Индивидуальное логопедическое занятие "постановка звука ж". Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов

Аня Кузнецова
Открытое занятие «Постановка звука [ж]».

Цель : постановка звука [ж] .

Задачи : 1. Уточнение артикуляции звука [ж] ;

2. Учить изолированному произношению звука [ж] ;

3. Знакомство с буквой Ж;

4. Развитие фонематического слуха;

5. Развитие фонематического анализа;

6. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

7. Развитие внимания, памяти.

Оборудование : зеркало, игрушка – пчелка, предметные картинки, схемы для определения место звука в слове , пособие для дыхательной гимнастики, звуковая дорожка , презентация.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие.

Эмоциональный настрой.

2. Постановка цели , сообщение темы.

Логопед читает загадку :

Все жужжит она, жужжит

Над цветочками кружит.

Села, сок с цветка взяла

Мед готовит нам (пчела) .

К нам на урок прилетела пчелка, и приготовила много интересных заданий.

А как жужжит пчелка?

Получается ли у тебя так жужжать?

Сегодня будем учиться произносить звук [ж] . Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Логопед. На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужжу. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки. Вот летит однажды пчелка и видит, бабочки сидят на цветочках. Спрашивает она их

Пчелка Жужжу. Ж-ж-ж, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!

Бабочки. Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.

Пчелка Жужжу. Ж-ж-ж, бедные бабочки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.

Бабочки. Что же нам делать?

Пчелка Жужжу. Не переживайте, бабочки, мои друзья вам помогут. Коля, давай поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуй на крылышки бабочек, и они обсохнут.

Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.

Упражнение на дыхание «ПОДУЕМ на БАБОЧЕК» : вдох-выдох.

Упражнение «УЛЫБКА»

Логопед. Давай теперь покажем, как улыбнулась пчелка Жужжу бабочкам. (Счет от 1 до 10) .

Логопед. Развеселилась пчелка Жужжу и вот запрыгал у нее язычок, вверх – вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «КАЧЕЛИ»

Логопед. Захотелось пчелке Жужжу спеть песенку, да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем.

Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Ребенок произносит пя-пя-пя (пять раз) .

Логопед. Захотелось пчелке Жужжу попить чайку с медом, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.

Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Логопед. Попила пчелка Жужжу чая из чашечки и решила отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом грибок растет. Решила пчелка Жужжу полежать под ним. Улыбнулась она ему и сделала язычком грибочек. Давай и мы сделаем грибок.

Упражнение «ГРИБОК»

Логопед. Лежит пчелка Жужжу, отдыхает. Вдруг слышит лошадка копытами цокает. Захотелось пчелке Жужжу, научиться так же цокать язычком.

Упражнение «ЛОШАДКА» .

Логопед. Устала наша пчелка и полетела в домик, к своим друзьям пчелкам. И наш язычок тоже устал, положи его на нижнюю губу, пусть отдохнет.

4. Уточнение артикуляции [ж] (перед зеркалом) .

Губы вытянуты вперед. (ребенок повторяет.)

В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?

Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.

Где находится кончик языка?

После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж , ребенок также еще раз произносит звук .

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов, боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Покажи рукой, какой язычок?

Что напоминает язычок?

Чашечку.

5. Постановка звука [ж] .

А) по подражанию – от [ш].

Давай произнесем звук ш-ш-ш . а теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом . Послушай, как я.

Б) – сделай «Чашечку» , заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты .

6. Характеристика звука .

Звук [Ж] - всегда твердый, звонкий согласный.

7. Закрепление изолированного произнесения звука .

Молодец! А теперь давай превратимся в пчелок и полетаем на цветочной поляне. («Летает» и «присаживается» на цветок, берет цветок и в этот момент делает ударение на последний звук ж-ж-ж-ж ).

8. Развитие фонематического слуха.

Давай поиграем в игру «поймай звук » . Если услышишь звук Ж –посвисти в дудочку.

Ж-Н-С-Ш-Д-Ж-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц-Ж

9. Развитие фонематического анализа.

А) -У пчелки очень много друзей и она решила разбить их на 2 команды. В одной команде будут только те животные, в названии которых есть звук Ж (жираф, ежик, морж, жаворонок) . А в другой- нет звука Ж (заяц, енот, собака, лев) .

Каких животных мы выбрали?

Б) Игра на развитие внимания и памяти.

«Что изменилось?»

В) Распредели картинки под схемы :

(в начале, в середине и в конце слова) .

10. Физминутка «Пчёлка»

Прилетела к нам вчера

полосатая пчела (пчелка в правой руке)

А за нею шмель – шмелек

и веселый мотылек (переложить пчелку в левую руку)

Два жука и стрекоза как фонарики глаза (пчёлку передавать вокруг себя)

Пожужжали, полетали от усталости упали

(поднять пчёлку вверх, опустить на пол) .

11. Зрительная гимнастика.

«Маленькая пчелка»

12. Знакомство с буквой Ж.

У пчелки есть любимая буква -это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?

А ты сможешь узнать букву Ж среди других?

Ж К Х Л Ж С М Х

13. Развитие мелкой моторики.

Пчелка придумала для тебя интересное задание : выкладывание буквы из конструктора.

14. Домашнее задание.

Помоги пчелке добраться до цветочка, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо жужжать вместе с пчелкой.

15. Подведение итогов.

Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.

Сюрпризный момент.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука [Л]» Наталия Васильева Цель. Формировать первоначальные произносительные умения звука [Л]. Задачи. 1. Коррекционно – обучающие: - Уточнить артикуляцию.

Тема: Индивидуальное занятие. Постановка звука «Л» Цели: Коррекционно-образовательные: - формирование правильного произношения звука [Л];.

Автор-составитель Фаустова И. А. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Звук [Л]. Этап: Постановка звука [Л], автоматизация.

Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс «Осень. Постановка звука [ш]»

Цели: -Постановка звук Ш -Развивать речевой слух. -Развивать речевое дыхание. -Развивать устную речь, обогащать словарь. -Развить логическое.

Конспект занятия «Постановка звука з» Профиль артикуляции звуков [Г] и [Г’] Артикуляция для звука г губы – раскрыты, в нейтральном положение; зубы.

Открытое занятие по самообразованию во второй младшей группе. Постановка русской народной сказки «Волк и 7 козлят». Программное содержание. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира); «Физическое.

Тема нод: Звук [Л]. Этап: Постановка звука [Л]. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: формирование правильного произношения звука [Л];.

Библиотека изображений:

Тема. Постановка звука ж .

Цели. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука ж, постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы ж.

Содержание занятия

    Организационный момент.

    Сообщение темы.

На доске - несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,

Букву ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

- Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук.) Да, это жук.
Покажите букву, с которой начинается слово жук. (Буква ж вывешива ется на доске.) Эта буква обозначает звук ж. Этот звук напоминает жуж жание жука: ж-ж-ж-ж. Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляторная гимнастика.
Для губ: улыбка-трубочка.

Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верх ние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.

4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш.

- Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажи те его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладыва ется к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.

Можно использовать постановку ж от звука з. При произнесении звука з детям предлагается поднять кончик языка вверх за верхние зубы.

5. Уточнение артикуляции звука ж.(профиль звука Ж)

    Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произно шении звука ж?

    Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)

    В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?

    Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.

- Где находится кончик языка?

После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят звук.

- Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов.
(Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют
форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

- Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)

- Что напоминает язычок?

- Чашечку.

Логопед в целом описывает артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.

6. Развитие фонематического анализа.

а) Игра "Подними флажок". Логопед называет слова: жаба, парта,
лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик. Дети поднимают флажок,
если в слове есть звук ж.

б) Распредели картинки. На доске выставляются картинки: пожар,
лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Дети долж ны распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в на звании которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук ж в середине слова. Логопед при этом четко называет снача ла все картинки, выделяя голосом звук ж в слове.

в) Найди место звука ж в словах. У детей цифры 1, 2, 3. Логопед
произносит слова, дети определяют, какой по счету звук ж в слове (пер вый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. Примерные слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.

7 . Закрепление связи между звуком и буквой ж.

- Посмотрите на букву ж. Что она напоминает, на что похожа?
-На жука.

- Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в назва нии которых есть звук ж.

Во время самостоятельного выполнения этого задания логопед инди видуально занимается с теми детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.

8. Подведение итогов занятия.

Какой звук мы учились произносить?

    Звук ж.

    Как произносится звук ж? Дети повторяют артикуляцию звука ж.

У детей дошкольного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Самое распространенное среди них нарушение произношения звуков , которое нельзя считать безобидным дефектом, ведь оно может привести к негативным последствиям для развития ребенка: затруднении при обучении чтению и письму (дислексии и дисграфии), а в дальнейшем и к снижению успеваемости по русскому языку.

Речь должна быть понятной для окружающих, а если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то могут возникнуть трудности и в общении со сверстниками и взрослыми. Такого ребенка, часто передразнивают, поэтому он отмалчивается, чувствует неуверенность в себе, что создает дополнительные психологические проблемы.

Взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, и чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

Первый шаг в предупреждении таких проблем – это обращение к логопеду, который исправит речевые недостатки ребенка. Но, многих родителей как будто не волнует отсутствие в речи ребёнка звуков [ш], [ж] и в пять лет. Они считают что ребенок еще «выговорится», бывает, что родители очень заняты или, испытывают материальные затруднения (ведь логопедическая помощь стоит недешево).

Задача логопеда – помочь родителям в формировании правильного произношения звуков, рассказать о том, в каком возрасте и с чего следует начинать работу над исправлением неправильного произношения, почему и в какой последовательности, но при условии, что у вашего ребенка нет отклонений в строении речевых органов (неправильный прикус, короткая уздечка языка, отсутствие передних зубов, высокое твердое небо).

Конечно, отсутствие в речи звуков [ш], [ж] трудно не заметить. Появляются они позже свистящих ([с], [з]) звуков. Можно ли ускорить их становление и как избежать дефектного произношения звуков? Попробуем дать самые общие ответы на эти вопросы.

Шипящие звуки сложны для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры - соревнования. Чтобы поставить и автоматизировать эти звуки в прямых и обратных слогах понадобится примерно месяц, а может и больше.

Какие бывают нарушения произношения шипящих звуков?

Что такое «сигматизм» и «парасигматизм»?

Недостаток произношения всех шипящих (ш, ж, ч, щ) называется сигматизмом.

Замещение звука другими звуками (С, Т) называется парасигматизмом

Варианты неправильного произношения звуков ш, ж.

Различают следующие виды сигматизма:

- Межзубно - боковой сигматизм - кончик языка попадает между передними зубами, а один край отрывается от коренных зубов и поэтому весь язык разворачивается набок.

- Боковой сигматизм -оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем языка и коренными зубами. Воздух устремляется в образовавшуюся щель, кончик языка упирается в небо, получается хлюпающий звук.

Губно - зубной сигматизм - губы вытягиваются вперед, верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется воздух. Слышится звук близкий к Ф . (В при произношении звука Ж.)

Щечный сигматизм -язык пассивно лежит на дне рта, воздух раздувает обе щеки.

Смягченный звук [ш] - получается при нижней артикуляции или если кончик языка приближен к передним зубам.

Носовой сигматизм (гнусавость) - мягкое небо опускается и воздух попадает в носовую полость.

1. Подготовка артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы шипящие звуки ребенок произносил правильно, надо подготовить для их появления основательную базу. Как это сделать? Начать работу следует с артикуляционных упражнений – упражнений для языка и губ. В процессе игр ребенок должен научиться поднимать широкий язык к альвеолам, удерживать его в этом положении. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо знать следующие правила:

  • Выполнять упражнения перед зеркалом, под счет, который ведет взрослый.
  • Нельзя принуждать ребенка заниматься. Нужно это делать в форме игры интересной для ребенка.
  • Каждое упражнение выполняется не менее пяти раз.
  • избегать упоминаний о том звуке, над которым ведется работа.

Вот базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки шипящих звуков:

1. «Накажем непослушный язычок» - язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».

2. «Лопата» - приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы он касался углов рта. Удерживать в таком положении под счет до 10. Язык неподвижен, спокоен.

3. «Прятки» - широко открыть рот и закрыть широким кончиком языка верхнюю губу.

4. «Длинный язычок» - широко открыть рот и кончиком языка постараться достать кончик носа.

5. «Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка касается сначала верхней, а потом нижней губы.

6. «Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

7. «Чашечка» - широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.

Проделывая эти упражнения (2 недели), ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к произнесению шипящих звуков. Для этих звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому всеми способами старайтесь расшевелить губы, язык, нижнюю челюсть!

Произношение звуков при правильном варианте.

При произнесении звука [ш] губы вытянуты вперед и округлены. Расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого нёба или альвеолам, имеет форму «ковша». Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка и твердым нёбом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, напоминающий шипение.

При образовании звонкого [ж] та же артикуляция, но добавляется голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании [ш].

Приемы постановки звуков [ш]и [ж].

Сначала ставится звук [ш], а затем на его базе ставится [ж].

1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [ш].

Ребенок открывает рот, делает из языка «чашечку» и прислоняет ее край к верхним резцам. Скажите, что в «чашечке» горячий чай, поэтому надо подуть. Выдох можно ощущать на приставленной ко рту ладони.

Теперь «чашечку» нужно «занести» в рот: «край чашечки» должен, не отрываясь, скользить по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Свистящий звук сначала перейдет в С, затем - в Ш. Когда услышите Ш, скажите ребенку, что так «шипит змея».

Все действия ребенок совершает по вашему беззвучному показу.

2. Постановка от звука [с]

Произнести долгий звук (с-с) или слог СА, в этот момент приподнять кончик языка ребенка с помощью шпателя или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Слышится звук Ш или ША. Обратите внимание ребенка на верхнее положение кончика языка, предложите послушать, что получилось: «Произносил СА. А что получилось?».

3. Постановка от звука [р] - нужно затормозить вибрацию кончика языка с механической помощью (шпателем) или словом «стоп!», предложить удерживать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами. На «этом месте» сказать СА и послушать, что получилось. При шепотном произнесении ра слышится ша, а при громком - жа.

4. В исключительных случаях можно поставить нижний звук [ш], отодвинув шпателем кончик языка назад, в момент произнесения звука С - с-с.

Звук [Ж]ставится обычно от звука [ш] включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука [З], как [ш]от [С]

Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях, текстах.

Автоматизация (закрепление) звука [ш]

1. Сначала в прямых слогах: ША - ШИ - ШЕ- ШО - ШУ

Словах: ША- шапка, шайба, шахта, шаг, шахматы, ваша, наша.

ШИ- шина, машина, мыши, уши, малыши, дыши, пиши.

ШО- шов, пушок, мешок, мышонок, большой, петушок.

ШУ- шут, шум, шуба, мишутка, ношу, пишу, шутить.

ШЕ - шея, шест, шесть, мишень, ошейник, шерсть.

Швея, шкаф, школа, шлем, шляпа, шпалы, штука, штык.

Закрепить в чистоговорках:

ША - ША- ША - наша каша хороша

ШИ -ШИ - ШИ -мыши бегут в камыши

ШУ - ШУ - ШУ -шубу я ношу

В скороговорках:

У малышки на лбу шишка.

Луша у душа мыла шею и уши.

В потешках:

Наша Мана маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Маша чернобровая.

2. Затем в обратных слогах :

АШ - ИШ -ЫШ - ОШ - УШ

В словах: АШ - башня, чашка, букашка, карандаш.

ИШ - вишня, молчишь, шумишь, гудишь.

ЫШ -вышка, мышка, пышка, камыш.

ОШ -кошка, мошка, окошко, ладошка.

УШ -душ, ушки, мушка, пушка, подушка.

В чистоговорках:

АШ - АШ -АШ -шалаш

ОШ - ОШ - ОШ - грош

ЫШ - ЫШ - ЫШ - малыш

В потешках:

Мышка полем шла,

Мышка грош нашла,

Мышка шило купила,

Мышка валенки подшила.

В скороговорках:

Тимошка Тимошке

Крошит в окрошку крошки.

Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.

Сочинять чистоговорки можно совместно с ребёнком. Поработав с ними, берите словосочетания, затем – предложения , и, наконец, тексты . Тексты простеньких стишков со звуком [ш], [ж] можно найти в любых детских книжках.

В заключении, хочется дать ещё один совет. Весь процесс работы над трудными звуками [ш], [ж] надо всё же координировать с логопедом.

Нравится 0 Плохо 0

Артикуляционная гимнастика:
«Блинчик»
«Чашечка»
«Слоник»
«Индюк»
для всех шипящих:

1.«Блинчик».
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
2.«Качели».
Широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними.
3.«Маляр».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка погладить небо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
4.«Грибок».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка погладить небо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
5.«Гармошка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
6.«Вкусное варенье».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.
7.«Чашечка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
8.«Фокус».
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
9.«Саночки».
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языка вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
10.«Горка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Постановка:
Округлить губы и вытянуть их вперёд, зубы при этом сомкнуты.
Широким кончиком языка доставать нос.
Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу сверху вниз.
Поднять к нёбу язык, придав ему форму чашечки, выдохнуть струёй посередине и включить голос.
При этом звуке положение губ, зубов и языка такое же, как и при «Ш». Техника его выполнения точно, как и при звуке «Ш», но при «Ж» в работе участвуют голосовые складки. Звук звонкий. Поднести тыльную ладошку ребенка к гортани, и он это почувствует.

При подражании нужно следить за тем, чтобы выполнял все то, что рекомендовано при звуке «Ш» плюс включение голоса. Обращаем внимание на предварительное упражнение «молоточек» - д-д-д, которое выполняется так же, как и «паровозик», только в этом случае замедляем «удары» молоточка при продолжительном выдохе, которые переходят в длительный звук «Ж». Кончик языка удерживаем в верхнем положении, не дотрагиваясь до верхних альвеол: через этот промежуток идет воздушная струя, которая трется о кончик языка и альвеолы.

Цель занятия:

  1. Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;
  2. Развитие речевой моторики;
  3. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
  4. Закрепление связи звука и буквы / ж/

Оборудование: зеркало, картинки, цифровой ряд, схемы слов.

Ход занятия

1. Организационный момен

Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

2. Сообщение темы

На доске несколько картинок: жук, паук, птица.

Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.

Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Сказка о Веселом язычке)

Для губ : Логопед читает загадку

В домике этом Красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: “улыбочка”

Рот закрыт: “трубочка”

“ребята-лягушата”

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

“ребята-слонята”

Подражаю я слон, губки хоботком тяну.

Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)

“лопата” - язык лопатой положи немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).

Язычок не скучал дома, потолок побелил)

“Маляры” (мы сегодня маляры - потолок побелим мы).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

4. Постановка звука / ж /

(используется прием постановки путем озвончения звука / ш /).

Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети произносят звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.

5. Уточнение артикуляции / ж/ (перед зеркалом)

Произнесем еще раз /ж/. В каком положении находятся губы?

В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Что напоминает язычок? (чашечку).

6. Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы:

Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

7. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.

Покажите букву “ж”. На что она похожа?

Сложите из палочек букву.

Подберите картинки со звуком /ж/.

Во время самостоятельного выполнения этого задания, логопед индивидуально занимается с детьми, у которых артикуляция звука /ж/ еще недостаточно закреплена.

8. Итог занятия.

Loading...Loading...