Звонкий согласный звук в слове тетерев. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки? Фонетический разбор «тетерев»

Галина Калыгина

Дидактическая игра «Разбери слово » .

Для детей 5-7лет.

Цели :

Развивать фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза звукового состава слова .

Развивать мелкую моторику .

Развивать высшие психические процессы.

Задачи :

Упражнять в умении дифференцировать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки .

Закреплять навык определять место заданного звука в слове .

Упражнять в умении делить слова на слоги .

Тренировать умение выделять ударный слог в слове .

Закреплять умение составлять звуковую схему слова .

Описание игры.

Оборудование :

Круг, разделенный на несколько частей, каждая из которых представляет собой определенный вид фонетического анализа слова . Набор различных прищепок. Набор предметных картинок.

Ход игры.

На сектор со знаком вопроса прищепкой крепится картинка. Ребенку предлагаются следующие задания.

1. Определение места заданного звука в слове . (Дельфин)

Ребенок прикрепляет прищепку к нужному месту на схеме.

Легкий вариант. Ребенок отмечает место звука большой прищепкой .

Сложный вариант. Ребенок определяет, какой это звук , и отмечает его положение на схеме красной, синей или зеленой прищепкой.

2. Разделить слово на слоги . (Паровозик)

Ребенок прикрепляет на нужный сектор столько деревянных прищепок, сколько слогов в слове .

3. Определить ударный слог в слове . (Барабанщик)

Ребенок прикрепляет прищепку на сектор с номером ударного слога.

4. Составление звуковой схемы слова .

С помощью красных, зеленых и синих прищепок ребенок составляет звуковую схему слова .

В зависимости от целей занятия ребенок может выполнить какие-то определенные задания или сделать полный разбор слова .

Публикации по теме:

Задачи: 1. Формировать умение у детей выполнять звуковой анализ слова. 2. Развивать умение определять гласные, твердые и мягкие согласные.

«В Королевстве звуков». Занятие по обучению навыкам формирования звукового анализа и синтеза Задачи: 1. Учить определять место звука [К] в слове. 2. Продолжать знакомить с понятиями «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий.

Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна. Тема моего выступления Игры и упражнения для развития.

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте: -выделение (узнавание).

Конспект занятия по совершенствованию фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза в ДОУ Конспект занятия «Путешествие в страну звуков и слов» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Совершенствование фонематических.

Наглядное пособие "Разбери слово по кирпичику» Учитель-логопед МОУ д/с № 294 Лошакова Надежда Александровна, г. Волгоград Актуальность.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка дифференцировать неречевые звуки по длительности.

2. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду.

3. Научить правильно произносить звуки [Т] и [Т], дифференцировать их на слух и в произношении; познакомить ребенка с глухими согласными звуками.

4. Учить воспроизводить слоговой ряд из двух элементов с выделением голосом ударного слога.

5. Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим; закрепить правило правописания большой буквы в собственных именах.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Длинный звук — короткий звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый протяжно дудит на дудочке (длинный звук), а затем ударяет в барабан (короткий звук), объясняет ребенку разницу в звучании. Ребенок слушает и в дальнейшем определяет самостоятельно длительность звука, а также по заданию (например, «воспроизведи „короткий" звук») выбирает сам музыкальный инструмент.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Что пропущено?» (развитие слухового внимания).

Взрослый называет по порядку ряд цифр от 1 до 10 и при этом пропускает какую-либо цифру, например 5. Ребенок должен назвать пропущенный элемент автоматизированного речевого ряда (аналогично игра проводится на материале дней недели, месяцев и времен года).

Задание 3. Знакомство со звуком [Т].

Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Автоматизированные речевые ряды— речевые действия, реализуемые без непосредственного участия сознания (например, порядковый счет).

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Т]:

Губки в свободном положении;

Зубки сближены, но не сомкнуты;

Кончик язычка стучит за верхними зубками;

Горлышко «молчит».

Символ звука: большой молоток стучит: ТТТТ...


Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой (горлышко «молчит»). Обозначение: синий кружок.

Задание 4. Фонетическое упражнение. Колеса поезда стучат: тук-тук-тук...

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:

а, у, т, т, м, и...; та, то, ма, му, ты...; ам, ат, от, ум...

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слогов, при этом ударный слог выделять голосом и более сильным хлопком в ладоши:

та-та; то-то; ...; та-ту; ту-ты...

Задание 7 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: та-ат, то-от...; ту-..., ты...

Задание 8. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов, выделив голосом звук [Т]:

туфли, топор, трусики; самолет, самокат, парашют.

Задание 9. Выполнить задания (взрослый начинает слово, а ребе-яок заканчивает слово всегда одинаково):

— договорить последний звук [Т] в словах: вин..., бин..., зон..., кус..., мое..., лис..., сала..., жаке..., паке...;

— договорить последний слог ТА в словах: лопа..., конфе..., моне..., да..., газе..., воро..., котле...

Задание 10. Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай (транспорт). Определить место звука [Т] во всех этих словах, используя карточку синий кружок. (Сколько звуков [Т] в слове «транспорт», где они стоят?)

Задание 11 . Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках:

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Кланяется, кланяется,

Придет домой — растянется. (Топор)

Задание 12 .Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть зв.[Т].

Задание 13 . Выучить чистоговорки:

Та-та-та — я везу кота.

Ту-ту-ту — помоги коту.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

То-то-то — я иду в пальто.

Задание 14. Знакомство со звуком [Т"].

Символ звука: часы тикают: тьтьть...


Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 15 . Фонетическое упражнение. Часики тикают: тик-тик...

Задание 16. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:

ть, и, мь, ть, а, ть...; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь...

Задание 17. Договорить последний слог в словах:

ТЯ: Ви..., Ка..., Ми..., Нас..., Кос...;

ТИ: пус..., мес..., вез..., пас...

Задание 18. Взрослый предлагает ребенку:

назвать первый звук в словах: теплый, тигр, телефон...;

назвать последний звук в словах: петь, гулять, шить...

(Продолжить ряды слов самостоятельно.)

Задание 19 . Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Огромная кошка,

Вся шубка в полосках. (Тигр)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Сколько по ней не иди — Будет бежать впереди. (Тень)

Задание20 .Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,в названиях которых есть зв.[Т"].

Задание 21. Выучить чистоговорки:

Тя-тя-тя — у меня дитя.

Ти-ти-ти — со мной не шути.

Те-те-те — чайник на плите.

Ать-ать-ать — я иду гулять.

Еть-еть-еть — я буду петь.

Ить-ить-ить—я хочу пить.

Задание 22. Дифференциация звуков [Т] — [Т"].Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т"]:

ть, ть, т, т, ть...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

та-тя, то-те, ту-тю...; тю-ту, ти-...

Повторить за взрослым слоговой ряд, голосом и сильным хлопком выделить ударный слог:

та-тя, то-те...

Договорить последний звук в слове ([Т] — [Т"]):

самоле..., парашю..., гуля..., писа...

Попросить ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [Т] в словах:

тиф, туфли, телефон, трамвай, тело, туча.

Дидактическое упражнение «Договори словечко, назови первый звук слове»:

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные... (тетрадки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил... (точку).

Дидактическое упражнение «Подари подарки Тиму и Тому» (подобрать слова со звуками [Т] и [Т"]).

Вспомнить загадки, картинки на звуки [Т] и [Т"].

Выучить скороговорку:

Под деревом тетерев тетерева встретил:

«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»

Тетерев тетереву в ответ:

«Мои тетеревята, — здоровые ребята,

Твоим тетеревятам от них привет?»

Задание 23 . Упражнение для развития координации речи с движением

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания какая!

С. Михалков

(Руки согнуты в локтях, ребенок имитирует езду на поезде.)

Задание 24 . Знакомство с буквой Т.

Т трудилась целый день.

Забивала гвозди в пень.

О. Гофман

На что еще похожа буква Т?

Буква Т из пальцев: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ним.

Игры с буквой.

Задание 25 . Анализ и сравнение слов Тим, Том (составление схем из кружков, чтение, составление из букв разрезной азбуки).

Составление коротких предложений с помощью взрослого из разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Взрослый показывает сюжетную картинку и задает вопрос: «Кто тут?» Ребенок читает:

Тут мама. Тут Том. Тут Тим. Тут Тома. Тут Тата.

Взрослый дает ребенку понятие о границах предложения, объясняет, что первое слово в предложении, как и имена людей, пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

Цели. Познакомить учащихся с буквой г и со звуками, которые она обозначает; продолжить обучение плавному послоговому чтению; развивать речь, внимание и память учащихся; прививать учащимся интерес к чтению детской литературы.

Оборудование. Учебник "Азбука", касса букв; индивидуальные слоговые таблицы и сигналы для обозначения звуков; предметные картинки с изображением птиц и грибов; плакаты с буквами для составления слов чтение и перемена ; портрет К.И. Чуковского; "лента букв"; фигурки гномиков: Томик (в синей одежде, образует твердые слияния) и Тёмик (в зеленой одежде, образует мягкие слияния); две корзинки для грибов (синяя и зеленая); два домика (синий и зеленый), где живут Томик с буквами а , о , у , ы , э и Тёмик с буквами е , ё , и , ю , я .

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Прозвенел звонок,
Мы начнем урок.

Ребята, а как называется наш урок?

Дети. Чтение.

У. Верно, но только буквы в этом слове рассыпались. (Учитель показывает плакат. )

Помогите их собрать,
Не то урок нам не начать.

Назовите по порядку буквы, которые нам надо взять, чтобы получилось название нашего урока – чтение.

Дети называют буквы: ч , т , е , н , и , е .

– Итак, урок можно начать.

II. Работа над пройденным материалом

По "ленте букв" повторим сначала гласные. Назовите те гласные, которые живут в домике у Тёмика и вместе с ним образуют мягкие слоги-слияния.

Д. Это гласные е , ё , и , ю , я .

У. Какие из них "хитрые" буквы?

Д. Все, кроме и .

У. Почему?

Д. В начале слога они обозначают два звука.

У. А теперь назовите гласные, которые дружат с гномиком Томиком и образуют твердые слияния.

Д. Это гласные а , о , у , ы , э .

У. А среди них есть "хитрые" буквы?

Д. Нет, они обозначают один звук.

У. А теперь повторим буквы, которые обозначают согласные звуки. Скажите, почему рядом с буквами в верхнем ряду два колокольчика – синий и зеленый?

Д. Эти звуки обозначают твердые и мягкие звонкие согласные звуки.

У. А почему рядом с буквами в нижнем ряду нарисован камыш?

Д. Эти буквы обозначают глухие согласные.

Учитель показывает букву н . Дети говорят ее название и звуки, которые она обозначает.

Д. Буква н обозначает звуки [н], [н’].

Жили буквы, жили,
Жили – не тужили,
Потому что все дружили.

А дружить их научили два веселых гномика. Как зовут этих гномиков?

Д. Тёмик в зеленой одежде и с зеленой звездой, Томик в синей одежде и с синей звездой.

У. Взмахнет Томик или Тёмик своей звездой и скомандует:

Ну-ка, гласный,
Встань с согласным!
Образуйте вместе слог!

Сольется гласный звук с согласным – и получится слог-слияние. Только у Тёмика получились мягкие слияния, а у Томика – твердые. Вот мы сейчас и прочитаем по слоговым таблицам слоги, которые сделали Томик и Тёмик.

Дети читают по индивидуальным слоговым таблицам слоги с двумя согласными – б и д , изученными на последних уроках.

– Я вижу, ребята, что вы и буквы хорошо знаете, и слоги хорошо читаете. Значит, хотите хорошо учиться. Верно? А чтобы хорошо учиться, надо тренировать свою память. Давайте и мы потренируем свою память, а заодно еще раз повторим буквы.

Учитель вывешивает на доску плакат (все буквы закрыты).

о к с и б я н

По команде "Ночь!" дети закрывают глаза. В это время учитель открывает две буквы. По команде "День!" дети открывают глаза, смотрят на плакат и читают буквы. Затем они снова закрывают глаза, учитель закрывает старые буквы и открывает новую. Дети каждый раз должны повторить всю цепочку букв. Выигрывает тот, кто сумеет повторить все буквы в точном порядке.

– Память у вас, ребята, тоже хорошая. Значит, вы помните рассказ, который мы читали вчера на уроке*. Вспомните, как звали детей, о которых мы читали.

Д. Их звали Катя, Вася и Толя.

У. А где они были?

Д. Они были в лесу.

У. Кого они там видели?

Д. Дятла.

У. Что он делал?

Д. Он долбил старое дерево и вытаскивал короедов.

У. Как называют дятла и почему?

Д. Лесным доктором, потому что он лечит деревья.

У. А знаете ли вы других птиц, которые живут в лесу?

Д. Да.

У. Я сейчас проверю.

На наборном полотне расположены картинки с изображениями птиц: сороки, дятла, зяблика, глухаря, вороны. Рядом написаны слова и нарисованы схемы.

Учитель показывает по очереди слова, дети выходят и показывают картинку, к которой это слово относится. Затем дети вместе находят схему этого слова. Выясняют, что словам сорока и ворона соответствует одна схема. При работе со словом тетерев дети могут ошибиться и показать глухаря, так как картинки с изображением тетерева на наборном полотне нет. Учитель должен исправить эту ошибку, показать картинку тетерева и отметить его отличие от глухаря.

– Почему зяблика так назвали?

Д. Он прилетает рано весной, когда еще очень холодно, стоит зябкая погода, а улетает поздно осенью, когда уже холодно, зябко.

У. Скажите, ребята, кто из наших гномиков сложил слово сорока ?

Учитель показывает схему.

Д. Томик, потому что в этом слове только твердые слияния.

У. А кто сложил слово тетерев ?

Д. Тёмик, потому что в этом слове только мягкие слияния.

У. Томику и Тёмику так понравилось составлять слова – названия птиц, что захотелось им в лесу самим погулять, пение птиц послушать, а заодно и грибы пособирать. Взяли они корзинки и отправились в лес.

Учитель вывешивает картинку, на которой изображена лесная полянка, где "растут" грибы. На каждом грибе написана одна из гласных букв. Дети должны в синюю корзинку Томика собрать грибы с буквами а , о , ы , э , у , а в зеленую корзинку Тёмика собрать грибы с буквами я , е , и , ё , ю .

– За то, что мы не ошиблись и правильно собрали грибы для гномиков, они приготовили вам подарок – детские книги для нашей классной библиотеки.

Учитель показывает книги, затем ставит их на полку в "Уголок чтения".

III. Работа над новым материалом

У. Итак, что мы собрали для Томика и Тёмика?

Д. Грибы.

У. А что они нам подарили?

Д. Книги.

У. Делим эти слова на слоги и составляем их схемы.

Учитель работает на классном наборном полотне, дети – у себя на партах.

Учитель показывает схему звука [г] в слове грибы , просит детей произнести этот звук. Затем находит на схеме слова книги этот же звук, но мягкий. Дети произносят его.

– Итак, главными на нашем уроке станут сегодня звуки [г] и [г’]. Слушаем их еще раз, затем произносим их с закрытыми ушами.

Дети выполняют задание.

– Они звенят, как колокольчики. Делаем вывод, что они звонкие. Есть ли у них глухие подружки?

Д. Да, это звуки [к] и [к’].

Учитель убирает схему, и дети встают для физкультминутки.

IV. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Ну а шесть – тихонько сесть.
Семь, восемь – лень отбросим
И работать вновь начнем.

V. Работа над новым материалом (продолжение)

У. Итак, ребята, сегодня у нас в гостях звуки [г] и [г’]. Я сейчас загадаю загадки, а вы отгадаете, но имейте в виду, что в отгадке обязательно должен быть звук [г] или [г’].

Гриша наш играл в футбол,
Он забил в ворота...

Д. Гол!

У. Назовите первый звук.

Д. Первый звук [г] – твердый.

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков...

Д. Горох.

Раздвигайте плечи шире,
Поднимайте выше...

Д. Гири.

У. Какой первый звук?

Д. Первый звук [г’] – мягкий.

У. Я думаю, дети, что вы все уже знаете, какой буквой обозначаются звуки [г] и [г’]. А если кто-то еще не запомнил, то после сегодняшнего урока, когда эта буква побывает в гостях и у нас, и у Томика с Тёмиком, никто ее не забудет. Так что же это за буква?

Д. Это буква г .

У. Находим ее в кассе букв, на "ленте букв", на стенде "Сегодня на уроке".

Дети говорят, на что, по их мнению, похожа буква г . Сравнивают большую и маленькую буквы.

– Вот перед нами буква г
Стоит, подобно кочерге,
И подобно кочерге
Горбит спину буква г .
Нам шлагбаум путь домой
Преградил своей рукой – Г .

Вспомните, встречалась ли нам буква г , когда мы читали слова – названия птиц?

Д. Да.

У. В каком слове?

Д. В слове глухарь .

У. Буква г – главная на нашем уроке, поэтому именно ее Томик и Тёмик позвали к себе в гости. Одна буква г пошла в гости к Томику.

Учитель вывешивает синий домик Томика. В нем два окошка-кармашка. В красном окошке – гласные буквы а , о , ы , у , э . Они всегда живут у Томика. Букву г помещает в синий кармашек.

– Села буква г у окошка с синим стеклышком и стала обозначать звук...

Д. Звук [г] – твердый.

У. А другая буква г пошла в гости к Тёмику.

Учитель вывешивает зеленый домик, в красном кармашке-окошке помещены буквы я , ё , и , ю , е .

– Села она у окошка с зеленым стеклышком и стала обозначать звук...

Д. Звук [г’] – мягкий.

У. Вот и стали Томик и Тёмик перекликаться, слоги составлять, чтобы потом из них слова делать. Гномик Томик скажет...

Д. Га .

У. А ответит Тёмик...

Д. Гя.

У. Гномик Томик крикнет...

Д. Го !

У. А ответит Тёмик...

Д. Гё !

Учитель по очереди вывешивает прочитанные гласные. Дети читают все слоги с буквой г . Затем они подбирают слова, в которых есть слоги га , го , гу , ги , ге .

У. Подберите слова со слогами гя , гё , гю .

Дети затрудняются.

– Не огорчайтесь, что у вас не получилось. Вы еще маленькие и не знаете, что в русском языке нет слов с такими слогами. Тогда зачем же их читать? Да затем, что очень часто в русский язык приходят слова из других языков, в которых могут быть такие слоги. Например, есть в Азербайджане город Гя нджа, есть в горах прекрасное озеро Гё к-гё ль, а есть имя девочки – Гю льнара. Так что слоги все нужны, слоги все важны, и все их надо уметь читать.

Дети читают названия грибов, соотносят их с картинками, указывают несъедобные и съедобные.

Поганки

Боровик

Мухомор

Опята

Лисички

Подосиновик

– Откройте учебник на страницах 102–103 и рассмотрите картинку.

Дети выполняют задание.

– Куда и зачем пошли дети?

Д. В лес собирать грибы.

У. Оказывается, не только Томик и Тёмик любят грибы собирать, но и дети тоже. А как их зовут? Найдите под картинкой их имена.

Д. Галя и Гена.

У. Найдите слово, которое обозначает, что в руках у Гали.

Д. Корзинка, она маленькая.

У. А что у Гены?

Д. Корзинка, она у него большая.

У. Какие грибы хочет сорвать Гена?

Д. Мухоморы.

У. Как вы думаете, что говорит ему Галя?

Д. Эти грибы нельзя рвать, они ядовитые!

У. И зачем они только растут, надо бы уничтожить их на всей Земле, да?

Д. Нельзя, они для людей ядовитые, а для животных полезные, например, это лекарство для лося.

У. Значит, в природе все важно, все нужно, ничего нельзя уничтожать. Прочитайте текст на странице 103 по отдельным предложениям, а затем целиком хором.

Дети читают.

Д. Галя и Гена набрали много грибов. В корзинке у Гали одни боровики. А у Гены – поганки.

Вот он, гриб боровик!
И красив он, и велик!

VI. Дополнительное чтение произведений детской литературы и хоровая декламация

У. Дети, мы учим буквы, читаем слоги, составляем слова и предложения для того, чтобы суметь потом прочитать наши любимые сказки. И вот на уроке опять наш любимый...

Учитель вывешивает портрет.

Д. Корней Иванович Чуковский!

У. Какие его сказки вы знаете и любите?

Дети называют.

Д. Как говорят дети.

У. Хотите посмеяться? Рассказываю. Маленький мальчик увидел в городе, что конь остановился посреди улицы и мешает движению. И тогда мальчик закричал...

Учитель вывешивает плакат, дети читают про себя, а потом хором вслух.

Д. У него бензин кончился!

Дети объясняют, почему эта фраза смешная.

У. Корней Иванович Чуковский с одинаковой любовью рассказывает и про детей, и про зверей. И все-таки каких героев больше в его произведениях, ребят или зверят?

Д. Зверят.

У. А теперь викторина.

Учитель задает вопросы, дети находят и читают ответы, записанные на доске.

На доске.

– Измените слово бегемот так, чтобы буква г стояла не в середине, а в начале слова.

Д. Гиппопотам.

У. А где мы читали про гиппопотама?

Д. В сказке "Тараканище"**.

У. Давайте расскажем наизусть эту сказку, а потом прочитаем, что же было дальше.

Дети рассказывают комбинированным способом – по одному и хором – сказку от слов "Ехали медведи..." до слов "...и еловую шишку пожалую".

Затем один из учащихся читает с доски.

Не боимся мы его,
Великана твоего:
Мы зубами, мы клыками,
Мы копытами его!
И веселою гурьбой
Звери кинулися в бой!

Повторно хором дети читают.

VII. Итог урока

У. Чем занимались на уроке?

У. Вы хорошо поработали, а теперь у вас...

Учитель показывает на плакат, дети соединяют согласный звук с гласным, составляют из слогов слово.

п р м н
е е е а

Д. Перемена!

Нина ЯШИНА,
учитель Терской
средней школы
Моздокского р-на,
Республика Северная
Осетия – Алания

Фонетический разбор слова" class="btn">

Фонетика и фонетический разбор

Письменный язык состоит из букв, а устная речь из звуков. Классификацией звукового состава языка занимается фонетика. Чем может помочь носителю русского языка фонетический разбор? За примером далеко ходить не нужно. Как правило, по произношению вы можете сразу понять, что ваш собеседник иностранец или приехал из глубинки. Если человек искажает звуки в словах, неправильно ставит ударения, то его сочтут неучем или малограмотным, а подобный говор просторечным. В современном высокоразвитом обществе это выглядит весьма комично.

Так зачем же чувствовать себя предметом насмешек, когда так легко научиться произносить в словах буквы и звуки правильно! Если вы планируете актерскую карьеру, выбираете профессию медийной персоны, журналиста, редактора, PR-агента, либо у вас далеко идущие планы на руководящий пост, то правильная речь и знание риторики основательно помогут вам на пути к заветной цели.

Что изучает фонетика языка как раздел лингвистики?

Вот что об этом говорят словари:

  • Фонетика (от phone - фонема) - это область языкознания, изучает голосовую речь (то, что мы слышим), а так же нормы, традиции и правила произношения звуковых единиц и образованных ими словоформ.
  • Фонетика - раздел лингвистической науки, изучает акустическую сторону человеческого голоса, разновидности сочетаний звуков, интонацию. При фонетическом разборе слова выявляются закономерности слияния звуковых единиц в слоги русского языка и их правильное произнесение.
  • Фонетика языка исследует свойства звуков речи, а так же особенности их образования в артикуляционном аппарате. Иначе, если ребенок не проговаривает или неправильно произносит какие-либо звуки и буквы в фразах, его ведут к логопеду. Последний учит как расположить язык, зубы, губы, нёбо (органы речи) и направить выдох, чтобы правильно выговаривать гласный или согласный.
  • Русская фонетика - научное описание речевой коммуникации (акустики и артикуляции). Объясняет закономерности слияния фонем в речевую цепочку, их взаимовлияние, чередование, специфику произношения и изменения (в зависимости от соседних). Чтобы классифицировать звуки (гласный-согласный; звонкий-глухой; ударный-безударный; шипящий, сонорный и тп.) проводится фонетический разбор. На основании правил фонетики устанавливаются литературные нормы произношения (данный раздел называется орфоэпия) и постановки ударений.

Звуки в словах или для чего нужна фонетика?

Подытожим. Фонема - это начальная единица в любом языке. Не существует языка, в котором была бы только одна звуковая единица, например: [о]. Из нее можно было бы образовывать такие слова: оо, ооо, оооо, ооооо и тд. В итоге, их стало бы невозможно отличать друг от друга, даже несмотря на различную постановку ударений. Очевидно, что фонем в любом языке должно быть много. Исходя их этого, назначение звука - отличать слова друг от друга.

Сам по себе звук не несёт смысла, но в сочетании с другими фонемами образует слоги и морфемы (минимальные значимые части слов: корень, приставка, суффикс, окончание и тп). Далее они соединяются в смысловые единицы: словечки и предложения.

Представьте, что вы можете употреблять фонетические единицы как вам вздумается, в любой последовательности и сочетаниях. Тогда бы у вас постоянно образовывались новые неизвестные никому словечки, а разговорная речь потеряла бы смысл для окружающих. В таком случае сам устный язык утратил бы свое предназначение, как средство коммуникации. Именно поэтому словообразование, произношение в словах букв и фонем подчиняется определенным закономерностям.

Фонетика - раздел науки о языке, изучает законы, которые управляют сочетанием и чередованием звуковых единиц. Фонетика русского языка анализирует звучащую речь и выделяет:

  • признаки и отличия одних фонем от других;
  • особенности их произношения при сочетаниях в слогах;
  • а так же устанавливает нормы произнесения, расстановки ударений и интонации в словах и предложениях.

Данные характеристики отображаются при звукобуквенном разборе гласных и согласных. Теперь вы знаете, что все слова состоят из звуков. Не будь их, люди бы просто не смогли общаться устно и полноценно выражать свои мысли, эмоции.


Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова

Если вы не желаете вникать в нюансы звукобуквенного анализа, воспользуйтесь автоматическим онлайн анализатором. Он поможет быстро разобрать фразу по звукам онлайн. Для этого впишите нужное слово в поисковую строку без грамматических ошибок и нажмите:

«Фонетический разбор слова».

Обратите внимание, что корректное определение фонем во многом зависит от окружения в слоге и даже от контекста предложения. Программа автоматически обозначит звуки в слове и выдаст варианты. Выберете из них подходящий для вашего конкретного случая. Звуко-буквенный анализ онлайн отобразит:

  • количество слогов;
  • ударные и безударные слоги;
  • общее число звуков и букв;
  • буквенный разбор каждого гласного и согласного;
  • фонетическую характеристику в транскрипции.

Некоторые орфографически идентичные словоформы при звуко-буквенном разборе разнятся, поскольку могут являться омонимами, либо варьироваться положением ударения при смене числа и падежа. Следите за контекстом своего предложения. Если вы хотите самостоятельно произвести фонетический разбор слов, узнать как определить звуки и фонетически охарактеризовать их, ниже приводится общая схема.

Фонетический разбор «тетерев»:

Характеристики звуков

Буква Звук Характеристика звука
т [т"]
е [э́] гласный, ударный
т [т"] согласный, мягкий, глухой парный
е [и] гласный, безударный
р [р"] согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный
е [и] гласный, безударный
в [ф] согласный, глухой парный

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже.

Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова.

Список всех букв - это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв - гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [ йу ].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч"о́рный"]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар"]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – ;
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [ ’ ] - апострофом;
  • ударный [ ´ ] - ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [ ` ] - гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [ : ] - знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ].
В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных.
Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е.
Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный
[и] - гласн., безударный
в [в] - согл., парный твердый, парный зв.
л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорный
е [э′] - гласн., ударный
н [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный
и [и] - гласн., безударный
е [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный
[э] - гласн., безударный
________________________
Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков
Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным.

Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] - бодрый и [б’] - белка;
  • или [д]-[д’]: домашний - делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв.

Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы].
А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю.
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще.
Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку ку ру за, дощечку , у чу сь, у лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции.
Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у ´сл’и], ключ [кл’у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.

Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р].

Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до "ма].
  • Новые дома [но"выэ да ма"].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы - гора = [го "ры] - [га ра"];
  • он - онлайн = [о "н] - [а нла"йн]
  • свиде те льница = [св’ид’э "т’и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре -ди [фп’ир’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста -ч’ка ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда].
При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 ЗВУКА:

Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • - ёжиться [йо´ жыц:а], ёлочный [йо´ лач’ный], ёжик [йо´ жык], ёмкость [йо´ мкаст’];
    • - ювелир [йув ’ил’и´р], юла [йу ла´], юбка [йу´ пка], Юпитер [йу п’и´т’ир], юркость [йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • - ель [йэ´ л’], езжу [йэ´ ж:у], егерь [йэ´ г’ир’], евнух [йэ´ внух];
    • - яхта [йа´ хта], якорь [йа´ кар’], яки [йа´ ки], яблоко [йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов.
    Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • - приё мник [пр’ийо´мн’ик], поё т [пайо´т], клюё т [кл’уйо ´т];
    • - аю рведа [айу р’в’э´да], пою т [пайу ´т], тают [та´йу т], каюта [кайу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» - всегда,
    а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова:
    - объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу "та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» - всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова:
    - интервью [интырв’йу´ ], деревья [д’ир’э´в’йа ], друзья [друз’йа´ ], братья [бра´т’йа ], обезьяна [аб’из’йа´ на], вьюга [в’йу´ га], семья [с’эм’йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • - единение [йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • - январский [йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайи вр’э´м’ина], поезда [пайи зда´], поедим [пайи д’и´м], наезжать [найи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йи ц], учащиеся [уч’а´щ’ийи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийи м’и], суета [суйи та´],
    • лаять [ла´йи т’], маятник [ма´йи тн’ик], заяц [за´йи ц], пояс [по´йи с], заявить [зайи в’и´т’], проявлю [прайи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака:
    - пьянит [п’йи н’и´т], изъявить [изйи в’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции).
Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора:
- соловьи [салав’йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’йи’ х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи ], нет семьи [с’им’йи´ ], судьи [су´д’йи ], ничьи [н’ич’йи´ ], ручьи [руч’йи´ ], лисьи [ли´с’йи ].

Но:
Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо н, шампиньо н, шиньо н, компаньо н, медальо н, батальо н, гильо тина, карманьо ла, миньо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 ЗВУК

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц.
    Тогда они обозначают фонемы:
    • ё - [о],
    • е - [э],
    • ю - [у].
    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´ лтый], шёлк [шо´ лк], целый [цэ´ лый], рецепт [р’ицэ´ пт], жемчуг [жэ´ мч’ук], шесть [шэ´ ст’], шершень [шэ´ ршэн’], парашют [парашу´ т];
  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц].
    В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´ фка], лёгкий [л’о´ хк’ий], опёнок [ап’о´ нак], актёр [акт’о´ р], ребёнок [р’иб’о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´ н’], зеркало [з’э´ ркала], умнее [умн’э´ йэ], конвейер [канв’э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´ та], мягко [м’а´ хка], клятва [кл’а´ тва], взял [вз’а´ л], тюфяк [т’у ф’а´ к], лебяжий [л’иб’а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ ф], людям [л’у´ д’ам ], шлюз [шл’у´ с], тюль [т’у´ л’], костюм [кас’т’у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´ л’], бретелька [бр’итэ´ л’ка], тест [тэ´ ст], теннис [тэ´ н:ис], кафе [кафэ´ ], пюре [п’урэ´ ], амбре [амбрэ´ ], дельта [дэ´ л’та], тендер [тэ´ ндэр], шедевр [шэдэ´ вр], планшет [планшэ´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]).
    Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами:
    - зе рно [з’и рно´], зе мля [з’и мл’а´], ве сёлый [в’и с’о´лый], зве нит [з’в’и н’и´т], ле сной [л’и сно´й], ме телица [м’и т’е´л’ица], пе ро [п’и ро´], прине сла [пр’ин’и сла´], вя зать [в’и за´т’], ля гать [л’и га´т’], пя тёрка [п’и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые - мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] - [б’]: б анан - б елка,
    • [в] - [в’]: в ысота - в ьюн,
    • [г] - [г’]: г ород - г ерцог,
    • [д] - [д’]: д ача - д ельфин,
    • [з] - [з’]: з вон - з ефир,
    • [к] - [к’]: к онфета - к енгуру,
    • [л] - [л’]: л одка - л юкс,
    • [м] - [м’]: м агия - м ечты,
    • [н] - [н’]: н овый - н ектар,
    • [п] - [п’]: п альма- п ёсик,
    • [р] - [р’]: р омашка - р яд,
    • [с] - [с’]: с увенир - с юрприз,
    • [т] - [т’]: т учка - т юльпан,
    • [ф] - [ф’]: ф лаг - ф евраль,
    • [х] - [х’]: х орек - х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] - всегда твердые (ж изнь, ц икл, мыш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] - всегда мягкие (доч ка, чащ е, твоей ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) - самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р ай , н ол ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум - значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з ав од , б люд о, ж из нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст опк а, ф ишк а, к ост юм, ц ирк, заш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы:
«Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость).

«Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: нож [но´ш ], снег [с’н’э´к ], огород [агаро´т ], клуб [клу´п ];
  • перед глухими согласными: незабудк а [н’изабу´т ка], обх ватить [апх ват’и´т’], вт орник [фт о´рн’ик], трубк а [тру´пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] - [в’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] - [н’], [р] - [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.

Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный].

При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з ’ийа], рецензия [р’ицеэн’з ’ийа], пенсия [пэн’с’ ийа], ве[н’з’] ель, лице́[н’з’] ия, ка[н’д’] идат, ба[н’д’] ит, и[н’д’] ивид, бло[н’д’] ин, стипе[н’д’] ия, ба[н’т’] ик, ви[н’т’] ик, зо[н’т’] ик, ве[н’т’] илъ, а[н’т’] ичный, ко[н’т’] екст, ремо[н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканч ик [стака′н’ч’ик], сменщ ик [см’э′н’щ’ик], понч ик [по′н’ч’ик], каменщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульварщ ина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [ - ] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезж ий [пр’ийэ´жж ий], восш ествие [вашш э´ств’ийэ], изж елта [и´жж элта], сж алиться [жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [ : ].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» - как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’эщ’ ч’ исла´], с чем-то [щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ч’: ик], молодч ик [мало´ч’: ик], отч ет [ач’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования:

  • сч → [щ’:] : счастье [щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’: а´н’ик], разносчик [разно´щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´щ’: ик], грузчик [гру´щ’: ик], рассказчик [раска´щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´щ’: ик], мужчина [мущ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´щ’: ик], бороздчатый [баро´щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ращ’: ип’и′т’], расщедрился [ращ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [ач’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’ этна], тщательно [ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [ач’: о′т], отчизна [ач’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [пач’: о′рк’иват’], падчерица [пач’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [иж: ы´т’], розжиг [ро´ж: ык], уезжать [уйиж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ш: ый], расшитый [раш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’иш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’т а´т’ил’], почта [по´ч’т а], предпочтение [пр’итпач’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шн а′], скучно [ску´шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] - буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’н ый], дачный [да´ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» - в сочетаниях:
    • стн → [сн] : местн ый [м’э´сн ый], тростник [трас’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестн ица, честн ый, известн ый, радостн ый, грустн ый, участн ик, вестн ик, ненастн ый, яростн ый и прочих;
    • стл → [сл] : счастл ивый [щ’:асл ’и´вый"], счастл ивчик, совестл ивый, хвастл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гигантск ий [г’ига´нск ’ий], агентск ий, президентск ий;
    • стьс → [с:] : шестьс от [шэс: о´т], взъестьс я [взйэ´с: а], клястьс я [кл’а´с: а];
    • стс → [с:] : туристс кий [тур’и´с: к’ий], максималистс кий [макс’имал’и´с: к’ий], расистс кий [рас’и´с: к’ий], бестс еллер, пропагандистс кий, экспрессионистс кий, индуистс кий, карьеристс кий;
    • нтг → [нг] : рентг ен [р’энг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц: а], мыться [мы´ц: а], смотрится , сгодится , поклониться , бриться , годится ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детс кий [д’э´ц к’ий], братс кий [бра´ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спортс мен [спарц: м’э´н], отс ылать [ацс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братц а [бра´ц: а], отц епить [ац: ып’и´т’], к отц у [к ац: у´];
  • «Д» - при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : поздн ий [по´з’н’ ий], звёздн ый [з’в’о´зн ый], праздн ик [пра′з’н ’ик], безвозмездн ый [б’извазм’э′зн ый];
    • ндш → [нш] : мундш тук [мунш ту´к], ландш афт [ланш а´фт];
    • ндск → [нск] : голландск ий [гала´нск ’ий], таиландск ий [таила´нск ’ий], нормандск ий [нарма´нск ’ий];
    • здц → [сц] : под уздц ы [пад усц ы´];
    • ндц → [нц] : голландц ы [гала´нц ы];
    • рдц → [рц] : сердц е [с’э´рц э], сердц евина [с’ирц ыв’и´на];
    • рдч → [рч"] : сердч ишко [с’эрч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подц епить [пац: ып’и´т’], двадц ать [два´ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заводс кой [завац ко´й], родс тво [рац тво´], средс тво [ср’э´ц тва], Кисловодс к [к’иславо´ц к];
  • «Л» - в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : солнц е [со´нц э], солнц естояние;
  • «В» - в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравств уйте [здра´ств уйт’э], чувств о [ч’у´ств а], чувств енность [ч’у´ств ’инас’т’], баловств о [баластв о´], девств енный [д’э´ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [ : ]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву. Если вам пригодился наш ресурс, будем благодарны за поддержку в соцсетях.

Использованная литература

Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000

Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967

Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.

Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Loading...Loading...