом «Инь-Ян» (архитектор Владислав Платонов)


Дом-мастерская Александра Герасимова.

Наверное, каждому знаком такой термин из недалекого прошлого, как "кооператив". Если сказать коротко, то кооператив - это объединение людей (или организаций) с целью достижения общих экономических или социальных задач или проектов. Не секрет, что членство в кооперативе обуславливалось наличием внесенного пая в общий фонд.

Самым первым кооперативным населенным пунктом на территории столицы Российской Федерации стал "поселок художников" на Соколе. Чем примечателен данный городок? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Концепция строительства

"Поселок художников" в Москве был возведен в согласии с возникшей в начале ХХ века градостроительной концепции, именуемой городом-садом. Идея подобного населенного пункта была описана Э. Говардом еще в 1898 году. Он, критикуя общепринятый город того времени, изобличил его антисанитарию и общую загрязненность. Утопист предложил свое видение благоустроенного города, сочетавшего в себе не только индустриальные, но и аграрные мотивы.

Если сказать коротко, по замыслу Говарда, город-сад должен был представлять собой круг, пересекаемый бульварами, в центре которого находилась бы площадь с размещенными на ней общественными зданиями (администрация, больница, библиотека и прочее).

За кольцом города должны были размещаться промышленные и производственные помещения.

Идея подобного градостроительства была внедрена в Великобритании, Швеции, Германии и других развитых странах. В СССР также была предпринята попытка создать город-сад. Таким образом был возведен "поселок художников" на Соколе, а также другие небольшие населенные пункты в Мытищах, Ростове-на-Дону, Иванове и Вологде.

Где находится?

Где конкретно расположен поселок "Сокол"? Данный населенный пункт занимает целый квартал на пересечении Волоколамского шоссе и улицы Алабяна. Таким образом, жилые дома "поселка художников" граничат с многочисленными сооружениями улиц Левитана, Врубеля, Кипренского и, естественно, Алабяна.

Как добраться до данного местечка?

Это можно сделать двумя путями. Во-первых, воспользовавшись подземкой. Недалеко от населенного пункта находится м. "Сокол" и м. "Панфиловская". Благодаря метрополитену вы доберетесь до поселка быстро и без автомобильных заторов.

Долго ли придется идти от этих станций? Естественно, это зависит от скорости вашей ходьбы. Например, м. "Сокол" находится в полукилометре от поселка, тогда как м. "Панфиловская" - всего в 350 м.

Примечательно, что данные станции относятся к разным линиям метрополитена. Это также необходимо учитывать тем, кто собирается посетить "поселок художников". Метро "Сокол" относится к Замоскворецкой линии столичного подземного транспорта, поэтому станция расположена на востоке от населенного пункта. Метро "Панфиловская" является пассажирской платформой Малого кольца от Московской железной дороги, поэтому находится на юге от интересующего нас поселка.

Конечно, к нему можно добраться и наземным транспортом, со стороны улицы Алабяна. Это - автобусы № 691К, 175, 105, 100, 88, 60, 26 и троллейбусы № 59, 19 (остановки "Улица Левитана" или "Улица Алабяна”".

Новообразованному кооперативу государство выделило довольно порядочный участок земли с условием, что уже через семь лет здесь появятся новые дома. Право пользования ими было дано семье каждого пайщика на ограниченный отрезок времени - 35 лет.

Уже к осени 1923 года развернулись широкомасштабные работы по строительству кооперативного жилого поселка.

Откуда такое название?

Мнение современных обывателей расходятся в отношении вопроса, почему поселок "Сокол" назван именно так, а не иначе. Одна из версий - что кооперативу пообещали выделить землю в Сокольниках, однако потом решение поменяли, а название предприятия так и осталось.

Другое предположение в отношении названия связано с тем, что в поселке жил известный животновод Сокол А. И., который разводил на своем участке породистых свиней.

Третья же версия довольно прозаична. Согласно ей, кооператив получил свое название от обычного строительного инструмента, называемого "сокол штукатурный".

Немного об основных создателях

В проектировании и возведении "поселка художников" принимали участие сразу шесть знаменитых советских архитекторов - Николай Владимирович Марковников, братья Веснины (Леонид, Виктор и Александр), Иван Иванович Кондаков и Алексей Викторович Щусев. Совместными усилиями было построено чуть больше ста домов, спроектированных соответственно индивидуальным планам. Да, градостроительство кооператива предусматривало индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) для каждого пайщика в отдельности.

Стиль домов

Любой участок ИЖС в "поселке художников" (на "Соколе") обладал неповторимыми, характерными лишь для него чертами, так как возводился для людей, отличающихся друг от друга не только разными социальными и культурными качествами, но и материальным (финансовым) положением. И в то же время каждое здание отличалось добротностью и крепостью сооружения, а также наличием необходимых благ цивилизации.

И это несмотря на то, что дома в "поселке художников" возводились по экспериментальной системе. При их строительстве использовали такие новые материалы, как фибролит, торфофанера, шлакоблоки, соломоблоки, вулканический туф.

Архитектурный стиль сооружений был разнообразным и многоликим. Были здесь и кирпичные коттеджи, и каркасно-засыпные здания, и постройки, напоминающие образцы усадьбы 18-го века. Здесь даже можно встретить дома, напоминающие крепостные сторожевые башни.

Несмотря на такое разнообразие, для домовладельцев существовали одни и те же требования. Например, всем предписывалось иметь одинаковый низкий забор. Более того, фасады некоторых домов, выходящих на основные улицы, строились без окон. Таким образом, здания не привлекали к себе внимание, а улицы казались просторнее и длиннее.

Окончательно "поселок художников" был застроен к 1932 году. С учетом того, что к этому времени в государстве полным ходом господствовала идеология строительства коллективных рабочих зданий, на территории кооператива было возведено несколько небольших многоквартирных домов.

Архитектурный ансамбль

Так как территория "Сокола" была невелика, улицы и дома решили расположить так, чтобы зрительно увеличить площадь местечка и создать видимость его огромности. Для этого улицы “ломали” под 45-градусным углом, сужали к концу, а также обрамляли их окончания цветущими садами.

Первоначально улицы в кооперативе имели типичные для города названия - Центральная, Большая, Школьная… Однако вскоре они были переименованы в честь знаменитых русских живописцев: Врубеля, Левитана, Шишкина, Сурикова и так далее. От сюда произошло и второе название кооператива - "поселок художников".

Озеленение кооператива проводилось с особой тщательностью. Каждая улица была засажена особыми видами деревьев. Например, улица Брюллова утопает в кленах татарских, улица Кипренского - в улица Врубеля - в ясенях.

На территории парка были посажены красивые редкие растения, некоторые из них были даже занесены в Красную книгу СССР.

Развитие инфраструктуры

По мере заселения домов здесь возводились и социально-бытовые, и административные здания: магазины, библиотека, столовая, спортплощадка и даже детский сад. В "поселке художников" он занимал целое здание. Правда, там работала лишь одна воспитательница, а остальные обязанности распределили между собой работающие мамы, дежурившие в саду по очереди.

Чуть позже в центре кооператива был возведен роддом, представляющий собой внушительное четырехэтажное здание.

Всевозможные притеснения

В начале 1930-х годов у "поселка художников" отобрали незастроенную землю, чтобы возвести на ней дома для служащих в НКВД.

Начиная с 1936 года, кооперативное градостроительство в СССР было закрыто, таким образом дома поселка перешли в собственность государства.

Период сталинских репрессий не обошел стороной и жителей "Сокола". Председатель кооператива и его заместитель были репрессированы. Та же самая участь постигла и других обитателей "поселка художников".

Вспоминая 1930-е годы, невозможно не упомянуть о еще одном трагическом происшествии - падении АНТ-20 (самого большого на тот момент советского пассажирского самолета). В этой авиационной катастрофе погибли все 49 человек (в том числе и шестеро детей), находившихся на борту лайнера. Разломавшийся в воздухе самолет упал на дома "сокольчан". Правда, никто из местных жителей не пострадал, однако было основательно разрушено несколько кооперативных строений.

Годы Великой Отечественной войны

Эта трагическая страница в истории нашей родины наложила отпечаток и на кооперативное местечко. В 1940-е годы здесь были сформированы группы самообороны, проходила столичная линия укрепления, а также размещалась зенитная батарея.

Кооперативная территория подверглась бомбардировке, вследствие которой были уничтожены дома и другие строения.

Модернизация и борьба за выживание

1950-е годы стали для поселка "Сокол" судьбоносными. В этот период кооперативные дома были отремонтированы и улучшены. Например, было отменено печное отопление и заменено на водное (позднее - газовое). Также поселок был подключен к общегородской канализационной системе.

Несмотря на такие улучшения, над "Соколом" возникла реальная опасность сноса. На месте частного сектора хотели построить жилые многоэтажки, однако местные жители неоднократно становились на защиту своих домов. Именно в этот период впервые заговорили о поселке как об архитектурном и историческом памятнике.

Переход на самоуправление

Так как столичные власти мало выделяли средств из общегородского бюджета на обслуживание поселка, было учреждено муниципальное общественное самоуправление.

Благодаря этому большинство домов и административных зданий в "поселке художников" были реконструированы и отремонтированы, была построена детская площадка, для жителей поселка регулярно проводились праздничные мероприятия и даже издавалась собственная местная газета.

1998 год ознаменовался еще одной важной вехой в истории бывшего кооператива - был открыт музей, посвященный истории поселка "Сокол".

Местечко в 2000-е

В начале ХХ века стоимость домов в поселке резко подскочила, некоторые здания стали даже вошли в список самых дорогих столичных особняков.

Вообще, в этот период население поселка стало резко меняться. Некоторые коренные жители продали свои коттеджи, на месте которых сразу же выросли элитные и дорогие строения.

В недалеком прошлом вокруг данного поселка разгорелся нешуточный скандал. Было поставлено под сомнение законность сноса старинных зданий и возведение на их месте новых. Был даже организован митинг местных жителей, выражающих протест против такой ситуации.

Знаменитые жители

В разное время в кооперативе проживали такие известные личности, как режиссер Ролан Антонович Быков, художник Александр Михайлович Герасимов, архитектор Николай Владимирович Оболенский и многие другие.

Вместо послесловия

Как видим, история поселка "Сокол" богата на интересные факты и происшествия. Построенный в качестве необычного градостроительного эксперимента, он до сих пор остается важным архитектурным памятником Москвы, особой достопримечательностью столичного уклада жизни.

Великолепно подходит для велопрогулки. Не спрашивайте почему — просто поверьте. И попробуйте. Начинать велопрогулку можно из самых разных мест — все зависит от того, где вы живете. Но я начал маршрут от железнодорожной платформы «Покровское-Стрешнево» (рижское направление — прим.ред. ). Во-первых, очень красивое название, во-вторых — увлекательный путь до самого поселка. Маршрут мною не окончен: с Сокола он идет на Октябрьское поле, полюбоваться ансамблем домов послевоенной застройки. А дальше — множество вариантов. Благо, интересных мест в районе предостаточно.

Это заброшенное вокзальное здание станции «Покровское-Стрешнево» в двух шагах от одноименной платформы. Модерн, 1908 год постройки. Что там будет внутри? И будет ли что-нибудь? В настоящее время на здании висит объявление о продаже.

Остатки керамики на боковом фасаде здания. Какого размера было керамическое панно лет сто назад? Что там было изображено?

Трамвайные пути — своеобразная визитная карточка районов в окрестностях «Щукинской», «Сокола», «Войковской» и «Тимирязевской». Трамваев здесь осталось больше, чем в остальной Москве. Живописно и немного загадочно смотрятся трамвайные пути посреди парка. Трамвай мчится между деревьями, сверкая фарами и отчаянно звеня…

Когда Тушино было отдельным городком (до 1960 года) единственной связью с Большой Землей, т.е. с Соколом, являлся как раз трамвай № 6. Несколько лет назад, в связи со строительством «развязки» на Ленинградке этот маршрут изменили и «шестерка» ходила до Войковской. Но теперь она снова довезет пассажиров до Сокола.

За этим домом — улица Панфилова. Поселок «Сокол»- зеленый оазис на северо-западе многомиллионного города, занимающий квартал в треугольнике, образованном Волоколамским шоссе, улицами Алабяна и Панфилова. Архитектор Каро Семенович Алабян и военачальник Иван Васильевич Панфилов жмут друг други руки, улыбаясь художникам, притаившимся в переулках.

Длинный забор с забавными изречениями в конце улицы Панфилова. Здесь же, в одном из домов — потрясающе вкусная и недорогая узбекская столовка под боком у Строгановского художественного университета. Столовка работает с 9 до 22.

Это торец дома №4 по улице Панфилова. Четыре огромных дома на углу улиц Панфилова и Алабяна образуют единый архитектурный ансамбль, известный также как «Новые дома на улице Левитана». Дома построены в начале 1950-х гг.

Улица Врубеля — северная граница Поселка Художников. Если художникам не очень хочется готовить дома — можно пойти в кафе, благо — недалеко.

В первоначальном проекте улицы поселка назывались иначе, чем сейчас: Большая, Центральная, Школьная, Вокзальная, Телефонная, Столовая и т. п. В 1928 году улицы были названы в честь русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина и др. Поэтому «Сокол» и стал известен как «Поселок художников». Автор новой топонимики «Сокола» — известный художник-график Павел Яковлевич Павлинов. Улицы в северо-западной части первоначальной территории, изъятой у поселка в 1930-е годы, предполагалось назвать в честь русских композиторов. Если бы не изъяли — был бы в Москве поселок «художников и композиторов». В названиях улиц «Сокола» прослеживается связь с дореволюционной традицией: уже в 1910 году под Москвой появился дачный поселок «Клязьма», где улицы носили имена русских писателей, поэтов и художников.

Первоначально планировалось застроить поселок «Сокол» тремя типами коттеджей: бревенчатыми, каркасно-засыпными и кирпичными. Позднее каждый из типов домов многократно варьировался. Согласно замыслам архитекторов, использовались различные конструкции и материалы. Поскольку «Сокол» являлся первенцем советской жилищно-строительной кооперации, он стал своего рода базой для испытания архитектурных решений. Многие постройки поселка являлись экспериментальными. По проекту Н.Я. Колли, например, был построен дом из армянского туфа, чтобы проверить свойства этого материала перед использованием его в облицовке здания Центросоюза на Мясницкой улице.

А что здесь сейчас? Да все то же. За годы деревья выросли выше домов и скрывают их своей кроной. Кто-то продал свой участок и «растворился» в многомиллионном городе. Другие, напротив, не спешат расставаться с родной, драгоценной землей.

Центральная площадь поселка (та самая, на которой улица Поленова ломается под углом 45°) зовется местными жителями Звездой (или Звездочкой) – за то, что от нее разбегаются улицы в пяти направлениях. В начале 1990-х гг. на ней появились детская площадка и обелиск в память погибших в Великой Отечественной войне. Детская площадка – сама по себе едва ли не памятник деревянного зодчества – всегда полна детей. Взрослые сидят рядышком, в резной беседке, и вдумчиво читают.

Улицы Поленова и Сурикова разбегаются от площади Звезды вдоль симпатичных деревянных заборов.

Теперь о самих коттеджах. Это - рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков. На фото выше — классический английский коттедж. Хотя точно такие же дома я видел в Херранге, в Швеции.

На фото ниже — симметрично расположенные деревянные дома на улице Поленова напоминают знающим людям северные сторожевые башни. Архитекторы — братья Веснины.

Территориальная община, созданная в 1989 году, является органом самоуправления поселка «Сокол». Финансирование деятельности осуществляется за счет аренды нежилых помещений, отчислений от квартплаты жителей поселка и спонсорских взносов. Адрес территориальной общины: улица Шишкина, дом 1/8 (на фото ниже). Музей поселка «Сокол» был открыт в 1998 году в этом же здании. В музее собрано множество старых фотографий, рассказы о жителях поселка, а также обломок самолета АНТ-20 «Максим Горький». Заведующая музеем - коренная жительница поселка Екатерина Алексеева.

Одна из улиц поселка названа в честь выдающегося художника-пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова.

Школа иностранных языков на улице Верещагина удачно вписалась на пустующей территории под сенью раскидистых деревьев.

Площадь поселка сегодня составляет 21 га, каждого отдельного участка – примерно девять соток. «Сокол» насчитывает порядка сотни домов на одиннадцати улицах и около 500 человек жителей.

В поселке есть и многоквартирные дома. Их пришлось построить после того, как концепция застройки территории индивидуальными жилыми коттеджами подверглась критике в начале 1930-х гг. А на фото ниже дом с интересным фасадом — безоконным.

Сергей Сергеевич Церивитинов, 81 год, почетный глава самоуправления «Сокола».

До сих пор нет единого мнения, откуда взялось название «Сокол». Согласно наиболее распространенной версии, первоначально первый советский город-сад планировалось строить в Сокольниках - отсюда и название. Появилась даже эмблема товарищества: печать с изображением сокола, держащего в лапах домик. Но затем планы изменились, и для поселка выделили землю близ села Всехсвятского на северо-западной окраине Москвы. Однако название решили не менять – лишь сократили.

По другой версии поселок назван по фамилии жившего здесь агронома и животновода А.И. Сокола, который разводил в своем дворе породистых свиней. Наконец, согласно третьей версии, поселок получил название от строительного инструмента – сокол штукатурный.

И немного истории (в дополнение к уже сказанному).

Поселок «Сокол» был задуман в рамках градостроительных планов развития Москвы 1920-х гг. Один из планов, автором которого был Алексей Щусев, так и назывался: «Новая Москва». На периферии столицы, вдоль Московской окружной железной дороги, предполагалось создать целый ряд так называемых малых центров, задуманных как города-сады.
В те годы идея городов-садов вокруг мегаполисов была чрезвычайно популярна на Западе. Согласно концепции, города-сады сочетали в себе лучшие свойства города и деревни. Застроенные невысокими домами, они включали всю необходимую для жизни инфраструктуру – библиотеки, клубы, магазины, спортивные и детские площадки, детские сады. В советской России поселок «Сокол» стал первым и единственным примером воплощения этой идеи в жизнь.

В августе 1921 года Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому кооперативным объединениям и отдельным гражданам предоставлялись права застройки городских участков. Тогда в Москве катастрофически не хватало жилья, а денег на его строительство у властей не было.
Жилищно-строительное кооперативное товарищество «Сокол» было образовано в марте 1923 года. В товарищество входили сотрудники наркоматов, экономисты, художники, учителя, агрономы, техническая интеллигенция и рабочие. Строительство поселка началось осенью 1923 года, и было в основном завершено к началу 1930-х годов. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами.

Сергей Сергеевич Церевитинов, ветеран войны, почетный глава совета самоуправления поселка «Сокол»: Среди жителей «Сокола» были не только представители преуспевающей творческой интеллигенции. Жили здесь, например, рядовые рабочие завода «Изолятор», организации «Мосхлеб» — коллективные пайщики кооператива. Стоимость рассрочки на строительство домов зависела от размеров построек – в небольшом коттедже мог себе позволить поселиться даже человек небогатый .

Перед тем, как стать памятником архитектуры, «Сокол» неоднократно хотели снести. Зачем? Всего лишь для того, чтобы застроить лакомый кусочек земли многоэтажными домами. Первые разговоры о сносе «Сокола» начались в 1950-х гг.: «…давно пора сковырнуть «курятники» поселка бульдозером», - грозили в райисполкоме, намереваясь снести 54 из 119 коттеджей. Усилиями местных жителей поселок удалось отстоять. Против его сноса как единого архитектурного комплекса выступали Министерство культуры, Общество охраны памятников и Союз архитекторов. В результате решением Моссовета от 25 мая 1979 года поселок «Сокол» поставили под государственную охрану как памятник градостроительства первых лет советской власти.

В конце 1980-х гг., с целью заработка денег на содержание поселка, его жителями было организовано агентство «Сокол», приносившее прибыль за счет работ, выполняемых на договорной основе. Для более эффективного решения территориальных вопросов в 1989 году в поселке было учреждено территориальное общественное самоуправление (ТОС).
В 1998 году «Сокол» отметил свое 75-летие. К этой дате было приурочено открытие музея поселка. В музее, который помещается в здании территориальной общины (улица Шишкина, 1/8), собрано множество старых фотографий, рассказы о местных жителях, а также обломок самолета АНТ-20 «Максим Горький», упавшего на поселок в мае 1935 года.

Сергей Сергеевич Церевитинов: «Всеми вопросами, связанными с жизнью поселка, местные жители занимаются самостоятельно, без вмешательства и помощи со стороны городских властей. Денег нам не дают, но и не указывают, что делать. Средства к жизни зарабатываем в основном сдачей в аренду нежилых помещений.
Поселок «Сокол» — единственное в САО (а возможно и во всей Москве) территориальное образование, которое находится полностью на самообеспечении в финансовом плане.»

Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. И это ещё не конец… Stay tuned!

Есть в Москве, практически в центре, один интересный райончик, о котором даже и не все москвичи знают. Поселок Сокол затерялся среди многоэтажек, меджу Ленинградским проспектом и Волоколамским шоссе. Однако это место обладает своей удивительной атмосферой размеренности и спокойствия, когорого так не хватает Москве =)
О самом поселке достаточно информации в интернете, я не буду сильно повторяться, а покажу главным образом то, что увидела сама одним пасмурным летним днем, прогулявшись среди утопающих в зелени улиц.



Никаких художников здесь, конечно, нет. Просто улицы поселка названы в честь русских художников — Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина, Венецианова..
Фонтан- первое что бросается в глаза.

В поселке очень зелено, сейчас вы убедитесь)

Посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет советской власти. С 1989 года посёлок «Сокол» перешёл на самоуправление.

Внимание! Сейчас будет очень зелено!

На самом деле, там даже воздух другой.

Можно заглянуть за забор =)

Еще один зеленый кадр, ну что поделать.

А также совершенно потрясающая детская площадка, со всякими резными штуками)

В поселке тихо, и, я бы сказала- влажно)

Еще один фонтан. Этот уже на частной территории, за забором.

Этот домик мне почему-то больше всех приглянулся.

В 1990-е и 2000-е годы многие жители посёлка стали продавать свои дома, так как их стоимость стала очень высокой. Несмотря на то, что статус памятника архитектуры обязует владельцев домов согласовывать все строительные работы, некоторые старые дома посёлка были снесены, а на их месте возведены элитные особняки. Отдельные здания входят в список самых дорогих домов Москвы, как сообщает Википедия.

В гламурном райончике кстати заборы суровые настолько, что за ними ничего не рассмотришь. Есть что прятать, наверное.

Наткнулись на британскую школу. внезапно! Причем, запись туда ведется еще и только по рекомендациям, как мы поняли. Еще в поселке видели библиотеу, кулинарию, роддом, детский сад, школу. А вот магазина ни одного не нашли)

Перегнулась еще через один заборчик.

Москвофилы меня иногда обвиняют: «ты ругаешь Москву», ну или так: «каждый видит, что хочет, а Москва – разная, она не только плохая». Да, вот что Москва разная – это истинная правда, с этим я охотно соглашаюсь.
А посему я эту столичную серию фотопостов решил начать с Москвы нестандартной, которую многие вряд ли видели вживую – с деревенского посёлка почти в самом центре столицы, у метро Сокол. А то шокировать вас с самого начала серии отснятыми шедеврами Кепкастроя и правда, как-то не очень правильно, нужен постепенный переход:)
Идею мне подсказал камрад observer_7 , а vasser поддержал, и в результате хорошо погуляли, аккурат в день Светлой Пасхи.


Далее будет почти полная малоэтажность, много весны и зелени. Этот район ещё называют "посёлком художников".

Поселок Сокол находится совсем недалеко от метро "Сокол", однако если гуляешь по улочкам в центре посёлка, Москвы не очень чувствуется.

Итак, немного из истории посёлка (Википедия):
В 1921 году группа энтузиастов под руководством председателя профсоюза «Всекохудожник» Василия Сахарова объединилась в рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество «Сокол». Изначально планировалось, что участок под застройку кооператива будет выделен в районе Сокольников (отсюда и название поселка). Но в итоге кооператив получил землю вблизи села Всехсвятское.
Над планировкой поселка работали выдающиеся архитекторы - Н.В. Марковников, В.А. Веснин, И.И. Кондаков и А.В. Щусев. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами. В поселке имелся свой продовольственный магазин, детский сад, летний городской лагерь, библиотека, клуб, спортивные площадки.
Здесь жили художник А.М. Герасимов, скульптор А.П. Файдыш, график П.Я. Павлинов, изобретатель автоматического стрелкового оружия генерал В.Г. Федоров, народовольцы Иван Бибиков и Василий Фролов, агроном-селекционер Н.И. Любимов, геолог В.В. Тихомиров и др.
В 1936 году кооператив был ликвидирован, а все построенные дома перешли в собственность города. Несколько раз поселок находился под угрозой сноса, но в 1979 году он был взят под государственную охрану как памятник градостроительства первых лет советской власти.

Буйство весны.

Между домами и улицами - достаточное промежуточное пространство.

Сохранилось очень много домов начального этапа застройки (20-х годов XX века).

Интересные факты (тоже из Википедии):
Все улицы поселка названы в честь знаменитых русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина и др. Поэтому «Сокол» известен также, как «Поселок художников».
Каждая улица поселка засажена определенной породой деревьев. Так, на улице Сурикова растут липы, на улице Брюллова - красные клены, на улице Шишкина - ясени.

И еще (от меня): как раз на этот посёлок упал после катастрофы в воздухе легендарный гигант "Максим Горький".

Сейчас мы - на улице Брюллова.

Ещё один привет из 1920-х.

Порой создаётся совершенно сельское ощущение.

Еще деревянный домик.

Но порой выходишь на улочки, которые находятся на оси "Триумф-Паласа", и тогда сразу понимаешь, что ты - в Москве.

А это вид - в сторону северо-запада. Тоже проглядывается вдалеке многоэтажка.

Телеграфные столбы - аутентично-деревянные.

Доска обьявлений посёлка.

На улице Поленова.

Памятник "соколянам", погибшим на Великой Отечественной войне.

Видимо, и такие услуги тут востребованы:)

Детская площадка.

Неплохая придумка.

Но оригинальные дома сохранились не везде, кое-где есть и весьма солидные особнячки, видимо, современной постройки. А один из них, белоснежный и особенно мощный, я не стал снимать: охранник (или житель) с балкона смотрел на меня в упор.

На улице Шишкина.

Однако, если подойти близко к любому краю посёлка, спокойная и безмятежная аура мгновенно рассеивается.

Сколько здесь стоит даже простой домик, просто затрудняюсь предположить:)
Но погулять просто для релаксации тут - очень хорошо, этот посёлок не огорожен и не изолирован, что даже удивительно для столицы.

Продолжение следует.

Loading...Loading...