Мастер-класс «Обучение детей составлению загадок. Составление загадок с детьми компенсирующей группы

Загадка - это вид устного художественного творчества. Загадки, кото­рые достались нам как культурное наследие прошлого, в большинстве своем народные. В них в образной иносказательной форме отражены труд и быт людей, окружающий мир, явления природы, животные, птицы, растения. Язык современных загадок - литературных, имеющих своих авторов, нам более близок и понятен. Тем не менее многие народные загадки будут беско­нечно нас радовать и удивлять. Они служат классическими образцами для сочинения новых загадок.

Загадки представляют собой вопрос или задание, в котором содержится образное описание предмета, его характерных особенностей и которое тре­бует разгадки. Чаще всего загадка имеет форму стихотворения, что делает ее более привлекательной.

Сочинение загадок - непростая задача для детей. Для этого им нужно научиться кратко описывать предметы, явления. Находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства, отбрасывая второ­степенное и малозначащее. Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться. Рассмотрим не­которые из них.

1.Загадка в виде вопроса

Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)

Кто всех пугается, под кустом спасается? (Заяц.)

2.Загадка в виде логического задания, или загад­ка-смекалка

У семи братьев по одной сестре, много ли сестер? (Одна.)

У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей, 7 братьев, имеющих одну сестру.)

3.Юмористические загадки, или загадки-шутки

Суть таких загадок в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поража­ют неожиданностью ответа. Такая загадка не подсказывает ответ, а иногда, наоборот, заставляет мысль работать в неверном направлении.

Каких камней нет ни в одном море? (Сухих.)

Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)

Кто была первая русская женщина, освоившая летательный аппарат? (Баба Яга.)

4.Указание лишь частей предмета и их количества

Шесть ног, две головы, один хвост - что это такое? (Всадник и лошадь.)

Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Нож­ницы.)

5. Перечисление действий предмета без его называния

Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Речка.)

Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (Собака.)

6. Прямое описание характерных особенностей предмета без его назы­вания

Летом серый, зимой белый. (Заяц.)

7.Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет

Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сза­ди метла. (Корова.)

8.Загадка, составленная по методу отрицания

Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко.)

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)

9.Загадка, составленная по методу противоречий

Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное.

Ну-ка, узнай меня! (Яблоко.)

При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз. (Стулья.)

Всем этим способам составления загадок желательно обучать детей, на­чиная с дошкольного возраста. Работа по придумыванию загадок с детьми дает прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей сло­вами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их дейст­вия. Более ценными эти игры делает совмещение целей, способствующих развитию логического мышления и образной речи. Особое внимание уделя­ется развитию ассоциативного мышления у детей, которое является одним из составных любого вида творчества.

Мы предлагаем некоторые способы обучения детей составлению зага­док. Начинаем с самого простого, например, с перечисления частей пред­мета и их количества. Покажите детям картинку, на которой изображен всад­ник на коне. Не надо загадывать детям загадку. Вы ее с ними «придумаете». Это можно сделать на занятии по математике. Попросите детей посчитать, сколько всего будет ног у коня и всадника вместе, сколько голов, хвостов. Можно посчитать и глаза, и уши. Осталось загадку сформулировать, выу­чить наизусть и кому-нибудь загадать, например, работникам детского сада, родителям. На следующем занятии возьмите две картинки: одну с изображе­нием стула, другую - с изображением кошки или собаки. Посчитайте с детьми детали: 8 ног, 2 спины, 1 голова, 1 хвост. Отгадка: кошка спит на стуле. Дети самостоятельно могут придумать загадки по картинкам, на кото­рых изображены Змей Горыныч, лиса с уткой в зубах, птица на корове, носороге, муха на арбузе (6 ног, 1 голова, 2 пуза). Интересную загадку можно придумать по картинке, изображающей человека, который сидит за столом на стуле и ест курицу и т. д. В таких загадках можно учить детей образовывать сложные прилагательные: «восьминогий охотится за шестиногими». (Паук - за мухами.)

Достаточно легкий и доступный способ составления загадок для детей - по принципу отрицания. Этому способу, как и предыдуще­му, можно обучать, начиная с пятилетнего возраста. Педагог сам предвари­тельно может придумать про любой предмет свою загадку и предложить ее детям для составления, например:

Круглый, но не апельсин,

Катится, но не машина,

Скачет, но не зайка? Что это? (Мячик.)

Рассмотрим еще один способ составления загадок путем противоречий. В становлении творчества у детей огромное значение имеет освоение анто­нимов. Дж. Родари обращает внимание на то, что мысль возникает из пар­ных понятий: «Понятие мягкий появляется не до и не после понятия жест­кий, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание». Метод противоречий имеет для ребенка практическое значение. Дошкольник обязательно станет школьником. Этот метод помо­жет ему при изучении законов окружающего мира.

Чтобы составить с детьми загадку, используя противоречивые качества предмета, ее надо придумать сначала самому педагогу. Для этого нужно нау­читься находить противоречия в предметах и явлениях. Диалектика учит нас, что в основе любого развития лежит противоречие. В каждом предмете, в каждом процессе заключены противоположности. Внутренние противоре­чия являются причиной «самодвижения», «саморазвития». Именно внутрен­ние противоречия в предмете всегда скрыты, и обнаружить их нелегко. Они и есть загадка, тайна. Над разрешением противоречий человечество бьется с самого момента своего зарождения. Они его будут сопровождать и в буду­щем. Метод противоречий при изучении свойств и качеств позволяет ребен­ку проникнуть в сущность и глубину предметов и явлений. Детей этому логи­ческому приему надо специально обучать. Предварительно необходимо нау­чить детей подбирать противоположные признаки, состояния, действия, обо­гатить их лексику словами-антонимами. Работа над антонимами может про­водиться в разных играх и на занятиях. На занятиях по математике дети со­поставляют предметы и явления по количественным, временным, простран­ственным отношениям (много - мало, рано - поздно, далеко - близко). На занятиях по развитию речи сопоставляют предметы по качествам, свой­ствам, состояниям (положительный - отрицательный, хитрый - просто­душный). Можно с детьми придумать такую загадку:

Я бываю разная:

Чистая и грязная,

Полная и пустая,

Глубокая и мелкая,

И зовусь тарелкою.

Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смыс­ле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере творчества, активного сотрудничества детей с педаго­гом и друг с другом можно растить свободную личность. Не управлять, а направлять развитие без подавления, совершенствуя способности детей в игре, - именно эти принципы составляют суть личностно-ориентированной педагогики.

Ольга Кострубова

Цель мастер – класса : продемонстрировать технику составления загадок , приемы работы с картинками и мнемотаблицами. На примере конкретного занятия познакомить с этапами составления загадок .

Задачи :

Учить составлять образные характеристики предметов путем загадывания загадок ;

Развивать творческую речевую деятельность, умение мыслить самостоятельно, анализировать, сравнивать; логическое, наглядно-образное мышление; внимание;

Развивать сенсорную сферу;

Воспитывать находчивость, сообразительность, быстроту реакции; умение слушать друг друга.

Развивающая среда : игрушки (кошка, зайчик, тарелки, предметные картинки, мнемотаблицы, сундучок, платок.

Предварительная работа : составление описательных рассказов, д\ и «Какой?» , «Подбор эпитетов» , «Подбор действий» .

Ход занятия.

Воспитатель сообщает о том, что всех пригласила к себе в гости бабушка – Загадушка . Взрослый предлагает закрыть глаза и перенестись в загадочную страну , где живет та самая бабушка.

Гостей встречает грустная бабушка – Загадушка и сообщает о том , что у нее была внучка Маша, которая забыла закрыть сундучок, где хранились загадки . Все загадки исчезли . Загадушка обращается за помощью к детям.

1. Прямое описание характерных особенностей предмета без его названия.

Бабушка вместе с детьми рассматривает игрушку кошку.

Что можно сказать о кошке? Какая она? (серенькая, мягкая, пушистая)

Что больше всего любит кошка кушать? (молоко)

Какую песенку поет?

Дети с бабушкой составляют загадку : «Серенькая, пушистая молочко лакает, песенку поет – мяу, мяу! Кто это?»

Бабушка предлагает повторить загадку возле сундучка и закрывает его. Для того, чтобы новая загадка осталась в сундучке .

Рассматривают зайчика и составляют загадку : «Беленький комочек, длинные ушки, любит морковку. Кто это?»

2. Загадка , составленная по методу противоречий.

После рассматривания глубокой и мелкой тарелки получается новая загадка : «Я бываю разная :

Чистая и грязная,

Полная и пустая,

Глубокая и мелкая. А зовут меня …»

3. Загадка , составленная по методу отрицания .

Предлагаются картинки цыпленка, солнца, меха, пуха и составляются фразы : желтый как солнце; пушистый как мех; легкий как пух. Разделив каждую пару выражением «но не» получаем фразы сравнения с элементом загадки : «Желтый, но не солнце»

«Пушистый, но не мех»

«Легкий, но не пух»

Новую загадку «Желтый, но не солнце.

Пушистый, но не мех.

Легкий, но не пух.

Кто это?» прячут тоже в сундучок. По такому методу дети вместе со взрослым составляют загадку о мяче .

Загадка о репке составляют с помощью мнемотаблицы, которую показывает взрослый.

«Круглая, а не мяч. Желтая, а не солнце. С хвостиком, а не мышь» .

Бабушка благодарит за помощь и прощается с ребятами.









Публикации по теме:

Коррекция развития общей моторикиОдно из подразделений нашего холдинга создано для оказания помощи детям с нарушением зрения. Ежедневно.

Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста работе с детским развивающим конструктором «Велькрошка» Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста работе с детским развивающим конструктором «Велькрошка» (Данный мастер-класс.

Музыкальная открытка Забавушка: -Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные! Соизвольте люди.

Цель: Обучение участников мастер-класса использованию шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:.

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп «Обучение грамоте детей с ОНР» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский - сад № 88 «Улыбка» Управление администрации.




















Встречаю детей в зале.

Приветствуем гостей. Спрашиваю у детей о настроении, демонстрируя картинки:

У кого настроение вот такое? (солнышко)

У кого настроение похоже на эту картинку? (солнышко на половину закрыто тучкой)?

У кого настроение вот такое (туча,идет дождь)?

Если у кого-то настроение плохое, использую стихи Смехотрона «Небылицы»:

Жужжали зебры на кустах

В июльскую жару

Цвели, качаясь на хвостах

Живые кенгуру.

Дедушка влетел в окно

А воробей носил зерно

Ехал кактус на окне

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

Игра «Да и Нет»

О чем мы будем сегодня говорить, станет известно,если вы отгадаете, что я загадала.

Задавайте вопросы.

«Волшебный экран»

Вы правильно отгадали. Я загадала слово ОСЕНЬ. Представьте себе, что встретился нам

инопланетянин и говорит: « Не понимаю, что означает система осень». Как будем объяснять?

Давайте включим «Волшебный экран»

-Что такое осень? -(время года)

-Осень, она какая? (золотая, листопадная, шуршащая, ранняя, поздняя, грустная, мокрая,

ненастная, праздничная, разноцветная, грязная, слякотная, пасмурная, промозглая, серая,

светлая, теплая, холодная, ветреная, туманная, дождливая, сухая и т.д.)

- Какиеприметыуосени? (Листопад, отлет птиц,уборка

урожая, подготовка животных к зиме,грибы, дожди,)

-Чем запомнится осень?

Людям -красоту, вдохновение, одежду демонстрируют новую, малышей зовет учиться в школы,

дарит урожай...

Птицам- путешествие в дальние страны

Зверям -теплые шубки, запасы на зиму, отпуск, отдых

А теперь все, что мы знаем об осени,давайте приведем в систему, разложим по полочкам:

(веселая, тоскливая, озорная,злая, задумчивая, романтическая)

Какогоцветаможетбытьосень?

желтая, ярко-красная...)

Есть ли у осени запах? (пахнет листвой, дымком, грибами, дождем).

Можно ли осень услышать? (шорох листьев, шум дождя, крик улетающих птиц, шум ветра...)

Что изменилось в жизни растений осенью? (деревья сбрасывают листья, созрели овощи и фрукты,

Что изменилось в жизни животных? (медведь и ежик готовятся к зимней спячке;

музыку и песни...)

(похолодание,

ветер, дожди, туман, изморось, грязь,слякоть, ненастье, листопад...)

Игра «Хорошо-плохо»

Пролетал однажды над парком ветер. Видит много гуляет в парке людей. Решил ветер пошутить.

Взял и все деревья сделал золотыми и листья на земле тоже золотые.

Как вы думаете это хорошо? А что хорошего? (можно богатым стать, сделать золотые украшения,

подарить другим золото)

А что плохого в том, что деревья стали золотыми? (не чистят воздух, нет прохлады, не цветут,

птицам и животным плохо...)

ИКР -.Золото пусть будет только в магазинах.

■ Игра -диагностика:

«Кем бы ты хотел стать в осени?»

А сейчас у вас есть возможность стать волшебниками. Вы можете оказаться в царстве Осени.

И стать любым объектом этого царства. Вы сможете рассказать от имени этого объекта:

Кто вы? (или что вы?) -Какой вы? -Что любите делать? -О чем мечтаете?

(рассказы детей)

Сказка о тучке:

У вас были очень интересные рассказы. Мне тоже хочется рассказать вам свой.

Здравствуйте! Я маленькая и пушистая тучка. Я живу высоко в небе. У меня есть

замечательный друг-ветерок. Вместе с ним мы часто играем и летаем над землей,

потому что я оченьлюбознательная, мне хочется все увидеть.

Есть у меня.правда, одна особенность. Если я увижу что-нибудь грустное- я плачу, и тогда над землей

идет унылый и долгий дождь. А когда мне очень весело, я опять плачу, от радости. И тогда над землей

искрятся и сверкают дождевые капельки, и в них, как в зеркале отражается все,что я могу увидеть.

А мечтаю я о том, чтобы вы,дети, нарисовали осень в капельке дождя, чтобы все смогли увидеть,

какая она. Я знаю, вы сумеете это сделать!

Физминутка

Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали,

Наклонились, распрямились, И на месте покружились. Глазки крепко закрываем,

Вместе до пяти считаем.

Открываем, поморгаем И работать продолжаем!

Методы ТРИЗ и РТВ

Методы

Возраст ребенка

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Средства моделирования

Методфокальных объектов

Метод каталога

Морфологический анализ

Метод синектики:

■ Эмпатия

■ Прямая аналогия

■ Символическая аналогия

■ Фантастическая аналогия

Типовыеприемы фантазирования

Системный оператор

Мозговой штурм

Методикамаленьких человечков




«ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ?»

Цель: Закрепить знания о времени года.

Пополнить словарь детей, прилагательными, существительными.

Закреплять знания детей об основных эмоциях (радость, грусть).

Учить аналитически мыслить.

Методические приемы:

Игра «раз – два –три - настроение замри!»

Игра «Да и нет»

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Игра «Хорошо - плохо»

Игра «Кем бы ты хотел стать в осени?»

Сказка о тучке.

Рисунки детей – какая осень в капельке дождя или в кленовом листочке.

Материал:

Картинка – иллюстрация (Что это -осень?)

Картинка –иллюстрация - эмоций (тучка)

Ход занятия:

Встречаю детей.

Спрашиваю у детей о настроении, демонстрируя картинки:

У кого настроение вот такое? (солнышко)

У кого настроение похоже на эту картинку? (солнышко на половину закрыто тучкой)?

У кого настроение вот такое (туча,идет дождь)?

Если у кого-то настроение плохое, использую стихи Смехотрона «Небылицы»:

Жужжали зебры на кустах

В июльскую жару

Цвели, качаясь на хвостах

Живые кенгуру.

Дедушка влетел в окно

А воробей носил зерно

Ехал кактус на окне

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

Игра «Да и Нет»

О чем мы будем сегодня говорить, станет известно,если вы отгадаете, что я загадала.

Задавайте вопросы.

«Волшебный экран»

Вы правильно отгадали. Я загадала слово ОСЕНЬ. Представьте себе, что встретился нам

инопланетянин и говорит: « Не понимаю, что означает система осень». Как будем объяснять?

Давайте включим «Волшебный экран»

-Что такое осень? -(время года)

-Осень, она какая? (золотая, листопадная, шуршащая, ранняя, поздняя, грустная, мокрая,

ненастная, праздничная, разноцветная, грязная, слякотная, пасмурная, промозглая, серая,

светлая, теплая, холодная, ветреная, туманная, дождливая, сухая и т.д.)

- Какиеприметыуосени? (Листопад, отлет птиц,уборка

урожая, подготовка животных к зиме,грибы, дожди,)

-Чем запомнится осень?

Людям -красоту, вдохновение, одежду демонстрируют новую, малышей зовет учиться в школы,

дарит урожай...

Птицам- путешествие в дальние страны

Зверям -теплые шубки, запасы на зиму, отпуск, отдых

А теперь все, что мы знаем об осени,давайте приведем в систему, разложим по полочкам:

Какой у осени может быть характер? (веселая, тоскливая, озорная,злая, задумчивая, романтическая)

Какогоцветаможетбытьосень? (разноцветная, золотая, зеленая, светло-коричневая,

желтая, ярко-красная...)

Есть ли у осени запах? (пахнет листвой, дымком, грибами, дождем).

Можно ли осень услышать? (шорох листьев, шум дождя, крик улетающих птиц, шум ветра...)

Что изменилось в жизни растений осенью? (деревья сбрасывают листья, созрели овощи и фрукты,

засыхает трава, вянут цветы, покраснели рябины)

Что изменилось в жизни животных? (медведь и ежик готовятся к зимней спячке;

белка и заяц поменяли цвет шубок, у зайчихи появились зайчата, ...)

Что изменилось в жизни людей? (убирают урожай, поменяли одежду, грустят и сочиняют

музыку и песни...)

Как проявляет себя неживая природа? (похолодание,

ветер, дожди, туман, изморось, грязь,слякоть, ненастье, листопад...)

Пальчиковая гимнастика:

Дети в стают в круг на вытянутые руки друг ругу спиной

Дождик бегает по крыше

Бум, бум, бум. (пальчиками)

По веселым звонким крышам

Бум, бум, бум(ребром руки)

Дома, дома посиди

Бум, бум, бум(кулачками)

Никуда не уходи

Бум, бум, бум (ладошкой)

Игра «Хорошо-плохо»

Пролетал однажды над парком ветер. Видит много гуляет в парке людей. Решил ветер пошутить.

Взял и все деревья сделал золотыми и листья на земле тоже золотые.

Как вы думаете это хорошо? А что хорошего? (можно богатым стать, сделать золотые украшения,

подарить другим золото)

А что плохого в том, что деревья стали золотыми? (не чистят воздух, нет прохлады, не цветут,

птицам и животным плохо...)

ИКР -.Золото пусть будет только в магазинах.

Игра -диагностика:

«Кем бы ты хотел стать в осени?»

А сейчас у вас есть возможность стать волшебниками. Вы можете оказаться в царстве Осени.

И стать любым объектом этого царства. Вы сможете рассказать от имени этого объекта:

Кто вы? (или что вы?) -Какой вы? -Что любите делать? -О чем мечтаете?

(рассказы детей)

Сказка о тучке:

У вас были очень интересные рассказы. Мне тоже хочется рассказать вам свой.

Здравствуйте! Я маленькая и пушистая тучка. Я живу высоко в небе. У меня есть

замечательный друг-ветерок. Вместе с ним мы часто играем и летаем над землей,

потому что я оченьлюбознательная, мне хочется все увидеть.

Есть у меня.правда, одна особенность. Если я увижу что-нибудь грустное- я плачу, и тогда над землей

идет унылый и долгий дождь. А когда мне очень весело, я опять плачу, от радости. И тогда над землей

искрятся и сверкают дождевые капельки, и в них, как в зеркале отражается все,что я могу увидеть.

А мечтаю я о том, чтобы вы,дети, нарисовали осень в капельке дождя, чтобы все смогли увидеть,

какая она. Я знаю, вы сумеете это сделать!

Физминутка

Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали,

Наклонились, распрямились, И на месте покружились. Глазки крепко закрываем,

Вместе до пяти считаем.

Открываем, поморгаем И работать продолжаем!

1. Значение загадок в развитии речи детей.

2. Требования к подбору загадок для детей разных возрастных групп.

3. Алгоритм отгадывания загадок.

4. Методика обучения детей составлению загадок на основе описания и сравнения предметов.

1. Загадка – одна из самых древних форм фольклора. Раньше люди использовали загадки как иносказательную речь, чтобы скрыть какую-либо важную информацию, защитить свое жилище, семью. Древние охотники, скотоводы, земледельцы называли орудия труда, животных, места охоты иносказательными оборотами, загадками. Часто загадка была и способом испытания смекалки, находчивости, мудрости человека. Это отразилось во многих обрядах (посвящение юноши в воины, выкуп невесты женихом) и в фольклорных произведениях. Например, в сказке «Царевна-лягушка» Ивану надо отгадать загадку «Кто на свете всего дороже?». У многих народов проводились вечера загадок, обычно осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали загадки младшим, группируя их по темам: о человеке, о животных, об овощах и фруктах.

В.П. Аникин называет загадкой «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». Многие загадки содержат сказочный сюжет, сказочные метафоры и сравнения, это сближает их со сказками. Например, «Стоит Ивашка в красной рубашке, кто ни пройдет, ему поклон отдает». Можно выделить основные признаки загадки:

По форме загадка часто бывает в виде вопроса или короткого лаконичного стихотворения;

Загадке присущ ритм, часто используется рифма.

Учитывая эти признаки, Ю.Г. Илларионова дает следующее определение загадки. Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса. Многие исследователи фольклора отмечают, что загадки оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей.

Многие педагоги отмечали широкие педагогические возможности загадки. К.Д. Ушинский называл их полезным упражнением для ума. Загадки способствуют развитию памяти, воображения, образного мышления, быстроте умственных реакций. Загадки используют как средство формирования любви к народному творчеству, родному языку.

2. Использовать загадки в работе с детьми можно с младшего дошкольного возраста. Важно правильно подобрать тексты в соответствии с возрастными возможностями детей, чтобы дети научились, осознанно отгадывать загадку, а не запоминать ответ или подбирать методом перечисления всех подходящих вариантов.

Детям младшего дошкольного возраста доступны загадки-описания , в которых называются реальные признаки предметов или явлений. Загадки для малышей должны быть короткими, большое количество признаков ребенок не запомнит и не сможет сопоставить. Среди всех признаков предмета, о котором говорится в загадке, должны быть названы самые главные, существенные, отличительные: внешний вид, звукоподражание животным.

Длинная, сладкая,

Оранжевая, гладкая,

Зайчики едят

И нам велят.

3. В процессе обучения отгадыванию загадок важно научить детей анализировать окружающую действительность, видеть в предметах и явлениях общие и специфические признаки, замечать яркие, индивидуальные особенности процессов и явлений. Дети должны научиться именно разгадывать загадку, а не подбирать правильный ответ путем перечисления возможных или случайных вариантов. Важно давать детям разные загадки, даже об одних и тех же объектах, чтобы дети не запоминали правильный ответ, а учились осознанно отгадывать.

Алгоритм (последовательность действий, необходимых для достижения определенного результата) отгадывания загадок разработала Ю.Г.Илларионова с учетом основных мыслительных действий, которые необходимо произвести ребенку.

1) анализ условия загадки: необходимо выделить все признаки, которые перечислены в загадке – что надо искать, где, какой это предмет и др;

2) синтез, соединение признаков, сведение их к одному или нескольким предметам (явлениям);

3) обобщение всех признаков и называние, подходящих к ним вариантов ответов (гипотезы);

4) проверка предполагаемых ответов путем подстановки их к условию загадки, выбор правильной отгадки.

Разберем алгоритм отгадывания на примере загадки «Под соснами, под елками бежит мешок с иголками».

1) анализируем признаки объекта: находится под соснами и елками, бегает, похож на мешок, есть иголки;

2) соединяем признаки: под соснами и елками, значит в лесу, похож на мешок, то есть округлой формы, имеет иголки;

3) дети могут дать предполагаемые ответы, ориентируясь на какой-либо один признак: белка (под соснами, под елками), ежик;

4) подставляем слово «белка» в загадку, видим, что не подходит по все признакам, делаем вывод, что это – ежик.

Загадки можно использовать на литературных викторинах, праздниках и развлечениях типа: «Вечера загадок», «Загадки мудрой Совы» и др. С образной загадки можно начать любое занятие (ознакомление с природой, изобразительную деятельность, музыкальное занятие и т.д.) для привлечения внимания детей к теме занятия, к рассматриваемым предметам или явлениям.

4. Обучение детей составлению загадок начинается тогда, когда дети уже усвоили жанровые особенности ее содержания и формы. Кроме того, у детей должен быть достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, чтобы отобразить их в загадках. В процессе обучения детей составлению загадок совершенствуется словарь дошкольников (образные слова: сравнения, олицетворения, метафоры), структура предложений (распространенные, сложные), развиваются навыки связной речи (рассказ-описание, рассуждение). Поэтому обучение составлению загадок целесообразно проводить в старшем дошкольном возрасте.

В качестве комплекса занятий можно предложить детям путешествие в «Страну загадок». В этой стране загадочные жители, они прячутся и появляются только тогда, когда их разгадают. В стране загадок много разных городов. На каждое занятие можно брать темы отдельного города. Первый город самых простых загадок. Цель: научить детей составлять простые загадки, ориентируясь на основные признаки: цвет, форму, величину, материал. Улицы города подскажут детям, как составлять загадку. Например, улица Форма, в одном домике живут все круглые предметы (дети называют все возможные предметы), в другом – цилиндрические и т.д. Но есть предметы, которые могут быть разной формы (печенье, листок дерева). Постепенно рассматривают с детьми жителей улиц: Цвет (цвета радуги, оттенки для сравнения), Размер (здесь надо сравнивать предметы по противоположным параметрам толстый – тонкий, высокий – низкий, широкий – узкий и т.д.), Материал (закрепляем понятия твердый, жидкий, газообразный). После исследования всех улиц города предлагают детям выйти на центральную площадь, где пересекаются все улицы и составить загадки о предметах, опираясь на основные признаки. При этом важно показать детям точность в определении всех признаков для загадки, иначе может быть несколько вариантов правильных ответов. Например, в загадке «зимой и летом – одним цветом» ответом может быть и елка, и карандаш, и тетрадка, и крокодил и любой другой предмет.

Следующий город в стране загадок – город Пяти чувств. На улице Зрение учат детей называть все признаки предмета, которые можно увидеть. Можно предложить составить самую длинную загадку о предмете, перечисляя максимальное количество увиденных признаков. На улице Слух обучают детей отгадывать предметы и явления по звучанию и загадывать звучащие загадки. Улица Осязание населена предметами, которые надо отгадать на ощупь и составить загадки на основе их признаков (гладкий, мягкий, теплый, острый и др.). Аналогично предлагаем детям узнать жителей улиц Обоняние, Вкус. В конце занятия предлагаем составить загадки о предметах и явлениях города Пяти чувств.

Затем детям предлагают путешествовать по городу Загадочных частей, в котором предметы прячутся так, что из домика выглядывает только какая-то часть или оставляют следы, надо найти жителей города по частям. Например, улица Неоконченных картин. Детям предлагают фрагмент рисунка, который надо дорисовать, чтобы получился предмет. Так получается загадка в картинках. Словесную загадку учат детей составлять на улице Странных предметов. Для этого сначала выделяют части предмета, затем каждую часть с чем-либо сравнивают (на что похоже), затем составляют загадку на основе сравнения частей. Например, стул состоит из сиденья, спинки и четырех ножек. Эти части похожи на доски и палочки. Составлена загадка: две доски, четыре палочки.

В городе Похожестей и Непохожестей можно научить детей составлять загадки сравнения на основе развития ассоциативного мышления. Для этого детям дают опорные вопросы (можно в виде схемы): на что похоже? Чем отличается? Например, составляем загадку про юлу. На что похожа – на балерину, на зонтик, на гриб; чем отличается – не живая. Очень маленькая, не съедобная. Получается загадка: похожа на балерину, но не живая, похожа на зонтик, но гораздо меньше, похожа на гриб, но не съедобная. Другой вариант опорных вопросов: что делает? Что похожее на него / нее? Например, загадка о свечке: светит, но не лампа, тает, но не снег, капает, но не дождь.

Таким образом, цикл занятий «Страна Загадок» направлен на обучение детей составлению загадок разных типов с использованием разнообразных мыслительных приемов (сравнение, обобщение, сопоставление, анализ) и в различных словесных формах (предложение, вопросно-ответная форма, рассказ).

Используются разные способы организации обучения детей составлению загадок. На первых этапах загадку составляет педагог вместе с детьми для одного ребенка (отгадчика), который предварительно выходит за дверь. Загадку составляют о предмете, находящемся в групповой комнате, затем предмет прячут и вызывают отгадчика. В другом варианте ребенок-отгадчик не выходит из комнаты, а просто отворачивается. Воспитатель показывает детям предмет, о котором надо составить загадку, и каждый ребенок составляет свою загадку об одном и том же предмете.

Своеобразным способом обучения детей составлению загадок является игра «Да-нет», которую предлагают по методике ТРИЗ. Педагог объясняет детям, что он загадал предмет, а чтобы его отгадать, дети могут задавать вопросы, но отвечать на них можно только «да» или «нет». Сначала дошкольники, как правило, задают вопросы в форме предположения, догадки: «Это тетрадка? Это чашка?» или вопросы, на которые нельзя ответить да-нет: «Какой формы? Какого цвета?». Постепенно дети учатся задавать правильные вопросы, типа: «Он круглый? Он твердый?» и т.д.

Наглядным средством для обучения детей составлению загадок может быть схема или модель. Она дает детям план загадки, опорные признаки, которые необходимо отразить в загадке.

Литература

1. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1982. – 180 с.

2. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке / Т.Р. Кислова. – М.: Баласс, 1999. – 144 с.

3. Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей / сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.

Составление загадок — интересный творческий процесс, который решает много коррекционных задач и подходит для дошкольников и младших школьников. Алгоритм составления загадок не сложный.Результат — обогащение словарного запаса, развитие образных характеристик речи, умение сравнивать, анализировать, составлять сложные предложения.

Обучение составлению загадок — развитие образности речи

Обучение детей развёрнутой и выразительной речи — одна из задач коррекционного обучения и воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся силой, тембром голоса, но и образность слова, точность его употребления. Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо заинтересовать его.

Игра и творческая работа — лучшие помощники, так как ребёнок получит удовольствие от этой деятельности, а педагог результат. Одной из форм детского художественного творчества детей является составление загадок. В этом процессе развиваются все мыслительные операции ребенка, и он получает радость от речевого творчества.

Традиционно работа с загадками основывается на их отгадывании. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных детей или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Взрослый выступает в роли эксперта. Верный ответ на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей просто вспоминает ответ.

Технология обучения составлению загадок начинается с составления сравнений . Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Например: называется какой-либо объект, обозначается его признак, определяется значение этого признака, сравнивается данное значение со значением признака в другом объекте.

Цыпленок (объект) желтый (признак по цвету). Такой же жёлтый, как солнце (сравнение со значением признака в другом объекте).

Для удобства можно заполнить таблички в виде зарисовок, буквенных обозначений, схем.

Другой пример:

«Мячик по форме круглый, такой же круглый, как яблоко».

Далее предлагается детям несколько объектов с данным значением признака (круглое солнце, колесо, тарелка и т.д.). Повторы таких длинных сочетаний позволяют детям понять, что признак — это понятие более общее, чем значение одного данного признака.

Выбираем признаки по интересам детей и их актуальности для возраста (форма, цвет, состав, вкус, звук, температура и др.).

Например:

Самовар — (объект) круглый (признак по форме), блестящий (признак по цвету), шипящий или бурлящий – (признак по действиям).

Сравниваем с другими объектами. Детьми даются образные характеристики по заданным признакам.

Что бывает таким же?

Блестящий — как железная монета, драгоценное украшение, снег на солнце и т.д.

Шипящий, бурлящий — как вулкан, змея, шторм на море, водопад и т.д.

Круглый – как арбуз, солнце, колесо и т.д.

Характеристики признаков при совместном творчестве уточняются с помощью наводящих вопросов.

Железная монета блестит сильнее, когда начищена. Вулкан шипит или бурлит, когда «просыпается», водопад, когда находится в горах и эхо разносит его звук и т.д.

Соединяем сравниваемые признаки, вставляя для связки между двумя частями союзы «Как» или «Но, не», «А, не».

Итоговая загадка про самовар может звучать так:

«Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан, круглый, но не арбуз».

Другая форма составления загадок.

Особенностью освоения этой технологии является то, что ребенок, сравнивает два объекта, находит между ними общее и различное. На что похоже? Чем отличается?

Составляем загадку про гриб:

На что похож гриб? – На гномика.

А чем отличается от гномика? — У гриба нет бороды.

Еще на что похож? — На домик.

Чем отличается от домика? У гриба нет окон.

Еще на что похож? — На зонтик.

Чем отличается от зонтика? У зонтика тоненькая ручка.

Примерный текст получившейся загадки:

«Похож на гнома, но без бороды;
похож на дом, но без окон;
как зонтик, но на толстой ножке».


Процесс составления загадок очень захватывает детей, в творческом процессе участвует весь детский коллектив, часто подключаются и члены семьи ребёнка. Результат — обогащение словарного запаса, развитие образных характеристик слова, умение сравнивать, анализировать, выделять главные и второстепенные признаки, составлять сложные предложения.

Желаю удачи и творческих успехов!

Ильичёва С.В.,
учитель-логопед

Loading...Loading...