Обозначают мягкость. Когда мягенький символ не обозначает мягкости со­гласных

Фонетика - это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика - это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый символ), ь (мягенький символ).

Гласные и согласные звуки

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.

Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие . Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д"], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м"], [н] - [н"], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). К примеру, лук - [лук] и лючок - [л"ук].

б) У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные [ш"], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в неких учебниках она обозначается;
  • звук [ш"] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает двойной (длинный) звук . К примеру, щека - [ш"ика], чаща - [чаш"а], ванна - [вана], касса - [каса]. В неких учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.
  • в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими (к примеру, [д], [д"], [з], [з"] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими согласными (к примеру, [т], [т"], [с], [с"] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [г] - [к], [г"] - [к"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш]. Ср.: бить - пить, год - кот, жить - шить.

    г) Звуки [й], [л], [л"], [м], |м"], [н], [н"], [р], [р"] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими (непарные гулкие согласные еще именуются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х"].

    3. В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н"], тоже смягчается, и мы получаем звук [з"]. Следовательно, произношение слова жизнь записывается так: [жыз"н"]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение согласных. К примеру, лодка - ло[т]ка, притча - ска[с]ка, воз - во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются . Напри-мер, косьба - ко[з"]ба, просьба - про[з"]ба.

    Обозначение мягкости согласных на письме

    В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:

    1. С помощью буквы ь (мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность - [пол"за], лось - [лос"] и др.

    Примечание. Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:

    а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й (йот): листья - лис[т"йа], бе-лье - бе[л"йо];

    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - ножик (2 скл., м.р.);

    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.

    2. Средством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес - [л"эс], мёд - [м"от], лил - [л"ил], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].

    3. При помощи следующих мягеньких согласных: винтик - [в"ин"т"ик], слива - [с"л"ива].

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я

    1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:

  • сначала слова: к примеру, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;
  • после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, предоставляют - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
  • Не считая того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

    2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех - [м"эх], нёс - [н"ос], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].

    Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - гулкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш"] - глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш"] - всегда мягенькие.
  • Фонетический разбор слова

    Фонетический разбор слова - это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1 .

    При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

    Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста . См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.

    Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):

    1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

    2. Поставьте ударение в слове.

    3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

    4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):

  • свойства гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный либо без-ударный;
  • свойства согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый либо мягенький, гулкий либо глухой. Есть возможность ещё указать парный либо непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.
  • 5. Укажите количество звуков и букв.

    Эталоны фонетического разбора слова (базисный уровень)

    Земле - зем-л
    з[з"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[и] - гласный, безударный
    м[м] - согласный, жесткий, гулкий
    л[л"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[э] - гласный, ударный
    ----------
    5 букв, 5 звуков

    Чернеют - чер-н -ют
    ч[ч] - согласный, мягенький, глухой
    е[и] - гласный, безударный
    р[р] - согласный, жесткий, гулкий
    н[н"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[э] - гласный, ударный
    ю[й] - согласный, мягенький, гулкий
    [у] - гласный, безударный
    т[т] - согласный, жесткий, глухой.
    -----------
    7 букв, 8 звуков

    См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.

    Дополнительно:

  • Каковы правила российской транскрипции в школе?
  • Где отыскать эталоны транскрипции российских слов?
  • Где отыскать эталоны транскрипции предложения?
  • Какие знаки употребляют в российской транскрипции?
  • Как записать гласные звуки в российской транскрипции?
  • Как записать согласные звуки в российской транскрипции?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для высшей школы?
  • Цели и задачи:

    • повторить полученные знания о гласных и согласных звуках;
    • учить детей дифференцировать звуки;
    • развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
    • закреплять знания языковых норм;
    • способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков).

    1. Оргмомент.

    2. Постановка темы и цели урока.

    Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну Грамматика и узнаем об одном волшебнике-хвастунишке и том, какие чудеса могут творить гласные буквы.

    3. Сказка "Два медведя"

    Жили-были два медведя. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Один медведь пел: "Та - та - та", а другой: "Тя - тя - тя".

    Как вы думаете, как выглядели медведи?

    • Произнесите звуки [р, к, л, с, б, д] голосом большого медведя. (дети произносят "по цепочке"
    • Произнеси эти же звуки голосом маленького медвежонка.

    Отличаются звуки, произносимые большим медведем от звуков произносимых маленьким медвежонком? Чем?

    4. А теперь, давайте вспомним, что мы знаем про гласные звуки?

    Давайте с вами произнесём звуки "а, о, у, ы, э" перед зеркалом. Посмотрите, как они произносятся: воздух во рту не встречает преграды, звуки поём голосом.

    Этот звук всегда поется,
    Этот звук, как песня, льется
    Звук, свободно ты лети,
    Нет преграды на пути!

    Воздух свободно идёт через рот,
    Нет препятствий разных.
    Голос участвует, голос зовёт,
    Звук получается гласный

    5. А что мы знаем про согласные звуки?

    Это СОседи наших гласных и называются они СО - гласные. Чем же характеризуются согласные звуки? При их произношении воздушная струя всегда встречает преграду.

    Все согласные согласны
    Шелестеть, шептать, свистеть,
    Даже фыркать и скрипеть,
    Но не хочется им петь

    Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными и согласными звуками. Послушайте стихотворение о согласных звуках:

    НЕЖНЫЙ ИЛИ ЗЛОЙ

    Есть мягкие звуки и твёрдые звуки,
    Их можно легко смешать,
    Но, чтобы не вышло подобной штуки,
    Научимся их различать.
    Мягкие звуки звучат повыше,
    Звучанье у них нежней.
    А твердые - словно грубее и ниже,
    Как будто твердые - злей.

    Послушай, как ласковы мягкие звуки:

    Ель, капель, метель и мель.
    Они как нежные мамины руки,
    Что ласково стелют постель.
    Твердый звук обрывается резко.
    Послушайте: Стол! Укол!!
    Для нежности нет в этом звуке места,
    Скорее - он даже зол.

    6. А сейчас я расскажу вам сказку о двух буквах-сестричках, живут они, конечно, в нашей волшебной стране Грамматике. Одна из них гласная, а другая согласная. И какие чудеса они творят!

    Жили-были 2 буквы-сестрички. Они были очень похожи.

    Писались почти одинаково. Только у буквы й (рис. 3) был сверху беретик, а у и (рис.2) не было. Звучали они почти одинаково. Только и протяжно, а й коротко, отрывисто. Их часто путали, а букве й было очень неприятно.

    Однажды буква й пришла в гости к гласным буквам I ряда (а, о, у, э, ы) и предложила вместе спеть. Й начала, а подхватила. Слились их звуки, и получилась новая буква - н. Тогда остальные буквы о, у, э тоже стали петь вместе с й. И стали получаться новые буквы ё, ю, е. Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква и. Так и получились гласные II ряда.

    Гласные I ряда а, о, у, ы, э

    Гласные II ряда я, ё, ю, и, е

    Если мы слышим в слове 2 звука [й"а], [й"о], [й"у], [й"э], то писать вместо них следует по одной букве я, ё, ю, е.

    7. Давайте вернёмся к нашим замечательным медведям!

    Получается, что один медведь был большой и любил петь песни твердым голосом с гласными I ряда. Второй медведь был маленький и пел тонким голосом с гласными II ряда.

    • Пропой слоги голосом большого медведя: та.ро, ду, сэ, ны.
    • Пропой слоги голосом медвежонка: мя, сё, лю, ве, ди.
    • Спой песенки медведя: Спой песенки медвежонка:
    ду-ду-ду дю-дю-дю
    до - до - до дё - дё - дё
    дэ - дэ - дэ де - де - де
    да - да - да дя - дя - дя
    ды - ды - ды ди - ди - ди

    Прочитайте слоги I столбика. Прочитай слоги II столбика. Как звучат согласные? (мягко и твёрдо)

    8. В нашей замечательной стране живет известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово "ел" превращается в "ель", а консервная банка стала теплой банькой.

    Расхвастался Мягкий знак: "Я, дескать, самый волшебный". Но некоторые жители из страны Грамматика (а это были гласные второго ряда) стали смеяться: "Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был "лук", стал "люк", был "мал", стал "мял". Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку. (По Г. Н. Сорокину.)

    А царица страны Грамматика сформулировала правило:

    Гласные буквы I ряда а, о, у, э, ы пишутся после твердых согласных.

    Гласные буквы II ряда я, ё, ю, е, и пишутся после мягких согласных.

    Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами я, ё, ю, е, и и мягким знаком.

    • Произнеси слова: Коля, Варя, Валя, воля, пятка, пятна,

    В этих словах есть мягкий знак? (Мягкость впереди стоящего согласного здесь обозначает буква я.)

    А здесь постарались буквы II ряда и изменили слова:

    Прочитайте пары слов и сравните их по смыслу.

    9. Тренировочные упражнения:

    Подними синий кружок, если услышишь согласный звук:

    Подними красный кружок, если услышишь согласный звук:

    С, а, о, у, д, б, а, у, е, ё, с, т, з, г, ы

    Яша, ёж, иглы, ель.

    Бельё, полы, Саша, рою.

    10. Итог занятия.

    О каких буквах мы с Вами сегодня говорили. Какие гласные I ряда вы знаете? Какие гласные II ряда вы знаете? Что дают согласным гласные буквы II ряда?

    Список литературы:

    1. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 1-2 классы. - 2-е изд., - Волгоград: Учитель, 2008, -86 с.
    2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда, М.: Владос, 2006. - 335 с.
    3. Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. - М.: ВАКО, 2010, - 368 с.

    Обозначение на письме твердости/мягкости согласных

    Парные твердые и мягкие согласные фонемы, кроме /ж/, /ч"/, /ц/, передаются на письме одной и той же буквой: /б - б"/ - б, /в - в"/ - в, /т - т"/ - т и т.д. Твсрдость/мягкость согласной фонемы в этом случае может обозначаться на письме другой буквой, следующей за согласной, или иным графическим знаком.

    Твердость/мягкость таких согласных фонем, стоящих перед гласными, обозначается на письме гласными буквами. Твердость согласной перед гласной обозначается буквами а, о, у, ы, э: мал /мал/, сои /сон/, лук, ты, сэр. Мягкость согласной перед гласной обозначается буквами я, ё, ю, и: мял /м"ал/, мёд /м"од/, люди /л"уд"и/.

    Буква е не указывает на качество предшествующей согласной фонемы: написание те может соответствовать /т"э/ (тесто) и /тэ/ (теннис)", де - /д"э/ (дело) и /дэ/ (модель)", фе - /ф"э/ {кофе) и /фэ/ (кафе) и т.д. Перед в твердость/мягкость согласной остается нс обозначенной на письме.

    На конце слова мягкость согласной фонемы обозначается буквой ь, твердость - пробелом: ударь /р"/, удар /р/; весь /с"/, вес /с/; моль /л"/, мол /л/.

    Перед согласной, кроме /)"/, мягкость согласной фонемы обозначается буквой ь, твердость - второй согласной буквой: банька /н"/, банка /н/; верьте /р"/, в конверте /р/; кольчуга /л"/, колчан /л/.

    После согласных перед /5/ пишутся разделительные 5, ъ, которые служат для уточнения значения следующих за ними букв я, /о, е, ё, и, но не указывают на твердость/мягкость предшествующей согласной. Ср. одинаковое произношение большинством говорящих первого согласного в словах въездной и вьетнамский, произношение мягкого [д"] в слове адъютант и т.п. Твердость/мягкость согласной перед /)/ связана с конкретными звуками и морфемами и на письме не передается.

    Гласные буквы после шипящих и ц

    Буквы ж, ш, ч, щ, ц передают все содержание соответствующих фонем. Поэтому после ж, ш, ч, щ , ц гласные буквы обозначают только гласные фонемы.

    Фонемы /а/, /у/, /о/, /и/, /э/ передаются на письме буквами а - я, у - ю, о - ё, ы - и, э - е. Из каждой пары букв графика "выбирает" для позиции после шипящих и ц одну букву - а, у, о, и, е: жар, тар, чаща, царь", жук, шум, чудо, щука, отцу", ежовый, шорох, чопорный, трещотка, лицо", жир, шип, чисто, щи, цифра", жест, шест, честь, щель, цех. После шипящих пишутся также ё и ю жёлтый, шёл, чёлка, щёки ; брошюра, жюри, парашют", после ц пишется ы: цыган, сестрицын, отцы, но эти написания - результат "вмешательства" орфографии в область графики.

    Буквы а, у, о, и используются после шипящих и ц потому, что они передают здесь только фонемы /а/, /у/, /о/, /и/, как и в начале слова и после гласной, где не надо указывать на качество

    предшествующей согласной. Буквы же я, ю, ё, ы, кроме обозначения соответствующей гласной фонемы, имеют дополнительные функции: я, /о, ё обозначают еще /)/ или мягкость предшествующей согласной фонемы, а ы - ее твердость. После ж, ш, ч , щ, ц пишется буква е потому, что буква э утвердилась в русском алфавите лишь в XVIII в. и после согласной дополнительно обозначает твердость этой фонемы. Буква е уместна в данной позиции потому, что она обозначает только гласную фонему и после других согласных.

    Значения букв

    В графике значения букв определяются по сигнификативно сильным позициям соответствующих фонем. Значения б у к в - это соотнесенность букв с фонемами или с их частями (дифференциальными признаками), а также уточнение значения соседних букв. Все буквы, кроме й, ь, м н о г о з н а ч н ы.

    Буквы я, /о, е , ё обозначают фонемы /]а/, /]у/, /)э/, /)о/ в начале слова, после гласной буквы и после ь, ь: яд, стоят, сыновья , объятия. Буквы я, ю после согласной обозначают гласные фонемы и мягкость предшествующей согласной фонемы: няня - /"а/, нюхать - /"у/. Буква ё имеет то же значение после согласных, кроме шипящих: нёс - /"о/. Кроме того, буква ё после шипящей обозначает только /о/: шёл, чёрный. Буква е после согласной обозначает /э/. У предшествующей согласной фонемы твердость/мягкость либо остается необозначенной: тире, сено, либо передается согласной буквой - шипящей или ц: жертва, щепка , цель, либо не является дифференциальным признаком и потому не должна обозначаться: фойе.

    Буква и может обозначать как /и/ (игра, поиск, жизнь), так и /"и/, т.е. гласную фонему и мягкость предшествующей согласной {сила), а также /)и/ (чьи).

    Буквы а, о, у, э в начале слова и после гласной обозначают/а/, /о/, /у/, /э/: армия, вуаль, отпуск, наотмашь, утро, наудить, эхо, дуэт. Это же значение у букв а, о, у после шипящих и ц, у буквы о также после й: чай, обжора, лицу, йод. После остальных согласных а, о, у, э обозначают соответствующие гласные фонемы и твердость предшествующих согласных фонем: сам - /а/ и твердость /с/, лом - /о/ и твердость /л/, дуб, мэр.

    Буква ы после согласной обозначает /и/ и твердость предшествующей согласной фонемы: был /бил/, мы /ми/. В тех случаях, когда буква ы пишется после ц (передающей и твердость /ц/), она обозначает только /и/: отцы, куцый.

    В большинстве позиций буквы й, ж, ш, ч, щ, ц обозначают /)/, /ж/, /ш/, /ч"/, /ш"/, /ц/, буквы б, в, г, <3, а, к, л,м, //, п, р, с, тл, , х передают общую часть содержания фонем /б - б"/, /в - в"/ и т.д. - место и способ образования, глухость/звонкость. Твердость/мягкость этих фонем обозначается последующей буквой или пробелом либо остается необозначенной.

    Все согласные буквы, стоящие после согласных букв (но не после ж, ш, Чу Щу Цу й и не в сочетаниях пч, нщ), передают, помимо своего основного значения, твердость предшествующей согласной фонемы: арбуз - б обозначает и твердость /р/ (ср. борьба), гетман - м обозначает и твердость /т/ (ср. тьма), таскать (ср. науськать ), толщина (ср. болельщик ), халцедон (ср. кольцо). В сочетаниях пч, нщ, где ь никогда не пишется (обманчивый, ременчатый, доменщик, подёнщина), буквы ч, щ не обозначают твердости/мягкости /н - и"/.

    Буква ь имеет несколько значений:

    1) обозначает мягкость предшествующей согласной фонемы: брать, редька",

    2) выступает как разделительный знак: чьей, нальёт, полью, судья, семьи ; здесь ь указывает на то, что е, ё, ю, я, и обозначают /р/, /уз/у /)у/у /За/, /)и/; разделительный знак отграничивает гласную от предшествующей согласной буквы, при этом е, ё, ю, я имеют то же значение, что и в начале слова; отсутствие ь привело бы к иному значению гласных букв (ср.: чей, налёт, полю, судя, семи)",

    3) сочетание букв ьо обозначает /)о/ в заимствованных словах: бульон, медальон, лосьон и др.

    Существует мнение, что буква ь после шипящих на конце слова и перед согласными имеет морфологическое значение - указывает на женский род существительного: рожь, тушь 2-е лицо единственного числа глагола: идёшь, моешься", форму повелительного наклонения: плачь, режьте ; инфинитив: беречь, печь", наречие: сплошь, вскачь ; частицу: лишь, ишь. В действительности буква ь пишется здесь только по традиции, и эти слова и формы требуют заучивания.

    Буква ъ употребляется только в функции разделительного знака: субъект, трансъевропейский, объехать, съёжиться, предъюбилейный, межъярусный, двухъязычный.

    Разделительный ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а ъ - на его твердость. И перед ь, и перед ъ согласные могут произноситься твердо, полумягко и мягко: вьюга - [вЗуга], [в^уга], [в^уга]; съезд - [с^эст], [срст], [срст]; адъютант [ад"иутант]; шью [иду]. В словах объём и побьём, обезьяна и без изъяна согласный перед разделительным знаком многими говорящими произносится одинаково. Таким образом, твердость/мяг-

    кость согласной фонемы разделительными ь у ь на письме не обозначена. Разделительные ь, ъ выполняют одну и ту же графическую функцию: они уточняют значение следующих за ними многозначных букв я, ю , е у ё, Ыу указывая, что эти буквы обозначают две фонемы - /)/ и соответствующую гласную (/]а/, /]о/ и т.д.). 11оэтому их иногда называют предупредительными знаками. Употребление разделительного ь или ь определяется правилами орфографии. Выполняя ту же функцию, что и ъ, буква ь - лишняя в русском письме.

    Таким образом, буква может обозначать часть фонемы, часть одной и часть другой фонемы, одну фонему, одну фонему и часть другой фонемы, две фонемы, две фонемы и часть другой фонемы, может не иметь фонемного значения. Буква может уточнять значение соседней буквы.

    Loading...Loading...