Медико педагогическое заключение в детский сад пример. Протокол заседания психолого-медико-педагогического консилиума
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 19"
Работа психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ
В основе деятельности
психолого-медико-педагогического консилиума лежат
следующие нормативные документы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ "Об образовании".
3. Письмо Министерства образования РФ
"Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в
образовательных учреждениях" от 27.03.2000 №27/901 - 6.
4. Положение о ПМПк
Целью ПМПк
является создание
целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия
для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья детей. Обеспечение системы
профессиональной деятельности "команды" специалистов, направленной на
создание социально-психологических условий для успешного развития каждого
ребёнка независимо от уровня его способностей в конкретной социальной среде.
Задачи консилиума определяются
Положением о ПМПк ДОУ.
В задачи консилиума входит:
· Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии с целью организации их развития и обучения в соответствии с индивидуальными возможностями.
· Обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к обучению и определения содержания, форм и методов их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития. Формирование на базе дошкольного учреждения специализированных групп по подготовке детей, имеющих особенности развития, готовности к школьному обучению как по основной общеобразовательной программе, так и по коррекционно-развивающим программам.
· Диагностическая и коррекционная работа с детьми на базе ДОУ.
· Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (памяти, речи, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально-волевого и личностного развития.
· Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.
· Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы.
· Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.
· Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
· Подготовка и ведение документации отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности в обучении. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка ее эффективности.
· Организация взаимодействия между педагогическим составом учреждения и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.
Приём детей на консилиум осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так по инициативе педагога детского сада. В этом случае заполняется письменное согласие родителей на обследование ребёнка и вносится в Карту развития ребёнка. При не согласии родителей (законных представителей) с ними может проводиться психологическая работа по созданию адекватного понимания проблемы.
Существуют следующие этапы создания и организации деятельности ПМПк ДОУ.
Организационный этап, содержанием которого является организация деятельности ПМПк в образовательном учреждении. Ответственными за организацию документации приказа по ДОУ о создании ПМПк, положение о ПМПк, графика работы ПМПк, договора о взаимодействии с зональной ПМПк, являются - руководитель ОУ, председатель ПМПкДОУ.
1 Подготовительный этап, содержанием которого является определение запроса инициатора обращения, составление договора между ДОУ(в лице заведующего) и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ, заполнение журнала записи детей на ПМПк, ответственный председатель ПМПк ДОУ.
2 этап организации работы ПМПк, содержанием деятельности которого является индивидуальное обследование ребёнка специалистами консилиума, уточнение и дополнение анамнестических сведений. Документация данного этапа – это индивидуальный план обследования ребёнка:
· Педагогическое обследование ребёнка проводят воспитатели и составляют на детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, педагогическую характеристику, где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях; индивидуальные особенности их развития, обучения и воспитания. Воспитатели заполняют представление на ребёнка.
· Психологическое обследование проводит педагог-психолог. На основе результатов диагностики старших дошкольников выявляет детей с уровнем психического развития, не соответствующего возрастной норме. Далее с ним проводится углубленная диагностика психической сферы (памяти, внимания, восприятия, мышления), развития эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер. После чего на каждого ребенка педагогом – психологом заполняется представление на ребёнка.
· Логопедическое обследование проводит учитель-логопед. Он выявляет дошкольников со сложными речевыми нарушениями и заполняет на них логопедическое представление.
· За медицинское обследование отвечает медицинский работник. Он представляет информационную справку о состоянии здоровья дошкольников и выписку из истории развития.
Ответственные за обследование ребёнка являются все специалисты консилиума.
3 этап – это коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Содержание деятельности этапа:выработать единое представление о характере и особенностях развития ребёнка; определить общий прогноз его развития; определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий; выбрать образовательный маршрут.Документация данного этапа:протокол консилиума, итоговое заключение, с рекомендациями специалистов, участникам образовательного процесса, журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк. Ответственные все члены консилиума.
4 этап – это направление ребёнка на зональную ПМПК (при необходимости). Содержание деятельности заключается в подготовке документов для направления ребёнка на зональную ПМПК. Все члены консилиума готовят документы: копия коллегиального заключения ПМПк; направление с заключениями врачей; психолого-педагогическая характеристика; рисунки и другие результаты продуктивной деятельности ребёнка; копия справки об инвалидности (при наличии). По результатам психолого-медико-педагогической комиссии дети могут быть направлены в группы компенсирующей направленности ДОУ, группу предшкольной подготовки (лекотеку), получать консультативную помощь специалистов.
5 этап – согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе. Содержание деятельности этого этапа– координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребёнка. Ответственные куратор ребёнка и все специалисты консилиума за заполнение документации: карта развития ребёнка, планы коррекционно-развивающих мероприятий всех специалистов консилиума.
6 этап – реализация рекомендаций консилиума. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами консилиума согласно скоординированному плану. У специалистов консилиума должны быть следующие документы: журнал учёта индивидуальных и групповых занятий; журнал консультаций.
7 этап – оценка эффективности коррекционно-развивающей образовательной детяельности. На этом этапе работы ПМПк оценивается изменение состояния ребёнка и необходимость дальнейшей работы с ним. Специалисты консилиума заполняют карту развития ребёнка (лист коррекционных занятий специалистов, лист контроля динамики).
Направлением деятельности ПМПк стала разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка; обеспечение преемственности и последовательности в работе с ним; выработка рекомендаций по основным направлениям работы с детьми; консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего; организация и проведение методических консультаций специалистами ПМПк.
Все эти этапы реализуются на заседаниях ПМПк ДОУ. Консилиум проводится под руководством Председателя консилиума, а в его отсутствие – заместителя председателя.
С целью обеспечения комплексного сопровождения детей, состав ПМПк дошкольного учреждения состоит из следующих специалистов:
" Заместителя заведующего по УВР;
" Учителей-логопедов;
" Педагога-психолога;
" Медицинского работника;
" Воспитателей коррекционных групп.
На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизиологическом развитии.
Консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.
В течение года проводятся плановые (четыре заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания ПМПк. Плановые консилиумы проводятся не реже одного раза в полугодие по итогам проведённой диагностики.
Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач:
· определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
· выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребёнка;
· динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.
Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения ранее проводимой коррекционной работы.
Задачами внепланового консилиума являются:
· решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
· изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы ребёнку, проходящему консилиум и взятому на коррекционно-развивающее обучение, назначается ведущий специалист, в первую очередь воспитатель группы, но может быть назначен любой другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение.
В мае на четвертом плановом (итоговом) заседании члены ПМПк анализируют результаты коррекционно-развивающей работы за учебный год и подводятся итоги. По итогам коррекционной работы составляется отчёт специалистов ДОУ.
Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции.
После каждого заседания ПМПк, не позднее чем через 2 дня, секретарь оформляет протокол. Документация хранится у председателя. Содержащаяся в ней информация строго конфиденциальна. Как показывает практика, для полноценного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья-необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи.
В сентябре на плановом подготовительном заседании ПМПкоформляются бланки первичных документов. С каждым из их родителей подписывается договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.Заполняется заявление на согласие обследования ребенка. Как правило, этим занимается руководитель ДОУ. Согласно подписанному договору он информирует родителей воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами консилиума.
На этом заседании также оформляется:
" Журнал записи детей на ПМПк, в который в последующем вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод и инициатор обращения.
" Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется перед проведением повторного обследования на ПМПк
Учитель-логопед и педагог-психолог знакомят членов консилиума с планами работы с детьми, имеющими особенности речевого и психофизиологического развития. Совместно составляются план работы ПМПк, график заседаний, рассматривается комплексная система коррекционной работы в ДОУ.
Консилиум проводится под руководством председателя (старшего воспитателя)
Председатель ПМПк не менее чем за 2 недели ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблем в развитии того или иного ребенка, организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
Ко второму заседанию (ноябрь) каждый специалист оформляет к консилиуму необходимую документацию. Например,психологическую,
Учитель-логопед, в свою очередь, проводит логопедическое обследование детей,
При обследовании на консилиуме должны быть представлены следующие документы:
· педагогическое представление на ребёнка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагога, работающего с ребёнком;
· подробная выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей
· свидетельство о рождении, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности.
На третьем заседании результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: заведующий, родитель с ребёнком, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться.
Заслушиваются воспитатели ДОУ, медицинские работники. Озвучивается информация, полученная из бесед с родителями. Представляются результаты диагностики нервно-психического развития детей. Заслушиваются результаты эпизодического контроля заведующей и старшего воспитателя. Проводится психолого-педагогический анализ состояния дел, определяются конкретные трудности и причины, вызывавшие эти затруднения.
Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребенком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, подсказать комплекс мероприятий в домашних условиях.
Консилиум позволяет решать вопросы с родителями о консультации других специалистов, вырабатывать общую педагогическую стратегию развития,обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений.
После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка с указанием и (без указания диагноза) с общими рекомендациями. Затем дети прошедшие ПМП консилиум направляются на зональнуюПМПК.
Основными функциями ПМПк являются диагностическая и методическая (консультационная).
Диагностическая функция предполагает своевременную (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии, а также выявление резервных возможностей развития.Кроме того, ПМПк отслеживает динамику развития детей с отклонениями в течение всего учебного года, осуществляя промежуточную и итоговую диагностику. В деятельности Консилиума важна не столько квалификация состояния ребенка, сколько определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.
Методическая (консультационная) функция связана с оказанием консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с учетом структуры дефекта ребенка и динамики его индивидуального развития.
Исходя из приоритетных направлений, выделенных членами ПМПк для работы с детьми, определяется содержание методической работы специалистов ДОУ. В годовых планах работы педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя освещается тематика выступлений на заседаниях методических объединений педагогов и родительских собраниях, перечень и сроки групповых и индивидуальных консультаций для воспитателей, родителей.
Муниципальное образовательное учреждение Красновосходская средняя общеобразовательная школа МО "Цильнинский район" Ульяновской области
ПРОТОКОЛ
31 . 08 . 2015 № 1
присутствовало 8 человек
Повестка
1.Утверждение Состава ПМПк. Распределение обязанностей между членами ПМПк.
2.Утверждение рабочих программ по КРО.
1. Утверждение Состава ПМПк.Распределение обязанностей между членами ПМПк.
Слушали: Председатель ПМПк ЗД УВР Волкова И.В.
Она отметила, что в 2015-2016 учебном году, как и в прошлые годы в состав ПМПк будут входить классные руководители 2-8 классов, ЗД УВР, медработник, школьный логопед, психолог и учитель, работающий с такой группой детей Иванова Л.А. В этом году 4 класса нет. В школе есть педагог-психолог. Если логопеда нет, то он приглашается по мере необходимости на договорной основе. В этом году в школе есть специалист логопед-директор школы. Для ведения документации нужен секретарь, за состоянием здоровья учащихся должен следить медработник. Ведущими специалистами являются классные руководители, в чьих классах обучаются эти учащиеся. Председателем ПМПк обычно назначается ЗД УВР, а секретарём --педагог-психолог Петрову Т.С..
Решили:
1.Включить в состав ПМПк:
Волкову И.В.-ЗД УВР – председатель ПМПк
Сидорову Д.В.-фельдшера ФАП
Педагога-психолога Хайванову Т.С.
Классных руководителей 2-8 классов:
2 класс- Риселёва Г.И.
3 класс –Котова Г.А.
5 класс- Тавлова Л.Г.
6 класс- Лайванова Т.С.
7 класс-Тазначеева А.В.
8 класс –Рупцова М.Г.
Трунина Л.А.- учитель по КРО.
2.Утверждение индивидуально-коррекционных рабочих программ.
Слушали: Петрову Т.С.Она зачитала список обучающихся, которые будут обучаться в школе по коррекционной программе: Иванов Денис-8 класс, Митина Анна -9 класс, обучение по программе для детей со средней умеренной умственной отсталостью.
Выступили: Трунина Л.А.-учитель Иванова Дениса и Митиной Ани. Она
представила рабочие программы по предметам для обучения этих учащихся.Трунина Л.А. сказала, что Митина А. недостаточно освоила программный материал 1 года обучения 8 вида, поэтому будет продолжать обучение по программе 8 вида 1 год обучения. Иванов Денис освоил программу 2 года обучения и будет обучаться по программе 3 года обучения.
Решили:
2.Утвердить рабочие программы по программе для детей со средней умеренной умственной отсталостью на 2015-2016 учебный год.
За – 8, против -0, воздержавшихся -0.
3.Утверждение плана работы на новый учебный год.
Слушали: Рупцова М.Г..- классный руководитель 8 класса. Она зачитала проект плана работы ПМПк на следующий учебный год.
Решили:
1.Утвердить план работы на 2015-2016 учебный год.
За – 8, против -0, воздержавшихся -0.
4.О прохождении комиссии ПМПК в текущем году.
Слушали: Волкова И.В.- ЗД УВР. Она представила перечень обязательной документации при представлении на ГМППК ребёнка школьного возраста.
1. Копия свидетельства о рождении ребенка или его паспорт (с 14-летнего возраста).
2
3 . Личное дело школьника; табель успеваемости по предметам и сведениями о пропусках занятий.
4. Заключение ПМПконсилиума учреждения (см приложение №3).
5. Педагогическая характеристика (см приложение №4)
6 . Психологическое представление (см приложение №5)
7 . Логопедическое представление (для младших школьников) (см приложение №6)
8. Контрольные работы по русскому языку, математике.
9.
10.
Психиатра с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития (дети старше 10 лет, представляемые впервые и дети, представляемые для смены образовательного маршрута дополнительно предоставляют результаты теста Векслера. Обследование психиатром и диагностика проводится в больнице им.Карамзина);
Логопеда (для младших школьников);
11 . Заключение Г
Далее она представила представила перечень обязательной документации при представлении на ГМППК ребёнка дошкольного возраста .
1. Копия свидетельства о рождении ребенка.
2 . Паспорт родителей (лиц их заменяющих). В случае если ребенок находится под опекой – удостоверение опекуна.
3. Заключение ПМПконсилиума учреждения.
4. Педагогическая характеристика.
5 . Психологическое представление.
6 . Логопедическое представление.
8. Рисунки, аппликации и другие результаты продуктивной деятельности ребенка.
9. Медицинская карта ребенка со дня рождения.
10. Подробная выписка (копия) из истории развития ребенка (анамнестические сведения) и заключения следующих специалистов (см. приложение № 2):
Педиатра об общем состоянии ребенка;
Невролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития;
Психиатра с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития;
Отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (привести данные о восприятии разговорной и шёпотной речи);
Офтальмолога с характеристикой органа зрения и с развернутым диагнозом;
Врача-ортопеда (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата);
Логопеда;
Сурдолога (данные аудиограммы для глухих и слабослышащих);
11 . Заключение Г ПМПК (муниципальной ПМПК) в случае повторного представления ребенка.
Ознакомила с особенностями приёма на комиссию.
1. На психолого-медико-педагогическую комиссию дети принимаются только при наличии полного пакета документов согласно перечню.
2. Прием детей на обследование осуществляется только в сопровождении родителей (законных представителей). При отсутствии родителей (лиц, их заменяющих) необходимо нотариально заверенное согласие лица, представляющего интересы (согласно Закону об образовании и инструктивному письму о психолого-медико-педагогической комиссии Управления образования МО РФ от 14.07.03 за №27/2967-б).
3 . Дети старше 10,5 лет (переведенные в 5 класс) впервые представляемые на ГПМПК принимаются только с разрешения Департамента образования и при наличии неудовлетворительных отметок по двум и более учебным предметам.
4 . На момент обследования ребенок должен быть здоров (в плане простудных, инфекционных и кожных заболеваний). Дети с остаточными явлениями чесотки, стрептодермии, дерматитов и других кожных заболеваний могут проходить обследование в случае предъявления соответствующей справки от врача-дерматолога. Дети с педикулезом не принимаются!
Она отметила, что 3 декабря при Большенагаткинской СОШ будет работать областная ПМПК.
Решили:
1.Ознакомить родителей с порядком прохождения ГПМПК.
2.Ознакомить родителей с перечнем необходимой документации для прохождения ГПМПК.
За – 8, против -0, воздержавшихся -0.
Секретарь: Петрова Т.С.
Задачи консилиума определяются Положением о ПМПк ДОУ.
В задачи консилиума входит:
- Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в физическом, интел-лектуальном и эмоциональном развитии с целью организации их развития и обучения в соответствии с индивидуальными возможностями.
- Обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к обучению и определения содержания, форм и методов их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития. Формирование на базе дошкольного учреждения специализированных групп по подготовке детей, имеющих особенности развития, готовности к школьному обучению как по основной общеобразовательной программе, так и по коррекционно-развивающим программам.
- Диагностическая и коррекционная работа с детьми на базеДОУ.
- Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (памяти, речи, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально-волевого и личностного развития.
- Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференциро-ванного подхода в процессе обучения и воспитания.
- Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы.
- Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.
- Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
- Подготовка и ведение документации отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности в обучении. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка ее эффективности.
- Организация взаимодействия между педагогическим составом учреждения и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.
Приём детей на консилиум осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так по инициативе педагога детского сада. В этом случае заполняется письменное согласие родителей на обследование ребёнка и вносится в Карту развития ребёнка. При не согласии родителей (законных представителей) с ними может проводиться психологическая работа по созданию адекватного понимания проблемы.
Существуют следующие этапы создания и организации деятельности ПМПк ДОУ.
Организационный этап, содержанием которого является организация деятельности ПМПк в образовательном учреждении. Ответственными за организацию документации приказа по ДОУ о создании ПМПк, положение о ПМПк, графика работы ПМПк, договора о взаимодействии с зональной ПМПк, являются - руководитель ОУ, председатель ПМПк ДОУ.
1 Подготовительный этап, содержанием которого является определение запроса инициатора обращения, составление договора между ДОУ(в лице заведующего) и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ, заполнение журнала записи детей на ПМПк, ответственный председатель ПМПк ДОУ.
2 этап организации работы ПМПк , содержанием деятельности которого является индивидуальное обследование ребёнка специалистами консилиума, уточнение и дополнение анамнестических сведений. Документация данного этапа - это индивидуальный план обследования ребёнка:
- Педагогическое обследование ребёнка проводят воспитатели исоставляют на детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, педагогическую характеристику, где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях; индивидуальные особенностиихразвития, обучения и воспитания. Воспитатели заполняют представлениена ребёнка.
- Психологическое обследование проводит педагог-психолог. На основе результатов диагностики старших дошкольников выявляет детей с уровнем психического развития, не соответствующеговозрастной норме. Далее с ним проводится углубленная диагностика психической сферы (памяти, внимания, восприятия, мышления), развития эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер. После чего на каждого ребенка педагогом - психологомзаполняется представление на ребёнка.
- Логопедическое обследование проводитучитель-логопед. Он выявляет дошкольников со сложными речевыми нарушениями и заполняет на них логопедическое представление.
- За медицинское обследование отвечает медицинский работник. Он представляет информационную справку о состоянии здоровья дошкольников и выписку из историиразвития.
Ответственные за обследование ребёнка являются все специалисты консилиума.
3 этап - это коллегиальное обсуждение : определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Содержание деятельности этапа:выработать единое представление о характере и особенностях развития ребёнка; определить общий прогноз его развития; определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий; выбрать образовательный маршрут.Документация данного этапа:протокол консилиума, итоговое заключение, с рекомендациями специалистов, участникам образовательного процесса, журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк. Ответственные все члены консилиума.
4 этап - это направление ребёнка на зональную ПМПк (при необходимости). Содержание деятельности заключается в подготовке документов для направления ребёнка на зональную ПМПК. Все члены консилиума готовят документы: копия коллегиального заключения ПМПк; направление с заключениями врачей; психолого-педагогическая характеристика; рисунки и другие результаты продуктивной деятельности ребёнка; копия справки об инвалидности (при наличии). По результатам психолого-медико-педагогической комиссии дети могут быть направлены в группы компенсирующей направленности ДОУ, группу предшкольной подготовки (лекотеку), получать консультативную помощь специалистов.
5 этап - согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе . Содержание деятельности этого этапа- координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребёнка. Ответственные куратор ребёнка и все специалисты консилиума за заполнение документации: карта развития ребёнка, планы коррекционно-развивающих мероприятий всех специалистов консилиума.
6 этап - реализация рекомендаций консилиума. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами консилиума согласно скоординированному плану. У специалистов консилиума должны быть следующие документы: журнал учёта индивидуальных и групповых занятий; журнал консультаций.
7 этап - оценка эффективности коррекционно-развивающей образовательной детяельности. На этом этапе работы ПМПк оценивается изменение состояния ребёнка и необходимость дальнейшей работы с ним. Специалисты консилиума заполняют карту развития ребёнка (лист коррекционных занятий специалистов, лист контроля динамики).
Направлением деятельности ПМПк стала разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка; обеспечение преемственности и последовательности в работе с ним; выработка рекомендаций по основным направлениям работы с детьми; консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего; организация и проведение методических консультаций специалистами ПМПк.
Все эти этапы реализуются на заседаниях ПМПк ДОУ. Консилиум проводится под руководством Председателя консилиума, а в его отсутствие - заместителя председателя.
С целью обеспечения комплексного сопровождения детей, состав ПМПк дошкольного учреждения состоит из следующих специалистов:
- Заместителя заведующего по УВР;
- Учителей-логопедов;
- Педагога-психолога;
- Медицинского работника;
- Воспитателей коррекционных групп.
На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизиологическом развитии.
Консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.
В течение года проводятся плановые (четыре заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания ПМПк. Плановые консилиумы проводятся не реже одного раза в полугодие по итогам проведённой диагностики.
Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач:
- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
- выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребёнка;
- динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.
Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения ранее проводимой коррекционной работы.
Задачами внепланового консилиума являются:
- решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы ребёнку, проходящему консилиум и взятому на коррекционно-развивающее обучение, назначается ведущий специалист, в первую очередь воспитатель группы, но может быть назначен любой другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение.
В мае на четвертом плановом (итоговом) заседании члены ПМПк анализируют результаты коррекционно-развивающей работы за учебный год и подводятся итоги. По итогам коррекционной работы составляется отчёт специалистов ДОУ.
Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции.
После каждого заседания ПМПк, не позднее чем через 2 дня, секретарь оформляет протокол. Документация хранится у председателя. Содержащаяся в ней информация строго конфиденциальна. Как показывает практика, для полноценного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья-необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи.
В сентябре на плановом подготовительном заседании ПМПкоформляются бланки первичных документов. С каждым из их родителей подписывается договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.Заполняется заявление на согласие обследования ребенка. Как правило, этим занимается руководитель ДОУ. Согласно подписанному договору он информирует родителей воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами консилиума.
На этом заседании также оформляется:
- Журнал записи детей на ПМПк, в который в последующем вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод и инициатор обращения.
- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк, который заполняется на каждом заседании.
- Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется перед проведением повторного обследования на ПМПк
Учитель-логопед и педагог-психолог знакомят членов консилиума с планами работы с детьми, имеющими особенности речевого и психофизиологического развития. Совместно составляются план работы ПМПк, график заседаний, рассматривается комплексная система коррекционной работы в ДОУ.
Консилиум проводится под руководством председателя (заместителя заведующего по УВР)
Председатель ПМПк не менее чем за 2 недели ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблем в развитии того или иного ребенка, организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
Ко второму заседанию (ноябрь) каждый специалист оформляет к консилиуму необходимую документацию. Например,психологическую,
Учитель-логопед, в свою очередь, проводит логопедическое обследование детей,
При обследовании на консилиуме должны быть представлены следующие документы:
- педагогическое представление на ребёнка, в котором должны быть отраженыпроблемы, возникающие у педагога, работающего с ребёнком;
- подробная выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей
- свидетельство о рождении, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности.
На третьем заседании результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: заведующий, родитель с ребёнком, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться.
Заслушиваются воспитатели ДОУ, медицинские работники. Озвучивается информация, полученная из бесед с родителями. Представляются результаты диагностики нервно-психического развития детей. Заслушиваются результаты эпизодического контроля заведующей и старшего воспитателя. Проводится психолого-педагогический анализ состояния дел, определяются конкретные трудности и причины, вызывавшие эти затруднения.
Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребенком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, подсказать комплекс мероприятий в домашних условиях.
Консилиум позволяет решать вопросы с родителями о консультации других специалистов, вырабатывать общую педагогическую стратегию развития,обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений.
После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка с указанием и (без указания диагноза) с общими рекомендациями. Затем дети прошедшие ПМП консилиум направляются на зональнуюПМПК.
Основными функциями ПМПк являются диагностическая и методическая (консультационная ).
Диагностическая функция предполагает своевременную (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии, а также выявление резервных возможностей развития.Кроме того, ПМПк отслеживает динамику развития детей с отклонениями в течение всего учебного года, осуществляя промежуточную и итоговую диагностику. В деятельности Консилиума важна не столько квалификация состояния ребенка, сколько определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.
Методическая (консультационная) функция связана с оказанием консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с учетом структуры дефекта ребенка и динамики его индивидуального развития.
Исходя из приоритетных направлений, выделенных членами ПМПк для работы с детьми, определяется содержание методической работы специалистов ДОУ. В годовых планах работы педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя освещается тематика выступлений на заседаниях методических объединений педагогов и родительских собраниях, перечень и сроки групповых и индивидуальных консультаций для воспитателей, родителей
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Опыт работы на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПМПк в ДОУ» Выкса 2013г. МБДОУ детский сад №34 «Теремок» са №34 «Теремок»
1. Конституция РФ. 2. Конвенция ООН о правах ребенка. 3. Закон РФ «Об образовании». 4. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». 5. Закон №181- ФЗ «О защите инвалидов в РФ». НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
6. Письмо Министерства образования РФ «Организация работы психолого – медико – педагогического консилиума в образовательных учреждениях» от 27.03.2000 г. №27/901 – 6. 7. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» 8. Устав и локальные акты регулирующие организацию образовательного процесса в ДОУ. 9. Положение о ПМПк МДОУ д /с №34 «Теремок». НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем интеллектуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей. Цель психолого – медико -педагогического консилиума
Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного возраста, имеющих отклонения. Обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к обучению и определения содержания, форм и методов их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития. Диагностическая и коррекционная работа с детьми на базе МБДОУ. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (памяти, речи, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально-волевого и личностного развития. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам. Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий. Подготовка и ведение документации отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности в обучении.. Организация взаимодействия между педагогическим составом учреждения и специалистами, участвующими в деятельности консилиума. Задачи ПМПк
Основные функции ПМПк: 1. Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его пребывания в д /саду. 2. Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции. 3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса. 4. Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Структура организации деятельности ПМПк
В состав ПМПк входят: Председатель ПМПк: - старший воспитатель. Члены ПМПк: - педагог-психолог; - учитель-логопед; - медицинский работник; - педагоги, работающие с детьми. Структура организации деятельности ПМПк
Этапы создания и организации деятельности психолого – медико – педагогического консилиума ДОУ Приказ по ДОУ о создании ПМПк Положение о ПМПк Договор о взаимодействии с муниципаль-ной ПМПК Организационный этап. Ответственные: заведующий ДОУ, председатель ПМПк ДОУ График работы ПМПк
Приём детей на консилиум. по запросу родителей по инициативе педагогов Письменное согласие родителей на обследование ребенка. по медицинским показаниям внеплановый: по запросу участников образовательного процесса
Договор между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ Журнал записи детей на ПМПк Этапы создания и организации деятельности психолого – медико – педагогического консилиума ДОУ Ответственный председатель ПМПк ДОУ 1 этап - подготовительный
Ведущим специалистом коррекционно-развивающей работы с воспитанником назначается в первую очередь воспитатель группы, но может быть назначен и другой специалист. Обсуждение ребенка на консилиуме планируется за две недели до его проведения. Председатель ПМПк ставит в известность родителей и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблемы, организует подготовку и проведение заседания ПМПк. Ведущий специалист обсуждаемого ребенка согласует с председателем список специалистов, участвующих в консилиуме. Специалисты, ведущие работу с ребенком, обязаны за 3 дня до проведения ПМПк предоставить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребенка за период с момента последнего консилиума. На ребенка, обсуждаемого на консилиуме, заводится карта психолого-медико-педагогического сопровождения, содержащая рекомендации индивидуального подхода к работе с ним. Карта исключает возможность ознакомления с ее содержанием посторонних лиц. Подготовка ПМПк
ПМПк проводится под руководством председателя консилиума. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвующие в обследовании или коррекционной работе, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Заключение специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. При направлении на ПМПк копия коллегиального заключения консилиума образовательного учреждения выдается на руки; копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов и коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу. Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее, чем за 3 дня после его проведения и подписывается председателем и всеми членами ПМПк. Председатель и члены ПМПк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума. Порядок проведения ПМПк
Педагогическое представление (характеристика), в котором отражены проблемы, возникающие у воспитателя работающего с ребенком Выписка из истории развития воспитанника (анамнез) Представление: психологическое – педагог – психолог; логопедическое – учитель – логопед; медицинское – врачи-специалисты. 2 этап – индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума. Ответственные специалисты ПМПк
3 этап – коллегиальное обсуждение Определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Протокол консилиума. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк. Итоговое заключение с рекомендациями специалистов, участниками образовательной деятельности. Документация.
Документы: копия коллегиального заключения ПМПк; направление с заключениями врачей; логопедическое представление; психологическое представление; психолого-педагогическая характеристика; рисунки и др. результаты продуктивной деятельности ребенка; копия справки об инвалидности (при наличии). По результатам ПМПК 4 этап – направление ребенка на муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию Группы компенсирующей направленности ДОУ Консультативная помощь специалистов.
Документация: карта развития ребенка; планы коррекционно – развивающих мероприятий всех специалистов консилиума. Ответственные: куратор ребенка, все специалисты консилиума. 5 этап – согласование деятельности специалистов по коррекционно – развивающей работе.
Документы специалистов: журнал учета индивидуальных и групповых занятий; журнал консультаций. Специалисты консилиума заполняют карту развития ребенка. 6 этап – реализация рекомендаций консилиума. 7 этап – оценка эффективности коррекционно – развивающей работы.
Психолого-медико-педагогические консилиумы Плановые Внеплановые Проводятся не реже 1 раза в квартал по итогам диагностики Собираются по запросам участников образовательного процесса
определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии; выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы. Задачи организации деятельности планового консилиума.
решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам; изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности. Задачи организации деятельности внепланового консилиума.
В ходе деятельности ПМПк оформляется следующая документация: 1 . Годовой план и график плановых заседаний ПМПк 2. Журнал записи детей на ПМПк. 3. Журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк. 4.Карты развития воспитанников. 5.Список специалистов консилиума, расписание их работы. 6. Карты психолого-медико-педагогического сопровождения детей. 7. Протоколы заседаний ПМПк. 8. Журнал регистрации архива ПМПк.
Интеграция специалистов и законных представителей ребенка в ходе коррекционно-развивающей работы
Спасибо за внимание!
Протокол заседания №1
МБДОУ детского сада №43
Итоги адаптации вновь поступивших дошкольников. Определение содержания ПМПк сопровождения.
От 01.09.2014г.
Присутствовали:
Повестка дня:
- Рассмотрение нормативно - правовой документации, регламентирующей деятельность ПМПк.
- Принятие плана работы ПМПк на 2014-2015 учебный год.
- Определение состава специалистов ПМПк и организация их взаимодействия.
- Итоги адаптации;
- Определение методик и сроков обследования детей группы риска специалистами МБДОУ.
Слушали:
- Степкину Н.М. с планом работы ПМПк на 2014-2015 учебный год.
- Баландину Т.С с предложением о включении в состав психолого-медико-педагогического консилиума на 2014-2015 учебный год по сопровождению учащихся с особыми потребностями следующих педагогов: Кузьменко Е.В., Ковальчук Н.Г., Бузину А.А, Квашину В.Г. – ст медсестру, председателем назначить воспитателя Степкину Н.М.
- Бузину А.А. , Кузьменко Е.В., Ковальчук Н.Г. с итогами адаптации вновь прибывших дошкольников. Особое внимание обращали на резервные возможности развития дошкольников.
- Степкину Н.М. с предложением об организации обследования детей группы риска специалистами МБДОУ.
Решение ПМПк:
- Принять к сведению Положение о ПМПк.
- Утвердить предложенный график работы и план работы консилиума по сопровождению воспитанников с особыми потребностями.
- Утвердить предложенный состав психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению воспитанников с особыми потребностями. Назначить председателем ПМПк Степкину Н.М.
- Оформлять необходимую документацию ПМПк, отражающую развитие ребенка, динамику его состояния по мере необходимости в течение 2014-2015 учебного года.
Члены ПМПк:
Бузина А.А
Протокол заседания №2
психолого - медико - педигагического консилиума (ПМПк)
МБДОУ детского сада №43
Анализ результатов обследования детей специалистами.
От 04.03.2015г.
Председатель ПМПк Степкина Надежда Михайловна
Члены ПМПк:
Кузьменко Елена Владимировна воспитатель
Ковальчук Наталья Григорьевна воспитатель
Бузина Анастасия Анатольевна воспитатель
Квашина Валентина Григорьевна ст. медсестра
Повестка дня:
- Обсуждение результатов обследования детей специалистами МБДОУ;
- Определение образовательных маршрутов и характера помощи данным детям;
- Анализ предварительной готовности к школьному обучению.
Слушали:
- Квашину В.Г. с отчетом о результатах обследования детей специалистами МБДОУ.
- Квашину В.Г. с предложениями о характере помощи, данным детям.
- Ковальчук Н.Г. с анализом о предварительной готовности детей подготовительной группы школьному обучению.
Решение ПМПк:
- По результатам обследования детей нуждающихся в сопровождении ПМПк по образовательным потребностям не выявлено.
- Воспитателям подготовительной группы учитывать в своей работе индивидуальные особенности развития ребенка, его возможности, потребности и строить учебно- воспитательный процесс в соответствии с ним. Отношения с детьми строить с опорой на эмоциональный контроль и контакт.
Председатель ПМПк ________________ Степкина Н.М.
Члены ПМПк:
Кузьменко Е.В.
Ковальчук Н.Г.
Бузина А.А
Квашина В.Г.
Протокол заседания №3
психолого - медико - педигагического консилиума (ПМПк)
МБДОУ детского сада №43
Коррекционная психолго-педагогическая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии. Консультативные занятия для родителей.
От 04.03.2014г.
Присутствовали:
Председатель ПМПк Степкина Надежда Михайловна
Присутствовали: Баландина Татьяна Сергеевна заведующий
Кузьменко Елена Владимировна воспитатель
Ковальчук Наталья Григорьевна воспитатель
Бузина Анастасия Анатольевна воспитатель
Квашина Валентина Григорьевна ст. медсестра
Повестка дня:
- Анализ результатов диагностики и определение динамики работы с детьми, нуждающимися в коррекции.
- Анализ итоговой диагностики ребенка к школе (состояние здоровья и физического развития детей группы риска).
- Подготовка рекомендаций для родителей и педагогов по дальнейшему сопровождению детей группы риска.
- Формирование коллегиальных заключений.
Слушали:
- Степкину Н.М. о результатах диагностики детей нуждающихся в коррекции, и определение дальнейшей работы с детьми.
- Ковальчук Н.Г. о результатах готовности детей подготовительной группы к школе, диагностика здоровья, физическое состояние детей.
- Бузину А.А о подготовки рекомендаций для родителей и педагогов по дальнейшему сопровождению детей группы риска.
- Кузьменко Е.В. о формировании коллегиальных заключений.
Решение ПМПк:
- Согласно результатам диагностики организовать воспитательно- образовательную работу с детьми, нуждающимися в коррекции.
- В работе с детьми подготовительной группы учитывать индивидуальные особенности ребенка, а та же его физическое и соматическое состояние.
- Подготовить необходимые консультации для родителей и педагогов, о работе с детьми нуждающихся в коррекции.
- Оформить коллегиальные заключения.
Председатель ПМПк ________________ Степкина Н.М.
Члены ПМПк:
Кузьменко Е.В.
Ковальчук Н.Г.
Бузина А.А
Квашина В.Г.