Как обозначаются мягкие согласные звуки на письме. Обозначение мягкости согласных на письме



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Проблема: Как на письме обозначить мягкость согласного звука?

Цели:

  • активизировать представление учащихся о различии согласных по твёрдости - мягкости;
  • обобщить представление о способах обозначения мягкости согласных;
  • сформировать умение обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и;
  • сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • узнают о способах обозначения мягкости согласных;
  • узнают особенности букв е, ё, ю, я;
  • узнают особенности буквы и;
  • научатся различать согласные по твёрдости - мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком;
  • научатся обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я;
  • обозначать мягкость согласного буквой и;
  • сравнивать количество букв и звуков в словах.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Регулятивные:
формирование работать в группе.
  • Познавательные:
  • развивать первоначальное умение практического исследования языка.
  • Коммуникативные:
  • задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения.

    Личностные:

    Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Ход урока

    1. Организационный момент (слайд 2,3).

    Прозвенел звонок для нас,
    Все зашли спокойно в класс.
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.

    Проверьте готовность к уроку. Учебник, тетрадь, цветные карандаши (красный, синий, зелёный).

    Откройте тетради и запишите дату.

    2. Чистописание. Словарная работа. (слайд 4,5,6,7)

    С какой работы мы всегда начинаем наши уроки русского языка? (чистописание).

    Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).

    Что значит “красиво”? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

    Напишите только те слова, где правильно стоит ударение.

    Алфави"т, яго"да, воробе"й, со"бака, сапоги", сапо"жник.

    Проверьте себя, выделите безударные гласные.

    Что можете сказать о словах сапоги и сапожник?

    Найти и выделить красиво написанные буквы и слова.

    Распустились три цветка,
    Спорят с ночи до утра,
    Кто красивее, нежней,
    Рассудите их скорей!
    Лучшие буквы определите,
    И кружочком их обведите!

    3. Актуализация знаний

    На какие две группы делятся звуки?

    (работа в группах)

    Всё, что мы знаем о звуках, вы отразите в таблице. Соберите таблички, составьте схему и сделайте вывод.

    Таблички со словами на партах у каждой группы, дети собирают из них схему.

    А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь )

    4. Постановка темы урока. (слайд 8,9,10)

    (на доске картина весны, включается тихая музыка Чайковского “Времена года”)

    Какой сегодня день недели? Какое число? Месяц?

    Прочитайте надпись на доске:

    На дворе звенит капель
    Это месяц наш апрель.

    Апрель - это месяц какого времени года?

    Правильно, это второй месяц весны. - Я записала несколько весенних слов. Прочитайте их.

    Что можете отметить в них общего? (звук [л"])

    Дайте характеристику звуку [л"].

    Одинаковым ли способом обозначим мягкость согласного звука [ л"] в этих словах на письме? (разными)

    Так о чём же мы сегодня на уроке будем говорить?

    Сформулируйте тему урока.

    Различные способы обозначения мягкости согласных на письме.

    5. Работа по теме урока.

    Обозначение мягкости согласных ь знаком. (слайд 11, 12)

    Весной природа пробуждается от зимнего сна. Совершается множество чудес и открытий.

    Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки, в этом нам помогут фокусники.

    Живёт в стране Грамматика Известный фокусник – Ь. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, то оно делается совершенно неузнаваемым.

    Фокусник Мягкий знак:

    Я фокусник! Я фокусник! Я умею превращать одни слова в другие.

    Вот смотрите! Слово ЕЛ я превращаю (водит руками) в название дерева.

    А теперь смотрите, как шест превращается в число.

    Я великий волшебник! Я великий фокусник!

    Ребята, а кто может разгадать его фокус? (ь знак обозначает на письме мягкость согласных)

    Правильно, ребята. А теперь мы с вами тоже попробуем превратить одни слова в другие.1 ученик у доски, остальные в тетрадях записываем.

    Ест – есть, шест – шесть, пенки – пеньки, уголки – угольки, банка – банька.

    Работа по учебнику. (слайд 14) Упражнение 1. Стр 81

    Прочитайте.

    Выпишите слова, в которых мягкость согласного обозначена ь знаком.

    Подчеркните синим цветом твёрдые согласные, а зелёным мягкие согласные.

    Сколько букв и звуков в слове АПРЕЛЬ? Объясните. Произнесите согласные в этом слове. Какие из них твёрдые, а какие мягкие?

    Какая особенность в произношении мягких согласных звуков? (губы растягиваются в улыбке)

    Что происходит с согласными звуками, рядом с которыми стоит Ь.

    Какой вывод мы с вами сделаем?

    Вывод: мягкость согласного звука обозначается на письме мягким знаком (Ь). (слайд 15)

    Физминутка.

    Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, ю, я, и. (слайд 17, 18)

    Я тоже могу показывать фокусы, говорит второй фокусник Гласный. Посмотрите, как растение превращается в закрывающееся отверстие, например, в танке. (ЛУК – ЛЮК)

    слово РОВ (дотрагиваются волшебной полочкой) превращается в громкий плач! (РОВ – РЁВ)

    В чём секрет фокуса? (Не только ь , но и гласные буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных.)

    Что вы можете рассказать о йотированных гласных? (в начале слова или после гласной, буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука. А после согласной один звук, и при этом согласная смягчается).

    Работа на доске.

    Прочитайте слова. Нам надо эти слова поделить на две группы. Как вы думаете, на какие?

    Лед, соль, вишня, пальто, уголь, клюква, деревня, полька.

    (На две группы. В одну группу слова, в которых мягкость обозначена буквами и , е , ё , ю , я , а в другую группу слова, в которых мягкость согласных обозначена с помощью ь .)

    Работа выполняется письменно. Выборочно ученики у доски по одному слову.

    Работа по учебнику стр.82.

    Вспомните, как обозначаем твёрдые звуки на письме, и как мягкие. (квадратная скобка для обозначения звуков, если звук мягкий, то выделяем сверху запятой).

    На партах рисунки:(лист, улитка, крыша), (кот, окно, нитки), (мел, арбуз, часы)

    (должны получиться слова: люк, конь, мяч.)

    Учитель. Вам нужно поймать первые звуки в словах и собрать новое слово, а потом записать.

    Первый рисунок – лист.

    Дети. Звук [л"].

    Учитель. Улитка, какой первый звук?

    Дети. Звук [у].

    Учитель. А в слове крыша ?

    Дети. Звук [к].

    Учитель. Кто собрал слово?

    Дети. Слово люк . (Некоторые дети могут сказать лук , следует обратить их внимание, что первый звук мягкий [л"].)

    Учитель. Как запишем слово?

    Ученик записывает на доске.

    Учитель. Как ты обозначил мягкость на письме?

    Ученик. С помощью буквы ю.

    Аналогично разбирается второе слово.

    Учитель . Какое второе слово?

    Дети. Конь.

    Учитель. Как обозначить мягкость на письме?

    Дети. С помощью мягкого знака.

    Физминутка.

    Щ, Ч, Й – всегда мягкие согласные. (слайд 19,20)

    Ребята, смотрите, а под этой шляпой скрылись буквы Щ,Ч,Й. Они говорят, что они заколдованные, им и фокусы не надо показывать.

    Что же это за колдовство? (звуки щ, ч, й всегда мягкие, их смягчать не надо)

    А какие согласные не поддаются фокусникам и остаются всегда твёрдыми? (ж,ш,ц )

    Молодцы, ребята!

    Друзья, я знаю это точно:
    Должна быть в каждом деле [Т О Ч" К А]

    Мой знакомый ученик записал слово так. Кто прочитает вслух?

    Чтовы заметили?

    С чем вы не согласны?

    (звук [Ч"] всегда мягкий, то дополнительная мягкость ему не нужна)

    Хотя и, в стихотворении говорится, что должна быть точка в каждом деле, но сегодня на уроке мы точку ещё не ставим.

    Ребята пока наши волшебники нам рассказывали о фокусах русского языка, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. Запишите предложения, исправьте все ошибки.

    На берозах стучат датлы.
    Серожа и Пета кормят индука.
    У Вяли завали цвети.
    Луся лубит вышни.
    Ката грела утуг.

    Смотрите какие красивые предложения у нас получились.

    Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим.

    6. Рефлексия. (слайд 21, 22, 23, 24, 25)

    Итак, я предлагаю сделать вам по нашему уроку вывод, как же обозначается на письме мягкость согласных.

    Мягкий знак

    Мягкий знак, мягкий знак
    Без него нельзя никак,
    Без него не написать
    30, 20,10, 5.
    Вместо есть напишем ест ,
    Вместо шесть получим шест .
    Станут пенками пеньки
    Уголками – угольки,
    Банька
    в банку превратится.
    Вот что может получиться,
    Если будем забывать
    Мягкий знак в словах писать.
    О.Высоцкая

    7. Итог урока

    Ребята, давайте устроим сегодня в классе цветочную поляну. Оцените свою работу, как вы поработали. Если отлично то берёте красный цветок, если что то у вас не получилось, то жёлтый. А если же вы считаете, что работали на уроке плохо, то синий.

    1-й способ - посредством гласных 2-го ряда Сходство парных гласных

    Цель: наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие через зеркало и без него).

    1) Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции (каждой пары звуков):

    2) Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч):

    Соня, Аня, руки, знамя, космос, костер, утюг, память, поет, поэт, боксер, вилы, орех, весла, сильный, баян, салют, мыши, овес, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полет, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.

    4) Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные:

    Заяц спасся от волка.

    Плыть вбурю опасно.

    На ветке поёт чижик.

    Козёл пошёл к ручью напиться.

    Мы споём эту песнювдвоём .

    Дуют сильные ветры.

    5) Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные.

    Различие парных гласных

    Цель: тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху); упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.

    При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично - с согласными л, с и др.

    2) Упражнение в слухо-произносительной дифференциации твердых и мягких согласных:

    а) изолированно: услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча):

    б - б", в - в", г -г"и т.д. Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый;

    б) в слогах (перекидывая мяч):

    3) Выборочный диктант слогов (записывать только слоги, содержащие мягкий согласный):

    а) са, се, лё,ре, му, ми, зя, фа, до,рё, ки, бо, ге, ты, те, ла;

    б) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю...

    мал - мял; лук - люк; мыл - мил; нос - нёс; вол - вёл.

    5) Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:

    начинать - начинять; потомки - потёмки;

    поток - потёк; слог - слёг.

    6) Прослушать потешку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом; мягкий согласный с последующим гласным второго ряда - красным:

    Я во двор вела вола.

    За рога вола вела.

    Я вела во двор, а вол

    В огород меня завёл.

    7) Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный.

    Образец: ф" - фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм...

    Цветы у В-ли зав-ли.

    Мы вчеригр-ли в пр-тки.

    Сын гл-дит, как мама гл-дит.

    Нади Д-ша ед-т кашу.

    Юрбыл р-д, что попал в первый р-д.

    У Пети ут-т-, у Вити кот-т-.

    Я с-ду в с-ду.

    Мы услыхали р-в кор-вы.

    Брат прив-з целый в-з сена.

    У Ал-ши новые гал-ши.

    Л-ня л-вит рыбу.

    У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка.

    В р-ще светло от бер-з.

    Отец послал Петна почт-.

    Л-ся л-бит л-к.

    Павл-ша ел спел-ю кл-кву.

    Ил-ша водит в школЛ-шу.

    Н-жно полить вишн-.

    Дифференциация Ы - И

    2) При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласную (ы или ы):

    пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тир, визг.

    3) Прослушать стихотворение.

    ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ!

    Что глядишь, корова,

    Строго и сурово?

    Мишка-лодырь через а

    написал «карова».

    Напишите вы

    «Мишка» через ы.

    Проучите Мишку -

    Превратите в мышку.

    Кошка мышку хвать -

    Будет лодырь знать!

    (С. Погореловский)

    4) Ответить, как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы:

    нИтъ, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть.

    6) Игра «Один - много» (с перекидыванием мяча).

    Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе и выделяет последний гласный звук - ы или и, например:

    рама -рамы (ы), тетрадь - тетради (и), стена - стены (ы) и т.д.

    7) Разложить предметные картинки в две группы по наличию в окончании гласного ы или и:

    столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ... яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ...

    8) Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и:

    У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и елка) зеленые иголки. У (береза и ольха) сережки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы.

    а) Эти в-шн~, эти ел-в- саммсажал-.

    Эти куст-кмал-нсампол-вал-.

    б) У М-шж-лбел-е м-ш~. У Люсс-н-е бус-.На р-нке много гр-бов. Курсклевалзерн-шк-. Нельзя заг-батъ в кн-гах л-ст-. Ул-цпокр-тснегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несет в сумке д-ню.

    10) Текст для графического диктанта:

    Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодках. Наши мамы были рады. Они наварили нам ухи. Когда руки были вымыты, все сели за стол.

    2-й способ - посредством буквы ь

    1) Прочитать данные на доске слова, записать их в единственном числе. Отметить мягкость звучания подчеркнутых согласных, которая сохраняется и в единственном числе. На смену гласным второго ряда приходит в этом случае письменный специальный знак, не обозначающий никакого звука, - буква ъ (мягкий знак):

    2) Прослушать стихотворение:

    Мягкий знак - хитрый знак.

    Не сказать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Почему у дома угол

    Превратился сразу в уголь -

    Без пожара, просто так?

    Это сделал мягкий знак.

    Сделать нам не так уж трудно,

    Чтоб на мель не село судно:

    Мягкий знак перечеркнуть -

    И свободен водный путь.

    Корабли, плывите смело!

    Стала мель кусочком мела.

    (Е.Измайлов)

    Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях.

    Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь - хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне красивая ель. Мой брат разрешает брать его книги.

    5) В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого на письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь (в срередине и конце слова):

    8) Что произойдет, если из данных ниже слов исключить ь:

    банька, полька, галька, зорьки, горьки?

    9) Тексты для комментированного письма или графического диктанта:

    а) Вчера был дождь. Таня гуляла без пальто. Теперь она больна. Тане больно глотать. Ей нельзя вставать.

    б) У Юры корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство. Юра лег в постель. Теперь весь день мать возле больного сына.

    10) Запомнить со слуха потешку; повторить ее хором; записать под диктовку:

    У пенька опять пять опят.

    Подчеркнуть согласные, мягкость которых обозначается вторым способом.

    Мягкость согласных (кроме всегда мягкихч, щ ) на письме обозначается по-разному, а в некоторых случаях совсем не обозначается.

    1. Мягкость согласных (за исключением шипящих), если они стоят на конце слова, обозначается буквойь, например: дробь , кровь , кладь , грязь , моль , конь , косарь , высь , мать , потрафь и т. д. (но сравните слова: врач[ч" ], плащ[ш], у которых последние звуки мягкие, но их мягкость на письме не обозначена буквой ь ).

    Примечание. После шипящих, стоящих на конце слова, буква ь ставится не для обозначения мягкости, а для обозначения той или иной формы, например

    1) глуш ь[ш], ночь [ ч"]– существительные женского рода единственного числа

    2) назначь [ч"], отрежь [ ш ] ,съешь [ш ] –глаголы повелительного наклонения

    3) стричь [ ч ] – глагол в неопределенной форме.

    2. Мягкость согласного, стоящего внутри слова перед согласным, на письме обозначается по-разному, а иногда и совсем не обозначается.

    1) После мягкого л , стоящего перед любым согласным (и твёрдым, и мягким), всегда пишется букваь, например: воль ный, мель ница, сель дь, мель че, июль ский, всколь зь.

    2) После других мягких согласных (кроме л ), если дальше следует тоже мягкий согласный, буква ь , как правило, не ставится, например: черв як, ветв и, разв е, есл и, прост и, скатерт ь, смерт ь, казн ь, жизн ь, верф ь, медв едь.

    Примечание. Для обозначения формы слова ь ставится и между двумя мягкими согласными; например, в глаголах повелительного наклонения (приготовь те, сядь те) и при склонении некоторых существительных и числительных (деть ми, людь ми, четырь мя, вось ми).

    3) Буква ь обязательно ставится после мягкого согласного, за которым следует твёрдый согласный, например: письм о, молотьб а, борьб а, возьм у. Если при изменении слова этот твёрдый согласный смягчается, то буква ь всё-таки остаётся, например: в письм е, в молотьб е, в борьб е, возьм и. Это можно выразить следующим правилом: между мягкими согласными буква ь пишется в том случае, если при изменении слова второй согласный звук становится твёрдым, а первый остаётся мягким (возьм и – возьм у, Кузьм ич – Кузьм а).

    Примечание. После шипящих, стоящих в середине слова, буква ь ставится или для обозначения формы, или в качестве разделительного знака, например: 1) назначь те, ешь те (глаголы повелит, накл.); умываешься (глагол 2-го л. ед. ч.); остричься (глагол неопред, формы); 2) ночью (в качестве разделительного знака). В остальных случаях после шипящих в середине слова буква ь не ставится, например: почт а, вычт у, учт и, ночк а, печн ой.

    3. Мягкость согласных, стоящих перед гласными, обозначается своеобразно. После мягких, согласных вместо а пишут я (сравните: пола – поля ); вместо у пишут ю (сравните: пилу – пилю ); вместо о пишут ё или е (сравните: во з вё з или ве з ); вместо э пишут е (сравните: сэ р–се р (серый).

    4. В письменной речи сочетания твёрдых и мягких шипящих и ц с гласными изображаются не так, как сочетания других согласных с гласными.

    1) Послеж, ш, ч, щ никогда не пишутся буквыы, я, ю, а пишутся буквыи, а, у.

    2) После ц буква ы пишется в следующих случаях:

    а) в окончаниях существительных, например: прилетели птицы , нет курицы ;

    б) в окончаниях прилагательных, например: куцый , бледнолицый ;

    в) в суффиксе прилагательных-ын, например: сестрицын , курицын ;

    г) кроме того, в следующих словах: цы ган, цы ц, цы плёнок, цы почки (а также в словах с теми же корнями: цы ганка, цы кать, цы п-цы п, на цы почках).

    В остальных случаях после ц пишетсяи, например: ци ркуль, ци фра, специ алист, революци я, конституци я, ци новка, ци нга, панци рь, ци буля, ци гарка и т. д.

    1) После ц под ударением, когда слышитсяо , то и пишетсяо ; без ударения пишетсяе , например: цо кать, лицо , овцо й, отцо в, танцо р и т. п.; но: полотенце , улице й, братце в, поце луй, це пляться и т. д. Исключение представляют некоторые иностранные слова, например: палаццо (дворец), интермеццо (небольшая музыкальная пьеса).

    2) После шипящих под ударением, когда слышитсяо , пишется тоо , тоё (е), например: шо в – шё лк, саранчо й – влечё т. Правила об употреблении букво иё(е) после шипящих будут даны в даль-шейшем в различных разделах курса.

    Примечания. 1. Правописание некоторых иноязычных слов отступает от правил, данных в этом параграфе, например: брошю ра, парашю т, жю ри.

    2. Так как звук ц всегда твёрдый, то, естественно, после буквы ц не бывает буквю и я , за исключением немногих иноязычных слов, в том числе иностранных собственных имён: Цюрих, Цявловский и под.

    3. Употребление буквы и после ж, ш объясняется тем, что раньше звуки ж, ш были мягкими.

    Loading...Loading...