Можно ли ругать ребенка и как это делать правильно. Нужно ли ругать ребенка

Спору нет, воспитывать ребёнка надо чаще похвалой. Однако только «поглаживанием по головушке» и одобрением добиться хороших результатов воспитания всё же не скажу, что нереально, но – не всегда возможно. Как бы ни были добры и терпеливы родители, как бы ни был послушен и податлив ребёнок, всё равно возникают такие ситуации, когда приходится высказывать недовольство его поведением или результатами его деятельности. Конечно, это не очень приятно (а чаще – вовсе неприятно), и гораздо лучше, если этого делать нет необходимости, но в некоторых случаях ругать ребёнка можно . Только осторожно, то есть правильно. Чтобы не навредить таким методом воспитания ни детям, ни себе.

А как ругать ребёнка правильно и возможно ли это вообще? Я думаю, да, если учитывать некоторые моменты. Например, такие (попробую показать на примерах).

«Ну, как тебе не стыдно? Сейчас же прекрати капризничать! На тебя все люди смотрят! Ай-яй-яй, вон тётя головой качает, сейчас ругаться будет», - говорим мы, рассчитывая, что стыд перед присутствующими при этом другими людьми заставит ребёнка вести себя хорошо.

Иногда это помогает, но не стоит думать, что этот способ призвать детей к порядку будет эффективным всегда. Скорее всего, такие наши действия только вызовут обиду и отдалят нас от ребёнка, и тогда нам будет просто невозможно «достучаться» до него L . Взрослым нужно хорошенечко запомнить, а вернее, даже зарубить себе на носу, что ругать ребёнка нужно только один на один и ни в коем случае не делать это прилюдно, тем более, при посторонних (и особенно – при других детях). Если он ведёт себя неподобающим образом в обществе, попробуйте урезонить его, напомнив о правилах поведения «на ушко», используя шутку, просто красноречивый взгляд, а «разбор полётов» лучше отложить на потом. Так и ребёнку будет легче правильно воспринять ваши претензии, и обида его не «накроет с головой», и у вас будет время «остыть» и спокойно продумать те слова, которые вы скажете.

«Да что ж ты постоянно…», «Вечно ты…», «Ты, как всегда,…», «Опять ты…» - случайно, не ваши фразы? Точно нет? А то, может это всё-таки вы снова, как всегда, без конца J ворчите и обвиняете ребёнка во всех грехах? Не стоит, ругая детей, каждый раз повторять эти слова (даже если малыши действительно очень часто допускают одни и те же оплошности): таким образом только вызовите неприятие и отрицание того, за что ругаете. Или возможен ещё один вариант: ребёнок, раз за разом слыша от взрослых, что он «постоянно раскидывает свои вещи», «всегда грязь найдёт», «вечно пропускает ваши слова мимо ушей», постепенно свыкается с ними, начинает верить в них и, в конце концов, таким и становится L .

Очень важный момент: нельзя кричать на ребёнка . И не только потому, что этим мы унижаем его, а ещё и потому, что при сильном крике у детей включается защитный механизм: они как бы «выпадают» из разговора, «отключаются», и всё то, о чём вы им орёте, они просто не слышат. Это происходит непроизвольно: крик – чересчур сильный раздражитель для их организма, и он (организм), как может, защищается от непосильной нагрузки. Поэтому лучше «убавить громкость» и спокойно сказать то, что вы хотите – тогда ваши слова скорее дойдут до адресата.

Что-то я всё говорю о том, как нельзя… Давайте лучше о том, как можно?

Ругая ребёнка, можно (нужно!) оценивать поступок , а не личность ребёнка. Это примерно вот так: «Ты поступил не очень честно» (а не «ты - нечестный»), «У тебя не совсем получился рисунок» (а не «из тебя художник от слова худо»), «Как-то неаккуратно у тебя вещи лежат» (а не «какой же ты неряха»). Выражайте уверенность в том, что ребёнок обладает теми положительными качествами, которые ему пока не удалось проявить: ваша вера будет ему дополнительным стимулом. И в этом случае гораздо больше шансов, что малыш постарается исправиться, чем тогда, когда вы дадите нелестную оценку его личности.

Высказывая своё неодобрение поведением ребёнка, необходимо говорить ему не только, как нельзя делать, а главное – как можно и нужно . Обычно же мы, распекая детей за что-то, повторяем: «Так делать нельзя!!!». Так вот, вы удивитесь, насколько хорошо и без нас дети это знают. Дело в том, что они не всегда знают, как же надо поступить в том или ином случае (просто потому, что опыта жизненного пока не хватает), поэтому делают так, как привыкли, как получается. Расскажите им о других вариантах, которыми они могут воспользоваться в подобных ситуациях: «Ты знаешь, ты поступил неверно. В следующий раз лучше сделать так: …, или так: …». Можно даже «прорепетировать» похожий случай (или проиграть с помощью игрушек, если ребёнок маленький). Так у детей будет уже небольшой опыт новых способов поведения, и при необходимости они смогут выбрать из них наиболее подходящий.

А ещё полезно говорить ребёнку о своих чувствах , которые вызывает у вас его поступок: «Мне очень неприятно, что…», «Я огорчена твоим поведением», «Мне было ужасно неловко, когда ты…». Таким образом, мы дадим ему понять причину нашего недовольства и то, как он может получить наше одобрение и (а дети – все! – очень хотят этого, даже если вслух и не признаЮтся).

А вообще… Ругать ребёнка можно, вот только – так ли уж нужно? Ведь если он делает что-то неправильно, может, это оттого, что мы его не научили?

Многие родители настраивают своих детей на то, что им нужно готовиться к трудностям во взрослой жизни. Тем самым они наносят вред своему ребенку – став взрослым, он будет ждать от жизни проблем. Лучше всего воспитать ребенка оптимистом.

Что необходимо сделать, чтобы ребенок вырос оптимистом?

1. Во всем старайтесь помогать ребенку, чтобы результат был положительным. Хвалите свое чадо даже за небольшие успехи.

2. Объясните ребенку, как и почему он добился успеха – хорошо выучил уроки, выполнил дополнительные занятия.

3. Если вдруг вашему ребенку что-то не удается, не хвалите только ради того, чтобы он не расстраивался, а говорите, что в следующий раз все обязательно получится.

4. Ни в коем случае нельзя называть ребенка глупым и бестолковым, иначе он сам так начнет думать.

5. Учите детей самостоятельно принимать решение. Дайте возможность ребенку самому делать выбор – помогайте только в том случае, если видите, что он растерялся.

Со временем вы заметите, что ребенок будет выгодно выделяться на фоне сверстников своим отношением к жизни.

Низкая оценка не будет для него катастрофой, скорее это будет стимул для того, чтобы учиться лучше. Он не бросить игру, если не получилось взять препятствие, п повторит попытку снова и снова.

Ребенок вырастет оптимистичным и уверенным в себе человеком.

Пришло время коснуться очень важной темы – можно ли ругать ребенка при посторонних?

Ответ отрицательный – нет, ни в коем случае. Это унижает достоинство маленького человека и формирует у него комплексы с детства.

Если ваш малыш что-то натворил, не нужно ругать его при посторонних, достаточно сказать о том, что вечером вы дома поговорите о создавшейся проблеме.

Один на один вы смело можете высказать все, что думаете по данному поводу. И дети воспримут такие разговоры не как унижение, а как возможность тоже донести до вас, родителей, свою точку зрения, если вдруг вы оказались не совсем правы.

Такой подход не позволит в дальнейшем уже ставшим взрослым парням унижать своих жен в присутствии посторонних, а значит, сохранит взаимное уважение в их семьях.

Немного о воспитании мальчиков

Девочки более эмоциональны, чем мальчики, но обиды они переносят легче. Поплакали и забыли. А вот мальчик каждую обиду может подолгу в себе носить, переживать. А значит, к сыновьям нужен подход особый. Здесь нужно проявлять максимальное уважение, чтобы не сломать внутренний стержень сына. Не приучайте ребенка копить недовольство.

Похожие статьи:

Как вести себя с ребенком в два месяца?

Благодаря полезным рекомендациям, каждая мамочка сможет правильно ухаживать за двухмесячным малышом. Когда нужно выкладывать малыша на животик? Это следует делать перед кормлением и после него. Хотя в новой позе малыш будет чувствовать себя не совсем привычно, но это для него очень полезно. Это стимулирует способность удерживать головку в вертикальном положении, а также укрепляет мышцы шеи, плечевого пояса и брюшного пресса, что в свою очередь, стимулирует перистальтику кишечника и [...]

Закаливание и купание вашего малыша



Если ребенка с самого детства закаливать, то он вырастет здоровым и энергичным. Но здесь нужно все делать правильно, чтобы не нанести вред организму малыша. Как закаливать ребенка Для того чтобы развивать адаптационные приспособительные возможности организма новорожденного, его необходимо закаливать. Прекрасным средством для этого станут купания каждый день. Таким образом вы сможете уберечь малыша от кожных заболеваний, частых простуд и кроме того, это отлично успокаивает нервную [...]

Возрастные возможности вашего ребенка



В педагогике наряду с понятием «возрастные особенности» есть и другие, не менее важное словосочетание – возрастные возможности. Это то, чего может достичь ребенок в любом возрасте, если его правильно и полноценно воспитывать – это его внутренний потенциал развития. Именно на него в первую очередь необходимо ориентироваться тем, кто хочет сформировать гармоничную личность. Подробнее об этом понятии Российский психолог, исследуя особенности обучения детей, обнаружил, что у каждого [...]

Как выбрать обувь для ребенка

Каждая семья, которая уже обзавелась малышом со временем, сталкивается с проблемой правильного подбора обуви. Уже когда ребенок начинает делать первые шаги вам необходимо позаботиться о том чтобы обувь, которую вы на него одеваете, была удобной и качественной. От этого напрямую зависит здоровье малыша. Статистика показывает что большое количество родителей подбирает такой предмет гардероба как обувь неправильно уже с первого дня. Этот процесс очень ответственный, поэтому к нему нужно [...]

Появление ребенка в семье – это большие перемены для родителей, означающие новый этап их жизни. Оба родителя должны понимать, что воспитание ребенка начинается с самых первых дней его жизни. Именно в первые годы жизни формируется характер, именно ранние воспоминания закладывают фундамент будущей личности. Поэтому так важно знать, как воспитывать ребенка до года.

Общие принципы воспитания малыша

Еще педагог Макаренко утверждал, что 90% воспитательного процесса происходит до 5-ти лет жизни. Современные психологи и педагоги шагнули еще дальше и считают, что, чем младше ребенок, тем проще в него вложить те или иные нормы, установки, и, таким образом, то, каким будет человек в будущем, определяется самым первым годом его жизни.

Главным принципом того, как воспитывать ребенка до 1 года, должна стать систематичность. Это значит, что необходимо разработать четкий план развития малыша, как умственного, так и физического. Существуют усредненные показатели развития детей, которые можно найти в интернете, или в печатных изданиях с общим названием «Как воспитывать ребенка возрастом до года».

Психологами доказано, что родители, которые задаются вопросом, как воспитывать ребенка до года правильно, имеют меньше проблем с детьми в старшем возрасте. Развитые дети всегда более самостоятельны, сообразительны, обладают лучшей, чем у сверстников, памятью, аккуратны и выносливы. Но все это достигается путем ежедневных усилий по воспитанию, последовательным развитием и работой над формированием правильных привычек ребенка.

Как воспитывать ребенка до года по месяцам?

Условно процесс воспитания малыша до года можно разделить на четыре этапа:

1. Воспитание до 3-х месяцев - первые и самые главные уроки. В этот период у малыша закладываются основные принципы любви к гигиене и чистоте, а также начинают развиваться первые навыки общения с другими людьми. Для мамы очень важно большое внимание уделять гигиене. Каждое утро должно начинаться со смены подгузника, причем делать это нужно с улыбкой. Для того чтобы малыш научился издавать какие-либо звуки кроме плача, нужно как можно больше с ним разговаривать. Неважно о чем, главное – ребенок должен слышать речь, комментарии к каждому действию. Тон голоса при этом должен быть ласковым, приятным, таким образом, будет формироваться культура общения. Чтобы вырастить улыбчивого, радостного, оптимистичного ребенка, необходимо часто шутить, смеяться вместе с ним, рассказывать веселые стишки и петь песни. Кроме того, ребенка нужно регулярно переворачивать на животик, даже если ему это не нравится. Только так он сможет научиться держать головку и будет тренировать мышцы спины и шеи.

2. Воспитание с 3-х до 6-ти месяцев – учимся общению. В этот период у малыша обостряется сенсорное восприятие. В книгах «Как воспитывать ребенка возрастом до 1 года» психологи советуют уделять большое внимание познанию малышом окружающего мира. Оно включает в себя прослушивание большого количества песен, различных звуков, причем они должны быть разнообразными. Кроме того, нужно давать ребенку трогать разные материалы, обращая его внимание на разницу в ощущениях. Для того чтобы у ребенка остались положительные впечатления от развивающих игр, играть необходимо тогда, когда он бодр и сыт, в противном случае они принесут только вред. Начиная с трех месяцев, ребенок будет активно искать общения взрослых, и задача родителей – удовлетворять эту его естественную потребность.

3. Воспитание до 9-ти месяцев – больше игр! Первые полгода жизни позади, родители уже знают, как воспитывать ребенка до года, и в этот период он становится очень активным, начинает ползать, пытается садиться и проявляет первую самостоятельность. В этом возрасте нужно начинать приучать ребенка к горшку, сажая его после обеда и перед сном. В 7 месяцев можно начинать учить ребенка мыть руки перед едой, подводя его перед едой к умывальнику и предоставляя возможность поиграть со струей воды. Со временем такая практика сформирует у малыша привычку к чистоплотности. Кроме того, необходимо, чтобы малыш всегда был одет в чистую одежду. Если он запачкался, то его нужно переодеть, при этом объясняя, зачем это делается. С 8-ми месяцев надо начинать учить ребенка показывать глазки, ушки, носик. Сначала он будет делать это с игрушками, а затем переключится на себя. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка или кричать на него, не объясняя причин. То есть, если малыш ударил маму игрушкой по лицу, то нужно взять его ладошки и серьезным, спокойным тоном сказать, что так нельзя делать, потому что маме больно. Пояснения необходимы, чтобы ребенок реагировал на запретные слова, учился вести себя правильно и в целом, именно они являются ключевыми моментами того, как воспитывать ребенка до года по месяцам. Для развития общей физической формы нужно отказаться от ползунков, так как они стесняют движения. А чтобы развить мелкую моторику нужно начать играть с малышом в ладушки, учить его сжимать и разжимать кулачки и т.п.

4. Как воспитывать ребенка до 1 года. С 9-го месяца нужно начинать учить ребенка ходить. Сначала держа его за обе ручки и поощряя всякое его желание самостоятельно встать. Со временем ребенок начнет чувствовать себя более уверенно, и помощь взрослых ему не понадобится. Очень полезно в этом возрасте устраивать ребенку кукольные представления. Они развивают память и воображение, а также тренируют внимание и усидчивость. Немаловажно также давать ребенку как можно больше игрушек разных текстур и форм для того, чтобы он мог с ними играть. Например, можно научить его строить башни из кубиков, собирать матрешки, крутить юлу и т.п. После 10-ти месяцев надо начинать учить ребенка вежливости и уважительному отношению к другим людям. Так, если малыш делает больно или обижает других детей, или даже взрослых, нужно сразу же пресекать такое поведение, разъясняя, что так делать нельзя, что другому человеку больно и неприятно, что хорошие дети себя так не ведут. И самое главное, задаваясь вопросом, как воспитывать ребенка возрастом до года, родители должны помнить, что главным примером поведения являются они сами, а потому должны быть более требовательны и внимательны в первую очередь к самим себе.

Здравствуйте, дорогие друзья! Практически нет на свете таких семей, в которых не вспыхивали бы конфликты между родителями и детьми.

То, как родители контролируют конфликтные ситуации, влияет на то, какими вырастут их дети. В этой статье попытаюсь ответить на вопрос: можно ли ругать ребёнка и как это делать правильно, и подобрать некоторые рекомендации для пап и мам.

Конечно, любые родители хотят лучше понимать своих детей, правильно их воспитывать. А поскольку все родители - люди, то в процессе воспитания, хочется им того или нет, детей приходится не только хвалить, но иногда и ругать.

Можно ли ругать ребёнка

В плане воспитания бранить ребенка, кричать на него, вообще выражать свою злость, агрессию нельзя - положительного эффекта это не даст, скорее травмирует ребенка.

Детки в такой обстановке уходят в себя, начинают копить негатив в себе, а затем выплескивать его на окружающих.

Со временем дети начинают копировать своих родителей, их стиль поведения. Сами став родителями, они ведут себя так же со своими детьми. Процесс приобретает лавинообразный характер, последствия которого могут быть весьма плачевными не только для семьи, но и для общества.

В наше время на улицах можно встретить немало возмутительных ситуаций, когда молодые люди хамят старшим, ведут себя вызывающе, показывают свою невоспитанность в транспорте, когда их просят уступить место старику или беременной женщине. Конечно же, истоки такого поведения кроются в семейных отношениях.

Как правильно ругать ребёнка

Несомненно, полностью исключить ссоры со своими детьми, выяснения отношений невозможно. Можно и нужно научиться их избегать.

В частности, родителям нужно уметь "правильно ругать" своих детей.

♦ Для начала надо разобраться, в каких случаях детей следует поругать, а в каких не стоит.

Обычно такая ситуация чувствуется: уговоры и убеждения эффекта не дают, явно нужно внушение посильнее. Вдобавок, в этой ситуации нужно понять, что проступок был совершен не случайно, а сознательно.

Например, нечаянно что-то разбив, запачкав одежду, ваш ребенок испугался, расстроился, то есть сам понял, что сделал не очень хорошо - нужно не ругать его, а показать, что родители тоже расстроились и надеются, что такое больше не повторится.

♦ Ругать нужно тогда, когда проступок очень серьезный, или дитя делает нечто плохое специально. Но ругать -не в смысле кричать, а разъяснять и беседовать строгим голосом, аргументируя своё недовольство.

♦ Нельзя переходить на личности. Если родители не хотят, чтобы в будущем их сын или дочь называли их дураками, идиотами или еще похлеще, никогда нельзя называть так их самих. Тем более, что деткам ведь нужно внушать, что обзываться нехорошо.

♦ За один проступок нужно ругать один раз. Нельзя допускать, чтобы ребенка за нарушение отчитал папа, потом мама, потом бабушка узнала и поругала...

♦ Вот если ваше чадо начинает повторять плохие поступки, хоть его за это уже ругали - нужно проводить воспитательные беседы, санкции в виде лишения игр, мультиков, мороженого или того, что больше всего он любит.

♦ Вообще, важно не только свести к минимуму ругань, но и использовать другие методы влияния.

♦ Например, необходимо замечать и поощрять позитивные изменения в поступках ребенка. Здесь будет уместной похвала, нужно объяснить ему, так надо поступать и в дальнейшем. Можно сказать, что раньше ребенок вел себя плохо, а сейчас он ведет себя как взрослый, и ведет себя хорошо. И дитя усвоит, что он теперь взрослый, и умеет вести себя по-взрослому.


♦ Не менее важно для родителей научиться вести себя последовательно. Если уж папа выругал свое чадо за что-либо серьезное, то остальные члены семьи должны быть на стороне папы.

Итак, нужно знать, что критика бывает или созидательной, или разрушительной. Созидательная критика указывает, как поступить в данной ситуации или что следует сделать.

А вот разрушительная дает ребенку отрицательную оценку его личности, и может привести к негативным последствиям.

Я надеюсь, что ответила на вопрос: можно ли ругать ребёнка. А как правильно это делать, каждый родитель должен для себя решить сам, учитывая индивидуальные особенности своего малыша, чтобы это не привело к негативным последствиям.

Loading...Loading...