Развитие речи ребенка: как ему помочь? Развитая речь - развитый ребенок

«У некоторых детей речевые навыки развиваются медленно, а некоторые в этом возрасте настоящие болтуны», – говорите вы себе – и не спешите к врачу. Вам кажется, что не о чем беспокоиться... Этот сценарий очень распространен среди родителей детей, которые не спешат говорить. И некоторые родители своей пассивностью только затягивают время, а ведь его можно было бы использовать для развития речи ребенка.

Если родители наблюдают "медлительность" во время раннего развития и в других областях – эмоциональной, двигательной, когнитивной – не стоит стесняться, нужно обращаться за советом к врачу-невропатологу и логопеду. Некоторые родители обнадеживают себя тем, что "он перерастет" или "он просто больше любит двигаться физически". А время уходит…

Поэтому, если в развитии речи нет никаких сдвигов, нужно вовремя проконсультироваться у специалиста.

Понимание нормальной речи ребенка и развитие его языковых навыков

Для родителей очень важно обсудить раннее развитие речи, а также другие проблемы развития ребенка с врачом. На глаз, без мнения специалиста, может быть трудно определить, является ли ребенок просто незрелым в свои годы или у него замедлена способность к общению, есть ли проблема, которая требует профессионального внимания врача.

Эти нормы развития речи могут дать ключ родителям к пониманию

Развитие речи ребенка до 12 месяцев

Когда ребенок достигает этого возраста, нужно внимательно следить за тем, как он пытается говорить. Отдельные слоги и лепет ребенка проявляются на ранних стадиях развития речи. Когда дети становятся старше (в возрасте около 9 месяцев), они начинают издавать отдельные звуки, слоги, используют различные оттенки речи, говорят такие слова, как «мама» и «папа» (на самом деле не понимая, что означают эти слова).

Родители должны быть внимательны к речи ребенка до 12 месяцев. Дети в этом возрасте начинают уже распознавать названия предметов. Дети, которые внимательно смотрят на взрослых во время их разговора, но не реагируют на звук, могут быть глухими.

С ребенком нужно постоянно разговаривать, рассказывать ему о том, что вы видите во время прогулки или какой-нибудь работы по дому. Нужно поощрять любую попытку ребенка говорить, произносить слоги. Тогда он будет заинтересован в этой занятной игре.

Развитие речи ребенка с 12 до 15 месяцев

У детей этого возраста должен быть уже широкий спектр согласных звуков (например, P, B, M, Д или П), они начинают подражать взрослым и повторять звуки и слова за членами семьи. В этом возрасте четко и внятно, но спонтанно дети произносят одно или несколько слов (в том числе «мама» и «папа»). Существительные обычно на первом месте, например, слова "ляля" и "киса". Ваш ребенок должен также быть в состоянии понимать и следовать простым командам, например: "Пожалуйста, дай мне игрушку".

Развитие речи ребенка с 18 до 24 месяцев

Хотя развитие речи у разных детей проходит по-разному, большинство малышей в 18 месяцев говорят от 20 до 50 слов. В возрасте 2-х лет дети начинают объединять два слова, чтобы сложить простые предложения, такие как "ляля дай" или "мама на". Дети в 2 года должны также быть в состоянии выделить знакомые предметы и назвать их, найти знакомых на фото, где много знакомых и незнакомых ему людей, назвать и показать части тела на себе. Ребенок в этом возрасте также может выполнять две простых просьбы подряд, например: "Пожалуйста, возьми игрушку и дай ее мне".

Развитие речи ребенка с 2 до 3 лет

В этом возрасте родители часто наблюдают "взрыв" в речи ребенка. Словарный запас малыша следует постепенно увеличивать со временем дети должны регулярно объединять три или более слов в самых простых предложениях.

Понимание речи также должно усовершенствоваться - до 3-х лет ребенок должен начать понимать, что значит «поставить чашку на стол» или «поставить горшок под кровать." Ваш ребенок также должен уметь различать цвета и понимать описательные понятия (например, большое по сравнению с маленьким).

Разница между речью и языком

Понятия «речь» и «язык» часто путают, но между ними есть существенное различие.

Речь - это словесное выражение языка, она включает в себя артикуляцию- способ образования звуков и слов.

Язык - гораздо более широкое понятие, чем речь, и относится ко всей системе выражения и получения информации таким образом, чтобы она несла смысл. Это понимание посредством общения называется вербальным, а невербальной речью называется письмо и жесты.

Следует знать, что проблемы с речью и языком существенно отличаются, к тому же, часто пересекаются. Ребенок, у которого есть проблемы с языком, может хорошо произносить слова, но не в состоянии связать вместе больше двух слов. Другой проблемой речи ребенка может быть невозможность понять произнесенные им слова и фразы, он не может выразить свои мысли. И еще ребенок может говорить хорошо, но испытывать трудности в следующих направлениях.

Ребенок, который не реагирует на звук или не может его воспроизвести, должен вызывать особую озабоченность взрослых. Ребенок в возрасте между 12 и 24 месяцами является причиной для беспокойства, если он:

  • Общается только с помощью жестов, таких как указывание на предмет или махание ручкой типа «бай-бай»
  • Предпочитает жесты голосовому общению в возрасте 18 месяцев
  • Не может имитировать звуки до 18 месяцев
  • Испытывает трудности в понимании простых словесных команд

Нужно обратиться к врачу, если ребенок старше 2-х лет:

  • может только подражать речи или действиям взрослых и не составляет самостоятельно слова или фразы
  • говорит только определенные звуки или слова и не может использовать устную речь, чтобы общаться больше, чем нужно для его насущных потребностей
  • Не может следовать простым командам взрослых
  • У ребенка необычный тон речи (например, скрипучий голос или носовой звук)

Родители и воспитатели должны понимать, что ребенок в 2 года уже знает около половины всех слов и в 3 года - примерно три четверти всего словарного запаса. К 4-м годам речь ребенка должны понимать даже те, кто не знает малыша.

Многие обстоятельства могут привести к задержкам в развитии речи ребенка. Речь может задерживаться даже у нормально развивающегося ребенка. Задержка речи иногда может быть вызвана нарушениями речевого аппарата, как и проблемы с языком или небом. Движения языка для воспроизведения связной речи может ограничить слишком короткая уздечка (складка под языком).

Многие дети испытывают задержку речи из-за несовершенства их орально-двигательной системы, то есть у ребенка существуют неэффективные коммуникации в областях мозга, ответственных за воспроизводство речи. В таких обстоятельствах ребенок сталкивается с трудностями использования речи и координации губ, языка и челюсти для производства звуков. Речь такого ребенка может сопровождаться другими проблемами с орально-двигательной системой, например, трудностями с кормлением.

  • Задержка речи может быть частью речевой проблемы, а не указывать на более глобальные задержки в развитии.
  • Проблемы со слухом также обычно связаны с задержкой речи, поэтому слух ребенка должен проверить отоларинголог. Ребенок, у которого есть проблемы со слухом, может испытывать проблемы с артикуляцией, а также пониманием, подражанием и речью.
  • Ушные инфекции, особенно хронические инфекции, тоже могут повлиять на слух и речь. Правда, родителям не стоит бояться во всех случаях: простые ушные инфекции, которые были вовремя пролечены, не влияют на речь ребенка.

Если вы или врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, решающее значение имеет своевременная диагностика. Она поможет облегчить родительские страхи.

При проведении диагностики врач-логопед оценит языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Кроме наблюдения за ребенком, логопед проведет стандартизированные тесты и выяснит, нет ли задержки в развитии речи ребенка, а также порекомендует специальные упражнения. Логопед оценит также:

  • Насколько ребенок восприимчив к языку (что он понимает из потока речи)
  • Что ваш ребенок может сказать (так называемый выразительный язык)
  • Может ли ваш ребенок общаться другими способами, например, с помощью жестов, мимики и т.д.
  • Насколько у ребенка четко слышится звук и насколько разборчива его речь.
  • Насколько хороша артикуляция ребенка и правильно ли расположены его речевые органы (рот ребенка, язык, небо и т.д.). Врач оценит также то, насколько развиты у ребенка рефлексы глотания

Если логопед считает, что ваш ребенок нуждается в речевой терапии, ваше участие в этом процессе будет очень важным. Вы можете наблюдать, как работает врач, и научиться принимать участие в этом процессе. Логопед покажет вам, как вы будете работать с вашим ребенком дома, чтобы улучшить его речь и языковые навыки.

При визите к логопеду вам может оказаться, что ваши ожидания по поводу речи ребенка слишком высоки. Но учебные материалы, которые определяют этапы развития речи ребенка, могут помочь вам взглянуть на него более реалистично.

Что могут сделать родители для развития речи ребенка?

Как и многие другие навыки, развитие речи ребенка представляет собой смесь его природных способностей и воспитания. Многое зависит от природных способностей ребенка. Тем не менее, много зависит и от речи, которую ребенок слышит от окружающих. Повторяя звучание слов, которые ребенок слышит от окружающих, он имитирует эти звуки и таким образом быстрее учится говорить.

Если у ребенка есть проблемы с развитием речи, раннее вмешательство врачей может обеспечить ребенку помощь по его потребностям. Благодаря специалистам родители могут узнать новые способы стимулирования развития речи ребенка.

Вот несколько советов, чтобы использовать навыки развития речи ребенка дома.

  1. Проводите много времени, общаясь с ребенком, даже в младенчестве, когда он не может воспроизводить даже слоги: говорите, пойте, а также поощряйте имитацию звуков и жестов.
  2. Читайте вашему ребенку, начиная уже с 6-и месяцев. Вы не должны прочитывать ребенку за один вечер целую книгу, но нужно искать соответствующие возрасту тоненькие книжки с большими картинками. Попробуйте показывать ребенку также книги с объемными картинками, которые дети могут потрогать. Таких книжек на рынке сейчас очень много. Позже пусть ваш ребенок попытается назвать то, что он видит на рисунках. Затем пусть дети переходят на детские стишки с четким ритмом. Читайте также сказки, которые позволяют детям предвидеть, что произойдет дальше. Ваш малыш должен уже запоминать любимые истории.
  3. Используйте простые повседневные ситуации, чтобы укрепить речевые навыки вашего ребенка. Иными словами, ребенок должен слушать и повторять за взрослыми. Например, взрослые должны повторять для ребенка названия продуктов в продуктовом магазине, объяснять, что вы делаете, как готовите еду или убираете комнату, показывайте ребенку объекты вокруг дома. Когда вы едете, повторяйте ребенку звуки, которые слышите. Задавайте ребенку вопросы и поощряйте его ответы (даже если их трудно понять).

Независимо от возраста вашего ребенка, признание и устранение проблемы с речью на ранней стадии - это наилучший подход, чтобы помочь малышу устранить задержки речи. При правильном подходе и терпении взрослых ребенок обязательно улучшит свои речевые навыки.

От чего зависит успешность развития речи малыша?

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша.
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Для "речетворчества" таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Вы должны помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.
2. Чаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите - ребенку необходим постоянный телесный контакт с матерью.
3. Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.
4. Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать это другим взрослым.
5. Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.
6. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
7. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

Логопед: Герасимова В.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "От чего зависит успешность обучения ребенка в школе"

Каждый родитель надеется, что его ребенок будет хорошо учиться в школе. Но чуда не произойдет, если заранее не предпринять определенных усилий. Что же требуется для успешного обучения? Специалисты счи...

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют че­тыре периода развития речи у ребенка. Первый период является периодом падго-товления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребен­ка. Второй период - это период первоначального овладения языком и формирова­ния расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни. Третий пери­од - это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, т. е. на­чинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Последний, четвер­тый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

Рассмотрим более подробно основные особенности и закономерности разви­тия речи ребенка на данных этапах.

Первый период - период подготовления словесной речи - начинается с пер­вых дней жизни ребенка. Как известно, голосовые реакции наблюдаются уже у но­ворожденных. Это хныканье, а несколько позднее (три-четыре недели) - редкие отрывистые звуки зачатков лепета. Следует отметить, что эти первые звуки лише­ны функции речи. Они возникают, вероятно, из-за органических ощущений или двигательных реакций на внешний раздражитель. С другой стороны, уже в возра­сте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев - связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав го­лос, трехмесячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление мо­жет рассматриваться как первые зачатки речевого общения.

После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с тем, что ребенок начинает бессознательно подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и рит­мической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги, например «да-да-даз- или «ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы на­стоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взросло­го. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди*, ребенок начинает тянуть руки. Дети этого возраста реагируют и на отдель­ные слова. Например, на вопрос «Где мама?* ребенок начинает поворачиваться в сторону матери или искать ее глазами. Начиная с семи-восьми месяцев у ребен­ка увеличивается количество слов, которые он связывает с определенными дей­ствиями или впечатлениями.

Первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмо­циональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Однако первые слова, усваива­емые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмо­ционального переживания и действия. Поэтому для самого ребенка эти первые слова еще не являются настоящим языком.

Возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками. С восьми-девяти меся­цев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот-период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые у него вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели для него некоторый смысл.

Одновременно с началом попыток активной речи у ребенка быстро увеличива­ется количество понимаемых слов. Так, до 11 месяцев прирост слов в месяц со­ставляет от 5 до 12 слов, а в 12-й - 13-й месяцы этот прирост увеличивается до 20-45 .новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться обращенными к нему сло­вами.

В связи с начинающимся развитием собственно речевого общения, которое выделяется в самостоятельную форму общения, происходит переход к следующе­му этапу овладения ребенком речью - периоду первоначального овладения язы­ком. Этот период начинается в конце первого или в начале второго года жизни. Вероятно, в основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отноше­ний ребенка с окружающим миром, что и создает у него настоятельную потреб­ность о чем-то сказать, т. е. потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка.

Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Ребенок уже в состоянии ука­зать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данными предметами и отношения к ним. Ребенок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий. Звуковые подобия слов и отдельные члено­раздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребенка,

манипуляцией предметами, с процессом общения. При этом одним и тем же сло­вом ребенок может называть совершенно разные предметы. Например, слово «ки­ки* у ребенка может означать и кошку, и меховую шубу.

Следующей особенностью данного периода является и то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом, как правило существитель­ным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к ма­тери может означать и просьбу о помощи, и сообщение о том, что ребенку необхо­димо что-то сделать. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от кон­кретной ситуации и от сопровождающих эти слова жестов или действий ребенка. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, грамматически еще не сопоставимые друг с другом, поскольку речь на данном этапе развития грамматически не дифференцирована. Эти особенности речи ребенка внутренне связаны с тем, что его мышление, в един­стве с которым формируется речь, еще имеет характер наглядных, действенных интеллектуальных операций. Обобщенные представления, возникающие в про­цессе интеллектуальной деятельности ребенка, уже оформляются и закрепляют­ся в его сознании с помощью слов языка, которые сами включаются в мышление на данном этапе только в наглядном, практическом процессе.

Не является достаточно развитой на данном этапе и фонетическая сторона речи. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги, напри­мер «Эня» вместо «Женя». Нередко в словах ребенок переставляет звуки или за­мещает одни звуки другими, например «фофо» вместо «хорошо*.

Следует отметить, что рассматриваемый период развития речи у ребенка мо­жет быть условно разделен на несколько стадий. Описанные выше особенности относятся к первой стадии - стадии «слова-предложения». Вторая стадия начи­нается со второго полугодия второго года жизни ребенка. Эта стадия может быть охарактеризована как стадия двух-трехслоеных предложений, или как стадия морфологической расчлененности речи. С переходом к данной стадии начинается быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годам достигает 250-300 слов, имеющих устойчивое и четкое значение.

На данной стадии возникает умение самостоятельно употреблять ряд морфо­логических элементов в свойственном им в языке значении. Например, ребенок начинает более грамотно использовать число в именах существительных, катего­рии уменьшительности и категории повелительности, падежи существительных, времена и лица глаголов. К этому возрасту ребенок овладевает почти всей систе­мой звуков языка. Исключение составляют плавныер ил, свистящие с и з-и шипя­щие ж и ш.

Увеличение темпов овладения языком на данной стадии может быть объясне 1 но тем, что в своей речи ребенок пробует выразить не только то, что с ним проис­ходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, т. е. что не связано с на­глядностью и действенностью конкретной ситуации. Можно предположить, что развитие мышления обусловило необходимость более точного выражения сфор­мированных понятий, что толкает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетики речи.

Освобождение речи ребенка от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие символизирует начало нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики. Этот период начи­нается примерно с двух с половиной лет и завершается к шести годам. Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развива­ется в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что опре­деляет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Более того, речь для ребенка начинает иметь особое значение. Так, взрос­лые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую ин­формацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в ши­рокий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иног­да фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. С полным основа­нием можно полагать, что на данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если на рассмотренных выше этапах отмечалась доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном эта­пе речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, но и научиться грамматически правильному построению речи.

Однако на данном этапе ребенок не задумывается о морфологии или синтакси­се языка. Его успехи в овладении языком связаны с практическими обобщениями языковых фактов. Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку они представляют собой «построение по образцу*, т. е. основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным источником новых слов для него являются взрослые. В своей речи ре­бенок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых, даже не понимая их смысла. Например, достаточно часто отмечаются случаи, когда ребе­нок использует в своей речи бранные и даже нецензурные слова, случайно им услышанные. Чаще всего своеобразие лексики ребенка определяется словами, ко­торые являются наиболее употребительными среди его ближайшего окружения, т. е. его семьи.

Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок прояв­ляет творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые строят неологизмы, гово­рит по аналогии «жирафленочек».

Следует отметить, что для данного этапа развития речи ребенка, так же как и для предыдущего этапа, характерно наличие нескольких стадий. Вторая стадия начинается в возрасте четырех-пяти лет. Эта стадия характеризуется тем, что раз­витие речи теперь тесно связано с формированием у детей рассуждающего логи­ческого мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, при­даточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому что!-), це­левые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи.

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику язы­ка. Их активный словарь составляет две-три тысячи слов. Но с семантической сто­роны их речь остается относительно бедной: значения слов недостаточно точны, иногда слишком сужены или слишком широки. Другая существенная особенность данного периода состоит в том, что дети с трудом могут сделать речь предметом своего анализа. Например, дети, хорошо владеющие звуковым составом языка, до начала обучения чтению с огромным трудом справляются с задачей произвольно­го разложения слова на звуковые компоненты. Более того, исследования А. Р. Лу-рии показали, что ребенок испытывает значительные трудности даже при опреде­лении смыслового значения близких по звучанию слов и словосочетаний («сын учителя» - «учитель сына*).

Обе эти особенности преодолеваются лишь в ходе следующего этапа развития речи - этапа развития речи в связи с изучением языка. Этот этап речевого разви­тия начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные чер­ты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе. Под влиянием. обучения происходят огромные сдвиги. Если прежде, на ранних ступенях разви­тия речи, ребенок овладевал языком практически, в процессе непосредственного речевого общения, то при обучении в школе язык становится для ребенка предме­том специального изучения. В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

Первоначально речь-ребенка, приходящего в школу, во многом сохраняет осо­бенности предшествующего периода развития. Существует большое расхождение между количеством слов, которые ребенок понимает (пассивный словарь), и ко­личеством слов, которыми он пользуется (активный словарь). Кроме этого сохра­няется и недостаточная точность значений слов. В последующем наблюдается су­щественное развитие речи ребенка.

Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осо­знанности и управляемости речи ребенка. Это выражается в том, что ребенок, во-первых, приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать зву­ки речи, без чего невозможно овладение грамотой. Во-вторых, ребенок переходит от практических обобщений грамматических форм"языка к сознательным обоб­щениям и грамматическим понятиям.

Развитие осознания ребенком языка, происходящее в процессе обучения грам­матике, является важным условием формирования более сложных видов речи. Так, в связи с необходимостью дать связное описание, последовательный пере­сказ, устное сочинение и др. у ребенка формируется развернутая монологическая речь, которая требует более сложных и более осознанных грамматических форм, чем формы, которые ребенок использовал прежде в диалогической речи.

Особое место на данном этапе развития речи занимает письменная речь, кото­рая первоначально отстает от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фикси­руя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него измене­ния, возвращаться к ранее высказанному и т. д. Это придает ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи.

Таким образом, под влиянием школьного обучения речь ребенка получает дальнейшее развитие. Следует отметить, что помимо четырех указанных этапов можно было бы назвать еще один - пятый этап развития речи, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот этап является уже строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У боль­шей части развитие речи завершается с завершением школьных занятий и после-. дующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит крайне незначительно.

От чего зависит развитие речи ребенка до года и как можно повлиять на его речевую деятельность?

Произносить первые слова большинство детей начинает в возрасте 12-14 месяцев. До этого времени у ребенка наблюдается предшествующая речи звуковая активность, которая проявляется в крике, похожем на плач, или же гуление.

Плач - это сигнал родителям, что малыш просит о помощи! Ребенок кричит по четырем причинам:

Когда голоден, когда ему холодно, когда он нуждается в смене белья, когда ему нездоровится.

Материнское ухо определяет характер детского крика и его причину. Когда устраняются эти причины, крик ребенка прекращается.

Когда малыш здоров, сыт, ему сухо, тепло и комфортно, то сравнительно рано, приблизительно на третьем месяце жизни, звуковая активность его проявляется в форме гуления. Агу - такой звук издает ребенок, когда он радуется и полностью всем доволен.

Ученые отмечают, что положительное настроение ребенка значительно ярче и сильнее проявляется, когда взрослые обращаются к нему с речью, когда они игриво разговаривают с ним и улыбаются. Поэтому речь ребенка надо развивать с самого начала жизни. Надо разговаривать с ним, когда берете на руки кормить, проговаривая вслух: А сейчас мама тебя покормит и т.п. Нужно разговаривать, когда ему меняешь памперсы, делаешь гигиенические процедуры, когда он, бодрствуя, лежит в кроватке. Хорошо напевать колыбельную песенку перед засыпанием. Надо, чтобы с самого начала жизни ребенок слышал и воспринимал человеческую речь. Это первое и необходимое условие для его нормального развития.

К 6 месяцам дети начинают лепетать, произнося при этом больше звуков, чем раньше. Ребенок уже начинает подражать взрослым, повторяя некоторые элементы слышимой от них речи.

В этот период следует говорить с ним, перекликаться, повторять звуки, которые встречаются в его лепете. Необходимо лепет связывать с предметами и наполнять его определенным содержанием, развивая у ребенка понимание окружающей действительности.

С 6-7 месяцев дети начинают постепенно понимать речь и отвечать на нее определенными действиями. Они подползают, когда их зовут, отвечают на приветствия, качая головой, прощаются, махая ручкой, делают ладушки, находят и показывают предметы по просьбе взрослых.

К году малыши начинают сообщать звуками о своих нуждах. К примеру, произносят ам-ам (хочу кушать), бах (упала игрушка), обращают звуками внимание взрослых на предметы, которые их интересуют.

От чего зависит развитие речи твоего малыша?

1. Эмоциональная связь с родителями
В первую очередь, очень важна эмоциональная связь с родителями. Если ребенок чувствует, что он любим и защищен, он обычно хорошо разговаривает. Слишком жесткое воспитание, множество запретов может привести к замкнутости ребенка и к отсутствию желания разговаривать.

2. Постоянная потребность ребенка к общению
Уже научившись говорить, некоторые слова и даже словосочетания, ребенок ищет общения, прежде всего с мамой. Родители обязаны поддержать разговор с ребенком, объяснить что-либо ему, рассказать что-то интересное. Но стоит помнить, что дети чаще копируют фразы и модель общения своих родителей, поэтому следует аккуратно подходить к этому.

3. Главный фактор в развитии речи - развитие мелкой моторики
Педиатры и логопеды ставят этот фактор на первое место. Развивать мелкую моторику следует практически с рождения малыша – массировать ему пальчики, играть в пальчиковые игры. Для этого следует использовать предметы и материалы, которые интересны вашему малышу на данном этапе развития. Очень полезно играть с разными крупами. К примеру, положить в кастрюлю фасоль, и дать ребенку пошевелить там ручками, перекладывать фасоль из стаканчика в стаканчик пальчиками.

Можно разрешить ребенку собирать спички в коробочку, катать орешек ладонями, катать круглую щетку для волос, играться узелками на веревке. Очень полезна лепка – из пластилина или теста. А также игры с кубиками.

Чем больше родители играют с детьми, чем больше используют развивающих игр, чем больше общаются, обращая внимание на окружающие предметы - тем больше шансов, что ребенок быстрее заговорит.

Развитие речи – это комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами речи (устной и письменной). С развитием речи напрямую связано последующее развитие навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Этапы развития речи у ребенка

Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов:

  1. Период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка);
  2. Период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни);
  3. Период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет);
  4. Период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).
Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам.

Нормативные показатели речевого развития

2-5 месяцев

– гуление, которое возникает как реакция на эмоциональное общение со взрослым;

– произношение нараспев звукосочетаний ("а-а-а", "агу" и др.);

– первый смех и первая улыбка на появление взрослого (комплекс оживления);

5-6 месяц

– лепет, произносит слоги и цепочки слогов сначала без интонации, затем с разными интонациями;

10-12 месяц

– учится понимать и произносить слова "да", "нет", сопровождая их жестами;

К 1 году

– в словаре появляется около 15 слов ("мама", "папа", "баба", "дай", "на", "пить", "би-би", "ав-ав" и т. д.);

К 1,5-2 годам

– в речи появляются простые предложения, состоящие из двух-трёх слов ("мама, дай пить", "мишка, сиди там" и т. д.);

– отмечается появление в активной речи первых прилагательных ("хороший", "большой", "красный" и т. д.);

3 года

– накопление лексических средств языка, связанный с развитием представлений об окружающей действительности;

– учится наблюдать, сравнивать предметы (чайник и лейка);

– устанавливает смысловые связи между словами, обозначающими предмет и его часть (собака и хвост), животное и его детеныша, предмет и лицо, которое принадлежит ему (мамина сумка);

– накопление лексикона (причём происходит группировка первоначальных сходных случаев, которые потом будут служить базой для формирования словообразовательных моделей – розочка и вазочка, убежал и улетел);

– осваивает изменение форм глаголов и сущ. в ед. числе, необходимых для передачи логико-смысловых отношений (объектных, атрибутивных, обстоятельственных);

– усваиваются простые синтаксические конструкции, позволяющие выразить актуальные ситуации (кошка спит, сестра ест кашу);

– формирование словоизменительных навыков начинается с отработки базовых грам. категорий: категории рода и одушевлённости/неодушевлённости;

– звукопроизношение: у, а, о, и, ы-к, г, х-п, б, м-ф, в-т, д-с, з;

– характерным для возраста является смягчение звуков: д", т", с", ц". Это происходит вследствие несовершенства артикуляционной моторики и трудностей различения фонем; становление правильного звукопроизношения напрямую зависит от развития фонематического слуха (процесс складывается к двум годам, но формируется на протяжении всего периода дошкольного детства); коррекция звукопроизношения предполагает только работу над звуками раннего онтогенеза;

4 года

– пополнение словарного запаса;

– устанавливает более сложные связи между лексическими единицами;

– может установить более сложные связи, например, между членами семьи (бабушка и внучка) или курица-петух-цыплёнок;

– арсенал языковых средств пополняется словами с суффиксами (-онок,-енок,-ниц,-ник,) и приставками (-пра,-пере,-за,-вы,-от);

– начинают применять модели неправильно, подбирая по аналогии (куренок, скрипист);

– усвоение падежной системы языка и системы глагольных окончаний;

Развивается фонематический слух, ребёнок способен к более тонкой дифференциации звуков;

– развивается артикуляционная моторика;

– формируются навыки фонологического анализа (понятие о количестве и последовательности звуков);

– включаются оппозиционные звуки: переднеязычные-заднеязычные, губные-губно-зубные, твёрдые-мягкие);

5 лет

– пополнение словарного запаса за счёт лексических единиц тематических групп (туфли, босоножки);

– освоение антонимов, синонимов, паронимии, сочетаемости слов (накладывать сок);

– вводится расширенная номинация предметов (воздушный транспорт, полевые цветы);

– ребёнок знакомится с различными словообразовательными моделями (сущ. с суф.-ист, -ач, -чик, -ник, - щик, -чик, -ниц, -ник; прилаг.: -ов, -н-; глаг. с приставками за-, вы-, пере-, от-; при-);

– постепенное овладение системой форм глаголов продуктивных классов (щекотать-щекочу, мыть-мою);

– овладение множественным числом сущ.;

– усваивает предложно-падежные конструкции (р. пад., тв. пад.);

– фонематический слух достигает совершенства;

– ребёнок способен произносить двусложные, трёхсложные и четырёхсложные слова, состоящих из открытых и закрытых слогов;

– способен определить звук в слове и определить его положение;

6 лет

– словарный запас активно пополняется за счёт "периферийных" слов, относящихся к малоупотребительной лексике;

– способны устанавливать более сложные связи между словами;

– способны установить связи между однокоренными словами (снег-снегокат), синонимии (старый-ветхий), омонимии (норка - животное и жилище);

– осваивает менее типичные словообразовательные модели, например притяжательные прилагательные (медведь-медвежий, песок-песчаный);

– ребёнок знакомится с образованием слов путём сложения (мышеловка);

– понимает сравнительные обороты и многозначность слов;

– осваивает падежную парадигму сущ. мужского рода, женского рода, среднего рода, во множественном числе (розами, роз; карандашами, карандашей);

– освоение конструкций, в которых полные прилагательные и порядковые числительные согласуются с сущ. в роде, числе, падеже (дом из красного кирпича, красному шару);

– трудности вызывают формы согласования притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (медвежий хвост);

– трудности словосочетания количественных числительных с сущ.(два мяча, пять баклажанов);

– способен усвоить производные предлоги из-за, из-под;

– устанавливают более сложные отношения: причинно-следственные.

В случае, когда речевое развитие ребёнка не соответствует норме, следует обращаться к логопеду.



Почему происходит задержка формирования речи?

Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования.

Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.


Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором – незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.


Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса – определения этих понятий смотрите ниже) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: "Скажи", "Повтори", то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма.


Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях.

Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его "на вкус", и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают – ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.

Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: "Как тебя зовут?", "Сколько тебе лет?", "Какая игрушка у тебя в руках?" и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности.

Такая "самостоятельность" ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.


Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова "скажи" и "повтори" хотя бы на первое время.

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

  • ребенок развивается с задержкой;
  • ребенок перенес тяжелые заболевания;
  • у ребенка есть неврологические заболевания;
  • ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;
  • когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал;
  • он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок);
  • ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми;
  • ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке;
  • на замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует;
  • речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь.



Что делать если есть проблемы с развитием речи

1. Развитием речи, запуском должна заниматься мама, поскольку нужна системная, ежедневная, кропотливая работа. Кроме того, никто кроме мамы не знает интересов, предпочтений и характера ребенка. Эти знания и используются в развитии речи.

2. Играть. Все упражнения делать через игру.

По новым исследованиям, до 3 лет главным двигателем речи является не развитие мелкой моторики, как считалось до недавнего времени, а положительные эмоции от игры.


Именно они стимулируют круговую извилину, которая отвечает за развитие речи в возрасте до 3 лет.

3. Важно пройти через все этапы развития речи – звукоподражание, слоги, слова, предложения.

4. Эмоции. Во время игры надо быть очень эмоциональной самой, это передается ребенку, ему становится интересно играть, а для мамы это стимул продолжать игры и придумывать новые.

5. Системные знания о том, из каких составляющих складывается речь: дыхание, артикуляция, ритм, мелкая моторика, развитие активного словарного запаса, развитие пассивного запаса, общая игра и слух.

6. Все эти направления нужно развивать каждый день. Самое главное, что это совсем не трудно, заниматься можно весело и с интересом.

7. Специальные игры из которых можно выбрать те, что интересны вашему ребенку. В дальнейшем мама может научиться сама придумывать игры и делать любую игру речевой.

8. Верить в своего ребенка.

Игры, способствующие развитию речи

Какой?
Для обогащения речи именами прилагательными.
Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.
Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.

Что могут делать...?
Игра для увеличения запаса глаголов.
Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…
Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Слова наоборот
Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл –потерял.
Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.

Слова-товарищи
Эти слова звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.
Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

Один – много (можно играть с мячом)
Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: нога – ноги, окно – окна.
Назови ласково (также можно играть с мячом)
Например: стол – столик, палец – пальчик и т.д.

Потому что…
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:
Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.

Объясни
Взрослый даёт задание ребёнку: "Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос"
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна?

Кем (чем) был?
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.

Игра "Волшебный мешочек"
Эта игра требует небольшой подготовки. Заранее подготовьте картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, сладостей. Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: "Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?". Ребёнок рассказывает какая капуста и кто её любит кушать. Эта игра позволяет ребёнку усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Развитие речи с помощью игр на реальном примере

Сюжетная игра и расширение активного словарного запаса

Сюжетные игры стимулируют ребенка говорить самому. Сначала звуки, потом слоги, потом отдельные слова, а затем предложения. Бывает так что ребенок принципиально молчит. Здесь, без пыток, он и сам не заметит, как начнет говорить в процессе игры.

1) Я купила домашний кукольный театр по сказке Колобок. Мы играли. Сын был колобком, а я – всеми остальными. Говорит дед бабке – испеки-ка мне, старая, колобок. А бабка глухая.
Переспрашивает: "Что-что. Испечь Ватрушку",
Дед: "Да нет, Ко-ло-бок!"
Бабка: "Ааа, пирожок!"
Дед: "Бабка, нет же! КО-ЛО-БОК" (уже почти кричит).
Бабка – "Ааа, пряник, ну так бы и сказал".

Ребенок уже смеется.

Дед обращается к ребенку по имени: "Сынок, скажи ты, а то бабка меня не слышит!"
Бабка спрашивает у Тимы: "Что вам испечь Тима говорит – ААО. Бабка – "ааааа", колобок! (первая победа! новый звук, подобие слова "колобок". Восторг у обоих) Сейчас испеку!

И дальше по сказке. Колобок поет: "аааааа", а я ему, конечно помогаю. Когда колобок убежал от лисы, а лиса восхитилась его ловкостью (дети обожают чувствовать себя ловкими и быстрыми), колобок катится на ферму. И знакомится с курочкой – Ко-ко-ко, и петушком – Ку-ка-ре-ку, коровой – Муу, это все я говорю. Примерно через неделю я за колобка спрашиваю – ты кто Тима говорит – "муууу." А, корова! Вот это да!".

2) "Строим домики и ходим в гости маленькими игрушками. Они пьют чай и говорят "ням-ням" – сначала я говорю, а потом спрашиваю – "а тебе как вкусно?" И ребенок говорит "ням-ням". То, что надо, новое слово!"

3) Играем в поезда, мой поезд попал в беду, я зову на помощь – "ту-ту!!!" Через неделю ребенок начинает говорить "ту-ту".

4) Играем в путаницу. Фигурки зверей, знакомятся.
Привет, я корова, я говорю "беееее". Ребенок смеется, машет головой и говорит "мууу". Я говорю – "корова, ты перепутала, ты должна мычать, правильно тебе Тима говорит – мууу". Кошка: "привет, я кошка, я умею говорить пи-пи-пи." Ребенок снова поправляет –"мяу". Я проговариваю. И т д. Ребенок в игре – это не ребенок, он герой сказки и поэтому увереннее пытается что-то сказать. Обращаюсь к нему не по его имени, а по имени героя.

Стоит отметить, что тут важно говорить простыми и понятными словами. Например, не нужно говорить по сусекам поскребла, по амбару помела. Что такое сусеки? Как вы это объясните ребенку, а амбар?


Надо проще – поискала в коробочке, на кухне, например. Еще важно малышам рассказывать сказки, а не читать. Кроме того, во время любых игр называть все предметы.

Мелкая моторика

1) Для игр на развитие мелкой моторики я сделала волшебную шкатулку и наполнила ее мохнатой проволокой, бусинками, термомозаикой. Нанизывали бусинки и термомозайку на пушистую проволоку – делали червячков. Знакомили их друг с другом, делали им из кубиков домик, играли ими в прятки.

2) Мы грузили сухую гречку в кузов маленького трактора, и перевозили ее с одного края стола на другой, не забывая издавать звуки трактора (это еще активная речь развивается).

3) Я насыпала в ванную много разной фасоли и нута или цветного сухого песка, туда добавляла маленькие стеклянные шарики, ракушки и бусинки. Ребенок их искал, пересыпал в стаканчик, сидя в ванной. Разумеется, я сидела рядом, чтобы он не взял в рот фасолинку. Почему в ванной? Чтобы потом по всей квартире не собирать. Потом все собирала и убирала в недоступное место.

3) Я взяла резинового волка, сделала ему небольшое отверстие на морде, чтобы кормить (отрезала нос). Играли так – приходит злой и голодный волк, кричит, "ааа, я вас сейчас съем, ух как я зол и голоден!" А я ему говорю – "волк, ты нас не ешь, смотри, мы тебе дадим вкусную, волшебную фасоль!" Мы брали с ребенком мелкую фасоль и кормили волка – бросали в дырочку. Это довольно сложно – взять эту маленькую фасолинку или чечевицу пальчиками, и протолкнуть в дырочку. Волк говорил – "ООО, мммм, как вкусно, ням-ням, спасибо, я подобрел, пошел я в лес, пока." Все это волк говорит очень эмоционально.

5) Лепка из глины и пластилина также очень полезна для развития мелкой моторики. Помимо лепки просто всяких колбасок, калачей, шариков, делали ежиков, пирожное мы втыкали в пластилин зубочистки, спагетти, фасоль. Еще играли по книжке "Пластилиновые прятки": нужно прятать зверей от хищников, например, отщипывать пластилин и заклеивать им картинки.

6) Есть еще такие классные наборы для девочек для создания украшений (мы использовали фирмы Battat) Там из разных деталей нужно собирать цепочки. Нужно сообразить какую деталь в какую вставлять, плюс они разной текстуры, что полезно для мозга. Мы делали из них червячков и змей, а позже стали делать пиратские цепи.

7) Наклейки. Есть хорошие книги с сюжетами, куда нужно вклеивать героев или предметы. Они у меня в сумке были всегда. В очереди в поликлинике, в банке –наклейки меня выручали всегда. В день одна игра, минут на 10, но у нас это больше времени занимало – около часа, т.к. на тот мой ребенок любил возиться с мелочью.

Слух

1) Делаем специальную коробочку для занятий на слух. Кладем туда бубенчики (продаются в логопедическом магазине), колокольчики (продаются в магазине для рыбаков), погремушку, игрушку, шум дождя и изображаем оркестр: под какую нибудь веселую песню "играем" этими инструментами. Испытываем их – как звенит колокольчик, если держать его за кончик, а как – если его зажать в ладони.

2) Берем 8 баночек из-под йогурта и насыпала в 2 из них манку, в 2 – фасоль, в 2
– чечевицу, еще в 2 – гречку. Каждый день достаем эту коробку и просим малыша искать пары среди баночек с крупами, сравнивать как что шуршит, а также угадывать – что внутри. Когда ребенок все запомнит, можно заменить содержимое баночек.

3) Еще одна игра с баночками: трясем банку с манкой и говорим на что это похоже, например на то, что мышка шуршит в углу, пи-пи- пи. Потом берем баночку, например, с фасолью, трясем ею медленно – на что это похоже? Может быть на то, что мишка по лесу идет, ветки ломает? Трясем громче – а это идет сердитый мишка. Нут-это целое стадо ежиков бежит на танцы.

Чем необычнее варианты интерпретации звуков, тем смешнее ребенку.


Это занятие на 10-15 в день.

Логоритмика

1) Я сажаю ребенка к себе на колени, беру его ладошку начинаю рассказывать ритмичный стих и его ладошкой в такт хлопать по своей. Любой стих, например "Робин Бобин кое-как подкрепился натощак" или "Ехал грека через реку", можно считалки – "Катился апельсин по городу Берлин", "Шла кукушка мимо леса" и т.д.- все что имеет бодрый ритм.

2) Чувство ритма развивают игры типа "Лошадки" (когда ребенок сидит сверху на маме, а мама изображает лошадку, которая скачет) и "По кочкам, по кочкам..."

3) Сидели два медведя
На маленьком суку
Один читал газету, (разводите руки ребенка широко, имитируя чтение широкополосной газеты)
Другой молол муку (кулачками ребенка друг об друга стучите)
Раз Ку-Ку, два Ку-Ку (тоже кулачками в ритм один по другому стучим)
Оба рухнули в муку (резко опускаете руки ребенка на колени, как будто упали)
Хвост в муке (щекочите попу)
Нос в муке (гладите носик его же рукой)
А ухо в кислом молоке (трогаете ушко малыша тоже его рукой).

4) Вот занятие из "Семейной мягкой школы"
Напеваем песенку и в такт трясем на коленках "Вот как едут офицеры гоп-гоп, гоп-гоп (поднимаете колени медленно, четко и высоко)
Вот как едут кавалеры
цок-цок- цок-цок- цок (поднимаете в более быстром темпе, имитируя бег пони)
А как едут стары бабки (из стороны в сторону раскачивает ребенка)
В ямку бух (роняете между колен)
Раздавили сорок мух (щекочите и обнимаете).

5) Наша любимая игра на ритм – я включала классные песни, ребенка сажала на колени. Мы слушали песни и я хлопала его ладошами и своими ногами подпрыгивала малыша. Слушали мы в основном песни Детской площадки номер один, Ирины Богушевской, на стихи Андрея Усачева. Они забавные, остроумные, не банальные, веселые.

Артикуляция

Беру леденец на палочке петушок, который в обычное время ребенку не доступен. Петушок говорит – Давай поиграем? Давай ты будешь догонять меня язычком и щекотать? Я прикладывала в левой щеке петушок, а сын тянулся языком до него, чтобы лизнуть. Ему сладко, а петушку смешно, щекотно. Потом к левой щеке. Дальше петушок сидит на подбородке – язык тянется вниз, над верхней губой –язык вверх. Потом петушок уходит вперед и язык тоже надо тянуть вперед. Потом я просила сына облизнуть сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Потом сделать круговое облизывающее губы движение языком в одну и другую сторону. Все по 2 раза. Занимает 5-7 минут примерно, хорошо тренирует мышцы языка. Петушок благодарит за игру, говорит, что ему очень понравилось и просится прийти завтра. На 5 минут даю петушка ребенку, чтобы просто полизал.

Дыхание

1) учим задувать свечки;

2) пробуем сдувать перья со стола;

3) дуем друг на друга в развлекательных целях.


Книги о развитии речи у детей

1) Винарская Е. Н. "Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии";
2) Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. "Ступени общения: от года до семи лет";
3) Гербова В. В., Максакова А. И. "Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: (Из опыта работы)";
4) Дарр Регина "Первые три года жизни";
5) Касьянов В. М. "Развитие ребенка и среда" (Формирование речевой функции.
Детская нервность);
6) Кольцова М. "Ребенок учится говорить";
7) Левина Р. Е. "Воспитание правильной речи у детей";
8) Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. "Речь дошкольника и ее исправление";
9) Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. "Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях";
10) "Развитие речи младших школьников" под редакцией Львова М. Р.;
11) Розенгарт-Пупко Г. Л. "Формирование речи у детей раннего возраста";
12) Синяк В. А. "Логопедия";
13) Пиаже Ж. "Речь и мышление ребёнка".

Loading...Loading...