Как учить детей чтению. Перво-классные родители! или учим читать семилетку

Как научить дошкольника читать — практические рекомендации от учителя-логопеда с 30-летним стажем. Учтен аналитико-синтетический метод обучения грамоте, принятый в российских школах. Статья адресована в первую очередь родителям. Звуком в статье я называю фонему.

Письмо в русском языке – звукобуквенное: услышал звук, обозначил буквой. Поэтому ребенок должен понимать, что буква – это картинка, «одежда» для звука (В.В.Волина), а звук – «невидимка», мы его говорим и слышим.

Используйте специальные визуальные методы для обучения базовой математике. В детстве у меня была математическая игрушка, которая помогла мне узнать цифры. Он состоял из кубов, которые имели разную длину и разные цвета. Чтобы преподавать фракции, мой учитель использовал деревянное яблоко, разделенное на четвертинки, и деревянную грушу, разделенную на половину. У меня была худшая царапина от всего класса. У многих аутичных детей есть проблемы с двигателем. Хорошая машинопись действительно сложна для некоторых людей и может быть полностью расстроена.

Чтение в русском языке ориентировано на гласную букву. Гласных звуков в русском языке 6 (а о у э и ы), а гласных букв 10. Почему? Для того, чтобы было меньше букв в алфавите.

Для большинства согласных звуков нет отдельных букв (б – бь, в – вь, г – гь, д – дь, з – зь, к – кь, л – ль, м – мь, н – нь, п – пь, р – рь, с – сь, т – ть, ф –фь, х – хь). Эти парные по мягкости — твердости звуки обозначают одной буквой (м-мь – буква «эм»).

Пусть они пишут на вашем компьютере, это намного проще. Некоторые дети, страдающие аутизмом, научатся заклинаниям, еще более подходящим для всего слова. Моя мама научила меня правилам написания, а затем позволила мне произнести слова. Дети с большой эхолалиями часто хорошо учатся с помощью карточек с картинками и книжек с картинками, чтобы все слова могли ассоциироваться с изображениями. Важно, чтобы изображение и написанное слово находились на одной стороне карты. Изображение и написанное слово.

Аутичным детям нужна защита от звуков, которые уши Самыми проблемными звуками в школе являются школьные тоны, защитные системы, подсчет очков в тренажерном зале и звуки перемещения стульев по полу. Во многих случаях дети могут обрабатывать эти звуки, если они приглушены - например, если школьный колокол загроможден, стул может быть дополнен или ковер можно купить. Страх перед ужасными звуками может стать триггером для «неуместного» поведения. Если ребенок закрывает уши, это указывает на то, что некоторые звуки причиняют ему уши.

Отсюда позиционный принцип чтения : чтобы узнать, какой согласный звук (мягкий или твердый) обозначает та или иная согласная буква, надо посмотреть сначала на следующую за ней букву.

Например:

  • мАл – мЯл – буква «Я» обозначает звук «А» и показывает, что впереди стоящая согласная буква обозначает мягкий звук «мь».
  • лУк – лЮк
  • хор – хорЬ

Так и говорите ребенку: звуков два, а буква одна (один «костюмчик» на двоих). Причем букву называем как звук, без призвуков гласных. Не «ЭМ», а «М», не «ЭЛЬ», а «Л» и т.д.

Иногда звуковая чувствительность относится к определенному звуку, например, к пожарному детектору. В этой ситуации он может помочь записать этот звук и позволить ему очень тихо перейти к ребенку и постепенно привыкнуть к нему, то есть постепенно увеличить его объем.

С помощью этого метода ребенок должен контролировать объем. Некоторые дети очень обеспокоены визуальными «аттракционами» и люминесцентными лампами. Поместите скамью ребенка рядом с окном или попытайтесь избежать люминесцентных ламп, если это невозможно, попробуйте использовать последние лампочки, «мерцать» меньше или использовать обычную лампу.

Это принято в дошкольной методике, чтобы не было как раньше: поди догадайся, что «АЗ» — это «А», «БУКИ» — «Б», «ВЕДИ» — «В».

Ничего страшного, если правильное название буквы и алфавит ребенок выучит попозже. В дошкольном возрасте точно не понадобится искать свою фамилию в списке или слово в словаре, правильно произносить аббревиатуры.

Некоторые гиперактивные дети, которые все еще играют и плачут, часто успокаиваются «набитыми жилетами с весами». Давление этого жилета помогает успокоить нервную систему. Жилет следует носить в течение 20 минут, а затем вылить в течение нескольких минут, чтобы нервная система не адаптировалась к этой нагрузке. Некоторые аутичные люди лучше реагируют и улучшают зрительный контакт и речь, если им разрешено качаться на свинге или прокручивать матрас. Сенсорное восприятие качания или давления с матраца иногда помогает улучшить речь.

Некоторые аутичные люди могут петь лучше, чем говорить. Они могут лучше реагировать, когда произносятся слова или предложения. У некоторых детей есть экстремальные звуковые представления, и они будут лучше реагировать, когда учитель шепчет. Некоторые не говорящие дети и взрослые не могут одновременно обрабатывать зрительные и слуховые звуки, что-то вроде моноканала. Они не могут видеть и слышать одновременно. Поэтому они не должны смотреть и слушать одновременно. Дайте им задачу встретиться либо визуально, либо слухом.

Как научить дошкольника читать - методика работы

1. Начинаю с чтения АУ (кричат в лесу), УА (плачет ребенок), ИА (имя ослика).

Под каждой буквой ставлю точку и говорю, что здесь буквы «не дружат»:

Какую букву увидел ту и называй. Какая буква первая? (Показываю карандашом, указкой) Какая вторая? Произноси плавно – Аааа-Уууу. Что получилось?

Для взрослых не говорящих детей и взрослых часто чувствуется самый надежный орган чувств. Вы также можете преподавать буквы, выступая в пластиковых письмах. Некоторые аутисты будут лучше учиться, если вы сдвинете клавиатуру с компьютера рядом с экраном, чтобы одновременно видеть клавиатуру и экран. Некоторым людям трудно прыгать с клавиатуры на экран.

Для многих не говорящих детей и взрослых легче ассоциировать слова с картинками, если они видят слово и картинку, написанные на одной карте. Для некоторых людей окрашенные изображения непонятны, лучше сначала работать с реальными вещами и фотографиями.

2. Слоги гласный+согласный. (ГС)

Читаем сразу со всеми гласными буквами, кроме Ы.

АМ ЭМ ЕМ ЮМ УМ ИМ ЁМ ОМ ЯМ

Здесь буквы «не дружат». Под каждой буквой ставим точку.

Инструкция та же: увидел первую букву — назови, увидел вторую – назови. Согласную букву беру одну, из тех, которые обозначают сонорные звуки (м, н, р, л) – голоса много, слышатся хорошо и можно «потянуть».

Некоторые люди с аутизмом протекают, что язык используется для общения. Научитесь говорить, чтобы речь поддерживала общение. Если ребенок просит чашку, дайте ему чашку. Если ребенок просит тарелку, когда хочет чашку, дайте ему тарелку. Человеку необходимо узнать, что, если он что-то говорит, происходит что-то конкретное, а неправильные слова приводят к неправильному результату.

Даже если ребенок может справиться с этими голосами, он может внести свой вклад в речь. Особенно для детей, которые говорят только в гласных. Многие родители помогали своим детям учиться читать, используя телевизионные программы с субтитрами. Ребенок мог видеть заголовки и комбинировать написанное слово с разговорами. Было здорово записать вашу любимую программу вместе с субтитрами - пришло время снова и снова остановиться.

3. Чтение слогов согласный+гласный (СГ). С гласными первого ряда.

МА МЭ МЫ МУ МО

Здесь буквы «дружат», поэтому под слогом рисуем дугу. Покажи вторую букву. Вторая буква «А». Она тебе говорит: открой ротик на звук «А» потом, а сначала поставь губки на звук «М», потому что буква «М» первая. Читай плавно (покажите) – МмммАааа.

На примере слога «НО».

Для некоторых аутистов трудно понять, что компьютерная мышь перемещает курсор на экран. Улучшенные мониторы на ноутбуках и мониторах с плоским экраном. Дети и взрослые со страхом лифтов часто испытывают проблемы с визуальной обработкой. Они боятся лифта, потому что они не могут догадаться, когда войти или выйти. У них также может возникнуть проблема с люминесцентными лампами.

Для людей с визуальными проблемами часто легче и читабельнее читать черную надпись цветных бумаг, потому что они менее контрастны, чем белые. Попробуйте крем, светло-зеленый или голубой, экспериментируйте с разными цветами. Не используйте светящийся желтый цвет.

Покажи вторую букву. Какая это буква? Покажи первую букву. Назови ее. Буква «О» тебе говорит: я – вторая, ротик открой на звук «О» потом, а сначала поставь язычок на звук «Н», потому что буква «Н» первая. Читаем плавно: НнннОооо.

4. Чтение слогов согласный+гласный (СГ). С гласными второго ряда.

МИ МЯ МЕ МЮ МЁ

Здесь буквы «дружат», поэтому под слогом рисуем дугу. Посмотри на вторую букву (показать карандашом). Какая это буква? На какой гласный звук она тебе говорит отрыть рот? Посмотри на первую букву (показать карандашом). Буква «И» тебе говорит: ротик открой на звук «И» потом, а сначала поставь губки на звук «МЬ». Буква «И» тебе говорит: читай мягко, здесь эту одежду (букву М) надел мягкий, ласковый звук «МЬ. Читай плавно (без паузы между звуков) – Мь (потянуть) Иии.

Для детей с аутизмом имеется довольно большой орех обобщения. Например, чтобы научить ребенка безопасно пересекать дорогу, вы должны учить его правилу во многих разных местах, иначе он будет считать его единственным местом. Общей проблемой является то, что ребенок без проблем дома пользуется туалетом, но отказывается ходить в школу в туалет. Конечно, поиск этой детали требует навыков обнаружения. Один мальчик использовал только туалет с черной доской. Мальчик начал использовать школьный туалет только после того, как белая туалетная доска была покрыта черной лентой.

На примере слога «НЯ».

Покажи вторую букву. Какая это буква? На какой гласный звук она тебе говорит открыть рот? Буква «Я» тебе говорит: открой ротик на звук «А» потом, а сначала поставь язычок на звук «НЬ». Читай мягко, плавно: Нь (потянуть) Аааа

Так же и с остальными гласными нижнего ряда:

  • МЮ – МЬ + У МЕ – МЬ + Э МЁ – МЬ + О
  • НЮ – НЬ + У НЕ – НЬ + Э НЁ – НЬ + О

5. Слоговые таблицы для улучшения техники чтения.

Эта лента постепенно очищалась до сцены, когда для мальчика также использовались белые полотенцесушители. Это часто задает вопрос о родителях, которые не знают, как это сделать. Некоторые дети могут читать в первом классе, а другие - нет. Поэтому стоит потратить время и начать учиться читать с вашим ребенком.

Как научить вашего ребенка читать - учиться читать

Посмотрите видео: «Что вам нужно знать о физиологии двухлетнего ребенка?»

Давайте вспомним, что большинство образцов родительского поведения проистекают из поведения родителей. Если он увидит, что мама или папа держат что-то в своих руках и, очевидно, что-то читают, то со временем ребенок возьмет книгу в руке, подражая его родителям. Маленький ребенок не поймет ее, но она узнает, что она читает. Если ребенок начинает говорить и спрашивает родителей, что означает это слово для его или ее любимого рисунка в книге или спрашивает, что означают буквы, тогда они могут учиться чтению.

Одна согласная буква, разные гласные. Например:

  • АР РА
  • ОР РО
  • УР РУ
  • ЭР РЭ
  • ИР РИ
  • ЯР РЯ
  • ЮР РЮ
  • ЕР РЕ
  • ЁР РЁ

Разные согласные буквы, одна гласная. Например:

  • АМ ЯМ ДУ ДЮ
  • АР ЯР БУ БЮ
  • АК ЯК ВУ ВЮ
  • АП ЯП ГУ ГЮ
  • АТ ЯТ ТУ ТЮ
  • АШ ЯШ РУ РЮ
  • АЙ ЯН ПУ ПЮ

На дифференциацию букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим свойствам звуки. Например:

Конечно, все должно быть сделано поэтапно и систематически. Вы не можете наводнить ребенка информацией, потому что он ничего не запомнит. Хорошее начало изучения чтения. Ребенку будет интересно узнать о многих картинах и цветах, но, читая историю ребенка, давайте укажем на это слово.

В школах обучение чтению начинается с глубокого знания алфавита, то есть каждой буквы в одиночку. Учителя тратят много времени, чтобы заставить ребенка распознать каждое письмо без каких-либо проблем. Если все контролируют это, начинается разделение слова на слова. Составляйте отдельные буквы в словах, изначально короткие, затем дольше.

  • БА ПА БЯ ПЯ
  • БУ ПУ БЮ ПЮ
  • БО ПО БЁ ПЁ
  • БЭ ПЭ БЕ ПЕ
  • БЫ ПЫ БИ ПИ
  • СА ША АС АШ
  • СУ ШУ УС УШ
  • СО ШО ОС ОШ
  • СЫ ШИ ИС ИШ
  • ЯС ЯШ

Таблицы читайте сначала по вертикали (столбиком), потом по горизонтали, потом вразбивку.

Примечание: чтение слоговых таблиц (ГС) с буквами З Ж В Д Б Г брать не надо. Когда читаем слова, сначала «дубЫ», а потом «дуб», «тазЫ», потом «таз». Так детям легче понять смысл слов, которые произносится не так, как пишутся (дуП, таС). Таблицы печатайте сами обязательно с крупными буквами.

Существует также способ читать слоги, говорят, что это проще, и дети быстрее читают. Во-первых, ребенок учится распознавать гласные, а затем репетирует их с запоминанием. Если они освоили гласные, вы можете добавить к ним отдельные согласные. Если ваш ребенок учится изучать слоги, вы можете начать комбинировать их с целыми словами.

Чтобы ребенок мог лучше учиться, вы можете научить их играть. Вы можете разбросать слоги на столе и попросить ребенка выложить слова из них, а затем целые предложения. Если мы не знаем, как начать учиться читать с ребенком или просто не получить его, вы можете получить учебник, который облегчит работу как для родителей, так и для детей.

В какой последовательности брать согласные буквы для чтения?

Последовательность согласных букв для чтения в школьном букваре обусловлено частотой употребления и артикуляционно-акустическими свойствами звуков, которые она обозначает. Вы можете придерживаться этой последовательности, но если ребенок сам предложит букву для чтения — соглашайтесь, как ни странно, у них есть «любимые» буквы, а заинтересованность малыша дорогого стоит.

Глобальный метод чтения стал популярным. Это довольно инновационный метод, но эффективный. Вы можете начать с гораздо более маленьких детей. Это включает в себя показ ребенка картону со словами и громким повторением, что написано на них. Повторите это с ребенком по крайней мере 3 раза в день и спросите ребенка, что написано на конкретной коробке через неделю. Если ребенка хвалят, то обучение придет к нему гораздо легче и приятнее.

Стоит начать учиться читать с ребенком как можно раньше, чтобы уменьшить стресс в школе. Разумеется, наука не будет потрачена впустую, и ребенок будет рад, что он сможет читать быстрее своих сверстников. Предполагалось, что мы учимся говорить с первого дня рождения, и мы учимся читать в возрасте семи лет. Так просто, да, и да, у нас есть. Но вы когда-нибудь об этом думали?

6. Чтение слов.

МАМА – под каждым слиянием СГ – дуга (там, где буквы «дружат»), под остальными буквами – точки.

УМ ИМ ОН НАМ ЯМА ИМЯ МАМА НЯНЯ НИНА МАНЯ

По прочтении каждого слова спрашивайте: Какое слово получилось? Если ребенок сразу не узнал слово, то помогите ему: НЯ НЯ. Что получилось? Я МА. Что получилось?

Слова с безударными гласными в корне читайте в такой последовательности:

Невозможно научить ребенка говорить, а не через погружение, то есть вокруг него, и поскольку альтернативы нет - он слушает. И когда он слушает, он одновременно наблюдает, как родители двигают ртом, чтобы извлечь из себя такие, а не другие звуки. И тем не менее, чтение требует способности видеть, а ребенок в течение нескольких месяцев знает, как это сделать. К счастью, кто-то однажды заметил, и проверил, можно ли научиться читать этого ребенка. Во-первых, маленькие дети учатся всему, что они моложе, они легче.

Во-вторых, знания, полученные таким образом, рассматриваются как более «естественные», и ребенок свободен в использовании. И в конце, это больше о чтении, учебе и интеллекте. Для начала, для стимула, фильм. Тогда теория и описание метода. Глобальный метод чтения Гленна Домена. Гленн Доман - американский физиотерапевт. Первоначально он рассматривал пациентов всех возрастов, чтобы сосредоточиться на детях и молодежи с течением времени. Расширяя свою деятельность, он расширил свою деятельность для раннего образования больных и здоровых детей.

  • КОЗЫ, потом КОЗА
  • РЕКИ, потом РЕКА
  • НОРЫ, потом НОРА

Так дети лучше понимают смысл слов, которые пишутся не так, как произносятся.

Чтение ШИ и ЖИ надо запомнить.

Ь и Ъ – практически:

  • МЬ – букв две, а звук один «мь»
  • МЪ – букв две, а звук один «м»

О готовности к обучению чтению кратко:

Слышит звуки (МУ, БЭ – два, а не один), знает буквы – готов.

Темп обучения чтению у каждого ребенка свой. Чаще хвалите, поощряйте. Умение дошкольника читать – не показатель интеллекта. Пусть ребенок подольше читает вслух. Больше читайте ему сами.

Желаю успехов и терпения.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург

Современные системы обучения детей диктуют свои правила. Если раньше первокласснику, пришедшему в школу первый раз, достаточно было опрятно выглядеть и иметь минимальные представления о правилах поведения в обществе, то сейчас требования к малышам ужесточились. Первоклассник не только должен уметь считать минимум до десяти, но и иметь неплохие навыки чтения. Несмотря на это, в начальных классах нередки случаи, когда техника чтения детей оставляет желать лучшего. Чаще всего проблемы касаются скорости чтения. Как же научить ребенка читать быстро?

Причины медленного чтения

Почему один ребенок читает медленно, а техника чтения другого выше всяких похвал? Причин медленного чтения может быть несколько:

Недостаточное развитие памяти и внимания;

Маленький словарный запас ребенка;

Сниженный объем оперативного поля зрения (случаи, когда малыш в силу каких-то причин не может взглядом охватить слово целиком);

Совершение глазами возвратных движений (когда ребенок прочитывает одно и то же слово по два раза);

Недостаточное развитие артикуляционного аппарата;

Необходимость прочтения слишком сложных текстов, не соответствующих возрасту ребенка.

Чтобы , необходимо усвоить один момент. Без постоянной практики это невозможно! Чтобы малыш не только начал быстро читать, но и лучше понимал смысл прочитанного, необходима ежедневная практика в чтении.

Существует несколько базовых приемов для достижения желаемой скорости чтения:

Читая малышу книжку, периодически останавливайтесь и просите ребенка прочитать тот или иной эпизод самостоятельно. Лучше, если Вы остановитесь на самом интересном месте, сказав, что Вы устали и хотите, чтобы ребенок почитал Вам. После чтение того или иного эпизода попросите малыша кратко пересказать Вам прочитанный текст. Если в тексте есть непонятные слова, объясните их малышу. Постепенно Вы сможете научить ребенка читать быстро и хорошо понимать прочитанное.

2. Многократное чтение одного и того же текста

Предлагайте ребенку несколько раз прочитать самостоятельно один и тот же текст. Засекайте время и подсчитывайте количество прочитанных слов. Постепенно скорость чтения данного текста должна увеличиться, а впоследствии и скорость чтения других текстов тоже. В разных текстах всегда есть повторяющиеся слова. Но в этом упражнении есть одно «но»: не повторяйте процесс чтения одного и того же текста более 3 раз.

3. Тренировка «чтения по догадке»

«Чтение под догадке» - прием, которым пользуются при чтении взрослые. Его смысл заключается в том, чтобы читать только часть слова, восстанавливая вторую часть «по догадке» - в зависимости от контекста. За счет тренировки такого умения можно очень легко научить ребенка читать быстро.

Для тренировки «чтения по догадке» существуют специальные тексты с повторяющимися словами, словами, имеющими только один вариант толкования или со словами, смысл которых легко восстанавливается из контекста. Такие тексты нужны для предупреждения разного рода ошибок и неправильного восстановления слов «по догадке» самим ребенком.

4. Параллельное чтение

Суть этого приема в следующем. Вы читаете текст вслух, а ребенок водит пальчиком по строчкам, читая вслед за Вами. Постепенно необходимо наращивать темп чтения - тем самым, Вы сможете научить ребенка читать быстро .

5. Упражнение на поиск

Предложите найти ребенку в тексте какое-либо слово (Вы заранее должны убедиться, что оно там присутствует). Малыш должен найти это слово как можно быстрее! Такое упражнение развивает словесную память малыша и учит его видеть целостный образ слова – и, как следствие, таким образом, можно научить ребенка читать быстро.

По мере роста умений ребенка можно давать ему задание на поиск в тексте ответов на различные вопросы.

6. Упражнения на чтение буквосочетаний и букв

Если все Ваши попытки научить ребенка читать быстро упираются в трудности, которые он испытывает при чтении отдельных букв или словосочетаний – Вам необходимо предложить малышу специальные упражнения для ликвидации этих проблем. Такие упражнения можно найти в специальных пособиях или в Интернете. Суть их такова: чтение пар слов, отличающихся одной (проблемной) буквой, чтение слов с несколькими согласными подряд и т.д. Есть хорошее упражнение на чтение согласных: ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных подряд.

Обучение, оторванное от реальности, всегда утопично. Поэтому беглое чтение должно стать необходимо Вашему ребенку в повседневной жизни. Только так Вы сможете научить ребенка читать быстро!

Пишите ему записки с заданиями на день, подписывайте открытки, составляйте списки дел на выходные. И потом обязательно проверяйте выполнение всех заданий.

8. Просмотр диафильмов

Сейчас диафильмы, которыми наслаждались мы и наши родители в детстве, успешно заменили мультфильмы и компьютерные игры. Между тем, только диафильмы способствуют совершенствованию техники чтения Вашего ребенка и развитию его речи.

Медленная смена кадров в диафильме, недлинные подписи, написанные удобным для чтения шрифтом – все это поможет Вам научить ребенка читать быстро .

Кстати, чтение подписей под диафильмами способствует развитию навыков чтения даже у тех детей, у которых нет особого желания читать.

9. Чтение про себя

Учите ребенка читать про себя. Так восприятие и понимание текста происходят намного быстрее. Это очевидно: при чтении вслух ребенок должен сначала прочесть текст, осознать его, а затем лишь воспроизвести его в речи. При чтении про себя процесс упрощается – и скорость чтение увеличивается.

10. Развитие навыков различения гласных и согласных букв

Напишите в ряд несколько гласных букв (до десяти) и вставьте между ними одну согласную. Пусть малыш определит, какая буква лишняя.

11. Чтение с закладкой

Чтобы научить ребенка читать быстро, необходимо, во-первых, исключить все отвлекающие факторы. Для этого практикуется чтение с закладкой или линейкой. Этими предметами прикрывается нижеследующий текст и как бы подчеркивается необходимая для прочтения строчка.

12. Тренировка внимания

По команде «остановись» ребенок прерывает чтение и отрывает голову от книги, а по команде «начинай» он быстро ищет место на листе, где произошла остановка, и продолжает чтение.

Такое упражнение тренирует внимание и помогает научить ребенка читать быстро .

13. «Распутывание» предложений

Создайте несколько «запутанных» предложений, в которых изменен порядок слов. Например, предложение «Сегодня утром мы в первый раз пойдем в школу» может стать предложением «Раз в школу в первый утром пойдем мы сегодня». Малыш должен «распутать» предложение и поставить все слова в правильном порядке.

Не забывайте о систематичности занятий и позитивном настрое во время них. Почаще хвалите своего малыша, если он делает успехи, и подбадривайте, если у него что-то не получается. Только в этом случае Вы сможете успешно научить ребенка читать быстро!

Loading...Loading...