Индивидуальное логопедическое занятие "постановка звука ж". Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов
Аня Кузнецова
Открытое занятие «Постановка звука [ж]».
Цель : постановка звука [ж] .
Задачи : 1. Уточнение артикуляции звука [ж] ;
2. Учить изолированному произношению звука [ж] ;
3. Знакомство с буквой Ж;
4. Развитие фонематического слуха;
5. Развитие фонематического анализа;
6. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
7. Развитие внимания, памяти.
Оборудование : зеркало, игрушка – пчелка, предметные картинки, схемы для определения место звука в слове , пособие для дыхательной гимнастики, звуковая дорожка , презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие.
Эмоциональный настрой.
2. Постановка цели , сообщение темы.
Логопед читает загадку :
Все жужжит она, жужжит
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла
Мед готовит нам (пчела) .
К нам на урок прилетела пчелка, и приготовила много интересных заданий.
А как жужжит пчелка?
Получается ли у тебя так жужжать?
Сегодня будем учиться произносить звук [ж] . Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Логопед. На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужжу. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки. Вот летит однажды пчелка и видит, бабочки сидят на цветочках. Спрашивает она их
Пчелка Жужжу. Ж-ж-ж, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!
Бабочки. Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.
Пчелка Жужжу. Ж-ж-ж, бедные бабочки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.
Бабочки. Что же нам делать?
Пчелка Жужжу. Не переживайте, бабочки, мои друзья вам помогут. Коля, давай поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуй на крылышки бабочек, и они обсохнут.
Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.
Упражнение на дыхание «ПОДУЕМ на БАБОЧЕК» : вдох-выдох.
Упражнение «УЛЫБКА»
Логопед. Давай теперь покажем, как улыбнулась пчелка Жужжу бабочкам. (Счет от 1 до 10) .
Логопед. Развеселилась пчелка Жужжу и вот запрыгал у нее язычок, вверх – вниз. Покачаемся и мы.
Упражнение «КАЧЕЛИ»
Логопед. Захотелось пчелке Жужжу спеть песенку, да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем.
Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Ребенок произносит пя-пя-пя (пять раз) .
Логопед. Захотелось пчелке Жужжу попить чайку с медом, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.
Упражнение «ЧАШЕЧКА»
Логопед. Попила пчелка Жужжу чая из чашечки и решила отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом грибок растет. Решила пчелка Жужжу полежать под ним. Улыбнулась она ему и сделала язычком грибочек. Давай и мы сделаем грибок.
Упражнение «ГРИБОК»
Логопед. Лежит пчелка Жужжу, отдыхает. Вдруг слышит лошадка копытами цокает. Захотелось пчелке Жужжу, научиться так же цокать язычком.
Упражнение «ЛОШАДКА» .
Логопед. Устала наша пчелка и полетела в домик, к своим друзьям пчелкам. И наш язычок тоже устал, положи его на нижнюю губу, пусть отдохнет.
4. Уточнение артикуляции [ж] (перед зеркалом) .
Губы вытянуты вперед. (ребенок повторяет.)
В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?
Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
Где находится кончик языка?
После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж , ребенок также еще раз произносит звук .
Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов, боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
Покажи рукой, какой язычок?
Что напоминает язычок?
Чашечку.
5. Постановка звука [ж] .
А) по подражанию – от [ш].
Давай произнесем звук ш-ш-ш . а теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом . Послушай, как я.
Б) – сделай «Чашечку» , заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты .
6. Характеристика звука .
Звук [Ж] - всегда твердый, звонкий согласный.
7. Закрепление изолированного произнесения звука .
Молодец! А теперь давай превратимся в пчелок и полетаем на цветочной поляне. («Летает» и «присаживается» на цветок, берет цветок и в этот момент делает ударение на последний звук ж-ж-ж-ж ).
8. Развитие фонематического слуха.
Давай поиграем в игру «поймай звук » . Если услышишь звук Ж –посвисти в дудочку.
Ж-Н-С-Ш-Д-Ж-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц-Ж
9. Развитие фонематического анализа.
А) -У пчелки очень много друзей и она решила разбить их на 2 команды. В одной команде будут только те животные, в названии которых есть звук Ж (жираф, ежик, морж, жаворонок) . А в другой- нет звука Ж (заяц, енот, собака, лев) .
Каких животных мы выбрали?
Б) Игра на развитие внимания и памяти.
«Что изменилось?»
В) Распредели картинки под схемы :
(в начале, в середине и в конце слова) .
10. Физминутка «Пчёлка»
Прилетела к нам вчера
полосатая пчела (пчелка в правой руке)
А за нею шмель – шмелек
и веселый мотылек (переложить пчелку в левую руку)
Два жука и стрекоза как фонарики глаза (пчёлку передавать вокруг себя)
Пожужжали, полетали от усталости упали
(поднять пчёлку вверх, опустить на пол) .
11. Зрительная гимнастика.
«Маленькая пчелка»
12. Знакомство с буквой Ж.
У пчелки есть любимая буква -это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?
А ты сможешь узнать букву Ж среди других?
Ж К Х Л Ж С М Х
13. Развитие мелкой моторики.
Пчелка придумала для тебя интересное задание : выкладывание буквы из конструктора.
14. Домашнее задание.
Помоги пчелке добраться до цветочка, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо жужжать вместе с пчелкой.
15. Подведение итогов.
Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.
Сюрпризный момент.
Публикации по теме:
Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука [Л]» Наталия Васильева Цель. Формировать первоначальные произносительные умения звука [Л]. Задачи. 1. Коррекционно – обучающие: - Уточнить артикуляцию.
Тема: Индивидуальное занятие. Постановка звука «Л» Цели: Коррекционно-образовательные: - формирование правильного произношения звука [Л];.
Автор-составитель Фаустова И. А. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Звук [Л]. Этап: Постановка звука [Л], автоматизация.
Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс «Осень. Постановка звука [ш]»
Цели: -Постановка звук Ш -Развивать речевой слух. -Развивать речевое дыхание. -Развивать устную речь, обогащать словарь. -Развить логическое.
Конспект занятия «Постановка звука з» Профиль артикуляции звуков [Г] и [Г’] Артикуляция для звука г губы – раскрыты, в нейтральном положение; зубы.
Открытое занятие по самообразованию во второй младшей группе. Постановка русской народной сказки «Волк и 7 козлят». Программное содержание. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира); «Физическое.
Тема нод: Звук [Л]. Этап: Постановка звука [Л]. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: формирование правильного произношения звука [Л];.
Библиотека изображений:
Тема. Постановка звука ж .
Цели. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука ж, постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы ж.
Содержание занятия
Организационный момент.
Сообщение темы.
На доске - несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
-
Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.
(Жук.)
Да, это жук.
Покажите букву, с которой начинается слово
жук.
(Буква
ж
вывешива
ется на доске.) Эта буква обозначает звук
ж.
Этот звук напоминает жуж
жание жука:
ж-ж-ж-ж.
Сегодня мы будем учиться произносить звук
ж.
Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3.
Артикуляторная гимнастика.
Для губ: улыбка-трубочка.
Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верх ние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.
4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш.
- Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажи те его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.
После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладыва ется к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.
Можно использовать постановку ж от звука з. При произнесении звука з детям предлагается поднять кончик языка вверх за верхние зубы.
5. Уточнение артикуляции звука ж.(профиль звука Ж)
Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произно шении звука ж?
Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)
В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?
Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
- Где находится кончик языка?
После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят звук.
-
Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов.
(Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют
форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
- Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)
- Что напоминает язычок?
- Чашечку.
Логопед в целом описывает артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.
6. Развитие фонематического анализа.
а)
Игра "Подними флажок". Логопед называет слова:
жаба, парта,
лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик.
Дети поднимают флажок,
если в слове есть звук
ж.
б)
Распредели картинки. На доске выставляются картинки: пожар,
лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Дети долж
ны распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в на
звании которых звук
ж
в начале слова, а справа те картинки, в названии
которых звук
ж
в середине слова. Логопед при этом четко называет снача
ла все картинки, выделяя голосом звук
ж
в слове.
в)
Найди место звука
ж
в словах. У детей цифры 1, 2, 3. Логопед
произносит слова, дети определяют, какой по счету звук
ж
в слове (пер
вый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. Примерные слова:
жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий,
сажать.
7 . Закрепление связи между звуком и буквой ж.
-
Посмотрите на букву
ж.
Что она напоминает, на что похожа?
-На жука.
- Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в назва нии которых есть звук ж.
Во время самостоятельного выполнения этого задания логопед инди видуально занимается с теми детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.
8. Подведение итогов занятия.
Какой звук мы учились произносить?
Звук ж.
Как произносится звук ж? Дети повторяют артикуляцию звука ж.
У детей дошкольного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Самое распространенное среди них нарушение произношения звуков , которое нельзя считать безобидным дефектом, ведь оно может привести к негативным последствиям для развития ребенка: затруднении при обучении чтению и письму (дислексии и дисграфии), а в дальнейшем и к снижению успеваемости по русскому языку.
Речь должна быть понятной для окружающих, а если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то могут возникнуть трудности и в общении со сверстниками и взрослыми. Такого ребенка, часто передразнивают, поэтому он отмалчивается, чувствует неуверенность в себе, что создает дополнительные психологические проблемы.
Взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, и чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.
Первый шаг в предупреждении таких проблем – это обращение к логопеду, который исправит речевые недостатки ребенка. Но, многих родителей как будто не волнует отсутствие в речи ребёнка звуков [ш], [ж] и в пять лет. Они считают что ребенок еще «выговорится», бывает, что родители очень заняты или, испытывают материальные затруднения (ведь логопедическая помощь стоит недешево).
Задача логопеда – помочь родителям в формировании правильного произношения звуков, рассказать о том, в каком возрасте и с чего следует начинать работу над исправлением неправильного произношения, почему и в какой последовательности, но при условии, что у вашего ребенка нет отклонений в строении речевых органов (неправильный прикус, короткая уздечка языка, отсутствие передних зубов, высокое твердое небо).
Конечно, отсутствие в речи звуков [ш], [ж] трудно не заметить. Появляются они позже свистящих ([с], [з]) звуков. Можно ли ускорить их становление и как избежать дефектного произношения звуков? Попробуем дать самые общие ответы на эти вопросы.
Шипящие звуки сложны для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры - соревнования. Чтобы поставить и автоматизировать эти звуки в прямых и обратных слогах понадобится примерно месяц, а может и больше.
Какие бывают нарушения произношения шипящих звуков?
Что такое «сигматизм» и «парасигматизм»?
Недостаток произношения всех шипящих (ш, ж, ч, щ) называется сигматизмом.
Замещение звука другими звуками (С, Т) называется парасигматизмом
Варианты неправильного произношения звуков ш, ж.
Различают следующие виды сигматизма:
- Межзубно - боковой сигматизм - кончик языка попадает между передними зубами, а один край отрывается от коренных зубов и поэтому весь язык разворачивается набок.
- Боковой сигматизм -оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем языка и коренными зубами. Воздух устремляется в образовавшуюся щель, кончик языка упирается в небо, получается хлюпающий звук.
Губно - зубной сигматизм - губы вытягиваются вперед, верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется воздух. Слышится звук близкий к Ф . (В при произношении звука Ж.)
Щечный сигматизм -язык пассивно лежит на дне рта, воздух раздувает обе щеки.
Смягченный звук [ш] - получается при нижней артикуляции или если кончик языка приближен к передним зубам.
Носовой сигматизм (гнусавость) - мягкое небо опускается и воздух попадает в носовую полость.
1. Подготовка артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы шипящие звуки ребенок произносил правильно, надо подготовить для их появления основательную базу. Как это сделать? Начать работу следует с артикуляционных упражнений – упражнений для языка и губ. В процессе игр ребенок должен научиться поднимать широкий язык к альвеолам, удерживать его в этом положении. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо знать следующие правила:
- Выполнять упражнения перед зеркалом, под счет, который ведет взрослый.
- Нельзя принуждать ребенка заниматься. Нужно это делать в форме игры интересной для ребенка.
- Каждое упражнение выполняется не менее пяти раз.
- избегать упоминаний о том звуке, над которым ведется работа.
Вот базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки шипящих звуков:
1. «Накажем непослушный язычок» - язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».
2. «Лопата» - приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы он касался углов рта. Удерживать в таком положении под счет до 10. Язык неподвижен, спокоен.
3. «Прятки» - широко открыть рот и закрыть широким кончиком языка верхнюю губу.
4. «Длинный язычок» - широко открыть рот и кончиком языка постараться достать кончик носа.
5. «Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка касается сначала верхней, а потом нижней губы.
6. «Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
7. «Чашечка» - широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.
Проделывая эти упражнения (2 недели), ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к произнесению шипящих звуков. Для этих звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому всеми способами старайтесь расшевелить губы, язык, нижнюю челюсть!
Произношение звуков при правильном варианте.
При произнесении звука [ш] губы вытянуты вперед и округлены. Расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого нёба или альвеолам, имеет форму «ковша». Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка и твердым нёбом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, напоминающий шипение.
При образовании звонкого [ж] та же артикуляция, но добавляется голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании [ш].
Приемы постановки звуков [ш]и [ж].
Сначала ставится звук [ш], а затем на его базе ставится [ж].
1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [ш].
Ребенок открывает рот, делает из языка «чашечку» и прислоняет ее край к верхним резцам. Скажите, что в «чашечке» горячий чай, поэтому надо подуть. Выдох можно ощущать на приставленной ко рту ладони.
Теперь «чашечку» нужно «занести» в рот: «край чашечки» должен, не отрываясь, скользить по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Свистящий звук сначала перейдет в С, затем - в Ш. Когда услышите Ш, скажите ребенку, что так «шипит змея».
Все действия ребенок совершает по вашему беззвучному показу.
2. Постановка от звука [с]
Произнести долгий звук (с-с) или слог СА, в этот момент приподнять кончик языка ребенка с помощью шпателя или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Слышится звук Ш или ША. Обратите внимание ребенка на верхнее положение кончика языка, предложите послушать, что получилось: «Произносил СА. А что получилось?».
3. Постановка от звука [р] - нужно затормозить вибрацию кончика языка с механической помощью (шпателем) или словом «стоп!», предложить удерживать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами. На «этом месте» сказать СА и послушать, что получилось. При шепотном произнесении ра слышится ша, а при громком - жа.
4. В исключительных случаях можно поставить нижний звук [ш], отодвинув шпателем кончик языка назад, в момент произнесения звука С - с-с.
Звук [Ж]ставится обычно от звука [ш] включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука [З], как [ш]от [С]
Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях, текстах.
Автоматизация (закрепление) звука [ш]
1. Сначала в прямых слогах: ША - ШИ - ШЕ- ШО - ШУ
Словах: ША- шапка, шайба, шахта, шаг, шахматы, ваша, наша.
ШИ- шина, машина, мыши, уши, малыши, дыши, пиши.
ШО- шов, пушок, мешок, мышонок, большой, петушок.
ШУ- шут, шум, шуба, мишутка, ношу, пишу, шутить.
ШЕ - шея, шест, шесть, мишень, ошейник, шерсть.
Швея, шкаф, школа, шлем, шляпа, шпалы, штука, штык.
Закрепить в чистоговорках:
ША - ША- ША - наша каша хороша
ШИ -ШИ - ШИ -мыши бегут в камыши
ШУ - ШУ - ШУ -шубу я ношу
В скороговорках:
У малышки на лбу шишка.
Луша у душа мыла шею и уши.
В потешках:
Наша Мана маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая
Маша чернобровая.
2. Затем в обратных слогах :
АШ - ИШ -ЫШ - ОШ - УШ
В словах: АШ - башня, чашка, букашка, карандаш.
ИШ - вишня, молчишь, шумишь, гудишь.
ЫШ -вышка, мышка, пышка, камыш.
ОШ -кошка, мошка, окошко, ладошка.
УШ -душ, ушки, мушка, пушка, подушка.
В чистоговорках:
АШ - АШ -АШ -шалаш
ОШ - ОШ - ОШ - грош
ЫШ - ЫШ - ЫШ - малыш
В потешках:
Мышка полем шла,
Мышка грош нашла,
Мышка шило купила,
Мышка валенки подшила.
В скороговорках:
Тимошка Тимошке
Крошит в окрошку крошки.
Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.
Сочинять чистоговорки можно совместно с ребёнком. Поработав с ними, берите словосочетания, затем – предложения , и, наконец, тексты . Тексты простеньких стишков со звуком [ш], [ж] можно найти в любых детских книжках.
В заключении, хочется дать ещё один совет. Весь процесс работы над трудными звуками [ш], [ж] надо всё же координировать с логопедом.
Нравится 0 Плохо 0
Артикуляционная гимнастика:
«Блинчик»
«Чашечка»
«Слоник»
«Индюк»
для всех шипящих:
1.«Блинчик».
Рот
открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю
губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10.
Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую
улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на
нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать
нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
2.«Качели».
Широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними.
3.«Маляр».
Рот
открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка погладить небо, делая
движения языка назад - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить,
чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов
и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть
не двигалась.
4.«Грибок».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий
кончик языка погладить небо, делая движения языка назад - вперед (от
зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до
внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не
натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
5.«Гармошка».
Рот
открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается)
и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении
упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в
таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и
оставались неподвижными, а язык не провисал.
6.«Вкусное варенье».
Рот
открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю
губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к
центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые
края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не
натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она
должна быть неподвижной.
7.«Чашечка».
Рот открыт. Губы в улыбке.
Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки
языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать под
счет от 1 до 5-10. следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя
челюсть была неподвижна.
8.«Фокус».
Рот открыт. Губы в улыбке.
Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки
языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать
ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной,
губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
9.«Саночки».
Рот
открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним
коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения
языка вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.
Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на
зубы.
10.«Горка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка
упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала
приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается.
Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не
двигалась.
Постановка:
Округлить губы и вытянуть их вперёд, зубы при этом сомкнуты.
Широким кончиком языка доставать нос.
Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу сверху вниз.
Поднять к нёбу язык, придав ему форму чашечки, выдохнуть струёй посередине и включить голос.
При
этом звуке положение губ, зубов и языка такое же, как и при «Ш».
Техника его выполнения точно, как и при звуке «Ш», но при «Ж» в работе
участвуют голосовые складки. Звук звонкий. Поднести тыльную ладошку
ребенка к гортани, и он это почувствует.
При подражании нужно следить за тем, чтобы выполнял все то, что рекомендовано при звуке «Ш» плюс включение голоса. Обращаем внимание на предварительное упражнение «молоточек» - д-д-д, которое выполняется так же, как и «паровозик», только в этом случае замедляем «удары» молоточка при продолжительном выдохе, которые переходят в длительный звук «Ж». Кончик языка удерживаем в верхнем положении, не дотрагиваясь до верхних альвеол: через этот промежуток идет воздушная струя, которая трется о кончик языка и альвеолы.
Цель занятия:
- Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;
- Развитие речевой моторики;
- Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- Закрепление связи звука и буквы / ж/
Оборудование: зеркало, картинки, цифровой ряд, схемы слов.
Ход занятия
1. Организационный момен
Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно
Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.
2. Сообщение темы
На доске несколько картинок: жук, паук, птица.
Логопед читает загадку:
Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.
Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.
Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляционная гимнастика.
(Сказка о Веселом язычке)
Для губ : Логопед читает загадку
В домике этом Красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: “улыбочка”
Рот закрыт: “трубочка”
“ребята-лягушата”
Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,
Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.
“ребята-слонята”
Подражаю я слон, губки хоботком тяну.
Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка
Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)
“лопата” - язык лопатой положи немного удержи,
Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.
Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).
А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).
Язычок не скучал дома, потолок побелил)
“Маляры” (мы сегодня маляры - потолок побелим мы).
Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”
“Пора и мне спать”, - подумал Язычок.
4. Постановка звука / ж /
(используется прием постановки путем озвончения звука / ш /).
Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.
После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети произносят звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.
5. Уточнение артикуляции / ж/ (перед зеркалом)
Произнесем еще раз /ж/. В каком положении находятся губы?
В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?
Где находится кончик языка?
Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
Что напоминает язычок? (чашечку).
6. Развитие фонематического анализа
А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)
Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….
Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…
Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….
Б) Распредели картинки под схемы:
Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.
На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.
Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.
В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.
7. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.
Покажите букву “ж”. На что она похожа?
Сложите из палочек букву.
Подберите картинки со звуком /ж/.
Во время самостоятельного выполнения этого задания, логопед индивидуально занимается с детьми, у которых артикуляция звука /ж/ еще недостаточно закреплена.
8. Итог занятия.