Не даром молвится, что вятский народ хватский - шабалинский край родной. Надо читать вятские сказы и сказки! Вятские сказки

За годы Советской Власти проблема полов и полового воспитания усилиями большевиков была окончательно загнана в подворотню как явление глубоко чуждое советскому народу. Нашей национальной одеждой на долгие годы стали ватник, шапка-ушанка и кирзачи с портянками, а воспитанные в подворотне поколения русских людей в вопросах пола окончательно перешли на так называемую ненормативную лексику. Что касается нормативной, то слова «секс», «эротика», «порно», масса других терминов, обслуживающих интимную сферу человеческих отношений, большей частью имеют иностранное происхождение. Но таковы особенности и таково состояние нашего национального секса.

Сюжеты, представленные в этой небольшой по объему книге, записаны на севере Кировской области, а точнее в Омутнинском, Белохолуницком и Верхнекамском районах. Это типичные байки из подворотни, охальные, с элементами баснословия, иногда откровенного вранья, когда вполне реальные события самым причудливым образом переплетаются с выдумкой и домыслами.

По дороге в рай

Раньше сексу-то и вправду не было, одно блядство кругом, куда ни копни.

Я тогда в Белореченске жила, поселок леспромхозовский. Когда его строили, бараки эти, говорили, временный будто бы. Но лес давно вырубили на сто вёрст в округе, а поселок как стоял, так и стоит. Место шибко дурное, не приведи господи. Летом грязища непролазная, даром что на бугре. Зимой снегу по самые окна навалит. Сроду улицы не чищены. Тропиночка от избы к избе натоптана по сугробам, вот и вся дорога.

Правда, на нашей улочке, хотя самая окраина, снег разгребали регулярно. Это из-за Гришки Белоглазова, он тогда на складе ГСМ заведовал. Его ночью на гусеничном тракторе притрелюют пьяного в дымину, сдадут бабе на руки, а утром похмельного опять на работу увозят. Вот она, дорога, и держится до весны.

Я тогда в девчонках ходила, беститешная еще. Так мне мать строго-настрого наказывала, чтобы я к Милке Белоглазовой, жена это Гришкина, близко не подходила и чтобы гостинцы от неё никакие не брала.

Ведьма она. Если кто не понравится, запросто человека искурочит.

Отец тут же сидит, головой качает.

Чего зря боронишь? Кого-то она искурочила?

Ой, гляди на его гляди! Кобелина ледащий… тебе кто килу-то подвесил? Вот не шлялся бы к Милке ночами, тогда и не было бы такого. Срамота одна!

Отец только сплюнет на это и уходит с глаз долой. А мать долго еще ворчит ему в спину:

Защитник говенный выискался. У неё свой мужик есть, да ёбарей несчетно. Так и этот туда же со своей килой. Я вон, кроме мужа, никого другого сроду не знала, а всю жизнь у него в блядях проходила. Зато с Милки, курва драная, будто с гуся вода. Поди, тронь её…

Есть у вятского народа свои выдуманные герои, они в сказках других местностей не встречаются. Например, Никита-волокита – этакий увалень, который в конце становится царём и женится на королевишне, или Солдат Вяткин, ездивший свататься к самой английской царице. В сказках не обходится и без нечистой силы, это такие персонажи – Великан Кудеяр, Леший, Баба-Яга, Домовой, Кикимора. Особенно любима вятичами Кикимора. В городе Кирове есть Кикиморская гора. До революции 1917 года в городе была Кикиморская улица. Не случайно Вятский край объявлен родиной Кикиморы.
А дальше библиотекарь представила дошколятам сказочных гостей занятия – игрушечных Домовёнка и Кикимору. Эти занимательные гости и поведали детям о видах сказок, о современных собирателях сказок, которые пересказали старинные вятские сказки на современный лад так, «чтобы всем понятно было».
Кикиморка «прочитала» дошколятам любопытную вятскую сказку «Гора Кикиморская» из сборника И. К. Ярополова. Не отстал и Домовёнок, его сказки – «Лиса-хвастунья» из сборника «Жили-были сказочники…» и «Поп и работник» из сборника «Волшебное колечко» – тоже запомнились малышам своим интересным сюжетом.
Закончилось занятие призывом читать вятские сказы и сказки, ведь в них заложена народная мудрость наших предков.

Екатерина Малых

Дата публикации 16.10.2014

В далёкие древние времена, когда не было ещё телевидения, радио, телефона, кино, когда не было ещё и книг, а люди не умели ни читать, ни писать,

когда вятский народ был сплошь безграмотным, единственным источником духовного и нравственного общения людей являлось устное народное творчество.

Что за прелесть эти сказки

Множество былин, преданий, сказаний, сказок и прибауток, пословиц и поговорок, песен и частушек рождалось в народной среде, передавалось от человека к человеку, из уст в уста, от поколения к поколению. Долгими зимними вечерами при тусклом свете лучины люди рассказывали друг другу разные были и небылицы, пели песни и частушки, Дети жадно слушали бабушкины сказки и засыпали под негромкую колыбельную песню.

Александр Сергеевич Пушкин, вспоминая услышанные им в детстве сказки его няни Арины Радионовны, писал: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма». А В. Г. Белинский говорил: «В сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве. В них нет пессимизма, обреченности. Вера в свои силы, в добро, оптимизм – основной пафос этих сказок».

В сказках предстают перед нами колоритные фигуры вятских людей, которые «в карман за словом не лезут» и у которых всегда «вперед умок, а за ним язычок».

Сказки вятского народа

Вот одна из старинных сказок вятского народа о глуповцах.

Где-то далеко в дремучем вятском лесу была деревня. Люди жили в этой деревне от рождения и до смерти, дальше версты чистого места не видывали, никуда из своей деревни не ездили, и не ходили, ни с кем в округе не общались, ничего не знали и оттого были глупы.

Малые и старые, бабы и мужики - все были глупые, и деревня их тоже называлась Глуповкой. Был среди глуповцев один мужик поумнее, подогадливее. Его за то Догадкой звали, так и он глуп. Вот пошли раз глуповские мужики в лес на охоту. Ходили - ходили, вдруг видят: под елкой дыра, а из дыры пар идет. Удивились мужики, стали думать - чего бы это могло быть? Думали, спорили, ни до чего не договорились. Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догады спросим, может, он знает».

Пришли в деревню, нашли Догаду (он сидит, лапти плетет), спрашивают: "Вот ходили в лес, видим; под ёлкой дыра, а из дыры пар валит, так что бы это могло быть?»

Догада подумал, подумал, затылок почесал и говорит: «А надо самому сходить поглядеть». Пошли опять в лес, нашли то место, видят: под ёлкой дыра, а из дыры пар валит. Что бы это могло быть? Догада говорит: «Вы держите меня за ноги, а головой-то суньте меня в дыру, я погляжу, а как дрыгну ногой, так и тащите меня назад». Так и сделали: держат за ноги, голову сунули в дыру. А это была берлога! Медведь башку-то Догале и откусил, тот только ногами и взбрыкнул. Один говорит; «Вроде уже дрыгнул», другой говорит: «А вроде нет, не прыгнул ещё». Стали спорить, дрыгнул - не дрыгнул, тащить - не тащить. Ни до чего не доспорились, один говорит: «А давайте вытащим, самого спросим, пора ли тащить». Вытащили, глядят - а головы-то нет. Опять спорить ста¬ли, была голова или не было? Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догадихи спросим, была ли голова, она, наверное, знает. Пришли в деревню.

Догадиха в печке хлеб печет, спрашивают: "Была ли у Догады голова, когда в лес уходил?», Догадиха лоб сморщила, подумала и говорит: "Вот когда утром чай пили, так вро¬де бороденка болталась, а была ли голова, уж и не припомню».

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 17:00 + в цитатник

Деяния Ария Оседня, и его праотца Богумира: "И был он благ, и Боги давали ему много овец и скота, пасущегося в степях...

Жили старик со старухой, у них было двое детей: сын да дочь. Старики были благочестивые и дети благочестивые. Старик со старухой померли и оставили своим детонькам своё...

У старика со старухой три сына: Семён, Сергей и Иван. — Когда помру, на могилу приходите: благословенье дам. Приходит один Иван, который первую ночь получает бурка, вторую — коурка, третью...

Жили-были - поживали, добра наживали Волк и Медведь. Вот Медведь и говорит Волку:— Давай-ка, брат Волк, наломаем сучьев да состроим шалаш на зиму!..

Жили-были старик со старухой. Жили с ними парнечок да девушка, пять овечушек, собачечка - пустолаечка, кошечка - беломоечка, петушок да курочка. Избёнка у них стояла на пригорке...

Один человек был страстным охотником. В лесу он увидел золотого орла. Увидел и возвратился. Пошёл он к старшине и сказал ему об этом.

Жили да были старик со старухой. Поехали они как-то раз под Афанасьев день в гости. Сели в повозку рядком, заговорили ладком. Ехали-поехали, хлестали кобылу...

Шёл один солдат домой. Ну, отслужил свой срок службы и идет. Зашёл в одну деревню, выпросился переночевать. Хозяйка говорит:— Ты, поди, есть хочешь...

Иван Крестьянский сын вызвался:— Хоть к черту, так пойду в работники. Чёрт нанимает его за 250 рублей и 100 рублей дает задаток. На дороге Яга Ягишна сообщает...

Был Алексей Фёдорыч, Казак-Горемыка. Он ходил работать подённым; ево как хлебом кормят, так денёк не дают, деньги платят ― хлебом не кормят. — Што я так скитаюсь? Буди...

Ямщики ехали с товаром. Шёл их большой обоз Сибирским трактом. Это было в старинные ещё года, когда были дороги не исправлены ещё; дороги были с боку...

Был у попа работник. Ходил он в лес дрова рубить. Нашёл гриб-дождевик, принёс домой и показывает попу. Поп спрашивает: — Что такое?...

Жил да был старик. У нево была кошечка-неумоечка, да был кот булыка. И этот кот ушёл лыка рубить, и он кошечке наказывал: — Кошечка, не гледи в окошечко...

Гуляла раз Лиса по лесу. Идёт себе без цели, цветики собирает, листики обрывает. Вдруг навстречу ей - медведь. Спрашивает: — Куда это ты путь держишь, Лиса-кутафья...

В Уржуме страшно любили лосей. Повстречать сохатого на дороге считалось хорошей приметой. Всяк уржумец, которому на дороге лось попадался, обязательно выходил с повозки и кидал в лося сапогом...

Как если бы к кому из губернаторов привыкли бы. На испытание собирается вся Вятка. Садятся на высоком берегу реки, а внизу у берега губернатора выталкивают, чтобы, значит, против...

Мужик пахал поле на пегой кобыле. Приходит к нему медведь и спрашивает: — Дядя, хто тебе эту кобылу пегой сделал? — Сам пежил. — Да как?...

В одном месте у реки тихое место было. Страшное. Там нечистая сила, видимо, была. Все показывалось людям. Миша Крюков рассказывал. Он на горе жил: — Ехали мы ехали...

Мельник у нас был. А говорили: — В омуте, в глубине чертёнок у него жил. Как-то приехал мужик к нему зерно молотить, а колесо не крутится...

У нас как-то баба утонула. Ну мне было лет двенадцать. Так брат-от нырял. Она вот купалась. Пошла на пожню и вот придумала купаться...

Ещё коровку-то когда выводишь, надо рожью её посыпать и говорить слова, чтобы дедушка-суседушка не мучал скотинку: — Дедушка-суседушка! Каурую пусти мою коровушку...

Быличка Мне мама рассказывала. Давно было. Она ездила на мельницу. Обратно домой поехала. Ей говорят: — Не езди, Александра, ночью: - может тебя поманить...

Быличка Не знаю, на самом деле было или нет. От Михаила Тимофеевича слышал. Один мужик делал сани себе, но ещё по голу, снега ещё не было...

У нас на погосте раньше кабак был, дак шёл мужик пьяный, и сам на себя дорогой забранился. Ему навстречу мужик шёл, говорит.

Сеяли мышь да воробей овёс. Овёс вырос. Воробей и говорит: — Ну, надо овёс жать А мышь и говорит: — У меня и под снегом не уйдёт...

Кикимору берут с болота и садят в человека. Сестру просватали, так ей посадили - у неё живот рос. Она когда умирать стала, кикимора у неё изнутри заговорила человеческим...

Один мужик бабу свою схоронил и все жалел, что она во сне к нему не приходит. Все говорил: — Хоть бы показалась она. Пойду на кресты в двенадцать...

У нас вот дядя. Вот в аккурат тоже так сделал. При этом порчу ему пустили. Приехал венчаться. А церковь была обнесена оградой ведь: - не так просто стояла...

Вот однажды мужик поехал на лошади домой. Он где-то в лесу работал и ехал на лошади домой. И вот едет-едет, и вдруг лошади у него заржали...

Раньше, как родишь, шесть недель пройдёт, идёшь в церкву молитву взять. А я дак неживого родила да мне всё и недосуг. Я не пошла к батюшке...

Только вот у меня мама рассказывала. У неё брат. Ему охота научиться играть в гармошку. Ему кто-то сказал: — Возьми в баню пойди и играй...

Царь посылает подслушивать, не говорит ли кто о его смерти. Три сестры хвастаются: — старшая - сплести ковёр-самолёт, младшая - родить 12 сыночков по локоть руки в золоте, по колен...

Вот сидит один раз Ленин у себя в комнатке после обеда и разные книжки и газеты почитывает. Только в какую газету ни заглянет, какую книжку ни раскроет...

В некотором царстве, в некотором государстве - именно в том, в котором мы живём - против неба на земле, на ровном месте, как на бороне, жил-был старик со старухой...

У одного мирошника был работник. Мирошник послал его засыпать на ковш пшеницы, а работник пошёл и засыпал-то на камень. Мельница завертелася, и пшеница вся разметалася...

Был царь Европейской, жил, больно богато жил. Он стар был, много годов жил, а ево сын, наследъник, малолеток был. А слуга был у нево верной Кайф, всех верънее...

Жили-были старик со старухой, и было у них три сына, один здоровее другого! Летом сыновья работали в поле, а зиму так, в безделье проводили: — напьются, наедятся...

Пошла одна девушка на Святках ворожить в заброшенную избу. Поставила зеркало, колечко опустила в стакан с водой и сидит. А её парень знал, что она собирается ворожить...

Шарыгино - несчастная сторона для охотника. Стреляешь в зайца, а за ним и медведь падает, и лиса, и неясыть. Зверья - не протолкнуться. Иной раз из дому захочешь выйти...

Процитировано
Понравилось: 1 пользователю

Сегодня готовили материалы для нового номера журнала ТДТ, но не могу начать их выставлять, пока в ЖЖ не появился еще один интересный материал из ТДТ № 5-6. Это своего рода вятский ответ на публикацию в Интернете так называемых «вятских сказок». Впрочем, не буду больше резюмировать этот материал, а добавлю только, что его автор Александр Сухотерин активно ведет свою страничку «В контакте», так что можете обсудить тему прямо с ним, а заодно предложить новые сказочные сюжеты.

НОВЫЕ ВЯТСКИЕ СКАЗКИ


В ТДТ N 3 мы начали публикацию «Вятских сказок». Читатели могли убедиться, что сказки, опубликованные в Интернете и называемые «вятскими», мягко говоря, не способствуют формированию позитивного имиджа нашего региона. Вятичи предстают в этих сказках глупыми, злыми, постоянно рвущимися в Москву. К тому же, автор сетевых сказок мало знаком с жизнью нашего края и даже полагает, что Вятка находится где-то в Сибири.

Выполняя обещание, данное читателям, мы начинаем публикацию новых вятских сказок, написанных по просьбе редакции ТДТ молодыми авторами, которым небезразлично, что думают о Вятке пользователи глобальной сети.

Неправильная вывеска

Проезжали как-то раз через Вятскую губернию торговцы. И было у них с собою множество товаров. Решили они и в Вятке поторговать. Торгуют день, два дня торгуют. Но ничего у них не получается, не расходится товар. И только собираются они уезжать, как к ним подходит старичок и говорит:

Что, не продаётся товар?

Нет, не продаётся, вот, уезжать собираемся.

А ты кто такой?

Да я Василий Иванович, хожу здесь, людям советами помогаю. Никто пока что не жаловался.

Пошли торговцы, поспрашивали людей, и все одно твердят: послушайте вы этого старичка!

Ладно, поделимся, поделимся, ты только скажи, как торговлю наладить!

Ну, тогда идите, отдыхайте, приходите завтра.

Вот идут торговцы и разговаривают:

Интересно, что же мы не правильно делали? С Новосибирска идём, везде покупают, а как к Вятке подходить стали, продажи упали.

Не знаю. И вывеска у нас красочная, и товар хороший. Ну ничего, завтра посмотрим, что вятич сделать сумел.

На следующее утро приходят торговцы к месту, где их лавка была, и не видят её. Злиться начинают, ругаться, кричать, что надули их, что, мол, украли их товар. Но к ним подбегает тот самый старичок и говорит:

Что же вы ругаетесь? Вот ваша лавка, товара половина распродана, вот ваша доля.

Что ты говоришь? Это не наша лавка, у нас лавка называлась «Всё для сибиряка» а эта - «Товары Вятича».

Товар потому-то и не продавался, что название не правильным было.

Суп из вятского топора

Как-то раз проходил через Вятскую губернию солдат. Запасы еды кончаются, денег нет. Думает-думает что делать, да ничего не выдумает. А по дороге, прямо перед градом Вяткой, попалась ему избушка, а в ней бабка жила.

А запасусь-ка я у неё, - подумал солдат.

А у бабки запасов мало было, да и голодных ртов много. И вот подходит к ней солдат и говорит:

Бабушка, а у тебя ничего для каши не найдётся, а то изголодался совсем.

Нет, ничего нету, сама мучаюсь.

Бабушка, а топор - то у тебя есть?

Есть.

Ну, тогда неси его сюда, будем кашу из топора варить.

Бабке стало интересно, и, хотя она сразу смекнула, что солдат её надуть хочет, а топор, воду и горшок всё-таки принесла.

Бабушка, каша уже почти готова, сейчас бы ещё чуть-чуть крупы.

Тут бабка и поняла, в чём весь подвох.

Хорошо, сейчас принесу, - сказала она и пошла во двор за камушками. Принесла. А солдат говорит:

Вот и хорошо, ещё лучше было бы с маслицем.

Сейчас будет.

Пошла бабка, зачерпнула водички дождевой из бочки и принесла солдату.

Бабушка, да разве ж это масло? Он ж твёрдое и жёлтое. А это больше на воду похоже.

Ну, сынок, вот такое вот у нас масло.

Хорошо. Но у меня последний вопрос. Солюшки у тебя хотя бы немного не найдётся?

Соль у меня есть, сейчас принесу, - сказала бабка и, зайдя за угол дома, взяла щепотку песка.

Бабушка, а не песок ли это?

Нет, сынок, это нашенская соль.

Вот каша готова. Будешь пробовать?

Нет, сынок, тебе нужней - хитро улыбнулась бабка, а сама достала из-за пазухи хлеба краюху и протянула солдату. - Вот, держи. И впредь людей вятских не обманывай.

До завтра!

Loading...Loading...