Конспект урока русского языка "правописание ударных и безударных сочетаний -цы и ци". Правописание ударных сочетаний жи - ши

Ольга Александровна

МБОУ СОШ №6

г. Южно-Сахалинск

Русский язык, 3 класс

Тема: «Правописание ударных и безударных сочетаний -ЦЫ и -ЦИ »

Тип урока : ОНЗ (открытие нового знания)

Основные цели:

1) формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и умение строить способ действий в ударных и безударных сочетаниях [Ц Ы];

2) развивать интерес к исследовательской деятельности;

3) сформировать способность применять изученное правило и согласованный способ действий при письме орфограммы в сочетании

[Ц Ы]) ;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, ч. 1, авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко; Рабочая тетрадь «К тайнам языка» ч.1; тетрадь для самостоятельной работы «Потренируйся» ч.1; компьютер, проектор, экран; документ-камера, индивидуальные планшеты на зажиме

Демонстрационный материал: презентация (+электронное приложение к учебнику); эталоны правописания орфограмм, изученных ранее; новый эталон правописания сочетаний -ЦЫ и –ЦИ.

Раздаточный материал: листы для групповой работы для этапа 5;

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. (1-2мин)

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за ДЕЛО! (Слайд 2)

Какое же самое главное дело ученика? (Учиться)

Что значит учиться? (Сначала понять, что мы ещё не знаем, а потом самим открыть новое знание и построить способ) (Слайд 3)

Какой раздел лингвистики мы изучаем и зачем? (ОРФОГРАФИЮ, чтобы грамотно писать, так как на родном языке писать с ошибками стыдно )

Чтобы справиться с любой орфографической задачей что нужно знать? (правила )

Молодцы! Я желаю вам преодолеть сегодня все трудности и открыть новое.

С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний )

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (3-4мин)

(Проверка домашнего задания: Р/т с. 23 № 58

Какое задание выполняли дома? (вставляли пропущенные буквы, графически обозначали знакомые орфограммы, подбирали заголовок )

Какими эталонами пользовались при выполнении работы и почему?

(Слайд 4-5)

Сверимся с работой Ани. (через документ-камеру ) . Есть ошибки?

Какой заголовок подобрали? (Необычные жильцы. Птенцы. Птицы .)

Какое сочетание встречается во всех? (сочетание [Ц Ы] )

− Чем оно интересно? ( В нём всегда твёрдый звук [Ц]). Сегодня вам это пригодится.

− Что вы сейчас повторили? (Мы повторили орфограммы, особенности звука [Ц]).

− Какое следующее задание я вам предложу? (Задание на пробное действие )

Что покажет вам оно? (Оно покажет, что мы пока не знаем )

− Запишите слова с помощью букв: [ ц ы ф р ы ], [п т’ и ц ы] (Слайд 7)

(Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках)

Что общего у этих слов? (сочетание [Ц Ы])

Чем эти сочетания отличаются? (В первом слове оно ударное, а во втором безударное. Одно в начале слова, а второе - в конце.)

Кто задание не выполнил? В чём ваше затруднение? (Я пока не знаю, как правильно написать сочетание [Ц Ы])

Кто задание выполнил, покажите, что получилось.

(Если варианты записи будут разными, то учитель приглашает выйти к доске двоих учащихся с разными вариантами записи слова )

Кто написал как, Наташа: птицы, цыфры ? Кто написал, как Тёма: птицы, цифры ? Есть другие варианты? Каким правилом вы пользовались? (Мы не знаем такого правила )

Сформулируйте своё затруднение? (Мы пока не можем обосновать свой выбор, назвать правило, по которому записывали слово с сочетанием [Ц Ы])

− Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Остановиться и подумать. Разобраться в наших затруднениях.)

3. Выявление места и причины затруднения .(1 мин)

− Какое задание выполняли? (Записать слова буквами: [п т’ и ц ы] и [ ц ы ф р ы ] ).

− Задание было для всех одно, а как вы выполнили его? (по-разному )

− В чем затруднение? (Не смогли написать слово с сочетанием [Ц Ы]), не смогли доказать Ц Ы или Ц И . Там орфограмма, так как есть выбор букв: то ли -Ы, то ли –И? )

− Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем правила написания орфограммы в сочетании [Ц Ы] и способа действий с нею)

4. Построение проекта выхода из затруднения .(2-3 мин)

− Какова же тогда ваша цель на уроке? (Слайд 8) (Узнать правило написания ударного и безударного сочетания [Ц Ы] и построить способ действия с этой орфограммой)

− Сформулируйте тему урока. (Правописание ударных и безударных сочетаний [Ц Ы] в словах )

Предлагаю поработать группами со словами, в которых это сочетание есть и согласовать план действий. (Слайд 9 )

2) Выяснить, что у них общее?

3) Сравнить между собой.

4) Обобщить и сделать вывод.

(если возникнет необходимость: Поясните, что вы на каждом шаге будете делать?)

5. Реализация построенного проекта. (10 -15мин)

(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах. Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов формата А4, приложение 1 )

(Учитель организует представление результатов. Одна из групп защищает свой проект)

- Согласны? Не согласны? Какие исправления, дополнения, уточнения есть у вас?

Как предлагаете действовать, чтобы правильно написать сочетания [Ц Ы]

Способ действия:

1. Поставим ударение и определим ударное или безударное [Ц Ы]

2. Определим в какой части слова оно находится

Как проверить свое открытие? (Можно посмотреть в учебнике)

− Посмотрите, на какой странице нашли нужную информацию? (на с.23 )

(Учащиеся читают правило)

− К какому выводу пришли. (Мы рассуждали правильно)

ЦИ , кроме цыц, цыганка, цыплёнок…

Что ещё узнали? (Некоторые слова нужно запомнить, например: на цыпочках, цып-цып)

Верно. Учёные называют их СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ, так как они не подчиняются правилу. Не хотите сделать дополнение в наш способ? (да, хотим)

Способ действия:

1. Исключение или нет?

2. Поставим ударение и определим ударное или безударное [Ц Ы]

3. Определим в какой части слова оно находится

4. Делаем выбор

Правильно ли я вас поняла, что слова-исключения надо запомнить? Когда я училась в школе, то заучивали такое двустишие: (Слайд 11)

Ц ы ган на ц ы почках стоит

И «ц ы ц» ц ы плёнку говорит .

Ц ы ган на ц ы почках подошёл к ц ы плёнку и ц ы кнул: « Ц ы ц!»

Запишите любую фразу и обозначьте орфограмму в сочетании [Ц Ы]

Можем ли мы теперь справиться с затруднением в пробном действии? Как же правильно писать слово [ ц ы ф р ы ] и [п т’ и ц ы] и почему? (Пишется Ц И ФРЫ, так как это слово НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ и сочетание [Ц Ы] находится в корне слова. Пишется ПТИЦ Ы , так как это слово НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ, и сочетание [Ц Ы] находится в окончании слова.)

− Что вы можете теперь делать? (Писать правильно слова с сочетаниями ЦЫ или ЦИ.)

ФИЗМИНУТКА (1-2 мин)

(Если слово-исключение-три хлопка , если ЦЫ в окончании слова - три прыжка , если [Ц Ы] в корне слова-присесть: порция, сестрицы, цып-цып, концы, нарцисс, цыганочка, бойцы, циркачи, стрельцы, циркуль, цыкнуть)

− Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое правило.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .(5 мин­)

− Поработаем в парах. Р/т «Потренируйся», с. 26 № 30

Запишите слова, обозначьте орфограмму.

(Учащиеся работают в тетрадях, по очереди в паре комментируют)

Какие затруднения были? Как решили?

− Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .(4 мин)

− Работаем по вариантам. Прочитайте задание. Есть вопросы?

(Учащиеся выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Самопроверка проводится по образцу). (Слайд 12)

Какую работу будет выполнять сейчас «зелёная» ручка (сверять и оценивать)

+ всё верно

? не так как в образце

У кого все плюсы? Где поставили вопрос? Как рассуждали?

− Каким правилом пользовались? (Под ударением в окончании слова пишется -ЦЫ, а в корне слова -ЦИ, кроме слов-исключений)

Я не очень хорошо усвоил новый способ, ПОКА допускаю ошибки)

Сделайте вывод. (Нам нужно еще потренироваться в применении правила)

8. Включение в систему знаний и повторение .(5-6мин)

− Что нужно знать, чтобы правильно написать слова сочетаниями ЦЫ, ЦИ? (Нужно знать правило написания и запомнить слова - исключения)

(слайд 12)

Где это знание вы можете применить? (в записках, телеграммах, СМС, рецептах, поздравлениях, диктантах, изложениях, сочинениях и т.п)

Предлагаю письмо по памяти. (Слайд 13)

Прочитайте орфографически несколько раз первую часть рифмовки, которую я нашла в интернете.

На цыпочках приходит в цирк

Цыган и начинает танцы,

- Запишите по памяти

Прочитайте орфографически несколько раз вторую часть.

А на арене молодцы

Надели на цыплёнка панцирь.

- Запишите по памяти.

Проверьте себя с помощью эталона. (Слайд 14)

Кто допустил ошибку, но исправил?

У кого ошибок не было в сочетании [Ц Ы] ?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке .(2-3 мин)

− Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило написания и построить способ действия при написания сочетания [Ц Ы] в словах.)

− Что предлагаете сделать дома, чтобы затруднения исчезли? (Выучим правила, повторим способ действия и потренируемся) (Слайд 16)

Прочитайте варианты домашнего задания. Какое задание выбираете и почему?

(Выставление оценок за работу на уроке)

ГРУППА № _

птенцы цирк цыкнуть

огурцы циркуль цыц

улицы панцирь цыплёнок

пальцы циклон цыганка

Заполните схему:

ЦЫ или ЦИ

Ц Ы

Ц И пишется в _______________ слова.

Дата публикации: 28.11.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов с.Александровского

Урок письма в 1 классе УМК «Гармония»

Тема: Правописание ударных сочетаний жи - ши

Тип урока: урок - путешествие

Подготовила и провела: Галкина Е.В.

Урок письма 1 класс УМК Гармония

Тема: Правописание ударных сочетаний «жи - ши»

(Пропись №3 (стр. 50-51)

Создать условия для формирования понятия о правописании ударных сочетаний ЖИ - ШИ в словах, для закрепления умения учащихся в правописании слов с данными сочетаниями;

Способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, речи, мышления через выполнение занимательных упражнений, развитию навыка письменной речи путем выполнения письменных упражнений;

Воспитывать мотивацию к урокам письма, чувство взаимовыручки, любознательность.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Положительное отношение к урокам письма, интерес к работе по прописи, к выполняемым заданиям; желание научиться красиво и грамотно писать и готовность выполнять для этого учебные действия. Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Осуществлять действия по образцу и заданному правилу.

Сохранять заданную цель.

Видеть ошибки и исправлять их.

Контролировать свою деятельность по результату.

Адекватно понимать оценку взрослых и сверстников.

Познавательные УУД

Читают название урока и предполагают наличие новых сведений. На основе модели воспроизводят правила чтения и письма прямых слогов. Сравнивают согласные звуки, произносимые при чтении перед буквами «а-я», «у--ю»; осознают и формулируют правила чтения и письма таких слов. Наблюдают за выбором букв ударных гласных после букв мягких согласных [ж] и [ш], выявляют отклонения от общего правила. Формулируют особое правило написания ударных сочетаний «жи-ши», проверяют «открытое» правило по букварю, моделируют его и включают в сводную таблицу. Находят при чтении ударные сочетания «жи-ши» как «опасные места», объясняют в них выбор букв. Обобщают сведения об «опасностях письма», строят сообщения о них на основе моделей в сводной таблице; находят известные «опасные места» в отдельных словах, предложениях и текстах. Читают тексты, осмысливают их по вопросам; выполняют на их основе задания, представленные в словесной и модельной форме.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной речи.

Умение договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения.

Предметные

Знать правило написания сочетаний «жи-ши», уметь находить при чтении ударные сочетания «жи-ши» как «опасные места», объяснять в них выбор букв.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедиа, таблицы, схемы, карточки.

Тип урока: урок-путешествие.

Ход урока:

I. Организационно-мотивационный этап.

Учитель: Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики!

Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Звучит музыка: минусовка «Жил отважный капитан»

Я отважный капитан

Я объездил много стран

В плаванье отправлюсь я

Помогите мне, друзья

Знания для нас важны

В помощь юнги мне нужны.

Вы, согласны помогать?

Надо форму надевать.

Ребята, у вас на партах лежат морские головные уборы, которые называются бескозырки, я предлагаю вам надеть их.

Учитель: - Надеть головной убор!

Дети: - Есть надеть головной убор!

Приглашаю вас в морское путешествие. Согласны? (Да).

Положите перед собой Маршрутный лист

Отправляясь в путешествие, покажите своё настроение (Показывают свой значок настроения)

Отправляемся в путешествие по океану Знаний. Мы посетим острова, рифы, а может даже попадём в шторм. Во время плавания вспомним некоторые опасности письма.

II. Актуализация опорных знаний

Корабль не может подойти близко к берегу. Чтобы подняться на корабль, надо построить мостик.

Для этого откройте свои карты путешествия (Пропись№3 на стр. 50-51)

1. - Прочитайте название урока и посмотрите на схему. О каких «опасных местах» мы сегодня на уроке будем говорить? (Для гласных.) Какие места для гласных при письме «опасные»? (Безударные.)

Объясните, почему безударным гласным звукам, когда пишешь, доверять нельзя, т. е. нельзя писать, как слышишь. Для этого посмотрите на рисунки и определите выделенные в схемах звуки. Охарактеризуйте их. (В словах салат и сосна одинаковый безударный гласный звук [а].)

Найдите в рамке-подсказке, какой буквой обозначен безударный гласный звук [а] в слове салат. (Буквой а.) А в слове сосна? (Буквой о.)

Можно ли доверять безударному гласному звуку [а] (Нет.)

Почему? (Может обозначаться разными буквами: то а, то о.)

Впишите эти буквы в схему, поставьте под условным значком звука и под буквами безударного гласного точки как сигналы «опасности».

Обведите слова салат, сосна по серому цвету и впишите буквы безударных гласных с опорой на рамку-подсказку. (2,5 мин)

Тот, кто выполнит задание правильно и аккуратно,не упадёт в море, а сядет на наш корабль

Дети выполняют задание (25 сек)

Вот вы и построили мостик к своему кораблю

Учитель: - Поднять паруса!

Дети: - Есть поднять паруса!

Учитель: - Полный вперёд!

Дети: - Есть полный вперёд!

III. Подведение к теме урока (создание проблемной ситуации)

Учитель: Наш корабль взял курс на остров. А, что это за остров? (в руках бинокль). Это остров Морского царя Нептуна

Он просит поработать вас дружно в парах

Рассмотрите рисунки, какой звук вам нужно вычленить? (Второй звук.)

Посоветуйтесь с соседом какой это звук? (Звук [ы]´)

Охарактеризуйте его.(Гласный ударный)

Есть ли «опасные места» в этих совах? (Нет.)

Какой звук в словах вы посчитали «безопасным местом»?

(Ударный гласный звук [ы´].)

Кто запомнил, как пишется ударное сочетание ши? (Ши´

пишется с буквой и.)

Что же получается? Звук один - ударный гласный [ы]´ , а буквы

на его месте - разные: в одних случаях ы, а в сочетании ши - и.

Что о таком звуке можете сказать? (Что это «опасное место».)

Так о каких опасностях письма мы будем говорить сегодня на уроке?

(Под ударением ши с буквой и пиши)

IV.Работа над новым материалом

Правильно, но «опасное место» есть только в одном из этих слов, в третьем. После какого звука находится в нём ударный гласный [ы´]? Охарактеризуйте его. (Согласный: твёрдый, глухой.)

Прочитайте слова и впишите в них нужные буквы. (сыр, дым, шип)

Назовите сочетание звуков, которое является «опасным при письме» местом.

Сочетание ши´ надо запомнить, в нём буква и пишется по особому правилу. Подчеркните это сочетание в слове шип.Работа по теме урока

Впишите наш вывод в схему на с. 50 и подчеркните сочетание ши´.

(Один учащийся работает на доске) Схему начертить на доске

Как же надо действовать при письме слов с «опасным» сочетанием ши´? (1.Нужно узнать, ударный или безударный звук [ы] в сочетании ши. 2. Если безударный, то спросить, как пишется слово. А если ударный, то написать по правилу.)

Физминутка (Морская) Слайд 11-20

На пути у нас грозное препятствие - РИФЫ

Кто знает значение слова РИФЫ (Подводные или выступающие из воды каменистые возвышенности опасные для судов)

Чтобы наш корабль не сел на рифы, надо быть очень внимательными

Послушайте слова и хлопните, когда услышите «опасное» сочетание звуков.

В ходе работы над словами смеши, камыши, запиши, малыши, широкий дети уточняют второе действие: нужно узнать, ударный или безударный звук [ы] в сочетании ши´. Если безударный, то спросить, как пишется слово. А если ударный, то написать по правилу.

Это и есть третье действие: вспомнить, какой буквой в ударном положении обозначается звук [ы].

Кто его уже запомнил? Скажите. (ши´ пиши с буквой и.)

Какое же четвёртое действие? (Нужно записать слово.)

Попробуем. Прочитайте слова слева от схемы (смеши, ка-

мыши) и справа (запиши, малыши) и впишите ударное сочетание

ши´. Подчеркните его.

Молодцы, хорошо работаете, шторм утих, а впереди у нас пираты,

Чтобы спасти наш корабль от захвата пиратов нужно выполнить задание на стр 51

Аналогично строится работа над ударным сочетанием жи,´ вывод

о котором вписывается в схему на с. 51´. (Прочитав слова снежинки, дрожит, написанные чёрным цветом с пропуском сочетания жи,´ дети ставят в них ударение и, глядя на рамку-подсказку, узнают,

что в словах пишется жи,´ после чего вписывают его в слова. Формулируется вывод о недоверии ударному сочетанию жи´, который вписывется в схему на с. 51.) Используемая схема требует пояснения. В ней дана лишь частичная характеристика согласного звука - не указано, что звук [ж] звонкий. Чтобы не перегружать все обобщающие таблицы отдельными схемами для слогов жи-´ ши,´ мы даём одну, отражая в ней, во-первых, общий, а во-вторых, существенный для данного орфографического правила признак - твёрдость согласного. Факт звонкости звука [ж] для правила написания ударного слога жи является несущественным. Если у детей возникнет вопрос о неточности схемы, им можно доступно объяснить решение авторов. Но при желании учащихся один раз под значком учёного в схеме звонкость звука [ж] можно обозначить.)

Вот мы и подтвердили правило, открытое на уроке чтения: Слайд 25

под ударением жи´-ши´ пиши с буквой и.- Проверим, показаны ли эти «опасные места» в нашей таблице

Потренируемся в использовании нового правила, впишем нужное сочетание в слова закружились, закружился.

Впереди у нас необитаемый остров

Чтобы его посетить нужно выполнить задание самостоятельно

Самостоятельная работа(С.51)

Каллиграфическое упражнение: обведение по серому цвету

предложения Дети дружили.

Проверка с образца

Заметим: условные значки рядом с предложением напоминают, что надо найти опасные места» для гласных и согласных, парных по глухости-звонкости. Значок, указывающий на подчёркивание «опасных» мест, теперь распространяется и на ударные соче-

тания жи´-ши´

    Списывание напечатанного предложения.

При записи под диктовку предложения (Выпал пушистый

снег.) учитель произношением подсказывает букву г, которую дети

вписывают в составленную ими слоговую схему.

Заметим, что сочетание ши´, а в дальнейшем и другие удар-

ные сочетания, в слоговую схему не вписываются, а только под-

чёркиваются, так как учащиеся знают, как оно пишется, и в под-

сказке не нуждаются.

V. Закрепление изученного

Это остров «Угадай-ка» Слайд 29

Ну-ка, юнга, поиграй-ка!

Мы всё быстро соберём

Много разных слов найдём!

Каждый здесь сейчас поймёт,

Кто на острове живёт.

На одном из домов жителей острова висит спасательный круги. Посмотрите на него. Прочитайте слоги. (жи ши) составьте слова с этими сочетаниями.

Слайд 30-31

Прочитайте ещё раз эти слова.Что делала сейчас? (Составляли слова)

Беседа. Фронтальная работа.

Какие шипящие согласные звуки вы встретили в этих словах?

Что вы знаете об этих звуках? Произнесём. Сравним.

([ж], [ш] - всегда твёрдые звуки;

Поможем ребята?

VI.. Обобщение и систематизация знаний.

Назовите главные правила, которые мы используем в нашем путешествии.

(Ответы детей.)

жи-ши под ударением пиши с буквой и!

Физминутка «Юнги»

Слова спокойно жили в книжк Но книжку вдруг прогрызли мышки.

Из слов буквы откусили

К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!

Помогите мне мои юные друзья. Прочитайте слова. На ваших столах лежат страницы из моей книжки, вставьте пропущенные буквы.

(ерши, камыши. машина, кружи, дружи, стружи)

Взаимопроверка. Слайд 32

Поменяйтесь вашими работами со своим соседом. Проверьте правильность написания.

Прочитайте. Все слова вам понятны? Кто может объяснить те слова, которые непонятны?

А у кого, юнги, нет ошибок, поднимите руки! Молодцы! Прочитайте слова.

Каким правилом пользовались? (Под ударением ши с буквой и пиши)

Подведение итогов урока: а) вписывание в схему значка

гласного и значка ударения над ним, а также на серую черту со-

четаний жи´-ши´ с последующим их подчёркиванием; б) оценка

детьми своей работы.

А вы знаете почему Ж и Ш дружат с буквой И

и не дружат с буквой Ы?

Послушайте сказку.

СКАЗКА О СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ.

(Учитель прикрепляет рисунки по ходу чтения сказки)

Был жаркий летний день. Согласные буквы Ж и Ш пошли купаться на местное озеро. Доплыли они до середины, улеглись на мель, плещутся. Весело им. И вдруг, откуда ни возьмись, набежала тучка, потемнело небо, грянул гром, побежали легкие волны по озеру. Они накрыли Ж и Ш. Испугались бедные Ж и Ш, кричат: «Помогите!» А на берегу сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся в воде буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот - вот накроет Ж и Ш с головой, но, к счастью, их крик услышала гласная И. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою руку она протянула букве Ж, другую - букве Ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные Ж и Ш дружат только с буквой И. Помните об этом, ребята!!!

Итог урока.

Юнги, вы, молодцы! Вы не только знаете и применяете правила, но и умеете сочинять стихи. Давайте попробуем с вами договорить правило!

Под ударением сочетания ЖИ-ШИ

Синий - было интересно, но надо еще потренироваться;

Жёлтый- было трудно, потому что …

Рефлексия.

Молодцы! Наше путешествие закончилось. Вы были весёлыми, дисциплинированными и очень дружными. А кто отправится со мной в следующее путешествие, поднимите руки.

Мне очень понравилось у вас сегодня. Я желаю вам успехов!

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Актуализация знаний.

Послушайте три предложения и найдите в каждом по одному слову со звуком [ы] .

Мила мыла кукольную посуду. Нина шила кукле платье. Девочки дружили и играли вместе.

(Дети называют слова мыла, шила, дружили)

Слайд №3 (с записью слов м_ла, ш_ла, друж_ли)

Помогите мне решить, как следует этот звук обозначить при письме.
В первом слове мыла нужна буква ы , так как звук [ы] после твёрдого согласного именно этой буквой и обозначается. (Изменения в слайде.)

В слове шила , хоть звук тот же, тоже после твёрдого согласного, но нужна буква и, потому что действует правило, которое мы уже учили в первой части букваря, когда знакомились с буквой ш.

(Дети рассказывают правило:

«Под ударением ши с буквой и пиши ») (Изменения в слайде.)

А какую букву надо вставить в третье слово дружили ?

Правильно, букву и, существующее правило применяется и к ударному сочетанию жи. (Изменения в слайде.)

Вспомним «секрет» нашего языка, что когда-то, очень давно так случилось, что после буквы ш перестали писать ы. Тоже самое можно сказать и о букве ж. И сегодня никогда, в любой правильной письменной речи, во всех книгах после букв ж и ш не встретишь эту букву.

Работа с учебником

Слайд№4

Рассуждая по-деловому, как учёные, сообщите, что мы уже вспомнили? (Правописание ударного сочетания ши ).

А о чём узнали? Чем пополнили свои знания? (Правописание под ударением жи )

По заданию учёного нам предстоит составить из слогов по линиям подсказкам слова и прочитать их.

Слайд№5

Чтение 1 столбика.

Перечитайте и подумайте. Не встретилось ли вам непонятное слово? Какое?

Кто скажет, что такое вершина? (Самый верх, верхняя часть чего-либо горы или дерева).

(Если, будет составлено слово вершила, пояснить: выполнила, распорядилась, управляла.)

Чтение слов 2 столбика.
Прочитайте ещё раз и скажите. Какие слова из этого столбика содержат призыв, приказ или просьбу? (дыши, запиши)

Прочитайте оставшееся слово. (камыши) А что оно называет? (растение) Одно или несколько?

Слайд№6

Составляете вы слова хорошо. А теперь прочитайте следующее слово задание. (Наблюдай!)

Наблюдать мы будем за изменениями в следующей группе слов в столбиках и построчно.

Чтение 1 столбика.

Что осталось без изменений? (Слог 1, оканчивается на ть )

Чтение 2 столбика.

Что изменилось? (Первая буква, первый звук, смысл)

Что осталось без изменений? (2 слога, второй слог ли )

Чтение 3 столбика.

Какие изменения произошли здесь? (Буквы гласных звуков о на у, буквы согласных звуков ш на ж . Изменились звуки, обозначенные этими буквами. Изменилось значение слов.)

Прочитайте и скажите что общего у слов 1 и 3 столбиков? (Оканчиваются на ть , есть ударные сочетания ши и жи. )

Что общего у слов 2 и 3 столбиков?

(2 слога, есть ударные сочетания ши и жи. )

Какие два столбика мы не сравнили? Задайте о них вопрос.

(Что общего у слов 1и 2 столбика? Ударные сочетания ши и жи в начале слов.)

Чтение этих же слов построчно.1-ю строку девочки хором,2-ю мальчики.

Что общего у слов 1 строки? (Ударные сочетания ши.)

А у слов 2 строки? (Ударные сочетания жи.)

С какой буквой гласного звука написаны эти сочетания? (С буквой и ).

Слайд№7

Работа с правилом. Установка на запоминание.

Результатом наших наблюдений станет правило в красной рамке. Теперь прочитать его самостоятельно могут все ученики.

Прочитайте и постарайтесь запомнить его наизусть.

Кто запомнил? Расскажите. (2 – 3 чел.)

«Жи , как и ши , под ударением пиши с буквой и .

Жи-ши – опасные при письме места.»

Работа с таблицей (её дополнение).

«Опасность» на месте сочетаний жи или ши надо подчёркивать, как и все другие места, для которых известны правила письма.

Физкультминутка.

Прибежали, прибежали ёжики, ёжики.

Наточили, наточили ножики, ножики.

Прискакали, прискакали зайчики, белочки.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно мальчики, девочки.

Слайд№8

Первичное закрепление.

Посмотрите на слова под правилом в красной рамке и до их чтения скажите где, в какой части слов будет сочетание на изученное правило? (В левом столбике в конце, в правом в начале.)

Составление и чтение слов в левой части.

Перечитайте и скажите. Что общего в значении этих слов?

Составление и чтение слов в правой части.

Прочитайте снова и назовите. Какой первый звук в этих словах? Произнесите и охарактеризуйте его. (Согласный: парный по глухости-звонкости, всегда твёрдый.)

Работа по формированию орфографической зоркости.

Во всех словах, которые мы сегодня читали, опасные места были выделены, а теперь вам предстоит самим в оставшихся словах на странице 56 отметить опасные при письме места.

Чтение слов внизу страницы хором по колонкам.

Возьмите карандаши и, читая снова, отметьте опасные при письме места самостоятельно.

Некоторые слова я вынесла на доску (ножи , га ражи , эта жи , стрижи , мо ржи ). Те ребята, которые быстрее и правильнее справятся с этим заданием, покажут опасные места у слов на доске, а остальные сверят.

Обратите внимание, бывает так, что в словах на месте всех гласных – как ударных, так и безударных – есть опасность ошибиться, так бывает, когда ударный гласный в слоге с сочетаниями жи или ши.

Физкультминутка. Поиграем в машину.

Ехала машина шик, шик, шик, шик.

(Движение поворота руля)

Вдруг закапал дождик вжик, вжик, вжик, вжик.

(Движутся дворники)

Дождик продолжается вжик, вжик, вжик, вжик.

(Движутся дворники)

Солнце появляется шик, шик, шик, шик.

(Движение поворота руля)

Слайд№9

Обучение составлению предложений.

Оказывается, игра в машинки нравится не только нам. На странице 57 вверху есть задание «Хитрого» вопроса. Надо составить предложение, но слова должны быть расположены не в том порядке, в каком следуют карточки с ними.

Чтение слов на карточках. (играли Малыши с машинками)

Обратите внимание на схему и большую букву в словах, это и есть подсказка. (Изменения в слайде .)

Какое предложение у вас получается?

(Ма лыши и грали с маши нка ми. )

Один ученик делает это у доски, остальные карандашом в учебнике. (Изменения в слайде.)

Прочитайте следующую группу слов на карточках. Используя подсказки (схему и большую букву), составьте ещё одно предложение. (Изменения в слайде .)

(В ко нуре дрожи т Д ружок. )

Находим и отмечаем известные нам опасности письма.

Один ученик делает это у доски, остальные карандашом в учебнике. (Изменения в слайде.)

Накопление опыта точных ответов на заданный вопрос.

А теперь поиграем в другую игру. Её тоже предложил нам «Хитрый» вопрос. Она называется «Как спросишь – так и отвечу».

Слайд№10

Посмотрите на рисунок на слайде и ответьте на вопросы, полным предложением, используя данные слова.

Кто играл с машинками? (С машинками играли малыши .) С чем играли малыши? (Малыши играли с машинками .) Кто в конуре дрожит? (В конуре дрожит Дружок.) Где дрожит Дружок? (Дружок дрожит в конуре .)

Что заметили? В какую часть ответа выносится то, что было главным в вопросе? (В конец ответа).

Loading...Loading...