Составление звуковых моделей и их сравнение с целью выяснения смыслоразличительной функции звука. Работа со звуковыми моделями

1) Московская школа

Говорить, где и как рождается звук

Красный – гласный звук (слог - слияние)

Твердый звук

Мягкий звук

Каждый учащийся должен иметь набор звуковых схем. В конверте (10 белых квадратов, 5 красных, 5 синих, 5 зеленых). Не стоит покупать “кассу букв”. ½ тетради в клеточку – для печатания карточки 4x4. Наборное полотно, чтобы показывать карточки. В азбуке должна быть закладка.

Слог-слияние: белый квадрат разрезать по диагонали и вкладывать в него красные квадраты.

2) Ленинградская школа предлагает обозначить каждую букву отдельным квадратом.

 Артикулированное произношение каждого звука (длительное)

На первом этапе – белый квадрат

Шшшш – ар

“Положите слово на язычок” → почувствуйте. Даём анализ каждому звуку, обозначая своим цветом.

Аист    

Волк    

Лучше в буквенный период работать, формируя следующие понятия:

Слово → звук. После того, как дети прочитают первое предложение (У Наты ноты), начинать говорить о предложении.

Алгоритм ответа (предложение):

1) Гласный звук: при его произношении воздух не встречает преград

Гласные звуки

а о у ы э

я ё ю и е

2) Гласные бывают ударные и безударные

3) Гласные и, е, ё, ю, я и согласный ь обозначают мягкость согласных

Обязательно иметь на доске ленту букв.

В основе русской графики лежит слоговой принцип, который состоит в том, что отдельно взятая буква (графема) не может быть прочитана, так как она читается с учётом последующих букв.

В современной методике обучения грамоте действует принцип слогового, позиционного чтения, при котором дети с самого начала ориентируются на открытый слог как на единицу чтения.

Слог в большинстве случаев строится по принципу восходящей звучности.

Слог – несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Основа слога – гласный звук.

Структура слога

СГ – согл., гласн. – открытый слог

ГС – закрытый

СГС – дом, дым

Для слабого ученика на доске готовить закрытые слоги.

ССГ – стечение согласных («страна»)

Лекция 4. Работа со звуковыми моделями

План изучения звука, буквы.

1. Выделение из речи предложения, из предложения – слова.

2. Выделение звука и его характеристика.

3. Упражнения в слышании звуков:

Материал У.;

Материал у.

Актуализация знаний студента по плану (индивидуальная работа)

Звуковой анализ:

1. Скажи слово. Послушай себя.

2. Найди ударный слог, произнеси слово по слогам.


4. Обозначь выделенный звук условным значком.

5. Так все звуки.

6. Проверь, получилось ли слово.

Упражнения в слышании звуков:

Учитель даёт материал (текст, предложение, слова), обучающиеся находят данный звук в словах, определяют какой звук, обучающиеся называют.

Построение звуковых схем

(Зелёный – мягкий согласный

Синий - твёрдый согласный

Красный – гласный)

Работа по карточкам

Задание студентам (на занятии): составить схемы к словам.

Карточка 1: весна, лёд, дождик

Карточка 2: мир, свобода, небесный

Карточка 3: речка, озерцо, морской

Карточка 4: горка, лес, полевой

Карточка 5: лето, ягодка, грибочки

Карточка 6: зима, снег, морозный

Карточка 7: осень, листопад, дождинка

Карточка 8: мать, отец, доченька

3. Способы деления слова на слоги: «позвать», «спросить», «проскандировать».

Задание студентам (на занятии): разделить слова (из карточек) на слоги тремя способами.

4.Разделить те же слова для переноса

5. Подобрать слова из азбуки для схем, предложенных учителем.

Лекция 5. Структура (конспект) урока по обучению грамоте

Знакомство с новым звуком и буквой

1. Выделение нового звука из слов, в которых он стоит в сильной позиции

2. Характеристика звука (его графическое изображение) скороговорка

3. Образ печатной буквы. Место новой буквы в алфавите. Образ письменной буквы + образ «весёлой» буквы

4. Подведение мини-итога («Что мы узнали?»)

5. Чтение слогов (доска, учебник). Дополнение слогов до целых слов.

6. Чтение столбика слов и анализ этих столбиков

Наблюдения над словом производятся каждый урок, но в определённой последовательности:

· Наблюдение над буквой и звуком

М – эта буква обозначает согласный звук. Звук бывает твёрдый и мягкий.

«Чем похожи и отличаются слоги МА и МИ?»

А ы У К о Т – на какие группы можно разделить буквы? (гл. и согл., загл. и строчн.)

· Новая ступенька в наблюдении над словом. Вводится сравнение, сопоставление того, как произносится и как пишется слово (оса – осы)

Слова в столбиках не только читают, но и сравнивают:

Пишу не так, как произношу;

По ударению.

Общее: имена собственные, буква Н, 2 слога, буква А.

Лишним может быть: АНТОН (ударение на 2 слог, м. р.),

ИННА (удвоенная Н), НИНА (начинается с согл.).

· Проводятся разносторонние наблюдения над словом, а также формируется умение писать слово, отмечая в нем орфограммы.

Одним из главных видов работы в букварный период является печатание слова и произношение.

7. Чтение предложений и анализ текста

«Жужжащее чтение» – «Что ты узнал?»

Это позволяет включить разноуровневых детей в работу. Для сильных учеников текст можно усложнить, дополнить (на карточке, на доске).

8. Д/з: давать разнообразный материал.

Лекция 6. Периодизация обучения грамоте

В основной период обучения грамоте 1 раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение внеклассного чтения

Период длится около 6 месяцев при обучении шестилетних детей.

Характерно:

· постепенное усложнение материала

· увеличение объёма читаемых текстов

· повышение уровня сформированности навыка чтения, письма

· углублённый анализ содержания прочитанного

Граница между подготовительным и основным периодом – переход к согласным звукам и буквам

Для «Букваря» и «Азбуки» Горецкого характерно частотное расположение звуков и букв

Частотное расположение звуков и букв позволяет быстро увеличивать число слов для чтения и письма, звуко-слогового анализа и синтеза.

Для формирования у ученика понимания системы звуков и букв используется «лента букв».

В работе со слогами соблюдаются принципы:

1. последовательности

2. преемственности

3. частности

Отличительная черта современных «Букваря» и «Азбуки» - литературность. В них представлены имена классиков русской и советской литературы, фольклор, произведения разных литературных жанров. Тематика уроков опредклется изучаемыми буквами, словами.

Основные задачи основного периода:

· изучить все буквы

· научить детей правильно соотносить звуки и буквы

· усвоить сочетания букв

· практически усвоить правила графики

· вооружить детей умением плавного слогового перехода на целые слова

· развить интерес к чтению, к литературе

· развить речь и мышление

· осуществлять целенаправленное идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание учащихся

Основные виды работ на уроках чтения:

1. Выделение нового изучаемого звука в ходе слого-звукового анализа из разных позиций звука в слове. При выделении - опра на схему

2. Упражнения в слышании звуков, в их произнесении, артикулировании

3. Знакомство с буквами

4. Чтение слогов

5. Чтение слов

6. Работа с наборным полотном

7. Работа с текстом

8. РР + обобщение

На уроках закрепления – те же виды работ, но без нового материала.

Новые слова даются с ударением

Велика роль наборного полотна. Чем шире и разнообразнее печатный материал для чтения, тем сознательнее и интереснее оно протекает, тем эффективнее формируется навык.

На 1 этапе важно научить детей следить за строкой, не терять ее (закладка, указка).

Очень важно, чтобы чтение с самых первых шагов было вполне сознательным. С помощью вопросов проверяем понимание прочитанного. Беседы до и после чтения. Проблемные ситуации (загадка).

Сознательность чтения неотрывна от выразительности, НО на первых ступенях аналитического чтения выразительность невозможна.

Заключительная часть основного периода обучения грамоте:

· Обобщение усвоенных букв

· Стихи

· Серьёзные тексты

Совершенствуются основные элементы навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.

ТЕМА 4-5. Урок 5-6. Подготовительный период обучения грамоте. Основной период обучения грамоте

Периодизация обучения грамоте

3. Составление звуковых моделей и их сравнение с целью выяснения смыслоразличительной функции звука.

4. К данным моделям предлагается подобрать как можно больше слов. Составление звуковых моделей при последовательном выделении каждого звука (т. е. без предварительно составленной слоговой модели).

Детям предлагается поделить на слоги слово по его модели, при этом неизвестно, к какому слову составлена данная модель. В этой ситуации ребенок не может опереться на свое произнесение слова, звучащего образа слова нет. Вполне справедливо может возникнуть вопрос: зачем учить ребенка делить на слоги неозвученное слово? Дело в том, что при чтении ребенку необходимо выделить слоги в слове и затем прочитать его. Поэтому ученик должен уметь видеть всю слоговую структуру слова до того, как слово будет прочитано, озвучено. Таким образом, перед ребенком возникает сложнейшая задача разделить слово на слоги до его произнесения.

Тщательно работая с моделями слов, можно научить ребенка ориентироваться в слоговой структуре слова до его пропитывания, ученик может овладеть действием слогоделения, своеобразной послоговой «разметкой» слова без его озвучивания. В этой работе нам видится возможность формирования механизма чтения на материале звуковых моделей задолго до реального чтения.

Основную проблему в слогоделении представляют слова с сочетанием согласных звуков. Именно такое слово (третий и четвертый звуки - согласные) и предлагается для обсуждений. На этом этапе достаточно заключить простой договор: в таких случаях мы будем присоединять один согласный к предыдущему гласному звуку, а второй согласный - к последующему гласному. Для фиксации действия выделения слогов в слове применяются особые графические средства: точки под гласными, фиксирующие внимание на них, и дужки, объединяющие звуки в слог. В результате слово будет поделено на слоги вертикальными линиями.

Конечно, такое деление на слоги может расходиться в ряде случаев с правильным слогоделением, например, в соответствии с фонетической теорией восходящей звучности. Но важно понимать, что это не столько деление на слоги, сколько инструмент «разметки» модели слова для его дальнейшего озвучивания. В данной ситуации описанный «договор» - наиболее разумный, на наш взгляд, вариант деления слова на «кусочки », которые могут быть озвучены маленьким школьником при чтении. В любом случае при воспроизведении слова целиком структура слова будет восстановлена правильно .Делить слова на слоги и составлять их модели можно, используя методические игры. Например, игра «На стадионе».

Знаете ли вы, что на футбольных и хоккейных матчах болельщики постоянно изучают русский язык? Не верите?

Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы хоккеисты забили гол? Давайте-ка и мы крикнем так, как кричат болельщики: ШАЙ-БУ, ШАЙ-БУ, ШАЙ-БУ! Болельщики кричат слово по слогам. Слоги - это такие кусочки, на которые делятся слова, но все равно его можно узнать на слух.

Давайте снова вернемся на стадион. Что кричат болельщики, когда команда забивает гол? Верно, они кричат: [МА-ЛА-ЦЫ], [МА-ЛА-ЦЫ]! (При произнесении слова по слогам нельзя произносить его так, как оно пишется. При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова!)

Теперь, когда захотите разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только негромко) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги. Покажем деление слова на слоги на схемах:


Какая из них подходит к слову ШАЙБА, а какая к слову [МАЛАЦЫ] (молодцы)?

К сожалению, учителя часто навязывают детям неверное членение на слоги из боязни, что верное деление может помешать им впоследствии членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Зато навязанное неверное деление на слоги (кус-ты взамен ку-сты, уз-кий взамен у-зкий, рас-ту взамен ра-сту и т. п.) так же, как и неверное вычленение звуков, отучает детей доверять слуху.

Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог (см.: Л. В. Бондарко. Звуковой строй русского языка. - М.: 1977) при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно так и делится само собой: ТЕ-ТРАДЬ, а не ТЕТ-РАДЬ, ША-ШКИ, а не ШАШ-КИ и т. д. Именно такое естественное деление на слоги надо закреплять у детей.

Так как в каждом слоге есть «ртораскрыватель», стоит подложить руку под подбородок, на каждом «ртораскрывателе» будет открываться рот, а подбородок - касаться руки. Так можно проверить, верно ли мы сосчитали слоги.

Вместе с обучением детей членению слова на слоги происходит работа по нахождению ударного слога. Для того, чтобы облегчить нахождение ударного слога, учителя предлагают первоклассникам «позвать» или «спросить» слово, т. е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Есть еще один прием, редко используемый. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, перемещая ударение со слога на слог, можно считать, что у него сформировался способ определения ударного слога в слове. Нужно сказать, что овладеть таким действием для детей непросто. Некоторые учащиеся вначале могут сказать слово не так, как привыкли, только путем имитации речи учителя или товарищей. И, как всегда, лучшее средство помочь младшему школьнику - включить его в игровую ситуацию так, чтобы овладение учебным умением стало залогом успеха в игре. Так, например, освоить действие перемещения ударения в слове со слога на слог может помочь игра «Русский, польский и французский». Учитель начинает с короткого сообщения:

Вы, ребята, наверно заметили, что в русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, шофёр, пальто и т. п. В польском - на предпоследний (конечно, если в слове два и более слогов): Варшава, Краков, Висла и т. п. Поэтому французы, когда учатся говорить по-русски, часто (произносят русские слова на французский лад: во всех словах ударным делают последний слог). Например, вместо быстро говорят быстро (так, кстати, возникло название маленьких парижских кафе).

А теперь поиграем. Вас пригласили сниматься в кино, предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по-русски: все слова произносит с ударением на последнем слоге. Прочитай слова, написанные на доске так, как их прочитает француз: ЩУКА, КУРИЦА, КУКУШКА, МУХА, РЫБА, БОЧКА. Лара сыграет роль польки, она прочитает те же слова с ударением на предпоследнем слоге. Применение игр со слогами сопровождается показом соответствующих слоговых схем. Так, например, игру на определение ударного слога при помощи вопросительной интонации можно провести так:

Одному ряду раздаются картинки с изображением зверей, а другому - слоговые схемы с ударением на разных слогах. Ученик берет схему, которая, как он считает, соответствует картинке.

Подходит к ученику и спрашивает, выделяя ударный слог: ТЫ ЛИСА? Если схема с указанием ударного слога соответствует слову, называющему зверя или птицу, дети берутся за руки. Выбранный ученик говорит: «Да, я лиса. Давай дружить». Так две шеренги перестраиваются в пары, которые держат над головой картинку и слоговую схему, соответствующую слову, называющему того, кто нарисован на картинке.

Задание 1: подберите по пять слов, соответствующих слоговым схемам:


Не забудьте, что нужно учитывать не только количество слогов, но и место ударного слога в слове.

Задание 2: В чем преимущества небуквенных схем звукового состава перед транскрипцией? Аргументируйте свой ответ. Составьте звуковые схемы слов: ЛИСА, ЗАИКА, ТИГР, ЗЕБРА.

Применение звуковых моделей помогает совершенствовать фонетические знания и умения учащихся, так как создает дополнительные предпосылки для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. При этом работа с моделями может вестись в двух направлениях: от слова к модели и, наоборот, от модели к слову.

Не стоит забывать, что чем более конкретный характер имеет звуковая модель, тем труднее подобрать к ней слова. Важно привлекать детей к оценке правильности подобранных слов. Причем ученик не просто принимает или «бракует» слово, но и объясняет, в чем ошибка товарища. Например, дана модель:



Учащиеся подбирают по ней имена детей. «Контролер» принимает слова: ЛЕНА, НИНА, ВЕРА, ЮРА, ЗИНА, ДИМА, а ВИТЯ не пропускает, т. к. в этом слове первый слог соответствует модели, а второй нет.

Со звуковыми схемами слов можно проводить самые разнообразные упражнения. Вот некоторые из них: задаются три схемы и три слова. Учащиеся определяют, какой из моделей соответствует каждое слово. При этом среди моделей может быть такая, которая не подходит ни к одному из слов. Учащиеся обнаружат «чужака», а затем составят правильную модель. Особенно привлекательны для младших школьников упражнения с моделями, если они предлагаются в форме игр. Допустим, ученики «расселяют» животных в их квартиры (схемы) или исправляют ошибки Буратино и т. п.

Хочется обратить внимание на то, что далеко не ко всякой схеме легко подобрать слова, особенно если эта схема задает много признаков: слогоделение, ударение, а также все характеристики согласных: звонкость- глухость, твердость-мягкость. Из этого следует, что прежде чем давать задачу детям, ее следует решить самому.

Говоря об объективных трудностях изучения фонетики, мы упоминали о фонетических процессах, которые приводят к появлению в словах звуков, не поддающихся изолированному произнесению (без специальной фонетической подготовки). Чтобы правильно выбирать материал для разбора, учитель должен уметь давать фонематическую оценку звуковому составу слова.

С точки зрения фонематических особенностей все слова русского языка можно представить в виде трех групп:

Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях: СЫН, ДЕНЬ, ШМЕЛЬ, ТЮЛЬПАН и т. д. Слова этой группы чаще всего односложные, построенные по схеме - согласный, гласный, согласный непарный по звонкости-глухости. Сюда же условно относим двусложные слова, если в безударном (предударном) слоге находится фонема <У>, которая ни с какой другой фонемой не совпадает ни в одной из позиций по звучанию (труба, дуга и т. п.). Из соображений практических можно к этой группе отнести двусложные слова с безударным звуком [Ы] в абсолютном конце слова (горы, рыбы, раны и т. п.). Все это очень простые для звукового разбора слова, и в то же время многие из них представляют хороший материал для рассмотрения особенностей русской графики: ПЕНЬ, ЕЛЬ, КУЛЬКИ и т. п.

Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях и слабых, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем: ТРАВА, СУП, ЕРШ, РЕЛЬС и т. п. Эти слова не представляют сложностей для звукового разбора, так как, работая с ними, ученик, который умеет читать и писать, не оказывается в ситуации

выбора ориентиров (на что опираться - на звук или букву), так как

звуковая и буквенная формы этих слов совпадают. На материале этих двух первых групп хорошо формировать способы звукового разбора, приучать детей прислушиваться к звучащему слову и т. п.

Слова, которые имеют в своем составе звуки (фонемы) в сильных и слабых позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем: МОРОЗ, ЛЕСА, СТЕНА, ЕЖ, ПЕРЕПЕЛКА, ВЕЧЕР и т. п. Среди слов этой группы есть такие, которые лучше не брать для работы. Так, пригодны для анализа двусложные слова с ударением на втором слоге: НОГА [НАГА], БЕГУН [Б"ИГУН], ПЯТНО [ПИТНО] и т. п. В этом случае звук слабой позиции вполне доступен вычленению, если учитель добивается от учащихся произношения в соответствии с нормами литературного языка, а также сумел научить детей ориентироваться на произнесенное слово в ходе звукового разбора. Двусложные слова с ударением на первом слоге лучше не использовать, так как в них имеется очень краткий гласный звук - ВЕЧЕР [В"ЭЧЪР], ГРОХОТ [ГРОХЪТ] и т. п. Двусложные слова с ударением на первом слоге можно брать, если во втором слоге находится фонема <У> или <И>: ОКУНЬ, ДЕТИ, ЖМУРКИ и т. п.

Можно использовать для работы и трехсложные слова, если во второй слабой позиции (не в первом предударном слоге) находится фонема <И> и тем более фонема <У>: УГОЛОК, ВЕСЕЛЫЙ, ПИРОЖОК и т. д.

Задание 1: даны слова для фонетического разбора. Во втором классе это ПАРТА, КОНЬ, в третьем - ВЕСНА, КОНЬКИ, в четвертом - МОРОЗНЫЙ, ШКОЛЬНИКИ.

Особый вопрос - использование для разбора слов с «йотированными» гласными. До самого последнего времени считалось, что выделение звука [Й] из слов, где он находится перед гласным, а значит, обозначается одной буквой вместе с этим гласным, недоступно младшему школьнику. Но это неверно. Звук [Й] легко вычленяется из звуковой последовательности в любой позиции, так как он легко протягивается в любой позиции: и в начале слова (ЯМА [ЙЙЙА-МА]), и между гласными (МОЮ [МАЙЙЙЙЙЙУ]), и после согласного перед гласным (СЪЕЛ [С"ИИИИЭЛ]) и т. п.

Исключая слова со звуком [И] во всех позициях из звукового разбора, мы подталкиваем детей к смешению звуков и букв, ставим непреодолимую преграду к осознанию действительного соотношения звуков и букв в русском языке.

Заметим, что работа со звуком [И] помогает учащимся попять различие между гласными и согласными по способу образования.

Задание 2: проведите над собой небольшой фонетический эксперимент. Сначала откройте рот, а затем скажите: ААААА. А теперь снова откройте рот и скажите Я. Получилось? Что происходит со ртом, когда человек начинает говорить Я? Так же сравните произношение Э и Е, У и Ю. О чем говорит то, что, называя Я, Е, Ё, Ю, мы вначале прикрываем рот?

Лингвисты в последние годы не используют термин «йотированный» гласный. Нам представляется, что его не следует применять и в методике. Ведь само сочетание «йотированный» гласный порождает представление о каком-то гласном звуке, который содержит в себе йот, т. е. ведет к смешению звуков и букв. Ведь так называемые «йотированные» гласные буквы далеко не всегда обозначают гласный и согласный йот: МЯЧ [М"АЧ], МЕЛ [М"ЭЛ], ЛЮК [Л"УК] и т. п.

Опытная учительница однажды пожаловалась методисту: «Дети мои как будто уже научились слышать звуки, но начинать звуковой разбор всегда трудно. Первоклассники никак не научатся сразу правильно отвечать на первый вопрос». - «Какой же вопрос у вас первый?»-поинтересовался методист. «Как какой?- удивилась учительница. - Сколько звуков в слове?»

Если от ученика, который только приступает к звуковому разбору, требовать, чтобы он раньше всего сказал, сколько звуков в слове, он неизбежно переориентируется со звука на букву. Буквы и пересчитать нетрудно, и рассуждать о них легче, чем вслушиваться в текучий и неустойчивый звук. При этом не имеет значения, видит ли школьник слово написанным. При таком порядке разбора он в любом случае будет опираться на зрительное представление слова.

Таким образом, самой организацией работы со звуками мы толкаем ученика на смешение звуков и букв, т. е. тормозим развитие речевого слуха, без которого, как мы стремились показать, невозможно успешное освоение не только фонетики, но и всего последующего обучения языку.

Как же проводить звуковой анализ так, чтобы он помогал ученику выполнять те действия, которые необходимы для действительного вычленения звуков из слова и определения их последовательности? Иначе говоря, какой план разбора будет ориентировать ученика на способ получения нужных знаний?

Если мы хотим добиться, чтобы ученик реально оперировал звуками, т. е. развивался его фонематический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности:

1) Скажи и послушай слово.

2) Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

4) Обозначь выделенный звук условным значком.

6) Обозначь выделенный звук условным значком и т. д.

7) Проверь, получилось ли слово.

Кратко разъясним необходимость и последовательность, а также содержание операций звукового разбора.


Другой). Следовательно, раньше должен наступить и момент овладения соответствующими знаниями, уменьями и навыками. Глава 3. Исследование творческой активности младших школьников 3.1. Обобщение исследований творческой активности младших школьников В своей работе мне также пришлось столкнуться с дифференцированным подходом к обучению. Мною был...

Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление. Глава 2. Методика развития математических способностей младших школьников в классах коррекции. 1.Особенности структурирования математического материала в классах коррекции. На изучение математики в учебном плане начальной школы отводится четвёртая часть всего времени. Также, ...

Цели и задачи:

  • Обобщение знаний детей по данной теме, подготовиться к контрольной работе.
  • Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.
  • Развитие умения работать в группе, паре, индивидуально.
  • Развитие навыка самопроверки.

Оборудование: наборы звуковых моделей у детей, предметные картинки, листы бумаги для групповой работы, раздаточный материал.

Ход урока.

Организационный момент.

В школу мы пришли
Учиться,
Не лениться,
А трудиться.

Повторение изученного.

Сегодня мы с вами повторяем все, что знаем о звуках и подготовимся к первой контрольной работе.

Назовите две группы звуков. (Гласные и согласные).

Какой схемой показываем гласный звук? (Дети показывают звуковую модель. Приложение 1 ).

Какой схемой показываем согласный звук? (Дети показывают звуковую модель. Приложение 1).

Чем отличаются гласные и согласные звуки? (Гласные звуки тянутся, их можно пропеть, при произнесении гласных звуков рот открыт и воздух не встречает препятствий. Согласные звуки не все тянутся, их нельзя пропеть, при их произнесении возникает во рту препятствие: или губы, или зубы, или язык. Гласные звуки – ртооткрыватели, а согласные – ртосмыкатели. Схематическое изображение дополняется. Приложение 2 .).

Работа со звуковыми моделями.

Я произношу звук, а вы показываете карточку с соответствующей моделью звука.

-[а, м, т, р, у, з, и, к, о, э].

Молодцы! А сейчас наоборот. Я показываю карточку с моделью звука, а вы называете звуки, которые эта модель обозначает.

Рефлексия. Молодцы! Вы умеете различать гласные и согласные звуки.

- А какие бывают согласные звуки? (Звонкие и глухие).

- Покажите карточки с моделями звонких и глухих звуков. (Приложение 1)

Работа в парах.

- У вас на столах стоят тарелки с разными предметами. Ваша задача – разложить предметы в две кучки. Поставьте тарелку посередине парты. Справа от тарелки нужно положить предметы, названия которых начинаются с глухого согласного, а слева – предметы, названия которых начинаются со звонкого согласного звука. (В тарелке лежат предметы: кубик, ручка, пуговица, скрепка, ластик, точилка, закладка, шахматная фигура, нитки, блокнот).

Проверяем. Одна пара выходит к доске и называет предметы каждой кучки, остальные, если согласны, хлопают в ладоши.

Рефлексия. Кто справился с заданием? Молодцы!

А какими еще бывают согласные звуки? (Мягкими и твердыми).

Покажите карточки с моделями мягких и твердых звуков.(Приложение 1).

Игра «молчанка».

Я показываю картинки, а вы мне – модель первого звука. (Картинки в приложении 3 ).

Как назвать одним словом? Кто это? (Животные).

Рефлексия . Молодцы! Вы умеете различать мягкие и твердые звуки.

Физкультминутка.

Ручки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А теперь их разведем
И скорей к себе прижмем,
И еще раз поднимаем,
Опускаем, приседаем,
Дружно хлопаем все вместе
И опять сидим на месте.

Групповая работа.

- А сейчас мы будем составлять звуковые модели слов.

- Каждая группа получает по четыре слова.(Приложение 4 ) По-очереди записываем модели слов на листочках. Чтобы не путаться, каждую модель пишем в нужной строчке.

Проверка на доске. (Вывешиваются все работы, сравниваются. Если есть ошибки, анализируем).

Рефлексия.

- Кто справился без ошибок?

Кто нашел свои ошибки?

Молодцы! Будем избавляться от ошибок.

Работа в парах.

У меня в руках два предмета. (Кукла и книга). Какое задание вам предстоит? (Сделать звуковую модель).

Работаем по вариантам: I вариант – книга, II вариант – кукла.

На листочках делаем модели. Кто затрудняется – можно посоветоваться с соседом по парте.

Авосик и Небосик тоже делали модели этих слов. Давайте проверим, что у них получилось.(Приложение 5 )

Сейчас проверьте свои модели и, если есть ошибки, исправьте их.

Рефлексия.

- Кто из вас готов к проверочной работе?

Давайте проведем маленькую проверочную работу.

На парте лежат карточки с картинками. (Приложение 6 ) На листочках в клеточку составляем звуковые модели слов.

Итог урока.

Что вы уже хорошо умеете делать?

А над чем надо еще поработать?

Вы сегодня здорово поработали!

Всем спасибо за урок!

ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Целью обычной контрольной работы является проверка усвоения детьми определенных знаний и умений. Но проводится она не в конце изучения темы, а в середине, что позволяет ребенку подкорректировать знания или убедиться в усвоении материала. Учитель не исправляет ошибки в работе ребенка, а только записывает их себе в тетрадь. Проанализировав ошибки, учитель выясняет причину их возникновения. Затем он составляет другую работу, включая в нее правильные и неправильные варианты выполнения задания, в том числе и детские. В ходе коллективного обсуждения находится правильное решение, выслушиваются аргументы. Детям выдается их работа, они должны самостоятельно исправить ошибки. Затем учитель получает обе работы детей, исправляет ошибки и оценивает результат.
Цель другого вида проверочной работы – определить уровень познавательного интереса, способность оценивать свои возможности выполнять задания. Учитель составляет задания разного уровня сложности, ребенок выбирает задание по силе. Учитель оценивает выполнение заданий с учетом их сложности.

Работа 1

Цель. Определить уровень познавательного интереса и способность оценивать свои возможности выполнить задание, соответствующее данной оценке.

Инструкция

1. Прочитай задание.
2. Подумай над его решением.
3. Если считаешь, что задание слишком трудное для тебя, откажись от него.
4. Попробуй выполнить другое задание.

Задание 1

Определи, какая звуковая модель слова является моделью слова, называющего предмет на картинке. Укажи свое согласие знаком «+».

Задание 2

Придумай и нарисуй предметы, в названиях которых:

1 гласный звук 3 согласных звука

3 гласных звука 3 согласных звука

Задание 3

Определи, одинаковые или разные звуковые модели в словах. Одинаковые обозначь знаком «+», разные – знаком «–».

Работа 2

Цель. Определить зону ближайшего развития детей, их способность самостоятельно определять границы своих знаний, возможностей.

Конечно, учитель знает уровень усвоения материала и предлагает задания, внешне похожие на те, которые дети уже делали, но теперь для их выполнения нужны новые знания или новый способ. Задача ребенка – оценить свои знания, понять, что он знает, а чего не знает, что ему еще нужно узнать. Оценив свои возможности, ребенок может отказаться от выбранного задания, обосновав причину отказа, или попытаться найти выход из создавшейся ситуации. Например, вызвать затруднение могут слова типа юла, яма, ели . Чтобы определить правильно количество звуков в них, надо иметь хороший фонематический слух и навыки интонирования.

Задание 1

Маша в названиях предметов на картинках выделила три звука. Алеша думает, что их четыре. А как думаешь ты? Объясни свой выбор.

_______________

Задание 2

Авосик считает, что у слов ива, яма одинаковая звуковая схема. Согласен ли ты с ним? Объясни свой ответ.

Тестовая работа

Составь звуковую модель слова. Ответь на вопросы. Свое согласие укажи в таблице знаком «+».

Какое утверждение верно?

– В слове 6 звуков;
– в слове 7 звуков,
– в слове 2 гласных звука;
– в слове 3 глухих согласных звука;
– в слове ударение падает на первый слог;
– в слове 3 слога;
– в слове 1 мягкий согласный звук.

Тестовую работу оценивает учитель.
Первую колонку заполняет ученик: «+» – согласен, «–» – не согласен с утверждением.
Вторую колонку заполняет учитель.
Затем результаты оценки переносятся на оценочную линеечку.
Оценочная линеечка имеет семь отрезков – по количеству вопросов. Значком «+» отмечается каждый правильный ответ.
За 7 правильных ответов ученик получает оценку «высокий уровень», за 5 – «уровень выше среднего».

Итоговая работа

Цель. Определить уровень рефлексивной оценки детьми своих знаний и умений звукового анализа слов и составления звуковых моделей.

Задание

Укажи в первом столбике те знания и умения, которые ты освоил при составлении звуковых моделей слов и при овладении звуковым анализом слов, а во втором столбике укажи свои трудности. Можешь использовать значки «+» и «–».

Я знаю и умею

Я не знаю, у меня затруднения

Диагностика

Индивидуальные карты и журнал достижений детей

Учитель (или ученики) в зависимости от вида работы вносят результаты в карту. Названия карт могут быть самыми разными – они зависят от того, какие цели ставит учитель, что он желает узнать о ребенке.
Карта может сопровождаться приложением, куда ребенок записывает свои затруднения и указывает причины, мешающие ему усвоить тему. Заполнять карты нужно систематически.
Карты могут составляться и на одну операцию с целью определения качества ее усвоения, и на звуковой анализ слова в целом.
Приведем примеры.

Индивидуальная карта 1

Тема. «Последовательность звуков».

Манжара Костя, 1-й «Б» класс

Индивидуальная карта 2

Тема. «Звуковой анализ слова».

Манжара Костя, 1-й «Б» класс

Индивидуальная карта 3

Тема. «Звуковой анализ слова».

Манжара Костя, 1-й «Б» класс

Приложение

Мои трудности при составлении звуковых моделей слов

Манжара Костя, 1-й «Б» класс

Трудности

Я испытываю трудности при интонировании звуков

Я испытываю трудности при определении гласных и согласных звуков

Я испытываю затруднения при определении звонкости и глухости согласных звуков

Я забываю показывать на модели значком звонкие согласные звуки

Я испытываю затруднения при определении мягкости и твердости согласных звуков

Я забываю показывать значком мягкие согласные звуки

Я испытываю трудности при делении слов на слоги

Я испытываю трудности при определении ударного слога

Я сомневаюсь, что правильно выполню задание

Я боюсь, что меня осудят

Я не люблю, когда меня оценивают

Другие причины

Анализ результатов диагностирования, выявление показателей обученности, уровней освоения знаний, умений и навыков, динамику роста успешности ребенка, выявление причин, затрудняющих его развитие

Проанализировав результаты диагностирования, учитель планирует коррекционную работу с детьми, дает практические советы и рекомендации.

Коррекция ошибок и затруднений

Познакомившись с результатами, которые внесены в карту, учитель намечает план помощи нуждающимся в ней детям. Это может быть коррекция знаний, психологическая помощь и поддержка, работа с родителями и др.

Самодиагностика

В конце полугодия ребенок проводит анализ собственных результатов. Он сам отмечает свой рост в области каких-то знаний и умений, положительные и отрицательные моменты своей деятельности и поведении, заполняя индивидуальные карты.

Литература

2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. Уроки контроля.

4. Яшина Н . Диагностика обученности как способ управления качеством образования. – Народное образование. 2004.

Loading...Loading...