Буклет Шпаргалка для родителейЗвуковой анализ слов. Далее: Звуки Обозначение звуков на письме Звуки

Звуки и буквы.

Обозначение звуков буквами на письм

е♦ Чем различаются между собой звуки и буквы?

В устной речи слова состоят из звуков. B письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы Пишем и видим, называем. На письме звуки Обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. В слове дом звуки [д], [о], [м], а буквы д (дэ), о (о), м (эм).

♦ Что такое алфавит, или азбука? Почему так называют?

Слова алфавит и азбука обозначают одно и то же. Слово алфавит составлено из назва-ний двух греческих букв; альфа и вита. Азбука - из названий двух славянских букв: аз, буки.

Алфавит - это буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.

В русском алфавите 33 буквы.

АБВГДЕЁЖЗИ Й

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и

КЛМНОП РСТУФХ

ка эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха

ЦЧШЩ ъ ы ь ЭЮЯ

пэ че ша ща твёрдый ы мягкий э ю я

знак знак

♦ Чем гласный звук отличается от согласного!

Гласный звук

    При произношении не встречает преград:[а], [о], [и], [ы], [у], [э].

    Гласный звук образует слог: у-рок, о-во-щи.

Согласный звук

1.При произношении встречает преграду: губы, зубы, язык,

Слог образует только вместе с гласным:стра-на, му-зей.

♦ Сколько основных (ударных) гласных звуков в русской речи!

В ударных слогах шесть гласных звуков: [о], [и], [ы], [у], [э]. ;

♦ Сколько гласных букв в русском алфавите!)

В русском алфавите десять гласных букв:

[ a, j ё, а, о, у, э, ы, ю, я.

Не все гласные звуки русской речи можно обозначить буквами а, о, и, ы, у, э. Буквы е, е, ю, я служат для обозначения мягкости соглас­ных и для обозначения гласных звуков: мяч - [м"а]ч, люк - [л"у]к» а в некоторых словах - сразу двух звуков: якорь - [йа]коръ, южный - [йу]жньй, ёжик - [йо]жик. Поэтому в рус­ском алфавите 10 гласных букв.

♦ Что такое слог!

Слоги - это части слова, на которые оно де­лится при произношении: вё-тер, по-го-да, дождь , край.

♦ Как узнать, сколько в слове слогов!

В слове столько слогов, сколько в нём глас­ ных звуков: дом,

у-чеб-ник, но-вый.

♦ Как нужно переносить слова!

Правила переноса слов

    Слово переносится по слогам: мир-ный. Слово, состоящее из одного слога, не перено­сится: день, шью, вьёт.

    Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую: идут, стою, Юлия, язык.

    Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы: писъ-мо, строй-ка, подъезд.

    При переносе слов с двойными согласны­ми одна согласная остаётся на строчке, а дру­гая переносится: кас-са, кол-лекция.

♦ Когда гласные буквы е , ё , ю , я обозначают два звука?

Буквы е, ё, ю, я в ударных слогах обозна­чают два звука - согласный звук [й] и гласные звуки [э], [о], [у], [а]: е = [йэ], ё = [йо], ю - [йу]; я = [йа] в следующих трёх случаях:

    в начале слова: ель - [&э]ль> ёлка - [йо]лка, юный - [йу]иый, ягода - [&£\года;

    после гласных звуков: поют - по[йу]т, стоят - сто[йа]т, поём - по[йо]м;

    после разделительных мягкого и твёрдо­го знаков: друзья - друзъ[йа], вьюга - въ[яу]га, подъезд - подъ[йэ]зд, подъём- подъ[йо]м.

♦ Когда буквы е , ё , ю , я обозначают мягкость со­гласного звука и гласный звук! f

Буквы е, ё, ю, я после согласного звук; обозначают мягкость этого согласного звука и гласный звук: мяч - [м"а]ч, огонёк - \ого[п*о\к, букет - бу[к"э]т, люди - [л"у]ди, ребята - ре[б"а]та.

[♦ Как обозначается на письме твёрдость и мяг­кость согласных звуков в середине слова?

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, у, ы, э: музыка, школа, мэр.

Мягкость согласных звуков обозначается гласнымибуквами

е, ё, и, ю , я и мягким знаком(ъ): земля, орёл, люди, пальцы.

В середине слова мягкость согласного зву­ка [л" ]всегда обозначается мягким знаком: рельсы, мыльница.

Мягкость других согласных может и не обозначатьсямягким знаком: жизнь - жи[з"]нь, есть - е[с"]ть, если - е[с"]ли, Настя - \На[с " ]тя , песня - пе[с"]ня, гость - го[с"]тъ, червь - че[р"]въ. Написание таких слов нужно проверятьпо словарю.

Как обозначается мягкость согласного звука на конце слова?

На конце слова мягкость согласного звука обозначается ь: тетрадь, день, портфель, здесь, голубь, сентябрь.

Мягкость шипящих согласных звуков ч, щ на конце слов мягким знаком не обозначается: врач, товарищ.

Мягкий знак на конце слов речь, вещь и им подобных не обозначает мягкость шипящих со­гласных ч, щ. Он является показателем жен­ского рода этих имён существительных.

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа не обозначает мягкости согласного, звука, но всегда пишется: что делаешь? что сделаешь? бежишь, напишешь.

♦ Какие шипящие согласные звуки являются всегда твёрдыми, а какие - всегда мягкими!

[ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые шипящие со­гласные звуки;

[ч*], [щ"] - всегда мягкие шипящие соглас­ные звуки.

♦ Какие гласные буквы не пишутся после шипящих ж, ш, ч, щ?

После букв ж, ги, ч, щ не пишутся буквы ы, ю, я. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

пишутся с буквами и, а, у:

жить, счастье, чудесный,

шить, пища, щука.

Исключения: жюри, парашют, бро шюра.

В сочетаниях жи, ши в ударных слогах всегда пишется буква и: ошибка, житель.

В безударных слогах гласные нужно прове­рять: шесть - шестой, шерсть - шерстя ной, но ширь - широкий.

♦ В чём особенность написания сочетаний чк, чн, чт?

В сочетаниях чк, чн, чт не пишется мягкий знак: ручка, девочка, точка, сказочный, песочный, молочный, почта, что.

♦ Когда пишется разделительный мягкий знак (ь)?

Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е, ё, и, ю, я , если в словахслышится звук [й]: варенье, жильё, вороб ьи, осенью , крылья.

показатель мягкости разделительный

согласных

письмо счастье

соль вьёт

льдина соловьи

зверь вьюга

редька обезьяна

♦ Чем различаются звонкие и глухие согласныезвуки?

Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.

Глухие согласные звуки состоят только из шума.

♦ Какие согласные звуки являются парными по звонкости, а какие - непарными?

В русском языке есть парныеи непарные согласные звуки.

Парные согласные

твёрдые мягкие

звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [б*] [в"] [г*] [д"] [з"З

глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [п"] [ф"] [к*] [т>] [с"]

Непарные согласные

звонкие глухие

[л] [м] [н] [р] [л"].[м"] [н"] [р"][й] [х] [х"] [ц ] [ч>] [щ"]

♦ Почему слова с парным по звонкости согласным звуком на конце нужно проверять?

На конце слова парный звонкий согласный звук заменяется парным глухим. Поэтому сло­ва с парным согласным звуком на конце нужно проверять: хлеб, поезд, гвоздь, круг, крюк.

♦ Какие слова являются проверочными?

Слова, в которых после парного согласного произносится гласный, являются проверочны­ми: города - город, флаги - флаг.

♦ Как проверить парный согласный звук на конце слова"

Для проверки парных согласных на конце слова нужно изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук: чиж - чи­ жи, ёрш - ерши.

♦ Какие гласные звуки называются ударными, а какие - безударными!

Гласные звуки в ударных слогах называют­ся ударными, а гласные в безударных слогах называются безударными.

Гласные звуки в ударных слогах иначе на­зываются гласными в сильной позиции. Глас­ные звуки в безударных слогах иначе называ­ются гласными в слабой позиции.

Разговаривая, мы произносим звуки. Они образуются в результате движения воздуха из легких через рот и, в зависимости от того, как располагаются в этот момент язык и губы, имеют разную окраску.

Звуки речи участвуют в образовании слов - языковых единиц, имеющих определенное смысловое значение и применяемых для процесса общения. Давайте поближе познакомимся с ними!

Что такое буквы и звуки

Все, слышимое и произносимое нами - это звуки. Они определенным образом обозначаются на письме, и то, что мы пишем, а затем читаем - это буквы.

Но звуки речи и буквы, которыми они обозначаются, в русском языке сильно различаются по количеству. В устной речи мы произносим 43 основных звука, но для их написания используем только 33 буквы.

То есть, все буквы нашего языка можно разделить на 3 группы.

  1. Буквы, которыми не обозначаются звуки (это «ь» и «ъ»). Как пример, можно привести: «пень», который произносится [п´эн´], а «съехать» - [сй´эхат´].
  2. Буквы, обозначающие 2 звука. К таким буквам относятся «ё», «е», «ю», «я». В их произношении используется пара звуков: [й´о], [й´э], [й´у], [й´а].
  3. Буквы, которыми обозначают 1 звук (это все остальные буквы).

Какая разница у гласных и согласных звуков

Существует две основные группы звуков речи - их определяют как Гласными являются те звуки, в возникновении которых участвует только голос. Их произносят протяжно, во рту звук не встречает никаких преград.

Согласные - это то, что мы произносим, сочетая и голос, и шум (их называют звонкими) или только шум (глухие согласные). Кроме того, согласные могут быть как твердыми, так и мягкими.

Ударные и безударные слоги

Гласные звуки речи участвуют в образовании слогов, при этом оказываясь под ударением или в безударной позиции. Под ударением подразумевается произношение какого-то слога с большей силой.

Русскому языку присуще изменение положения ударения. Оно может оказаться на любом слоге, в отличие от польского или французского языков, где за ним закреплено определенное место. Например, в слове «свистнул» ударение на первом слоге, а в слове «свистеть» - на втором.

Какими буквами обозначаются в русском языке гласные звуки

Чтобы обозначить основные гласные звуки речи (в нашем языке их шесть), используют десять :

звук [и] - обозначается буквой «и» (тигр);

[ы] - буквой «ы» (дым);

[а] - буквами «а» (мама) и «я» (яма);

[о] - буквой «о» (нос) и «ё» (ёж);

[э] - буквой «э» (эхо) и «е» (день);

[у] - буквой «у» (кум) и «ю» (юг).

Таким образом, получается, что для того, чтобы обозначить 4 гласных звука ([о], [а], [э], [у]) в алфавите существует целых два ряда букв. Это могут быть:

  • а, о, э, у;
  • я, е, ё, ю.

Во втором ряду буквы выполняют сразу две функции. Они не только обозначают но и сигнализируют, что предыдущий согласный был мягким (мел - [м´эл]).

Если они стоят в начале слова, располагаются после гласных или после мягкого или твердого разделительного знака - они обозначают сочетание звуков. Например, слово ёлка звучит [й´олка], а слово поёт - [пай´от].

Как обозначаются на письме

Звуки речи участвуют в образовании слов и находятся там в слабой или сильной позиции, что зачастую оказывает прямое влияние на их обозначение на письме. Так, одной и той же буквой в языке могут обозначаться разные звуки. Пример: буквой «н» можно обозначить 2 звука - [н] и [н´]: ниша - [н´иша] или ныл [ныл].

А одной буквой «б» может обозначаться 4 варианта звуков [б], [б´] или [п], [п´]. Например: был [был] - бил [б´ил] или же горб [горп] - Обь [оп´].

Если звонкий согласный пишется в конце слова или располагается перед глухими согласными, то он может обозначать свой парный глухой звук. Такая позиция называется слабой. Обратите внимание, как мы произносим: кадка - ка[т]ка (звук находится перед глухим согласным) или глаз - гла[с] (звук находится в конце слова). Этот процесс определяется как оглушение.

Глухие же согласные могут звучать как их парные - звонкие, если они оказываются в сильной позиции. Например: молотьба звучит как моло[д´]ба, а в слове просьба слышен звук [з´] - про[з´]ба. Это, как вы понимаете, озвончение.

Нужно упомянуть, что сильной позицией считается в русском языке положение согласных звуков перед гласными или перед звонкими согласными.

Как на письме обозначаются некоторые согласные звуки

Некоторые звуки русской речи обозначаются на письме сочетанием букв. Кстати, эта ситуация вызывает очень большое количество орфографических ошибок.

Например, один звук [щ´] может в написанном слове выглядеть как сч, зч или жч. Мы пишем - счет, но произносим [щ´от], пишем - извозчик, а говорим [извощ´ик], пишем - мужчина, но звучит это как [мущ´ина].

А звук [ц] может обозначаться и как сочетание тц или дц, и как тьс или тс. Например: читается - читае[ц]а, двадцать - два[ц]ать.

Буквы не всегда соответствуют «своим» звукам

Как уже упоминалось, звуки речи участвуют в образовании слов и обозначаются на письме определенными буквами. И часто оказывается, что за одной буквой могут «прятаться» разные звуки. Например, в корне слова при изменении его числа мы пишем одну и ту же букву, но произносим при этом разные звуки: стОл (ст[о]л) - стОлы (ст[а]лы). То есть одной буквой «о» мы обозначаем два звука: [о] и [а].

Но есть случаи, когда разные звуки обозначаются одной буквой. Так, и в слове «клад» и в слове «плот» на конце звучит один и тот же звук [т], но обозначен он, как видите, разными буквами: «д» и «т».

Буквенный состав слов часто не совпадает со звуковым. Например, в слове «доблестный» пишется десять букв, но произносится лишь девять: [добл´исный´]. В этом и похожих случаях буква «т» является непроизносимым согласным. То есть такой буквой, которая не обозначает звука. Вот еще несколько примеров таких букв: солнце - [сонцэ], сердце - [с´эрцэ].


Особенности сочетания согласных и гласных звуков

Твердые русской речи не сочетаются с идущим вслед за ними гласным «и», а мягкие не могут сочетаться с «ы». Например, в слове «ужин» всегда твердый звук [ж] требует звука [ы] поэтому мы произносим [ужын].

В некоторых же случаях происходит смягчение в речи твердых согласных, стоящих в паре с мягким. Так, если в слове вагон, звук [н] - твердый, то в сочетании со всегда мягким [ч´] он звучит мягко - вагончик [вагон´ч´ик].

То же происходит и в ситуациях с сочетанием с другими мягкими согласными: фант - фа[н´т´]ик, лес - ле[с´н´]ик, чистый - чи[с´т´]ить.

Употребление твердого и в русском языке

Звуки речи и буквы в нашем языке, как вы уже, наверное, поняли, часто не совпадают. Так, например, твердый и мягкий знак на письме не обозначают никаких звуков.

Эти буквы, как правило, сигнализируют, что стоящие за ними е, ё, я, ю произносятся как два звука (пьет [пй´от]). Если же ь стоит после согласного, то он указывает на его мягкость (день [д´эн´]).

В некоторых случаях мягкий знак играет только грамматическую роль. Например, в слове «ложь» он не обозначает мягкости предшествующего согласного, а лишь указывает на то, что данное существительное принадлежит к женскому роду.

Особенности написания и произношения некоторых заимствованных слов

В некоторых словах, заимствованных из других языков, перед буквой е звучит не мягкий, как принято в русском языке, а твердый согласный. Обратите внимание - в слове «темп» мы пишем е, но при этом произносим твердый звук [т]. Произношение данного и подобных ему слов нужно запоминать или обращаться к орфоэпическому словарю.

Кашне - [нэ], модель - [дэ], претензия - [тэ], реле - первый слог [рэ], тире - [рэ], тест - [тэ], термос - [тэ], теннис - [тэ].

Как видите, звуки речи (1 класс или 11 остались позади) - это глубокая и серьезная тема, которая при внимательном изучении поможет вам разобраться в тонкостях правил произношения и принципах написания многих слов, вызывающих трудности. Удачи!

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад № 163»

Звуковой анализ слов.

«Шпаргалка для родителей»

Трясковой Т. С.

для родителей

Уважаемые родители!

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогов. В слове столько слогов , сколько гласных букв(звуков), например: ма /ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы(звука).

Слова состоят из звуков.

Звук - то, что мы слышим и произносим.

Буква - то, что пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв - десять: шесть - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре - йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я - ЙА, Ю - ЙУ, Е - ЙЭ, Ё - ЙО) в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, за-юшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я - А. Ю - У, Е - Э, Ё - О (береза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки - голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки - голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:

Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ

П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими : Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

всегда твердые согласные : Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Буква- это знак звука.

Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Добукварный этап обучения грамоте занимает много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить — ведь от добукварного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Если еще в добукварный период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре и обратно, то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению- слияние двух букв в слог. Знание букв без чувства звуков- это то же самое, что знание названий цветов при дальтонизме. И не случайно дети, имеющие отличную память и чуть-чуть чистолюбивых родителей, иногда к двум годам узнают и называют все буквы, но даже к семи годам не начинают их складывать, если предварительно не знакомятся со звуками. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение- это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью. Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова- речевые звуки- с самого его рождения наиболее значимы.

Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата.

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза:

жжжук , жууук , жуК .

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели.

Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками.

Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Ознакомление с гласными звуками.

Дети узнают, что звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Дети находят такие звуки в ранее проанализированных словах: мак-[ а], лук-[у], дом-[о], лес-[э],кит-[и],дым-[ы]. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Гласные звуки обозначаем красной фишкой.

[г][у][сь][и]


Ознакомление с твердыми и мягкими согласными звуками.

Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, что-то «мешает»,- губы, зубы, язык, называются согласными. Твердый согласный звук будем обозначать синей фишкой, а мягкий согласный звук- зеленой фишкой.

Ознакомление с ударным гласным звуком.

После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

Выполните звуковой анализ слова ГУСИ

Назовите гласные звуки. ([у], [и])

Сколько слогов в слове? (Два)

Назовите их. (ГУ-СИ)

Назовите ударный слог.(ГУ)

Произнесите слово с ударением.(ГУУУСИ)

В ударном слоге протяжно произносится гласный звук.(УУУ)

Читаем слово с ударением, ведя указкой под схемой.

Взрослый произносит ГУСИИИ.

Какой звук выделен? (И)

Как правильно сказать? ГУУУСИ.

Гласный звук в ударном слоге называется ударным, который произносится более протяжно.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук . В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

При произнесении альвеолярных смычных согласных [ n, l, t, d ] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами). Эти звуки не смягчаются перед гласными и в конце слова. Чтобы избежать нежелательного гласного призвука, не нужно сильно прижимать кончик языка и долго задерживать его на альвеолах. Глухой согласный [ t ] в начале и в конце слов произносится энергично. В русском языке подобные звуки произносятся касанием кончика языка верхних зубов, а не альвеол. Сравните:

[ н ] - [ n ] нет - net (сетка) [ л ] - [ l ] лес - less (меньше) [ т ] - [ t ] тип - tip (кончик) [ д ] - [ d ] дал - dull (скучный)

На письме звуки [ n, l, t, d ] соответственно обозначаются буквами: Nn [ en ], Ll [ el ], Tt [ ti: ], Dd [ di: ]: net, less, tip, dull.

Звуки [ s, z ]

Английские согласные [ s, z ] называются щелевыми, так как при их произнесении между кончиком языка и альвеолами образуется щель, через которую проходит воздух. При произнесении английских щелевых звуков [ s, z ] кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их. Голос проходит через щель, образовавшуюся между альвеолами и кончиком языка. При произнесении русских щелевых согласных язык находится у основания нижних зубов.

Сравните:

На письме звуки [ s, z ] обозначаются: - буквами Ss [ es ]: some, start, Zz [ zed ]: zebra, Zena - буквосочетанием ss [ dʌbl es ]: less - буквой Cc [ si: ] перед гласными e , i , y : center, city, cycle.

Сравните русские и английские согласные звуки:

Английские

Английские

Звук [ e ]

При произнесении краткого гласного [ e ] кончик языка находится у основания нижних зубов. Губы слегка растянуты. Английский звук [ e ] похож на русский звук [ э ] в словах "эти, цепи". Перед глухими согласными [ e ] произносится очень кратко, а перед согласными [ n, l, m ] заметно удлиняется.

Сравните произнесение русских и английских слов.

При произнесении звука [ e ] ориентируйтесь на звук [ э ] в словах "эти", "цепи".

[ bed ] бед - bed (кровать) [ beg ] бег - beg (умолять) [ les ] лес - less (меньше) [ spel ] спел - spell (называть по буквам) [ net ] нет - net (сеть) [ smel ] смел - smell (запах) [ test ] тест - test (тест, испытание) [ tekst ] текст - text (текст)

Вот как звучит [ e ] в английских словах.

[ pen ] pen - ручка [ desk ] desk - парта [ bed ] bed - кровать [ tekst ] text - текст [ lesn ] lesson - урок [ nekst ] next - следующий [ end ] end - конец [ tent ] tent - палатка

На письме звук [ e ] обозначается буквой Ee [ i: ], если за ней следует одна или более согласных: pen, bed, tent, egg, desk, end, next.

Звуки кодируются на письме буквами. Например, звук [а] обозначен на письме буквой я в слове мяч и буквой а в слове рак.

В современном русском языке различают 10 гласных, 21 согласную и 2 буквы, не обозначающие звуков.

В начертании букв имеют место 4 разновидности: печатная и рукописная, каждая из которых может быть прописной и строчной. Различие между печатной и рукописной буквами связано только с техникой письма, а прописная и строчная отличаются лексико-синтаксическим значением.

С учетом функций буквы делятся на гласные: нейотированные, которые служат средством обозначения твердости согласных (а, о, у, э, ы), и йотированные, используемые для кодирования мягкости (я, ё, и, е, ю), согласные: парные по твердости-мягкости (15 пар) - б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х и обозначающие непарные твердые - ж, ш, ц и непарные мягкие - ч, щ.

Разные буквы могут обозначать один звук: [вод] и [вот] - звук [т]. Одна буква может обозначать два звука: буквы я, ё, е, ю после гласных - [майа], в начале слова - [йаблъкъ], после разделительных знаков - [л"йот].

Буква может не обозначать звука. Таковыми являются ъ, ъ.

Кроме названных выше принципов в русской графике действует и слоговой принцип.

На письме парные твердые и мягкие согласные и следующие за ними гласные буквы взаимно обусловлены: с одной стороны, характер согласной фонемы определяет для пишущего следующую за ним гласную; с другой стороны, для читающего важно учитывать следующую за согласным гласную букву. Таким образом, единицей письма и чтения в русском языке является не отдельная буква, а слог. Слоговой принцип русской графики используется при обозначении парных твердых и мягких согласных, имеющих один ряд согласных букв в отличие от парных звонких и глухих согласных, которые имеют два ряда согласных букв: б- п, в - ф и др.

Мягкость согласных на письме обозначается буквами ь (пень), я, е, ё, ю, и (ряд, мел, мёл, люк, вить), твердость согласных на письме передается буквами о, э, у, ы, а (рад, лук, сын, сон).

Звуковой характер нашей письменности обусловливает наибольшую оптимальность звукового метода обучения грамоте. Звуковой метод полнее, чем другие, учитывает звуковые законы русского языка. Прежде всего это выражается в порядке изучения звуков и букв, в последовательности введения слоговых структур, в выборе для первоначального чтения и письма тех слогов, звуки которых в большинстве своем находятся в сильной позиции и потому имеют наиболее простое соотношение с буквами.

Таким образом, фонема в русском языке может быть представлена одним или несколькими звуками, являющимися ее аллофонами. В первом классе ребенок должен получить четкое представление о звуковом составе русского языка и системе кодировки звуков на письме.

1.3 Педагогические условия эффективного обучения первоклассников чтению и письму

Дидактический принцип определяется в педагогике и методике как основное исходное положение процесса обучения. Это положение формулируется исходя из объективно существующих закономерностей, которые постоянно проявляются в обучении детей любому учебному предмету. Как обобщение выявленных закономерностей, принципы становятся руководством к действию. Чем объективнее прослеживаются как общедидактические, так и методические закономерности, тем эффективнее влияние принципов на процесс обучения.

Методика, как правило, рассматривается как отрасль дидактики: последняя изучает общие закономерности обучения, методика частные. Отсюда такие понятия, как лингводидактика, дидактика языка – фундаментальная часть методики. Многие дидактические понятия методика рассматривает сквозь призму своего предмета: принципы дидактики, методы, урок и пр. Например, принцип научности и доступности в дидактике формулируется в общем виде, а методисты находят такие формы преподнесения грамматического материала детям, чтобы он не утратил научности, но оказался доступным пониманию младших школьников. Подобным образом истолковываются в методике принципы наглядности, развивающего обучения; методика находит оптимальные соотношения теории и практики, по-своему использует методы, предложенные дидактикой: беседу, упражнение, рассказ учителя, наблюдения, анализ и синтез (например, анализ – грамматический разбор, синтез – построение текста).

Урок – дидактическое понятие, но уроков вне учебного предмета не бывает: все огромное разнообразие уроков литературного чтения, грамматики и правописания, сочинения, чистописания обеспечивается опять-таки методикой.

Дидактика вместе с педагогической психологией выдвигают концепции обучения, обеспечивающие прогресс образования. Так, изучение истории преобладающих методов показывает тенденцию постепенного возрастания познавательной активности и самостоятельности учащихся. Дидакты М.Н.Скаткин и И.Я. Лернер разработали следующую типологию методов обучения, взяв за ее основание степень познавательной активности школьников в учебном процессе:

1. Догматические методы: материал заучивается без обязательного понимания.

2. Репродуктивные: материал не только заучивается, но и воспроизводится.

3. Объяснительно-иллюстративные: материал разъясняется, иллюстрируется примерами, демонстрируется и должен быть понят учениками.

4. Продуктивные методы: материал должен быть не только понят, но и применен в практических действиях.

5. Эвристические, частично-поисковые методы: отдельные элементы нового знания добывает сам ученик посредством целенаправленных наблюдений, путем решения познавательных задач, проведения эксперимента и пр.

6. Проблемные методы: умение осознать проблему, а в отдельных случаях – и поставить ее, внести вклад в ее разрешение.

7. Исследовательские методы: высший уровень познания, приближающийся к деятельности научного работника, но в условном ключе субъективно-творческих задач (новое научное знание субъективно ново лишь для ученика, играющего роль исследователя).

Высшие ступени в этой типологии (5-7-й методы) вносят творческий элемент в деятельность ученика через накопление материала, его осмысление, обобщение: самостоятельно выводится новое знаниe. Применение методов высших рангов на протяжении ряда лет обучения обеспечивает умственное развитие. По мнению М.Н. Скаткинa (1971), ХХ век – это век освоения поисковых методов, хотя численно пока преобладают объяснительно-иллюстративные.

Нетрудно заметить, что психолого-дидактические подходы нацелены на развивающее обучение. Несмотря на различие психологических концепций, все они исходят из учения Л.С. Выготского, утверждавшего, что обучение идет впереди развития; в методике эта идея закрепилась еще со времени К.Д. Ушинского; последний писал: "Формальное развитие рассудка есть несуществующий призрак. рассудок развивается только в действительных реальных знаниях. ". Т.е. через учебный предмет, через его понятия, связи, закономерности, правила, системы.

Таким образом, уроки обучения грамоте должны проходить в четкой системе и соответствовать основным общедидактическим принципам: наглядности, научности, доступности, последовательности и развивающей направленности обучения.

Loading...Loading...